Меню

Схема автомобиля при приемке

Акт приема-передачи автомобиля

Функция акта приема-передачи автомобиля заключается в том, чтобы зафиксировать передачу объекта между двумя физическими лицами, юридическими или физическим и юридическим лицом. Документ выступает приложением к договору о купле-продаже автомобиля, по отдельности они не имеют юридическом силы. Разберемся, как составить акт, если сторонами сделки выступают юрлица.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

Общая информация о документе

Акт приема-передачи автомобиля — это первичный документ бухгалтерского учета. На его основе специалист организации списывает с баланса объект или принимает на баланс. Заполненный бланк хранится вместе с договором и платежными бумагами, сведения о нем вносят в журнал регистрации входящих документов.

Бланк применяется не только при покупке или продаже автомобиля, он используется для фиксации перехода любого транспортного средства от одного хозяина к другому. Кроме того, этот документ составляют и в автосалоне при покупке нового транспортного средства.

Важно! При наличии подписанного обеими сторонами акта расторгнуть договор купли-продажи будет возможно только в судебном порядке. Без акта передача транспорта будет признана несостоявшейся, поскольку договор — это лишь факт наличия намерения участия в сделке, а акт — ее завершающий этап.

О чем нужно помнить при передаче автомобиля

При подписании акта нужно помнить о том, что:

  1. Поставив свою подпись, сторона сделки дает понять, что техническое состояние автомобиля ей известно и осмотр на предмет неисправностей и поломок был произведен. После подписания бумаги предъявить претензии бывшему хозяину будет сложно, поскольку подразумевается, что новый владелец был со всем согласен.
  2. Вместе с автомобилем необходимо получить еще и документы на него. Это паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации авто, сервисная книжка, документ, который удостоверяет, что техосмотр машины был пройден.
  3. Нотариального заверения бумаги не требуется. Достаточно подписей и печатей, если одна из сторон — ИП или юрлицо.

Как составить акт приема передачи авто

При составлении следует помнить о таких моментах:

  1. Унифицированной формы этого акта не существует, но если сторонами выступают юридические лица, то они используют бланк, закрепленный в учетной политике организации специальным приказом. Бланк разрабатывают самостоятельно, внося в него необходимые реквизиты.
  2. Для физлиц нет таких строгих правил. Можно использовать рукописный вариант, но в том случае важно все верно заполнить. Как правило, сам документ составляют на компьютере, распечатывают и ставят подписи.
  3. Следует избегать ошибок, опечаток, неточностей, небрежного написания. Если они были допущены, лучше составить новый акт.
  4. Документ нужно формировать в двух экземплярах — для обеих сторон сделки.

Текст бумаги условно делится на три части: вводную, основную, заключительную.

Вводная часть

Здесь указывают следующие сведения:

  • что документ является приложением к договору, номер договора, дату;
  • название акта;
  • место (город или иной населенный пункт) и дату подписания.

Основная часть

Основной текст должен начинаться с указания информации о продавце и покупателе (наименование компаний, должности и ФИО представляющих их лиц), далее идет номер договора купли-продажи автомобиля и дата его создания.

После этого указывают факт передачи объекта и информацию о самом автомобиле:

  • марку;
  • категорию;
  • год выпуска;
  • VIN;
  • параметры двигателя;
  • цвет;
  • номер ПТС;
  • есть ли дополнительное оборудование.

К сведению! Этот список можно дополнить и другой информацией об автомобиле, например: ценой, дополнительными документами и т.д.

Заключительная

Здесь указывают, что вся информация об автомобиле сверена, претензий к состоянию автомобиля не имеется, деньги переданы продавцу или уплачены в кассу организации. Продавец не имеет претензий к покупателю по расчетам за переданный автомобиль. Кроме того, можно указать, что настоящий акт составлен в двух экземплярах и оба они имеют равную юридическую силу.

Далее идут подписи продавца и покупателя с расшифровками.

К сведению! Процедура купли-продажи регламентируется Гражданским кодексом, а именно его 30 главой.

В случае если передача автомобиля происходит при процедуре его аренды, то акт составляется в соответствии с договором аренды транспортного средства. Сторонами будут в этой ситуации арендодатель и арендатор. В остальном никаких отличий нет.

Схема автомобиля при приемке

Приемка автомобиля в автосервисе

Заполнение многих заявок целесообразно проводить у автомобиля. Лучшим вариантом является прямая приемка, позволяющая не только решить проблему выявления потребностей клиентов, но и увеличить объем работ по каждому автомобилю.

Правила приемки автомобиля:

• Проявляйте профессионализм. Не принимайте автомобиль со слов клиента. Всегда осмотрите автомобиль сами;

• Проведите осмотр автомобиля на профессиональном уровне. Обратите внимание клиента на то, что обязательно нужно сделать сейчас, что можно сделать в ближайшее время, что нужно предусмотреть и предупредить;

• Обращайтесь с автомобилем клиента аккуратно. Если вам нужно сдвинуть сиденье, сделайте отметку для того, чтобы его можно было поставить в первоначальное положение;

• Перегоняя автомобиль на подъемник, ехать нужно медленно, без резких рывков и торможений. Не хлопайте дверью, не включайте аппаратуру, прикуриватель;

• Во время ремонта накиньте накидку на крылья, сиденья. Не кладите на автомобиль запасные части, ключи;

• После окончания работы на автомобиле уберите все следы вашего вмешательства: вытрите пятна на капоте, руле, замке, ручках двери, крыше. Верните все в первоначальное положение. Снятые с автомобиля запасные части соберите в пакет и положите в багажник;

• При выдаче автомобиля возьмите заказ, подробно объясните клиенту, что сделано по каждому пункту заказа, какие запасные части заменены, что следует предусмотреть или чего не следует допускать после ремонта;

• Проверьте работу автомобиля на ходу. Дайте возможность клиенту убедиться в качестве выполненных работ.

• Обязательно напомните клиенту о гарантиях и предстоящих работах. Скажите, что вы всегда рады ему помочь.

После определения объема работ может быть произведен квалифицированный расчет стоимости, большинство клиентов этого требуют. Расчет проводят четко и добросовестно, ибо клиенты, которые позже должны будут заплатить большую сумму, чем ожидали, во многих случаях будут недовольны. Перед выполнением дополнительных работ получите на это согласие клиента.

В некоторых случаях, чаще всего в связи с ремонтом после аварии, клиент или страховое агентство требует обязательное письменное определение стоимости — предварительный счет. В нем должен содержаться перечень всех рабочих позиций с рабочим временем и выручкой СТО за сервисные услуги, включая применение необходимых запасных частей с указанием цены. При этом нужно быть осторожным в случаях, когда неисправности могут быть точно определены только после демонтажа узлов и агрегатов. В таких случаях Вы должны подстраховаться, вписав в предварительный счет, например, такую формулировку: «Расчет расходов на ремонт коробки передач не включен в данный предварительный счет и может быть проведен только после ее извлечения и демонтажа».

Действующие названия бланков и документов в автосервисе

Для понимания назначения бланков, схемы прохождения документов предлагается следующая терминология:

Заявка — документ, отражающий предполагаемые (заявляемые) клиентом работы, он содержит:

• минимально необходимые данные о клиенте и его автомобиле;

• типы заявляемых работ;

• описание дефектов автомобиля при приемке;

• ориентировочную стоимость выполнения работ;

• на обратной стороне — общие положения, действующие на СТО;

• требование на склад (внутренний документ, содержащий перечень запасных частей и материалов, заявленных для выполнения работ, указанных в заявке).

Пропуск—документ-приглашение для самостоятельного прохода клиента в производственную зону.

Заказ-наряд — финансовый документ, имеющий юридическую силу в качестве договора с клиентом на выполнение работ и ответственности за них, основание для расчета с клиентом.

Счет (калькуляция)—документ, передаваемый клиенту для предварительной оплаты товаров и услуг на основании предварительного расчета заказ-наряда.

Читайте также:  Шевроле орландо система охлаждения двигателя схема

Счет-фактура—документ на полную либо частичную оплату заказываемых запасных частей и заявляемых работ.

Технологическая карта — документ, содержащий порядок, перечень работ на данный вид ремонта, операции.

Карта диагностики — документ с указанием перечня проверяемых узлов, результатами проверок и выводами о режиме эксплуатации автомобиля (например, эксплуатация запрещена, допустимо передвижение с соблюдением мер предосторожности к месту основной стоянки).

Карточка клиента с обязательной информацией:

1. Для частных лиц: фамилия, имя, отчество, дата рождения, домашний адрес, контактный телефон, идентификационный номер.

2. Для организаций: название, юридический адрес, контактный телефон, фамилия, имя, отчество лица, ответственного за автомобиль, данные из свидетельства плательщика НДС.

3. Государственный номер автомобиля, номер кузова автомобиля.

4. Дата последней корректировки.

5. Фамилия и инициалы регистратора последних изменений.

Карточка автомобиля должна содержать следующую информацию:

1. Номер кузова и двигателя автомобиля.

2. Марка, цвет, комплектация автомобиля.

3. Дата и условия продажи автомобиля.

4. Государственный номер, дата и место регистрации автомобиля.

5. Дата первого обращения на СТО.

6. Дата последней корректировки.

7. Фамилия и инициалы регистратора последних изменений.

Картотека клиентов используется для обеспечения заботы о клиентах. Это

дает возможность работать с клиентами индивидуально: посылать письма и предупреждать их о чрезвычайно выгодных сервисных мероприятиях (информация о расширении предоставляемых услуг, юбилейные, рекламные акции) или же о важнейших сроках (напоминание сроков проведения установленных заводом-изготовителем технических осмотров, напоминание об окончании гарантийного периода). Индивидуальная работа с клиентом особенно выгодна в период минимальной загрузки станции технического обслуживания.

В зависимости от вида работ менеджер оформляет следующие документы:

Диагностика

Приобретение или заказ 34 и материалов

Счет-фактура

Заказ-наряд

Заказ-наряд

Заказ-наряд

Накладная

Требование на склад

Карта диагностики

Требование на склад

Технологическая карта

После согласования с клиентом вида и объема работ, которые должны быть проведены на автомобиле, менеджер по работе с клиентами в присутствии клиента заполняет заявку, которая как важнейший документ:

является согласованным договором между клиентом и предприятием о проведении работ и вступает в силу после ее подписания клиентом (этим клиент выражает согласие с действующими на предприятии условиями обслуживания, которые должны быть перечислены на информационном стенде в столе заказов и продублированы в документе);

содержит однозначное описание заявляемых работ для участка или механиков;

вместе с требованием на склад служит основанием для выставления подробного и правильного счета клиенту.

Поэтому очень важно четко заполнить заявку. Заявку обязательно подписывают клиент и представитель СТО (менеджер по работе с клиентами) .Требование на склад дает возможность составить полный и наглядный список всех необходимых запасных частей и материалов, применяемых в рамках выполнения заявки, с целью выставления счета и для проведения периодического контроля наличия запасных частей и доукомплектования склада.

Для оформления заявки на выполнение ремонта:

— определяется пробег автомобиля;

— определяется наличие и резервирование запасных частей;

— определяется нормируемое время на данный вид ремонта;

— определяется предварительная стоимость выполнения ремонта;

— согласовывается с клиентом: стоимость ремонта, время получения автомобиля.

Для оформления заявки на выполнение технического обслуживания:

— определяется пробег автомобиля;

— определяется нормируемое время на данный вид ТО;

— определяется предварительная стоимость ТО;

— согласовывается с клиентом время получения автомобиля.

Для оформления заявки на проведете диагностики:

— определяется пробег автомобиля;

— определяется нормируемое время на данный вид диагностики;

— определяется предварительная стоимость диагностики;

— согласовывается с клиентом стоимость диагностики.

Для оформления заявки на проведение гарантийного ремонта:

— определяется пробег автомобиля;

— уточняется дата продажи автомобиля;

— определяется вид работ;

— определяется приоритетность исполнения.

Для оформления заявки необходимо получить следующую информацию: VIN-номер автомобиля (без VIN-номера автомобиля заявка не оформляется); модель автомобиля; другую необходимую информацию, перечень которой определяется в каждом конкретном случае в соответствии с инструкциями завода-изготовителя и указаниями в технической документации.

В столе заказов:

• принимаются предварительные заявки и заказы на обслуживание автомобилей на СТО на основании информации, полученной от клиента;

• планируется загрузка производственных мощностей СТО;

• принимаются к расчету закрытые (выполненные) наряды;

• координируются с мастером работы на предстоящие дни;

• проводится оповещение клиентов о выполнении заказов.

В кассе проводятся расчеты по выполненным заказ-нарядам.

Технологический процесс приемки

После проведения уборочно-моечных работ клиент загоняет ав­томобиль в зону приемки.

Контролер-приемщик устанавливает автомобиль на подъемник поста приемки. Затем, осматривая автомобиль и беседуя с клиентом, определяет вид и объем работ, а также необходимость проведения диагностирования. После предварительного определения объема и вида работ приемщик обязан произвести тщательный осмотр авто­мобиля в соответствии с технологической картой маршрутного осмо­тра. Во время проведения осмотра он должен регистрировать все об­наруженные им неисправности.

По окончании осмотра приемщик должен перегнать автомобиль на напольный пост и перейти к оформлению первичной документа­ции, которая включает в себя:

• заявку владельца на проведение ТО и ремонта;

• приемосдаточный акт о комплектности автомобиля.

Заказ-наряд может оформляться в четырех экземплярах. При этом первый экземпляр с подколотой заявкой владельца (подлинник) оста­ется в кассе СТОА, второй — направляется исполнителю через ма­стера производственной зоны, третий — экономисту-нормировщику для подсчета объема реализации услуг, а четвертый — владельцу ав­томобиля.

Второй экземпляр после выполнения работ направляется в бух­галтерию для расчета зарплаты исполнителя. Также по второму эк­земпляру исполнитель выписывает требования на получение запас­ных частей и материалов со склада СТОА.

Заказ-наряд может оформляться и в трех экземплярах. Тогда пер­вый экземпляр с подколотой заявкой владельца (подлинник) остает­ся в кассе СТО (хранится до пяти лет). Второй экземпляр направля­ется исполнителю бухгалтерии, экономисту (верхняя часть второго экземпляра с номером заказа-наряда используется бухгалтером для расчета заработной платы исполнителя и экономистом для расчета экономических показателей, а нижняя — в качестве требования ис­полнителя наряда передается на склад для получения запасных ча­стей и материалов). Третий экземпляр выдается владельцу автомо­биля. При этом на втором экземпляре может иметься цветная диа­гональная полоса для отличия его от первого и третьего экземпля­ров.

В заказе-наряде должны проставляться только те виды работ, со­гласие на проведение которых дал клиент. При отказе клиента про­водить работы, связанные с устранением отказов и неисправностей узлов, агрегатов и систем автомобиля, влияющих на безопасность движения, мастер-приемщик делает об этом отметку на бланке заказа- наряда, а при выдаче автомобиля на бланк ставится штамп «Автомо­биль неисправен, эксплуатации не подлежит!». Эта запись подтверж­дается подписью владельца.

После оформления документов мастер-приемщик отправляет ав­томобиль в производственную зону. При необходимости проведения нескольких видов работ, например нескольких видов ремонта и об­служивания, он должен выбрать оптимальную схему очередности их проведения с учетом степени загруженности участков и техно­логической последовательности выполнения работ на данном авто­мобиле.

Основные работы по определению технического состояния авто­мобиля, проводимые при приемке, следующие.

1. Проверка двигателя и систем:

• контроль уровня масла, легкости пуска, устойчивости работы дви­гателя на различных режимах, наличия посторонних стуков, шу­мов;

• контроль токсичности отработавших газов, проверка герметич­ности системы охлаждения, натяжения и состояния приводных ремней;

• проверка аккумуляторной батареи (трещины, подтеки, напряже­ние).

2. Проверка кузова (выявление вмятин, царапин, трещин, взду­тия краски), состояния сидений и обивки.

3. Проверка коробки передач, карданного вала, заднего моста (контроль повреждений картера, подтекания масла, люфтов).

Работы по проверке узлов, агрегатов и систем, влияющих на без­опасность движения, следующие.

1. Проверка герметичности системы питания двигателя.

Читайте также:  Двигатель стуки работает как дизельный

2. Осмотр ветрового стекла (трещины, механические поврежде­ния).

3. Проверка арматуры кузова (работы стеклоочистителей, форсу­нок омывателей стекла, стеклоподъемников, отопителя салона; про­верка исправности замков дверей, ремней безопасности, запоров багажника, капота, петель и ограничителей дверей, крепление сала­зок сидений, зеркал заднего вида).

4. Проверка приборов освещения, световой и звуковой сигнали­зации.

5. Проверка дисков колес и шин (наличие трещин и вмятин дис­ков, степень износа протектора, наличие разрывов и вздутий шин, давление воздуха в шинах).

6. Проверка рулевого механизма, рулевых тяг, рычагов и пружин подвески на наличие повреждений и люфтов.

7. Проверка приводов стояночного и гидравлического тормозов (нарушение герметичности, механические повреждения трубопро­водов и шлангов тормозной системы, уровень тормозной жидко­сти).

Общая трудоемкость проведения работ по приемке составляет 0,25. 0,35 чел.-ч.

Одним из подразделений участка приемки автомобилей является «Стол заказов».

В помещении стола заказов предприятия автосервиса должны быть следующие документы и специальная информация:

• правила оказания услуг (выполнения работ) по ТО и ремонту ав­тотранспортных средств;

• перечень услуг, оказываемых данным предприятием;

• стоимость нормочаса на наиболее часто встречающиеся услуги (диагностика, мойка, ТО по талонам сервисной книжки и т.д.);

• перечень запасных частей повышенного спроса, имеющихся в на­личии на текущий день;

• образцы заполнения первичной документации;

• стенд с образцами имеющихся в наличии красок и обивочного материала;

• информация об обслуживающем персонале на производственных участках и в столе заказов;

• информация о местонахождении книги отзывов и предложений, кассы, рабочих мест работников стола заказов и администрации, режиме работы предприятия;

• адреса ближайших предприятий автосервиса и их телефоны;

• данные об обществе по защите прав потребителей. В столе заказов также должны иметься следующие документы: журнал учета заказов; журнал предварительной записи на ТО и ре­монт автомобилей; журнал очередности записи на запасные части (в том числе для инвалидов ВОВ); контрольный экземпляр нормативов трудоемкости работ по моделям автомобилей; прейскуранты на за­пасные части; Положение о государственном периодическом техни­ческом осмотре автомобилей; журнал учета выдачи справок о готов­ности автомобилей к техосмотру (в случае наличия договора между СТОА и ГИБДД); каталоги запасных частей на автомобили; книга отзывов и предложений; Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам; Пра­вила обслуживания иностранных автотуристов; инструкции по экс­плуатации автомобилей; руководства по ремонту автомобилей РД 37.009.024—92 и Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов ав­томобилей предприятиями автотехобслуживания; Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и другие нормативные до­кументы.

Нормативные документы должны выдаваться заказчику по перво­му требованию.

Полная оплата выполненных услуг производится владельцем по­сле завершения всех работ, указанных в заказе-наряде, после чего автомобиль выдается заказчику.

Участок диагностирования. Техническое диагностирование на СТОА проводится при предпродажной подготовке (Дп п), приемке (Дп), выполнении ТО и TP (Др), при контроле качества выполнен­ных работ (Дк) и в качестве отдельного вида услуг по заявкам (Д3) (рис. 7.3).

Рис. 7.3. Схема организации диагностирования автомобилей на СТОА

Диагностирование Дп при приемке автомобилей позволяет объ­ективно определить их техническое состояние, уточнить объем работ, обеспечивающих восстановление работоспособности АТС.

Диагностирование Др применяют при проведении регулировоч­ных работ, проводимых на постах ТО и ТР.

Диагностирование Дк проводят при оценке качества выполнен­ных на СТОА работ.

Диагностирование Д3 по заявкам владельцев проводят на специ­ализированных постах, оснащенных современным стационарным и переносным технологическим оборудованием.

Участок диагностирования размещается в непосредственной близости от участков приемки и постов ТО и ремонта.

Выбор оборудования и инструмента в основном определяется мощностью СТОА и видами оказываемых ею услуг, а регламентиру- ггея табелем технологического оборудования и специнструментов пня СТОА.

Обычно на производственной площади участков диагностирова­ния организовываются тупиковые или проездные посты (рис. 7.4), которые могут быть однопостовыми, двухпостовыми, а иногда и грехпостовыми.

Рис. 7.4. Планировка двухпостового участка диагностирования на СТОА: 1— площадочный стенд для проверки установки управляемых колес; 2 — пульт управ­ления площадочного стенда; 3 — инструментальный шкаф; 4 — стеллаж с комплектом СТД углубленного диагностирования; 5 — пульт управления и индикации тягового стенда; 6 — вентилятор; 7— мотор-тестер; 8 — роликовый узел тягового стенда; 9 — расходомер топлива; 10— воздухораздаточная колонка; 11 — газоанализатор; 12 — устройство для отвода отработавших газов; 13 — стенд для проверки амортизаторов; 14 — верстак; 15 — станок для балансировки колес на автомобиле; 16 — роликовый узел тормозного стенда; 17 — прибор для проверки установки фар; 18— пульт управ­ления и индикации тормозного стенда; 19— верстак; 20— подъемник

Зона технического обслуживания и ремонта. Обычно на СТОА посты ТО и TP размещаются в одной зоне.

Посты технического обслуживания предназначены для осуществления регламентных работ, обеспечивающих снижение интенсивности изменения параметров технического состояния агрегатов и систем автомобиля, выявление и предупреждение отказов и неис­правностей. Техническое обслуживание заключается в наружном осмотре автомобиля и выполнении регулировочных, контрольных, крепежных, смазочно-заправочных работ, а также оно предусматри­вает проверку функционирования двигателя, рулевого управления, механизмов и приборов, электротехнические, шинные и прочие ра­боты.

Рис. 7.5. Планировка поста диагностирования с комбинированным стен­дом для проверки тяговых и тормозных свойств грузовых автомобилей: 1 — площадочный стенд для проверки установки управляемых колес; 2 — пульт инди­кации площадочного стенда; 3 — стенд для проверки амортизаторов; 4 — устройство для отвода отработавших газов; 5 — станок для балансировки колес на автомобиле; б — стеллаж с переносными приборами углубленного диагностирования; 7 — ролико­вый узел комбинированного стенда; 8— осмотровая канава (при необходимости); 9 — мотор-тестер; 10 — подъемник; 11 — вентилятор; 12 — прибор для проверки и уста­новки фар; 13 — пульт управления и индикации комбинированного стенда; 14 — стеллаж-верстак; 15— воздухораздаточная колонка; 16 — инструментальный шкаф

В данной зоне располагаются подъемники, специализированное технологическое оборудование и инструменты для проведения ра­бот.

Регулировочные работы предусматривают восстановление рабо­тоспособности систем, механизмов и агрегатов автомобиля до уров­ня, требуемого техническими условиями. Зазоры, свободный ход, люфты регулируются с помощью предусмотренных конструкцией специальных механизмов.

Крепежные работы при обслуживании необходимы для устране­ния обнаруженных подтеканий масла, тормозной жидкости, анти­фриза, топлива и других технических жидкостей через соединения. Также проверяется затяжка резьбовых соединений двигателя, короб­ки передач, элементов подвески, рулевого управления и др.

Смазочно-заправочные работы включают в себя проверку уров­ня, долив или замену масла в агрегатах и механизмах автомобиля, дозаправку или замену тормозной и охлаждающей жидкостей, заме­ну фильтрующих элементов и т. д.

Посты текущего ремонта предназначены для проведения опе­раций по восстановлению исправного состояния автомобиля посред­ством замены изношенных и поврежденных деталей на новые или

Рис. 7.6. Планировка поста диагностирования при ограниченных про­изводственных площадях:

/ — площадочный стенд для проверки установки управляемых колес; 2 — пульт инди­кации площадочного стенда; 3 — станок для балансировки колес на автомобиле; 4 — устройство для отвода отработавших газов; 5 — роликовый узел тягового стенда; 6 — роликовый узел тормозного стенда; 7— пульт индикации тормозного стенда; 8— пульт индикации тягового стенда; 9 — прибор для проверки установки фар; 10 — вентиля­тор; 11 — мотор-тестер; 12 — стеллаж с переносными приборами углубленного диа- I мостирования; 13 — газоанализатор; 14 —расходомер топлива; 15—воздухоразда- шчная колонка; 16— верстак отремонтированные. Все ремонтные работы на СТОА по характеру и месту производства подразделяются на работы, выполняемые не­посредственно на автомобиле, и на работы, производимые на про­изводственных участках. При наличии на станции специализирован­ных участков на постах производятся в основном разборочно- сборочные операции по замене отдельных деталей или снятию и установке агрегатов. Остальные работы в зависимости от их вида распределяются по агрегатному, электротехническому, шиноремонт­ному и другим участкам, куда направляются на ремонт снятые с ав­томобиля узлы и агрегаты.

Читайте также:  Как починить машину настоящую

Разборку и сборку автомобиля, его агрегатов и узлов производят на подъемниках с применением соответствующего оборудования, инструментов и приспособлений. Широко используются специаль­ные отвертки, съемники и гайковерты.

Агрегатно-механический участок. Предназначен для восстанов­ления работоспособности агрегатов, механизмов трансмиссии и ру­левого управления. Вследствие того что крупные дилерские станции ремонт агрегатов не осуществляют, а производят замену неисправ­ного элемента на новый, необходимость в таком участке у них от­сутствует. Агрегатно-механические работы чаще производятся на средних и малых станциях, куда обращаются владельцы послегаран­тийных автомобилей. Однако для выделения специального помеще­ния под названные работы у таких станций, как правило, не хватает производственных площадей. Поэтому для производства агрегатно- механических работ на таких СТОА отводится часть общего про­странства в зоне ТО и TP, которая оснащается необходимым обору­дованием. Для выполнения ремонтных работ используются прессы, токарно-винторезные и вертикально-сверлильные станки, приспо­собления и оснастку.

Как правило, выполнение работ по ремонту агрегатов сводится в таких случаях к частичной разборке и замене вышедших из строя де­талей на новые, что является текущим ремонтом.

Участок ремонта и зарядки аккумуляторных батарей. В на­стоящее время он теряет свою актуальность, так как промышлен­ность перестала выпускать сухозаряженные аккумуляторные бата­реи, которые требовали перед их запуском в эксплуатацию и уста­новкой на автомобиль приготовления электролита с последующей заливкой его в батарею, а затем и ее зарядки. Современные акку­муляторные батареи являются малообслуживаемыми, выпускаются и продаются они уже в заряженном состоянии и заполненные элек­тролитом.

При диагностировании электрооборудования или его ремонте к автомобилю подключается пускозарядное устройство, позволяющее не только не расходовать электроэнергию аккумуляторной батареи, тем самым разряжая ее, но и параллельно производить ее зарядку. Так как пускозарядное устройство легко перемещается, соответствен­но осуществлять заряд батареи можно на любом посту даже во время ремонта автомобиля. При этом отпадает необходимость в отсоеди­нении и снятии АКБ с автомобиля. Это особенно актуально для со­временных транспортных средств, когда отключение батареи может повлечь за собой необходимость в переустановке программного обе­спечения, обеспечивающего функционирование различных систем автомобиля.

Обособлено расположенные участки ремонта АКБ еще сохрани­лись на СТОА в городах, основную долю парка в которых составля­ют автомобили с батареями, требующими периодического обслужи­вания или ремонта.

Участок ремонта топливной аппаратуры. Предназначен для восстановления работоспособности отдельных элементов топливной системы бензиновых и дизельных автомобилей. Узлы, снятые с ав­томобилей в зоне ТО и TP, доставляют на участок, где разбирают, дефектуют, заменяют негодные детали на новые или отремонтиро­ванные, собирают и испытывают, а затем устанавливают на автомо­били.

Участок ремонта электрооборудования. Предназначен для вос­становления работоспособности генераторов, стартеров и других по­требителей электроэнергии.

Работы по ремонту топливной аппаратуры и электрооборудова­ния обычно организовывают на СТОА, обслуживающих послегаран­тийные автомобили. Вследствие ограниченных финансовых возмож­ностей владельцы автомобилей заказывают восстановительный ре­монт вышедшего из строя элемента, что дешевле приобретения и установки нового.

Иногда участки ремонта топливной аппаратуры и электрообору­дования ввиду технологического тяготения их друг к другу объеди­няют. Для проведения работ используют специальные стенды и ин­струмент, для которых выделяется рабочее место в зоне текущего ре­монта, но может быть организован и отдельный участок.

Обойный участок. Предназначен для работ по монтажу-демон­тажу внутренней обивки салона, ремонту обивки, деталей интерьера и ремонту сидений. Чаще всего обойные работы совмещают с кузов­ными и для обеспечения доступа к поверхностям, требующим спе­циальных последующих воздействий, выделяя для этого специальное рабочие места.

Шиноремонтный участок. Предназначен для снятия колес, их монтажа-демонтажа, ремонта камер и пневматических шин. Как пра­вило, для производства этих работ может выделяться пост с подъем- пиком, а рядом отводится место для стенда по монтажу-демонтажу шин, балансировочного стенда, электровулканизатора и верстака.

Снятие и установка колес производится на подъемнике, но воз­можны варианты, когда работы выполняются на напольном посту с применением подкатных домкратов.

В настоящее время на большинстве станций отдельный шиноре­монтный участок не создается, а задействуются специальные рабочие места в зоне ТР.

Ремонт камер зависит от вида и размера повреждения.

Проколы протекторов шин устраняются при протягивании через обнаруженное отверстие в шине специального ремонтного текстиль­ного волокна, пропитанного клеевым составом (клей заполняет со­бой отверстие и при контакте с воздухом быстро застывает), или вос­станавливают с помощью специальных ремонтных «грибков» в виде зонтика, которые устанавливают в проколы изнутри покрышки и приклеивают. Торчащая ножка после застывания клея обрезается, а неровности закрываются самовулканизирующейся заплаткой. Дру­гие, более серьезные, повреждения шин восстанавливают вулкани­зацией. Для этого края повреждения срезаются под конус вершиной вниз, который затем заполняется сырой резиной.

После ремонтных работ собранное колесо балансируется на стен­де для устранения статического и динамического дисбалансов.

Кузовной участок. Предназначен для ремонта повреждений ку­зова. При этом поврежденные места зачищают, производят сварку сопряженных деталей, а также правку и выравнивание поврежден­ных поверхностей и при необходимости подгонку вновь устанавли­ваемых деталей по месту.

Продукты коррозии удаляются металлическими щетками или пре­образователями ржавчины.

Сварочные работы проводятся для постановки деталей кузова, заменяющих поврежденные. При этом могут привариваться как на­кладки из металла, так и целые элементы кузова. Вместо поврежден­ного участка приваривают аналогичную ремонтную деталь (панель), поставляемую в виде запасных частей или вырезанную из утильного кузова другого автомобиля. Такой ремонт носит название панельно­го метода.

Незначительные вмятины устраняются правкой в холодном со­стоянии или с предварительным подогревом поврежденного места до температуры 600. 650°С. Для этого применяются рихтовочные молотки и поддержки-наковальни различной формы под профиль поврежденного участка.

Восстановление поврежденных в ДТП кузовов состоит в вытяжке их деформированных участков. Для вытяжки используются специ­альные стенды. Затем проводится контроль геометрических параме­тров базовых точек кузова. При несоответствии геометрии кузова требуемой работы по вытяжке повторяют. Отдельные деформирован­ные элементы кузовных панелей вытягиваются специальными при­способлениями с ручным или механизированным приводом.

Окрасочный участок. Предназначен для восстановления на ав­томобиле лакокрасочного покрытия. Технологический процесс окра­ски включает в себя несколько последовательных этапов.

1. На постах подготовки к окраске выровненная на кузовном участ­ке поверхность очищается от старой краски, окалины и ржавчины механическим способом (металлическими скребками, проволочны­ми щетками, шлифовальными машинками).

2. Подготовленную поверхность обезжиривают, сушат и грунтуют для создания высокой адгезии последующего слоя шпатлевки или краски. Грунтовка наносится тонким ровным слоем толщиной до 20 мкм и сушится.

3. Для дополнительного выравнивания поверхности, сглаживания рисок и незначительных углублений на загрунтованную поверхность наносят шпатлевку. После высыхания каждого слоя шпатлевки ее шлифуют с помощью шлифовальной машинки и мелкозернистой шкурки для удаления неровностей, царапин и рисок, образовавших­ся от шпателя.

4. На готовую для окрашивания поверхность наносится слой грун­товки. После высыхания грунтовки деталь окрашивают.

Окрашенная поверхность должна быть ровной и гладкой, без по­теков, царапин и растрескивания. Глянец окрашенной поверхности должен быть равномерным, без пятен. Не допускается просвечива­ние грунтовки, шпатлевки или неокрашенных мест, повышенной сорности и зернистости.

Лакокрасочное покрытие наносится в окрасочно-сушильных ка­мерах с помощью краскораспылителя. Сушка окрашенной поверх­ности осуществляется там же при температуре до 70 °С. Для сушки незначительных по размерам поверхностей или небольших отдель­ных элементов автомобиля используются передвижные инфракрас­ные панели.

Участок противокоррозионной обработки кузовов автомоби­лей. Противокоррозионная обработка автомобилей, выполняемая на специализированном посту, предназначена для защиты кузова и с го элементов от коррозии. Автомобиль моют, сушат, а затем днище кузова, внутренние поверхности крыльев и скрытые полости покры­вают специальными составами.

Adblock
detector