Маслоуловитель в автомобиле: что это и зачем он нужен
Как можно снизить расход масла на двигателях внутреннего сгорания при помощи маслоуловителя?
Если говорить кратко, маслоуловитель — это дополнительный маслоотделитель, задачей которого является очистка воздуха, поступающего в систему впуска двигателя. Зачем его стоит устанавливать в отдельных случаях, и для чего его все же используют на автомобилях? Рассмотрим тему кратко.
Итак, что такое маслоуловитель?
Маслоуловитель, также называемый «маслоулавливатель», — это устройство дополнительной сепараторации масляной эмульсии, по-простому говоря, система предназначена для очистки воздуха от частиц моторного масла, которое мелкой взвесью, масляным туманом может подниматься из картера вместе с картерными газами.
Испарение масла может происходить по разным причинам, но, в частности, такое явление может быть из-за некачественного смазочного материала, который при рабочих температурах начнет испаряться. При этом продукты сгорания масла будут оседать на впускном коллекторе, дроссельной заслонке, клапане холостого хода и так далее, загрязняя некоторые внутренние части мотора и усложняя работу двигателя в целом.
Кустарно выполненный маслоуловитель
Таким образом, маслоуловитель действует как некий фильтр, который защищает двигатель от чрезмерного загрязнения продуктами картерных газов и поддерживает его рабочие параметры за счет конденсации паров масла, попадающих в систему впуска и затем всасывающихся в камеры сгорания.
Именно из-за этого масляного тумана на автомобилях и рекомендуется производить чистку дроссельной заслонки!
На задней части заслонки, обращенной к двигателю, со временем образуется пленка, а затем и целый толстый слой «нефтяного» налета, в чем, главным образом, повинна система вентиляции картера двигателя.
Чем больше слой масла на заслонке, тем хуже ее реакция на открытие и закрытие дросселя, «подвисания» после отпуска педали газа. Неровная работа на холостых оборотах.
Как-то мы уже рассказывали, каким образом можно произвести чистку механической дроссельной заслонки, отчистив ее из такого состояния:
Приведя его в такое:
Подробнее можно прочитать здесь:
Вот именно с таким налетом по всему впускному коллектору и призван бороться сепаратор масляных газов.
Как работает сепаратор-маслоуловитель?
За счет очистки воздуха, возвращаемого во впускную систему, сепаратор (его устанавливают на патрубок вентиляции картерных газов) уменьшает количество отложений углерода на дросселе, свечах, клапанах и впускном коллекторе, благодаря чему двигатель поддерживает оптимальную эффективность и не теряет мощность в течение длительного времени.
Среди вариантов реализации отделения картерных газов от масляной взвеси есть два самых распространенных. Это могут быть как обычные фильтрующие элементы, в которых используется матерчатый или металлический фильтр .
Так и маслоуловители циклонного типа, центробежные сепараторы. Благодаря сепаратору система впуска двигателя остается чистой, что особенно важно в автомобилях с большим пробегом, а также автомобилях с двигателем с турбонаддувом и в силовых агрегатах, прошедших через тюнинг-модификации.
Например, в первом случае масло отделяется от газов за счет сопротивления синтетической ткани или тонкой металлической проволоки (со временем внутренний фильтрующий элемент нужно заменять или промывать), а вот центробежный маслоотделитель отделяет смазку от газов следующим образом: при прохождении через устройство газы и масляная взвесь в них как бы «раскручиваются», подвергаясь воздействию центробежной силы; благодаря этой центробежной силе масло оседает на стенках и стекает обратно в картер ДВС.
Циклонный маслоотделитель снабжен специальным клапаном, ограничивающим разряжение в картере двигателя , поскольку при сильном разряжении могут быть повреждены пыльники мотора и его резиновые уплотнители.
Таким образом работают встроенные, предусмотренные конструкцией ДВС фильтры.
Можно ли установить маслоотделяющий фильтр дополнительно?
Как видно, вещь полезная, особенно в том случае, когда очищать дроссель, менять свечи и чистить впускной коллектор нет времени и желания. Тем не менее не многие автопроизводители ставят на свои автомобили такие фильтры.
В том случае если маслоуловителя нет, его можно поставить дополнительно, предварительно приобретя в магазине готовый (опытные пользователи утверждают, что они малоэффективные) или сделать самому.
Пример того, как это можно сделать, смотрите здесь:
Видео взято с YouTube-канала «Denis МЕХАНИК»
И еще на тему:
Видео взято с YouTube-канала «Юрий К»
Как обычно, выводы делать каждому индивидуально!
Системы отделения масла от картерных газов. Маслоотделители
В зависимости от конструкции двигателя утечка газов из одного цилиндра двигателя в пространство картера составляет от 10 до 30 л/мин. В зоне работы маслосъемных колец, вследствие высоких скоростей перемещения поршня, картерные газы обогащаются частицами масла размером от 0,1 до 2 мкм. Кроме того, образованию масляного аэрозоля способствует и постоянное перемешивание масла в масляной ванне вращающимся коленчатым валом.
Картерные газы в своем составе содержат моторное масло, которое находится во взвешенном состоянии в виде масляного тумана. Фильтрующие модули в составе системы смазки современных двигателей имеют специальную систему отделения моторного масла от картерных газов (масляные сепараторы).
Существующие системы вентилирования картера двигателя позволяют осуществить два варианта удаления картерных газов:
- отвод картерных газов в атмосферу
- возвращение картерных газов во впускной коллектор двигателя
Первый метод вентилирования картера двигателя практикуется немногими производителями автомобильных двигателей, а на сегодняшний день он не соответствует требованиям по охране окружающей среды.
Второй метод снижает выброс в окружающую среду картерных газов, но, с другой стороны, из-за содержащихся в картерных газах частиц масла, возникают другие проблемы:
- появление отложений на горячих конструктивных элементах двигателя, например, на лопатках турбокомпрессора, что ведет к снижению срока службы
- лаковые отложения в элементах системы охлаждения впускного воздуха
- замасливание впускного тракта
- повышение содержания твердых частиц в выхлопных газах
Поэтому системы вентилирования картера современного двигателя внутреннего сгорания должны обеспечивать отделение частиц масла. Это вызвано ужесточением требований по охране окружающей среды, а именно снижения содержания твердых частиц в выхлопных газах.
Для отделения частиц масла от картерных газов используют масляные сепараторы различной конструкции. Изначально в качестве отделителя масла использовалось синтетическое волокно, которое в виде фильтрующей ткани устанавливалась в корпусе масляного сепаратора и задерживала частицы масла, увлекаемые потоком картерных газов в системе вентиляции картера двигателя.
Рис. Масляный сепаратор с синтетическим отделителем:
1 – синтетический фильтроэлемент; 2 – картерные газы, очищенные от масла; 3 – картерные газы, содержащие частицы масла; 4 – отделенное масло
Задержанное таким образом моторное масло собиралось на дне корпуса масляного сепаратора и, через отверстие, возвращалось обратно в масляную ванну двигателя. Конструктивно масляный сепаратор интегрируется вместе с масляным фильтром в так называемый фильтрующий блок (модуль).
Рис. Внешний вид фильтрующего блока:
1 – масляный фильтр; 2 – масляный сепаратор
Однако, в процессе эксплуатации свойства фильтрующей ткани из синтетического волокна постепенно ухудшались, так как она загрязнялась смолистыми веществами, образующимися в результате неизбежного старения масла и его окисления, а также твердыми частицами, преимущественно углеродом в форме сажи, особенно у дизельных двигателей. Загрязнение фильтрующей ткани вело к возрастанию сопротивления прохождения через нее картерных газов, что, в свою очередь, вело к ухудшению работы системы вентиляции картера двигателя и диктовало необходимость замены фильтроэлемента масляного сепаратора.
Циклонные маслоотделители (маслоуловители)
Чтобы избавиться от недостатков фильтрующей ткани из синтетического волокна в последних моделях современных автомобилей стали применять циклонные маслоотделители.
Рис. Принцип работы системы вентиляции картера двигателя с циклонным маслоотделителем:
1 – циклонный маслоотделитель; 2 – клапан регулировки давления; 3 – охладитель нагнетаемого воздуха; 4 – турбокомпрессор; 5 – газы, прорывающиеся через поршневые кольца
Картерные газы подводятся по каналу внутри двигателя в циклонный маслоотделитель. Циклонный маслоотделитель приводит воздух во вращательное движение. Благодаря возникающей центробежной силе масляный туман ударяется о стенку маслоотделителя. Там образуются капли масла, которые по каналу в картере стекают в масляный поддон. Очищенный от масляного тумана воздуха через клапан регулировки давления подводится к каналу забора воздуха.
Циклонный маслоотделитель снабжен специальным клапаном, ограничивающем разряжение в картере двигателе, так как при сильном разряжении могут быть повреждены сальники двигателя и другие резиновые уплотнения.
Рис. Схема работы клапана регулировки давления циклонного маслоотделителя:
1 – трубопровод подачи картерных газов; 2 – трубопровод забора воздуха; 3 – мембрана; 4 – пружина сжатия; а – открытое положение клапана; б – закрытое положение клапана
Клапан регулировки давления находится в крышке циклонного маслоотделителя. Он состоит из мембраны и пружины сжатия и регулирует давление при удалении воздуха из картера. Клапан регулировки давления закрывается при сильном разрежении в заборном канале. При незначительном разряжении в заборном канале он открывается силой пружины сжатия.
Маслопомойка. Что, зачем, и нужно ли вам
Вообще, правильно называть «маслоуловитель». Но согласитесь, куда брутальнее небрежно бросать «да вот думаю, мож маслопомойку поставить. » Вот только чтобы её ставить, нужно понимать что это такое, куда она ставится и зачем, собственно, нужна. Сегодня и разберёмся. И для начала, чуть-чуть теории.
Откуда берётся масло во впуске?
Начну с того, что в этой статье я уже подробно и простыми словами объяснял, что такое вентиляция картерных газов (ВКГ) и зачем она нужна. Там же пошагово описано, почему из-за забитой системы может поджирать масло и как это устранить. Но постоянные доливки до уровня — это только внешнее проявление недуга. Значительно веселее становится когда начинают плавать обороты , появляются ошибки по смесеобразованию и дросселю, ухудшается тяга. И всё это потому, что масло летящее во впуск закидывает на своём пути всё, через что проходит: сам дроссель, регулятор холостого хода, иногда даже ДМРВ. Ну а про нагар на клапанах и поршнях, ввиду постоянного купания в масляном тумане, я вообще не говорю.
Таким образом мы уже знаем (кто не знает — переходит по ссылкам выше и узнаёт), что первопричиной «масленицы» во впускном тракте является, как правило, несправляющаяся вентиляция. Почему она не справляется — опять же, разъяснено в других моих статьях, но сегодня уже о борьбе с последствиями.
И что же делать?
Ну, тут всё прозрачно. Кто бы как не оправдывался, исправный двигатель кидать масло ложками во впуск не будет . И если принципиально лень заняться ремонтом мотора, а масло качает уже нехило — будем лечить припарками. И для этого заботливые производители различного тюнинха давно всё придумали спэшл-фо-ю! Как вы уже догадались, речь идёт о девайсе под названием маслоуловитель (пресловутая маслопомойка). Кстати, не путайте с мембранным маслоотделителем той же системы вентиляции. Так вот, название полностью отражает простую как бревно суть чудо-устройства: улавливать из брызжущий маслом смеси жидкую составляющую, накапливая её в резервуаре. Если очень схематично, то берётся трубочка вентиляции (так называемый сапун), выдёргивается из патрубка на впуск и вставляется в маслоуловитель. Профит! А далее возможны варианты.
а) Выход из маслоуловителя (МУ) вставляется обратно во впуск. То есть, при такой схеме МУ служит врезанным в магистраль сепаратором, отделяющим жидкость и далее возвращающим картерные газы во впускной тракт (как и было с завода). Только уже без масла. Самая правильная схема. Соответственно, почти никто так не делает.
б) Выход из МУ никуда не вставляется, а выходит тупо наружу, в атмосферу. Отверстие во впускном патрубке глушится пробкой. В качестве корпуса маслоотделителя может быть использована хоть пластиковая бутылка. Способ для тех кто «да я 40 лет машинами занимаюсь!» и правильных пацантре на униженных Девятинах с китайской турбиной.
Почему вариант «а» правильнее?
На то есть пара объективных причин.
- Картерные газы вытягиваются ещё и разрежением во впуске, тогда как во втором варианте они выходят только под давлением в самом картере. Собственно, оно так и задумано инженерами: в системе вентиляции всегда должно быть разрежение . Иначе её эффективность падает. Ну то есть, если тележку не только толкать сзади, но и дополнительно тянуть спереди — двигаться она будет куда легче. Аналогия ясна.
- Незабываемый и хронический запах выхлопа в салоне обязательно ждёт пользователей второго варианта. Конечно, многие ставят на атмосферный выход такого маслоуловителя «вонегасители» в виде топливных фильтриков и прочих приблуд, но всё это полумеры и помогает слабо.
В целом же, как готовых покупных вариантов, так и идей индивидуальной реализации существует море. Вплоть до чуть ли не компьютеризированных схем с управляемыми клапанами, автоматическим сливом накопленного масла обратно в картер и функцией приготовления борща водителю.
Небольшое отступление. Есть-таки одно исключение, когда маслоуловитель нужен штатно. Это автоспорт. Например, те же кованые поршни, о которых мечтает любой школьник, копящий на свою первую «семёрку» (не BMW), имеют маленький нюансик. В виде адского терморасширения при работе. Это означает, что вставлять их в цилиндры нужно с большим упреждением по зазорам «кольца/стенка цилиндра». Как карандаш в стакан. 🙂 Иначе, при выходе на рабочую температуру и расширении, их просто заклинит. Так вот, через зазоры эти, по очевидным причинам, в картерное пространство активно прорываются газы. Давление в системе ВКГ высокое, масла в сапун тоже поступает непозволительно много. Вот тогда и втыкают уловители, чтобы впуск сосал не воздушно-масляную смесь, а именно газы.
Выходит, правильная маслопомойка — решение всех проблем?
Лишь повторю то, что сказал выше: маслопомойка — это не решение проблем. Это купирование симптома. Суть же любой из описанных схем одна: оттянуть неизбежную капиталку мотора. Ели дело, конечно, не в банально забитой вентиляции (что легко устранимо), но это мы уже обсуждали в других записях. Так что, если разбираться в сути проблемы лень, да и вообще «до продажи доезжу» — тогда вопросов нет. Выбираете вариант реализации маслоуловителя (в сети их миллион) — и вперёд, «чинить» мотор. Если же есть глубинное понимание мироздания и желание эксплуатировать машину не один год — выясняем причину повышенного давления картерных газов и устраняем неисправность . Ремонтом, а не припарками.
Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем чистого впуска и низкого расхода масла!
P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке на мой канал OVER 9000!
Данная статья публикуется мной исключительно на Яндекс.Дзен. Если вы читаете ее на ином ресурсе без ссылки на мой канал, знайте: ее просто своровали 🙂