Тест драйв Land Rover Freelander –
«Без комплекса младшего брата (Freelander 2 i6, TD4)»
О Land Rover Freelander
Ленд Ровер Фрилендер
Самый маленький “Land Rover” поднял свой статус
. Я бы никогда не сунулся в эти непролазные дебри на обычном кроссовере. Трястись битый час по валунам, с ходу штурмовать песчаные дюны – и все это ради прекрасного вида заходящего солнца. Для подобной авантюры надо быть настоящим фанатиком внедорожной езды. Или типичным покупателем автомобиля марки “Land Rover”. Немного сумасбродным, с авантюрной жилкой. Раньше все эти эпитеты относились к владельцам “Discovery” и “Range Rover”. Небольшой “Freelander” заметно проигрывал большим братьям как по уровню комфорта, так и по части проходимости. Но с приходом нового поколения ситуация изменилась кардинально.
Как гид остался без мзды
. ДОХОД у марокканца Фарида скромный, но стабильный. Он встречает иностранцев на автомобилях у въезда в живописное ущелье и объясняет, что дальше дороги нет. После чего предлагает доставить туристов к развалинам древнего города на своих верблюдах за чисто символическую плату. Но от меня он мзды не дождался.
– А почему? – удивился самозваный гид. Если раньше ему и приходилось слышать отказ, то исключительно от владельцев больших внедорожников. Понятно, верблюдам не тягаться с такими дорогими машинами, на которых в Эс-Сувейре, самом большом городе этой местности, ездят только самые богатые и уважаемые люди. Но мой “Freelander”, со стороны глядя, совершенно не похож на вездеход. В отличие от предыдущей модели у него даже нет “запаски” на двери багажника – этого обязательного вторичного полового признака настоящего джипа. А то, что облицовкой радиатора и “жабрами” на передних крыльях новый “Freelander” напоминает прославленного покорителя бездорожья “Range Rover Sport”, видно знатоку, но никак не дилетанту.
Поэтому, сплюнув на землю и проклиная жадных чужестранцев, несостоявшийся проводник злорадно смотрел вслед моей покачивающейся на камнях машине. По глазам было видно: человек намерен держать своих верблюдов наготове, в надежде, что я застряну и потребуется эвакуация. Бедняга, долго же ему придется ждать.
Повернув круглую шайбу системы “Terrain Response”, я перевел полноприводную трансмиссию в режим езды по гравийной и скользкой дороге. Эта инновация, как подметили представители команды “Land Rover”, помогает даже “чайнику” чувствовать себя настоящим асом езды по бездорожью. Она перешла на новый “Freelander” (за исключением базовой версии) с “Discovery” и “Range Rover Sport”. Правда, с учетом более мирного характера самого маленького “Land Rover” эту систему слегка упростили, убрав режим движения по каменистым склонам. Зато алгоритмы езды по скользкой дороге, грязи и песку остались, сделав “Freelander” уникальным предложением в классе. Пожалуй, это единственный кроссовер, который чувствует себя вне дорог ничуть не хуже, чем на асфальте.
У прежней модели задняя дверь открывалась вбок, сейчас она распахивается вверх.
По пути к заброшенному древнему городу я чувствовал, как полностью независимая подвеска мягко “обтекает” многочисленные ямы, коряги и камни, сочетая приличный комфорт передвижения с достойной энергоемкостью. В какую бы рытвину ни угодило колесо, длинноходная подвеска ни разу не сработала до отбоя. А пропускаемые под машиной остроконечные валуны напрасно пытались зацепить ее днище: минимальный дорожный просвет у нового “Freelander” cоставляет 21 см – на уровне настоящего внедорожника. Да и многие другие элементы спроектированы специально для экстремальных условий, в которые автомобиль, возможно, никогда не попадет, но всегда будет к ним готов.
К примеру, переезжая горный ручей, я совсем не боялся, что машина хлебнет воды. Ведь “Freelander” рассчитан на преодоление бродов полуметровой глубины. Ради этого воздухозаборник системы питания у него выведен в левую боковую отдушину моторного отсека, автоматическая коробка передач получила дополнительную герметизацию, а фары уплотнены водонепроницаемым материалом “GoreTex”.
Каждому “Terrain” – свой “Response”
По дизайну интерьера новый “Freelander” весьма схож с “Range Rover Sport”.
В качестве опции доступен прозрачный люк во всю крышу.
ВСЕ ЖЕ основное преим ущество новом у “Freelander” приносит принципиа льно ина я, чем у прежней модели, полноприводная трансмиссия. Ра ньше компа ктный “Land Rover” в качестве межосевого дифференциала использовал виско-муфту, которая подавала крутящий момент на задние колеса лишь при пробуксовке передни х. Причем с при личной за держкой – когда автомобиль уже успевал закопаться. Внедорожником его можно было назвать с большой натяжкой. А в машине последнего поколения межд у осями уста новлено управляемое электроникой многодисковое сцепление “Haldex”. Теперь д ля подк лючения за дни х колес, на которые в любом случае всегда подается небольшой процент тяги, х ватает доли секунды. А при необходимости на заднюю ось может идти почти весь крутящий момент. И это не считая прочих преимуществ новой машины.
К примеру, выехав на песчаную дюну и переведя контроллер системы “Terrain Response” в положение “песок”, я знал, что автомобиль автоматически перешел в режим работы на таком типе покрытия. Отключилась система стабилизации, притормаживающая колеса при пробуксовке; “автомат” начал переключать скорости лишь при достижении предельных оборотов; повысилась “ч увствительность” педали газа. А дисплей бортового компьютера стал показывать направление поворота передних колес – очень удобная на бездорожье подсказка! Пару раз я д ума л, что забуксовал, а на экране было видно, что всего лишь поверн утые передние колеса уперлись в бруствер колеи. Ставим руль прямо – и газу!
Вот так, под рев работающего на пределе мотора и фонтаны вылетающего из-под колес песка, я успешно, без губительных остановок преодолел песчаную гору. Больше того, на следующий день пришлось по прибрежным барханам проехать более 20 километров, и “Freelander” с лету проходил такие участки, где отчаянно зарывался гораздо более серьезный (но и более тяжелый) “Discovery”. Вот вам и комплекс младшего брата! Лишенный каких бы то ни было принудительных блокировок и поднимающей кузов пневматики, “Freelander” иногда обходил именитого родственника в его же стихии!
Мотор “Freelander” запускается нажатием кнопки.
Задний ряд сидений ради лучшей обзорности слегка приподнят.
Советуем также тест-драйвы конкурирующих машин
Hyundai Creta
(универсал 5-дв.)
Haval Coupe C
(универсал)
Fiat 500X
(универсал 5-дв.)
Для скользкого грунта подходит другой режим “ Terrain Response” – “снег, гравий, трава”. Здесь коробка передач переходила в режим смены скоростей на самых низких оборота х; система стабилизации, хрустя тормозами, ограничива ла бесполезн ую пробуксовку, а педа ль газа стала менее “отзывчивой”, позволяя вести автомобиль практически “шепотом”. Одновременно включилась система “Hill Descent Control”, которая самостоятельно (водитель, отп устив педа ли, только рулит) сп ускает автомобиль с крутого склона. Но я ее сразу отменил (для этого служит отдельная клавиша). Ведь у “Freelander” появилась еще одна уника льная функция – “Gradient Realize Control”, помогающая на крутых спуска х интеллигентно наращивать усилие на тормоза х, не доп уская моментальной блокировки колес, приводящей к опасном у скольжению вниз. Ее мне было вполне достаточно.
Вот так, максимально используя внедорожные способности вроде бы совершенно “асфа льтового” автомобиля, я оставил беднягу Фарида с его верблюдами не у дел. Новый “Freelander” только выглядит безобидно. Но да же без п рес ловутой “ Ter ra in Response”, которой оснаща ютс я л ишь са мые дорогие версии, он способен утереть нос многим другим внедорожника м. Пра вда, кон к у ренты мог у т отыграться на шоссе.
Маленький “Range Rover”
Во внедорожных режимах работы трансмиссии дисплей компьютера показывает направление поворота колес.
Система “Terrain Response” по сравнению с более серьезными моделями “Land Rover” упрощена – из нее удален режим движения по камням.
НО В МАРОККО новому “Freelander” не было равных. Даже на самой доступной версии с 2,2-литровым дизелем мощностью 160 сил я чувствовал себя королем автострады. В крайнем случае – герцогом проселка. Основной автомобильный поток в этой отдаленной местности состоит из древних синебелых “Mercedes-Benz” и “Peugeot”, которые уже отслужили все мыслимые сроки, но еще способны передвигаться и нести службу в качестве маршрутного такси, подбирающего бредущих по обочине аборигенов. Т урбодизельный двигатель “Фрилэндера”, который собирается в кооперации с концерном “Peugeot-Citroёn”, довольно споро, в пределах 11,7 с, разгонял машину до максимально разрешенных в Марокко 100 км/ч. Правда, для этого надо держать стрелку тахометра в диапазоне 1.800-4.000 об/мин. Опустишь ниже – мотор постепенно “умирает”, загонишь выше – услышишь только рев без сколько-нибудь значительного ускорения. Пока этот двигатель поставляется только с »»»ручной шестиступенчатой коробкой передач, которая позволяет активно поддерживать его жизненный тонус (автоматическая версия появится весной 2007 года).
Миролюбивость базового двигателя не идет ни в какое сравнение с бархатисто-мягкой характеристикой 3,2-литровой рядной “шестерки”, которой оснащается топ-версия. Ее мощность – 233 л.с. Сама эта цифра вызывает уважение. Мало кто из конкурентов сможет тягаться с достижением “Land Rover”. Вернее, их шведских коллег из “Volvo”, предоставивших этот двигатель, который прошел дополнительную доработку под внедорожные условия езды. Конечно, максимальный крутящий момент здесь меньше, чем у турбодизеля, и достигается он на более высоких оборотах. Зато насколько удобнее управлять подачей тяги, когда она сама бесконечным мощным потоком струится с коленчатого вала к шестиступенчатому “автомату”. И на асфальте, и вне дорог я предпочту именно 3,2-литровый “Freelander”.
Тем более что в этой версии он становится более покладистым в активной езде, загоняя стрелку спидометра за 100 км/ч меньше чем за 9 с. Конечно, несмотря на общую платформу с “Ford Focus” и “Mazda 3”, внедорожному “Freelander” с его высоким клиренсом и длинноходной подвеской далеко до этих асов скоростной езды. Но для внедорожника он едет неплохо, если, конечно, не обращать вни Москвамание на несколько легковатый руль и заметную леность при входе в поворот. Свист покрышек начинается раньше, чем ты ожидаешь. А еще довольно неприятно обнаружить, что при подходе к виражу “автомат”, работающий в мануальном режиме, самоуправно перешел на ступень выше. Возможно это повышает ресурс и экономичность машины, но со спортивной манерой езды не вяжется совершенно. Ну и пусть.
Зато это очень хорошо сочетается с аурой небольшого, но чертовски комфортабельного внедорожника. О подвеске я уже говорил. Ее отличная энергоемкость в сочетании с отменной плавностью хода вызывает удивление. Обычно как? Либо одно, либо другое, а компромисс между этими параметрами – редкость. Но здесь он был найден.
Аудиосистема совместима с внешними цифровыми проигрывателями.
Сенсорный экран навигационной системы можно получить за доплату.
Помимо всего прочего “Freelander”, солидно прибавив по всем размерам, избавился от имиджа тесного неудобного автомобиля, сделанного с экономией на всем. Теперь внутри он ничем не отличается от роскошного “Range Rover Sport”. Панель приборов, центральную консоль с раздельным климат-контролем и цветным сенсорным экраном (и то и другое можно заказать за доплату) “Freelander” позаимствовал у старшего брата почти без изменений. И они отлично вписались в просторный салон новинки. Здесь нет комплекса младшего брата, который донашивает вещи за старшими. Новому “Freelander” костюмчик взрослого брата как раз впору. Ощущение роскоши здесь почти такое же, как в “Range Rover Sport”. Даже без скидки на меньшие размеры. Поэтому, обнаружив дешевый пластик на ручках дверей и в некоторых других местах, воспринимаешь это с удивлением. Словно муху в тарелке с супом в дорогом ресторане.
Однако не эти мелочи определяют отношение к дебютанту. В отличие от предыдущего “Freelander” он уже не воспринимается машиной, сделанной из лоскутков, оставшихся от других моделей бренда. Теперь это не пасынок, а самодостаточный, даже дорогой автомобиль – пусть и самый младший в большой семье “Land Rover”. Да и характер у него не менее упорный и серьезный, чем у более солидных автомобилей британской марки.
Свой среди чужих… (тест-драйв Land Rover Freelander)
Выбор автомобиля иногда дело очень непростое при той широте возможностей, которые имеются сегодня. Допустим вам нужен полноприводный автомобиль, но не громоздкий, валкий и неуклюжий, как большой внедорожник, а по ездовым свойствам близкий к легковому — динамичный, комфортный, практичный и экономичный. Но с другой стороны, жертвовать внедорожными способностями тоже не хочется. Кроссоверы отвечают большинству этих требований, но на поверку оказывается, что их вездеходные свойства сильно преувеличены и зачастую ограничены лишь легким бездорожьем. Но есть, по крайней мере, один автомобиль, с которым не придется жертвовать и настоящей вездеходностью –Land Rover Freelander. Мы на личном опыте убедились в его возможностях.
На заре своей юность в конце 90-х Freelander был скромным, начинающим кроссовером. Мне приходилось опробовать один такой с 3-дверным кузовом маломощным бензиновым мотором 1,8 л и механической коробкой передач. Полный привод подключался вискомуфтой при пробуксовке передних колес, а тяги мотора катастрофически не хватало на бездорожье, чтобы их провернуть. Приходилось газовать, в результате передние колеса успевали закопаться, прежде, чем задние подключались к работе. Мы плотно застряли на пляже и чуть не подпалили сцепление, в попытке выбраться оттуда. В общем, репутацию вездеходной марки Land Rover Freelander тогда подмочил. С тех пор была проведена огромная работа, и автомобиль заметно подрос по всем позициям, а главное, превратился, без преувеличения, в настоящий вездеход.
Последний рестайлинг Freelander перенес в прошлом году, обновились бамперы, задние фонари, а главное – появились новые более моментные и экономичные турбодизели объемом 2,2 л. Наиболее форсированная версия – 190 л.с. Но вполне достаточно и 150-ти, как у нашего варианта, тем более, что крутящий момент у них одинаковый – 420 Нм. Средний расход 150-сильного Фрилендера не может не радовать – всего 7 литров солярки на 100 км!
Внешность благородная, пропорциональная – настоящий Land-Rover, очень идут автомобилю сотовые решетки в передних крыльях. В общем, без вопросов. Но они возникают по поводу странной комплектации кузова. Например, почему у автомобиля брызговики расположены только на переднем бампере, а за колесами их нигде нет.
Стильный интерьер радует высоким качеством материалов и продуманной эргономикой. Спустя пять минут забываешь, что только что сел за руль и совершенно адаптируешься. Отличная обзорность, безошибочное чувство габаритов, удобная посадка на высоком «командирском» кресле. Все органы управления под рукой, все там, где и должно быть. И на задних сиденьях простор и порядок. Багажник Фрилендера не самый большой в классе – всего 405 литров, но если сложить задний ряд сидений, то он выбивается в лидеры – почти 1700 литров. А под полом есть полноразмерная «запаска», чуть ли не у единственного кроссовера в классе. И это на наших дорогах настоящее благо. Дизель расторопен и не слишком шумен, с акустическим комфортом у Фрилендера все неплохо, 6-ступенчатый «автомат» работает с минимальными запаздываниями, а главное переключается адекватно и очень плавно. Хороши тормоза – разве что автомобиль чуть больше, чем хотелось бы «клюет носом».
Предоставленный нам автомобиль в средней, но очень хорошо оснащенной комплектации стоит 1644000 руб. При этом у него есть «автомат», полный привод с системой Terrain Response, семь подушек безопасности, раздельный климат-контроль, видеокамера заднего обзора, мультимедийная система и множество других очень полезных опций. А начинаются цены от 1250000 руб. за машину с таким же мотором и 6-ступенчатой механической трансмиссией. Стоимость максимально насыщенного Фрилендера с бензиновой 233-сильной «шестеркой» переваливает за 2 миллиона.
У Фрилендера, как у автомобиля премиум-брэнда, соперники нешуточные — BMW X3, Mercedes GLK, Audi Q5, нельзя сбрасывать со счетов и таких конкурентов, как Volvo XC60, Infiniti EX35, Nissan X-Trail, Honda CR-V, Mazda CX-7, Citroen C-Crosser, Kia Sorento, Hyundai Santa Fe. В общем, соперников масса, но всех их Freelander кладет на обе лопатки, по крайней мере, в одной номинации – по вездеходным свойствам. У кого-то на бездорожье греется муфта, у других – вариатор и автомобиль, перегревшись, на время может остаться не только без заднего, но и вообще без какого-либо привода. У третьих слишком жесткая, короткоходная и тряская подвеска или двигатель не подходит для езды в натяг, сопротивляется взбалмошная электроника, почти у всех маловат клиренс и недостаточная для бездорожья геометрия проходимости. У Фрилендера же вне дорог проблем нет, практически, никаких. Но обо всем по порядку, до нашего «секретного полигона» еще нужно доехать по асфальту…
На асфальте крены в повороте великоваты, но при этом Freelander пишет «змейку» как по лекалам на скорости 85 км/ч и успешно делает «переставку» на скорости под 90, несмотря на приподнятую в вираже заднюю «ногу». Система стабилизации не мешает рулить, а действительно помогает заправить машину в поворот, грамотно подтормаживая нужные колеса. Отклики на управляющие действия рулем чуть с ленцой, в предельных режимах не достает информативности. Но, в целом, на оценку «хорошо». Главное, что энергоемкая подвеска обеспечивает высокий уровень комфорта, с успехом гасит раскачку и толчки, практически, от любых неровностей. И по разбитой дороге можно мчать довольно уверенно и быстро, не опасаясь пробоев. Внедорожная трансмиссия в обычных режимах 90% крутящего момента направляет на передние колеса, и автомобиль ведет себя вполне адекватно, обладая небольшой недостаточной поворачиваемостью. Похоже, конструкторы долго искали правильный компромисс между управляемостью и вездеходностью машины, и найти его им явно удалось.
Бездорожье для Фрилендера – главное меню, он не имеет себе равных среди кроссоверов, достаточно лишь из автоматического полного привода перевести систему Terrain Response в любой из трех внедорожных режимов («трава/гравий/снег», «грязь/колея», «песок») и отключить систему стабилизации. Тогда трансмиссия будет перераспределять крутящий момент между колесами в пропорции 50:50, а электроника успешно бороться с диагональным вывешиванием. К тому же, у автомобиля рекордный для кроссовера дорожный просвет — 210 мм, хорошо подготовленное для бездорожья днище с мощной защитой и короткие свесы кузова. С таким вооружением действительно, хоть в пампасы, хоть в овраг. Мы туда и отправились.
Автомобиль вполне уверенно преодолел практически все предложенные препятствия. Пришлось, правда, использовать некоторые из внедорожных приемов вождения, например, держать правую ногу на педали газа, а левую – на тормозе, поскольку мотору периодически требовалось «поддать жару», чтобы выскочить из ямы, а затем тут же ударить по тормозам, чтобы не ухнуть слишком резво в очередную.
Потенциал трансмиссии велик. Возможности Фрилендера ограничивают только не достаточно «зубастые» шины и геометрическая проходимость. Например, на пересеченной местности, машина начинает цепляться за грунт пресловутыми передними фартуками-брызговиками. Возможно, они установлены как ограничители-информаторы: цепанул брызговиком за грунт, значит вперед ехать уже нельзя – задний ход!. Утюжа холмы, пару раз мы крепко садились на пороги и уже готовились было подсчитывать потери, но не тут-то было: Freelander спроектирован настолько грамотно, что не получил и царапины. Его пороги и нижние кромки дверей прикрыты очень прочными и упругими накладками из толстой резины, не допускающими порчи кузова. На них не осталось и следа – отлично!
Пройдя без потерь через наш «секретный полигон» и «гору крутости» Freelander благополучно привез команду на пикник, причем мы ни разу не доставали в этот день, ни лопату, ни трос и даже рук не запачкали, что, признаться, бывает далеко не всегда. В общем, новый Freelander вполне заслуженно может с гордостью носить легендарное имя Land Rover.
Технические характеристики Land Rover Freelander
Кузов — 5-дверный, несущий, стальной
Число мест — 5
Габариты, мм
Длина — 4500
Ширина — 1910
Высота — 1830
База — 2660
Клиренс – 210
Снаряженная масса, кг — 1805
Полная масса, кг — 2505
Объем багажника, л — 405/1670
Двигатель – бензиновый
Число и расположение цилиндров — 4, в ряд
Объем, л — 2,2
Мощность — 150 л.с. при 4000 об/мин
Крутящий момент — 420 Нм при 1750 об/мин
КПП — 6-ступенчатая автоматическая
Привод — полный с многодисковой муфтой в приводе задних колес
Передняя подвеска — независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска — независимая, пружинная, McPherson
Максимальная скорость, км/ч — 181
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с — 11,2
Расход топлива на 100 км, л
Городской цикл — 8,7
Загородный цикл — 5,7
Смешанный цикл — 7,0
Топливо – дизельное
Шины – 235/65 R17
Альтернатива
Mercedes GLK – с базовым 170-сильным турбодизелем стоит от 1680000 руб. Есть версия с 3-литровым 230-сильным бензиновым мотором (от 1930000 руб.), а самая мощная 272-сильная машина с двигателем 3,5 л стоит от 2030000 руб. Но дороже всех оценивается 224-сильный 3-литровый турбодизель (от 2390000 руб).
BMW X3 – самый свежий представитель класса среднеразмерных премиум-кроссоверов в базе с 2-литровым 184-сильным турбодизелем стоит от 1795000 руб. Машина с 3-литровым 258-сильным бензиновым мотором потянет на 1870000 руб. А тот же мотор, форсированный до 306 л.с., увеличивает стартовую цену до 2130000 руб. И это еще не предел, огромный набор опций может поднять цену машины практически до 3,5 млн. руб.
Audi Q5. Самый доступный Q5 со 180-сильным бензиновым мотором в сочетании с 6-ступенчатой «механикой» стоит от 1647700 руб. Машина с 211-сильным 2-литровым мотором и 7-ступенчатым «роботом» стоит от 1875000 руб. На вершине модельной гаммы оказалась не самая мощная машина с 270-сильной «шестеркой» 3,2 л (от 2157800 руб.), а 240-сильная 3-литровая турбодизельная версия (от 2301900 руб.).
Volvo XC60 – распространен у нас крайне мало по причине отсутствия официального дилера в Казани. Самая простая полноприводная машина с 205-сильным 5-цилиндровым турбодизелем 2,4 л стоит от 1706000 руб. А флагманская машина с 304-сильным 3-литровым бензиновым турбомотором стоит от 2246000 руб. Но есть еще переднеприводные автомобили, самый скромный из которых с 2-литровым 203-сильным турбомотором стоит от 1560000 руб.