От первого лица: Проектировщик гоночных трасс
«Гоночную трассу должен проектировать автогонщик» — азбучная истина.
ПрофГид продолжает рубрику «От первого лица», и сегодня о своей профессии рассказывает автоэксперт, журналист, в прошлом автогонщик, Мастер спорта и Чемпион СССР, а ныне тренер-инструктор, создатель авторской программы безопасного вождения и гоночной теории, автор бестселлеров по безопасному вождению автомобиля, дизайнер гоночных трасс Михаил Георгиевич Горбачев.
Ваша компания проектирует в России профессиональные гоночные трассы и автодромы. Ура, что в России они есть, такие трассы и автодромы.
В начале двухтысячных гоночных трасс не было. Закрыли «Невское кольцо», и осталась одна импровизированная трасса в Мячково на аэродроме. Сегодня в России есть профессиональные гоночные трассы: Москоу рейсвей (МРВ), Нижегородское кольцо, Смоленское кольцо, Казаньринг, и другие. Несколько трасс находятся в стадии проекта, строятся или готовы открыться.
В чем особенности проектирования гоночных трасс в отличие от проектирования шоссе, автодорог между городами?
«Гоночная трасса, хотя и напоминает обычную дорогу, но проектируется и строится совершенно по другим принципам!» — Герман Тильке (архитектор гоночных трасс Формулы1).
Особенность в поперечном сечении, в первую очередь. Поверхность дороги делается «домиком», для отвода воды. Полотно гоночной трассы имеет уклон в одну сторону. По безопасности гоночные трассы должны соответствовать строгим нормам ФИА ( Международной федерации автомпорта). Форма гоночной дорожки в плане не ограничивается, носит произвольный характер, но FIA может рекомендовать изменения, направленные на обеспечение спортивной конкуренции и на другие цели практического характера. Максимальная разрешенная длина прямых участков трассы не должна превышать 2 км. Существует рекомендация для новых трасс не превышать общую длину в 7 км. Когда планируются новые постоянные трассы, ширина дорожки должна быть не менее 12 метров.
Чем отличаются трассы для дрэга, дрифта и картинга?
Каждая из этих трасс имеет свою специфику. Трасса для дрэга — дрэг-стрип для гонок на ускорение на 402 метра, прямая как стрела, шириной 15 метров и длиной минимум 902 метра. Специальных трасс для дрифта не делают, а используют подходящие площадки или часть гоночной трассы. Картинг — это минитрасса и у неё свои особенности, например, прямые участки между поворотами не более 200 метров.
Что представляет собой автодром? Каким он должен быть в идеале?
Никаких жёстких правил относительно крутизны и профиля виражей не существует, но не следует забывать, что гоночная трасса состоит как и всякая обычная дорога из поворотов и связывающих их прямых участков. Первые наброски, сделанные от руки переносим на компьютер и всю дальнейшую работу производим на нём. Главное, придерживаться строгих ограничений FIA по продольным и поперечным углам и прочим параметрам.
Приходится ли приглашать иностранных специалистов или можно обойтись без них?
Без иностранных специалистов обойтись можно! Именно так и спроектированы несколько автодромов и гоночных трасс в России.
Кто инициатор проектирования и строительства гоночных трасс в России? Кто финансирует?
Инициируют энтузиасты автоспорта. Обычно, они и финансируют, за некоторым исключением.
Вообще — как обстоит дело с динамикой в развитии этого вида строительства дорог?
Динамика впечатляет. За последние 8 лет в России построено и строится около 10 гоночных трасс. В идеальном варианте, гоночная трасса должна быть в каждом российском регионе.
Заинтересовано ли государство в распространении соревнований типа «Формула» в России?
Не только Формулы ездят по гоночным трассам, но и кузовные автомобили. Проведение мероприятий национального, а впоследствии международного и мирового масштаба является основой для расширения географии туризма, притока финансовых ресурсов и позволяет с высокой эффективностью эксплуатировать автодромы. Во всех развитых странах мира автоспорт стал самостоятельной отраслью автомобильной промышленности, рентабельным бизнесом с обширной инфраструктурой. Успех развития автоспорта базируется на строительстве специализированных автодромов, предназначенных для проведения спортивных соревнований и иных мероприятий.Государство всегда заинтересовано в развитии автоспорта, так как это кузница кадров молодых специалистов.
Какой экономический и психологический потенциал гоночных трасс? Это поднимает дух у мужчин? Дает им надежду, профессии?
Экономический и психологический потенциал гоночных трасс очень высок! Гоночная трасса — место особое. В воздухе витает накал борьбы, пахнет жжёной резиной, колодками, да и сами выхлопные газы автомобилей, такие ненавистные в городе, имеют здесь свой сладковатый, приятный привкус. Мужчины здесь становятся сосредоточенными, их лица приобретают особое, мужественное выражение, они готовятся к подвигу. Именно так! Выезд на гоночную трассу — это поступок сродни подвигу. Здесь всё зависит от тебя, — все ограничения сняты. Получится? Должно получиться! Именно поэтому желающих промчаться на своей машине по гоночной трассе, проверить края, хоть отбавляй. А гонки! Вот это впрыск адреналина! Известно, что зрители волнуются и переживают больше самих гонщиков. Гоночная трасса притягивает как магнит, манит своей волшебной магией.
Что делает проектировщик трасс и автодромов? Он сидит и чертит, рисует? Он ездит, смотрит, измеряет?
Проектировщик гоночной трассы, безусловно, сидит и чертит, рисует, выезжает на местность, смотрит участок под автодром. Он, в первую очередь, должен создать мастер-план, то есть спортивный проект гоночной трассы или автодрома. Он включает в себя:
- Мастер-план комплекса технических видов спорта на площади 12Га, включая крытую часть картодрома (около 3Га) с обозначением всех необходимых элементов инфраструктуры. Масштаб 1:500.*
- Расчет траекторий и максимальных скоростей для картов и автомобилей по всем важнейшим точкам трасс, путём виртуальной симуляции проезда.
- Конфигурации всех гоночных трасс (трассы для спортивного картинга, прокатного картинга, парных гонок, автокросса и зимних гонок).
- Планировка здания комплекса. Масштаб 1:200.
- Описание элементов спортивной инфраструктуры (поребрики, ограждения, зоны вылета, судейские посты)
- Рекомендации для дальнейших проектных работ (асфальтирование, вентиляция, отопление, электроника с расстановкой камер видеонаблюдения).
- Презентационные материалы в 3Д (виды комплекса с нескольких ракурсов, виды внутри крытой части картодрома, с зрительских зон и с камер видеонаблюдения).
Далее, к работе подключается проектная организация для работы над рабочим проектом и разрешительной документацией.
Случается ли, что проектировщик трасс сам гонщик?
«ГОНОЧНУЮ ТРАССУ ДОЛЖЕН ПРОЕКТИРОВАТЬ АВТОГОНЩИК» — азбучная истина.
Она же главная истина, которую должны усвоить инициаторы проектов автодромов. «Да, действительно это так» — подтвердил Герман Тильке, немецкий архитектор, инженер-строитель, автогонщик ( род. 31 декабря 1954 года в г. Ольпе Германия) спроектировавший и построивший самые грандиозные автодромы Формулы 1 и автодром в Сочи, в том числе. Тильке продолжает: — «Моё преимущество в том, что я представляю себе, как ехать по трассе, которая существует ещё только на бумаге. Я знаю уже в этой стадии проектирования, что будет происходить с машиной в том или ином повороте, и где могут возникнуть трудности, в каком повороте будет ехать сложно, но интересно, где будут находиться обгонные зоны или захватывающие зрителей дуэли.
Сколько зарабатывает проектировщик трасс и автодромов?
Гонорары за эту работу не превышают тех, что получают архитекторы за стадию «предпроектная документация» или эскизы.
Что нужно закончить, чтобы работать проектировщиком трасс для картинга?
В первую очередь, нужно иметь гоночный опыт, понимать и чувствовать трассу и повороты. Надо так же хорошо разбираться в автоспорте, поэтому вузы, связанные с автомобильным направлением, предпочтительней. Так же, необходимо обладать знаниями инженера, талантом архитектора и художника, иметь отличное пространственное воображение, досконально знать все тонкости требований ФИА по безопасности трасс и в совершенстве владеть компьютером и работать в программе Автокад. Трасса должна быть интересна автогонщикам, предоставлять возможность для конкурентной борьбы и отвечать всем требованиям ФИА. Согласитесь, это не мало.
Бизнес идея гоночная трасса для радиоуправляемых машин
Досуг большинства россиян ограничен телевидением, походами в гости и кино, приготовления пищи. Это обусловлено тем, что 40% населения экономит на развлечениях и отпусках. Предпочтение отдаётся недорогим сегментам развлечений, которые могут одинаково увлечь не только детей, но и взрослых. Развлекательные услуги для детей, бизнес идеи парков аттракционов и игровых комнат привлекают только в качестве отвлечения детей от взрослых. В отличие от них, бизнес идея гоночная трасса для радиоуправляемых машин стала заслуженно семейным развлечением.
- Инвестиции: от 200 000 руб.
- Доходность: 50 000 – 80 000 руб./мес.
- Расчет окупаемости: 5-6 мес.
- Персонал расчет количества человек: от 2-х чел.
Прибыльный бизнес – развлечения для детей и взрослых
Учитывая желание родителей постоянно развивать своих детей не только с помощью учебы и детских игр, но и совместным времяпровождением, идея для бизнеса, предоставляющий такую возможность, является наиболее прибыльным в сфере развлечений. Реализовано уже достаточно много таких бизнес проектов, но не все из них являются рентабельными. Основной потребитель большинства таких проектов – ребенок, в то время, как платежеспособным населением являются все же родители.
Привлекая взрослых в сферу развлечений, предприниматель автоматически расширяет круг потенциальных клиентов. Стоит вспомнить хотя бы случай, когда радиоуправляемый автомобиль, купленный сыну, частенько “тестирует” его отец. Популярная детская игрушка легко превращается в серьезное взрослое хобби, когда в дело идут более продвинутые и дорогостоящие модели, такие как:
- Радиоуправляемый ретро-кар;
- Радиоуправляемый внедорожник;
- Радиоуправляемый оригинал авто в масштабе 1:10;
- Радиоуправляемый автомобиль на бензиновой двигателе.
Тесные коридоры городских квартир совершенно не подходят для полноценных испытаний радиоуправляемых гоночных машинок, так появляется потребность в поиске более подходящей трассы.
Наверное, так и возникла впервые идея создания гоночной трассы для радиоуправляемых машинок в формате прибыльного бизнеса. Эта идея представляет собой простой проект с большим потенциалом и возможностям для расширения. Основная суть заключается в организации специальной профессиональной спортивной трассы, для масштабных радиоуправляемых гоночных машин. Полный комплект идеи заключается в предоставлении более расширенного списка услуг, а именно:
- установка трассы и прокат машин на радиоуправлении в торгово-развлекательных центрах и местах отдыха;
- аренда трассы с гоночными машинами на корпоративы, детские праздники, в ночные клубы;
- аренда трассы для радиоуправляемых автомобилей – моделей оригинальных авто, во время презентаций в автосалонах.
Регистрация трассы для радиоуправляемых автомобилей
Во время осуществления такого вида предпринимательской деятельности возникает необходимость заключения договоров с организаторами мероприятий, арендодателями поставщиками комплектующих и непосредственно с клиентами. Поэтому для этого понадобится обязательная официальная регистрация. В законодательстве России для малого бизнеса предусмотрены две формы предпринимательской деятельности – ООО и ИП. У каждой из них есть свои плюсы и минусы. Но на какой бы из них не остановился будущий предприниматель, наиболее правильным решением будет сразу же после регистрации подать заявление в налоговую для прикрепления упрощенной формы налогообложения. Бизнес в сфере развлекательных услуг предполагает уплату 6% от выручки.
Продвижение идеи трасса для машинок, как перспективного бизнеса
Основная задача любого предприятия, предоставляющего услуги в развлекательной сфере – привлечение как можно большего количества потенциальных клиентов. Осуществляется это с помощью внедрения дополнительных видов деятельности и рекламы.
Дополнительные виды деятельности:
- Продажа современных радиоуправляемых автомобилей и запчастей для ремонта радиоуправления авто;
- Организация клуба с предоставление дисконтных скидок для участников на товары и услуги;
- Организация ремонта для радиоуправляемыхмашин;
- Организация гонки на трассе в виде соревнований.
Реклама:
Реклама может распространяется не только традиционным способом в виде флагов или листовок. Такой вид деятельности предполагает тесную связь с людьми увлеченными, поэтому реклама может распространяется на всевозможных тематических форумах и сайтах в интернете.
Информация по рентабельности гонки на радиоуправлении
Запуск трассы для радиоуправляемых моделей требует инвестиций на начальном этапе в следующие расходные статьи:
- Трасса для гонки. Может быть как создана с нуля, так и приобретена в уже готовом формате;
- Приобретение нескольких радиоуправляемых моделей автомобилей любительского и профессионального класса;
- Приобретение необходимого оборудования и инвентаря для ремонта радиомоделей;
- Аренда площадки для трассы, не менее 50 кв.м.;
- Оборудование места для зрителей и ожидания.
Рентабельность бизнеса Гонки на радиоуправляемых машинах зависит от многих организационных нюансов. Если трасса для машинок была с нуля создана своими руками, то высока вероятность увеличения срока приживаемости проекта. Приобретение готового бизнеса по договору франчайзинга дает дополнительные возможности для расширения бизнеса, узнаваемость и популярность. Практика показывает, что в среднем рентабельность предприятия с “готовым” брендом в 1,5 раза выше обычного, созданного нуля.
Расширяя рынок сбыта своей услуги, проводя грамотные маркетинговые мероприятия, можно добиться наибольшей рентабельности бизнеса.