Меню

Ремонт судовых электрических машины

Ремонт электрооборудования на судах — Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования

Содержание материала

Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
§1.1. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования
Задачей технического обслуживания является поддержание исправного состояния электрооборудования, а задачей ремонта — восстановление его работоспособности или исправности.
Отличительной чертой ремонта является то, что он сопровождается выдачей определенных гарантий на последующий срок эксплуатации. На судах техническое обслуживание электрооборудования дополняется вахтенным обслуживанием, проводимым под непосредственным руководством электромеханика судна.
Вахтенное обслуживание необходимо для обеспечения номинального или требуемого режима работы электрооборудования в цепях своевременного и бесперебойного снабжения потребителей электрической энергией, а также для предотвращения аварийных ситуаций. Вахтенное обслуживание распределительных устройств и пультов управления предполагает наблюдение за показаниями измерительных приборов, управление режимами работы электрооборудования, контроль за работой защитных, коммутационных и сигнальных устройств и аппаратуры. При этом следует не реже одного раза в месяц проверять положение стрелок измерительных приборов относительного нулевого (начального) деления шкалы. При отсутствии тока в измерительных элементах амперметров, вольтметров и ваттметров их указатели должны находиться против начальной отметки шкалы. Указатели приборов-логометров (обычно это фазометры, частотомеры и т. п.) при отсутствии тока в измерительной цепи могут находиться в произвольном положении.
Вахтенное обслуживание электрических машин и электроприборов включает их пуск, наблюдение во время работы и остановку Перед пуском электродвигателя, редко включаемого в работу, необходимо произвести его внешний осмотр вместе с приводным механизмом, обратив внимание на отсутствие посторонних предметов и повреждений частей механизма, произвести измерение сопротивления изоляции мегаомметром (вместе с пусковой аппаратурой) и, если есть такая возможность, провернуть вал двигателя вручную. И только при исправном состоянии всего агрегата производят пуск. У двигателей, которые часто включаются в работу, производить каждый раз измерение сопротивления изоляции не обязательно. Во время работы электродвигателей следует периодически контролировать нагрузку, температуру их нагрева, а также следить за работой подшипников.
Вахтенное обслуживание механизмов, которые эксплуатируют лица неэлектротехнического персонала, производится электротехническим персоналом. Перед пуском электропривода необходимо убедиться в исправности двигателя, самого механизма, а также проверить действие электромагнитных и механических тормозов, конечных выключателей, блокировок, электромагнитных муфт. Убедившись в исправности электропривода, производят его пуск и проверку в работе.
Вахтенное обслуживание судовых электроприборов должно производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации каждого отдельного механизма. О готовности к работе грузовых, рулевых и якорно-швартовных механизмов необходимо докладывать вахтенному помощнику. По окончании работы электропривод нужно привести в исходное положение. Вахтенное обслуживание рулевых указателей и машинных телеграфов заключается в периодической проверке сельсинов, датчиков, аппаратов. Проверку правильности их работы и измерение сопротивления изоляции производят перед каждым выходом судна в рейс.

Машинный телеграф проверяют также перед заходом в порт. Подготовку к работе рулевых указателей в приводов рулевых устройств производят одновременно.
Техническое обслуживание применительно к судовому электрооборудованию включает следующие виды работ; контроль технического состояния, планово-предупредительные осмотры, дефектацию и устранение обнаруженных дефектов и осуществляется по планам-графикам в сроки, указанные в табл. 1.1.
При техническом обслуживании распределительных устройств я пультов управления их очищают от пыли и грязи, проверяют контактные соединения, ремонтируют или заменяют автоматические и пакетные выключатели, проверяют и настраивают защитную аппаратуру, контролируют правильность работы измерительных приборов.
В техническое обслуживание электрических машин входят осмотр и чистка без разборки или с частичной разборкой.

Таблица 1.1 Периодичность технического обслуживания электрооборудования

Периодичность технического обслуживания, мес

С частичной разборкой

Генераторы
Двигатели:
а) открытого и защищенного исполнения

б) брызго- и водозащищенного исполнения

в) водонепроницаемого исполнения (герметичные)

Главный и аварийный распределительные

Отсечные распределительные щиты

Примечания. 1. В числителе даны сроки, установленные для двигателей, работающих постоянно, в знаменателе, — работающих периодически.

2. К электрооборудованию открытого исполнения относят изделия с оболочкой, имеющей степень защиты IPOO; к защищенному от попадания посторонних предметов и прикосновения к токоведущим частям — с оболочками, имеющими степень защит: ΙΡΙ0, 1Р20, 1Р30, 1Р40, IP10, LP21, 1Р31, 1P42, 1Р12, 1Р22, IP32, 1Р42, 1Р13, 1Ρ23, 1Ρ33
1Р4Э, 1Ρ34, 1Ρ44; к водозащищенному — с оболочками, имеющими степень защиты 1P55, 1Р65, 1Р56, 1Р66; к брызгозащищенному — с оболочками, имеющими степень защиты 1Р34, 1Р44, 1P54; к герметичному — 1Р60, 1Р65, 1Р66, 1Р67, 1Р68.

3. В скобках указана периодичность технического обслуживания электрооборудования постоянного тока.

Для проведения технического осмотра электродвигатель должен быть обязательно отключен от сети. Технический осмотр без разборки включает очистку от пыли и грязи, осмотр корпусной изоляции якоря и катушек, проверку состояния щеток и коллектора, добавку или замену смазки подшипников. При частичной разборке в дополнение к перечисленным работам выполняют следующие: снимают защитные кожухи, вскрывают коробку выводов и проверяют их состояние, шлифуют коллектор (контактные копии), осматривают щетки, восстанавливают повреждения на поверхности изоляционных покрытий и в случае необходимости проводят сушку изоляции. Полную разборку распределительных устройств обычно приурочивают к капитальному ремонту судна. Рекомендуемая периодичность полной разборки электрических машин составляет 48 месяцев.
В зависимости от степени восстановления изделия ремонты подразделяют на капитальный, средний и текущий. Наиболее полно изделие восстанавливается при капитальном ремонте.
Текущий ремонт выполняв» силами эксплуатационного персонала и (или) ремонтными службами в месте эксплуатации изделия. Во время текущего ремонта перебирают некоторые узлы в механизмы, подгоняют и заменяют отдельные быстроизнашиваемые детали и узлы, восстанавливают монтажные и рабочие зазоры и регулируют аппараты.
Средний ремонт имеет целью восстановление эксплуатационных характеристик изделия путем ремонта или замены только изношенных или поврежденных его частей. В случае необходимости при этом выполняют капитальный ремонт отдельных составных частей изделия. Средний ремонт производится силами подвижных или стационарных ремонтных служб.
Капитальный ремонт начинается с полной разборки и дефектации изделия. Ремонту подвергаются все составные части» в том числе и базовые. Перед сборкой проверяют все части отдельно, я затем производят проверку и регулировку всего изделия, которая завершается испытаниями. Капитальный ремонт выполняют стационарные ремонтные службы.
В процесс ремонта в общем случае входит: поиск дефектов, определение характера и степени износа отдельных деталей и узлов, определенна последовательности разборки, разборка узлов до деталей, их промывка и очистка, а также сборка, проверка» регулировка и испытания.
При ремонте поиск дефектов, определение характера и степени износа деталей и узлов принято называть дефектацией. Дефектацию судового электрооборудования производят в два этапа: на судне (предварительная) и в электромонтажном цехе до шпала ремонта (окончательная). Цель предварительной дефектации — обоснование необходимости выгрузки агрегата с судна для ремонта в цехе. Одновременно с определением технического состояния изделия анализируют эксплуатационную документацию и определяют время работы машины от предыдущего ремонта; при этом уточняют, какие работы выполнялись по пропитке обмоток, ремонту или замене подшипников, модернизации и усилению отдельных деталей и узлов. На основании данных, полученных при дефектации, составляют ремонтную ведомость, в которой указывают паспортные данные электрооборудования, выявленные дефекты, перечень необходимых работ с указанием материалов» запасных частей и комплектующих изделий, которые потребуются при выполнении ремонта. Вместе с ремонтной ведомостью с судна передают формуляры и паспорта ремонтируемого оборудования, схемы и чертежи, а также журналы ремонтов, произведенных на судке.
При окончательной дефектации уточняют данные, полученные в процессе предварительной дефектации, согласуют вид ремонта и его объем по каждой ремонтируемой машине, а также сроки ремонта и программы испытаний. По результатам окончательной дефектации составляют демонтажно-маркировочную ведомость, в которую вносят все электрооборудование, подлежащее ремонту, с указанием места его установки.
Дефектацию на судне производит специальная бригада, в состав которой входят представители команды судна и ремонтной организации. На серийных судах отечественного производства предварительную дефектацию обычно не производят. Типовую ремонтную документацию составляют по результатам ремонта первых судов каждой серии. При дефектации же единичных судов отечественной постройки и судов зарубежной постройки составляют подробную дефектовочную ведомость с характеристикой объема и сложности ремонта каждой электрической машины, после чего и определяется категория ремонта.
Демонтаж и разборка электрооборудования, подлежащего ремонту в цехе, производится после выполнения маркировки машин специальными бирками в соответствии с демонтажно-маркировочной ведомостью. После этого электрическую машину отключают и маркируют все подходящие к ней кабели, снабжая каждый проводник биркой с указанием вывода, к которому он был подсоединен. Затем отключенные концы тщательно изолируют, машину отсоединяют от сочлененного с ней механизма и фундамента и транспортируют на склад демонтированного электрооборудования. Электрические машины, которые в собранном состоянии не проходят через судовые люки и горловины, перед транспортировкой разбирают, маркируя отдельно каждую часть. Электрооборудование, разобранное на отдельные узлы, перед транспортировкой упаковывают в специальные деревянные ящики и закрепляют, чтобы избежать перемещения деталей при транспортировке. Коллекторы, шейки валов, контактные кольца при этом обычно обертывают мягким материалом.
Машины, которые до ремонта будут длительно хранить, консервируют (т.е. их поверхности, не защищенные краской, покрывают антикоррозийной смазкой) и упаковывают в ящики. В этих целях часто используют нагретую до температуры 60-70° С пушечную смазку или технический вазелин. У машин постоянного тока, предназначенных для длительного хранения поднимают щетки, а коллектор обертывают парафинированной бумагой и обвязывают. Эта мера исключает образование гальванической пары между медью коллектора и щетками, и на коллекторе не появляются характерные матовые пятна электрохимического происхождения. В процессе длительного хранения электрические машины периодически осматривают и, если появляется необходимость, производят их переконсервацию.

Ремонт электрооборудования на судах — Документация для ремонта

Содержание материала

При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту судового электрооборудования пользуются как эксплуатационной, так и ремонтной документацией.
Основными эксплуатационными документами служат:

  1. схемы электрические принципиальные генерирования и распределения электрической энергии;
  2. схемы электрические принципиальные силовой сети, сетей освещения, сигнальных и отличительных огней и т. п.;
  3. альбом схем („лицевых листов”) распределительных устройств;
  4. технические описания и инструкции по обслуживанию электрооборудования;
  5. журнал по техническому обслуживанию электрооборудования;
  6. формуляры электрооборудования и электротехнических устройств,

В электрических схемах, выпущенных по новым стандартам, позиционные обозначения элементов могут состоять из трех частей. Первая часть их содержит одну или несколько букв и указывает вид элемента. Вторая часть обозначения включает одну или несколько цифр, указывающих порядковый номер элемента на схеме среди элементов данного вида. В этой же части может находиться дополнительный условный номер части элемента. Этот номер записывается после основного номера через точку. Завершают позиционное обозначение одна или несколько букв, указывающих функциональное назначение элемента. Буквенные коды элементов и их функционального назначения приведены в табл. 1.2.
В журнал технического обслуживания электрооборудования записывают данные о проведенных в течение дня работах, фиксируют отклонения от номинального режима работы и регистрируют результаты осмотров электрооборудования. В нем обязательно делается отметка о сдаче электрооборудования для ремонта и наладки береговым производственным участкам (БПУ).

Таблица 1.2. Буквенные коды элементов и выполняемых ним функций

Устройство (общее обозначение) Усилитель

Агрегаты электромашинные Усилители электромашинные

Направление движения (вверх» вниз и т. д.)

Элементы, для которых не установлено специальных буквенных обозначений

Элементы и устройства защиты

Предохранители, автоматы защиты сети

Пампы сигнальные, звонки, сирены

Состояние (старт, стоп)

Устройства механические коммутационные для силовых цепей

Выключатели, кнопки, переключатели

Лампы электронные, триоды,
ДИОДЫ

Гнезда, штепсельные соединители

Гнездовая часть соединителя

Штыревая часть соединителя

Устройства механические с электрическим приводом

После ремонта регистрируется приемка работ, которая заверяется подписями лица, ответственного за проведение ремонта и помощника механика.
В формуляр электрооборудования в процессе его эксплуатации заносят сведения о проведенных ремонтах, случаях аварий и обнаруженных дефектах, устранение которых возможно только при ремонте. В них также приводят результаты измерений зазоров в подшипниках, воздушных зазоров между статором и ротором, нажатия щеток, сопротивления изоляции с указанием даты проведения работ. Указывается также число часов работы механизма за год и результаты инспекторских проверок. Записи должны вестись кратко и предельно четко. Все они обязательно заверяются подписью механика судна. Помимо этих документов находит применение график технического обслуживания, содержащий перечень и периодичность проведения работ по техническому обслуживанию. В нем указывается оборудование, подлежащее ежедневному осмотру, и приводятся основные параметры, измерение которых необходимо производить.
Все виды ремонтов выполняют в соответствии с ремонтными документами, среди которых необходимо отметить руководство по ремонту, ведомости норм расхода запасных частей и материалов, ремонтных документов и каталог деталей и сборочных единиц.
Руководство по ремонту содержит требования к определению технического состояния электрооборудования при его дефектации, указания мер безопасности, правила демонтажа и разборки, порядок сборки, монтажа и испытаний после ремонта. Дополняет руководство перечень оснастки, инструмента и приборов, необходимых для ремонта.
Ведомость норм расхода запасных частей и материалов выпускают в виде перечней деталей, стандартизированных метизов, материалов или запасных частей с указанием стандартов, по которым они изготавливаются, и количества, необходимого для ремонта определенного числа единиц однотипного электрооборудования.
В ведомости ремонтных документов перечислены все ремонтные, эксплуатационные и конструкторские документы, разработанные для ремонта данного электрооборудования.
Каталог деталей и сборочных единиц содержит помимо чертежей и данные о взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц, их общем количестве, а также данные о материалах, из которых они изготовлены.
При дефектации электрооборудования на основании записей в журнале технического обслуживания электрооборудования и в формулярах электромехаником судна составляется ведомость ремонта, форма которой приведена в табл. 1.3. При составлении ведомости учитывают:
а) результаты ежедневного наблюдения за работой электрооборудования и механизмов во время их эксплуатации;
б) записи в журнале дефектов или в формулярах механизмов судна;
в) акты осмотра судна инспекторами Регистра СССР или Речного Регистра РСФСР и контролирующих органов (санинспекцией, инспекцией по технике безопасности и т. п);
г) результаты сравнения действительных износов узлов оборудования с допустимыми;
д) материалы дефектации при проведении предыдущего ремонта судна.
Ведомость утверждается капитаном судна. Ремонтная ведомость содержит:
а) перечень работ (в порядке разбивки судна на технологические комплексы), наименования объектов;
б) содержание и расчетное количество работ;
в) данные о рабочей силе с указанием специальностей и разрядов;
г) данные о материалах и сменных деталях;
д) отпускную стоимость каждого вида работ;
е) сводные ведомости сменных частей, отливок, заготовок и материалов. Ведомость составляется при работающем оборудовании за несколько месяцев до начала ремонта.

Таблица 1.3. Форма ремонтной ведомости

Отметка о согласовании объема работ

Трудоем
кость,
нормо-ч

В течение первой трети договорного срока ремонта составляется дополнительная ремонтная ведомость, стоимость работ по которой не должна превышал» первоначальную стоимость ремонта более чем на 5%. На этом основании составляют дополнительное соглашение к договору на ремонт судна, в котором указывается окончательная стоимость ремонта и измененные (уточненные) сроки его проведения. Кроме того, при постановке судна в ремонт на его электротехническую часть составляется ведомость нулевого этапа, форма которой приведена в табл. 1.4.
В настоящее время широкое распространение получили работы нулевого этапа, которые выполняют до постановки судна а ремонт. К их числу относится изготовление запасных деталей, приспособлений, крепежных изделий, отливок, поковок и т. д.
Продолжительность межремонтных сроков увеличивается за счет выполнения планово-предупредительного ремонта во время эксплуатации судна в рейсе или вс время стоянок в портах силами судовой команды. Наряд-задание на проведение тех или иных видов работ администрация судна получает от службы технической эксплуатации флота вместе с рейсовым заданием. К нему также прилагается ремонтная ведомость на работы, выполняемые судовой командой, с указанием материалов, запчастей и норм их расхода. По окончании рейса составляется акт о проделанной работе.

Таблица 1.4. Форма ведомости нулевого этапа планового ремонта судов

Электрооборудование

Наименование
механизмов,
деталей

Читайте также:  Машины зла 2 часть

Авто © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
Номер чертежа с указанием калько- держателя