Ремонт автомобилей КАМАЗ
Ремонт шатунно-поршневой группы КАМАЗ, руководство
Шатунно-поршневая группа КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.13):
1 — кольцо поршневое маслосъемное; 2 — кольцо поршневое компрессионное; 3 — кольцо поршневое компрессионное верхнее; 4 — кольца поршневого пальца; 5 — палец поршневой; 6 — поршень со вставкой в сборе; 7 — втулка шатуна; 8 — шатун; 9 — болт крепления крышки шатуна; 10 — крышка шатуна; 11 — гайка; 12 — вкладыш нижней головки шатуна; 13 — кольцо маслосъемное в сборе; 14 — расширитель маслосъемного кольца
Нагрев поршень в течение 10 мин в масляной ванне до температуры 80. 100 ° С, выпрессовывают с помощью выколотки поршневой палец. Детали шатунно-поршневой группы моют и дефектуют.
Поршень бракуют при наличии трещин, прогаров, разрушении днища, вкраплении инородных частиц, а также при износе:
— юбки поршня в плоскости, перпендикулярной оси пальца, на расстоянии 104 мм от днища — до размера менее 119,81 мм;
— отверстия под поршневой палец — до диаметра более 45,02 мм;
— канавки верхнего компрессионного кольца — до размера, измеряемого по вложенным в канавку роликам диаметром 2,96 мм, менее 120,25 мм;
— канавки нижнего компрессионного кольца — до размера, измеряемого аналогично, менее 120,7 мм;
— канавки маслосъемного кольца — до высоты более 5,1 мм;
— наружной поверхности — до диаметра менее 44,99 мм.
Поршневой палец бракуют при наличии сколов, трещин, рисок, забоин и следов коррозии на поверхности и торцах, а также при износе наружной поверхности до диаметра менее 44,99 мм. В последнем случае деталь следует направить на восстановление.
Шатун в сборе бракуют при наличии трещин или обломов, износе торцов нижней головки по ширине до размера менее 33,23 мм. Изгиб и скручивание шатуна определяют с помощью приспособления 30701. При непараллельности осей отверстий головок шатуна на длине 100 мм более 0,06 мм шатун бракуют или направляют на восстановление.
При износе отверстия во втулке верхней головки шатуна до диаметра более 45,04 мм втулку выпрессовывают и устанавливают новую бронзовую втулку таким образом, чтобы масляные отверстия во втулке и шатуне совпадали. Перед установкой втулку охлаждают до температуры минус 50 ° С. Запрессовка втулки не допускается. Отверстие в установленной втулке растачивают до диаметра 45+(0,024 — 0.01) мм при частоте врашения расточной головки 1600 об/мин и подаче 0,06 мм/ оборот. Восстановленный шатун промывают и обдувают сжатым воздухом.
При износе отверстия в верхней головке шатуна под втулку до диаметра более 49,02 мм шатун бракуют или направляют на восстановление. При износе отверстия нижней головки шатуна до диаметра более 85,02 мм его обрабатывают до ремонтного размера 85,5 +(0,01) мм, а при диаметре более 85,535 мм — бракуют или направляют на восстановление.
Перед сборкой шатунно-поршневой группы поршневые пальцы подбирают к шатунам. Поршень нагревают в масле до температуры 80. 100 ° С, помещают в приспособление для сборки и соединяют с шатуном поршневым пальцем, установив шатун так, чтобы выточки под клапаны в поршне и пазы под усы вкладышей на шатуне были расположены с одной стороны. Запрессовка поршневого пальца не допускается.
Перед сборкой сопрягаемые поверхности поршневого пальца и отверстий в поршне смазывают тонким слоем чистого мотороного масла.
В канавки поршня устанавливают стопорные кольца поршневого пальца. На поршень с помощью приспособления для снятия и установки колец последовательно устанавливают маслосъемное и компрессионные кольца. При монтаже маслосъемного кольца в канавку поршня устанавливают расширитель 14 (см. рис. 5.13) и затем надевают маслосъемное кольцо так, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца. Компрессионные кольца устанавливают на поршень скошенной стороной и клеймом «верх» к днищу поршня. Замки соседних колец располагают под углом 120 ° . Перед установкой колец удаляют нагар из канавок поршня, а после установки проверяют легкость перемещения колец в канавках.
Шатун также должен свободно перемещаться вокруг оси поршневого пальца. При соблюдении этих требований поршень в сборе с шатуном снимают с приспособления и передают на сборку двигателя.
Ремонт шатунов Камаза
Главная страница » Ремонт шатунов Камаза
Ремонт любого механизма грузового автомобиля выполняется по тем же технологиям, которые используются и для легковых машин. Основное отличие работ заключается лишь в масштабности, которая иногда намного усложняет ремонтный процесс. Что касается ремонта Камазов, то здесь без специального оборудования никак не обойтись. К примеру, ремонт шатунов Камаза осуществим лишь в том случае, когда в техцентре имеется специальный инструмент и производственные станки. К примеру, наличие магнитного дефектоскопа позволяет максимально точно определить наличие микроскопических трещин.
Ремонт шатунов Камаза – производственный процесс
Следует отметить, что за такие работы берется не каждый автосервис, ведь здесь нужны профессиональные мастера. Также ремонт шатунов Камаза не ограничивается работой над одним элементом. Изначально производится обработка всей поверхности разъема в нижней головке шатуна, чтобы получить небольшой припуск, который понадобится во время расточки.
Сам же процесс расточки подразумевает возобновление правильного ориентирования осей, а также нормализацию межосевого расстояния. Также ремонт шатунов всегда сопровождается хонингованием отверстий, благодаря которому они приобретают нужный размер. После всех нехитрых процедур выполняется диагностика масляного насоса и всей смазочной системы. Это делается для того, чтобы исключить повторную поломку шатуна.
Конечным этапом ремонта шатунов Камаза является очистка, промывка и продувание всех масляных клапанов, расположенных в блоке цилиндров и коленчатом вале. Этот этап проводится лишь для того, чтобы убрать все инородные предметы, которые могут попасть в цилиндры или на шатун и повредить элемент. После всех работ нелишней будет и проверка систем охлаждения двигателя, а также системы питания.
Ремонт шатунно-поршневой группы дизеля 740 Камаз
На поршень устанавливают два компрессионных кольца и одно маслосъемное.
Компрессионные кольца предназначены для предотвращения прорыва газов в картер при их сжатии и расширении
Кроме того, они служат для передачи теплоты от поршня к цилиндру.
Маслосъемное кольцо служит для удаления излишка масла с рабочей поверхности цилиндра и предотвращения попадания его в камеру сгорания.
1. Отвернуть четыре болта крепления головок и снять головки блока цилиндров.
2. Снять поддон двигателя и прокладку поддона.
3. Снять масляный насос.
4. Отвернуть гайки шатунных болтов и снять крышку шатуна.
Так как крышка сидит плотно, сбить ее несильными ударами молотка. Вынуть из крышки вкладыш шатунного подшипника.
5. Протолкнуть поршень в цилиндр так, чтобы он вышел из цилиндра, и затем вынуть его вместе с шатуном.
Вынуть из шатуна вкладыш шатунного подшипника.
Вынимать поршень с шатуном из цилиндра нужно осторожно, чтобы не повредить зеркало цилиндра.
Проверить метки на шатуне и крышке шатуна. Если метки не видны — пометить шатун и крышку номером цилиндра.
6. Таким же образом вынуть остальные поршни с шатунами.
7. С помощью съемника снять поршневые кольца.
8. Снять стопорные кольца с двух сторон поршня.
9. Нагреваем поршень в масляной ванне и вынимаем поршневой палец из шатуна, перед этим заметив положение шатуна относительно поршня.
10. Таким же образом снять остальные поршни с шатунов.
11. После разборки промыть все детали в бензине. Очистить поршни от нагара. Прочистить канавки под поршневые кольца старым поршневым кольцом или обломком кольца.
12. Для уменьшения надпоршневого зазора при сборке двигателя подбором варианта исполнения поршня обеспечивают выступление его над уплотнительным торцом гильзы на 0,5. 0,7 мм.
Индекс варианта поршня (10, 20, 30, 40) нанесен на его днище, а также на нерабочем торце выступа гильз.
Диаметр поршневого кольца в свободном состоянии больше, чем диаметр цилиндра, поэтому при установке оно плотно прижимается к его стенкам.
В канавке поршня кольцо образует лабиринтное уплотнение с малым зазором.
Газы, попадая в этот лабиринт из надпоршневого пространства, снижают свое давление и скорость и прижимают кольцо к стенке цилиндра.
Разрез в кольце называют замком.
В рабочем состоянии кольца всегда должен быть зазор в замке, чтобы оно при нагревании не заклинивалось.
Значение зазора при установке поршня в цилиндр находится в пределах 0,4 . 0,8 мм для компрессионных колец, 0,3 . 0,7 мм для маслосъемного.
Чтобы кольца свободно пружинили, их в канавках на поршне по высоте устанавливают также с небольшим зазором.
Торцовый зазор у верхнего компрессионного кольца несколько больше, чем у нижнего.
Компрессионные кольца имеют трапециевидное сечение.
Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта хромом, имеет зеркальную поверхность, нижнего — молибденом, она матовая.
Во время движения поршня кольца прижимаются то к верхним, то к нижним плоскостям канавок и создают этим необходимое уплотнение, препятствующее прорыву газов в картер через канавки.
При этом компрессионные кольца могут перекачивать в камеру сгорания масло, снимаемое ими со стенок цилиндра: когда поршень движется вниз, масло собирается в зазоре между кольцом и нижней плоскостью канавки, а когда перемещается вверх, масло выдавливается в зазор между кольцом и верхней плоскостью канавки.
Разрежение в цилиндре при такте впуска также способствует этому.
С увеличением торцового зазора в сопряжении кольцо — канавка поршня из-за насосного действия колец возрастает количество перекачиваемого масла в камеру сгорания, в результате резко повышается его расход.
Поэтому необходимо проверять торцовый зазор после установки колец на поршень.
Маслосъемное кольцо сборное; оно состоит из чугунного кольца коробчатого сечения с хромированной рабочей поверхностью и витого пружинного расширителя.
Хромирование колец повышает их износостойкость.
Нижняя канавка в поршне под маслосъемное кольцо имеет отверстия по всей окружности для отвода масла, снимаемого кольцом с поверхности цилиндра.
Поршень с шатуном соединен пустотелым пальцем плавающего типа, осевое перемещение которого в поршне ограничивается двумя пружинными стопорными кольцами.
Шатуны стальные, двутаврового сечения. Нижняя головка шатуна разъемная.
Для точной посадки вкладышей нижнюю головку шатуна окончательно обрабатывают в сборе с крышкой, вследствие чего крышки шатунов не взаимозаменяемы.
На крышке и шатуне нанесены метки спаренности в виде трехзначных порядковых номеров. Кроме того, на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра.
Подшипниками скольжения в верхней головке шатуна служат биметаллические неразъемные втулки с рабочим бронзовым слоем; в нижней головке шатуна — съемные взаимозаменяемые вкладыши.
Крышка нижней головки шатуна крепится гайками на двух болтах, запрессованных в боковые выступы нижней головки шатунах
Специальное стопорение шатунных болтов и гаек от самоотворачивания не предусмотрено.
Это объясняется тем, что шатунные болты автоматически предохраняются от самоотворачивания за счет трения в резьбе при условии строгого выполнения требований к затяжке гаек шатунных болтов.
Шатунные болты могут разорваться из-за недостаточной или чрезмерной затяжки.
Болты нужно затягивать до удлинения на 0,25 — 0,27мм.
Установка гильз цилиндров в блок
Перед установкой гильз в блок на фаски наносится смазка ЦИАТИМ.
Гильзы цилиндров вставляются усилием руки осторожно, не допуская срезания выступающих из канавок уплотнительных колец.
Поршень с пальцем и шатуном собирается после нагрева поршня до температуры 80÷100˚ C.
Отверстия в шатуне под пальцем и сам палец предварительно смазываются дизельным маслом.
Палец устанавливается усилием большого пальца руки. Не допускается запрессовка пальца с помощью инструмента.
Выточки на поршне и пазы под усы вкладышей на шатуне должны располагаться в одну сторону (рис. 16).
Поршневые пальцы фиксируются стопорными кольцами.
Подбор поршня производится по расстоянию от образующей шатунной шейки коленчатого вала в верхнем ее положении до упорного бурта гильзы таким образом, чтобы выход днища поршня над упорным буртом гильзы цилиндров находился в пределах 0,6÷0,7 мм, рисунок 17.
Метод измерений расстояния от образующей шатунной шейки коленвала в верхнем ее положении до уплотнительного бурта гильзы цилиндров показан на рисунке 18.
Данные для подбора поршня по гильзе в таблице 1.
Ремонт коленчатого вала, блока и шатуна двигателя КамАЗ
Для ремонта коленчатого вала, блока и шатуна двигателя КамАЗ предусмотрено семь ремонтных размеров вкладышей (см. табл. 10). Обозначение вкладышей соответствующей шейки, диаметр вала и диаметр постели в блоке или шатуне нанесены на тыльной стороне вкладыша.
Таблица 10. Ремонтные размеры вкладышей
Параметры | Значения параметра в зависимости от ремонтного размера, мм | ||||||
Диаметр шеек: | |||||||
коренных | 94,485. 94,500 | 93,985. 94,000 | 94,985. 95,000 | 94,485. 94,500 | 93,985. 94,000 | 93,485. 93,500 | 92,985. 93,000 |
шатунных | 79,487. 79,500 | 78,987. 79,000 | 79,987. 80,000 | 79,4.87. 79,500 | 78,987. 79,000 | 78,487. 79,600 | 77,987. 78,000 |
Диаметр постели: | |||||||
в блоке | 100 +0,021 | 100 +0,021 | 100,5 +0,021 | 100,5 +0,021 | 100,5 +0,021 | 100 +0,021 | 100 +0,021 |
в шатуне | 85 +0,01 | 85 +0,01 | 85,5 +0,01 | 85,5 +0,01 | 85,5 +0,01 | 85 +0,01 | 85 +0,01 |
Обозначение вкладышей: | |||||||
коренных: | |||||||
верхнего | 740.1005170Р1 | 740.1005170Р2 | 740.1005170РЗ | 740.1005170Р4 | 740.1005170Р5 | 740.1005170Р6 | 740.1005170Р7 |
нижнего | 740.1005171Р1 | 74 0.1005171Р2 | 740.1005171P3 | 740.1005171Р4 | 740.1005171Р5 | 740.1005171Р6 | 740.1005171Р7 |
шатунных | 740.1004058P1 | 740.1004058Р2 | 740.1004058РЗ | 740.1004058Р4 | 740.1004058Р5 | 740.1004058Р6 | 740.1004058Р7 |
Толщина вкладышей: | |||||||
коренных | 2,690. 2,702 | 2,940. 2,952 | 2,690. 2,702 | 2,940. 2,952 | 3,190. 3,202 | 3,190. 3,202 | 3,440. 3,452 |
шатунных | 2,703. 2,715 | 2,953. 2,965 | 2,703. 2,715 | 2,953. 2,965 | 3,203. 3,215 | 3,203. 3,215 | 3,453. 3,465 |
Для снятия и разборки шатунно-поршневой группы:
- снимите головку цилиндра (см. «Механизм газораспределения»);
- удалите нагар с верхнего пояса гильзы;
- снимите крышку нижней головки шатуна съемником (рис.84);
- извлеките поршень в сборе с шатуном из цилиндра;
- снимите поршневые кольца приспособлением И801.08.000 (рис. 85);
- выньте стопорные кольца из бобышек поршня щипцами И801.23.000;
- нагрейте поршень в масляной ванне до температуры 80. 100°С;
- выньте поршневой палец.
Рис. 84. Снятие крышки нижней головки шатуна съемником
Рис. 85. Снятие поршневых колец съемником И801.08.000: 1 — поршень; 2 — кольцо; 3 — съемник
При сборке и установке шатунно-поршневой группы:
- компрессионные кольца устанавливайте конической поверхностью (с клеймом ВЕРХ) к головке поршня;
- маслосъемные кольца устанавливайте так: сначала вставьте в канавку пружинный расширитель, затем наденьте маслосъемное кольцо таким образом, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца;
- смежные кольца направьте замками в противоположные стороны;
- поршень и шатун при сборке устанавливайте так, чтобы выточки А под клапаны в днище поршня и паз В в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне (рис. 86);
- не запрессовывайте палец в холодный поршень;
- при установке поршня в цилиндр предварительно вставьте его в обойму И801.00.000 (рис. 87);
- индекс, выбитый на днище поршня, должен быть одинаковым с индексом, выбитым на торце гильзы, если не было замены поршня. Выточки под клапаны на днище поршня сместите в сторону развала блока цилиндров. Клейма спаренности из цифр на шатуне и крышке шатуна должны быть одинаковыми.
Рис. 86. Поршень с шатуном в сборе
Рис. 87. Установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу цилиндра: 1 — поршень; 2 — обойма И801.00.01; 3 — гильза цилиндра
Размеры деталей и допустимый износ, mm
Кольца поршневые | |
Зазор в замке компрессионных поршневых колец * | 0,4. 0,6 |
Допустимый зазор в замке компрессионных поршневых колец | 0,8 |
Зазор в замке маслосъемного поршневого кольца * | 0,30. 0,45 |
Допустимый зазор в замке маслосъемного поршневого кольца | 0,7 |
Торцовый зазор верхнего компрессионного кольца | 0,12. 0,17 |
Допустимый торцовый зазор верхнего компрессионного кольца | 0,22 |
Торцовый зазор нижнего компрессионного кольца * | 0,09. 0,14 |
Допустимый торцовый зазор нижнего компрессионного кольца | 0.19 |
Торцовый зазор маслосъемного кольца * 0,077. 0,112 | |
Допустимый торцовый зазор маслосъемного кольца | 0,2 |
Поршень | |
Диаметр отверстий под палец | 44,987. 44,994 |
Зазор в сопряжении поршень-гильза (на длине поршня 104 мм от днища) | 0,119. 0,162 |
Допустимый зазор в сопряжении поршень-гильза | 0,22 |
Гильза | |
Внутренний диаметр | 120,000. 120,030 |
Допустимый внутренний диаметр гильзы | 120,1 |
Палец поршневой | |
Диаметр поршневого пальца | 44,993. 45,000 |
Допустимый зазор в сопряжении поршневой палец-поршень | 0,02 |
Зазор в сопряжении поршневой палец-верхняя головка шатуна | 0,017. 0,031 |
Допустимый зазор между поршневым пальцем и верхней головкой шатуна | 0,05 |
Вкладыши | |
Толщина вкладышей подшипников коренных опор | 2,440. 2,452 |
Толщина вкладышей подшипников шатунных шеек | 2,453. 2,465 |
Вал коленчатый | |
Диаметр коренных шеек | 94,985. 95,000 |
Зазор в подшипниках коренных шеек | 0,096. 0,156 |
Допустимый зазор в подшипниках коренных шеек | 0,24 |
Диаметр шатунных шеек | 79,987. 80,000 |
Зазор в подшипниках, шатунных шеек . 0,070. 0,117 | |
Допустимый зазор в подшипниках шатунных шеек | 0,23 |
Осевой зазор | 0,100. 0,195 |
Допустимый осевой зазор | 0,25 |
Диаметр шейки вала под передний противовес и шестерню привода масляного насоса: | |
номинальный | 125,080. 125,110 |
допустимый | 125,08 |
Диаметр шейки вала под задний противовес и заднюю шестерню коленчатого вала: | |
номинальный | 105,070. 105,096 |
допустимый | 105,06 |
Диаметр шейки вала под заднюю манжету: | |
номинальный | 104,860. 105,000 |
допустимый | 104,6 |
Диаметр гнезда под подшипник первичного вала коробки передач: | |
номинальный | 51,977. 52,008 |
допустимый | 52,02 |
Диаметр отверстия под установочную втулку маховика: | |
номинальный | 51,977. 52,008 |
допустимый | 52,01 |
Полукольца упорного подшипника пятой коренной опоры коленчатого вала | |
Толщина | 4,010. 4,050 |
* Зазорпоршневых колец замеряйте в калибре 0 (120+0,03) мм
Моменты затяжки резьбовых соединении, Н.м (кгс.м)
Болтов крепления крышек коренных подшипников | 206. 230,5 (21. 23,5) |
Стяжных болтов блока цилиндров | 80,4. 90,2 (8,2. 9,2) |
Ввертыша коленчатого вала | 49,1. 58,9 (5. 6) |
Болтов крепления маховика | 147,2. 166,8 (15. 17) |
Затяжка болтов крепления крышек шатуна с резьбой Ml2 до удлинения на | 0,25. 0,27 мм |
Болтов усиленной конструкции с резьбой М13 | 117,7. 127,4 (12. 13) |
Для снятия коленчатого вала демонтируйте:
- шатунно-поршневую группу (см. выше);
- картер маховика (см. «Блок цилиндров и привод агрегатов»);
- переднюю крышку блока с гидромуфтой в сборе (см. «Система охлаждения»);
- масляный насос с маслозаборником в сборе;
- крышки коренных опор;
- снимите коленчатый вал подъемником или талями, зацепив латунными крюками за первую и четвертую шатунные шейки.
При установке коленчатого вала на двигатель КамАЗ:
- совместите метки на шестернях привода агрегатов;
- обеспечьте соответствие размеров вкладышей размерам шеек вала (см. табл. 10);
- установите полукольца упорного подшипника так, чтобы стороны с канавками прилегали к упорным торцам вала (рис. 88);
- проследите за совпадением номеров крышек коренных подшипников с порядковыми номерами опор на блоке цилиндров (рис. 89)
- номера начинаются от переднего торца;
- болты крепления крышек коренных подшипников и стяжные болты блока затягивайте, в такой последовательности:
- Очистите резьбу в отверстиях и на болтах и смажьте ее, избыток масла удалите.
- Установите по посадочным поверхностям плотно, без перекоса крышки коренных подшипников.
- Вверните с установкой шайб 16х3 болты М16 крепления крышек, обеспечив момент затяжки 94,2. 117,7 Н.м (9,6. 12 кгс.м).
- Затяните окончательно болты крышек, обеспечив момент затяжки 206. 230,5 Н.м (21. 23,5 кгс.м). 5. Вверните и затяните стяжные болты М12 блока, обеспечив момент затяжки 80,4. 90,2 Н.м (8,2. 9,2 кгс.м).
- Вверните и затяните стяжные болты М12 блока, обеспечив момент затяжки 80,4. 90,2 Н.м (8,2. 9,2 кгс.м).
Рис. 88. Установка полуколец упорного подшипника коленчатого вала: 1 — полукольцо упорного подшипника нижнее; 2 — крышка задней коренной опоры; А — канавки на полукольце
Рис. 89. Установка крышек коренных опор: А — порядковый номер (1) на крышке коренной опоры
При затяжке болтов динамометрическим ключом сопротивление должно нарастать плавно, без рывков. Момент отсчитывайте при движении ключа. По окончании затяжки коленчатый вал должен свободно проворачиваться от усилия руки, приложенного к установочным штифтам маховика, осевой зазор в упорном подшипнике должен быть не менее 0,05 мм.
Для разборки и сборки коленчатого вала:
- снимите передний и задний противовесы, а также ведущую шестерню коленчатого вала и шестерню привода масляного насоса съемником И801.01.000. Для снятия шестерни коленчатого вала и заднего противовеса лапы захватов 1 (рис. 90) заведите за край шестерни противовеса и зафиксируйте стопорами 5. Винт 3 через наконечник 2 уприте в торец коленчатого вала и, вращая рукоятку 6, вверните винт 3 в траверсу 4 до полного снятия шестерни.
Рис. 90. Снятие шестерни и заднего противовеса коленчатого вала съемником И8О1.01.000: 1 — захват; 2 — наконечник; 3 — винт; 4 — траверса; 5 — стопор; 6 — рукоятка
Для снятия шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала (рис. 91) на наконечник 3 установите наконечник 2 и снимите шестерню аналогично снятию шестерни коленчатого вала;
- снимите заглушки, для этого вставьте в заглушку оправку с шипом, пробейте отверстие в донышке, одновременно осадив заглушку вниз на 4. 5 мм, захватите заглушку крючком за отверстие и выбейте;
- при наличии в масляной полости втулки центробежной очистки масла выбейте ее, захватив крючком за маслоподводящее отверстие внутри втулки;
- выверните ввертыш;
- перед сборкой очистите полости шеек от отложений; промойте вал и продуйте каналы сжатым воздухом.
Рис. 91. Снятие шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала съемником И801.01.000: 1-захват; 2, 3 — наконечники
Собирайте коленчатый вал в обратной последовательности, при этом новые заглушки устанавливайте двумя оправками, одной (рис. 92) запрессуйте заглушку в полость шатунной шейки до упора; другой развальцуйте буртик заглушки (рис. 93). Проверьте герметичность заглушек опрессовкой полостей дизельным топливом под давлением 196,1 кПa (2кгс/ см2). Допускаемое подтекание не более 20 г/мин на заглушку. Для удаления топлива продуйте каналы и полости. Не устанавливайте использованные заглушки повторно;
— перед напрессовкой на коленчатый вал передний противовес, шестерню привода масляного насоса, задний противовес и ведущую шестерню коленчатого вала нагревайте до температуры 105°С.
Рис. 92. Оправки для установки заглушки в шатунной шейке коленчатого вала: I — оправка для развальцовки; II — оправка для запрессовки
Рис. 93. Коленчатый вал в сборе: 1 — противовес передний; 2 — колесо зубчатое привода масляного насоса; 3 — заглушка шатунной шейки; 4 — противовес задний; 5 — колесо зубчатое ведущее; 6 — маслоотражатель; 7 — вал коленчатый
Для снятия головки цилиндра при замене, а также устранения неисправностей клапанного механизма и цилиндро-поршневой группы:
- слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя;
- выверните болты крепления выпускного коллектора и снимите коллектор;
- выверните из снимаемой головки болты крепления впускного воздухопровода и водосборной трубы, ослабьте крепления этих же болтов на других головках с целью получения необходимого зазора для их снятия*; (* Для снятия головок цилиндров правого ряда предварительно снимите с двигателя компрессор.)
- снимите соединительный патрубок впускных воздухопроводов;
- отсоедините от головки все трубопроводы и защитите их полости от попадания пыли и грязи;
- снимите форсунку, предохраняя распылитель от ударов и засорения отверстий, крышку головки цилиндра, стойки вместе с коромыслами и штанги;
- ослабьте болты крепления головки цилиндра, соблюдая ту же последовательность, что и при затяжке (рис. 94), затем выверните их;
- снимите головку цилиндра с двигателя. При установке головки цилиндра обратите внимание на правильность монтажа прокладок. Болты крепления головки цилиндра затяните в три приема в последовательности, указанной на рис. 94. После затяжки болтов проверьте и, если необходимо, отрегулируйте тепловые зазоры между клапанами и коромыслами.
Рис. 94. Порядок затяжки болтов (1. 4) крепления головки цилиндра
Для разборки и сборки клапанного механизма приспособлением И801.06.000 (рис. 95):
- установите на основание головку блока цилиндров так, чтобы штифты вошли в штифтовые отверстия головки;
- вращая вороток 2, вверните винт 1 и тарелкой 3 отожмите пружины клапанов;
- снимите сухари и втулки;
- выверните винт 1 из траверсы, снимите тарелку и пружины клапанов;
- выньте впускной и выпускной клапаны. Размеры клапанов приведены в табл. 11.
Рис. 95. Разборка головки цилиндра в приспособлении И801.06.000: 1 — винт; 2 — вороток; 3 — тарелка; 4 — штифт
Таблица 11. Клапаны
Позиция на рис 89 | Размеры клапана, mm | |
впуска | выпуска | |
А | 75 | 75 |
В | 5,000. 4,975 | 6,000. 5,975 |
D | 55,105. 55,075 | 52,105. 52,075 |
D1 | 51,30. 51,50 | 46,33. 46,50 |
D2 | 55,00. 55,03 | 52,00. 52,03 |
D3 | 9,95. 9,97 | 9,91. 9,93 |
D4 | 10,000. 10,022 | 10,000. 10,022 |
D5 | 18,029. 18,048 | 18.029. 18,048 |
D6 | 18,000. 18,019 | 18,000. 18,019 |
При сборке клапанного механизма стержни клапанов отграфитируйте или смажьте дизельным маслом.
Для притирки клапанов:
- разберите клапанный механизм, как описано выше;
- приготовьте пасту из 1,5 части (по объему) микропорошка карбида кремния зеленого, одной части дизельного масла и 0,5 части дизельного топлива. Перед применением притирочную пасту перемешайте (микропорошок способен осаждаться);
- нанесите на фаску седла клапана тонкий равномерный слой пасты, смажьте стержень клапана моторным маслом. Притирку производите возвратно-вращательным движением клапана дрелью с присоской или приспособлением. Нажимая клапан, поверните его на 1/3 оборота, затем — на 1/4 оборота в обратном направлении. Не притирайте клапаны круговыми движениями. Притирку продолжайте до появления на фасках клапана и седла равномерного матового пояска шириной не менее 1,5 мм (рис. 96);
- по окончании притирки клапаны и головку цилиндра промойте дизельным топливом и обдуйте воздухом. Соберите клапанный механизм, как указано выше, и определите качество притирки клапанов проверкой на герметичность: установите головку цилиндра поочередно впускными и выпускными окнами вверх и залейте в них дизельное топливо. Хорошо притертые клапаны не должны пропускать его в местах уплотнения в течение 30 с. При подтекании топлива постучите резиновым молотком по торцу клапана. Если подтекание не устраняется, клапаны притрите повторно.
При необходимости качество притирки проверьте «на карандаш», для чего поперек фаски клапана мягким графитовым карандашом нанесите на равном расстоянии шесть-восемь черточек. Осторожно вставьте клапан в седло и, сильно нажав, проверните на 1/4 оборота, все черточки должны быть стертыми, в противном случае притирку повторите.
При правильной притирке матовый поясок на седле головки должен начинаться у большего основания конуса седла, как показано на рис. 96.
Рис. 96. Расположение матового пояска на седле клапана: 1 — поясок притертый; I — правильное; II — неправильное
Рис. 97. Размеры клапана: А — длина направляющей; В — высота седла; D — диаметр отверстия под седло; D1 — диаметр тарелки; D2 — диаметр седла; D3 — диаметр стержня; D4 — внутренний диаметр направляющей; D5 — наружный диаметр направляющей; D6 — диаметр отверстия под направляющую; a — угол фаски седла; y-угол фаски клапана
Размеры деталей и допустимый износ, mm
Вал распределительный | |
Диаметр промежуточных опорных шеек | 53,895. 53,915 |
Диаметр втулки промежуточных опорных шеек | 54,00. 54,03 |
Диаметр задней опорной шейки | 41,930. 41,950 |
Диаметр втулки задней опорной шейки | 42,000. 42,015 |
Зазор в сопряжении втулка — промежуточные опорные шейки распределительного вала: | |
номинальный | 0,135. 0,085 |
допустимый | 0,19 |
Зазор в сопряжении втулка — задняя опорная шейка распределительного вала: | |
номинальный | 0,085. 0,050 |
допустимый | 0,102 |
Зазор в сопряжении торец корпуса заднего подшипника — ступица шестерни: | |
номинальный | 0,15. 0,30 |
допустимый | 0,4 |
Толкатель клапана | |
Диаметр стержня толкателя | 21,799. 21,820 |
Диаметр отверстия направляющей толкателя | 22,000. 22,023 |
Зазор между стержнями толкателя и направляющей: | |
номинальный | 0,180. 0,224 |
допустимый | 0,25 |
Допустимый зазор между стержнем и направляющей клапана (впуска, выпуска), мм | 0,07. 0,112 |
Угол а фаски седла (впуска, выпуска) | 44°45′. 45° |
Угол у фаски клапана (впуска, | . 45°30′. 45°45′ |
Моменты затяжки резьбовых соединений, Н.м (кгс.м)
Крепления головки цилиндра при затяжке в три приема *: | |
первый | 39,24. 49,05 (4. 5) |
второй | 98,1. 127,53 (10. 13) |
третий (предельное значение) | 156,96. 176,58 (16. 18) |
Гайки крепления стойки коромысел | 41,2. 53 (4,2. 5,4) |
Регулировочного винта коромысла | 33. 41 (3,4. 4,2) |
Болтов крепления направляющей толкателя | 73. 93 (7,5. 9,5) |
* Перед вворачиванием резьбу болтов смажьте графитной смазкой