Меню

Ремонт шатуна двигателя ямз

Ремонт шатунов двигателя

  • что такое шатун?
  • Ремонт шатунов двигателя на примере ДВС ЯМЗ согласно технологии
  • Ремонт шатунов двигателя: втулка верхней головки шатуна
  • Ремонт шатунов двигателя: нижняя головка шатуна
  • История возникновения / изобретения шатунов
  • Шатуны в паровых двигателях
  • Шатуны в двигателях внутреннего сгорания

Что такое шатун?

В двигателе внутреннего сгорания шатун соединяет поршень и кривошип. Эти детали вместе образуют простейший механизм для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное.

Шатун может использоваться и для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное.

Именно такой способ их использования был исторически первым, еще до изобретения двигателей внутреннего сгорания.

Шатун может передавать на поршень как толкающие, так и тянущие движения, т.е. работать полный цикл вращения кривошипа. Более ранние механизмы, такие как цепи, могли только тянуть. В двухтактных двигателях шатун передает только толчки поршня.

Сегодня шатуны используются главным образом в двигателях внутреннего сгорания, например в автомобилях. Они сильно отличаются от тех шатунов, что использовались в эпоху паровых двигателей, например в паровозах.

Ремонт шатунов двигателя на примере ДВС ЯМЗ согласно технологии

Ремонт шатунов двигателя подразумевает следующие обязательные процедуры:

  • тщательная промывка шатуна двигателя;
  • проверка на отсутствие трещин на магнитном дефектоскопе. Если шатун имеет трещины, то он подлежит выбраковке;
  • Дефектовка шатуна;
  • Ремонт;
  • Контроль параметров шатуна после ремонта.

Ремонт шатунов двигателя: дефектовка шатуна

Основными контролируемыми параметрами шатуна являются контроль износа втулки верхней и отверстие нижней головок шатуна.

Внутренний параметр нижней головки шатуна проверяется после контрольной затяжки шатунных болтов в соответствии с нормативно-технической документацией. Далее проверяется ширина нижней головки шатуна, если она меньше допустимой величины, то шатун для дальнейшей установки на двигатель непригоден.

Далее следует проверка на изгиб, т.е. непараллельность осей отверстий верхней и нижней головок шатуна и проверка на скручивание, т.е. отклонение осей указанных отверстий от положения в одной плоскости (перекос осей). После проверки шатун без ремонта допускается, только в том случае, если отклонения незначительны и не превышают допустимых значений на изгиб и скручивание.

Ремонт шатунов двигателя: втулка верхней головки шатуна

Износ втулки верхней головки шатуна определяют индикаторным нутромером, в случае если диаметр втулки не больше допустимого значения, то она допускается без ремонта. Если это значение окажется выше допустимого, то втулку обязательно требуется выпрессовать и проверить под втулку внутренний диаметр отверстия верхней головки шатуна. Новую втулку запрессовывают с натягом, предусмотрев припуск на обработку втулки по внутреннему диаметру. Далее просверливают каналы для смазки поршневого пальца и проводят окончательную обработку внутреннего диаметра втулки.

Ремонт шатунов двигателя: нижняя головка шатуна

В случае небольшого изгиба и/или скручивания верхней и нижней головок шатуна можно исправить расточкой втулки верхней головки шатуна, обеспечив отклонение от параллельности, положения и расстояние между осями до допустимых значений. Сам шатун править нельзя. Можно лишь править погнутые шатуны с отклонением от прямолинейности не более миллиметра подрезая торцы верхней головки симметрично с каждой из двух сторон. В случае зажатости (уменьшение размера) нижней головки шатуна проводится ее растачивание в номинальный размер согласно нормативно-технической документации.

При ремонте шатуна категорически запрещается установка крышки с другого шатуна, так как комплектность проверяют по меткам спаренности.

Читайте также:  Kia carens тест драйвы

История возникновения / изобретения шатунов

Первое доказательство применения шатунов датировано концом III-го в. нашей эры, во времена Римской империи, которы нашли на лесопилках в Иераполя, что в Малой Азии, где применялись механизмы, очень похожие на сегодняшние шатуны, преобразовывающие вращательное движение водяного колеса в поступательное для привода пилы. Такие же механизмы обнаружили на раскопках в г. Эфесе, датированные VI в. нашей эры.

На картинке ниже мы видим как вода вращает колесо, которое вращает колесо поменьше, которое уже передает энергию шатуну через шестерню, преобразующему вращательное движение в возвратно-поступательное.

Посмотрите на видео Древнеримские промышленные водяные мельницы:

Аль-Джазари (арабский ученый и изобретатель) между 1174 и 1200 гг. описал машину для подъёма воды. Конструкция этой машины имела шатун с коленчатым валом (т.е. кривошипно-шатунный механизм). Об этой машине рассказывается в видео с 2:15.

В Италии эпохи Возрождения самое раннее, хотя и не совсем правильно понятое, соединение коленчатого вала и шатуна найдено в книге чертежей Таччола. Четкое понимание их взаимного движения показано художником Пизанелло, который изобразил поршневой насос, приводимый в движение водяным колесом и состоящий из двух простых кривошипов и двух шатунов.

Кривошипы и шатуны становятся «популярны» у изобретателей с XVI века, о чём говорят трактаты и рукописи, например, у Агостино Рамелли (1588 года) «The Diverse and Artifactitious Machines», где можно увидеть 18 конструкций машин, использующих шатуны. А у Георга Андреаса Бёклер в его работе «Theatrum Machinarum Novum» вы уже найдёте 45 самых разных машин.

Шатуны в паровых двигателях

Первая паровая машина, атмосферный двигатель Ньюкомена, была одностороннего действия: его поршень работал только в одном направлении, поэтому в нем использовалась цепь, а не шатун. Соответственно, движение совершалось вперед-назад вместо постоянно вращения.

Последовавшие затем паровые двигатели были, как правило, двойного действия: их внутреннее давление действует на каждой стороне поршня по очереди. Это требует уплотнения вокруг штока поршня, а также шарнира между поршнем и шатуном, размещенного вне цилиндра, в большом подшипнике скольжения, называемом крейцкопф, или ползун.

В паровозах шатуны обычно крепятся прямо к ведущим колесам, соответственно ось этих колес служит коленчатым валом. Шатуны передают движение от ползуна к колесам. Ползуны используются также в больших дизельных двигателях, предназначенных для морских судов.

Шатуны небольших паровозов обычно имеют прямоугольное поперечное сечение, однако иногда используются шатуны круглого сечения, характерные для судовых двигателей. Например, Стивен Леви, строивший как паровозы, так и пароходы, часто использовал круглые стержни для шатунов.

Шатуны в двигателях внутреннего сгорания

В современных двигателях внутреннего сгорания шатуны обычно изготовлены из стали, но могут быть изготовлены из алюминиевых сплавов или титана. Алюминиевые шатуны имеют меньший вес, поглощают избыточное усилие, но быстрее изнашиваются. Титановые шатуны сочетают легкость и прочность, но имеют высокую стоимость. Если же задача обеспечить высокую производительность не ставится, например в двигателях для мотороллеров, то шатун может быть изготовлен из чугуна. Шатуны не закреплены жестко на обоих концах, так что угол между шатуном и поршнем может меняться, так как стержень движется вверх-вниз и вращается вокруг коленчатого вала. Иногда в гоночных автомобилях применяются шатуны, сделанные из цельной заготовки с помощью механической обработки, а не литые или кованые.

Читайте также:  Тест драйв квадроциклов 1000

На рис. выше мы видим обычный шатун для автомобильного двигателя. Из-за наличия ограниченного пространства внутри поршня, конец, в который вставляется поршневой палец, поменьше, чем тот, что подключают к коленчатому валу, и эти концы называются верхней (поршневой) и нижней (кривошипной) головками шатуна, соответственно.

Внутри головки располагаются вкладыши подшипников скольжения, выполненные на стальной основе с нанесением слоя антифрикционного материала.

Кривошипная головка присоединяется к цапфе на кривошипе. Обычно есть отверстие, просверленное через подшипник и нижнюю головку шатуна так, чтобы моторное масло разбрызгивалось под давлением на стенку цилиндра и смазывало ход поршней и поршневых колец. Большинство небольших двухтактных двигателей и некоторые одноцилиндровые четырехтактные двигатели не требуют наличия насоса для масла, используя схему с подшипником качения. Однако это требует, чтобы коленчатый вал был легкосъемным, чтобы можно было в любой момент заменить шатун.

Все права защищены. 2009-2019
© ООО «СТР-Турбогаз» г.Саратов

Использование материалов сайта без ссылки на источник запрещено.

Замена шатунно-поршневой группы двигателя ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536

Замена шатунно-поршневой группы двигателя ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536

Шатунно-поршневая группа относится к узлу коленчатого вала. Хотя детали изготавливают из износостойкий материалов, они иногда приходят в негодность. Тогда возникает необходимость их замены.

Снятие шатуна с поршнем ЯМЗ-5340

Перед тем, как заняться снятием, советуем заранее подготовить ткань для очистки гильз цилиндров, фломастер или карандаш для разметки, ключ на 14, оправку с резиновым наконечником, нижние и верхние вкладыши (по необходимости). Теперь можем приступать.

Очистите «зеркало» гильз цилиндров от масляных отложений и нагаров.

Поверните коленчатый вал в положение, удобное для отворачивания шатунных болтов одной из пар шатунов (1-4 или 2-3) (1).

Пронумеруйте крышки шатунов в соответствии с номером цилиндра (на бобышке для подгонки шатуна по весу).

Снимите крышки шатунов (2), отвернув шатунные болты M12x1,5 (3) (5340.1004062) ключом на 14.

Установите, в случае необходимости, нижние вкладыши (4) (5340.1004059) в постели шатунных крышек.

С помощью оправки с резиновым наконечником протолкните поршень с шатуном в сборе по гильзе до его выхода из гильзы на 1/3 длины (5).

Выньте поршень в сборе с шатуном из гильзы.

Установите, в случае необходимости, верхние вкладыши (5340.1004058) в постели шатунов.

Подсоберите шатунные крышки с вкладышами, с шатуном, ввернув шатунные болты в соответствующие отверстия.

Повторите аналогичные действия с оставшейся парой ШПГ.

Разложите детали в соответствии с номерами цилиндров двигателя (6).

Установка шатунно-поршневой группы ЯМЗ-5340

Прежде чем начать установку шатунно-поршневой группы на ваш двигатель ЯМЗ-5340, стоит заранее подготовить то, что вам понадобится для работы: салфетка, моторное масло, технологическая воронка, верхний и нижний вкладыши, оправка, ключ на 14. Также на одном из этапов вам понадобится помощник.

Протрите чистой салфеткой внутреннюю поверхность гильз цилиндров и шатунные шейки коленчатого вала.

Смажьте внутреннюю поверхность гильз чистым моторным маслом.

Читайте также:  Все тест драйвы сергея стиллавина

Проверьте правильность сборки шатуна (5340.1004045-002) с поршнем (5340.1004013) (1) – поршней с шатунами, шатунов с крышками, расположение поршневых колец:

выемка под форсунку на юбке поршня должна быть расположена со стороны длинной бобышки на нижней головке шатуна;

замки поршневых колец на поршне должны быть развёрнуты друг по отношению к другу на 1200;

выбитое слово «TOP» («верх») на поршневых кольцах должно быть обращено к днищу поршня;

на крышке и шатуне в районе стыка со стороны длинной бобышки выбиты метки спаренности в виде числа, одинакового для шатуна и крышки.

На двигатель допускается установка шатунов только одной группы по массе. Номер группы А, В или С выбит со стороны длинной бобышки на крышке шатуна.

Отверните шатунные болты M12x1,5 (2), снимите крышки шатунов (3), протрите салфеткой поверхности под вкладыши.

Установите верхние (4) (5340.1004058) и нижние (5) (5340.1004059) вкладыши в постели шатунов и крышек соответственно.

Смажьте рабочие поверхности вкладышей чистым моторным маслом.

Поверхность резьбы и опорного торца головок шатунных болтов смажьте моторным маслом.

Поверните коленчатый вал в положение, удобное для установки одной из пар шатунов (1-4 или 2-3).

С помощью технологической воронки (6), предохраняющей поршневые кольца и «зеркало» цилиндров от повреждений при сборке, установите поршни с шатунами в гильзы блока цилиндров.

Комплекты шатунов с поршнями устанавливайте на двигатель, развернув шатуны короткими бобышками (7) в сторону распределительного вала (выемка на юбке поршня под форсунку охлаждения поршня должна совпадать с расположением самой форсунки).

Операцию сборки рекомендуется выполнять двумя исполнителями: один проталкивает поршень с помощью оправки, второй принимает шатун и направляет его на шейку вала.

Дошлите поршни в гильзы, не допуская соприкосновения разъёма шатуна с шатунной шейкой коленчатого вала ЯМЗ-5340, выправите положение шатунов относительно шатунной шейки и подайте их вплотную к шейке. В случае выхода вкладыша за торец разъёма или из замка поправьте его оправкой.

Установите крышки шатунов на шатуны согласно спаренности, ввернув болты крепления крышек (2) на 2. 3 нитки от руки.

Затяните болты крепления крышки шатуна (затяжку начинать с болта на длинной бобышке шатуна), ключом на 14, обеспечив затяжку моментом в два приема:

предварительный момент – Мкр = 70±5 Н*м;

довернуть на угол – 115º±2º.

Повторите операции установки поршней с шатунами в оставшиеся гильзы цилиндров, повернув коленчатый вал в положение, удобное для их установки.

Проверьте наличие зазора между торцом нижних головок шатунов и щеками коленчатого вала, который должен быть в пределах 0,05-0,18 мм. В случае отсутствия зазора, снимите шатуны с поршнями для определения причин отсутствия зазора.

После установки поршневой группы убедитесь в отсутствии контакта форсунок охлаждения поршней с поршнями, проворачивая коленчатый вал. При нахождении поршня в нижней мертвой точке сопло форсунки должно располагаться концентрично отверстию подвода масла в поршне, а торец сопла не должен заглубляться в канал.

На этом все! Если вы обнаружили, что у вам не хватает какой-то детали шатунно-поршневой группы для двигателя ЯМЗ-5340, то вы сможете быстро найти и заказать ее на нашем сайте.

Adblock
detector