Не совершайте этих ошибок при замене масла, если не хотите «убить» свой двигатель
Этот пост предназначен в первую очередь для автолюбителей, которые самостоятельно меняют масло в двигателе своего «железного коня». Да, такие еще есть и ими нужно гордиться, потому что они по-настоящему любят свою машину. Но не все знают, что нельзя совершать ряд ошибок во время замены, потому что они могут сократить срок работы силового агрегата. Давайте озвучим их сегодня, чтобы мотор работал долго и счастливо.
Ошибка № 1 – Меняйте масло не по регламенту
Многие знают, что интервал замены смазочных материалов во всех узлах и агрегатов авто указан в руководстве по эксплуатации. Но стоит помнить, что производители автомобиле руководствуются двумя правилами при создании этих рекомендаций:
- Они берут во внимание идеальные условия эксплуатации;
- Им не нужно, чтобы вы ездили на одном и том же автомобиле 10-15 лет. Их цель – эксплуатация машины в рамках гарантийного обязательства, а после, вы должны прийти к ним для покупки новой машиной.
Первый пункт не походит к нашим реалиям. Резкие перепады температур: от жары до минусовых холодов, низкое качество топлива и смазочных материалов, постоянные пробки в больших городах и так далее.
Второй пункт продиктован желанием не тратиться на гарантийный ремонт автомобиля и получения прибыли от покупки нового авто после истечения срока гарантии. То есть, автопроизводители беспокоятся, чтобы в этот период с машиной ничего не случилось, а после него – пусть хоть он «рассыпется».
Поэтому цифры, указанные в руководстве по эксплуатации авто нужно делить на два. Если производитель рекомендует менять масло в двигателе раз в 10-20 тысяч, то реальный срок должен составлять 5-10 тысяч километров пробега.
Последние цифры продиктованы опытом многих мотористов и обычных автовладельцев. В среднем рекомендуется производить замену масла в моторе в интервале 7-10 тысяч. В зависимости от места эксплуатации – город, трасса и мощности мотора.
А вы знали, что пробег авто не главный показатель замены ГСМ в силовом агрегате? Есть такое понятие – «моточасы» двигателя. По ним лучше всего ориентироваться. Что это такое и как их можно правильно рассчитать, я писал в этой статье , рекомендую.
Ошибка № 2 – Я постоянно доливаю свежее масло, зачем его менять полностью
Это самое страшное заблуждение. Не секрет, что во многих двигателях присутствует «масложор» в большей или меньшей степени. Это может являться конструктивной ошибкой мотора. Такие машины уже с завода начинают «подъедать» маслице. В случаях с подержанными авто, может быть большой износ цилиндро-поршневой группы, силовой агрегат начинает страдать повышенным расходом масла. В этом и другом случае автовладельцы вынуждены доливать его, чтобы не «упустить» уровень.
Поэтому, многие уверены, что если постоянно доливать свежее масло в двигатель, то его менять не нужно, ведь оно само меняется – старое выгорает, а новое доливается. Это неверно. При доливке происходит смешивание старого и нового. Это приводит к тому, что новое также засоряется примесями и продуктами работы ГСМ. Если мотор «ест» маслице, значит, в нем будет присутствовать стружка, твердые частицы – результат износа двигателя. Поэтому, вся эта взвесь будет постоянно циркулировать по масленому контуру силового агрегата. Что еще сильнее «убивает» его.
При полной замене масла, вы сливаете его полностью, вместе со стружкой и всей грязью, которая «плавает» в поддоне и двигателе в целом. Вы полностью меняете старое, отработанное на новое, свежее, где есть рабочие присадки, продлевающие жизнь мотору.
Кроме того, если вы отказываетесь полностью заменять масло, сославшись на его постоянную доливку, вы оставляете в системе смазки старый, забитый масленый фильтр . Именно он призван бороться с частотой смазочного материала в силовом агрегате. Если он будет забит, после своего срока эксплуатации, то он ничего фильтровать уже не будет, масло будет поступать в ДВС помимо него.
Ошибка №3 – Перелив
Знаете, в двигателе есть масленый щуп – такая «фигня» по который вы должны контролировать уровень масла в картере? Так вот, на нем есть отметки «Макс» и «Мин» — это максимальный и минимальный уровень. Некоторые считают, что если перелить выше допустимого уровня, то ничего не произойдет – это не так.
Есть вероятность, что масло будет попадать туда, куда не должно. Его может закидывать на свечи зажигания, образовывая на них нагар, закоксовываться маслосъемные кольца поршней. Через систему вентиляции картера маслице может попадать во впускной коллектор. Одним словом, своими руками можете создать дополнительные проблемы для себя.
Что делать, если вы его случайно перелили? Можно воспользоваться медицинским шприцем и трубочкой от капельницы. Вытаскиваете щуп, опускаете в трубку капельницу, шприцем выкачиваете излишки из картера.
Важно! Замерят уровень масла нужно на остывшем двигателе.
Ошибка № 4 – Недолив
Опять, из крайности в крайность, то перелили, то недолили. Только в этом случае последствия будут катастрофическими. Если уровень масла будет ниже минимального уровня, то мотор будет работать в режиме «масленого голодания» .
Это чревато капитальным ремонтом мотора. Трущиеся элементы не будут смазываться, будет повышенный износ всех пар трения. Мотор заклинит в самый неподходящий момент. А его ремонт может исчисляться десятками тысяч рублей.
Ошибка № 5 – Нельзя мешать разные типы масел
Если вы часто доливаете маслице, то нужно следить, что вы льете. Ни в коем случае нельзя заливать в полусинтетику минеральное масло. Это «убьет» его, а вместе и ним и ваш мотор.
В каждом типе смазки есть свои определенные присадки, которые рассчитаны на работу в том или ином двигателе. Если смешать разные типы масел, понизив их качество, есть большая вероятность, что эти присадки выпадут в осадок. Мало того, что они перестанут работать в силовом агрегате, так они могут забить тонкие каналы масленой системы. Что приведет к масленому голоданию и заклиниванию ДВС.
Если есть такая необходимость смешать разные типы масел, нет других под рукой, то можно доливать синтетику в полусинтетику, полусинтетику в минеральное. Но ни в коем случае ни на оборот.
Лучше всего, с собой возить литровую канистру на доливку такого же масла, какое залито в ваш двигатель . Она много места в багажнике не занимает, но убережет от дорого ремонта мотора.
А теперь немного тестов, чтобы успокоить некоторых автолюбителей, если они залили разные масла в мотор:
Вывод
Это самые распространенные ошибки автолюбителей, которые самостоятельно любят менять масло в своей машине. Уважение таким людям!
По-поводу последнего пункта хочу отметить, что если есть большая необходимость долить масло в двигатель, а такого, как вы обычно льете, нет, то заливать можно все, что угодно. Но никто не даст вам гарантии, что мотор сможет пережить городские пробки до 10-15 тысяч километров пробега на такой масленой смеси. Вы действуете на свой страх и риск.
Если вы со мной согласны – ставьте «Лайк», делитесь с друзьями , чтобы они не совершали их. Всем удачи на дорогах.
7 самых частых вопросов про моторное масло
Моторное масло — лидер по числу вопросов в почте «За рулем». Отвечаем на самые частые.
1. Какое масло можно подлить в мотор, если, к примеру, в дороге уровень упал ниже минимума?
Оптимальный вариант — всегда возить с собой литрушку того самого масла, которое вам заливали во время проведения планового ТО. Это дает стопроцентную уверенность в том, что несовместимости масел при такой доливке не возникнет. При этом литрушка занимает минимум места в багажнике, а ее цена не сильно вредит семейному бюджету. Наконец, в начатой «литрушке» маслу будет чуть комфортнее, чем в большой канистре, поскольку поверхность контакта с воздухом в ней ощутимо меньше.
А если литрушек в багажнике нет? Тогда придется разориться в придорожном магазинчике — например, при АЗС. Редкий водитель сегодня точно знает, какое масло у него залито, но это не повод задуматься у полки надолго. Единственное, что точно нужно соблюсти, — не промахнуться с группой качества, но и тут особой проблемы нет — покупайте SN! Что касается бренда, то все современные масла в процессе сертификации проходят специальный тест на совместимость с основными «игроками» масляного рынка. Поэтому ни одно масло сегодня при доливке не искалечит ваш мотор. Однако при первой же возможности все-таки следует заменить масло целиком. Хотя бы из тех соображений, что оно, скорее всего, ходит уже давно — иначе почему уровень просел ниже минимума?
2. Машина почти все время хранится в гараже — годовой пробег (с дачи и на дачу) составляет примерно тысячу километров. Зачем же мне менять масло каждый год, как вы обычно советуете? И что будет, если я его не поменяю? Сами же пишете, что срок его хранения примерно пять лет!
Ну, если не поменять масло, то катастрофа вселенского масштаба не произойдет. Однако же надо понимать, что в запечатанной канистре маслу живется гораздо лучше, чем в потрохах мотора. Виноват кислород, с которым контактирует масло: понятно, что в канистре воздуха совсем мало (примерно 5% объема), а вот мотор постоянно общается с атмосферой через вентиляцию картера. При этом моторное масло окисляется и, следовательно, портится. Кроме того, масляные гуру указывают и на другое обстоятельство: в двигателе масло контактирует с различными сплавами металлов, невольно вступая в химические реакции, — это также ухудшает его исходный состав. Именно поэтому рекомендуется заменять масло не только по пробегу, но и по возрасту.
Само собой, если автомобиль находится на гарантии, то вопрос «менять/не менять» вообще не обсуждается.
3. Почему говорят, что если уровень масла находится на минимальной отметке, то оно быстрее «изнашивается»? Ведь двигатель при этом смазывается точно так же!
Действительно, маслу при этом становится тяжелее. Масляный насос исправно гоняет его по кругу, но при этом так называемая кратность обмена масла становится выше. Смысл простой: производительность насоса не поменялась, а вот масла стало меньше — следовательно, одним и тем же частицам приходится чаще работать. В итоге масло быстрее стареет и раньше перестает нормально обслуживать двигатель.
4. Влияет ли моторное масло на охлаждение мотора, или этим занимается только антифриз?
Еще как влияет. Основных задач у моторного масла как минимум четыре. Кроме общеизвестной — смазки! — оно обязано охлаждать двигатель, мыть его внутренности и удалять грязь в масляный фильтр.
5. Верно ли, что зимой масло можно менять реже, поскольку оно не так греется?
Неверно. Судите сами: даже если предположить, что зимой машина ездит исключительно на короткие расстояния, не позволяющие нормально прогреть мотор, то масло тем более желательно поменять пораньше. Ведь в подобных режимах работы система смазки неизбежно копит в себе избыток влаги и несгоревших компонентов топлива, что приводит к образованию низкотемпературных отложений. А при нормальных пробегах температурный режим двигателя остается постоянным вне зависимости от сезона.
6. Я так и не понял, когда же надо менять моторное масло? На что ориентироваться — на километраж, на календарь или еще на что-то?
А все зависит от вашего стиля жизни: общего ответа не существует. Впрочем, если машина на гарантии, то тут просто: читайте инструкцию. А вот дальше начинается «свобода».
Все автомобили условно можно разделить на несколько больших групп.
- Машина дачника. Больше стоит, нежели ездит. Годовой пробег — примерно 2000 км.
- Машина выходного дня. Ездит в основном с вечера пятницы до воскресного вечера. Основная езда — загородная, годовой пробег — десятки тысяч километров.
- Машина городского служащего. Ездит каждый день, постоянно пребывая в сплошных пробках. Годовой пробег невелик — с десяток тысяч километров
Для каждой из перечисленных групп — свои рекомендации. Например, дедушке-дачнику вполне можно менять масло, глядя на отрывной календарь: раз в год. А вот в машине выходного дня нужно руководствоваться показаниями одометра: например, менять масло каждые 15 000 км. Труднее всего советовать что-то городскому жителю: пробеги маленькие, пребывание в пробках — длительное. Тут уже превалируют не километры, а моточасы. Мы в редакции оснастили Ладу Ларгус калужским счетчиком моточасов. Тем, кто поступит аналогичным образом, можно советовать заменять масло каждые 300 — 350 часов. Если же такого счетчика нет, то рекомендованный производителем интервал замены масла можно смело «делить на два» — в среднем это составит 7500 км.
7. А можно ли определять интервал замены масла, исходя из расхода топлива? Скажем, сжег тысячу литров бензина — меняй масло!
Теоретически, наверное, можно. Но такой способ подходит только для очень въедливых водителей, ведущих бортжурнал с каждой заправкой и готовых учитывать средний расход конкретного автомобиля. Ведь понятно, что у микролитражек и больших внедорожников условия игры изначально будут разными.
Напомню, также, что если реальное состояние моторного масла вызывает опасения, то менять его нужно немедленно — безо всяких скидок на километраж и моточасы. К примеру, капля гудрона на моторном щупе — это вопль типа «Караул». Но хочется надеяться, что с этим никто не столкнется.
Счастливого пути и хорошего масла!
- Чего ждать (и не ждать) от нового моторного масла, узнайте из этой публикации.
Как выбрать подходящее масло для вашего автомобиля? (+конфигуратор)
Разнообразие смазочных материалов способно поставить в тупик даже опытного автовладельца. А ведь выбор моторного масла критически важен: от него напрямую зависит исправность двигателя и безотказность автомобиля. Но эта задача перестает быть сложной, если следовать нехитрому алгоритму. Правильная смазка для двигателя должна удовлетворять нескольким требованиям.
• Формула, обеспечивающая требуемые характеристики. Технологические процессы у большинства производителей схожи, но формула каждого конкретного масла уникальна и определяет тот набор качеств, которыми оно обладает. Состав качественного моторного масла обеспечивает сбалансированные характеристики, когда смазка эффективна и при низких температурах, и при высоких; и в начале цикла использования, и ближе к концу. Это позволяет не беспокоиться о том, что в какой-то момент двигатель окажется незащищенным.
• Правильная вязкость. Вязкость масла — характеристика, обеспечивающая его текучесть при той или иной температуре. При выборе вязкости нужно следовать рекомендациям производителя автомобиля, которые можно найти в руководстве по эксплуатации. Если там указаны несколько допустимых значений, то более жидкое масло следует выбирать для зимы и спокойной эксплуатации (это облегчит пуск и снизит расход топлива), а более вязкое — для лета и тяжелых условий (активная езда, пробки), что позволит защитить двигатель при высоких температурах.
Вязкость, в соответствии с SAE J300, обозначается формулой вида ХW ХХ, где первое число (Х) — низкотемпературный индекс, характеризующий текучесть масла при низких температурах, а второе (ХХ) — кинематический класс вязкости моторного масла при температурах, близких к рабочим температурам двигателя. Например, масло 0W-30 позволит легче запустить мотор зимой, чем 15W-40, и будет лучше его смазывать, пока двигатель не прогреется. Но число 40 говорит о том, что второе масло больше подходит для быстрой езды в жаркую погоду, потому что имеет оптимальную вязкость при значительном нагреве.
• Одобрение автопроизводителя. Каждый автомобильный бренд имеет собственные спецификации и требования к моторному маслу. Ведущие производители смазочных материалов стараются создавать продукты, которые будут соответствовать этим стандартам. В результате масло получает официальное одобрение автопроизводителя или даже становится смазочным материалом, который заливают на конвейере. Это служит гарантией того, что масло подходит для конкретной марки и модели.
• Надежная защита двигателя. В процессе работы мотора масло создает на поверхности трущихся деталей специальную пленку, предотвращающую износ. Эта пленка должна быть стабильна вне зависимости от условий и режима, в котором работает двигатель, и хорошее масло обеспечивает как раз такие характеристики. Моторное масло состоит из основы и набора присадок. Большинству современных автомобилей больше всего подходит смазка на синтетической основе, потому что она обеспечивает лучшую защиту в широком диапазоне условий. Присадки определяют целевое назначение и свойства масла — например, могут регулировать моющую способность смазки или ее сочетаемость с теми или иными особенностями конструкции двигателя.
• Важно, чтобы масло было протестировано в реальных условиях эксплуатации. Наиболее сильно нагружающий режим — спортивные соревнования. Поэтому, если производитель масла является спонсором спортивных команд, это говорит о серьезности испытаний, которые проходит его продукция. «Масляный» бренд — это, как правило, не просто наклейка на бортах гоночного болида, а полноценный партнер гоночной команды, принимающий участие в обслуживании техники для спортивных побед.
• Экономия средств. Рационально использовать то масло, которое минимизирует эксплуатационные затраты. Здесь есть три составляющие. Во-первых, расход топлива: совершенные формулы моторных масел позволяют существенно снизить трение в двигателе, а соответственно, и расход топлива. Во-вторых, интервал замены. Сбалансированное моторное масло должно быть «долгоиграющим», то есть сохраняющим свои защитные свойства в течение длительного времени и требуемого пробега автомобиля. Наконец, самое очевидное — цена масла. Качественные смазочные материалы не могут быть дешевыми, но высокая конкуренция на рынке привела к тому, что они могут и должны стоить разумных денег.
Отдельным условиям из вышеперечисленных соответствует немало продуктов. Масло TOTAL QUARTZ отвечает всем требованиям одновременно. Его формула разработана в собственных исследовательских центрах во Франции, успешно испытана на гоночных трассах всего мира (от Формулы-1 до ралли-рейдов) и воплощена в продукт. А широкий диапазон вязкостей линейки TOTAL QUARTZ позволяет подобрать надежное и экономичное масло для любого двигателя — независимо от его пробега и условий, в которых он работает.
Продукция TOTAL QUARTZ используется ведущими автомобильными брендами (Kia, Hyundai, внедорожная техника, китайские производители) в качестве масла первой заливки на конвейере и рекомендована для замены в соответствии с длинными сервисными интервалами. Многие масла TOTAL QUARTZ разработаны специально для двигателей определенных марок и имеют официальное одобрение в соответствии со спецификациями — будь то атмосферный или турбированный мотор, бензиновый или дизельный, с многоклапанной конструкцией, прямым впрыском, системой доочистки выхлопных газов и другими инженерными особенностями.
Чтобы точно определить наиболее подходящее для двигателя вашего автомобиля масло TOTAL QUARTZ, воспользуйтесь конфигуратором.