Меню

Ремонт водяного насоса двигателя зил 508

Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

ЗИЛ-508.1000402

Сообщений 1 страница 1 из 1

Поделиться129-07-2015 15:14:50

  • Автор: nik-45
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 15-09-2014
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 2792
  • Возраст: 60 [1961-03-10]
  • Провел на форуме:
    27 дней 7 часов
  • Последний визит:
    Сегодня 07:00:43

Двигатель ЗИЛ-508.1000402 (модернизированный двигатель ЗИЛ-130Я5)

Изготовитель: Московский автомобильный завод имени И.А. Лихачёва (производственное объединение ЗИЛ)

Начало выпуска: 1987 г.

Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на седельные тягачи КАЗ-608В2 и их модификации, а также для поставки в запасные части к ним

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +45° до -45°С, относительной влажности воздуха до 98% при +25°С,
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные: 25°,
поперечные: 20°

Комплектации:

ЗИЛ-508.1000402 Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач (для запасных частей)
ЗИЛ-508.1000252 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач

Основные технические данные:
Количество цилиндров 8
Рабочий объём цилиндров, л 6
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 100х95
Степень сжатия 7,1
Номинальная мощность при 3200 мин -1 , кВт (л.с.) 110 (150)
Максимальный крутящий момент при 1800-2000 мин -1 , Н.м (кгс.м) 402 (41)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин -1 500-600
Максимальная частота вращения холостого хода , мин -1 3450
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Направление вращения коленчатого вала двигателя правое
Масса незаправленного смазкой без КПП, кг 490
Ресурс до первого кап. ремонта, км 285 000

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 18,38 (25)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 299 (220)
Средняя скорость поршня, м/с 10,13
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см 2 ) 846 (8,63)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 4,45 (3,26)
Литровая масса двигателя, кг/л 81,66

Эксплуатационные данные
Топливо А-76
Масло
всесезонно М-8В1 ДВ-АСЗп-10В (М-6з/10В)
зимой АСЗп-6 (М-4з/6В1)
Охлаждающая жидкость антифриз или вода

Основные узлы и детали

Блок цилиндров литой, из серого чугуна

Гильзы цилиндров «мокрые», из специального чугуна, с нирезистовой износостойкой вставкой в верхней части и резиновыми уплотнительными кольцами

Головки цилиндров две, литые из алюминиевого сплава, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов, с винтовыми впускными каналами

Камера сгорания в головке цилиндров, клиновая

Поршни литые, из алюминиевого сплава, с овально-бочкообразной лужёной юбкой и нирезистовой вставкой под верхнее компрессионное кольцо

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, из легированного чугуна, с заданой эпюрой давления: верхнее из высокопрочного чугуна — хромированное
маслосъёмное: 1, стальное, составное, хромированное

Поршневые пальцы стальные, полые, плавающие, с фиксацией двумя стопорными кольцами, смещены относительно оси поршня на 1,6 мм.

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованной в верхнюю головку свёрнутой бронзовой втулкой

Коленчатый вал стальной, кованый, 5-опорный, с противовесами, с каналами для смазки шатунных подшипников и грязеуловителями. Диаметр коренных шеек — 74,5 мм, шатунных — 65,5 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными биметаллическими вкладышами (основа — Ст08кп, антифрикционный слой — алюминиевый высокооловянистый сплав АМО-1-20)
Толщина, мм: коренного вкладыша — 2,5; шатунного вкладыша — 2; антифрикционного слоя — 0,45

Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 5-опорный, стальной, кованый, с шестернёй привода масляного насоса и распределителя зажигания

Привод распределительного вала парой косозубых шестерён от коленчатого вала

Втулки распределительного вала биметаллические сталебаббитовые, свёртные

Толкатели клапанов стальные, цилиндрические, полые, с наплавкой рабочего торца специальным чугуном

Штанги толкателей стальные, сплошные, со сферическими концами

Коромысла клапанов , литые, стальные со свертной бронзовой втулкой

Клапаны расположены в головке цилиндров в один ряд наклонно к оси цилиндров
впускные из жаропрочной стали, пустотелые. диаметр тарелки 50,5 мм, угол фаски седла 30°, высота подъёма клапана 10,3 мм
выпускные из жаропрочной стали, с внутренним охлаждением жидким натрием, с износостойкой наплавкой рабочей фаски и принудительным вращением специальным механизмом шарикового типа, диаметр тарелки 41 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 10,3 мм

Читайте также:  Схемы секреток для автомобиля

Направляющие втулки клапанов из специального чугуна

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 31
закрытие впускного клапана после н.м.т. 83
открытие выпускного клапана до н.м.т. 67
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 47

Сцепление
1-дисковое, сухое, диаметр диска 340 мм

Дополнительное оборудование Компрессор тормозной системы и насос гидроусилителя руля, установленные в передней части двигателя и приводимые ремнями от коленчатого вала

Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор 3
передняя 1 — кронштейн, под крышкой распределительных шестерён
задние 2 — лапы картера сцепления

Система смазки

Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, опора валика распределителя зажигания и валика привода масляного насоса, толкатели, к втулкам коромысел клапанов предусмотрена пульсирующая подача масла
Масляный насос шестерёнчатый, 2-секционный, верхняя секция подаёт масло через фильтр в систему, нижняя- в масляный радиатор
Масляный фильтр полнопоточный, центрифуга
Система вентиляции картера принудительная, с отсосом картерных газов во впускную систему двигателя (под карбюратор) через специальный клапан

Система питания

Топливный насос Б-10 диафрагменный, с рычагом ручной подачи, приводится в действие эксцентриком распредвала с помощью штанги
Карбюратор К-90, 2-камерный, с падающим потоком, имеет ускорительный насос и экономайзер, систему автоматического управленияэкономайзера принудительного холостого хода
Воздухоочиститель ВМ-21Г, инерционно-масляный с 2-ступенчатой очисткой воздуха
Ограничитель частоты вращения двигателя центробежно-вакуумный, с датчиком имеющем привод от распредвала, и исполнительным механизмом в карбюраторе, начало срабатывания при 3200 -200 мин- 1
Фильтр тонкой очистки топлива с керамическим фильтрующим элементом

Система охлаждения

Тип системы охлаждения: жидкостная, с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный установлен на переднем торце блока цилиндров, с приводом клиновым ремнём от коленвала
Вентилятор стальной 6-лопастный, крепится к ступице на валу водяного насоса
Термостат с твёрдым наполнителем, установлен в верхнем выпускном патрубке на впускной трубе, начало открытия — при 70°С, полное открытие — при 83°С

Электрооборудование
Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная, контактно-транзисторная
Катушка зажигания поставляется без катушки
Распределитель зажигания 46.3706
Свечи зажигания А11
Генератор 32.3701
Стартер СТ130-А3

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя 8 л
Система охлаждения без радиатора 16 л
Воздухоочиститель 0,8

Основные данные для контроля

Зазор между клапанами и коромыслами, мм 0,25-0,30

Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на 1200 оборотах 2,2 кгс/см 2
Температура масла в картере 80-90°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град 75-85°С
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,4%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог ЦНИИЭИАВТОПРОМ 1987 г.

Система охлаждения двигателя ЗиЛ-508.10. Часть 2.

Смазочная система двигателя ЗиЛ-508.10

Часть 2

Продолжение. Начало статьи смотреть здесь: часть 1

Радиатор двигателя ЗиЛ-508.10. Радиатор трехрядный, трубчатый. Трубки радиатора изготовлены из томпака Л-90. Охлаждающая лента (змейка), так же как и охлаждающие пластины радиатора, изготовлены из меди М3.

Радиатор вместе с жалюзи и кожухом вентилятора закреплен с помощью болтов в специальной рамке, которая крепиться центральным болтом к поперечине рамы автомобиля через резиновые подушки.

Верхние концы рамки, замкнутые стяжкой и усилителем облицовки радиатора, служат передней опорой оперения автомобиля, включая облицовку радиатора.

Вода из полости радиатора сливается через кран 14 (см. рис. 1-74), вентиль которого поворачивается с помощью рукоятки 13.

Для разборки узла радиатора надо сначала отсоединить масляный радиатор. Для этого следует:

  • отвернуть болты крепления к рамке подвески жидкостного радиатора;
  • ослабить два винта хомутов крепления шлангов масляного радиатора;
  • снять масляный радиатор в сборе с кронштейнами.

Для отсоединения шлангов от трубок надо ослабить с помощью отвертки стяжные винты и снять резиновые шланги. Для снятия кронштейнов с масляного радиатора надо отвернуть гайки, вынуть болты и снять два кронштейна с масляного радиатора.

Для демонтажа рамки подвески с радиатора двигателя ЗиЛ-508.10 надо отвернуть болты крепления правой и левой пластин радиатора и отсоединить радиатор от рамки подвески. Затем отвернуть болты крепления кожуха вентилятора к правой и левой пластинам радиатора, вынуть болты, отсоединить кожух радиатора и снять распорку рамки радиатора.

Для снятия жалюзи надо отвернуть болты крепления жалюзи к пластинам радиатора, вынуть болты и отсоединить жалюзи от радиатора.

Перед сборкой необходимо радиатор двигателя ЗиЛ-508.10 очистить от грязи и промыть обычной водопроводной водой. Воду под напором следует направить на нижний патрубок радиатора для того, чтобы она выливалась через верхний патрубок. Пробка радиатора должна быть закрыта. Промывку можно закончить после того, как сливаемая вода станет чистой.

Очищенный и промытый радиатор необходимо проверить на герметичность воздухом под давлением 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2 ), поместив его в водяную ванну.

Сборку узлов радиатора проводят в обратной последовательности.

Жидкостной насос двигателя ЗиЛ-508.10. Насос центробежный (рис. 1-75), с подачей 350. 360 л/мин при частоте вращения коленчатого вала двигателя 3000 мин -1 . Передаточное число приводных шкивов жидкостного насоса и коленчатого вала 1,17.

В процессе эксплуатации двигателя в жидкостном насосе изнашиваются подшипники 10 и 12, базовые отверстия под подшипники в корпусе, уплотнительный узел и вал насоса. Подшипники имеют уплотнители, удерживающие смазочный материал и защищающие их от загрязнения.

Вал насоса подвергается закалке с нагревом ТВЧ на глубину 1. 3 мм до твердости 52. 62 НКСэ.

Номинальные размеры отверстий под подшипник: передний 61,99. 61,02 мм, задний 46,992. 46,018 мм. С увеличением диаметров отверстий: переднего более 62,04 мм и заднего более 47,042 мм корпус подшипников должен быть заменен.

Торцовая часть поверхности прилегания уплотнительной шайбы не должна иметь выработки. Допуск торцевого биения торца в корпусе подшипников по отношению к посадочным поверхностям под подшипники соответствует 0,05 мм. При большем торцевом биении торец следует отремонтировать.

Вал жидкостного насоса двигателя ЗиЛ-508.10 имеет диаметр 17,002. 17,014 мм. При износе вала до диаметра не менее 16,99 мм вал необходимо заменить новым. Допуск изгиба вала соответствует 0,03 мм. Ширина шпоночной канавки должна быть 3,945. 4,045 мм. При износе канавки более 4,08 мм вал необходимо заменить.

Трещины и сколы на крыльчатке не допускаются. Диаметр отверстия под вал в крыльчатке должен быть в пределах 17,045. 17,080 мм. Посадка крыльчатки на валу должна быть свободная, крыльчатка крепится на валу с торца винтом.

Ремонт автомобилей

Руководства по ремонту, обслуживанию, эксплуатации

Ремонт водяного насоса (помпы) ЗИЛ-130

В случае возникновения течи водяного насоса на автомобиле ЗИЛ-130 возможно осуществить его ремонт использовав ремонтный комплект.

Для этого необходимо осуществить демонтаж помпы с блока двигателя. Для этого необходимо на остановленном двигателе освободить шкив водяного насоса от ремней и вывернуть 4 болта крепления насоса к корпусу двигателя. После снятия очистите насос от загрязнений. Далее можно произвести разборку водяного насоса.

  1. Вентилятор
  2. Трехручьевой шкив ступица
  3. Втулка
  4. Упорное кольцо
  5. Шарикоподшипники
  6. Дистанционная втулка
  7. Валик
  8. Крыльчатка
  9. Прокладка
  10. Корпус крыльчатки
  11. Прилив
  12. Подводящий патрубок
  13. Корпус подшипников
  14. Резиновая манжета
  15. Шайба
  16. Обойма

Разборка водяного насоса ЗИЛ-130

  • Вывернуть болты из ступицы шкива вентилятора (гаечный ключ 12 мм), снять вентилятор и трехручейный шкив.
  • Отвернуть гайку крепления ступицы (гаечный ключ 19 мм) и с помощью лапного съемника снять ступицу
  • Отвернуть гайку со шпилек корпуса крыльчатки (гаечный ключ 13 мм) и снять корпус подшипников
  • Вывернуть болт крепления крыльчатки (гаечный ключ 19 мм) из вала насоса и посредством съемника снять крыльчатку
  • Извлечь из гнезда детали сальникового уплотнения
  • Круглогубцами достать стопорное кольцо из корпуса насоса
  • Закрепить корпус в тиски и при помощи деревянной выколотки выпрессовать вал насоса с подшипниками
  • Продефектовать снятые детали

Дефектовка

В водяном насосе номи­нальный размер отверстия под передний подшипник 46,992—47,018 мм, а под задний подшипник 39,980—40,007 мм. С увеличением диаметра переднего отверстия более 47,05 мм, а заднего более 40,04 мм корпус насоса должен быть заменен.

При необходимости корпус насоса может быть отремонтирован путем расточки отверстий в корпусе и по­становки втулок с последующей подгонкой внутреннего диаметра втулок под номиналь­ный размер. Размеры корпуса водяного на­соса показаны на рисунке.

Вал водяного насоса имеет диаметр 17,012—17,030 мм (рис. 2). При износе вала до диаметра менее 17,00 мм вал необ­ходимо заменить новым. Изгиб вала допус­кается 0,03 мм, не более. Ширина шпоноч­ной канавки должна быть 3,945—3,990 мм, при увеличении ширины канавки до размера более 4,02 мм вал необходимо заменить но­вым.

Трещины и сколы на крыльчатке не до­пускаются. Диаметр отверстия под вал крыльчатки имеет размер в пределах 16,965—17,000 мм. Посадка крыльчатки на вал производится с натягом 0,065 мм или с зазором 0,08 мм с последующим закрепле­нием шпилькой.

Сборка водяного насоса ЗИЛ-130

  • Напрессовать на вал подшипники, вставив между ними распорную втулку. Надеть на вал водосбрасывающую шайбу и закрепить ее пружинным кольцом.
    Если вы используете ремкомплект где вал уже с подшипниками в сборе, то можете сразу перейти к следующему шагу.
  • При помощи круглогубцев установить стопорное кольцо в корпус насоса
  • Вставить в гнездо крыльчатки уплотни­тель в сборе, упорную текстолитовую шай­бу, смазав ее торцовые поверхности тонким слоем графитной смазки, закрепить их обоймой, напрессовав ее при помощи оправ­ки
  • Запрессо­вать вал с подшипниками в корпус насоса
  • Вставить в паз корпуса упорное стопорное кольцо переднего подшипника, установить в паз шпонку, надеть на вал раз­резную конусную втулку, установить на втулку ступицу, закрепить ее гайкой с пло­ской шайбой и зашплинтовать. Момент за­тяжки гайки должен быть в пределах 8,5—10,0 кГм.
  • Установить крыльчатку на вал, слегка по­стукивая молотком, и закрепить ее болтом с упорной шайбой.
  • Установить с прокладкой корпус подшип­ников на шпильки корпуса насоса и закре­пить его гайками.
  • Шпильки рекомендуется при замене ввер­тывать в корпус с суриком или резиловой смолой.
  • Надеть на ступицу шкив и вентилятор и закрепить надежно их болтами с пружин­ными шайбами.

Сборка водяного насоса двигателя ЗИЛ-131 производится так же, как насоса двигателя ЗИЛ-130. Но перед установкой шкива вентилятора на вал насоса надо вста­вить в его полость подшипники с распорной втулкой и закре­пить их стопорным кольцом, после чего посадить шкив с подшипниками на вал насоса и закрепить его в сборе с вентиля­тором.

В связи с введением в конструкцию дви­гателя отводной магистрали и нарушением взаимозаменяемости узлов системы охлаж­дения двигателя заводом выпускается комп­лект деталей под номером 130-1300053, пред­назначенный для модернизации двигателей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, выпущенных ранее. Комплект включает следующие детали: на­сос водяной с пробками в сборе; выпускной патрубок с термостатом в сборе; перепуск­ной шланг от патрубка к водяному насосу; отводной шланг от патрубка к радиатору; распорную пружину отводного шланга; под­водной шланг от радиатора к водяному на­сосу; распорная пружина подводного шлан­га; прокладку патрубка; шпильки Ml0Х Х1Х25 крепления патрубка; гайки М10Х1; шайбы пружинные диаметром 10 мм; шай­бы диаметром 10,2 мм; хомуты перепуск­ного шланга; винты хомута М5Х25; гай­ки М5.

С нюня 1965 г. для водяных насосов дви­гателя ЗИЛ-130 внедрен термически обработайный валик насоса, у которого резьбовая часть вала пол гайку крепления шкива вен­тилятора имеет диаметр 14 мм (вместо 12 мм). Одновременно изменены размеры паза под шпонку крепления ступицы вентилятора и соответственно изменена ступица.

На автомобили ЗИЛ-130, выпущенные до июня 1965 г., новые валики насоса могут устанавливаться в комплекте со ступицей вентилятора, гайкой, шайбой, шпонкой и ко­нусной втулкой как комплект под номером 130-1307021.

Перед установкой насоса на блок двигателя, место соприкосновения корпуса помпы с блоком цилиндров необходимо зачистить и обезжирить. Необходимо использовать новую прокладку, можно применить тонкий слой герметика в местах прилегания насоса к блоку двигателя.

После того как все процедуры по установке водяного насоса выполнены, вы можете установить ремни. Необходимую натяжку вы можете осуществить руководствуясь схемой ниже :

Adblock
detector