Акт приема-передачи автомобиля
Функция акта приема-передачи автомобиля заключается в том, чтобы зафиксировать передачу объекта между двумя физическими лицами, юридическими или физическим и юридическим лицом. Документ выступает приложением к договору о купле-продаже автомобиля, по отдельности они не имеют юридическом силы. Разберемся, как составить акт, если сторонами сделки выступают юрлица.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Общая информация о документе
Акт приема-передачи автомобиля — это первичный документ бухгалтерского учета. На его основе специалист организации списывает с баланса объект или принимает на баланс. Заполненный бланк хранится вместе с договором и платежными бумагами, сведения о нем вносят в журнал регистрации входящих документов.
Бланк применяется не только при покупке или продаже автомобиля, он используется для фиксации перехода любого транспортного средства от одного хозяина к другому. Кроме того, этот документ составляют и в автосалоне при покупке нового транспортного средства.
Важно! При наличии подписанного обеими сторонами акта расторгнуть договор купли-продажи будет возможно только в судебном порядке. Без акта передача транспорта будет признана несостоявшейся, поскольку договор — это лишь факт наличия намерения участия в сделке, а акт — ее завершающий этап.
О чем нужно помнить при передаче автомобиля
При подписании акта нужно помнить о том, что:
- Поставив свою подпись, сторона сделки дает понять, что техническое состояние автомобиля ей известно и осмотр на предмет неисправностей и поломок был произведен. После подписания бумаги предъявить претензии бывшему хозяину будет сложно, поскольку подразумевается, что новый владелец был со всем согласен.
- Вместе с автомобилем необходимо получить еще и документы на него. Это паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации авто, сервисная книжка, документ, который удостоверяет, что техосмотр машины был пройден.
- Нотариального заверения бумаги не требуется. Достаточно подписей и печатей, если одна из сторон — ИП или юрлицо.
Как составить акт приема передачи авто
При составлении следует помнить о таких моментах:
- Унифицированной формы этого акта не существует, но если сторонами выступают юридические лица, то они используют бланк, закрепленный в учетной политике организации специальным приказом. Бланк разрабатывают самостоятельно, внося в него необходимые реквизиты.
- Для физлиц нет таких строгих правил. Можно использовать рукописный вариант, но в том случае важно все верно заполнить. Как правило, сам документ составляют на компьютере, распечатывают и ставят подписи.
- Следует избегать ошибок, опечаток, неточностей, небрежного написания. Если они были допущены, лучше составить новый акт.
- Документ нужно формировать в двух экземплярах — для обеих сторон сделки.
Текст бумаги условно делится на три части: вводную, основную, заключительную.
Вводная часть
Здесь указывают следующие сведения:
- что документ является приложением к договору, номер договора, дату;
- название акта;
- место (город или иной населенный пункт) и дату подписания.
Основная часть
Основной текст должен начинаться с указания информации о продавце и покупателе (наименование компаний, должности и ФИО представляющих их лиц), далее идет номер договора купли-продажи автомобиля и дата его создания.
После этого указывают факт передачи объекта и информацию о самом автомобиле:
- марку;
- категорию;
- год выпуска;
- VIN;
- параметры двигателя;
- цвет;
- номер ПТС;
- есть ли дополнительное оборудование.
К сведению! Этот список можно дополнить и другой информацией об автомобиле, например: ценой, дополнительными документами и т.д.
Заключительная
Здесь указывают, что вся информация об автомобиле сверена, претензий к состоянию автомобиля не имеется, деньги переданы продавцу или уплачены в кассу организации. Продавец не имеет претензий к покупателю по расчетам за переданный автомобиль. Кроме того, можно указать, что настоящий акт составлен в двух экземплярах и оба они имеют равную юридическую силу.
Далее идут подписи продавца и покупателя с расшифровками.
К сведению! Процедура купли-продажи регламентируется Гражданским кодексом, а именно его 30 главой.
В случае если передача автомобиля происходит при процедуре его аренды, то акт составляется в соответствии с договором аренды транспортного средства. Сторонами будут в этой ситуации арендодатель и арендатор. В остальном никаких отличий нет.
Схема автомобиля при приемке
Приемка автомобиля в автосервисе
Заполнение многих заявок целесообразно проводить у автомобиля. Лучшим вариантом является прямая приемка, позволяющая не только решить проблему выявления потребностей клиентов, но и увеличить объем работ по каждому автомобилю.
Правила приемки автомобиля:
• Проявляйте профессионализм. Не принимайте автомобиль со слов клиента. Всегда осмотрите автомобиль сами;
• Проведите осмотр автомобиля на профессиональном уровне. Обратите внимание клиента на то, что обязательно нужно сделать сейчас, что можно сделать в ближайшее время, что нужно предусмотреть и предупредить;
• Обращайтесь с автомобилем клиента аккуратно. Если вам нужно сдвинуть сиденье, сделайте отметку для того, чтобы его можно было поставить в первоначальное положение;
• Перегоняя автомобиль на подъемник, ехать нужно медленно, без резких рывков и торможений. Не хлопайте дверью, не включайте аппаратуру, прикуриватель;
• Во время ремонта накиньте накидку на крылья, сиденья. Не кладите на автомобиль запасные части, ключи;
• После окончания работы на автомобиле уберите все следы вашего вмешательства: вытрите пятна на капоте, руле, замке, ручках двери, крыше. Верните все в первоначальное положение. Снятые с автомобиля запасные части соберите в пакет и положите в багажник;
• При выдаче автомобиля возьмите заказ, подробно объясните клиенту, что сделано по каждому пункту заказа, какие запасные части заменены, что следует предусмотреть или чего не следует допускать после ремонта;
• Проверьте работу автомобиля на ходу. Дайте возможность клиенту убедиться в качестве выполненных работ.
• Обязательно напомните клиенту о гарантиях и предстоящих работах. Скажите, что вы всегда рады ему помочь.
После определения объема работ может быть произведен квалифицированный расчет стоимости, большинство клиентов этого требуют. Расчет проводят четко и добросовестно, ибо клиенты, которые позже должны будут заплатить большую сумму, чем ожидали, во многих случаях будут недовольны. Перед выполнением дополнительных работ получите на это согласие клиента.
В некоторых случаях, чаще всего в связи с ремонтом после аварии, клиент или страховое агентство требует обязательное письменное определение стоимости — предварительный счет. В нем должен содержаться перечень всех рабочих позиций с рабочим временем и выручкой СТО за сервисные услуги, включая применение необходимых запасных частей с указанием цены. При этом нужно быть осторожным в случаях, когда неисправности могут быть точно определены только после демонтажа узлов и агрегатов. В таких случаях Вы должны подстраховаться, вписав в предварительный счет, например, такую формулировку: «Расчет расходов на ремонт коробки передач не включен в данный предварительный счет и может быть проведен только после ее извлечения и демонтажа».
Действующие названия бланков и документов в автосервисе
Для понимания назначения бланков, схемы прохождения документов предлагается следующая терминология:
Заявка — документ, отражающий предполагаемые (заявляемые) клиентом работы, он содержит:
• минимально необходимые данные о клиенте и его автомобиле;
• типы заявляемых работ;
• описание дефектов автомобиля при приемке;
• ориентировочную стоимость выполнения работ;
• на обратной стороне — общие положения, действующие на СТО;
• требование на склад (внутренний документ, содержащий перечень запасных частей и материалов, заявленных для выполнения работ, указанных в заявке).
Пропуск—документ-приглашение для самостоятельного прохода клиента в производственную зону.
Заказ-наряд — финансовый документ, имеющий юридическую силу в качестве договора с клиентом на выполнение работ и ответственности за них, основание для расчета с клиентом.
Счет (калькуляция)—документ, передаваемый клиенту для предварительной оплаты товаров и услуг на основании предварительного расчета заказ-наряда.
Счет-фактура—документ на полную либо частичную оплату заказываемых запасных частей и заявляемых работ.
Технологическая карта — документ, содержащий порядок, перечень работ на данный вид ремонта, операции.
Карта диагностики — документ с указанием перечня проверяемых узлов, результатами проверок и выводами о режиме эксплуатации автомобиля (например, эксплуатация запрещена, допустимо передвижение с соблюдением мер предосторожности к месту основной стоянки).
Карточка клиента с обязательной информацией:
1. Для частных лиц: фамилия, имя, отчество, дата рождения, домашний адрес, контактный телефон, идентификационный номер.
2. Для организаций: название, юридический адрес, контактный телефон, фамилия, имя, отчество лица, ответственного за автомобиль, данные из свидетельства плательщика НДС.
3. Государственный номер автомобиля, номер кузова автомобиля.
4. Дата последней корректировки.
5. Фамилия и инициалы регистратора последних изменений.
Карточка автомобиля должна содержать следующую информацию:
1. Номер кузова и двигателя автомобиля.
2. Марка, цвет, комплектация автомобиля.
3. Дата и условия продажи автомобиля.
4. Государственный номер, дата и место регистрации автомобиля.
5. Дата первого обращения на СТО.
6. Дата последней корректировки.
7. Фамилия и инициалы регистратора последних изменений.
Картотека клиентов используется для обеспечения заботы о клиентах. Это
дает возможность работать с клиентами индивидуально: посылать письма и предупреждать их о чрезвычайно выгодных сервисных мероприятиях (информация о расширении предоставляемых услуг, юбилейные, рекламные акции) или же о важнейших сроках (напоминание сроков проведения установленных заводом-изготовителем технических осмотров, напоминание об окончании гарантийного периода). Индивидуальная работа с клиентом особенно выгодна в период минимальной загрузки станции технического обслуживания.
В зависимости от вида работ менеджер оформляет следующие документы:
Диагностика
Приобретение или заказ 34 и материалов
Счет-фактура
Заказ-наряд
Заказ-наряд
Заказ-наряд
Накладная
Требование на склад
Карта диагностики
Требование на склад
Технологическая карта
После согласования с клиентом вида и объема работ, которые должны быть проведены на автомобиле, менеджер по работе с клиентами в присутствии клиента заполняет заявку, которая как важнейший документ:
является согласованным договором между клиентом и предприятием о проведении работ и вступает в силу после ее подписания клиентом (этим клиент выражает согласие с действующими на предприятии условиями обслуживания, которые должны быть перечислены на информационном стенде в столе заказов и продублированы в документе);
содержит однозначное описание заявляемых работ для участка или механиков;
вместе с требованием на склад служит основанием для выставления подробного и правильного счета клиенту.
Поэтому очень важно четко заполнить заявку. Заявку обязательно подписывают клиент и представитель СТО (менеджер по работе с клиентами) .Требование на склад дает возможность составить полный и наглядный список всех необходимых запасных частей и материалов, применяемых в рамках выполнения заявки, с целью выставления счета и для проведения периодического контроля наличия запасных частей и доукомплектования склада.
Для оформления заявки на выполнение ремонта:
— определяется пробег автомобиля;
— определяется наличие и резервирование запасных частей;
— определяется нормируемое время на данный вид ремонта;
— определяется предварительная стоимость выполнения ремонта;
— согласовывается с клиентом: стоимость ремонта, время получения автомобиля.
Для оформления заявки на выполнение технического обслуживания:
— определяется пробег автомобиля;
— определяется нормируемое время на данный вид ТО;
— определяется предварительная стоимость ТО;
— согласовывается с клиентом время получения автомобиля.
Для оформления заявки на проведете диагностики:
— определяется пробег автомобиля;
— определяется нормируемое время на данный вид диагностики;
— определяется предварительная стоимость диагностики;
— согласовывается с клиентом стоимость диагностики.
Для оформления заявки на проведение гарантийного ремонта:
— определяется пробег автомобиля;
— уточняется дата продажи автомобиля;
— определяется вид работ;
— определяется приоритетность исполнения.
Для оформления заявки необходимо получить следующую информацию: VIN-номер автомобиля (без VIN-номера автомобиля заявка не оформляется); модель автомобиля; другую необходимую информацию, перечень которой определяется в каждом конкретном случае в соответствии с инструкциями завода-изготовителя и указаниями в технической документации.
В столе заказов:
• принимаются предварительные заявки и заказы на обслуживание автомобилей на СТО на основании информации, полученной от клиента;
• планируется загрузка производственных мощностей СТО;
• принимаются к расчету закрытые (выполненные) наряды;
• координируются с мастером работы на предстоящие дни;
• проводится оповещение клиентов о выполнении заказов.
В кассе проводятся расчеты по выполненным заказ-нарядам.
Технологический процесс приемки
После проведения уборочно-моечных работ клиент загоняет автомобиль в зону приемки.
Контролер-приемщик устанавливает автомобиль на подъемник поста приемки. Затем, осматривая автомобиль и беседуя с клиентом, определяет вид и объем работ, а также необходимость проведения диагностирования. После предварительного определения объема и вида работ приемщик обязан произвести тщательный осмотр автомобиля в соответствии с технологической картой маршрутного осмотра. Во время проведения осмотра он должен регистрировать все обнаруженные им неисправности.
По окончании осмотра приемщик должен перегнать автомобиль на напольный пост и перейти к оформлению первичной документации, которая включает в себя:
• заявку владельца на проведение ТО и ремонта;
• приемосдаточный акт о комплектности автомобиля.
Заказ-наряд может оформляться в четырех экземплярах. При этом первый экземпляр с подколотой заявкой владельца (подлинник) остается в кассе СТОА, второй — направляется исполнителю через мастера производственной зоны, третий — экономисту-нормировщику для подсчета объема реализации услуг, а четвертый — владельцу автомобиля.
Второй экземпляр после выполнения работ направляется в бухгалтерию для расчета зарплаты исполнителя. Также по второму экземпляру исполнитель выписывает требования на получение запасных частей и материалов со склада СТОА.
Заказ-наряд может оформляться и в трех экземплярах. Тогда первый экземпляр с подколотой заявкой владельца (подлинник) остается в кассе СТО (хранится до пяти лет). Второй экземпляр направляется исполнителю бухгалтерии, экономисту (верхняя часть второго экземпляра с номером заказа-наряда используется бухгалтером для расчета заработной платы исполнителя и экономистом для расчета экономических показателей, а нижняя — в качестве требования исполнителя наряда передается на склад для получения запасных частей и материалов). Третий экземпляр выдается владельцу автомобиля. При этом на втором экземпляре может иметься цветная диагональная полоса для отличия его от первого и третьего экземпляров.
В заказе-наряде должны проставляться только те виды работ, согласие на проведение которых дал клиент. При отказе клиента проводить работы, связанные с устранением отказов и неисправностей узлов, агрегатов и систем автомобиля, влияющих на безопасность движения, мастер-приемщик делает об этом отметку на бланке заказа- наряда, а при выдаче автомобиля на бланк ставится штамп «Автомобиль неисправен, эксплуатации не подлежит!». Эта запись подтверждается подписью владельца.
После оформления документов мастер-приемщик отправляет автомобиль в производственную зону. При необходимости проведения нескольких видов работ, например нескольких видов ремонта и обслуживания, он должен выбрать оптимальную схему очередности их проведения с учетом степени загруженности участков и технологической последовательности выполнения работ на данном автомобиле.
Основные работы по определению технического состояния автомобиля, проводимые при приемке, следующие.
1. Проверка двигателя и систем:
• контроль уровня масла, легкости пуска, устойчивости работы двигателя на различных режимах, наличия посторонних стуков, шумов;
• контроль токсичности отработавших газов, проверка герметичности системы охлаждения, натяжения и состояния приводных ремней;
• проверка аккумуляторной батареи (трещины, подтеки, напряжение).
2. Проверка кузова (выявление вмятин, царапин, трещин, вздутия краски), состояния сидений и обивки.
3. Проверка коробки передач, карданного вала, заднего моста (контроль повреждений картера, подтекания масла, люфтов).
Работы по проверке узлов, агрегатов и систем, влияющих на безопасность движения, следующие.
1. Проверка герметичности системы питания двигателя.
2. Осмотр ветрового стекла (трещины, механические повреждения).
3. Проверка арматуры кузова (работы стеклоочистителей, форсунок омывателей стекла, стеклоподъемников, отопителя салона; проверка исправности замков дверей, ремней безопасности, запоров багажника, капота, петель и ограничителей дверей, крепление салазок сидений, зеркал заднего вида).
4. Проверка приборов освещения, световой и звуковой сигнализации.
5. Проверка дисков колес и шин (наличие трещин и вмятин дисков, степень износа протектора, наличие разрывов и вздутий шин, давление воздуха в шинах).
6. Проверка рулевого механизма, рулевых тяг, рычагов и пружин подвески на наличие повреждений и люфтов.
7. Проверка приводов стояночного и гидравлического тормозов (нарушение герметичности, механические повреждения трубопроводов и шлангов тормозной системы, уровень тормозной жидкости).
Общая трудоемкость проведения работ по приемке составляет 0,25. 0,35 чел.-ч.
Одним из подразделений участка приемки автомобилей является «Стол заказов».
В помещении стола заказов предприятия автосервиса должны быть следующие документы и специальная информация:
• правила оказания услуг (выполнения работ) по ТО и ремонту автотранспортных средств;
• перечень услуг, оказываемых данным предприятием;
• стоимость нормочаса на наиболее часто встречающиеся услуги (диагностика, мойка, ТО по талонам сервисной книжки и т.д.);
• перечень запасных частей повышенного спроса, имеющихся в наличии на текущий день;
• образцы заполнения первичной документации;
• стенд с образцами имеющихся в наличии красок и обивочного материала;
• информация об обслуживающем персонале на производственных участках и в столе заказов;
• информация о местонахождении книги отзывов и предложений, кассы, рабочих мест работников стола заказов и администрации, режиме работы предприятия;
• адреса ближайших предприятий автосервиса и их телефоны;
• данные об обществе по защите прав потребителей. В столе заказов также должны иметься следующие документы: журнал учета заказов; журнал предварительной записи на ТО и ремонт автомобилей; журнал очередности записи на запасные части (в том числе для инвалидов ВОВ); контрольный экземпляр нормативов трудоемкости работ по моделям автомобилей; прейскуранты на запасные части; Положение о государственном периодическом техническом осмотре автомобилей; журнал учета выдачи справок о готовности автомобилей к техосмотру (в случае наличия договора между СТОА и ГИБДД); каталоги запасных частей на автомобили; книга отзывов и предложений; Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам; Правила обслуживания иностранных автотуристов; инструкции по эксплуатации автомобилей; руководства по ремонту автомобилей РД 37.009.024—92 и Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов автомобилей предприятиями автотехобслуживания; Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и другие нормативные документы.
Нормативные документы должны выдаваться заказчику по первому требованию.
Полная оплата выполненных услуг производится владельцем после завершения всех работ, указанных в заказе-наряде, после чего автомобиль выдается заказчику.
Участок диагностирования. Техническое диагностирование на СТОА проводится при предпродажной подготовке (Дп п), приемке (Дп), выполнении ТО и TP (Др), при контроле качества выполненных работ (Дк) и в качестве отдельного вида услуг по заявкам (Д3) (рис. 7.3).
Рис. 7.3. Схема организации диагностирования автомобилей на СТОА
Диагностирование Дп при приемке автомобилей позволяет объективно определить их техническое состояние, уточнить объем работ, обеспечивающих восстановление работоспособности АТС.
Диагностирование Др применяют при проведении регулировочных работ, проводимых на постах ТО и ТР.
Диагностирование Дк проводят при оценке качества выполненных на СТОА работ.
Диагностирование Д3 по заявкам владельцев проводят на специализированных постах, оснащенных современным стационарным и переносным технологическим оборудованием.
Участок диагностирования размещается в непосредственной близости от участков приемки и постов ТО и ремонта.
Выбор оборудования и инструмента в основном определяется мощностью СТОА и видами оказываемых ею услуг, а регламентиру- ггея табелем технологического оборудования и специнструментов пня СТОА.
Обычно на производственной площади участков диагностирования организовываются тупиковые или проездные посты (рис. 7.4), которые могут быть однопостовыми, двухпостовыми, а иногда и грехпостовыми.
Рис. 7.4. Планировка двухпостового участка диагностирования на СТОА: 1— площадочный стенд для проверки установки управляемых колес; 2 — пульт управления площадочного стенда; 3 — инструментальный шкаф; 4 — стеллаж с комплектом СТД углубленного диагностирования; 5 — пульт управления и индикации тягового стенда; 6 — вентилятор; 7— мотор-тестер; 8 — роликовый узел тягового стенда; 9 — расходомер топлива; 10— воздухораздаточная колонка; 11 — газоанализатор; 12 — устройство для отвода отработавших газов; 13 — стенд для проверки амортизаторов; 14 — верстак; 15 — станок для балансировки колес на автомобиле; 16 — роликовый узел тормозного стенда; 17 — прибор для проверки установки фар; 18— пульт управления и индикации тормозного стенда; 19— верстак; 20— подъемник
Зона технического обслуживания и ремонта. Обычно на СТОА посты ТО и TP размещаются в одной зоне.
Посты технического обслуживания предназначены для осуществления регламентных работ, обеспечивающих снижение интенсивности изменения параметров технического состояния агрегатов и систем автомобиля, выявление и предупреждение отказов и неисправностей. Техническое обслуживание заключается в наружном осмотре автомобиля и выполнении регулировочных, контрольных, крепежных, смазочно-заправочных работ, а также оно предусматривает проверку функционирования двигателя, рулевого управления, механизмов и приборов, электротехнические, шинные и прочие работы.
|
В данной зоне располагаются подъемники, специализированное технологическое оборудование и инструменты для проведения работ.
Регулировочные работы предусматривают восстановление работоспособности систем, механизмов и агрегатов автомобиля до уровня, требуемого техническими условиями. Зазоры, свободный ход, люфты регулируются с помощью предусмотренных конструкцией специальных механизмов.
Крепежные работы при обслуживании необходимы для устранения обнаруженных подтеканий масла, тормозной жидкости, антифриза, топлива и других технических жидкостей через соединения. Также проверяется затяжка резьбовых соединений двигателя, коробки передач, элементов подвески, рулевого управления и др.
Смазочно-заправочные работы включают в себя проверку уровня, долив или замену масла в агрегатах и механизмах автомобиля, дозаправку или замену тормозной и охлаждающей жидкостей, замену фильтрующих элементов и т. д.
Посты текущего ремонта предназначены для проведения операций по восстановлению исправного состояния автомобиля посредством замены изношенных и поврежденных деталей на новые или
|
/ — площадочный стенд для проверки установки управляемых колес; 2 — пульт индикации площадочного стенда; 3 — станок для балансировки колес на автомобиле; 4 — устройство для отвода отработавших газов; 5 — роликовый узел тягового стенда; 6 — роликовый узел тормозного стенда; 7— пульт индикации тормозного стенда; 8— пульт индикации тягового стенда; 9 — прибор для проверки установки фар; 10 — вентилятор; 11 — мотор-тестер; 12 — стеллаж с переносными приборами углубленного диа- I мостирования; 13 — газоанализатор; 14 —расходомер топлива; 15—воздухоразда- шчная колонка; 16— верстак отремонтированные. Все ремонтные работы на СТОА по характеру и месту производства подразделяются на работы, выполняемые непосредственно на автомобиле, и на работы, производимые на производственных участках. При наличии на станции специализированных участков на постах производятся в основном разборочно- сборочные операции по замене отдельных деталей или снятию и установке агрегатов. Остальные работы в зависимости от их вида распределяются по агрегатному, электротехническому, шиноремонтному и другим участкам, куда направляются на ремонт снятые с автомобиля узлы и агрегаты.
Разборку и сборку автомобиля, его агрегатов и узлов производят на подъемниках с применением соответствующего оборудования, инструментов и приспособлений. Широко используются специальные отвертки, съемники и гайковерты.
Агрегатно-механический участок. Предназначен для восстановления работоспособности агрегатов, механизмов трансмиссии и рулевого управления. Вследствие того что крупные дилерские станции ремонт агрегатов не осуществляют, а производят замену неисправного элемента на новый, необходимость в таком участке у них отсутствует. Агрегатно-механические работы чаще производятся на средних и малых станциях, куда обращаются владельцы послегарантийных автомобилей. Однако для выделения специального помещения под названные работы у таких станций, как правило, не хватает производственных площадей. Поэтому для производства агрегатно- механических работ на таких СТОА отводится часть общего пространства в зоне ТО и TP, которая оснащается необходимым оборудованием. Для выполнения ремонтных работ используются прессы, токарно-винторезные и вертикально-сверлильные станки, приспособления и оснастку.
Как правило, выполнение работ по ремонту агрегатов сводится в таких случаях к частичной разборке и замене вышедших из строя деталей на новые, что является текущим ремонтом.
Участок ремонта и зарядки аккумуляторных батарей. В настоящее время он теряет свою актуальность, так как промышленность перестала выпускать сухозаряженные аккумуляторные батареи, которые требовали перед их запуском в эксплуатацию и установкой на автомобиль приготовления электролита с последующей заливкой его в батарею, а затем и ее зарядки. Современные аккумуляторные батареи являются малообслуживаемыми, выпускаются и продаются они уже в заряженном состоянии и заполненные электролитом.
При диагностировании электрооборудования или его ремонте к автомобилю подключается пускозарядное устройство, позволяющее не только не расходовать электроэнергию аккумуляторной батареи, тем самым разряжая ее, но и параллельно производить ее зарядку. Так как пускозарядное устройство легко перемещается, соответственно осуществлять заряд батареи можно на любом посту даже во время ремонта автомобиля. При этом отпадает необходимость в отсоединении и снятии АКБ с автомобиля. Это особенно актуально для современных транспортных средств, когда отключение батареи может повлечь за собой необходимость в переустановке программного обеспечения, обеспечивающего функционирование различных систем автомобиля.
Обособлено расположенные участки ремонта АКБ еще сохранились на СТОА в городах, основную долю парка в которых составляют автомобили с батареями, требующими периодического обслуживания или ремонта.
Участок ремонта топливной аппаратуры. Предназначен для восстановления работоспособности отдельных элементов топливной системы бензиновых и дизельных автомобилей. Узлы, снятые с автомобилей в зоне ТО и TP, доставляют на участок, где разбирают, дефектуют, заменяют негодные детали на новые или отремонтированные, собирают и испытывают, а затем устанавливают на автомобили.
Участок ремонта электрооборудования. Предназначен для восстановления работоспособности генераторов, стартеров и других потребителей электроэнергии.
Работы по ремонту топливной аппаратуры и электрооборудования обычно организовывают на СТОА, обслуживающих послегарантийные автомобили. Вследствие ограниченных финансовых возможностей владельцы автомобилей заказывают восстановительный ремонт вышедшего из строя элемента, что дешевле приобретения и установки нового.
Иногда участки ремонта топливной аппаратуры и электрооборудования ввиду технологического тяготения их друг к другу объединяют. Для проведения работ используют специальные стенды и инструмент, для которых выделяется рабочее место в зоне текущего ремонта, но может быть организован и отдельный участок.
Обойный участок. Предназначен для работ по монтажу-демонтажу внутренней обивки салона, ремонту обивки, деталей интерьера и ремонту сидений. Чаще всего обойные работы совмещают с кузовными и для обеспечения доступа к поверхностям, требующим специальных последующих воздействий, выделяя для этого специальное рабочие места.
Шиноремонтный участок. Предназначен для снятия колес, их монтажа-демонтажа, ремонта камер и пневматических шин. Как правило, для производства этих работ может выделяться пост с подъем- пиком, а рядом отводится место для стенда по монтажу-демонтажу шин, балансировочного стенда, электровулканизатора и верстака.
Снятие и установка колес производится на подъемнике, но возможны варианты, когда работы выполняются на напольном посту с применением подкатных домкратов.
В настоящее время на большинстве станций отдельный шиноремонтный участок не создается, а задействуются специальные рабочие места в зоне ТР.
Ремонт камер зависит от вида и размера повреждения.
Проколы протекторов шин устраняются при протягивании через обнаруженное отверстие в шине специального ремонтного текстильного волокна, пропитанного клеевым составом (клей заполняет собой отверстие и при контакте с воздухом быстро застывает), или восстанавливают с помощью специальных ремонтных «грибков» в виде зонтика, которые устанавливают в проколы изнутри покрышки и приклеивают. Торчащая ножка после застывания клея обрезается, а неровности закрываются самовулканизирующейся заплаткой. Другие, более серьезные, повреждения шин восстанавливают вулканизацией. Для этого края повреждения срезаются под конус вершиной вниз, который затем заполняется сырой резиной.
После ремонтных работ собранное колесо балансируется на стенде для устранения статического и динамического дисбалансов.
Кузовной участок. Предназначен для ремонта повреждений кузова. При этом поврежденные места зачищают, производят сварку сопряженных деталей, а также правку и выравнивание поврежденных поверхностей и при необходимости подгонку вновь устанавливаемых деталей по месту.
Продукты коррозии удаляются металлическими щетками или преобразователями ржавчины.
Сварочные работы проводятся для постановки деталей кузова, заменяющих поврежденные. При этом могут привариваться как накладки из металла, так и целые элементы кузова. Вместо поврежденного участка приваривают аналогичную ремонтную деталь (панель), поставляемую в виде запасных частей или вырезанную из утильного кузова другого автомобиля. Такой ремонт носит название панельного метода.
Незначительные вмятины устраняются правкой в холодном состоянии или с предварительным подогревом поврежденного места до температуры 600. 650°С. Для этого применяются рихтовочные молотки и поддержки-наковальни различной формы под профиль поврежденного участка.
Восстановление поврежденных в ДТП кузовов состоит в вытяжке их деформированных участков. Для вытяжки используются специальные стенды. Затем проводится контроль геометрических параметров базовых точек кузова. При несоответствии геометрии кузова требуемой работы по вытяжке повторяют. Отдельные деформированные элементы кузовных панелей вытягиваются специальными приспособлениями с ручным или механизированным приводом.
Окрасочный участок. Предназначен для восстановления на автомобиле лакокрасочного покрытия. Технологический процесс окраски включает в себя несколько последовательных этапов.
1. На постах подготовки к окраске выровненная на кузовном участке поверхность очищается от старой краски, окалины и ржавчины механическим способом (металлическими скребками, проволочными щетками, шлифовальными машинками).
2. Подготовленную поверхность обезжиривают, сушат и грунтуют для создания высокой адгезии последующего слоя шпатлевки или краски. Грунтовка наносится тонким ровным слоем толщиной до 20 мкм и сушится.
3. Для дополнительного выравнивания поверхности, сглаживания рисок и незначительных углублений на загрунтованную поверхность наносят шпатлевку. После высыхания каждого слоя шпатлевки ее шлифуют с помощью шлифовальной машинки и мелкозернистой шкурки для удаления неровностей, царапин и рисок, образовавшихся от шпателя.
4. На готовую для окрашивания поверхность наносится слой грунтовки. После высыхания грунтовки деталь окрашивают.
Окрашенная поверхность должна быть ровной и гладкой, без потеков, царапин и растрескивания. Глянец окрашенной поверхности должен быть равномерным, без пятен. Не допускается просвечивание грунтовки, шпатлевки или неокрашенных мест, повышенной сорности и зернистости.
Лакокрасочное покрытие наносится в окрасочно-сушильных камерах с помощью краскораспылителя. Сушка окрашенной поверхности осуществляется там же при температуре до 70 °С. Для сушки незначительных по размерам поверхностей или небольших отдельных элементов автомобиля используются передвижные инфракрасные панели.
Участок противокоррозионной обработки кузовов автомобилей. Противокоррозионная обработка автомобилей, выполняемая на специализированном посту, предназначена для защиты кузова и с го элементов от коррозии. Автомобиль моют, сушат, а затем днище кузова, внутренние поверхности крыльев и скрытые полости покрывают специальными составами.
➤ Adblockdetector