Меню

Рулевой механизм автомобиля газ 24 волга

Рулевой механизм автомобиля газ 24 волга

Устройство и эксплуатация автомобиля ГАЗ-24 Волга

Учебное пособие по изучению конструкции и устройство автомобилей Волга


Наши дополнительные сервисы и сайты:


e-mail:
office@matrixplus.ru
tender@matrixplus.ru

icq:
613603564

skype:
matrixplus2012

телефон
+79173107414
+79173107418

г. С аратов

Устройство рулевого управления

Рулевой механизм (рис. 155), состоящий из глобоидального червяка 14 и трехгребневого ролика 12, находящихся в беззазорном зацеплении (при прямолинейном движении), смонтирован в алюминиевом картере 9 и установлен на наружной стороне лонжерона рамы сзади управляемых колес.

Рис. 155. Рулевой механизм: 1 — опорная пята; 2 — стопорная шайба; 3 — регулировочный винт; 4 — колпачковая контргайка. 5 — стопорный штифт; б — роликовый подшипник; 7 — пробка наливного отверстия; 8 -бронзовые втулки; 9 — картер; 10 — сальник; 11 — вал сошки; 12 — ролик; 13 — задний подшипник; 14 — червяк; 15 — передний роликовый подшипник; 16 — регулировочные прокладки; 17 — передняя крышка; 18 — болт; 19 — гайки крепления муфты; 20 — соединительная муфта:, 21 — верхний рулевой вал; 22 -гайка шпильки; 23- нижний рулевой вал

Червяк установлен на двух роликовых конических подшипниках. Вал сошки поворачивается на двух бронзовых втулках и одном роликовом цилиндрическом подшипнике. От продольных перемещений вал рулевой сошки удерживается регулировочным винтом. Между хвостовиком вала сошки и донышком винта имеется опорная пята.

Чтобы обеспечить беззазорное зацепление червяка с роликом при движении по прямой, что совершенно необходимо для нормальной эксплуатации автомобиля, геометрическая ось ролика смещена вверх относительно оси червяка на 6-6,5 мм (для нового рулевого механизма). Зазор в зацеплении, возникающий по мере износа, устраняется перемещением вала сошки вместе с роликом вниз при помощи регулировочного винта 3, закрытого колпачковой контргайкой 4.

Верхний и нижний рулевые валы соединены друг с другом энергопоглощающей муфтой, смягчающей удар водителя о рулевое колесо при столкновениях. Эта муфта состоит из резиновой шайбы 7 (рис. 156), двух фланцев 1 со скосами и двух предохранительных пластин 2, соединенных между собой при помощи пальцев 4 и гаек, которые зафиксированы четырьмя стопорными пластинами.

Рис. 156. Безопасная муфта: 1 — фланец; 2 — предохранительная пластина; 3 — втулка; 4 — палец; 5 -распорная муфта; 6 — накладка; 7 -резиновая шайба муфты; 8 — стопорная пластина

Рис. 157. Крепление рулевого колеса: 1 — защелка замка рулевого управления; 2 — болт крепления замка: 3 — замок рулевого управления с корпусом в сборе; 4 — рулевая колонка; 5 — пружина; 6-втулка сбрасывателя указателя поворота; 7 — гайка; 8 — включатель звукового сигнала; 9 — рулевое колесо: 10-винт: 11 — провод звукового сигнала; 12 — переключатель указателей поворотов; 13 — подшипник; 14 — рулевой вал; 15 — втулка; 16 — резиновая прокладка: 11 — нацель приборов; 18 — болт

Верхний конец вала рулевого управления установлен на радиально-упорном шариковом подшипнике 13 (рис. 157) во втулке колонки. На конце вала с помощью конуса и шлицев закреплено рулевое колесо 9, затянутое гайкой 7

Рулевой механизм оборудован противоугонным устройством, которое запирает рулевое управление при повороте ключа зажигания против часовой стрелки; при этом защелка / замка перемещается в сторону втулки 15 и входит в пазы (сразу или после небольшого поворота рулевого колеса). Попытки повернуть рулевое колесо при запертом противоугонном устройстве могут привести к повреждению запорного устройства и изгибу рулевого вала.

В нормальных условиях эксплуатации автомобиля рулевой механизм и безопасная муфта достаточно долговечны и частых регулировок не требуют.

Рулевые тяги (рис. 158) установлены сзади управляемых колес и состоят из двух боковых тяг, регулируемых по длине с помощью регулировочных трубок 22, поперечной тяги, соединенной с рулевой сошкой 19 и маятниковым рычагом 18 и рычагов 24, закрепленных на поворотных цапфах.

Все шарниры тяг самоподтягивающиеся, с полусферическими пальцами, разборные, со смазкой, заложенной на заводе, и не требующие систематического пополнения в эксплуатации. Шарниры запрессованы в проушины тяг и наконечников и при необходимости могут быть заменены. От попадания влаги, пыли и грязи шарниры наконечников и боковых тяг защищены резиновым гофрированным уплотнителем 6, напрессованным на буртик наконечника, а шарниры поперечном тяги — колпачковым резиновым уплотнителем 10, прижатым буртиком распорной втулки 9 к торцу головки рычага.

Читайте также:  Ремонт порогов автомобиля шпаклевкой

Рис. 158. Рулевые тяги: 7 — шплинт; 2 — резьбовая пробка; 3 — пружина; 4 — опорная пята; 5 — корпус шарнира; 6 — резиновый уплотнитель; 7 — распорная втулка наконечника; 8 — гайка; 9 — распорная втулка тяги; 10 — резиновый уплотнитель тяги; 11 — полиэтиленовый сухарь шарнира маятниковою рычага; 12-гайка; 13 — шайба; 14,- кронштейн маятникового рычага; 15 — металлокерамнческая втулка; 16- резиновая защитная втулка; 17 — палец; 18 — маятниковый рычаг; 19 — рулевая сошка; 20 — болт; 21 — стяжной хомут; 22 — регулировочная трубка; 23 — наконечник тяги; 24 — рычаг поворотной цапфы

Маятниковый рычаг 18 с помощью пальца 17 установлен на двух металлокерамических втулках 15 в кронштейне 14, привернутом двумя болтами к раме автомобиля. Цилиндрическая часть металлокерамических втулок входит в кронштейн 14 с зазором, что позволяет переднему концу маятникового рычага перемещаться до 2 мм за счет деформации резиновых защитных втулок 16. В эксплуатации допускается перемещение переднего конца маятникового рычага до 4 мм. Это не оказывает вредного влияния на устойчивость и безопасность движения автомобиля, а также не увеличивает износ шин.

На переднем конце маятникового рычага установлен шаровой шарнир, одинаковый по конструкции и размерам с шаровыми шарнирами рулевых тяг, за исключением того, что в нем имеется полиэтиленовый сухарь 11, который служит для удержания пальца шарнира в определенном положении. При износе полиэтиленовый сухарь следует заменять. Не допускается сборка шарового шарнира маятникового рычага без сухаря. Также совершенно недопустима установка полиэтиленовых сухарей в другие шарниры рулевых тяг.


форсунок в ультразвуковых ваннах и на стендах

Дезинфицирующие средства

широкого применения

для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора

Моющие средства

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.

Червячный рулевой механизм автомобиля ГАЗ – 24 «Волга».

На автомобилях ГАЗ -24 «Волга» применяется червячный рулевой механизм с глобоидным червяком и трехгребневым роликом, с передаточным числом 19,1.

Устройство. Рулевой механизм (рис. 2) состоит из глобоидального червяка 14 и трехгребневого ролика 11, находящихся в беззазорном зацеплении (при прямолинейном движении). Смонтирован рулевой механизм в алюминиевом картере 9 и установлен на наружной стороне лонжерона рамы. Червяк установлен на двух роликовых конических подшипниках 13 и 15. Обойма заднего подшипника 13 запрессована в горловину картера до упора в бурт задней крышки.

Рисунок 2 — Червячный рулевой механизм автомобиля ГАЗ – 24 «Волга».

1 — опорная пята; 2 — стопорная шайба; 3 — регулировочный винт; 4 — колпачковая гайка; 5 — стопорный штифт; 6 — роликовый подшипник; 7 — пробка наливного отверстия; 8 — бронзовые втулки; 9 — картер; 10—сальник;11 — ролик; 12— подшипник; 13— задний роликовый подшипник; 14— червяк; 15 — передний роликовый подшипник; 16 — регулировочные прокладки; 17 — передняя крышка; 18 — болт; 19 — боковая крышка; 20 — фланец; 21 — шпилька; 22 — резиновая шайба муфты; 23 — верхний вал; 24 — усилительная пластина; 25 — гайка; 26 — стопорная пластина; 27—нижний рулевой вал; 28 – уплотнительная прокладка; 29 — рулевая сошка.

Обойма переднего подшипника имеет скользящую посадку с упором в переднюю крышку 17. Между крышкой и картером установлен комплект регулировочных прокладок 16, в результате чего обеспечивается необходимый преднатяг в подшипниках червяка, соответствующий моменту вращения вала, равному 0,78 Н·м. Эксплуатация рулевого механизма с люфтом в подшипниках не допускается. Люфт устраняют, удаляя соответствующее число прокладок 16 из-под передней крышки 17.

Вал сошки поворачивается на двух втулках 8 и одном роликовом цилиндрическом подшипнике 6. От продольных перемещений вал рулевой сошки удерживается регулировочным винтом 3. Между хвостовиком вала сошки и донышком винта имеется опорная пята.

Принцип работы. Вращение рулевого колеса обеспечивает обкатывание ролика 11 по червяку 14, качание сошки 29 и перемещение тяг рулевого привода, чем достигается поворот управляемых колес.

Регулировка. Чтобы обеспечить беззазорное зацепление червяка с роликом при движении по прямой, геометрическая ось ролика смещена вверх относительно оси червяка на 6.0. 6.5 мм. Зазор в зацеплении, возникающий по мере износа, устраняют, перемещая вал сошки вместе с роликом вниз при помощи регулировочного винта 3, закрытого колпачковой гайкой 4.

Правильно отрегулированный механизм должен иметь в зоне среднего положения глобоидальной пары момент поворота червяка, равный 2,45 Н·м. По мере поворота червяка вправо или влево эта нагрузка плавно снижается к краям беззазорной зоны до момента 0,78 Н·м. За пределами беззазорной зоны между роликом и винтовой ниткой возникает возрастающий с дальнейшим поворотом червяка люфт, который при поворотах автомобиля с преодолением препятствия может вызвать стук в руле, не влияющий на эксплуатационные качества узла.

Достоинства и недостатки.Червячный рулевой механизм, в сравнении с реечным, обладает меньшей чувствительностью к ударным нагрузкам, обеспечивает большие углы поворота управляемых колес и соответственно лучшую маневренность автомобиля.

Однако червячный механизм сложен в изготовлении, поэтому дорог. Рулевое управление с таким механизмом имеет большое число соединений, поэтому требует периодической регулировки.

Червячный рулевой механизм применяется на легковых автомобилях повышенной проходимости с зависимой подвеской управляемых колес, легких грузовых автомобилях и автобусах.

Рулевое управление ГАЗ-24

1. Рычаг переключения указателей поворота. 2. Переключатель указателей поворота. 3. Вал рулевого управления. 4. Подшипник вала. 5. Разжимная втулка. 6. Пружина. 7. Втулка сбрасывателя переключателя указателей поворота. 8. Гайка. 9. Кнопка сигнала. 10. Колонка. 11. Нижний колпак. 12. Верхний колпак. 13. Крышка. 14. Рулевое колесо. 15. Передняя крышка картера. 16. Регулировочные прокладки. 17. Подшипник червяка. 18. Червяк. 19. Ролик. 20. Подшипник ролика. 21. Ось ролика. 22. Сальниковое уплотнение. 23. Картер. 24. Верхняя втулка. 25. Вал сошки. 26. Распорная втулка. 27. Нижняя втулка. 28. Сальниковое уплотнение. 29. Пружинная шайба. 30. Гайка. 31. Сошка. 32. Прокладка. 33. Верхняя крышка картера. 34. Регулировочный винт. 35. Регулировочная шайба. 36. Стопорная шайба. 37. Контргайка. 38. Муфта. 39. Подкладка. 40. Пленка. 41. Провод сигнала. 42. Шайба. 43. Втулка. 44. Отражатель. 45. Пружина. 46. Пробка. 47. Фланец. 48. Палец. 49. Гайка. 50. Штифт. 51. Гайка. 52. Шаровой палец. 53. Распорная втулка. 54. Уплотнитель. 55. Корпус шарнира. 56. Опорная пята. 57. Дружина. 58. Заглушка. 59. Поворотный кулак. 60. Поворотный рычаг. 61. Регулировочная трубка. 62. Стяжной хомут. 63. Шкворень. 64. Тяга. 65. Тяга сошки. 66. Наконечник рулевой тяги. 67. Палец. 68. Гайка. 69. Шайба. 70. Металлокерамическая втулка. 71. Уплотнительная втулка. 72. Кронштейн маятникового рычага. 73. Маятниковый рычаг. 74. Сухарь. 75. Уплотнительный колпак. 76. Противоугонное устройство.

Рулевое управление автомобиля ГАЗ-24 безопасной конструкции; состоит из рулевого механизма, рулевой колонки с противоугонным устройством, эластичной соединительной муфты и рулевых тяг.

Рулевой механизм смонтирован в литом алюминиевом картере 23 и установлен с наружной стороны левого лонжерона подмoторной рамы. Рабочая пара механизма состоит из червяка 18, напрессованного на конец вала и вращающегося на двух конических роликовых подшипниках 17, и трехгребневого ролика 19, установленного в головке вала сошки 25. Среднее передаточное число механизма 19,1. Червяк рулевого механизма имеет на концах конусные поверхности, заменяющие внутренние кольца роликовых конических подшипников. Наружные кольца подшипников установлены в гнездах картера. Задний подшипник упирается в торец крышки картера. Наружное кольцо переднего подшипника имеет скользящую посадку в гнезде картера, позволяющую производить регулировку предварительного натяга подшипников с помощью набора прокладок 16, устанавливаемых между торцом картера и крышкой подшипника. Вал червяка при выходе из картера уплотняется резиновым сальником 22, расположенным в задней крышке картера.

Вал 25 сошки вращается на двух бронзовых втулках 24, запрессованных в горловину картера, и роликовом радиальном подшипнике, установленном в гнезде верхней крышки картера. В головке вала сошки установлен на шариковых подшипниках трехгребневой ролик 19, находящийся в беззазорном зацеплении с червяком 18. Верхний конец вала соединен с регулировочным винтом 34, которым осуществляется регулировка зацепления (перемещением вала сошки и ролика относительно червяка). Положение вала фиксируется колпачковой гайкой 37, стопорящей регулировочный винт. Между верхним торцом вала и дном паза регулировочного винта для исключения люфта вала устанавливается шайба 35 (подбирается по толщине при сборке механизма на заводе). Нижний конец вала, уплотняемый резиновым сальником 28, имеет шлицевой конус для посадки сошки и резьбу для ее крепления гайкой.

Вал руля раздельный, состоит из вала червяка и вала рулевой колонки, соединенных между собой эластичной резиновой муфтой. Вал рулевой колонки трубчатый с посадочным конусом, шлицами и крепежной резьбой на концах. Вращается на двух шариковых подшипниках, установленных в тонкостенной колонке 10, закрепленной на панели приборов. Для исключения люфтов подшипники постоянно поджимаются пружинами 6, действующими через разрезные конусные втулки 5. На верхнем конце вала установлено рулевое колесо 14. Между рулевой колонкой и ступицей колеса установлен облицовочный колпак 11, внутри которого смонтирован механизм переключателя указателей поворота. На нижнем конце вала крепится фланец соединительной муфты.

Соединительная муфта состоит из резиновой шайбы толщиной 12 мм, установленной между металлическими фланцами 47, закрепленными на концах вала червяка и вала рулевой колонки. Муфта снижает травмоопасность при аварийном столкновении автомобиля. Сила удара, передаваемая от водителя через вал колонки на муфту, при достижении определенной величины вытягивает, а затем разрывает резиновую шайбу. Валы при этом за счет скосов на фланцах 47 разводятся и рулевая колонка вместе с валом и рулевым колесом перемещается вперед, снижая сопротивление удару.
Рулевая трапеция состоит из трех тяг, двух рычагов, закрепленных на поворотных кулаках, сошки и маятникового рычага. Поперечная рулевая тяга 65 через шарниры левым концом соединена с сошкой 31 руля, правым — с маятниковым рычагом 73.

Боковые тяги 64 состоят из стержней и наконечников с головками шарниров на конце, соединенных между собой регулировочными резьбовыми трубками 61, стягиваемыми хомутами 62. Изменением длины боковых тяг производится регулировка схождения колес. Размеры и положение деталей рулевой трапеции подобраны так, что обеспечивают правильное соотношение углов поворота колес. При повороте внутреннего колеса на 20 угол поворота наружного колеса равен 1720. Максимальный угол поворота внутреннего колеса 41&deg-43° ограничивается упорами на сошке.
Все шарниры рулевых тяг самоподтягивающиеся разборные; состоят из пальца 52 с полусферической головкой, установленного в цилиндрический корпус 55 со сферической опорной поверхностью. Головка пальца поджимается к сфере в корпусе через опорную пяту 56 пружиной 57, опирающейся на резьбовую заглушку 58. Шарниры запрессовываются в головки рулевых тяг до упора в буртик корпуса. Сверху шарнир боковых тяг надежно защищен от попадания грязи резиновым гофрированным уплотнителем 54, напрессованным на буртик головки тяги. Шарниры, соединяющие сошку и маятниковый рычаг, снабжены резиновыми колпаками 75, прижимаемыми к торцу рычага и наружной сферической поверхности корпуса шарнира. Шарниры допускают качание шарового пальца на угол 20 в ту и другую стороны вдоль тяги и неограниченный поворот вокруг оси пальца.

При появлении люфтов шарнир допускает подтяжку резьбовой заглушки. При этом нужно расшплинтoвать заглушку, отверткой завернуть ее до отказа, а затем отвернуть на один оборот для крайних шарниров и 0,5 оборота для средних шарниров, а затем еще отвернуть до совпадения паза в заглушке с отверстием в корпусе и зашплинтовать.

Маятниковый рычаг 73 вращается на оси 67, запрессованной в его заднюю головку. Ось опирается на две металлокерамические втулки 70, установленные через резиновые втулки 71 в горловину литого алюминиевого корпуса, закрепленного на наружной стороне правого лонжерона рамы. Резиновые втулки туго посажены в корпус и обеспечивают правильную посадку и положение металлокерамических втулок, одновременно обеспечивая надежное уплотнение. В переднюю головку маятникового рычага запрессован шаровой шарнир, унифицированный с другими шарнирами рулевой трапеции (по большинству деталей).

Отличием шарнира маятникового рычага является полиэтиленовый сухарь, устанавливаемый между торцом полусферической головки пальца и опорной пятой для ограничения качания шарнира.

Шарниры рулевых тяг заполняются при сборке на заводе консистентной смазкой ВНИИ НП-242. При исправных уплотнителях шарниры могут эксплуатироваться без пополнения смазки 60-80 тыс. км пробега. Для пополнения в эксплуатации шарниров смазкой можно использовать также смазку ЦИАТИМ-201. Ось маятникового рычага смазывается по мере надобности (при появлении скрипов или тугого вращения) графитовой смазкой УСА (ГОСТ 3333-55), которую нужно нанести тонким слоем на поверхности втулок и оси, а также заполнить полость между втулками внутри корпуса.

Авто © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector