Ремонт рулевого управления
Гидравлический усилитель руля (ГУР) — обязательный элемент рулевого механизма современного грузового автомобиля, облегчающий управление автомобилем при сохранении необходимой «обратной связи» и обеспечении устойчивости и однозначности задаваемой траектории.
ГУР грузового автомобиля отличается более сложным техническим устройством по сравнению с ГУРом легкового автомобиля. Он по определению более подвержен различным сбоям в работе, в том числе потому, что при эксплуатации сталкивается с гораздо более тяжелыми и продолжительными нагрузками. Наиболее нагруженным его узлом является рулевой редуктор, к ремонту которого необходимо подходить максимально профессионально и ответственно.
На станциях технического обслуживания ГК «Витес» принят именно такой подход к работе. Мы оказываем высокопрофессиональные услуги ремонта рулевых редукторов грузовых автомобилей следующих марок:
- ремонт рулевого редуктора Renault (RVI, Рено);
- ремонт рулевого редуктора DAF (ДАФ);
- ремонт рулевого редуктора Scania (Сканиа);
- ремонт рулевого редуктора MAN (МАН);
- ремонт рулевого редуктора Tatra (Татра);
- ремонт рулевого редуктора Iveco (Ивеко);
- ремонт рулевого редуктора Kenworth (Кенуорт);
- А также многих других марок и моделей грузовиков, эксплуатируемых сегодня на дорогах России.
Во всех без исключения случаях ремонт рулевого управления мы начинаем с предварительной диагностики системы рулевого управления, которая позволяет выявить проблемы не только с самим редуктором, но и с другими ее компонентами. Для непосредственного ремонта используются только качественные оригинальные и контрактные запчасти.
Ремонту рулевого управления грузовых автомобилей
Рулевое управление грузовика — это целая система, от состояния которой зависит безопасность водителя и пассажиров. Если вы заметили какие-то неисправности, необходимо в таком случае как можно скорее обратиться в сервисный центр для того, чтобы провести диагностирование, а затем и ремонт рулевого управления грузовиков в Москве. Обратите внимание, диагностирование осуществляется с помощью специальной компьютерной программы, которая позволяет определить значение определённых параметров транспортного средства и состояние грузовика в целом.
Как узнать, что необходим ремонт рулевого управления грузовиков в Москве
Выделяют следующие признаки наличия неисправностей:
- тяжелый поворот рулевого колеса при маневрировании;
- рулевое колесо задерживается на обратном ходу;
- люфт и удары на рулевом колесе;
- шумная работа насоса;
- потери гидравлического масла.
При малейших проявлениях неисправностей в работе системы, нужно незамедлительно провести диагностику и ремонт рулевого управления, так как от этого может зависеть безопасность дорожного движения и жизни людей. Мастера имеют возможность быстро и грамотно выявить поломки и устранить их, а также предоставят полезные рекомендации по обслуживанию и уходу за автомобилем.
Ремонт рулевого управления грузовиков в Москве
Наш сервисный центр предлагает вам проведение ремонтных работ на выгодных условиях: наши услуги — это отличное соотношение качества и цены. Стоит отметить, что на услуги действует гарантия. Для нас мнение клиентов не пустой звук, поэтому мы всегда качественно выполняем свою работу и стараемся улучшать свой сервис, в том числе и уровень обслуживания.
Мы понимаем, что многим клиентам необходим срочный ремонт, и стараемся идти навстречу.
Если у вас есть какие-либо сомнения относительно того, являются ли какие-то системы вашего транспортного средства исправными, запишитесь на осмотр грузовика в наш сервисный центр. Вы таким образом сможете получить профессиональное мнение от специалиста с большим опытом работы.
Более подробно узнать о нашем сервисном центре СК-Сервис и услугах, условиях их предоставления можно на сайте компании, который доступен для вас круглосуточно. Там же размещён прайс на виды ремонтных работ.
Диагностика и ремонт грузовых рулевых редукторов в специализированном техцентре «АВТОГУР»
Признаки для обращения к специалисту
- Люфт рулевого колеса
- Неравномерное усиление при повороте руля
- Отсуттсвие усиления при повороте руля
- Течь рулевого редуктора
В силу специфических условий и интенсивности эксплуатации многотоннажных грузовых автомобилей агрегаты, работающие длительное время с высокой нагрузкой, изнашиваются быстрее в сравнении с аналогичными деталями легковых транспортных средств. Необходимый ремонт ГУРа грузовиков , редукторов и других узлов системы рулевого управления требуется раньше. Для проведения диагностических и восстановительных работ понадобится профессиональное оборудование: стенды, специализированный инструмент, подъемные устройства. Ремонт ГУР DAF (ДАФ), MAN (МАН), Volvo (Вольво), Scania (Сканиа), Renault (Рено), Tatra (Татра), Iveco (Ивеко) или любой другой марки авто высокой грузоподъемности невозможно произвести в обычном гараже, так как для разборки нужны условия крупной мастерской.
Признаки поломок в рулевом редукторе грузовика
Водитель способен самостоятельно распознать, что пришло время выполнить ремонт грузовых рулевых редукторов , по следующим признакам неисправной работы узла:
- Подтекание масла. Определить недостаток легко визуально по характерным маслянистым пятнам под автомобилем в районе расположения редуктора. Утечки рабочей жидкости происходят из-за разгерметизации корпуса агрегата, износа сальников, манжет.
- Люфт в руле. Проявляется заметным холостым отклонением руля от нулевого положения на определенный градус. Неисправность создает неудобство при управлении грузовиком, искажает ощущение обратной связи, передняя колесная пара поворачивается несоразмерно повороту руля. Ремонт грузовых рулевых редукторов в этом случае потребует замену деталей передачи: червячного вала, шестерни.
- Посторонний шум. Появляется при повреждении, частичном разрушении подшипников, на которых вращается вал редуктора. В ряде случаев возможны постукивания, которые отдают в рулевое колесо.
Что входит в работы по ремонту рулевого редуктора
В перечень работ по ремонту рулевых редукторов грузовых автомобилей входит следующий перечень услуг:
- внешний осмотр узла на предмет целостности деталей корпуса, наличия следов вытекшего масла;
- проверка редукторного вала на осевые деформации, поиск следов коррозии, других дефектов поверхности;
- осмотр подшипников;
- диагностика зацепления зубчатых деталей передачи;
- регулировки на стенде.
В каком порядке выполняют диагностику и ремонт
Ремонт грузовых гидроусилителей в части устранения неполадок в работе редукторов производится в следующей последовательности:
- с борта грузовика снимают узел и подвергают его полной разборке;
- агрегат промывают и осматривают изнутри;
- диагностируют состояние вала, деталей распределителя;
- при наличии следов ржавчины на вале следует шлифовка, а затем полировка;
- если предел износа значительный, качество работы элементов червячной передачи неудовлетворительное, детали заменяют на новые;
- восстановленный редуктор проверяют на специальном стенде, регулируют параметры работы в соответствии с теми, которые рекомендованы производителем грузовика;
- ремонт ГУР грузовых автомобилей с восстановлением редуктора завершают установкой в авто.
Профессиональный ремонт ГУР и рулевых редукторов
Техцентр «АВТОГУР» предлагает квалифицированный ремонт ГУР Iveco и других марок грузовиков отечественного и зарубежного производства. Ремонтные и диагностические работы выполняют профессиональные механики, специализирующиеся на грузовых автомобилях, в особенности по части восстановления рулевых редукторов. Применяем современное оборудование и специализированный инструмент, которые позволяют быстро обнаружить причину неисправности и произвести грамотный ремонт и корректные регулировки. Воспользуйтесь услугами нашего автосервиса, позвонив по телефону в Москве +7 (495) 972-39-95.
Цены указаны в рублях.
Возможны изменения цены, уточняйте у менеджеров.
Ремонт рулевого управления грузовиков
Рулевое управление грузового автомобиля – система взаимосвязанных узлов, которые отвечают за обеспечение изменений в направлениях движения, сохраняют выбранный водителем курс. При появлении тревожных признаков, первых проблем, нужно обратиться в сервис, провести диагностику и сделать восстановление узлов рулевого управления. К характерным симптомам относят задержки рулевого колеса на обратном ходу, его тяжелые повороты во время маневрирования, удары, люфты рулевого колеса, шумная работа насоса, гидравлические масляные утечки.
Техцентр «Трак-Сервис Беседы» проводит тщательную комплексную диагностику рулевого управления и других систем, подбирает индивидуальные схемы эффективных восстановительных работ. Такой подход гарантирует надежное восстановление транспортного средства, предотвращает серьезные поломки в будущем. Исправное управление руля – залог безопасности эксплуатации транспортного средства. Корректная работа этой системы намного важнее высокого мастерства водителя транспортного средства. Диагностику нужно делать как можно чаще, сразу после обнаружения признаков неисправности осуществлять восстановление. На ранних стадиях устранение поломок стоит намного дешевле, чем в запущенных случаях.
Признаки и причины неисправностей рулевой системы
На неполадки рулевого колеса указывают такие симптомы:
- затруднение поворота либо нечеткая реакция колес;
- чувствительные удары;
- люфты;
- шумность гидронасоса во время работы;
- утечки, быстрый расход масла.
Рулевое управление в современных грузовых авто сложное, поэтому ремонт должен быть профессиональным, иметь высокое качество. Самостоятельно, не понимая, что к чему, восстановить работоспособность системы невозможно.
Проблемы с системой возникают в результате некорректных регулировок, естественного износа механических передач с течением времени, отказов гидравлической системы, малой жесткости рабочих соединений. Иногда негативное влияние на работу рулевого управления оказывают соседние системы, в которых есть проблемы (сбои вызывают те же некорректно настроенные углы установки колес).
Все неисправности покажет комплексная диагностика системы. При грамотном оперативном подходе их можно будет грамотно устранить. Принцип действия рулевых устройств в разных моделях идентичен, желательно заменять старые поврежденные части на новые до момента полного восстановления работоспособности и устранения текущих негативных симптомов. Наши мастера предложат разные варианты коррекции работы системы – от простых низкозатратных до стандартных с полной заменой. В первом случае есть риски незначительных или непродолжительных улучшений, что должен понимать владелец транспортного средства.
Преимущества сервиса
СТО «Трак-Сервис Беседы» предоставляет комплексные услуги по ремонту, диагностике систем рулевого управления в Москве. Мы гарантируем:
- Быструю, полную и точную диагностику с применением современного оборудования.
- Сжатые сроки восстановительных работ.
- Применение только оригинальных комплектующих или качественных аналогов к ним на усмотрение заказчика.
- Прозрачные и честные условия сотрудничества – они будут названы до начала обслуживания.
- Возможность заказа разных типов сервиса – срочный и стандартный, постоянный или разовый.
Работаем со всеми моделями грузовиков, обеспечиваем качественное восстановление разных узлов и систем. Восстанавливаем не только рулевое управление, но и другие узлы, выполняем простые и сложные ремонтные работы. Большинство деталей для ремонта есть в наличии, при их отсутствии оформим заявку на индивидуальную поставку.
Разборка, сборка рулевого механизма
Снятие рулевого механизма
Для снятия рулевого механизма:
- наклоните кабину в первое положение (42°);
- расшплинтовав и отвернув гайки, выньте стяжные болты сошки 9 (см. рис. 270) или отогнув усики стопорной шайбы, отверните гайку верхней головки сошки;
- съемником снимите сошку, вворачивая винт 3 (рис. 284) в захват 1 съемника и упираясь наконечником 2 в торец вала сошки (выколачивание сошки может вызвать поломку деталей);
- выверните магнитную пробку и слейте масло из картера рулевого механизма, для более полного слива поверните рулевое колесо два-три раза из одного крайнего положения в другое;
- отсоедините трубопроводы высокого и низкого давления от рулевого механизма и слейте оставшееся в насосе масло;
- отсоедините карданный вал рулевого управления от рулевого механизма, дли этого выньте шплинт, отверните гайку клина и выбейте клин;
- выверните болты, крепящие картер рулевого механизма к кронштейну передней рессоры, и снимите рулевой механизм;
- очистите и промойте наружную поверхность рулевого механизма;
- слейте остатки масла, перевернув рулевой механизм клапаном вниз и поворачивая вал ведущей шестерни углового редуктора два-три раза из одного крайнего положения в другое.
Рис. 284. Съемник сошки руля: 1 — захват; 2 — наконечник; 3 — винт
Установка рулевого механизма
При установке рулевого механизма на автомобиль:
- установите рулевой механизм на передний кронштейн левой передней рессоры и закрепите его болтами с моментом затяжки 275. 314 Нм (28. 32 кгс·м);
- подсоедините нагнетательный и сливной трубопроводы к клапану управления гидроусилителем;
- присоедините карданный вал рулевого управления к рулевому механизму, предварительно совместив отверстие в вилке кардана и лыску под клин на вале ведущей шестерни, забейте клин, заверните и зашплинтуйте гайку с моментом затяжки гайки крепления клина 13,7. 16,7 Нм (1,4. 1,7 кгс·м);
- залейте масло и прокачайте систему гидроусилителя;
- предварительно разжав клином прорезь верхней головки сошки, наденьте сошку рулевого управления на вал рулевого механизма, вставьте стяжные болты, наверните на болты гайки, затяните их и зашплинтуйте с моментом затяжки 177. 196 Нм (18. 20 кгс·м). Гайки болтов должны быть расположены с противоположных сторон головки сошки;
- проверьте герметичность соединений и шлангов гидросистемы рулевого управления. Подтекание масла из соединений не допускайте.
Разборка и проверка рулевого механизма
Разборка и проверка рулевого механизма проводится в следующем порядке:
1. Вывернув болты крепления, снимите боковую крышку вместе с валом сошки. При извлечении вала сошки предварительно очистите его шлицевой конец.
2. Проверьте осевое перемещение регулировочного винта в вале сошки. Если перемещение превышает 0,15 мм, отрегулируйте осевой зазор путем подбора регулировочной шайбы. Регулировочный винт должен иметь осевое перемещение относительно вала сошки 0,02. 0,08 мм и вращаться при этом плавно, без заеданий. Стопорное кольцо должно полностью входить в канавку вала сошки. Это необходимо для надежного соединения деталей данного узла.
При необходимости замените уплотнительное кольцо регулировочного винта, применяя оправку. После сборки с боковой крышкой вал сошки должен свободно проворачиваться от руки, а регулировочный винт оставаться неподвижным (проверять без контргайки).
3. Вывернув болты крепления, снимите переднюю крышку. При всех последующих операциях разборки и сборки рулевого механизма помните, что выворачивание винта рулевого механизма из шариковой гайки более чем на два оборота от среднего положения может привести к выпаданию шариков и заклиниванию винта.
4. Отверните гайки крепления корпуса клапана управления гидроусилителем и осторожно выдвиньте корпус вперед настолько, чтобы его можно было провернуть относительно винта, не касаясь шпилек корпуса углового редуктора.
5. Проверьте затяжку гайки упорных подшипников и плавность вращения корпуса клапана управления относительно винта. Момент, необходимый для проворачивания корпуса клапана управления, должен быть равен 98,1. 122,6 Нем (10. 12,5 кгс·см) (в ходе эксплуатации допускается падение момента вращения до 34,3 Нсм (3,5 кг·см). При несоответствии момента указанной величине отрегулируйте затяжку гайки упорных подшипников.
Если вращение корпуса клапана не плавное (сопротивление вращению переменно), замените подшипники. Для регулировки затяжки или замены подшипников необходимо отжать буртик гайки, вдавленный в паз винта, и отвернуть гайку, удерживая от проворота ведущую шестерню углового редуктора.
При отвертывании гайки упорных подшипников обязательно удерживайте ведущий вал углового редуктора отпроворота. Несоблюдение этого правила ведет к поломке усика пружинной шайбы 23 (см. рис. 275) и порче резьбы винта 17.
При снятии корпуса клапана управления следите, чтобы золотник и реактивные плунжеры не выпадали, так как при заводской сборке каждый из них индивидуально подобран к своему отверстию.
Не допускайте смешивания колец упорных подшипников, сохраните их комплектность.
6. Проверьте рукой плавность перемещений реактивных плунжеров и золотника в корпусе клапана управления гидроусилителем. Если ощущаются заедания, изменение усилия, необходимого для перемещения упомянутых деталей, поочередно выньте заедающие детали. Устраните причину заедания, промойте и установите их на место.
7. Проверьте герметичность обратного клапана, для чего залейте в его отверстие масло. Утечка масла допустима только в виде отдельных капель.
8. Вывернув болты крепления и отвернув две гайки, снимите угловой редуктор вместе с винтом и поршнем-рейкой.
9. Выньте щипцами стопорное кольцо 3 (см. рис. 275) и осторожно снимите с винта угловой редуктор.
10. Проверьте, нет ли осевого перемещения шариковой гайки относительно поршня-рейки. При необходимости подтяните или замените два установочных винта и раскерните их.
11. Проверьте посадку шариковой гайки на средней части винтовой канавки винта. Гайка должна вращаться на винте без заеданий, а осевой люфт ее относительно винта не должен превышать 0,3 mm.
Если вращение винта в шариковой гайке не плавное, при условии, что осевой люфт не превышает 0,3 mm, замените комплект шариков.
Для замены комплекта шариков предварительно выполните следующее:
- специальным ключом с достаточно большим плечом вывернуть установочные винты шариковой гайки;
- вынуть из поршня-рейки шариковую гайку с винтом, придерживая от выпадания желобки и шарики;
- вынуть желобки, осмотреть их и, если язычки повреждены, заменить;
- затем, поворачивая винт относительно гайки в ту или другую сторону, удалить шарики и положить их в отдельную коробку.
Не допускается установка шариков, у которых разность размеров по диаметру более 0,002 мм. При несоблюдении указанного требования может произойти разрушение шариков и заклинивание рулевого механизма.
После замены шариков гайка должна проворачиваться в средней части винтовой нарезки винта под действием крутящего момента 29,4. 78,5 Нм (3. 8 кг·см), по краям посадка гайки должна быть свободной.
Дорожки качения на винте и гайке не должны иметь повреждений. Если дорожки качения повреждены (имеют вмятины, заусенцы и т. п.), замените весь комплект «винт — шариковая гайка — шарики».
12. Осмотрите рабочие поверхности гидроусилителя. Если есть отдельные задиры на зеркале цилиндра, удалите их шабером. Отдельные продольные риски и царапины на зеркале цилиндра (без заусенцев) не являются браковочным признаком.
13. Проверьте регулировку бокового зазора между зубьями шестерен углового редуктора. Боковой зазор между любыми парами зубьев должен находиться в пределах 0,02 . 0,07 мм, а момент вращения ведущей шестерни в угловом редукторе не должен превышать 49,1 Нсм (5 кг·см).
Регулирование бокового зазора в зубьях шестерен редуктора производится перемещением узла ведущей шестерни путем подбора пакета прокладок под фланцем корпуса ведущей шестерни. При этом должно быть установлено не менее трех прокладок толщиной 0,05 mm.
При правильном зацеплении конических шестерен отпечаток пятна контакта должен иметь эллиптическую форму и располагаться ближе к внутренней узкой части зуба. Выход пятна контакта на кромки зуба недопустим.
В случае разборки углового редуктора не нарушайте комплектность корпуса углового редуктора и пары конических шестерен.
Сборка рулевого механизма
Сборка рулевого механизма производится в условиях, обеспечивающих чистоту, в порядке, обратном разборке, в соответствии со следующими указаниями:
1. Все детали разобранного механизма промойте и просушите, внутренние каналы и отверстия после промывки продуйте сухим сжатым воздухом. Не протирайте детали ветошью, оставляющей на них нитки, ворс и т.п.
2. Все соприкасающиеся поверхности деталей рулевого механизма перед сборкой смажьте маслом Турбинное Тн-22 ГОСТ 9972—74 или маслом марки Р.
3. Все резиновые уплотнительные детали осмотрите и замените. Фторопластовые кольца уплотнений поршня и винта не должны иметь повреждений. Для облегчения установки резиновых колец и во избежание защемления их при сборке допускается применять смазку ПВК ГОСТ 19537—74.
4. В случае замены манжет вала сошки и вала ведущей шестерни углового редуктора запрессовывайте их плавно и без перекосов, применяя оправки. Окончательно указанные манжеты запрессовывайте пакетом вместе с наружной манжетой и другими деталями, входящими в упомянутые сборочные единицы уплотнений — до упора в корпус механизма. При установке манжет вала сошки рабочие кромки их должны быть защищены от повреждений шлицами вала.
5. Момент затяжки болтов М8 должен быть равен 20,6. 27,5 Нм (2,1. 2,8 кгс·м), болтов и гаек М10 — 34,3. 41,2 Нм (3,5. 4,2 кгс·м). Упорная крышка сборочной единицы ведомой шестерни редуктора должна быть затянута с моментом 43,2. 60,8 Нм (4,4. 6,2 кгс·м) и застопорена раскерниванием ее края в паз на корпусе углового редуктора.
Гайка крепления подшипников ведущей шестерни углового редуктора должна быть затянута с моментом 39,2. 58,9 Нм (4. 6 кгс·м) и застопорена путем вдавливания буртика гайки в паз на вале ведущей шестерни.
После сборки ведомая и ведущая шестерни углового редуктора должны свободно вращаться и не иметь ощутимого осевого зазора.
Сливную магнитную пробку (с конической резьбой и цилиндрическим магнитом) затягивайте с моментом 33,4. 39,2 Нм (3. 4 кгс·м).
6. Сборку шарико-винтовой пары и установку собранного комплекта в поршень-рейку производите в следующем порядке:
- наденьте на винт со стороны его винтовой канавки плавающую уплотнительную втулку;
- установите гайку на нижнем конце винта, совместив отверстия гайки, в которые входят желобы, с винтовой канавкой винта;
- заложите двадцать три шарика через обращенное к угловому редуктору отверстие в гайке, поворачивая винт против часовой стрелки;
- заложите восемь шариков в сложенные вместе желобы и предотвратите их выпадание, замазав выходы желоба смазкой ПВК ГОСТ 19537—74;
- вложите желобы с шариками в гайку, поворачивая при необходимости винт, и обвяжите гайку, чтобы предотвратить выпадание желобов;
- проверьте момент вращения гайки на средней части винта (должен быть равным 29,4. 78,5 Н·см (3. 8 кгс·см); при несоответствии момента указанной величине замените комплект шариков, не допуская перемешивания комплектов;
- запрессуйте гайку с винтом в отверстие поршня-рейки, ввернув и раскернив установочные винты в двух местах против канавок в поршне-рейке. Момент затяжки установочных винтов должен быть равен 49,1. 58,9 Нм (5. 6 кгс·м). В случае совпадения канавки в поршне-рейке со шлицем винта последний замените.
Выступание винтов над цилиндрической поверхностью поршня-рейки недопустимо. Это вызовет задир рабочей поверхности цилиндра гидроусилителя.
7. При сборке углового редуктора с винтом и плавающей уплотнительной втулкой убедитесь в надежности установки стопорного кольца последней в канавку упорной крышки углового редуктора. Стопорное кольцо должно полностью входить в упомянутую канавку.
8. Устанавливайте поршень-рейку в картер с помощью оправки без перекосов.
9. При сборке клапана управления гидроусилителем проследите, чтобы выточка на торце золотника была обращена к угловому редуктору, а фаски на реактивных плунжерах — наружу. После сборки золотник, обратный клапан, а также реактивные плунжеры должны перемещаться в соответствующих отверстиях корпуса клапана управления плавно, без заеданий.
10. При сборке клапана управления гидроусилителем с винтом упорные подшипники устанавливайте так, чтобы их большие кольца были обращены к золотнику. Пружинная шайба упорных подшипников должна быть установлена вогнутой поверхностью в сторону подшипника. После регулировки момента, необходимого для проворачивания корпуса клапана управления (98,1. 122,6 Н·см (10. 12.5 кгс·см), гайку крепления упорных подшипников застопорите вдавливанием буртика гайки в канавку винта рулевого
механизма.
11. При сборке регулировочного винта и вала сошки обеспечьте осевое перемещение винта относительно вала сошки 0,02. 0,08 мм подбором регулировочной шайбы. При необходимости замените уплотнительное кольцо регулировочного винта, применяя оправку.
12. Отрегулируйте зубчатое зацепление в паре «поршень — рейка — зубчатый сектор вала сошки» в соответствии с указаниями, изложенными выше. После окончания регулирования зацепления регулировочный винт сошки закерните, затянув контргайку с моментом 58,9. 63,8 Нм (6. 6,5 кгс·м), удерживая при этом регулировочный винт от поворота.
После сборки рулевой механизм должен соответствовать следующим требованиям:
- Полный угол поворота вала сошки должен быть не менее 90°.
- После вращения винта рулевого механизма до упора поршня и приложения к ведущей шестерне дополнительного вращающего момента не менее 19.6 Н-м (2 кгс·м) центрирующие пружины должны обеспечить его четкий возврат в исходное положение. Указанное условие должно соблюдаться при поворотах как вправо, так и влево.
- Момент, прилагаемый при вращении ведущей шестерни (или усилие на ободе рулевого колеса, приложенное на радиусе 250 мм), должен быть:
- после поворота ведущей шестерни более чем на два оборота в любую сторону от среднего положения — 147. 294 Нсм (15. 30 кгс·см [усилие на ободе рулевого колеса равно 5,9. 11,8 Н (0,6. 1,2 кгс)];
- при повороте ведущей шестерни с переходом через среднее положение при гарантированном зазоре в зубчатом зацеплении рейки-поршня и вала сошки — 196. 441 Нсм (20. 45 кгс·см) [усилие на ободе рулевого колеса равно 7,8. 17,7 Н (0,8. 1,8 кгс)];
- при повороте ведущей шестерни с переходом через среднее положение после регулировки зубчатого зацепления рейки-поршня и вала сошки — 98,1. 147,2 Нсм (10. 15 кгс·см) [на 3,9. 5,9 Н (0,4. 0,6 кгс) больше, чем при гарантированном зазоре], но не более 540 Нсм. (55 кгс·см) [21,6 Н (2,2 кгс)].
- Дополнительно испытайте рулевой механизм на стенде, оборудованном насосом подачей не менее 9 1/min и обеспечивающем подвод масла к отверстию корпуса клапана управления гидроусилителем. Испытание проводите на масле марки Р при температуре его не ниже плюс 40°С.
Перед испытанием удалите из системы воздух. Отрегулируйте предохранительный клапан стендового насоса на давление открытия 5390 кПа (55 кгс/см2) и проверьте:
- вращение ведущей шестерни в любую сторону при моменте сопротивления вращению вала сошки 0 и 1275 Н·м (130 кгс·м) должно быть плавным, без заеданий;
- давление на входе в клапан управления гидроусилителем при нейтральном положении золотника должно быть не более 294 кРа (3 кгс/см2);
- момент на ведущей шестерне при сопротивлении на валу сошки 1275 Н·м (130 кгс·м) — не более 1766 Нем (180 кгс·см);
- утечку на выходе из клапана управления гидроусилителем при повороте ведущей шестерни до упора вправо или влево (время замера не более 20 с, начало замера через 5 с после поворота винта до упора) — не более 1200 см3/мин;
- поворот вала сошки из одного крайнего положения в другое должен происходить от усилия с моментом не более 118 Нм (12 кгс·м).
Отрегулируйте предохранительный клапан стендового насоса на давление открытия 90 1/мин и проверьте:
- давление в нагнетательной магистрали при повороте ведущей шестерни до упора вправо и влево; оно должно быть 7355. 7846 кПа (75. 80 кгс/см2). После снятия усилия с винта без притормаживания и остановки вала ведущей шестерни давление должно быстро падать до величины не более 294 кПа (3 кгс/см2);
- герметичность рулевого механизма в обоих крайних положениях поршня (по 5 min в каждом положении) при давлении 8826 кПа (90 кгс/см2). Давление обеспечьте установкой клапана на возвратной линии;
- правильность характеристики включения. Свободный ход на валу ведущей шестерни (угол поворота вала до повышения величины давления в напорной магистрали на 78,5 кПа (0,8 кгс/см2) должен быть 3. 5° в каждую сторону. Суммарный свободный ход (сумма углов вправо и влево) допускается не более 10°.