Как правильно обкатать двигатель после капремонта или новый?
Обкатка двигателя – период использования автомобиля в щадящем режиме. Требуется при покупке новой машины или после капремонта мотора.
Основная задача – притирка новых элементов двигателя, при малой нагрузке. Данный процесс сопровождается повышением температуры работы мотора.
Соблюдение правил обкатки продлит жизнь двигателя в 3 раза.
Виды обкатки мотора
Рассмотрим популярные виды.
1.Холодная обкатка двигателя при помощи стенда — самый правильный способ. Для него используют специализированное стендовое оборудование, позволяющее быстро и эффективно провести работу. Она проводится под полным контролем, что позволяет обнаружить неисправности и неточности на самой ранней стадии. Характеристики работы двигателя контролируются электроникой, стенд работает по определенному алгоритму.
2. Холодная обкатка двигателя — попытка повторить работу стенда. Автомобиль тянут на буксировочном тросе несколько часов. Занимает мало времени, но без контроля показателей, об эффективности можно будет судить только по времени до очередного ремонта.
Признаки эффективной холодной обкатки двигателя:
- стабильная работа на холостом ходу,
- быстрый и легкий запуск;
- приобретение дополнительной мощность,
- улучшение динамики автомобиля.
3. Горячая обкатка – самый популярный способ. Проходит на холостых оборотах, но с различными интервалами работы. Между этапами движок должен полностью остыть. ВАЖНО! Следить за техническими жидкостями. После этого этапа рекомендуется провести естественную обкатку.
4. Естественная обкатка — самый простой способ. Заключается в аккуратном использовании автомобиля на первых двух тысячах пробега.
Требует соблюдения определенных правил:
- соблюдать скоростной режим до 70-80 км/ч,
- не перегружать движок, стабильная работа не более 2500 об/м,
- избегать резкого разгона и торможения,
- следить за техническими жидкостями и температурой мотора.
Признаки неправильной обкатки мотора:
-
- масло попадает воздухоочиститель,
- увеличенный расход топлива и масла,
- нехватка мощности,
- проблемы первого запуска.
Первый запуск двигателя
Запуск мотора очень ответственное занятие. Соблюдение не сложных правил облегчит эту задачу.
- Автомобильный аккумулятор должен иметь полный заряд, иначе он не сможет сдвинуть коленвал.
- Высококачественное моторное масло заливается до максимальной границы. После заливки необходимо подождать минимум 5 минут, масло должно заполнить все пустоты. Ни в коем случае, не заливайте масляный фильтр, во избежание воздушной пробки.
- При отсутствии топливного насоса, произвести подкачку топлива вручную.
- При старте двигателя контролируйте давление масла. Если индикатор горит более 3-4 секунд — срочно глушите автомобиль до устранения неисправности. Отклонения в давлении масла сигнализируют о неправильной сборке (не верные зазоры, неисправен масляный насос, низкокачественное масло).
- При давлении масла 0,4-0,8 кг/см2, прогревайте двигатель до 85-93 С, отслеживая возможные утечки жидкостей. Запах гари и небольшое задымление на данном этапе норма, выгорают сборочные смазки.
- При необходимости провести горячую обкатку.
Режим обкатки двигателя после капитального ремонта
В этот момент главное придерживаться правил естественной обкатки:
- Не превышать скорость 60-70 км/ч
- Не включать пятую передачу.
- Не перегружать движок.
Самые ответственные — первые 500 км. Сизый выхлопной дым — норма, особенно при замене поршневых колец. Холостой ход регулируют после тысячи километров пробега.
После пробега в 2500-3000 автомобиль можно использовать в штатном режиме.
Режим обкатки нового двигателя
Советы по обкатке новой машины носят рекомендательный характер. Категорически нельзя стоять в пробках в первые 500 км пробега.
- Первые 0-50 км двигаться на третьей передаче со скоростью 40-50 км/ч.
- Дальше 50-150 — на четвёртой передаче со скоростью 60-70 км/ч.
- 150-500 — движение на четвертой передаче, добавляя скорость на 10 каждые 100 км. Не допускать агрессивного вождения, при движении в горку заблаговременно включать пониженную передачу, а скорость снижать до 20 км/ч, для разгрузки двигателя.
- 500-1000 — начинать использовать пятую передачу при скорости 100 км/ч, не превышая 120, но только на ровных прямой дороге. Обороты не должны превышать 3000 при разгоне и переключении скоростей.
- 1000-1500- обороты увеличиваются до 3500 при разгонах.
- 1500-2000 — правила не настолько жесткие, двигатель можно нагружать постепенно. Небольшие подъемы проходить на пятой передаче. При старте со светофора можно повысить обороты до 4000-4200, прокатиться с горки 145-155 км/ч. Это будет полезно перед прохождением ТО.
- На 2000 — пройти ТО. После проведения обкатки обязательно промыть двигатель, залить высококачественное масло и заменить масляный фильтр, поскольку в масле скапливаются частички металла, которые могут нанести внутренние повреждения. Теперь можно расслабиться и получить удовольствие от вождения автомобиля.
Как правильно обкатать двигатель после капремонта
Обкатка двигателя после капитального ремонта — обязательное испытание. В штатом режиме ДВС работает на высоких скоростях, имеет трущиеся поверхности и локальный перегрев. Обкатка двигателя помогает «подготовиться» к тяжёлой работе и проконтролировать качество сборки. Выбор метода испытаний зависит от рекомендаций завода-изготовителя и возможностей СТО. Обкатку может провести и сам владелец транспорта, но необходимо соблюдать ряд условий, чтобы не навредить мотору.
Для чего производится обкатка мотора
Обкатывать двигатель после капитального ремонта нужно для равномерной притирки трущихся поверхностей. Несмотря на то, что современные материалы и способы обработки позволяют получать поверхности без задиров, трущиеся детали имеют некоторую шероховатость. В большей части это касается цилиндропоршневой группы. Так, отремонтированный блок цилиндров и новые поршни имеют отклонения в размерах и поверхностные дефекты.
- отрегулировать сопряжение деталей и сократить износ;
- минимизировать деформации;
- стабилизировать расход масла;
- проконтролировать результат капремонта.
Во время работы ДВС выделяется большое количество тепла. Так, днище поршня от взаимодействия с горючей смесью нагревается до 300℃. Охлаждение детали происходит через компрессионные кольца. Соприкасаясь со стенками цилиндра, поршневые кольца сбрасывают тепло, которое уходит вместе со смазкой.
При длительной работе поршневые кольца притираются к стенкам цилиндра. После капремонта «связь» пропадает. Именно поэтому повторно ставить б/у кольца нельзя: они были «заточены» под другие габариты цилиндра и не пригодны для дальнейшей работы.
Отказ от проведения обкатки приводит к плохой теплопередаче поршня к цилиндру. В свою очередь это вызывает перегрев поршня, детонацию, деформацию поршневых колец или обгорание всей детали.
Для уменьшения времени обкатки производители запчастей разработали новые профили компрессионных колец: со скосом, округлые, ребристые с заливкой оловом и т.д. Двухэтапное хонингование цилиндра также влияет на режим обкатки, поскольку поверхность прирабатывается на микроуровне.
Первый запуск после капитального ремонта
Первый запуск ДВС проводят по схеме:
- Заливают моторное масло. Чтобы заполнить систему, смазке потребуется 10 мин. Масляный фильтр оставляют сухим, чтобы избежать воздушной пробки.
- Подключают топливный насос или подают горючее вручную.
- Приоткрывают дроссель вручную, если нет автоматического привода.
- Запускают стартер.
- Раскручивают мотор до 2000 об/мин.
- Оставляют работать на холостых оборотах мин 15, пока вращение двигателя не станет стабильным при рабочей температуре.
- Глушат агрегат и ждут полного остывания.
Во время запуска контролируют давление в смазочной системе. Сигнал индикатора в течение 4 с указывает на неправильную сборку двигателя. Нужно срочно глушить мотор! Если давление быстро стабилизировалось, ДВС прогревают до рабочей температуры.
При визуальном осмотре не должно быть утечек. В первые 3 минуты мотор может стучать: идёт прокачка гидрокомпенсаторов или приработка стаканов. В дальнейшем звук должен стать равномерным, без вибраций. Появление запаха гари и небольшое задымление для первого запуска нормально — прогорают сборочные смазки.
Если ДВС работает устойчиво, начинают обкатку. Чтобы правильно обкатать двигатель после капремонта, нужно разобраться в нюансах испытания.
Сколько обкатывать двигатель после капремонта
Сколько по времени занимает обкатка после капремонта двигателя зависит от способа испытания. Неправильно проведённое испытание приводит к заклиниванию мотора уже в первый день. Чтобы избежать поломок, нужно действовать аккуратно, соблюдать предписанный режим проверки.
В среднем притирка деталей ДВС длится 3000 — 8000 км. Определить готовность двигателя можно по отзывчивости и тяговитости: после нажима на педаль газа, машина бодро срывается и уверенно разгоняется в полную силу.
Способы обкатки мотора
Правильно обкатать собранный двигатель после капремонта можно с использованием стендов или во время эксплуатации. В СТО испытание моторов проходит в 3 этапа:
- холодная обкатка;
- горячая обкатка без нагрузки;
- горячая обкатка с нагрузкой.
Стенды позволяют не только обкатать двигатель, но и проверить качество ремонта. Для этого во время испытания отслеживают:
- температуру масла и охлаждающей жидкости;
- давление в магистрали;
- частоту оборотов коленчатого вала;
- развиваемую мощность;
- удельный расход топлива.
Обкатка считается завершённой, когда параметры достигают определённого диапазона значений, и двигатель работает исправно:
- на холостых оборотах и на максимальной частоте вращения вала;
- равномерно во всех режимах, без резких стуков и шума;
- отсутствуют течи масла, топлива и охлаждающей жидкости через соединения.
Рассмотрим подробно, как обкатывают ДВС в СТО и в гаражных условиях. Методы одинаково подходят как бензиновому, так и дизельному двигателям.
Обкатка на стенде
Стенды подходят как для холодной, так и горячей обкатки. Оборудование представляет собой установку с электродвигателем, контрольно-измерительными устройствами и карданным валом для передачи вращения. Управление оборудованием происходит автоматизировано по заданной программе.
Стенд подбирают под мощность двигателя. После проведения капитального ремонта мотор крепят на установку, заливают смазку, охлаждающую жидкость, подсоединяют необходимые патрубки и электроразъёмы. Испытание завершают осмотром ДВС:
- снимают поддон;
- осматривают вкладыши коренных подшипников и шейки коленвала;
- при необходимости снимают ГБЦ, вынимают поршни.
Холодная обкатка в отличие от горячей производится на низких оборотах электродвигателя, а не мотора. Испытание длится 20 — 40 мин с поэтапным повышением частоты вращения электродвигателя. В процессе контролируют:
- нагрев зоны расположения цилиндров и коренных подшипников проверкой на ощупь;
- герметичность соединений;
- равномерность шума работы мотора;
- давление и температуру масла.
Для примера, двигатели КамАЗ-740 испытывают по схеме:
Обороты коленвала, об/мин
Время режима, мин