К Kоординатору сайта вопрос — возможен ли интерес у читателей сайта,если я преставлю информацию про технические и исторические издания времён Ленд-Лиза,и тех сопровождающих технику из США,и изданными военными ведомствами в СССР. Всего хорошего — Юрис.
Один из ранних каталогов запчастей „Willys model MB 1/4T4x4 government truck .” Еще не разработана система „TM”. На фото виден МБ со штамповкой „WILLYS”, и нет кронштейна канистры и на левом крыле „blackouta”, его нет и в элэктросхеме. Со штамповкой ”WILLYS” в основном производилась серия „Slat grill” (25000 шт), но с началом производства GPW на заводах Форда, и у МБ пошла штампованная решетка. Издание май 1942г.США.
Второй по старине – как он назван – SNL-G503, каталог запчастей МБ, с дополнениями. Не имеет индексы ТМ, а изложена информация — как выхлопная труба удлиняется, если надо ехать по глубокому руслу воды, как устанавливается дополнительная емкость системи охлаждения, как упаковывается двигатель, пуфайкой, зимой, и установка емкости топлива — для печки подогрева двигателя в суровых условиях, печка монтируется в отсеке двигателя. Год не установлен. США.
С июля 1942г. начинается применение системы обозначений ТМ. Каталог запчастей 1/4т4х4 GPA, октябрь 1942г., ТМ-10-1264. В мелочи указаны все болты, резьбы, гайки, винты, заклепки, шайбы и шпильки так называемому Форду 4. У Фордовских каталогов ТМ очень красивый графический дизайн иллюстраций, МБ использовал множество фотографий по проще.
ТМ-10-1348, каталог запчастей Форда GPW, март 1943г., утвержден сентября 1942г.
ТМ -10-1349, руководство по обслуживанию Форда GPW. Июнь 1943г., утвержден в сентябре 1942г. Интересно, что фото панели управления взято из каталога МБ, с ранней баранкой WO.
ТМ-10-1513, руководство по обслуживанию „Willys MB”, май 1943г., утвержден в октябре 1942г. Графические и фото-иллюстрации точно как в издании GPW, но „Willys” уже отправляется в СССР и в конце каталога есть краткая инструкция шоферам на русском языке.
ТМ 9-803(242 стр.), каталог малого формата по обслуживанию „Willys MB”., очень подробный, с многими иллюстрациями, каких нет в каталогах ТМ альбомного размера. Информация по креплениям кузова к раме, крепления при перевозке и др. Утвержден и издан в феврале 1944г. США.
ТМ 9-807(366 стр.), техническое руководство по обслуживаню 2 1/2т. Грузовиков STUDEBAKER US6x6, US6x4. Утвержден и издан в декабре 1943г. США., подробный, много таблиц и иллюстраций.
Оригинальный журнал тех годов „The national geographic magazine”1943г., август, где генерал бригады армии США Джен Гриилей поместил обширную статью и фото о доставках Ленд-Лиза в Иран, Персидский залив, 14 000км от Нью–Йорка, техники и продовольствия на кораблях, и дальнейший путь через Каспий на баржах, через Кавказ на фронт (по воде из США в Мурманск-4 600км., но подводные лодки Дейница. )
Интересное издание на французком – каталог оргинальных деталей WO и GPW сразу после войны, когда французы очень интересовались МБ для своей армии, который превратился позже в М201.
Спасибо, Юрис. Действительно интересная и надеюсь полезная информация для коллег. Со своей стороны поддержу тему материалами которые имею под рукой.
На фотографиях — пара каталогов послевоенного издания. Такие каталоги печатались фирмами продававшими армейские запасы запчастей и так же ремонтирующими списанную военную технику. Бизнес этот был достаточно популярен в послевоенной Европе благо техники, плавно перетекающей в частную собственность, после войны осталось достаточно. Оба каталога изданы в Англии и содержат около 30 страничек с иллюстрациями агрегатов Виллиса взятых из ТМ9-803 и спецификациями.
Обширный и по размерам большой альбом профессора И.В.Грибова, характерное издание прслевоенных лет. Имелся уже опыт и практика по эксплуотации автомобилей США, выпуска 1941 –1945г., материал снабжен большим количеством иллюстраций агрегатов и узлов автомобилей, даны указания по регулировке и смазке. Детально представлены автомобили — Студебекер, Интернациональ, Джиемси, Шевроле, Форд, Додж и Виллис. Издан в Ленинграде, 1948г., 145 стр.
Издание военных лет, карманный справочник водителям Виллис. 1944г., Москва, 60 стр. Есть и иллюстрации и чертежи и минимальные данные.
Краткое руководство автомобилю Студебекер, издан в 1945г., 85 стр., отличные чертежи, перечерчены русскими инженерами. Изложены главные узлы, инструкции и обслуживание, пример – при буксировке арт. орудий, необходимо снять задние буфера автомобиля т.к. они мешают развороту.
Очень интересный альбом-справочник, представлено 53 автомобиля – отечественных и импортных. Содержит отлично систематизированные данные в виде таблиц о машинах, которые находятся в автопарках Красной Армии, отечественных, США и Великобритнании. Технические характеристики описаны параметрам – емкостей, регулировочных, эксплуотационных и обслуживания. Все 53 автомобиля показаны на фотографиях (ретушированных) или рисунке. Издан в 1946г., 240стр.
Самое полное и прекрасное издание выпущенное сразу после войны – Автомобиль Виллис. В эпоху, когда не было компьютеров и получить информацию по технике США за железным занавесом было не возможно, для любителей Виллиса, это было истинная ценность. Издана в Москве как руководство служб Красной Армии. Книга содержит множество чертежей, которых нет в руководствах США, видно военные автоинжинеры чертили в КБ по опыту эксплуатации и необходимости. 194 стр., и множество чертежей.
Книга отражает опыт эксплуатации, ремонта и характеристики особенностей импортных автомобилей и результаты испытаний. Материал подобрал весьма известный военный автоинжинер — капитан Абрамович А.Д., спецализирующийся на автотехнике Ленд-Лиза. Проанализировано 14 моделей импортной техники, из наших — Бантам БРЦ, Виллис МБ, Форд 4., отличные иллюстрации и чертежи, 1946г., 225 стр.
Переизданное и дополнительное краткое руководство по Виллису, карманного формата много хороших графических иллюстраций, издано в 1946г., 130 стр.
Скажу – книга для професоров, очень подробно анализированы и рассмотрены автомобили, которые начали поступать по договору Ленд-Лиза с 1942г. Легковые военные автомобили трех фирм из США — Бантам, Виллис и Форд. Грузовые автомобили пяти английских фирм и шести фирм из США, из них 7 моделей Английских, из 13 из США. Рассмотрено все – двигатели, шасси, эксплуатация, результаты испытаний, сводки, выводы и т.д. Уйма таблиц, 1945г., 540стр.
Самая старая и потрепанная книжка, издание 1943г., руководство по автомобилям Виллис и Бантам. Была на войне при военном водителе. Печать и бумага как во время войны, почти как газета. Иллюстрации есть, 112стр., по чертежу видно ,что у «Бантика» пол был деревяный.
Вот Вы и познакомились с моей библиотекой тех лет, такие книжки всегда интересно перелистать. ЮРИС.
Хорошая у вас библиотека и очень интересный обзор получился, спасибо за приложенные усилия Юрис!
У меня точно будет еще что добавить в тему, есть еще книжки, но они дома и я до них доберусь не скоро.
Кстати нашёл у себя фото такой же как у Вас книжки «Технические характеристики Советских и импортных автомобилей» только 1943 года, видимо это было первое издание. К сожалению самой книги пока не имею.
Наконец-то добрался до своих книжек! Повторять выложенное выше наверно не стоит, поэтому покажу только две книжки которые ранее не упоминались.
Альбом из серии Учебно-наглядных пособий «Грузовой автомобиль Студебекер» Составили: В. А. Иерусалимский и Н. В. Кравцов. Издательство Мин. Ком. Хоз-а РСФСР, 1947 год. Тираж 10000 экз.
Тоненький альбом на 16 страницах с рисунками основных агрегатов автомобиля и краткими ТТХ. Дополнительно интересен тем, что является альбом из серии, т.е. следует предполагать существование подобных альбомов и для другой автотехники поступавшей по ленд-Лизу.
TM 9-806 1 1/2 Ton 4×2 Truck Ford, издано 14 февраля 1944 г. Такие мануалы шли в комплекте с грузовиками G8T или как их еще называли Форд-6. Содержит полную информацию по устройству и обслуживанию автомобиля.