Меню

Сборка мотора змз 409

3.5. Сборка двигателя. Окончательная сборка двигателя и установка навесного оборудования.

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

Окончательные операции по сборке двигателя:
— установить и закрепить шкив водяного насоса и отражатель;
— установить и закрепить переднюю крышку головки цилиндров;
— установить корпус термостата в шланг термостата и закрепить корпус термостата на головке цилиндров, затянуть хомуты шланга;
— установить выпускной коллектор, кронштейн подъема двигателя, экран датчика и скобу трубки забора воды на шпильки выпускного коллектора, наживить и затянуть гайки крепления коллектора;
— запрессовать трубку стержневого указателя уровня масла и установить указатель;
— установить и закрепить крышку клапанов;
— установить и закрепить кронштейны генератора верхний и нижний и кронштейн подъема двигателя передний одновременно;
— установить и закрепить ролик натяжной;
— установить и закрепить впускную трубу и ресивер;
— запрессовать втулку распорную и подшипник в гнездо маховика;
— установить и закрепить диски ведомый и нажимной сцепления, центрируя ведомый диск с помощью оправки;
— снять двигатель со стенда, установить и закрепить картер сцепления к блоку цилиндров.

УСТАНОВКА НАВЕСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Порядок установки навесного оборудования на двигатель:
1. Установить форсунки в топливопровод двигателя.
2. Установить топливопровод двигателя 9 с форсунками в отверстия во впускной трубе и закрепить топливопровод, при этом форсунки должны усилием руки поворачиваться вокруг продольной оси (рис.60).
3. Установить шланг 3 на штуцер регулятора давления топлива 4 и штуцер канала холостого хода (рис.60).
4. Установить шланг подачи воздуха 8 одним концом на штуцер патрубка впускной трубы 5 (рис.60).
5. Установить регулятор холостого хода 7 патрубком на другой конец шланга подачи воздуха и закрепить его на ресивере 6 (рис.60).
6. Установить датчик указателя давления масла 4 и датчик сигнализатора аварийного давления масла 3 в головку цилиндров, предварительно капнув на резьбовую часть датчиков 1-2 капли герметика «Унигерм — 6» (рис.59).
7. Установить генератор 12 и закрепить его (рис.60).
8. Надеть ремень привода агрегатов 5 на шкивы коленчатого вала, водяного насоса, генератора и натяжного ролика 4 (рис.61). Натянуть ремень болтом натяжного ролика, болт крепления натяжного ролика должен быть ослаблен. Завернуть окончательно болт крепления натяжного ролика. При приложении нагрузки 78,4 Н (8 кгс) посередине ветви между шкивами водяного насоса и генератора стрела прогиба ремня должна быть 14±1 мм.
9. Установить датчик фазы 7 в отверстие головки цилиндров и закрепить его болтом (рис.59), обращая при этом внимание на установку двух уплотнительных резиновых колец, таким образом чтобы фланец датчика плотно прилегал к поверхности головки блока до закрепления болтом.
10. Установить датчик синхронизации 3 в отверстие крышки цепи (рис.61);
11. Установить и закрепить на ресивер патрубок дросселя 10 (рис.60).
12. Установить шланги подогрева дросселя 15 (рис.60).
13. Ввернуть свечи зажигания.
14. Установить провода свечей 5 в сборе с наконечниками (рис.62).
15. Установить шланг основной ветви вентиляции 1 на штуцер патрубка дросселя и на штуцер патрубка крышки клапанов и шланг малой ветви вентиляции 3 (рис.62).
16. Установить шланг регулятора холостого хода 2 на штуцер патрубка дросселя и штуцер регулятора холостого хода (рис.62).
17. Установить на крышку клапанов две катушки зажигания 4 и вставить в гнезда катушек провода высокого напряжения 5 (рис.62).
18. Установить и закрепить стартер 1 (рис.60).
19. Завернуть датчики температурного состояния двигателя 2 и указателя температуры 1 (рис.59) в корпус термостата 1 (рис.61), предварительно нанеся 2-3 капли герметика “Юнисил” на резьбовую часть датчиков.
20. Установить датчик температурного состояния впускного трубопровода 2 (рис.60).
21. Установить масляный фильтр 13 (рис.60).

Читайте также:  Замена масла двигателя веста св кросс

Рис.59. Вид двигателя слева
1 — датчик указателя температуры ОЖ; 2 — датчик температурного состояния двигателя; 3 — датчик сигнализатора аварийного давления масла; 4 — датчик указателя давления масла; 5 — грузовая проушина; 6 — стержневой указатель уровня масла; 7 — датчик фазы; 8 — экран датчика фазы; 9 — сливная пробка масляного картера; 10 — выпускной коллектор; 11 — сливной краник ОЖ.

Рис.60. Вид двигателя справа
1 — стартер; 2 — датчик температурного состояния впускного трубопровода; 3 – шланг от регулятора давления топлива к каналу холостого хода; 4 – регулятор давления топлива; 5 — впускная труба; 6 — ресивер; 7 — регулятор холостого хода; 8 — шланг подачи воздуха; 9 – топливопровод двигателя; 10 — патрубок дросселя; 11 — грузовая проушина; 12 — генератор; 13 — масляный фильтр; 14 — крышка привода масляного насоса; 15 — шланги подогрева дросселя.

Рис. 61 Вид двигателя спереди
1 — корпус термостата; 2 — диск синхронизации; 3 — датчик синхронизации; 4 — натяжной ролик; 5 — ремень привода агрегатов.

Рис.62. Вид двигателя сверху
1 — шланг основной ветви вентиляции картера; 2 – шланг регулятора холостого хода; 3 — шланг малой ветви вентиляции картера; 4 — катушки зажигания; 5 – высоковольтные провода; 6 – крышка клапанов; 7 — крышка маслозаливной горловины.

3.2. Ремонт двигателя. Разборка двигателя.

Двигатели, поступающие в ремонт, должны быть тщательно очищены от грязи.
Разборку двигателя, как и сборку, рекомендуется производить на стенде, позволяющем устанавливать двигатель в положениях, обеспечивающих свободный доступ ко всем деталям во время разборки и сборки. Разборку и сборку двигателей необходимо производить инструментом соответствующего размера (гаечные ключи, съемники, приспособления), рабочая поверхность которых должна быть в хорошем состоянии.
При индивидуальном методе ремонта детали, пригодные для дальнейшей работы, должны быть установлены на свои прежние места. Для этого такие детали как поршни, поршневые пальцы, поршневые кольца, шатуны, вкладыши, клапаны, гидротолкатели и др., при снятии их с двигателя, необходимо маркировать любым способом, не вызывающим порчу деталей (кернение, надписывание, прикрепление бирок и др.), или укладывать их на стеллажи с пронумерованными отделениями в порядке, соответствующем их расположению на двигателе.
При обезличенном методе ремонта двигателей надо помнить, что крышки шатунов с шатунами, крышки коренных подшипников с блоком цилиндров, крышки опор распределительных валов с головкой цилиндров обрабатываются в сборе и поэтому их раскомплектовывать нельзя.
В гидронатяжителях раскомплектация корпуса с плунжером не допускается.

Перед тем, как приступить к разборке основных механизмов двигателя, необходимо снять картер сцепления (рис.19), навесное оборудование: стартер, приводной ремень, генератор, датчики.

Рис.19. Снятие картера сцепления

Рис.20. Снятие крышки клапанов с катушками зажигания

Установить двигатель на стенд.

Разборка механизмов двигателя:
— отсоединить шланги подогрева дросселя;
— отсоединить шланги вентиляции картера;
— снять регулятор холостого хода;
— снять ресивер;
— снять впускную трубу;
— снять выпускной коллектор;
— отсоединить провода высокого напряжения с наконечниками от свечей;
— вывернуть свечи;
— снять крышку клапанов с катушками зажигания (рис.20);
— снять переднюю крышку головки цилиндров (рис.21);
— снять верхний и средний успокоители цепи (рис.22);
— снять крышку верхнего гидронатяжителя цепи и гидронатяжитель;

Рис.21. Снятие передней крышки головки цилиндров

Рис.22. Снятие верхнего 1 и среднего 2 успокоителя цепи

— отвернуть болт крепления звездочки впускного распределительного вала, удерживая ключом распредвал от проворачивания и снять звездочку;
— снять крышки распределительных валов, проверив правильность меток на них (рис.23);
— снять цепь со звездочки выпускного распределительного вала и вынуть распределительные валы (рис.24);

Читайте также:  Как изменить звук мотора машины

Рис.23. Снятие крышек опор распределительных валов

Рис.24. Снятие распределительных валов

— ослабить хомуты шланга корпуса термостата (рис.25);
— снять термостат с корпусом;
— отсоединить скобу крепления трубки отопителя, снять шкив водяного насоса;
— отвернуть болты крепления головки цилиндров;
— снять головку цилиндров (рис.26). Если нет необходимости в разборке и ремонте термостата, ресивера, впускной трубы, выпускного коллектора и головки цилиндров, головка цилиндров может быть снята вместе с этими узлами;
— с помощью присоски вынуть гидротолкатели из головки;

Рис.25. Ослабление хомутов шланга корпуса термостата

Рис.26. Снятие головки цилиндров

— снять усилитель картера сцепления (рис.27);
— снять масляный картер и масляный насос (рис.28);
— отвернуть масляный фильтр (в случае его замены);

Рис.27. Снятие усилителя картера сцепления

Рис.28. Снятие масляного насоса

— снять крышки шатунов вместе с вкладышами (рис.29);
— вынуть поршни вместе с шатунами (рис.30). Перед разборкой шатунно-поршневой группы проверить правильность меток на шатунах и их крышках, а также их соответствие порядковым номерам цилиндров;

Рис.29. Снятие крышек шатунов

Рис.30. Выемка поршней с шатунами

— отвернуть храповик и снять шкив коленчатого вала (рис.31);
— снять крышку нижнего гидронатяжителя цепи и гидронатяжитель (рис.32);

Рис.31. Снятие шкива коленчатого вала

Рис.32. Снятие нижнего гидронатяжителя цепи

— снять водяной насос;
— снять натяжной ролик (рис.33);
— снять крышку цепи. Если нет необходимости в разборке и ремонте натяжного ролика и водяного насоса, крышка цепи может быть снята с этими узлами;
— расконтрить болты крепления звездочек промежуточного вала, снять звездочки и цепь;

Рис.33. Снятие натяжного ролика

— отвернуть болты фланца промежуточного вала;
— снять крышку привода масляного насоса и вынуть шестигранный валик и привод масляного насоса (рис.34);
— отвернуть гайку и снять с промежуточного вала шестерню привода маслонасоса;
— вынуть промежуточный вал;
— снять сцепление (рис.35) и маховик;
— снять задний сальникодержатель;

Рис.34. Выемка привода масляного насоса

Рис.35. Снятие сцепления

— отвернуть болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала;
— снять крышки коренных подшипников коленчатого вала вместе с вкладышами и упорными полушайбами, проверив правильность меток на крышках (рис.36);

Рис.36. Снятие крышек коренных подшипников

— вынуть коленчатый вал в сборе с втулкой и звездочкой;
— снять втулку и звездочку с коленчатого вала.

3.4. Сборка двигателя. Подготовка к сборке двигателя и первичная сборка.

ПОДГОТОВКА К СБОРКЕ ДВИГАТЕЛЯ

Перед сборкой двигателя необходимо все его детали очистить от нагара и смолистых отложений.
Нельзя промывать в щелочных растворах детали изготовленные из алюминиевых сплавов (головку цилиндров, поршни, крышки и др.), так как эти растворы разъедают алюминий.

Для очистки деталей от нагара рекомендуются следующие растворы:
— для алюминиевых деталей:

сода (Na2СО3), г 18,5
мыло (зеленое или хозяйственное), г 10,0
жидкое стекло, г 8,5
вода, л 1,0

— для стальных деталей:

каустическая сода (NаОН), г 25
сода (Na2СO3), г 33
мыло (зеленое или хозяйственное), г 8,5
жидкое стекло, г 1,5
вода, л 1

При сборке двигателя необходимо соблюдать следующие условия:
1. Протереть все детали чистой салфеткой и продуть сжатым воздухом, а все трущиеся поверхности смазать чистым маслом.
2. Осмотреть детали перед постановкой на место (нет ли трещин, сколов, забоин и других дефектов), проверить надежность посадки запрессованных в них других деталей. Дефектные детали подлежат ремонту или замене на новые.
3. Все резьбовые детали (шпильки, пробки, штуцеры), если они вывертывались или были заменены в процессе ремонта, необходимо ставить на герметик УГ-6, УГ-9, или на сурике, или белилах, разведенных на натуральной олифе. Все неразъемные соединения, например, заглушки блока цилиндров и т.п. должны ставиться на нитролаке.
4. К постановке на двигатель не допускаются:
— шплинты, шплинтовочная проволока и стопорные пластины, бывшие в употреблении;
— пружинные шайбы, потерявшие упругость;
— поврежденные прокладки;
— детали, имеющие на резьбе более двух забитых или сорванных ниток;
— болты и шпильки с вытянутой резьбой;
— болты и гайки с изношенными гранями.
5. Размеры сопрягаемых деталей, а также зазоры и натяги в сопряжениях при сборке двигателя и его узлов приведены в Приложении 2.

Читайте также:  Устройство автомобиля хундай старекс

ПЕРВИЧНАЯ СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

Сборку двигателя производить в следующем порядке:
— очистить все привалочные поверхности блока от прилипших и порванных при разборке прокладок;
— закрепить блок цилиндров на стенде (рис.48), внимательно осмотреть зеркало цилиндров, при необходимости следует снять шабером не изношенный поясок над верхним компрессионным кольцом. Металл следует снимать вровень с изношенной поверхностью цилиндра;
— вывернуть пробки масляного канала и продуть все масляные каналы сжатым воздухом. Завернуть пробки на место;
— подсобрать коленчатый вал, для чего вывернуть пробки грязеуловителей шатунных шеек и удалить из них отложения, промыть и продуть воздухом, поставить пробки на место, затянуть их моментом 37. 41 Н•м (3, 8. 4, 2 кгс•м);
— проверить состояние рабочих поверхностей коленчатого вала. Забоины, задиры и др. наружные дефекты не допускаются;
— протереть салфеткой постели под вкладыши в блоке и в крышке коренных подшипников;
— установить в постели блока вкладыши коренных подшипников верхние (с канавками), а в постели крышек — нижние (без канавок), протереть вкладыши салфеткой и смазать их маслом для двигателя;
— протереть салфеткой коренные и шатунные шейки коленчатого вала, смазать их чистым маслом и установить вал в блок цилиндров;
— смазать маслом и установить полушайбы упорного подшипника:
верхние — в проточки третьей коренной постели антифрикционным слоем к щеке коленчатого вала;
нижние — вместе с крышкой третьего коренного подшипника. Усики полушайб должны зайти в пазы крышки;
— установить крышки остальных опор на соответствующие коренные шейки, завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников моментом 98. 107, 9 Н•м (10. 11 кгс•м) (рис.49);

Рис. 48. Установка блока на стенд

Рис. 49. Установка крышек коренных подшипников

— провернуть коленчатый вал, вращение его должно быть свободным при небольшом усилии;
— взять сальникодержатель с сальником заднего конца коленчатого вала, проверить пригодность сальника к дальнейшей работе. Если сальник имеет изношенные рабочие кромки или слабо охватывает фланец коленчатого вала — заменить его новым. Запрессовку сальника в сальникодержатель рекомендуется производить при помощи оправки;
— заполнить на 2/3 полости между рабочей кромкой и пыльником резиновой манжеты смазкой ЦИАТИМ-221, установить и закрепить сальникодержатель к блоку болтами с моментом 11, 76. 17, 64 Н•м (1, 2. 1, 8 кгс•м) (рис. 50);
— установить маховик на задний конец коленчатого вала с совмещением отверстия в маховике со штифтом (рис.51);
— установить шайбу болтов маховика, наживить и затянуть болты с моментом 70, 56. 78, 4 Н•м (7, 2. 8, 0 кгс•м).

Рис. 50. Установка держателя заднего сальника коленчатого вала

Рис. 51. Установка маховика

Adblock
detector