Руководство по эксплуатации электродвигателей
Или задайте нам любой интересующий Вас вопрос по телефону
+7 (978) 100-09-82 — для всех регионов РФ.
Скачать инструкцию по монтажу и эксплуатации электродвигателей
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей
- Эксплуатация электромашин производится в соответствии с “Правилом технической эксплуатации электроустановок потребителей”
- Уклонение или не исполнение положений о монтаже и эксплуатации немедленно ведёт к прекращению гарантийных обязательств по ремонту.
Требования безопасности
• К монтажу и обслуживанию электродвигателей должны допускаться лица, прошедшие технический инструктаж и имеющие допуск к работам в электроустановках.
• Запрещается эксплуатация электродвигателей без надёжного заземления и крепления.
• Для заземления следует использовать только предусмотренные на двигателях специальные заземляющие устройства. Болт заземления во вводном устройстве можно использовать для зануления.
• Запрещается монтаж, обслуживание и демонтаж электродвигателей под напряжением.
• Запрещается работа электродвигателей со снятым кожухом вентилятора и крышкой вводного устройства.
• Запрещается длительная работа однофазных электродвигателей без нагрузки, в режиме холостого хода.
• Запрещается эксплуатация электродвигателя без токовой и тепловой защиты.
1. Осмотр двигателя. Проверить соответствие записи на металлической пластине, прикрепленной к корпусу двигателя, записям в техническом паспорте на этот двигатель. Затем приступить к осмотру двигателя. При этом необходимо проверить состояние наружной поверхности двигателя, обратив внимание на состояние покрытия, на отсутствие каких-либо повреждений (вмятин, трещин) на корпусе, подшипниковых щитах и крышках, на выходных концах вала; проверить наличие рым-болтов, заземляющих болтов, наличие и достаточность затяжки всех крепежных болтов на подшипниковых щитах и крышках, кожухе вентилятора, жалюзи, люках; снять крышку коробки выводов и проверить состояние клемм (шпилек) и достаточность затяжки гаек, крепящих наконечники выводов обмоток к шпилькам панели коробки выводов.
Необходимо проверить обозначение (маркировку) выводов электрической машины. В двигателях постоянного тока кроме перечисленного следует проверить: состояние коллектора (отсутствие вмятин, царапин, чистота поверхности); крепление щеточной траверсы; щеткодержатели (исправность пружин) и их шахматное расположение по длине коллектора; отсутствие сколов на щетках и притирку щеток к коллектору. Проверить затяжку крепящих болтов и других элементов двигателя. В процессе осмотра поверхность машины следует протереть сухой тряпкой, а внутреннюю полость продуть сжатым воздухом.
2. Проверка свободного вращения вала “от руки”. При повороте свободного конца вала ротор (якорь) двигателя должен вращаться без каких-либо задеваний (о чем свидетельствуют характерные звуки) и заклинивания. Ротор двигателя должен сделать несколько оборотов. Если имеют место перечисленные неполадки, то это указывает на повреждения, полученные двигателем при транспортировке: нарушение воздушного зазора между статором и ротором (якорем), неполадки в подшипниках. В этом случае двигатель следует разобрать, найти и устранить повреждения.
3. Присоединение заземляющих проводов (шин). Заземляющих проводов должно быть не менее двух (по количеству заземляющих болтов на двигателе); место присоединения заземляющих проводов (шин) должно быть очищено от краски, ржавчины либо другого загрязнения.
4. Измерение сопротивления электрической изоляции обмоток. Известно, что электрическая изоляция обмоток электрической машины обладает гигроскопичностью (влагопоглощением), поэтому при продолжительном нахождении машины на складе либо другом помещении в изоляцию обмоток проникает влага и ее электрическое сопротивление резко снижается. В связи с этим, прежде чем включать двигатель в сеть, необходимо проверить электрическое сопротивление изоляции каждой обмотки относительно корпуса (земли) и сопротивление изоляции между обмотками. Нормы сопротивления изоляции установлены либо в стандартах (ГОСТ), либо в технических условиях (ТУ) на конкретные типы электрических машин с обязательным указанием температуры, при которой должны проводиться измерения.
В соответствии с правилами технической эксплуатации электроустановок (ПТЭ) при температуре изоляции, равной температуре окружающей среды, сопротивление изоляции обмоток низковольтных (Uном
АИР электродвигатели асинхронные со встроенным электромагнитным тормозом
Назначение: С электромагнитным тормозом
Тип: Переменного тока асинхронный
Напряжение питания и род тока:
Номинальная мощность: 0,25 кВт, 0,37 кВт, 0,55 кВт, 0,75 кВт, 1,10 кВт, 1,50 кВт, 2,20 кВт, 3,00 кВт, 4,00 кВт, 5,50 кВт
Номинальная частота вращения: 375 об/мин, 750 об/мин, 1000 об/мин, 1320 об/мин, 1380 об/мин, 1500 об/мин, 3000 об/мин
Цена (без учета НДС): По запросу руб.
Описание
Электродвигатели с электромагнитным тормозом АИР предназначены для привода механизмов, требующих фиксированного останова за регламентированное время после отключения от сети.
Промышленные электродвигатели АИР выпускаются с высотой оси вращения 71, 80, 90, 100 мм в исполнениях:
- Общего назначения любых монтажных исполнений (Е, Е2К).
- С ручным растормаживающим устройством (Е2, Е2К2).
- С повышенным скольжением (с высотой оси вращения 71,80, 90,100 мм).
- Многоскоростные по согласованию с заказчиком.
Особенности асинхронных электродвигателей АИР со встроенным электромагнитным тормозом:
- Режим работы электродвигателей АИР со встроенным электромагнитным тормозом — S4 ПВ 40% с числом включений в час 240,120,60 (в зависимости от исполнения).
- Время растормаживания (включение электромагнитного тормоза) не более 0,02 с. Время отключение тормоза, не более 0,1 с. Питание тормоза осуществляется либо последовательно с фазой двигателя АИР. Е, Е2, либо независимо от двигателя АИР. Е2К, Е2К2 (напряжение питания тормоза 220 В).
- Двигатели АИР с электромагнитным тормозом изготавливаются по ТУ РБ-05755950-420-93.
- В структуре обозначения асинхронных трехфазных электродвигателей АИР установочный размер по длине станины расшифровывается как:
- S – короткая.
- M – средняя.
- L – длинная.
- Отсутствие буквы – единые установочные размеры для статоров (А или В).
- Совместно с установочным размером по длине станины (или вместо него) модификация может содержать обозначение варианта длины сердечника статора (А – короткая, В – длинная). Отсутствие буквы означает, что при данном установочном размере (S, M или L) выполняется только одна длина сердечника.
- При выборе электродвигателя АИР со встроенным тормозом учитывается специфика приводного механизма, интенсивность эксплуатации и множество других параметров – для подбора оптимального варианта следует ориентироваться на таблицу «Варианты исполнения», представленную ниже.
Об электродвигателях с тормозом
Большинство асинхронных двигателей, используемых в промышленном оборудовании, подключаются через преобразователи частоты. Частотник прекрасно справляется с замедлением и торможением привода. Избыточная энергия, которая при динамическом торможении накапливается на конденсаторах звена постоянного тока, выделяется в виде тепла на тормозном резисторе. Однако есть ситуации, когда требуется специализированное решение — двигатель с электромеханическим (электромагнитным) тормозом.
Актуальность применения электромагнитного тормоза
Преобразователь частоты может некоторое время удерживать ротор в неподвижном состоянии путем подачи на двигатель постоянного напряжения. Однако электропривод способен находиться в таком режиме лишь несколько минут, после чего начинают перегреваться обмотки. Поэтому в ряде случаев применяют электродвигатели с тормозом. Прежде всего это относится к грузоподъемному оборудованию — кранам, лифтам и проч.
Электромеханический тормоз позволяет быстро останавливать привод и удерживать его в неподвижном состоянии сколь угодно долго. Обычно такая необходимость продиктована соображениями безопасной эксплуатации оборудования.
Конструкция
В конструкцию электромагнитного тормоза входят:
- электромагнит с катушкой
- тормозной диск с накладками
- прижимные пружины
- система настройки прижимного момента
В большинстве случаев тормоз является нормально заторможенным. Это означает, что ротор двигателя фиксируется при отсутствии питания тормоза. При подаче питания на катушку тормозные колодки отжимаются, и ротор растормаживается.
Способы монтажа
Тормоз может быть встроен в конструкцию двигателя либо являться отдельным устройством. Наиболее предпочтителен встроенный тормоз, который располагается на оси ротора. Такая конструкция отличается компактностью и простотой в эксплуатации.
Если применение двигателя со встроенным тормозом по каким-то причинам нецелесообразно, применяют отдельный тормоз. Его основные преимущества – возможность монтажа в любом месте привода (например, на оси редуктора), размеры и способ крепления устройства не привязаны к конструкции двигателя.
Способы подачи питания на тормоз
Электромеханический тормоз может иметь зависимое или независимое питание. В первом случае его катушка запитывается от того же источника, что и обмотки двигателя. При этом тормоз должен быть нормально заторможенным, чтобы при пропадании питания он фиксировал ротор.
Тормоз с независимым питанием может управляться более гибко, однако он требует отдельную схему питания, которая должна быть синхронизирована с питанием двигателя. Наиболее универсальный тормоз данного типа – двухобмоточный. Катушка в нем состоит из двух обмоток. Короткой обмоткой тормоз включается, длинной (с меньшим током) удерживается.
Если питание двигателя производится от ПЧ, необходимо в настройках преобразователя обратить внимание на параметры электромеханического тормоза. В идеальном варианте ПЧ и двигатель с тормозом должны быть выпущены одним производителем.
Временные параметры торможения
При проектировании тормозной системы следует учитывать, что время срабатывания тормоза обычно гораздо меньше, чем время его отпускания.
Типовым временем включения тормоза (растормаживание при включении двигателя) можно считать 40-60 мс в зависимости от мощности и напряжения питания. Время выключения при правильной регулировке не должно превышать 0,2 с.
Обслуживание электромеханического тормоза
Поскольку тормоз является электромеханическим устройством, подверженным износу, он нуждается в регулярном техническом обслуживании. Необходимо регулярно проверять тормозной зазор, который должен иметь значение, рекомендованное производителем. Зазор может уменьшаться или увеличиваться, а также иметь перекосы из-за износа тормозных колодок либо пружин, нарушения крепежа.
Поскольку при работе двигателя тормоз подвергается ударам и вибрации, необходимо тщательно следить за фиксацией крепежных гаек и шпилек. Такеж рекомендуется использовать фиксатор резьбы.
Для ремонта и технического обслуживания оборудования обычно предусматривается возможность ручного растормаживания при помощи специального рычага. Эту функцию нужно использовать осторожно во избежание порчи оборудования и травм персонала.
Тормозной момент электромагнитного тормоза может быть отрегулирован в некоторых пределах.
Режим работы
Использовать электромеханический тормоз для торможения двигателя на ненулевой скорости рекомендуется только в аварийных случаях, поскольку в этом режиме резко повышается износ и нагрев тормозных колодок. Схема должна быть спроектирована таким образом, чтобы тормоз был стояночным, то есть включался только на нулевой скорости. Для этого в ПЧ имеется специальный выход. В таком режиме тормозные колодки почти не изнашиваются и имеют большой ресурс работы.
При частом использовании функции торможения происходит не только износ, но и нагрев тормоза. Если технологический процесс не позволяет сократить число торможений в единицу времени, следует предусмотреть дополнительный обдув тормоза, а также более ответственно подходить к его техобслуживанию.
Электродвигатель со встроенным элекромагнитным тормозом
Электродвигатель с электромагнитным тормозом – это асинхронный электрический двигатель с дополнительным устройством, способным мгновенно замедлить его вращение. У «СЛЭМЗ» можно купить электродвигатель с тормозом мощностью от 0,75 до 30 кВт. Наши специалисты комплектуют магнитным тормозом общепромышленные, взрывозащищенные, крановые, лифтовые двигатели. А также предложат купить электромагнитный тормоз (ЭМТ) отдельно.
В зависимости от питания, в Украине можно купить электродвигатель с тормозом двух типов:
- Тормоз постоянного тока (220В к сети 380В; 380В к сети 380В)
- Тормоз переменного тока (220В к сети 380В; 380В к сети 380В)
По исполнению двигатели с электротормозом бывают общего назначения и с ручным растормаживанием. Вы сможете приехать в цех «Слобожанского завода» и купить электродвигатель с тормозом в сборе либо установить наш электромагнитный тормоз на Ваш двигатель.
Каталог и таблица габаритов
Ниже представлена таблица маркировок и габаритов двигателя со встроенным тормозом. Подробнее о габаритных размерах двигателей АИР.
Каталог и габариты электродвигателей с тормозом
Электродвигатель со встроенным тормозом
Встраиваемый тормоз электродвигателя
Очень часто в производственном процессе требуется резко замедлить ход оборудования, экстренно его остановить или прибегнуть к его остановке в циклическом режиме. В этом случае на предприятиях применяются асинхронные электродвигатели с электромагнитным тормозом. Такой электродвигатель имеет то же обозначение соответственно привязки своей мощности к установочному размеру, однако в конце его наименования добавляется буква Е. То есть, к примеру, электродвигатель стандарта ГОСТ 0,75 кВт на 3000 оборотов в минуту с электромагнитным тормозом будет иметь наименование АИР71А2Е, а двигатель DIN 0,75 кВт на 3000 оборотов в минуту обозначается АИС80А2Е, где Е это обозначение электромагнитного тормоза. К тому же может быть добавлено ручное растормаживающее устройство, в таком случае добавляется префикс Е2 на окончание аббревиатуры мотора. Однако, этого обозначения может и не быть и мотор будет по умолчанию оборудован ручным растормаживающим устройством. Его наличие можно определить по внешнему виду двигателя (присутствует ручка для механического растормаживания). На шильдике двигателя информация о наличии электромагнитного устройства для торможения обычно отражена в самом низу или в середине таблички.
Для нее выделена отдельная строка, в которой обозначено:
• Наличие самого тормоза
• Напряжение тормоза, V
• Тормозной момент, Н*м
• Частота сети, Hz
• Переменный или постоянный ток устройства
Встроенный тормоз электродвигателя
Встраиваемый тормоз электродвигателя может быть барабанными или дисковым. Наиболее эффективен дисковый встраиваемый тормоз электродвигателя. Подобная конструкция обеспечивает наиболее высокие показатели торможения.
Когда пружины нажимают на якорь, он воздействует на тормозной диск, блокирует его и создает необходимый тормозной момент. Когда напряжение подается к катушке электромагнита, электромагнит вытягивает якорь и ликвидирует его воздействие на тормозной диск. Ручное растормаживание необходимо в случае отсутствия напряжения, необходимого для отпуска тормозов.
В каталоге продукции в категории электродвигатели с тормозом вы найдете всю интересующую продукцию