ТНВД Камаз: устройство, принцип работы и ремонт
ТНВД – это Топливный Насос Высокого Давления. Ставиться он на дизельные двигатели и предназначен для подачи топлива в топливную систему под высоким давлением, для наилучшего сгорания его в цилиндрах.
Устройство ТНВД
Рис.1 — Подробная схема всех элементов топливного насоса для автомобилей Камаз с двигателем 740.
Принцип работы
Из бака, через фильтр грубой очистки, с помощью топливного насоса низкого давления топливо, по топливопроводу, поступает сначала в фильтр тонкой очистки, а потом на вход в ТНВД. От коленвала двигателя передается крутящий момент на топливный насос, а точнее на кулачковый вал, который в свою очередь приводит в действие толкатели. Толкатели давят на пружины, которые поднимают плунжер. Плунжер закрывает впускной клапан, топливо подается на форсунки, которые распыляют его уже в цилиндрах. Кулачковый вал, проварачиваясь дальше опускает плунжер, открывая, тем самым, поступление топлива в ТНВД и процесс повторяется.
Вроде бы ничего сложно, однако, это не совсем так. Любой ТНВД это очень сложный механизм, основой которого являются плунжерные пары. Их изготавливают с очень высокой точностью. Одна такая пара состоит из цилиндра и поршня, который, перемещаюсь и создает высокое давление в системе.
ТНВД двигателя Камаз 740 представляет собой V-образное устройство, в каждой половине которого находится по 4 плунжерные пары. Внизу корпуса насоса находится кулачковый вал, на который от коленвала и передается крутящий момент. Кулачки на валу передают поступательные движения на поршни каждой пары. Работа поршней ТНВД строго синхронизирована с работой поршней самого двигателя с помощью пружинных толкателей.
В конструкции каждой плунжерной пары есть несколько клапанов, как впускных так и выпускных и специальных канавок для отвода лишнего топлива. За направлениями потока топлива отвечают специальные автоматически клапанные механизмы.
Возможные неисправности в работе ТНВД и их ремонт
В топливном насосе двигателя Камаз 740 высокое давление создается за счет очень плотного прилегания поршня в цилиндре плунжерной пары. В случае какого либо нарушения этой плотности в топливной системе падает давление и двигатель вообще может не запуститься или работать не ровно, с перебоями. Длительную и безаварийную работы ТНВД в первую очередь обеспечивает качественное дизельное топливо. Для дизельных моторов это одно из главных условий успешной эксплуатации. Внимательно отнеситесь к выбору АЗС, на которой заправляетесь.
Для того, чтобы двигатель КАМАЗ и ТНВД работали исправно и долго своевременно проводите все необходимые регламентные работы по их техническому обслуживанию, а особое внимание стоит уделить замене топливных фильтров, как грубой, так и тонкой очистки. Старайтесь покупать оригинальные расходные материалы у официальных дилеров или в авторизированных сервисных центрах.
Как и у любого механизма у ТНВД есть свой ресурс, который он в любом случае со временем выработает. Но инженеры Камаза разработали ремонтопригодный агрегат, который можно восстановить, заменив изношенные детали. Но ремонтировать топливный насос высокого давления стоит на специализированных станциях, которые оборудованы стендом проверки топливной системы под давлением. Такое оборудование поможет выявить как явные, так и скрытые неисправности. После проведения ремонта ТНВД должен пройти ряд стендовых испытаний и точную настройку вместе топливными форсунками.
Основные причины выхода ТНВД из строя
- Вода в топливной системе. Причин появления воды в системе может быть несколько: некачественный или изношенный топливный фильтр; большой процент воды в дизельном топливе; нарушение герметичности топливопровода из-за чего образуется конденсат внутри на трубках.
- Механические примеси в топливе. Примеси могут появляться опять же из-за плохих топливных фильтров. Так же рекомендуется периодически проводить очистку топливного бака от образований парафина и т.п. отложений.
- Плохие смазывающие качества дизельного топлива. Причина этого может скрывать в применение не сертифицированных присадок. Не поддавайтесь рекламе и не добавляйте в топливо ничего лишнего, чего не рекомендует производитель.
- Не герметичный топливопровод. В этом случае идет постоянный подсос воздуха в систему, повышающий коэффициент трения в плунжерных парах, что приводит к их быстрому износу.
Самые часто встречающиеся неисправности
- Неравномерная подача топлива. Причина скорее всего кроется в поврежденной плунжерной паре. Так же рекомендуется проверить клапаны топливного насоса, а также работу форсунок.
- Повышенный расход топлива. Причина банальна – повреждения топливопровода.
- Запаздывает впрыск. Проблема может скрываться в регулировочном болте толкателя или в поврежденном кулачковом вале.
Видео, подробно описывающее работу топливной систему двигателя Камаз 740.
Регулировка подачи топлива
Как снять ТНВД
- отсоединить тросики ручного управления рычагом остановки двигателя и рычагом управления регулятором,
- снимите тягу управления подачей топлива,
- отсоедините все трубопроводы подвода топлива к насосу, отводящий и дренажный трубопроводы и трубопровод от фильтра тонкой очистки топлива,
- отсоедините трубку для подвода масла к насосу и, масло отводящую трубку,
- выкрутите стяжной болт переднего фланца ведущей полумуфты и два болта ведомой полумуфты (для того, чтобы выкручивать болты было удобно нужно провернуть коленвал через люк картера сцепления),
- отсоедините топливопроводы факельных свечей,
- снимите топливопроводы высокого давления,
- отсоедините трубку, которая подводит воздух к рабочему цилиндру вспомогательного тормоза,
- открутите четыре болта, которые крепят ТНВД,
- снимите собственно сам насос.
Порядок разборки
- вывернуть винты крепления задней крышки регулятора частоты вращения и снять крышку в сборе с насосом низкого давления;
- снять автоматическую муфту опережения впрыска топлива, используя приспособление И-801.16.000. Сначала отвернуть гайку 2 (рис. а) крепления муфты. Для этого вставить отвертку 4 в паз гайки и, удерживая муфту 1 от вращения, ключом 3 отвернуть гайку. Затем, вворачивая в муфту съемник 5 (рис. б), снять муфту;
Рис.2 – Снятие муфты
- распломбировать и вывернуть винты крепления защитных кожухов секций ТНВД и снять кожуха;
- распломбировать и вывернуть болты крепления верхней крышки регулятора и снять крышку;
- вынуть ось рычага регулятора и снять рычаг регулятора с рычагом муфты грузов, муфтой, пружиной регулятора и рычагом пружины;
- снять стопорное кольцо и державку грузов в сборе;
- вывернуть пробки реек, вынуть втулки реек, затем сами рейки, предварительно расстопорив их;
- отвернуть гайки крепления секций ТНВД, снять стопорные шайбы штуцеров секций и вынуть секции ТНВД и толкатели плунжеров;
- расшплинтовать и отвернуть гайки и, используя съемник И-801.26.000, снять эксцентрик привода насоса низкого давления, ведущую шестерню регулятора и промежуточную шестерню;
- снять второй подшипник с оси промежуточной шестерни;
- выбить шпонки с носка и хвостовика кулачкового вала, снять крышку заднего подшипника, вынуть кулачковый вал в сборе с подшипниками и снять крышку переднего подшипника;
- используя съемник И-801.30.000, снять подшипники с кулачкового вала;
- секции ТНВД и топливоподкачивающий насос низкого давления разобрать в приспособлении И-801.20.000. Для выпрессовки нагнетательного клапана секции ТНВД использовать приспособление И-801.21.000.
Сборка и установка ТНВД после ремонта
Сборка ТНВД, как и положено, проводится в обратном порядке. Чтобы установить подшипники на кулачковый вал используется приспособление И-801.27.000. Свободный ход вала должен быть не больше 0,1 мм, делается это путем подбора регулировочных прокладок под крышку переднего подшипника кулачкового вала.
Установка ТНВД:
- проверните коленвал до его положения, которое соответствует началу впрыска топлива в первый цилиндра (фиксатор находится в зацеплении с маховиком), проверьте, чтобы метка I на заднем фланце ведущей полумуфты привода должна быть вверху;
- установите топливный насос на двигатель, совместив при этом метки II на корпусе насоса и муфте опережения впрыска топлива;
- затяните болты крепления насоса;
Рис.3 — Порядок затяжки болтов крепления, топливного насоса высокого давления
- не нарушая взаимного расположения меток, затяните верхний болт ведомой полумуфты привода, переставьте фиксатор в мелкий паз, проверните коленвал на один оборот и затяните второй болт ведомой полумуфты, затяните стяжной болт переднего фланца полумуфты;
- установите крышку люка картера сцепления;
- подсоедините трубопроводы высокого давления, маслоподводящую и маслоотводящую трубки, трубку подвода воздуха к пневмоцилиндру вспомогательного тормоза, трубопроводы низкого давления, тягу управления подачей топлива, тросики ручного управления рычагом останова и рычагом управления регулятором.
После установки ТНВД запустите двигатель и болтом отрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода, которая не должна превышать 600 об/мин.
РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЯХ КАМАЗ
РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЯХ КАМАЗ
РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
РЕМОНТ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ (ТНВД) ОПЕРАЦИОННАЯ КАРТА № 99
Инструмент и приспособления
Инструмент и приспособления: верстак слесарный; приспособления И801.16.000, И801.20.000, И801.21.000, И801.27.000, съемник эксцентрика и ведущего зубчатого колеса с кулачкового вала ТНВД и съемник подшипников кулачкового вала ТНВД из комплекта И801-02, спецпассатижи И801.22.000-01 (рис. 76), Т801.23.000-01, отвертка,-вороток, бородок, медный молоток, плоскогубцы, пинцет, сменные головки 10, 13, 17 мм, ключи 8ХЮ, 12X13, 17X19, 22X24, игольчатая оправка, зубило, динамометрическая рукоятка 131М, посуда для топлива, кисть волосяная, стенд С-108 (фирма «Моторпал» ЧССР) или другой стенд, обеспечивающий необходимую мощность привода и точность контролируемых параметров по ГОСТ 10578—80.
Содержание операции (перехода)
Разборка топливного насоса высокого давления
Инструмент п приспособления
И801.23.000-01. медный молоток
Плоскогубцы, ключ 13 мм, молоток, бородок, спецпассатижи
Плоскогубцы, ключ 22 мм, молоток, зубило, отвертка, съемник
Отвертка, молоток, бородок
Медный молоток, бородок
Слесарный верстак, приспособление
Сменная головка 19 мм, во-роток, приспособление
Рис. 76. Спецпассатижи для снятия наружных упорных колец
Содержанке операции (перехода)
Содержание операции (перехода)
21. Снимите тарелку 20 пружины Отвертка толкателя, пружину 19, шайбу 18, выньте упорное кольцо 17, плунжер 16, втулку 15 плунжера, уплотнительные кольца 14, поворотную втулку 9 плунжера
22. Выверните болты 8 (рис. 86) с Ключ 10 мм, пружинными и плоскими шайбами 7, оправка снимите рычаги 6. вал 11 рычага управления, кольцо 5 уплотнительное, выпрессуйте втулку 4 рычага управления, снимите рычаг 12 выключения подачи и возвратную пружину 13
23. Расчеканьте ведомую полумуфту 1 (рис. 87) в двух местах. Слесарный
верстак, молоток, зубило
Примечание. Полумуфту расчеканивайте осторожно, чтобы не повредить опорный уплотняющий торец.
24. Выверните винты 13 с шайба- Отвертка, по- ми 12 из корпуса 14 муфты и слейте суда для масла масло из муфты
25. Установите муфту опережения опрыскивания топлива на приспособление (рис. 88)
26. Отверните корпус 14 (см. рис. 87) муфты от ведомой полумуфты и снимите корпус в сборе с манжетой 11 и пружиной 10
27. Снимите уплотнительное кольцо 3 с ведомой полумуфты
28. Снимите ведущую полумуфту 9 в сборе со втулкой 6 и манжетой 8 со ступицы ведомой полумуфты
29. Снимите проставки 5 с пальцев грузов
30. Снимите с осей грузов ведомой полумуфты грузы 4 в сборе и шайбы 2.
Отвертка, спецпассатижи И.801.22.000-01
Слесарный верстак, оправка, молоток То же
Ключ 32 мм, пинцет
Примечание. При разборке сохраните спаренность грузов, так как они подобраны по статическому моменту.
31. Выньте из грузов стаканы 15, регулировочные прокладки 16, пружины 17, шайбы 18 и упорные кольца 19
32. Выпрессуйте манжету 11 с пружиной 10 в сборе из корпуса 14 муфты
33. Выньте манжету 8 в сборе с пружиной 7 из ведущей полумуфты 9, выпрессуйте втулку 6
34. Установите топлнвоподкачивающий насос в приспособление (рис. 89)
35. Выверните пробку 4 (рис. 90) пружины, снимите прокладку 3, выньте пружину 2 и поршень 1 топливного насоса.
Примечание. Поршень 1 и корпус 17 подсобраны парой и раскомплектованию не подлежат.
36. Выверните болт 11 крепления корпуса 13 цилиндра, снимите прокладки 12 и насос ручной в сборе
37. Выньте из корпуса 13 поршень 9 с цилиндром 6 в сборе, снимите рукоятку 5.
Примечание. Поршень 9 и цилиндр 6 ручного насоса подсобраны парой и раскомплектованию не подлежат.
38. Выньте шток 18 толкателя
Примечания: 1. Шток 18 толкателя и втулка 19 штока подсобраны парой и раскомплектованию не подлежат.
2. Втулку 19 без необходимости из корпуса не извлекайте.
Рис. 77. Отворачивание гайки крепления муфты опережения впрыска топлива
Рис. 78. Снятие муфты
Рис. 79. Топливный насос высокого давления: крышка подшипника задняя в сборе: 4, 12, 14, 19, 28 — шайбы плоские; 5— ввертыш: I — фильтр
1.3 — винты с шайбами; 2 ■
24 — корпус ТНВД в сборе; 26 — насос топливный низкого давления в сборе
Рис. 80. Регулятор
крышки подшипника; 4, 39. 55 — втулки; 5—колесо зубчатое регулятора шпонка; 9— фланец ведущего зубчатого колеса; /0 — эксцентрик топ- шайбы; 16, 20, 23— подшипники; 18 — колесо зубчатое промежуточное: зубчатого колеса; 28 — державка грузов регулятора о сборе; 2В — грузов регулятора в сборе; 30 — муфта грузов; 32 — ось рычага: 33 — пружины; пробка рейки; 38, 4/— кольца уплотнительные; 43 — вал кулачковый; 49 — кольцо внутреннее подшипника в сборе; 50 — ось 56 — штифт
Рис. 82, Снятие подшипников кулачкового вала ТНВД
Рис. 81. Снятие эксцентрика и ведущего зубчатого колеса с кулачкового вала ТНВД
39. Выньте пружину 14 и клапан 15 топливоподкачивающего насоса
40. Выверните корпус 20 клапана 23 с прокладкой 21, выньте пружину 22 и клапан 23
41. Промойте детали ТНВД в дизельном топливе или бензине и проверьте их техническое состояние
Технические условия на дефектацию и ремонт деталей ТНВД.
Корпус ТНВД. Не допускаются трещины и обломы.
Втулка плунжера (рис. 9|1). Не допускаются:
— трещины и обломы;
— внутренний диаметр А втулки более 9,03 мм;
— коррозионные поражения на торце В.
Плунжер (рис. 92). Не допускается:
— выкрашивание металла на кромках винтового паза, задиры и царапины на рабочей поверхности В;
— диаметр В менее 8,96 мм.
Втулка и плунжер раскомплектованию не подлежат. При выбраковке плунжера втулка также должна быть выбракована и наоборот.
Зазор в плунжерной паре проверяйте на опрессовочном стенде с падающим грузом. Плунжер должен быть установлен в положение максимальной подачи, надплунжерное пространство заполните профильтрованным дизельным топливом и уплотните торец втулки пластиной, зажав ее винтом.
При нагрузке на плунжер 19,1—20,1 МПа (195— 205 кгс/см2) полное поднятие плунжера, сопровождаемое выжиманием топлива через зазоры между втулкой и плунжером, должно происходить не менее чем за 20 с.
Вал кулачковый. Не допускается:
— выкрашивание металла, задиры и коррозионные поражения;
— смятие шпоночных пазов;
— высота профиля кулачка менее 41,7 мм;
— диаметр шеек под подшипники менее 20,0 мм.
Клапан нагнетательный в сборе (рис. 93). Не допускаются:
— трещины, вмятины и коррозионные повреждения деталей 1 и 2;
— потеря герметичности по уплотняющему корпусу А;
— заедание клапана 2 в корпусе 1.
Герметичность клапана можно восстановить притиркой клапана по уплотняющему конусу пастой 3 МКМ ГОСТ 3647—80.
Толкатель плунжера в сборе. Суммарный зазор в соединении «ролик толкателя — втулка ролика — ось ролика» допускается не более 0,30 мм. При большом зазоре толкатель разберите. Замеряйте детали раздельно, при этом не допускается:
— зазор в соединении «ось ролика — втулка ролика» более 0,12 мм;
— зазор в соединении «втулка ролика — ролик толкателя более 0,18 мм;
— наружный диаметр ролика толкателя менее 19,92 мм;
— внутренний диаметр ролика более 14,04 мм;
— наружный диаметр втулки ролика менее 9,04 мм;
— внутренний диаметр втулки ролика более 13,93 мм;
— диаметр оси ролика менее 8,97 мм.
При сборке толкателя обеспечьте в соединении «ось ролика толкателя — толкатель плунжера» натяг 0,005— 0,031 мм.
Рычаг реек в сборе (рис. 94). Не допускается:
— диаметр А пальца менее 4,92 мм;
— диаметр В втулки более 7,058 мм;
— зазор в соединении «палец рычага рейки — паз рейки» боле 0,18 мм.
Рейки правая и левая (рис. 95). Не допускается:
— ширина паза А более 4,2 мм;
— ширина паса В более 5,1> мм.
Втулка поворотная с осью в сборе. Не допускается:
— диаметр оси менее 3,94 мм;
Инструмент и приспособления
Ключ 17 мм, пинцет
Посуда для топлива, кисть
Рис. 83. Установка насосной секции ТНВД в приспособление И801.20.000 для разборки-сборки 1
Рис. 84. Секция ТНВД в сборе;
/ — корпус клапана; 2 —прокладка; 3 — клапан нагнетательный: 4, 19 — пружины; 5, 6, 11, 18 — шайбы; 7—упор пружины клапана; 8 — штуцер топливного насоса: 9 — втулка поворотная с осью в сборе; 10.11— штифты; 13— корпус секции с фланцем в сборе; 14 — кольцо уплотнительное; /5 —втулка; (плунжер; /7 — кольцо упорное; 20 — тарелка пружины
— зазор в соединении «ось поводка поворотной втулки — батарейки» более 0,3 мм.
Рис. 86. Крышка регулятора верхняя в сборе:
/ — крышка регулятора, верхняя; 2 — прокладка; 3 — пробка резьбовая; 4 — втулка рычага управления; 5— кольцо уплотнительное; «рычаг управления регулятором; 7 —шайба; в—болт с шайбой; 9 — гайка; 10 — болт; 11 — вал рычага управления; 12 — рычаг включения подачи; 13 — пружина возвратная; 14 — шплинт-проволока
Рис. 87. Муфта опережения впрыска топлива:
/ — полумуфта ведомая в сборе; 2. 12, /Л —шайбы: 3— кольцо уплотнительное корпуса муфты; 4 — груз муфты опережения впрыска в сборе; о— проставка груза; в —втулка ведущей полумуфты; 7, 10 — пружины манжеты; 8, П — манжеты; 9 — полумуфта ведущая; 13 — винт; 14 — корпус муфты опережения впрыска; /5 —стакан пружины; 18 — прокладка; 17— пружина; 19 — кольцо упорное
Рис. 88. Установка муфты опережения впрыска топлива в приспособление И801.16.000 для разборки-сборки
Рис. 93. Клапан нагнетательный в сборе:
1 — корпус клапана; 2 — клапан нагнетательный
Рис. 89. Установка топливного насоса низкого давления в приспособление И801.20.000 для разборки-сборки
Рис. 94. Рычаг реек в сборе
Рис. 93. Рейки правая и левая
/ — поршень насоса; 2, 14, 22 — пружины; 21 — прокладки; 4 — пробка пружины; 5 — рукоятка ручного насоса в сборе; $ — цилиндр ручного насоса; 7 —штифт; 8 — шток поршня; 9 — поршень ручного насоса: 11 — болт крепления корпуса а сборе; /3 —корпус цилиндра: 1.1, 23 — клапаны; 16, 24 — седла клапана; 17 — корпус насоса; 18 — шток толкателя; 19 — втулка штока: 20 — корпус клапана
Инструмент II приспособления
Инструмент и приспособления
Содержание операции (перехода)
Содержание операции (перехода)
Пружина регулятора. Не допускается длина более 59,5 м.
Муфта грузов регулятора с подшипником в сборе (рис. 96). Не допускается диаметр сферической поверхности А менее 14,45 мм.
Державка грузов регулятора в сборе (рис.-97). Не допускается:
— заклинивание роликов грузов, выкрашивание зубьев колеса, цвета побежалости на поверхности державки;
— диаметр А менее 16,95 мм;
— ход С роликов более 9,2 мм;
— диаметр В более 15,2 мм;
— зазор в соединении «державка грузов —- муфта грузов по поверхности й более 0,8 мм.
Рычаг регулятора в сборе (рис. 98). Не допускается:
— внутренний диаметр В втулки более 7,05 мм;
— зазор в соединении «рычаг регулятора — ось рычага более 0,15 мм;
— диаметр штифта менее 4,94 мм;
— зазор в соединении «штифт рычага — паз рейки» более 0,15 мм.
Крышка регулятора задняя в сборе (рис. 99). Не допускаются трещины.
При засорении сетчатого масляного фильтра А продуйте его сжатым воздухом. Если фильтр имеет дефекты — замените его.
Эксплуатационный расход масла через фильтр должен быть не менее 1,6 л/ч при давлении 98,1—294,3 кПа.
Полумуфта ведущая в сборе муфты опережении впрыскивания (рис. 100). Не допускается:
— диаметр А пальца менее 17.9 мм;
— зазор В более 0.2 мм.
Полумуфта ведомая в сборе муфты опережения впрыскивания (рис. 101). Не допускается:
— риски, задиры на рабочих поверхностях осей грузов и конусной поверхности В
— диаметр С оси груза менее 19,98 мм;
— ширина шпоночного паза й более 4,1 мм.
Груз в сборе муфты опережения впрыскивиния (рис. 102). Не допускаются:
— цвета побежалости на поверхности грузов;
— диаметр С пальца груза менее 13,975 мм;
— радиус образующей поверхности В более 34,1 мм;
— диаметр й более 20,1 мм.
Насос ручной в сборе (рис. 103). Не допускаются:
— трещины и обломы, механические и коррозионные повреждения корпуса насоса; •
— «прихватывание» поршня / в цилиндре;
— ослабление развальцовки А основания штока поршня;
— старение прокладки 2.
Поршень 1 и цилиндр 3 насоса раскомплектованию не подлежат. При выбраковке плунжера втулка также должна быть выбракована и наоборот.
Корпус топливоподкачивающего насоса в сбора (рис. 104). Не допускаются.
— трещины и обломы;
— раковины,, коррозионные поражения на рабочем торце В
— диаметр С более 22,06 мм;
— зазор в соединении «корпус 1 насоса — поршень» более 0,18 мм;
— зазор в соединении «втулка 2 — шток толкателя» более 0,01 мм.
Прецизионные пары «корпус / насоса — поршень» и «втулка 2 — шток толкателя» раскомплектованию ие подлежат.
При выбраковке одной детали следует выбраковывать сопряженную с ней деталь.
При замене пары шток—втулка очистите резьбу в корпусе 1 насоса п обезжирьте ее поверхность. Новую втулку штока устанавливайте в корпус на клей, составленный на основе эпоксидной смолы. Втулку штока затяните с моментом 9,81 Н м (1 кгс-м) и проверьте легкость перемещения штока в ней. При необходимости ослабьте затяжку.
Клапан топливоподкачивающего насоса. Не допускаются:
— вмятины на рабочей поверхности клапана, вкрапление металлических частиц;
— уменьшение высоты головки клапана более чем на 2 мм.
Сборка топливного насоса высокого давления
42. Установите корпус 17 (см. рис. 90) топливоподкачивающего насоса в приспособление
43. Установите в корпус 13 прокладку 10, поршень 9 с цилиндром б в сборе, наверните рукоятку 5
44. Установите в корпус 17 топливоподкачивающего насоса клапан 23, пружину 22 и вверните корпус 20 клапана с прокладкой 21
45. Установите в корпус 17 топливоподкачивающего насоса клапан 15 и пружину 14
46. Установите прокладки 12. насос ручной в сборе и вверните болт 11 в корпус 13 цилиндра ручного насоса
47. Установите в корпус 17 насоса поршень /, пружину 2 и отверните пробку 4 пружины с прокладкой 3
48. Установите ведомую полумуфту I (см. рис. 87) в сборе в приспособление.
Примечание. Все трущиеся детали муфты смажьте моторным маслом МЮГ2к.
49. Установите на оси ведомой полумуфты шайбы 2 и грузы 4 муфты в сборе.
Технические условия. 1. Грузы устанавливайте одной группы (по статическому моменту). 2. Грузы должны свободно вращаться на своих осях; заедание и местное «прихватывание» не допускается..
50. Установите проставки 5 на 1 Набор щупов пальцы грузов. |
Технические условия. 1. Проставки должны свободно вращаться на своих пальцах; заедание и местное прихватывание» не допускается. 2. Зазор между проставкой и профильной поверхностью грузов должен быть не более 0,15 мм. При сведенных до упора поворотом ведущей полумуфты грузах один из зазоров должен быть не более 0,1 мм, другой—равен 0. Зазоры регулируйте подбором проставок
51. Запрессуйте втулку 6 в ведущую полумуфту
52. Запрессуйте манжету 8 в сборе с пружиной 7 в отверстие ведущей полумуфты
53. Установите ведущую полумуфту 9 в сборе на ступицу ведомой полумуфты
54. Установите в стаканы 15 регулировочные прокладки 16, пружины 17 V шайбы 18 пружин
55. Установите в направляющие от- Отвертка верстия грузов 4 упорные кольца 19 и стаканы 15 в сборе.
Примечание. Стаканы должны перемещаться в отверстиях свободно, без заеданий.
Ключ 17 м м, плоскогубцы
Молоток,оправка, спецпассатижи И802.23.000-01
76. На державку 25 грузов в сборе установите шайбы 24, вставьте державку в корпус ТНВД и установите упорное кольцо 31 и подшипник 23.
65. Установите в корпус 13 секции корпус 1 нагнетательного клапана с клапаном 3 и уплотнительной прокладкой 2, упор 7 с регулировочными шайбами 5 н 6 и пружиной 4. Вверните штуцер 8 с моментом 98,1— 118 Н-м (10—12 кгс-м)
66. Запрессуйте приспособлением (рис. 105) внутренние кольца 49 (см. рис. 80) конических подшипников с прокладками 48 на кулачковый вал 47. Установите вал в корпус ТНВД
67. Установите в корпус ТНВД наружные кольца 2 и 40 подшипников кулачкового вала
Примечание. При установке плунжерной пары совместите продольный паз втулки 15 плунжера с установочным штифтом 12 корпуса секции. Плунжер 16 устанавливайте меткой в сторону отсечного отверстия.
Сменная головка, 19 мм, динамометрическая рукоятка
Медный молоток, оправка
Медный молоток, оправка,, отвертка
Техническое условие. Продольное перемещение кулачкового вала не более 0,1 мм обеспечьте подбором прокладок 45.
пяту 51 в корпусы
69. Вставьте толкателей 53
68. Запрессуйте в переднюю крышку 42 подшипника манжету 43, установите уплотнительное кольцо 41, регулировочные прокладки 45. Установите переднюю 42 и заднюю 3 крышки подшипников в корпус ТНВД, отрегулируйте продольное перемещение кулачкового вала, вверните винты 44.
Техническое условие. Проверьте запас хода реек в сторону выключения, который должен быть не менее 1 мм, т. е. при полностью разведенных грузах рейка должна иметь возможность дополнительного перемещения в сторону выключения подачи; при необходимости величину запаса хода рейки регулируйте прокладками 24 — при уменьшении количества прокладок запас хода рейки увеличивается, при увеличении — уменьшается.
77. Установите муфту 30 грузов
78. Установите дистанционную втулку 28, рычаг 29 муфты грузов в сборе, пружину 34 регулятора, рычаг 33 пружины регулятора, ось 32 рычагов регулятора
79. Установите прокладку 8 (см. рис. 79) задней крышки регулятора, крышку 2 в сборе, вверните винты / и 5 с пружинными и плоскими шайбами
80. Установите прокладку 16 крышки регулятора, крышку 15 в сборе, вверните болты 13 и 18 с пружинными и плоскими шайбами
81. Установите прокладку 27, топливоподкачивающий насос 26 в сборе, заверните гайки 25 с пружинными шайбами
82. Установите защитные кожухи 23, вверните винты 22
Головка сменная 10 мм, вороток
Головка сменная 13 мм, вороток
Молоток, приспособление (см. рис. 77), динамометрическая рукоятка
83. Установите на кулачковый вал муфту 20 опережения впрыскивания топлива в сборе, заверните кольцевую гайку 21 с пружинной шайбой с моментом 98,1—118 Н-м (10—12 кгс-м)
Инструмент н приспособления
Содержание операции (перехода)
Содержание операции (переходи)
84. Залейте масло в муфту опережения впрыскивания топлива.
85 Проверьте ТНВД в сборе с автоматической муфтой опережения впрыскивания топлива и при необходимости отрегулируйте на стенде в следующем порядке:
1. Установите ТНВД на стенд.
Технические условия. 1. Испытания проводите на профильтрованном дизельном топливе при его температуре 25—30 °С. Вязкость топлива должна бить 4—6 при температуре 20 «С. 2. Подсос воздуха через соединения при испытаниях не допускается. 3. Стенд должен быть укомплектован специально аттестованным комплектом форсунок с топливопроводами высокого давления. Топливопроводы должны иметь длину 615—621 мм, они должны быть подобраны по внутреннему объему в пределах 1,8—2,0 см3.
Примечание. Можно регулировать насос с рабочим комплектом проверенных форсунок. В этом случае необходимо устанавливать форсунки на двигатель в порядке соединения их с секциями насоса при его регулировке.
2. Заполните насос маслом до уровня сливного отверстия на задней крышке регулятора
3 Выверните перепускной клапан 46 (см рис. 80) и заглушите отверстие из-под него резьбовой пробкой М14Х X 1.5.
4. Подсоедините подводящий топливопровод к ввертышу корпуса насоса.
5. Установите рейки в положение, соответствующее выключенной подаче топлива.
6. Подайте топливо под давлением 0.17—0,2 МПа (1,7-2,0 кгс/смг) и проверьте герметичность нагнетательных клапанов.
Техническое условие. Течь топлива из штуцеров топливного насоса в течение двух минут с момента подачи давления не допускается.
7. Проверьте и при необходимости 01 регулируйте шайбами 5 (см. рис. 84) давление открытия нагнетательных клапанов, которое определите по началу вытекания топлива из штуцера насоса, при давлении топлива в магистрали насоса 1,5—1,6 МПа (15— 16 кгс/см2).
Техническое условие. Давление открытия нагнетательных клапанов должно быть 0,9—1,1 МПа (9—II кгс/см1).
8. Установите рейки в положение, соответствующее максимальной подаче топлива.
9. Проверьте и при необходимости отрегулируйте подбором пяты 51 (см. рис. 80) толкателя нужной толщины начало подачи топлива восьмой секцией ТНВД, которое определите по моменту прекращения истечения топлива из штуцера насоса при давлении топлива в магистрали 1,5—1,6 МПа (15— 16 кгс/см2).
Отвертка, посуда для масла
Техническое условие. Начало подачи топлива восьмой секцией должно быть за 42—43° до оси симметрии профиля кулачка при вращении кулачкового вала но часовой стрелке, если смотреть со стороны привода. Метки на корпусе насоса и ведомой полумуфте в момент начала подачи топлива восьмой секцией должны совпадать. Несовпадение меток допускается не более 0Л мм. Кулачковый вал вращайте через ведомую полумуфту 1 (см. рис. 87) автоматической муфты опережения впрыскивания топлива.
Примечания: 1. Для определения оси симметрии профиля кулачка зафиксируйте на лимбе момент подачи топлива при повороте вала по часовой стрелке, поверните вал по часовой стрелке на 90° и зафиксируйте на лимбе момент начала подачи топлива при повороте вала против часовой стрелки. Середина между двумя зафиксированными точками определяет ось симметрии профиля кулачка. Лимб должен иметь жесткое соединение с валом привода. Зазор между валом и лимбом не допускается.
2. Начало подачи топлива регулируйте подбором пяты толкателя нужной толщины. Изменение ее толщины на 0,05 мм соответствует повороту кулачкового вала на угол 0°12′. При установке пяты большей толщины топливо начинает подаваться раньше, меньшей — позже.
Пяту толкателя подбирайте по номеру группы, который нанесен на поверхности пяты согласно табл. 5.
Толщина пяты толкателя, мм
10. Проверьте и при необходимости отрегулируйте начало подачи топлива остальными секциями.
Техническое условие. Если угол, при котором начинается подача топлива восьмой секцией, условно принять за ноль, то остальные секции должны начать подачу топлива при следующих значениях углов, поворота кулачкового вала:
.Секция 3—180° » 6—225° • » — 2—270° » 1—315°
Секция 8—0° » 4—45° » 5—90° » 7—135°
Отклонение начала подачи топлива любой секцией относительно начала подачи топлива восьмой. секцией допускается не более 0°20′.
11. Выверните пробку М14Х1.5. установите на место перепускной клапан
12. Проверьте и при необходимости отрегулируйте шайбами давление открытия перепускного клапана.
Техническое условие. Давление открытия перепускного клапана должно быть 58,8—78,4 кПа (0,6—0,8 кг/см2) при частоте вращения кулачкового вала 1300 мин-1.
13. Установите начало выключения подачи топлива болтом 7 (рис. 106) ограничения максимальной частоты вращения.
Техническое условие. Регулятор должен начать перемещение рейки при частоте вращения кулачкового вала 1335—1355 мин-‘.
/ — рычаг управления регулятором; 2 — болт ограничения минимальной частоты вращения; 3— рычаг останова; 4 — пробка заливного отверстия; 5 —болт регулировки пусковой подачи; 6 — болт ограничения хода рычага останова; 7 — болт ограничения максимальной частоты вращения
Содержание операции (перехода) Инструмент н приспособления
14. Проверьте и при необходимости отрегулируйте величину цикловой подачи и неравномерность подачи каждой секцией топливного насоса при упоре рычага управления регулятором в болт 7 ограничения максимальной частоты вращения.
Модель насоса Частота вращения кулачкового вала, мин-1 Средняя циклона я подача, топлива, мм ‘/цикл Неравномерность подачи топлива секциями, %, не более
При частоте вращения кулачкового вала 890— 910 мин-1 средняя цикловая подача должна быть больше на 1,5—2,5 мм3, чем при частоте вращения кулачкового вала 1290—1310 мин-‘.
Неравномерность подачи топлива (в процентах) определяйте по формуле:
рис. 84) секции в сборе, для чего отверните на три-четыре оборота гайку крепления топливопровода высокого давления у штуцера и ослабьте гайки 11 (см. рис. 79) крепления фланца (при необходимости переставьте на один-два зуба стопорную шайбу 10 штуцера). При повороте штуцера секции против часовой стрелки цикловая подача увеличивается, по часовой стрелке — уменьшается. После регулирования гайки крепления фланца секции затяните.
15. Проверьте и при необходимости отрегулируйте болтом 5 (см. рис. |06) величину пусковой подачи топлива при упоре рычага управления регулятором в болт 7 ограничении максимальной частоты вращения коленчатого вала.
Техническое условие. Величина средней пусковой подачи должна быть 195—210 мм3/цикл при частоте вращения кулачкового вала 90—110 мин-1.
16. Проверьте и при необходимости отрегулируйте болтом 6 положение рычага 3 останова.
Техническое условие. При упоре рычага останова в болт 6 запас хода реек в сторону уменьшения подачи топлива должен быть 0,7—.1,0 мм.
17. Проверьте частоту вращения кулачкового вала, соответствующую началу выключения пусковой подачи топлива при упоре рычага управления регулятором в болт 7 ограничения максимальной частоты вращения.
Техническое условие. Перемещение рейки в сторону выключения подачи топлива должно начинаться при частоте вращения кулачкового вала 280—330 мин-1.
18. Проверьте и при необходимости отрегулируйте величину цикловой подачи топлива секциями ТНВД при упоре рычага 1 управления регулятором в болт 2 ограничения минимальной частоты вращения.
Техническое условие. При частоте вращения кулачкового вала 290—310 мин средняя цикловая подача должна быть 15—20 мм3/цикл.
19. При упоре рычага управления регулятором в болт 7 ограничения максимальной частоты вращения двигателя проверьте величину подачи топлива при частоте вращения кулачкового вала насоса 1465 мин-1, что соответствует максимальной частоте вращения холостого хода двигателя 2930 мин Подача топлива должна быть не более 30 мм3/цикл.
20. Проверьте частоту вращения, со-ответствующую полному выключению подачи топлива при упоре рычага управления регулятором в болт 7 ограничения максимальной частоты вращения.
Техническое условие. Подача топлива должна полностью прекратиться при частоте вращения кулачков вала 1490—1550 мин
21. Проверьте выключение подачи топлива при повороте рычага 3 останова до упора в болт 6
Инструмент и приспособления
Технические условия. I. Подача топлива должна полностью прекратиться на любом скоростном режиме. 2. Болты ограничения зашплинтуйте проволокой.
Инструмент и приспособлении
Содержание операции (перехода)
Содержание операции (перехода)
22. Проверьте и при необходимости отрегулируйте углы разворота полумуфт автоматической муфты опережения впрыскивания топлива.
Техническое условие. Углы разворота полумуфт в зависимости от частицы вращения кулачкового вала должны соответствовать величинам, приведенным в табл. 7.
Примечание. Углы разворота полумуфт регулируйте прокладками 16 (см. рис 87), которые устанавливай 1е одинаковой толщины под каждую пружину 17. Увеличение суммарной толщины прокладок уменьшает угол разворота полумуфт.
— клапан 25 смазочной системы с пружиной 27 и шайбами 26, отвернув пробку 24
5. Из корпуса 5 нагнетающей секции выньте:
— клапан 19 предохранительный С пружиной 20 и шайбами 21′,
— валик .9 в сборе с ведущими зубчатыми колесами 8 и 13 и проставкой 11;
— ведомое зубчатое колесо 31;
— выверните пробки 33 и 6 масляных каналов нагнетающей секции
6′. Закрепите валик 9 в тисках, спрессуйте ведущее зубчатое колесо 13 радиаторной секции, снимите проставку 11, шпонку 12 и спрессуйте ведущее зубчатое колесо 8 нагнетающей секции
7. Закрепите ось 28 в тисках и снимите ведомое зубчатое колесо 29 рациаторной секции
Торцовый квадратный ключ 14 мм
Тиски, гидравлический пресс, молоток, зубило, справка
8. Промойте детали в керосине и проверьте их техническое состояние
23. Проверьте герметичность уплотнений ТНВД н муфты опережения впрыскивания топлива при избыточном давлении в полости ТНВД и муфты опережения впрыскивания топлива 9,81. кПа (0,1 кгс/^мг).
Техническое условие. В местах манжетных уплотнений не допускается выделение капель масла. «Потение» до¬пускается.
Спрашивайте запчасти КАМАЗ МАЗ УРАЛ ЗИЛ в ООО «МИГ-Авто» под торговой маркой ZTD (ЗЧТД) или в розничных магазинах, реализующие запчасти, в городах — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний, Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Красноярск, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Тюмень, Ижевск, Барнаул, Ульяновск, Иркутск, Владивосток, Ярославль, Хабаровск, Махачкала, Оренбург, Новокузнецк, Томск, Кемерово, Рязань, Астрахань, Пенза, Набережные, Челны, Липецк, Тула, Киров, Чебоксары, Калининград, Курск, Улан-Удэ, Ставрополь, Магнитогорск, Брянск, Иваново, Тверь, Белгород, Сочи, Нижний, Тагил, Архангельск, Владимир, Калуга, Чита, Смоленск, Волжский, Курган, Сургут, Орёл, Череповец, Владикавказ, Вологда, Мурманск, Саранск, Якутск, Тамбов, Грозный, Стерлитамак, Кострома, Петрозаводск, Нижневартовск, Комсомольск-на-Амуре, Йошкар-Ола, Таганрог, Новороссийск, Братск, Сыктывкар, Нальчик, Дзержинск, Шахты, Орск, Нижнекамск, Балашиха, Ангарск, Химки, Старый, Оскол, Великий, Новгород, Благовещенск, Энгельс, Подольск, Псков, Бийск, Прокопьевск, Рыбинск, Балаково, Армавир, Южно-Сахалинск, Северодвинск, Королёв, Петропавловск-Камчатский, Люберцы, Мытищи, Норильск, Сызрань, Новочеркасск, Златоуст, Каменск-Уральский, Волгодонск, Абакан, Находка, Уссурийск, Электросталь, Салават, Березники, Миасс, Альметьевск, Рубцовск, Пятигорск, Коломна, Майкоп, Ковров, Железнодорожный, Копейск, Одинцово, Хасавюрт, Кисловодск, Новомосковск, Красногорск, Черкесск, Серпухов, Нефтеюганск, Первоуральск, Новочебоксарск, Нефтекамск, Орехово-Зуево, Димитровград, Дербент, Невинномысск, Камышин, Новый, Уренгой, Батайск, Кызыл, Щёлково, Муром, Октябрьский, Новошахтинск, Северск, Сергиев, Посад, Ноябрьск, Ачинск, Елец, Новокуйбышевск, Жуковский, Обнинск, Арзамас, Пушкино, Домодедово, Элиста, Каспийск, Назрань, Артём, Ессентуки, Ногинск, Раменское, Бердск, Сарапул, Междуреченск, Ленинск-Кузнецкий, Ухта, Серов, Воткинск, Тобольск, Зеленодольск, Великие, Луки, Мичуринск, Железногорск, Соликамск, Киселёвск, Гатчина, Глазов, Новотроицк, Магадан, Долгопрудный, Саров, Каменск-Шахтинский, Воскресенск, Канск, Реутов, Ханты-Мансийск, Бугульма, Губкин, Кузнецк, Кинешма, Ейск, Железногорск, Усть-Илимск, Бузулук, Новоуральск, Азов, Чайковский, Усолье-Сибирское, Юрга, Озёрск, Выборг, Балашов, Кропоткин, Клин, Лобня, Бор, Троицк, Шадринск, Кирово-Чепецк, Минеральные, Воды, Михайловск, Биробиджан, Анжеро-Судженск, Белово, Дубна, Черногорск, Чапаевск, Елабуга, Егорьевск, Георгиевск, Новоалтайск, Минусинск, Белогорск, Белорецк, Асбест, Туймазы, Кстово, Сосновый, Бор, Кунгур, Ступино, Ишимбай, Гуково, Чехов, Вольск, Зеленогорск, Павловский, Посад, Ишим, Борисоглебск, Славянск-на-Кубани, Лысьва, Воркута, Донской, Будённовск, Дмитров, Лениногорск, Заречный, Анапа, Ивантеевка, Полевской, Наро-Фоминск, Буйнакск, Туапсе, Сибай, Верхняя, Пышма, Россошь, Кумертау, Всеволожск, Лабинск, Ревда, Клинцы, Геленджик, Ржев, Чистополь, Александров, Горно-Алтайск, Лесосибирск, Тихорецк, Мелеуз, Котлас, Сальск, Нерюнгри, Когалым, Алексин, Белебей, Павлово, Краснотурьинск, Апатиты, Михайловка, Шуя, Гусь-Хрустальный, Тихвин, Щёкино, Искитим, Прохладный, Крымск, Видное, Фрязино, Свободный, Климовск, Избербаш, Лыткарино, Нягань, Жигулёвск, Вязьма, Краснокаменск, Лиски, Арсеньев, Волжск, Выкса, Берёзовский, Узловая, Тимашёвск, Краснокамск, Боровичи, Белореченск, Рославль, Кириши, Солнечногорск, Урус-Мартан, Назарово, Черемхово, Балахна, Вышний, Волочёк.