HR16DE — бензиновый двигатель 1.6 Ниссан (H4M у Рено)
Двигатели с маркировкой HR16DE производятся в Японии, Китае и с 2014 года в России. Разработка мотора H4M (маркировка этого мотора в автомобилях Renault) велась в 2005 году двумя еще не объединившимися в альянс компаниями – Ниссан и Рено. Мотор должен был заменить QG16DE, и в итоге был выпущен как уменьшенный аналог ДВС MR20DE.
Характеристики HR16DE
Технические характеристики двигателя HR16 следующие:
- годы выпуска – с 2006-го по настоящее время;
- точный объем – 1598 куб. см;
- мощность (л.с.) – 108 при 5600 об./мин, 114 при 6000 или 117 при 6000;
- крутящий момент (Н/м) – 142 при 4000 об./мин, 156 при 4400, 158 при 4000;
- степень сжатия – 10,7;
- используемое топливо – бензин АИ-95;
- экологический класс – Евро 4/5;
- блок цилиндров из алюминия;
- количество цилиндров – 4;
- клапанов на цилиндр – 4;
- диаметр цилиндра – 78 мм;
- ход поршня – 83,6 мм;
- в приводе ГРМ – цепь;
- питание – многоточечный впрыск топлива;
- рабочая температура – нет данных;
- объем масла в моторе – 4,3 л;
- допустимый расход масла – до 500 гр. на 1000 км пробега;
- периодичность замены смазки – каждые 15000 км (лучше через каждые 7500 км пробега);
- примерный ресурс – на практике 250 тысяч км, по данным производителя – нет точной информации.
Расход топлива
Потребление бензина рестайлинговым кроссовером Кашкай (j10) с двигателем HR16DE, передним приводом и 5-ступенчатой механикой:
- в городском режиме – 8,3 л на 100 км пробега;
- в загородном режиме (на трассе) – 5,6 л;
- смешанный цикл – 6,6 л на сотню.
Расход бензина у рестайлинговой версии Кашкая первого поколения с мотором HR16, передним приводом и вариатором чуть меньше:
- в городе – 8,1 л на 100 км;
- на трассе – 5,4 л на сотню;
- среднее значение расхода – 6,4 л.
Расход топлива у переднеприводного автомобиля Ниссан Тиида (первая генерация, после рестайлинга) с 4-ступенчатой автоматической коробкой:
- городской режим – 10 л;
- режим «трасса» – 5,9 л;
- смешанный цикл – 7,4 л.
Технические особенности
Двигатель HR16DE – это неплохая силовая установка, прекрасно работающая и на бензине АИ-92 (при рекомендованном заводом-изготовителем АИ-95). В системе газораспределительного механизма (ГРМ) установлена надежная цепь, которой несвойственно растягиваться раньше времени. Фазы газораспределения меняются, для этих целей впускной вал оснащен фазовращателем. Имеется и дроссельная заслонка электронного типа.
Моторы HR16 не имеют гидрокомпенсаторов, поэтому клапана регулируются вручную по необходимости. Такая необходимость возникает примерно через 80-100 тысяч км пробега (может и раньше), проблема присутствия шума и стука решается путем подбора соответствующего толкателя. Блок цилиндров двигателя HR16DE изготовлен из алюминия.
Рассматриваемая силовая установка модернизировалась. Суть изменений свелась к следующему:
- были установлены две форсунки на каждый цилиндр;
- улучшилась экономичность;
- возросла отдача;
- уменьшились холостые обороты;
- стали выполняться требования экологического класса Евро-5.
Обслуживание HR16DE
Техническое обслуживание двигателя HR16DE проводится в соответствии с регламентом:
- замена моторного масла и свечей зажигания – через каждые 15 тысяч км (при тяжелых условиях эксплуатации – через каждые 7,5 тысячи км);
- смена смазки в коробке – механика (через 90000), автомат (через 60000);
- замена цепи ГРМ, антифриза в системе охлаждения – через 90 тысяч;
- смена воздушного фильтра, салонного фильтра и тормозной жидкости – каждые 30 тысяч;
- установка нового топливного фильтра – каждые 45000;
- масло в раздаточной коробке и редукторе – каждые 60 тысяч;
- регулировка клапанов каждые 80 тыс. км.
Недостатки и слабые места HR16DE
Основные проблемы HR16DE (и варианты их решения) выглядят следующим образом:
- свист слабо натянутого ремня генератора – подтяжка или замена;
- внезапная остановка – замена реле блока зажигания (концерн Ниссан делал отзыв авто с такой неисправностью);
- прогоревшее кольцо приемной трубы глушителя вызывает нехарактерный громкий звук при ускорении – замена детали;
- исчерпавшая ресурс правая опора вызывает вибрации – требуется установка новой подушки.
Трудности с запуском HR16DE в мороз (причем от -15 градусов) можно считать минусом и особенностью. Установка новых свечей или попытки заводки с газом в ряде случаев помогают справиться с проблемой.
Слабым местом можно назвать бесступенчатую трансмиссию (CVT), которая часто демонстрирует толчки, не любит резких стартов и торможений, пробуксовок.
При хорошем обслуживании многие неприятности с мотором HR16 можно отсрочить до большого пробега.
Достоинства и плюсы
К преимуществам двигателя HR16DE можно отнести:
- нетребовательность к бензину (водители часто заливают 92-й вместо рекомендованного 95-го);
- превосходная работа на низких оборотах;
- надежность при должном отношении к ТО;
- высокий ресурс при правильной эксплуатации – на практике более 250 тысяч без капитального ремонта.
Плюс – наличие контрактного двигателя на вторичном рынке. Цена силовой установки зависит от возраста и степени износа (от 25 до 45 тысяч рублей).
Отзывы
Уважаемые Читатели на нашем сайте пока нет отзывов о HR16DE. Если Вы хотите поделиться своим опытом, мнением, то оставляйте их в виде комментариев в любой форме. И они будут опубликованы в данном пункте.
Тюнинг
Наиболее популярный способ поднять показатели двигателя HR16DE – сделать спортивную прошивку. Чип-тюнинг дает небольшой прирост – около 5%. Более весомый тюнинг (до 125 лошадей) предполагает прошивку и установку:
- прямоточного выхлопа;
- трубы на два дюйма;
- выпускного коллектора типа «паук» (4-2-1);
- системы холодного забора воздуха.
Конфигурация на 160 лошадок предполагает установку турбины VW K03 с охладителем воздуха (интеркулером) и воздушными трубами (пайпингом). Тщательная настройка приносит плоды, но если перестараться, потребуется ремонт.
Установка более мощной турбины потребует вмешательства в устройство двигателя, благодаря чему можно добиться мощности в 200 и более лошадок.
На какие автомобили устанавливался HR16DE (H4M)
Двигатель HR16DE устанавливался на следующие автомобили:
- Ниссан (Микра, Ноут, Тиида, Кашкай, Жук, Верса, Сентра);
- Рено (Логан, Сандеро, Дастер, Каптюр, Флюенс);
- Самсунг (СМ3);
- Митсубиси (Делика);
- Лада (ИксРей).
Заключение
Двигатель HR16DE представляет собой обычный силовой агрегат, не уступающий аналогам в классе. Мотор демонстрирует надежность и хороший ресурс при правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании.
Популярность ДВС подтверждается фактом установки на различные модели автомобилей Ниссан и Рено. Организация точки по сборке двигателя HR16DE на базе АвтоВАЗа говорит о важности агрегата для отечественного рынка. К тому же открытие производства в нашей стране – одна из крупных сделок альянса Nissan-Renault.
Сборка блока цилиндров и шатунно-поршневой группы двигателяHR15DE и HR16DE
1. Полностью продуть сжатым воздухом рубашку системы охлаждения и масляные каналы блока цилиндров, а также отверстия цилиндров для удаления инородных материалов.
Использовать очки для защиты глаз
2. Установить пробку (1) в отверстие для слива охлаждающей жидкости, как показано на рисунке. Использовать только фирменный силиконовый герметик или равноценный. |
Стрелка указывает переднюю часть двигателя.
3. Установить вкладыши коренных опор и упорные кольца следующим образом:
• Удалить пыль, грязь и моторное масло из посадочных гнезд в блоке цилиндров.
• Установить упорные кольца с обеих сторон коренной опоры №3 (В) блока цилиндров так, чтобы стороны с масляными канавками (А) были направлены в стороны коленчатого зала (наружу).
Стрелка указывает переднюю часть двигателя.
• Установить вкладыши коренных опор (1), обращая внимание на то, что вкладыши с масляными канавками (А) устанавливаются в блок цилиндров, а вкладыши без канавок — в крышки коренных опор. Перед установкой вкладышей нанести свежее моторное масло на внутреннюю (рабочую) поверхность подшипника. Не наносить масло на наружную поверхность вкладышей — она должна быть чистой.
• Убедиться в том, что смазочные отверстия в блоке цилиндров совпадают с отверстиями во вкладышах.
• Установить вкладыши коренных опор, как показано на рисунке |
1. Блок цилиндров. 2. Верхний вклаыш. 3. Нижний вкладыш. 4. Крышка коренной опоры
Стрелка указывает переднюю часть двигателя.
Установить вкладыш коренной опоры в центральное положение с соблюдением следующих размеров. Во время сервисного обслуживания центральное положение может быть определено визуально.
№ опоры | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
L1, мм | 1,65 — 2,05 | 1,25 — 1,65 | 2,30 — 2,70 | 1,25 — 1,65 | 1,60 — 2,00 |
L2, мм | 1,30 — 1,70 | 1,30 — 1,70 | 2,30 — 2,70 | 1,30 — 1,70 | 1,30 — 1,70 |
Размер L1 опоры №3 является расстоянием от края корпуса (блока) (не от поверхности установки упорного кольца).
4. Установить сигнальный диск на коленчатый вал, если он был снят:
• Установить сигнальный диск (1) поверхностью с выступами в сторону балансира (передняя часть двигателя) на заднюю часть коленчатого вала.
• Совместить установочный штифт с отверстием (А) диска и затянуть болт
Установочный штифт коленчатого вала и сигнальный диск являются прецизионном парой.
• Удалить установочный штифт.
Убедиться в том, что установочный штифт удален.
5. Установить коленчатый вал в блок цилиндров. Убедиться в том, что коленчатый вал плавно проворачивается от усилия руки.
На данном этапе не устанавливать задний сальник коленчатого вала.
6. Установить крышки коренных опор коленчатого вала, обращая внимание на метки передней части (В) и штамп номера опоры (А). |
Крышки коренных опор не могут заменяться по отдельности, поскольку обрабатываются вместе о блоком цилиндров.
7. Затянуть болты крышек коренных опор в порядке, указанном на рисунке следующим образом:
• Нанести свежее моторное масло на резьбу и посадочные поверхности болтов.
• Затянуть болты крышек коренных опор моментом затяжки 32,4 Н-м.
Стрелка указывает переднюю часть двигателя.
— Дотянуть болты крышек коренных опор на 60° по часовой стрелке (угловым воротком) в порядке, указанном на рисунке.
Проверить и подтвердить угол дотяжки при помощи углововоротка (KV10112100) (А) или транспортира. Не рекомендуется дотяжка «на глаз».
• После установки болтов крепления, убедиться в том, что коленчатый вал свободно проворачивается усилием руки.
• Проверить осевой зазор коленчатого вала.
8. Установить поршень на шатун следующим образом:
• Установить поршень и шатун таким образом, чтобы передняя метка (А) на днище поршня и номер цилиндра (С) находились с одной стороны, как показано на рисунке.
А. Передние метки В. Масляная канавка. С. Номер цилиндра D — Маркировка нижней головки шатуна
Символы без описания не используются в процессе обслуживания.
• Запрессовать поршневой палец, используя пресс.
А. Оправка (KV10109730). В. Центровочный стакан (KV10110310). C. Основание прессе (ST13030020). D. Центральный шток (KV10114120). E. Пружина (ST1303GQ30) F. Сборка деталей
Соблюдать осторожность, чтобы не повредить поршневой палеи в процессе запрессовки.
Поршневой палец запрессован в верхнюю головку шатуна.
• Запрессовать поршневой палец (2) на глубину 2,35 мм от поверхности поршня (А).
1. Шатун. 2. Поршневой палец, 3. Поршень. А. Поверхность поршня,
• По окончании работы убедиться в том, что поршень (3) свободно вращается.
9. При помощи расширителя колец установить поршневые кольца:
• При установке колец соблюдать осторожность, чтобы не повредить поршень.
• Не раздвигать кольца слишком широко, чтобы не сломать их.
• Установить поршневые кольца так, чтобы их замки были в положении, показанном на рисунке. При этом ориентироваться на передние метки (В) поршня.
• Установить второе компрессионное кольцо так, чтобы штамп «1R» (верхнее компрессионное кольцо) или «2R» (второе компрессионное кольцо) на нем был направлен вверх.
А. Замок верхнего или нижнего диска маслосъемного кольца (любой из них). В. Передние метки поршня. С. Замок второго компрессионного кольца и расширителя маслосъемногj кольца D. Замок верхнего компрессионного кольца.
10. Установить шатунные вкладыши в шатуны и крышки шатунов:
• При установке шатунных вкладышей нанести свежее моторное масло на внутреннюю (рабочую) поверхность вкладышей. Не наносить масло на наружную поверхность вкладышей — она должна быть чистой.
• Установить вкладыши в центральное положение.
Вкладыши не имеют стопорного выступа.
• Убедиться в том, что масляные отверстия во вкладыше и шатуне совпадают.
• Установить шатун по размерам, приведенным на рисунке.
1. Шатун. 2. Верхний вкладыш шатуна. 3. Нижний вкладыш шатуна. 4. Крышка шатуна. А. 1.7-2,1 мм.
Стрелка указывает переднюю часть двигателя.
Установить шатунный вкладыш в центральное положение с соблюдением размера «А». Во время сервисного обслуживания центральное положение может быть определено визуально.
11. Установить поршень с шатуном в сборе на коленчатый вал:
• Поместить шейку коленчатого вала в положение, соответствующее нижней мертвой точке поршня.
• Нанести свежее моторное масло на зеркало цилиндра, поршень и шейку коленчатого вала.
• Расположить поршни с шатунами напротив соответствующих отверстий цилиндров, ориентируясь по номерам на шатунах.
• При помощи обжимки поршневых колец (ЕМ03470000) (А), вставить поршень в цилиндр так, чтобы метка передней части поршня была обращена к передней части двигателя.
• Соблюдать осторожность, чтобы не повредить контактные поверхности крышки шатуна.
• Соблюдать осторожность, чтобы не повредить зеркало цилиндра и шейку коленчатого вала бьющимся нижним концом шатуна.
12. Установить крышку нижней головки шатуна. Совместить номер цилиндра на шатуне (С) с номером цилиндра на крышке шатуна.
А. Передняя метка. В. Масляная канавка. С. Номер цилиндра D. Маркировка нижней головки шатуна.
13. Проверить наружный диаметр шатунных болтов.
14. Затянуть шатунные болты следующим образом:
• Нанести свежее моторное маело на резьбу и посадочные поверхности шатунных болтов.
• Затянуть шатунные болты ь несколько подходов моментом затяжки 19,6 Н-м.
• Дотянуть все болты на 60 градусов по часовой стрелке (угловым воротком).
Проверить и подтвердить угол дотяжки при помощи углового воротка (KV1011210Q) (А) или транспортира. Не рекомендуется дотяжка «на глаз» ,
• После затяжки шатунных болтов убедиться в том, что коленчатый вал свободно вращается.
• Проверить боковой зазор шатунов.
15. Установить верхнюю часть масляного поддона.
Запрессовать задний сальник коленчатого чала после установки верхней части масляного поддона.
16. Запрессовать задний сальник.
17. Установить маховик и затянуть болты крепления в перекрестном порядке за несколько подходов:
А) Версии с механической трансмиссией:
• Зафиксировать маховик (1) фиксирующей пластиной (KV11105210) (А) и отвернуть болты крепления.
• При помощи насадки TORX (размер Е20) затянуть болты крепления.
Соблюдать осторожность, чтобы не повредить контактные поверхности сцепления на маховике.
В) Версии с вариатором:
• Зафиксировать ведущий диск (1) фиксирующей пластиной (KV11105210) (А) и отвернуть болты крепления.
• При помощи насадки TORX (размер Е20) затянуть болты крепления. |
18.Установить датчик детонации (1) таким образом, чтобы его разъем был направлен в сторону задней части двигателя.
Стрелка указывает переднюю часть двигателя
• Не затягивать болты крепления, удерживая датчик за разъем.
• Если датчик падал или подвергался ударам, заменить его новым.
• Убедиться в том, что нет инородных материалов на контактной поверхности блока цилиндров и тыльной поверхности датчика детонации.
• Убедиться в том, что датчик детонации не касается других частей двигателя.
19. Установить датчик положения коленчатого вала (POS) с крышкой и затянуть болты крепления.
20. Вставить направляющую трубку масляного щупа (1) в блок цилиндров и зафиксировать его держателями (В) возле держателя (А) впускного патрубка системы охлаждения, как показано на рисунке.
21. Дальнейшая сборка производится в порядке обратном разборке.