Руководство по среднему ремонту электрических машин
Ремонт электрических машин
Содержание материала
При текущем ремонте электрических машин выполняют следующие работы: проверку степени нагрева корпуса и подшипников, равномерности воздушного зазора между статором и ротором, отсутствия ненормальных шумов в работе электродвигателя; чистку и обдувку электродвигателя без его разборки, подтяжку контактных соединений у клеммных щитков и присоединении проводов, зачистку колец и коллекторов, регулирование и крепление траверсы щеткодержателя, восстановление изоляции у выводных концов, смену электрощеток; смену и долив масла в подшипники. При необходимости производят: полную разборку электродвигателя с устранением повреждений отдельных мест обмотки без ее замены; промывку узлов и деталей электродвигателя; замену неисправных пазовых клиньев и изоляционных втулок, мойку, пропитку и сушку обмотки электродвигателя, покрытие обмотки покрывным лаком, проверку крепления вентилятора и его ремонт, проточку шеек вала ротора и ремонт беличьей клетки (в для подшипников с принудительной смазкой (0,05 + 0,08) Дш, где Дш — диаметр шейки вала.
Для создания более благоприятных условий образования масляного клина рекомендуют у разъемных подшипников делать боковые зазоры В = а. В этом случае подшипники растачивают на диаметр Д + 2а с применением прокладок толщиной а.
Допустимая разница воздушных зазоров электрических машин не должна превышать значений, указанных в заводских инструкциях, а если таких данных нет, то зазоры должны отличаться на величину не больше, чем указано ниже для машин: асинхронных — на 10 %; синхронных тихоходных — на 10 %; синхронных быстроходных — на 5 %; постоянного тока с петлевой обмоткой и зазором под главными полюсами более 3 мм — 5 %; постоянного тока с волновой обмоткой и зазором под главными полюсами более 3 мм — на 10 %; а также якорем и дополнительными полюсами — на 5 %. Разбег — осевая игра вала машины в подшипниках скольжения в одну сторону от центрального положения ротора не должен превышать 0,5 мм для машин напряжением до 10 кВт, 0,75 мм — для машин 10—20 кВт, 1,0 мм — для машин 30—70 кВт, 1,5 мм — для машин 70—100 кВт. Суммарный двусторонний разбег вала не должен превышать 2—3 мм. Зазоры в подшипниках качения
Внутренний диаметр подшипника, мм
Осевая игра в однорядных шарикоподшипниках, мм» для серии
Радиальный зазор, мм
в новых однорядных шарикоподшипниках
в новых роликоподшипниках
наибольший допустимый при износе подшипников
В контрольно-дефектационные операции после разборки электромашин входят: внешний осмотр и обмер всех изнашиваемых поверхностей деталей; окончательное заключение о состоянии деталей в результате осмотра, проверок и испытаний. Результаты дефектации записывают в ремонтную карту, на основании которой технолог или мастер заполняет операционную карту и назначает вид ремонта. Дефектные детали и узлы ремонтируют способами, указанными ниже.
Технология ремонта узлов и деталей электрических машин. Конструкция коллектора.
Дня большинства электрических машин применяют конструкцию коллектора, показанную на рис. 6. Коллектор машины должен быть очищен от грязи и смазки. Изоляция коллектора должна быть продорожена, с граней коллекторных пластин сняты фаски. Коллектор, имеющий неровности до 0,2 мм, должен быть отполирован, 0,2—0,5 мм — прошлифован, более 0,5 мм — проточен. Биение коллектора у машин (проверенное по индикатору) не должно превышать 0,02 мм для коллекторов диаметром до 250 мм и 0,03—0,04 мм для коллекторов диаметром 300-600 мм.
Ремонт коллекторов.
Сведения о возможных неисправностях, причинах их возникновения и способах ремонта коллекторов приведены в табл. Рис. 6. Устройство коллектора: 1 — стальной корпус; изоляция; 3 — петушки; 4 — пластина коллекторная; 5— шайба конусная натяжная; 6— винт стопорный; 7— прокладка миканитовая Рис. 7. Формовка коллектора на токарном станке
Неисправность коллектора
Неисправность
Искрение. Круговой огонь
Биение. Выступание пластин
Плохая сборка. Некачественный миканит
Выступание изоляции между пластинами
Износ пластин. Ослабление коллектора
Продороживание. Подтягивание. Обточка
Выступание пластин на краю коллектора
Предельная обточка. Слишком тонкие пластины
Замена комплекта пластин и межламельной изоляции
Обломана часть петушков (в шлице)
Неосторожная выбивка концов обмотки из шлица
Разборка. Ремонт или за мена пластин
Замыкание между пластинами
Заусенцы на поверхности. Прогар миканитной изоляции из-за попадания масла и медно-угольной пыли
Осмотр. Расчистка. Глубокая прочистка между пластинами. Промывание спиртом. Замазывание пастой
Замыкание внутри кол лектора
Замыкание на корпус
Пробой, прогар изоляционных конусов
Разборка, ремонт или за мена коллектора с формовкой на станке (рис. 7)
Ремонт контактных колец.
Комплект контактных колец показан на рис. 8. Незначительные повреждения поверхности контактных колец (подгары, биение, неравномерная выработка) устраняют зачисткой и полировкой без демонтажа колец. При больших повреждениях поверхностей кольца снимают и протачивают с уменьшением их толщины не более чем на 20 %. Пробой изоляции на корпус, а также предельный износ колец вызывают необходимость их замены. Замены целесообразно производить только в крупных ЭРЦ, где на каждый вид контактных колец составляют типовой технологический процесс разборки, изготовления, сборки и испытания с обеспечением соответствующими приспособлениями и оборудованием.
Ремонт сердечников.
Сердечники (активная сталь) одновременно служат магнитопроводом и остовом для размещения и укрепления обмотки. При ремонте и замене обмотки необходимо проверить сердечники и устранить обнаруженные дефекты. Основные неисправности сердечников статора и ротора, их причины, а также способы устранения приведены в табл. Неисправности сердечников статора и ротора
Неисправность
Выпадение вентиляционных распорок Ослабление стяжных болтов Отлом и выпадение отдельных зубцов
Ремонт распорок Подтянуть болты Забить и укрепить клинья
Распушение зуб цов
Слабые крайние листы или нажимные шайбы
Подпрессовка. Усилие крайних листов
Заусенцы. Зашлифованные места. Механические повреждения поверхности сердечников
Порча изоляции стяжных болтов
Пробой изоляции обмотки на сталь
Неправильная сборка или монтаж машины. Механические повреждения
Рис. 8. Кольца контактные в сборе: 1 — втулка; 2 — электрокартон; 3 — кольцо контактное; 4 — изоляция шпилек; 5 — шпильки контактные (выводы от колец)
Условия для безыскровой коммутации.
Если плотность тока, приходящаяся на единицу поверхности соприкосновения щетки с коллектором в каком-либо месте становится слишком большой, щетки искрят. Искрение разрушает щетки и поверхность коллектора. Надежный контакт между щеткой и коллектором обеспечивает гладкая зеркальная поверхность коллектора (без выступов, вмятин, подгаров, без эксцентриситета или биения). Механизм подъема щеток должен быть исправным. На одной машине нельзя применять щетки разных марок. Они должны быть установлены строго на нейтрали. Расстояние между щетками по окружности коллектора должны быть равными. Отклонения в расстояниях между сбегающими концами щеток не должны превышать 1,5 % для машин мощностью до 100 кВт. От обоймы до поверхности коллектора расстояние должно быть 2—4 мм. При наклонном расположении щеток острый угол щетки должен быть набегающим. Допустимые отклонения обойм щеткодержателя от номинального размера в осевом направлении — 0—0,15 мм; в тангенциальном направлении, при ширине щеток менее 16 мм —0—0,12 мм; при ширине щеток более 16 мм — 0—0,14 мм. Допустимые отклонения размеров щеток от номинальных размеров обоймы щеткодержателя могут быть только со знаком минус. Величины допустимых отклонений: в осевом направлении от — 0,2 до — 0,35 мм; в тангенциальном направлении (при ширине щеток до 16 мм) от — 0,08 до — 0,18 мм; в тангенциальном направлении (при ширине щеток более 15 мм) от — 0,17 до — 0,21 мм. Рис. 9. Формы валов электромашины: а — машин постоянного тока; б, в — асинхронных двигателей
Зазор щеток в обойме не должен превышать в осевом направлении — 0,2 -г- 0,5 мм; в тангенциальном направлении (при ширине щеток до 16 мм) 0,06 * 0,3 мм; в тангенциальном направлении (при ширине щеток более 16 мм) 0,07 + — 0,35 мм. Рабочая (контактная) поверхность щеток должна быть отшлифована до зеркального блеска. Удельное нажатие различных марок щеток должно находиться в пределах 0,15—4 МН/м 2 и приниматься по каталогам. Отклонение в величине удельного нажатия между отдельными щетками одного стержня допускается на ± 10 %. Для двигателей, подвергающихся толчкам и сотрясениям (крановые и др.), удельное нажатие допускается повышать на 50—75
Электродвигатель с насосом. Общее руководство по среднему ремонту. АДИГ.062511.001СО
Электродвигатель с насосом. Общее руководство по среднему ремонту.АДИГ.062511.001СО
Настоящее общее руководство по среднему ремонту предназначено для проведения ремонтно-восстановительных работ связанных с отказами, неудовлетворительной работой электродвигателя с насосом в условиях специализированных мастерских.
Электродвигатели с насосом выпускаются в соответствии с техническими условиями ТУ4573-019-24322961-99 и предназначены для обеспечения циркуляции рабочей жидкости в системе предпускового подогрева двигателей и отопления кабины и салона автомобилей в составе жидкостных подогревателей.
В настоящем общем руководстве по среднему ремонту приняты следующие сокращения:
— электродвигатель с насосом — электронасос;
— общее руководство по среднему ремонту — руководство;
— кольцо уплотнительное резиновое — кольцо;
— уплотнитель торцовый — уплотнитель;
— уплотнительная торцовая пара — торцовая пара.
Электронасос изготавливается в климатическом исполнении У2 по ГОСТ 15150-69, в едином исполнении для внутреннего рынка и экспорта, пригодном для эксплуатации в макроклиматических районах У-Т.
Номинальный режим работы электронасоса — продолжительный S1 по ГОСТ 3940-84.
Рабочая жидкость электронасоса — антифриз по ГОСТ 159-52 или тосол по ГОСТ 28084-89. В исключительных случаях допускается применение воды в условиях эксплуатации электронасоса при температуре окружающей среды выше0 °С.
Основные параметры электронасосов при нормальных значениях климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15150-69 должны соответствовать параметрам, приведенным в Таблица 66.
1 Номинальное напряжение литания В
2 Перепад давления между входом и выходомэлектронасоса, МПа, не менее
3 Производительность л/ч. не менее
4 Потребляемый ток А, не более
5 Схема подсоединения двигателя
6 Наружный диаметр патрубков, мм
Электронасос должен сохранять работоспособность при предельных значениях напряжения питания и обеспечивать параметры, приведенные в Таблица 67
Напряжение питания, В
Производительность л/ч, не менее
Потребляемый ток А, не более
— Электронасос должен быть герметичным при давлениирабочей жидкости 0,2 МПа в течение (5+0,2) минут
Электронасосы могут отличаться в основном типами применяемых комплектующих электродвигателей, не ухудшающими качество изделия.
1 Организация ремонта
1.1 Для изучения электронасосов в приложениях А и Б приведены: чертеж общего вида электронасосов, схема сборки и разборки электронасосов, перечень деталей и покупных изделий с учетом модификаций электронасосов.
1.2 Дефектация электронасоса.
1.2.1 Дефектация электронасоса необходима для определения характера дефекта, возможности использования деталей для ремонта или отбраковки негодных деталей.
1.2.2 Перед проведением дефектации электронасос очистить от грязи и смазки, промыть водой, продуть сжатым воздухом.
1.2.3 При проведении дефектации обратить внимание на состояние поверхностей узлов и деталей электронасосов, наличие на них механических повреждений и разрушения защитного покрытия. Осмотреть питающие вывода на предмет наличия на них нарушения изоляции.
1.2.4 При отсутствии внешних признаков дефектов установить электронасос на средство производственного контроля — СПК, произвести пробное включение электронасоса при напряжении питания 12В или 24В (в зависимости от исполнения электронасоса), обратив при этом внимание на наличие течи из насоса рабочей жидкости.
1.2.5 Разобрать электронасос на составные части.
1.2.6 Определить объем ремонтных работ и потребность в составных частях.
1.2.7 Результаты дефектации внести в ведомость дефектов по форме, приведенной в Таблица 68
Заключение и методы ремонта
Требования после ремонта
1.3 Указания по ремонту.
1.3.1 Работы по ремонту электронасосов должны выполнять лица, прошедшие обучение. Разборка, сборка и проверка электронасоса должна производиться только квалифицированными специалистами в мастерской, располагающей необходимым инструментом и оборудованием.
1.3.2 Схема работ по ремонту электронасосов приведена на Рис. 319.
1.4. Мастерская по ремонту должна иметь монтажный стол, на котором выполняются ремонтно-восстановительные работы. К рабочему месту должна быть подведена сеть переменного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц. Для проведения ремонтно-восстановительных работ необходимы средства измерения, оборудование и инструменты, приведенные в Таблица 69.
Диапазон напряжения (0-36) В, ток — до 10 А,погрешность установки напряжения ±0,55 В. погрешность измерения по току±0,25 А
Диапазон измерения (0+2) мин, погрешность измерения±0,1 с
Средство производственного контроля -СПК
Стенд для проверку на герметичность
500 В, диапазон измерения (0+10) МОм, погрешностьизмерения ±4%
7810-0966 ГОСТ 17199-88
7810-0967 ГОСТ 17199-88
7811-0006 HD2 ГОСТ 2839-80
6910-0413 HDX9 ГОСТ 25787-83
Литол-24 ГОСТ 21150-87
Бязь арт. 142 ГОСТ29298-92
Грунтовка АК-070 ОСТ 180023-80
Примечание. Допускается применение других средствизмерений с характеристиками, не хуже приведённых
2 Меры безопасности
2.1 Ремонт электронасосов должен производиться лицами, имеющими допуск к работе с электроустановками напряжением до 1000В и имеющими группу по электробезопасности не ниже III.
2.2 При проведении ремонтных работ электронасосов необходимо руководствоваться «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденными в установленном порядке.
2.3 При проведении демонтажа, очистки от грязи, смазки и промывки электронасосов, использовать резиновые перчатки. После работы с рабочей жидкостью — тосолом — вымыть руки с мылом.
3 Требования на ремонт
3.1 Требования к отправляемым в ремонт изделиям.
Электронасос, отправляемый в ремонт, должен быть очищен от грязи и смазки, промыт водой и продут сжатым воздухом.
3 2 Требования к отремонтированным изделиям.
3.2.1 Сопротивление изоляции токоведущих частей электродвигателя относительно корпуса до введения в эксплуатацию должно быть не менее:
— 20 МОм — при практически холодном состоянии в н.к.у;
— 2 МОм — при установившейся рабочей температуре обмоток;
-1 МОм — после воздействия влаги, транспортирования и хранения. На период эксплуатации в пределах наработки в практически холодном состоянии в н.к.у. — не менее 0,015 МОм.
3.2.2 Основные параметры электронасосов после ремонта:
а) производительность электронасоса при номинальном напряжении питания не менее 1400 л/ч;
б) ток потребления при номинальном напряжении питания, не более:
— 4,5 А для электронасосов с номинальным напряжением питания 12 В;
— 2,2 А для электронасосов с номинальным напряжением питания 24 В.
в) подтекание рабочей жидкости из насоса не допускается.
3.3 Требования к приемке в ремонт и хранению ремонтного фонда.
3.3 1 Транспортирование ремонтного фонда, может производиться любым видом транспорта, обеспечивающим их сохранность от механических повреждений и атмосферных осадков в соответствии с .правилами перевозки грузов, действующими на данный вид транспорта.
3.3.2 Условия хранения ремонтного фонда в части воздействия климатических факторов 2(C) в соответствии с ГОСТ 15150-69.
3.3.3 Срок транспортирования ремонтного фонда от предприятия-изготовителя к потребителю и хранения на складах не должен превышать 6 месяцев с даты выпуска изделий.
3.4 Требования к демонтажу с объекта и последующей разборке изделия:
— слить охлаждающую жидкость из системы автомобиля;
— отсоединить электронасос от жидкостной системы автомобиля, для этого слабить стяжные хомуты и снять резиновые рукава, при этом отверстия в них закрыть заглушками;
-открутить два болта крепления электронасоса и отсоединить его от автомобиля;
— монтаж производится в обратной последовательности. После установки электронасоса необходимо выпустить воздух из охлаждающего контура;
-проверить провода подвода питания к электродвигателю на целостность изоляции и отсутствия обрывов, при необходимости заменить.
3.5 Требования на дефектацию.
3.5.1 Перечень возможных неисправностей и способы их устранения приведены в Таблица 70.
1 Течь рабочей жидкости из насоса по торцу фланцаэлектродвигателя.
1 Поломка пружины4.
2 Неплотное прилеганиеуплотнителя 8 в сборе с кольцом 9 к торцевой поверхности ложементакорпуса.
3 Дефект кольца 7 иуплотнителя 8.
4 Износ колец 6 и9.
1 Заменить пружину4.
2 Произвести прижимуплотнителя 8 в сборе с кольцом 9 к торцевой поверхности ложемента корпуса2, обеспечив плотное прилегание.
3 Заменить кольцо 7 иуплотнитель 8.
4 Заменить кольца 6 и9.
2 Течь рабочей жидкости по линии разъема крышки 1 икорпуса 2.
1 Плохо прижата крышка1 к корпусу 2
2 Дефект кольца 21. 3Деформация крышки 1.
1 Произвести подтяжкучетырех винтовых соединений.
2 Заменить кольцо 21.Заменить крышку 1.
Вероятная причина неисправностей
3 Перекачка рабочей жидкостиотсутствует.
1 Неисправен электродвигатель 12.
1 Заменить электродвигатель12.
3.6 Перечень характеристик составных частей, при которых эти составные части не подлежат ремонту:
— покороблена крышка 1;
— следы повреждения колец 6, 9 и 21;
— деформирована пружина 4;
— деформация кольца 7 и уплотнителя 8;
— неисправность электродвигателя 12;
— нарушение изоляции выводов электродвигателя 12.
3.7 Требования по выявлению последствий отказов и повреждений.
3.7.1 Перечень основных проверок технического состояния приведен в Таблица 71.
Наименование и описание проверки
Контрольные значения параметров(характеристик)
1 Проверка внешнего вида.
1 Общее состояние поверхностей электронасоса,питающих выводов.
1 Визуально осмотреть:
— поверхности узлов и деталей электронасосов напредмет наличия на них механических повреждений и разрушения защитногопокрытия;
— питающие вывода на предмет наличия на них нарушенияизоляции.
2 Проверка функционированияэлектронасоса.
2 Соответствие основных параметров электронасосатехническим требованиям п. 3.2 настоящего руководства.
2 Проверку проводить согласно: п.5.8 ТУ4573-019-24322961-99 и руководству по эксплуатации СПК АСИР.306142.001РЭ.
3 Испытание электронасоса нагерметичность
3 Электронасос должен быть герметичным при давлениирабочей жидкости 0,2 МПа в течение (5±0,2) мин.
3 Проверку проводить согласно руководству поэксплуатации стенда АСИР.306142.008 РЭ.
3.7.2 Порядок поиска и выявления отказов и повреждений.
3.7.2.1 Электродвигатель 12.
Для определения работоспособности электродвигателя необходимо установить электронасос на СПК. Если после включения электронасоса при номинальном напряжении отсутствует перекачка рабочей жидкости и показания амперметра СПК равны нулю — электродвигатель неисправен. Электродвигатель заменить.
3.7.2.2 Подтекание рабочей жидкости.
3.7.2.2.1 Если при испытании электронасоса на СПК и стенде для проверки электронасосов на герметичность рабочая жидкость протекает по линии разъема корпуса и крышки, то возможной причиной протекания является деформация крышки. Необходима её замена.
Если подтекание рабочей жидкости не устраняется, вероятной причиной является дефект поверхности кольца 21. Необходима замена кольца.
3.7.2.2.2 Если при испытании электронасоса на функционирование на СПК и стенде для проверки электронасосов на герметичность имеет место подтекание рабочей жидкости по торцу фланца электродвигателя, а после разборки электронасоса при визуальном рассмотрении колец 6 и 9 обнаружен дефект поверхности колец, то кольца не пригодны для пользования. Кольца заменить.
Также вероятной причиной подтекания рабочей жидкости по торцу фланца электродвигателя является дефект поверхности кольца 7 и уплотнителя 8. При обнаружении сильного износа рабочей поверхности кольца 7 и уплотнителя 8 необходима их замена.
Если при испытании электронасоса на функционирование на СПК и стенде для проверки электронасосов на герметичность продолжается подтекание рабочей жидкости по торцу фланца электродвигателя, то возможной причиной является деформация пружины 4. Пружину заменить.
4.1 Ремонт электронасосов производится в специализированной мастерской с выполнением частичной разборки, заменой его деталей и проверкой электронасоса на основании согласования с заказчиком квитанции и ведомости дефектов.
4.2 Детали, которые невозможно отремонтировать, заменяют новыми, поставленными заводом-изготовителем в комплекте запчастей.
4.3 Работы по ремонту электронасоса должны выполнять лица, прошедшие обучение.
4.4 Описание ремонтно-восстановительных работ и замена составных частей электронасоса приведены в Таблица 72 — технологической карте ремонта электронасосов.
Таблица 72 Технологическая карта ремонта электронасосов НО 47.3780, НО 4713780, НО 472.3780, НО 473.3780