На автомобиль установливаются двигатели k4j и k7j — бензиновый, четырехцилиндровый, четырехтактный, рядный, с верхним расположением двух распределительных валов. Его размещают в передней части автомобиля поперек его продольной оси.
Распределительные валы установлены на шести опорных подшипниках. Привод распределительных валов осуществляется от шкива коленчатого вала зубчатым резиновым ремнем, приводящим также в действие водяной насос. В двигателе применяется закрытая система вентиляции картера. Масляный насос шестеренчатого типа приводится в действие цепью от коленчатого вала.
ДВИГАТЕЛЬ K4J — ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Рабочий объем двигателя. 1390 см 3
Диаметр цилиндра. .79,5 мм
Ход поршня. ..70 мм
Степень сжатия. .10/1
Порядок работы цилиндров. .1-3-4-2
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ПРОМЫВКЕ ДВИГАТЕЛЯ
1. Защитите от брызг и прямого воздействия моющего средства ремень газораспределительного механизма и приводной ремень генератора переменного тока.
2. Не допускайте попадания воды и моющих средств на навесное оборудование.
3. Не допускайте попадания воды во впускные воздуховоды.
4. При мойке деталей двигателя не допускайте их соударений, которые могут повредить их посадоч- ные поверхности и нарушив их подгонку, что может привести к повреждению двигателя.
РЕМОНТ РЕЗЬБОВЫХ ОТВЕРСТИЙ
Резьбовые отверстия всех деталей двигателя можно ремонтировать путем нарезки новой резьбы, кроме отверстий для крепления крышки головки блока цилиндров.
Таблица. Моменты затяжки крепежа в верхней части двигателя (указаны в Нм или в градусах).
Болты крепления узла воздушного фильтра
Болты крепления впускного воздушного коллектора (см. порядок затяжки)
Нижний впускной коллектор
Болты крепления блока дроссельной заслонки***
Болты крепления маслоотстойника (см. порядок затяжки)***
Болты крепления картера распределительных валов
(см. порядок затяжки)
Болты крепления термостата на выходе головки блока цилиндров
Гайки крепления шкивов распределительных валов
30 и с доворотом на 84°
Болты крепления головки блока цилиндров
Болты и гайки крепления маятниковой опоры головки блока цилиндров
Винты крепления катушек зажигания***
Болты крепления насоса усилителя рулевого управления
Болты крепления генератора
Болты крепления компрессора кондиционера
Болты крепления многофункционального кронштейна
Гайки выпускного коллектора (см. порядок затяжки)
* См. раздел «Сборка двигателя». ** См. раздел «Заключительные операции». *** Внимание : Затяжка самонарезающих болтов должна производится указанным моментом и при помощи динамометрического ключа.
Таблица. Моменты затяжки крепежа в нижней части двигателя (указаны в Н-м или в градусах).
Болты крепления поддона картера двигателя (см. порядок затяжки)
8 и окончательная затяжка 14
Болты крепления шкива коленчатого вала
20 и с доворотом на 135 ± 15°
Болты крепления крышки коленчатого вала (см. порядок затяжки)
Общие характеристики Двигатель. K7J 700 Рабочий объем двигателя. 1390 см3 Диаметр цилиндра. 79,5 мм Ход поршня. 70 мм Степень сжатия. 9,5/1 Порядок работы цилиндров. 1-3-4-2
Меры предосторожности при мойке двигателя Защищайте ремни привода распределительного вала и генератора от попадания на них воды и моющих средств. Не допускайте попадания воды во впускные воздухопроводы.
Ремонт резьбовых отверстий Резьбовые отверстия во всех частях двигателя можно ремонтировать путем использования спиральных вставок с соответствующей резьбой.
Моменты затяжки
Вид в разрезе и моменты затяжки резьбовых соединений. (1) — Резьбы и контактирующие поверхности под головками болтов, смазываемые моторным маслом, (2) — Предварительная затяжка до 20 Нм с последующим дополнительным поворотом на угол 68 ± 6е, (3) — Болт и гайка Мб, (момент затяжки 10 Нм), болт М8 (момент затяжки 22 Нм), (4) — Момент затяжки гайки натяжителя ремня привода распредели- тельного вала 50 Нм, (5) — Перед затяжкой смажьте резьбу болта и поверхность под его головкой моторным маслом .
Вид в разрезе и моменты затяжки резьбовых соединений. (1) — Предварительная затяжка до 10 Нм, затем затяжка с моментом 43 Нм.
Вид в разрезе и моменты затяжки резьбовых соединений. (1) — См. затяжку болтов крепления головки блока цилиндров подраздела «Установка головки блока цилиндров», (2) — Предварительно затяните болты с моментом 25 Нм, после чего доверните на угол 47 ± 5°.
Детали, которые не допускаются к повторному использованию 1. Все сальники и прокладки. 2. Болты крепления маховика. 3. Направляющие втулки клапанов. 4. Болты крепления головки блока цилиндров. 5. Болты крышек коренных подшипников коленчатого вала.
Основное отличие двигателя K4J от двигателя K7J — наличие двух распределительных валов (отдельно впускных и выпускных клапанов) в головке блока цилиндров. Распределительные валы приводятся во вращение армированным зубчатым ремнем. Шестнадцать клапанов двигателя приводятся в действие от распределительных валов с помощью роликовых коромысел (рокеров). Гидрокомпенсаторы автоматически обеспечивают беззазорный контакт кулачка распределительного вала с клапаном. Блок цилиндров, коленчатый вал. маховик, поршни, поршневые пальцы, шатуны обоих двигателей идентичны. Системы смазки, охлаждения, питания также одинаковы по конструкции.
Общие характеристики Двигатель. K7J 700 Рабочий объем двигателя. 1390 см3 Диаметр цилиндра. 79,5 мм Ход поршня. 70 мм Степень сжатия. 9,5/1 Порядок работы цилиндров. 1-3-4-2
Меры предосторожности при мойке двигателя Защищайте ремни привода распределительного вала и генератора от попадания на них воды и моющих средств. Не допускайте попадания воды во впускные воздухопроводы.
Ремонт резьбовых отверстий Резьбовые отверстия во всех частях двигателя можно ремонтировать путем использования спиральных вставок с соответствующей резьбой.
Моменты затяжки
Вид в разрезе и моменты затяжки резьбовых соединений. (1) — Резьбы и контактирующие поверхности под головками болтов, смазываемые моторным маслом, (2) — Предварительная затяжка до 20 Нм с последующим дополнительным поворотом на угол 68 ± 6е, (3) — Болт и гайка Мб, (момент затяжки 10 Нм), болт М8 (момент затяжки 22 Нм), (4) — Момент затяжки гайки натяжителя ремня привода распредели- тельного вала 50 Нм, (5) — Перед затяжкой смажьте резьбу болта и поверхность под его головкой моторным маслом .
Вид в разрезе и моменты затяжки резьбовых соединений. (1) — Предварительная затяжка до 10 Нм, затем затяжка с моментом 43 Нм.
Вид в разрезе и моменты затяжки резьбовых соединений. (1) — См. затяжку болтов крепления головки блока цилиндров подраздела «Установка головки блока цилиндров», (2) — Предварительно затяните болты с моментом 25 Нм, после чего доверните на угол 47 ± 5°.
Детали, которые не допускаются к повторному использованию 1. Все сальники и прокладки. 2. Болты крепления маховика. 3. Направляющие втулки клапанов. 4. Болты крепления головки блока цилиндров. 5. Болты крышек коренных подшипников коленчатого вала.
Основное отличие двигателя K4J от двигателя K7J — наличие двух распределительных валов (отдельно впускных и выпускных клапанов) в головке блока цилиндров. Распределительные валы приводятся во вращение армированным зубчатым ремнем. Шестнадцать клапанов двигателя приводятся в действие от распределительных валов с помощью роликовых коромысел (рокеров). Гидрокомпенсаторы автоматически обеспечивают беззазорный контакт кулачка распределительного вала с клапаном. Блок цилиндров, коленчатый вал. маховик, поршни, поршневые пальцы, шатуны обоих двигателей идентичны. Системы смазки, охлаждения, питания также одинаковы по конструкции.
Двигатель Renault K4J
В конце 90-х годов инженерам автоконцерна Рено удалось создать двигатель, который стал шедевром французского моторостроения. Разработанный силовой агрегат получил широкое распространение на мировом рынке. Залогом успеха явилось высокое качество и долговечность изделия.
Описание
Двигатель K4J разработан и запущен в серийное производство в 1998 году. Международное признание получил в 1999 году на автошоу в Женеве (Швейцария). Представляет собой бензиновый рядный четырехцилиндровый атмосферник объемом 1,4 литра мощностью 82-100 л.с при крутящем моменте 127 Нм. Выпускался до 2013 года, имел множество модификаций.
Двигатель K4J и его модификации устанавливались на автомобили Renault:
Блок цилиндров изготовлен из высокопрочного чугуна.
ГБЦ алюминиевая. В головке имеются 16 клапанов. В верхней части располагаются два распредвала на шести опорах каждый.
Привод ГРМ ременный. Ремень рассчитан на пробег 60 тыс. км. От него же вращение получает помпа (водяной насос).
Коленчатый вал стальной, кованный. Располагается на пяти опорах (вкладышах-подшипниках).
Поршни стандартные, отлиты из алюминиевого сплава. Имеют три кольца, два из которых компрессионные, одно маслосъемное.
Система вентиляции картера закрытого типа.
Система питания топливом включает следующие элементы:
топливный насос (находится в т/баке);
дроссельный узел;
фильтр тонкой очистки;
регулятор давления топлива;
форсунки;
топливопровод.
Дополнительными элементами являются система рециркуляции отработавших газов и воздушный фильтр.
Привод масляного насоса цепной. Получает вращение от коленчатого вала. Объем масла в системе 4,85 литра.
Свечи зажигания имеют свои индивидуальные высоковольтные катушки.
Технические характеристики
Производитель
Renault Group
Объем двигателя, см³
1390
Мощность, л.с.
98 (82)*
Крутящий момент, Нм
127
Степень сжатия
10
Блок цилиндров
чугун
ГБЦ
алюминий, 16v
Диаметр цилиндра, мм
79,5
Ход поршня, мм
70
Клапанов на цилиндр
4 (DOHC)
Гидрокомпенсаторы
+
Привод ГРМ
ремень
Турбонаддув
нет
Регулятор фаз газораспределения
нет
Система питания топливом
инжектор, распределенный впрыск
Топливо
бензин АИ-95
Порядок работы цилиндров
1-3-4-2
Экологические нормы
Euro 3/4**
Ресурс работы, тыс. км
220
Расположение
поперечное
*82 л.с дефорсированная модификация мотора (без электронной дроссельной заслонки), **экологические нормы первой и последующих версий двигателя соответственно.
За все время производства двигатель неоднократно подвергался модернизации. В результате частично изменялась мощность и не критичные элементы. Например, в креплении силового агрегата на различных моделях автомобилей.
Технические характеристики и устройство модификаций остались такими же, как у базовой модели.
Код двигателя
Мощность
Годы выпуска
Устанавливался
K4J 710
98 л.с
1998-2010
Clio
K4J 711
98 л.с
2000-н/в
Clio II
K4J 712
95 л.с
1999-2004
Clio II, Thalia I
K4J 713
98 л.с
2008
Clio II
K4J 714
95 л.с
1999-2003
Megane, ScenicI (JA)
K4J 730
98 л.с
1999-2003
Scenic II
K4J 732
82 л.с
2003
Megane II
K4J 740
98 л.с
1999-2010
Megane
K4J 750
95 л.с
2003-2008
Megane I, Scenic I
K4J 770
98 л.с
2004-2010
Modus
K4J 780
100 л.с
2005-2014
Modus
Надежность, слабые места, ремонтопригодность
Рассмотрим важные факторы, являющиеся обязательным дополнением к технической характеристике каждого двигателя.
Надежность
Мотор K4J обладает рядом полезных качеств, характеризующих его работоспособность. Абсолютное большинство автовладельцев машин с таким двигателем отмечают его высокую надежность.
Простота конструкции и ряд инновационных технологий подтверждают мнение большинства. Например, форумчанин ZeBriD из Новосибирска пишет: «… масло проверял только летом, на остывшем двигателе… И все нормально».
Двигатель становится надежным и долговечным при соблюдении правил эксплуатации, рекомендованных производителем. Особые требования предъявляются к качеству технических жидкостей, особенно топливу и маслу. Здесь возникает одно «но» — если масло еще можно купить именно то, которое требуется, то с топливом дела обстоят хуже. Приходится довольствоваться тем, что есть. Выход один – необходимо найти АЗС, где бензин более или менее соответствует стандарту.
В интернете можно найти информацию о применении бензина АИ-92. Она не совсем соответствует действительности. Рекомендованная марка топлива – АИ-95.
Производитель указывает конкретные сроки замены расходников. Здесь к рекомендациям нужно подходить творчески, учитывать условия эксплуатации двигателя. Понятно, что они отличаются от европейских. И качеством ГСМ, и состоянием дорог. Поэтому сроки замены расходных материалов и деталей нужно сокращать.
При соответственном отношении к агрегату он способен прослужить без поломок долго, с существенным перекрытием заложенного ресурса.
Слабые места
Несмотря на то, что конструкция двигателя в целом получилась удачной, слабые места в некоторых случаях на нем проявляются.
В первую очередь отмечается слабость ремня привода ГРМ. Опасность его обрыва заключается в загибании клапанов. Такая неприятность приводит к серьезному и довольно бюджетному ремонту всего двигателя. Производителем ресурс работы ремня определен в 60 тыс. км пробега автомобиля. Реально он способен выхаживать 90 тыс. км, но замену необходимо делать по рекомендации производителя. Вместе с ремнем привода ГРМ рекомендуется менять ремень генератора.
Подтекание масла через различные уплотнения так же не является редкостью. Впрочем, такая картина характерна не только для французских силовых агрегатов. Внимательность автовладельца поможет своевременно обнаружить неисправность, а устранить ее легко самостоятельно. Например, достаточно подтянуть крепление клапанной крышки и проблема маслоподтека будет решена. В крайнем случае можно воспользоваться услугами специалистов автосервиса. Уместно напомнить, что своевременное проведение плановых ТО исключают возникновение подтекания масла.
Наиболее серьезным слабым местом являются сбои в функционировании элементов электрики. Такой «напасти» подвержены катушки зажигания и различные датчики (датчик положения коленвала, давления и др.). В этом случае без специалистов автосервиса устранить неисправность невозможно.
Довольно ограниченный срок эксплуатации (100 тыс. км) имеет демпферный шкив коленчатого вала. Его рекомендуется менять после второй плановой замены ремня привода ГРМ.
Таким образом видим, что слабые места на двигателе имеются, но в большинстве случаев провоцирует их возникновение сам владелец авто. Исключение – элементы автоэлектрики. Здесь действительно просматривается недоработка завода-производителя.
Ремонтопригодность
Ремонт двигателя большой сложности не представляет. Чугунный блок позволяет производить расточку цилиндров под необходимый ремонтный размер.
Замена деталей и узлов возможна, но отмечается, что с их поиском иногда возникают затруднения. Не в каждом городе в специализированном магазине они находятся в нужном ассортименте. Здесь на помощь придет интернет-магазин, где всегда можно заказать нужную запчасть. Правда, срок выполнения заказа может быть длительным. Дополнительно, многие автолюбители обращают внимание на высокие цены деталей и узлов.
Использование запчастей с разборок не всегда приводит к желаемому результату ввиду невозможности проверки их состояния.
Как отмечалось, ДВС имеет простую конструкцию. Но это не значит, что каждый способен отремонтировать его своими руками. Без специального инструмента и приспособлений вообще не обойтись. Как и без знаний нюансов ремонта. Например, замена любой прокладки требует определенного момента затяжки элементов ее крепления. В случае несоблюдения рекомендованных цифр в лучшем случае появится подтекание технической жидкости, в худшем будет сорвана резьба гайки или шпильки.
Наиболее оптимальный вариант ремонта мотора – доверить его проведение профессионалам специализированного автосервиса.
Французский атмосферник K4J получился на редкость удачным, простым по устройству, надежным и долговечным. Но эти качества проявляются только при соблюдении всех рекомендаций производителя при эксплуатации двигателя.