Дизельный двигатель в сборе (рис. 2.1.6) снимают с трактора для ремонта или замены при выявлении трещин в блоке цилиндров, подозрительных стуках коренных или шатунных подшипников, предельном зазоре хотя бы в одном из сопряжений «шейка коленчатого вала — вкладыш».
Какой вид ремонта двигателя МТЗ произвести (капитальный или текущий) решают при обмере основных параметров: поршневых пальцев, поршней, гильз цилиндров, шатунных вкладышей.
Вначале проверяют состояние шатунных подшипников и шеек коленвала.
С этой целью снимают поддон картера, маслопроводы, масляный насос (рис. 2.1.7), крышки шатунов, измеряют диаметр шатунных шеек коленчатого вала (см рис. 2.1.8).
Диаметр шатунных шеек МТЗ-80, МТЗ-82 необходимо замерять в двух плоскостях — параллельной и перпендикулярной к продольной оси шатуна.
При превышении овальности шеек свыше допустимого или если диаметр их стал меньше нижнего допуска соответствующей размерной группы, то коленвал нужно снять (рис. 2.1.9, 2.1.10) и отдать на перешлифовку до следующего ремонтного размера.
Рис. 2.1.10. Как снять заднюю опору коленвала МТЗ-80, МТЗ-82 1 — задняя опора; 2 — болты крепления задней опоры
Номинальные и ремонтные размеры шатунных шеек коленвала двигателя Д-240
Обозначение размерной группы
Величина размера, мм
Н1
68,16—68,17
Н2
67,91—67,92
Д1
67,66—67,67
Р1
67,41—67,42
Д2
67,16—67,17
Р2
66,91—66,92
ДЗ
66,66—66,67
РЗ
66,41—66,42
Фактически, кроме ремонтных размеров (P1, Р2, Р3), чередующихся через 0,5 мм и установленных заводом-производителем двигателя, при незначительных износах шейки коленчатого вала оттачивают под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ), сменяемые с ремонтными размерами через 0,25 мм. Примерно также обрабатывают вкладыши ремонтных размеров под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ). Овальность шатунных шеек двигателя Д-240 должна быть не более 0,06 мм.
Если после промеров шатунных шеек выяснится, что все размеры находятся в пределах нормы, разборку двигателя продолжают (рис. 2.1.11—2.1.14) снятием головки цилиндров и извлечением поршней с шатунами в сборе.
Чтобы определить, стоит ли менять вкладыши шатунных подшипников, производят замер диаметра отверстия подшипника шатуна при затянутой его крышке в сборе с вкладышами (рис. 2.1.15).
Рис. 2.1.11. Как снять колпак крышки головки цилиндров МТЗ-80, МТЗ-82
Рис. 2.1.12. Как снять крышку головки цилиндров МТЗ-80, МТЗ-82
Рис. 2.1.13. Как снять вал коромысел в сборе и отсоединить трубопроводы МТЗ-80, МТЗ-82
Рис. 2.1.14. Как снять головку цилиндров МТЗ-80, МТЗ-82
Рис. 2.1.15. Как измерить диаметр отверстия подшипника шатуна МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — индикаторный нутромер; 2 — шатун в сборе с вкладышами
Различие замеров диаметров шатунной шейки коленчатого вала и отверстия подшипника шатуна показывает реальный диаметральный зазор в шатунном подшипнике. Расчетный зазор в шатунных подшипниках находится в пределах 0,05—0,12 мм, допустимый зазор — не должен превышать 0,3 мм.
Если поверхность вкладышей находится в удовлетворительном состоянии, важной причиной замены может стать величина диаметрального зазора в подшипнике. При осмотре состояния вкладышей следует помнить, что поверхность антифрикционного слоя считается приемлемой, если на ней отсутствуют задиры, нет изменений антифрикционного материала и нет посторонних включений.
2.4.1. Ремонт пускового двигатель. Обкатка.
Поршень, поршневые кольца, цилиндр заменяют, как правило, без снятия пускового двигателя с трактора. Предварительно отсоединяют тросики управления и рукава системы охлаждения (рис. 2.1.67). Затем снимают головку, цилиндр двигателя и проводят техническую экспертизу деталей цилиндропоршневой группы.
Рис. 2.1.67. Демонтаж тросиков управления и рукавов системы охлаждения: 1 — тросик управления; 2 — рукава системы охлаждения.
Цилиндр, поршень и поршневые кольца заменяют, если разность диаметров цилиндра (в зоне наибольшего износа) и юбки поршня превышает 0,4мм, а овальность и конусность цилиндра превышают 0,09мм (рис. 2.1.68, 2.1.69).
Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке превышает 3,5 мм или если зазор между кольцом и канавкой поршня больше 0,55 мм. При сборке поршня зазор между кольцом и канавкой поршня должен быть не более 0,23 мм. Зазор в замке поршневых колец, установленных в цилиндр, должен быть 3,15 — 3,30 мм. Кольца должны свободно перемещаться и утопать в канавках поршня под действием собственной массы. При установке цилиндра на поршень используют обжимку для сжатия колец, изготовленную из металлической ленты (рис. 2.1.70).
Рис. 2.1.70. Установка цилиндра на поршень: 1 — поршень; 2 — обжимка; 3 — цилиндр пускового двигателя.
Перед установкой рабочую поверхность цилиндра и поршень смазывают дизельным маслом. Гайки крепления фланца цилиндра к картеру затягивают по диагонали моментом 35 Н.мм, а гайки шпилек головки цилиндра — моментом 50 Н.мм. При неисправностях механизма передачи и включения пускового двигателя (рис. 2.1.71) механизм снимают, разбирают (рис. 2.1.72 — 2.1.79) и проводят техническую экспертизу деталей.
Рис Рис. 2.1.79. Установка механизма включения в корпус: 1 — втулка подшипника; 2 — лыска; 3 — штифт; 4 — корпус механизма.
После сборки пусковой двигатель и редуктор обкатывают без нагрузки и с нагрузкой. При отсутствии испытательного стенда в мастерской обкатку пускового двигателя и редуктора можно проводить непосредственно на тракторе. «Горячую» обкатку пускового двигателя без нагрузки проводят в течение 2мин при частоте вращения коленчатого вала двигателя 2200 — 2450 мин -1 и по 3 мин при частоте вращения 3350 и 3900 — 4000 мин -1 . Обкатку ведут на смеси бензина А-72, A-76 (15 частей) и дизельного масла (1 часть). Нагрузку пусковому двигателю в процессе обкатки создают путем прокручивания коленчатого вала дизеля при выключенной подаче топлива в течение 3мин и частоте вращения коленчатого вала пускового двигателя 3750 мин -1 , а затем в течение 5мин при частоте вращения 4500 мин -1 . В процессе обкатки проверяют работу редуктора и механизма сцепления. Течь топлива, масла и воды, а также прорыв газов в местах стыковок корпусных деталей двигателя не допускаются.
Ремонт МТЗ своими руками: разборка, ремонт, восстановление, регулировка и сборка минских тракторов (105 фото)
Трактор МТЗ-80 выпускается с 1974 года по сегодняшний день. Он отличается своей надежностью и простотой конструкции. МТЗ-82 считается его модификацией с двумя ведущими мостами. Зачастую эта техника ремонтируется собственными силами.
При желании можно найти подходящее видео ремонта МТЗ своими руками, где показывается пошаговая инструкция устранения неисправности. Это позволит сэкономить время и денежные средства на транспортировку техники в сервисный центр.
Человек сам отвечает за качество выполненной работы.
Ремонт МТЗ-80
Этот трактор относится к лучшим моделям отечественного производства. Благодаря своей универсальности он заслужил широкую популярность в различных хозяйствах.
Многие трактористы делают ремонт МТЗ 80 своими руками. Ежегодно усовершенствуется его конструкция и функциональность, видоизменяются детали. Это следует учитывать при осуществлении ремонта.
Много полезной информации о дачной технике, вы всегда найдете на сайте https://dachnichek.ru.
Существует два основных вида проведения ремонта:
Текущий ремонт
Производится для быстрого устранения неисправности и восстановления потерянных функций транспортного средства. Предполагает снятие сломанных деталей или узлов и их замену на отремонтированные или новые изделия. Это основа ремонта в домашних условиях.
Важно принимать во внимание, что снимаются только поврежденные элементы или детали, которые предоставляют доступ к поврежденным элементам.
Не нужно снимать посторонние детали, так как это приведет к дополнительным поломкам и непредвиденным затратам. Такая работа может производиться на открытом воздухе, что сократит время ремонта.
Капитальный ремонт
Подразумевает длительный простой техники. Такая работа тщательно планируется наперед. Основу трактора составляет передняя полурама для крепления двигателя и агрегаты трансмиссии.
Следовательно, капитальный ремонт зачастую предполагает разборку остова и снятие необходимых агрегатов. Ввиду большого веса конструкции используются домкраты или лебедки.
Для проведения такой работы потребуется специализированный гараж, где находится кран — балка и другой необходимый инструмент, контрольно-измерительная аппаратура.
Важно понимать, что лишняя разборка конструкции приводит к преждевременному выходу ее со строя. После каждой сборки деталям необходимо время для притирки, что увеличивает износ.
Следует учитывать последовательность сборки и необходимость осуществления правильной регулировки.