Меню

Ремонт приборов системы смазки двигателя

Ремонт приборов системы смазки

Ремонт масляного насоса. Давление в системе смазки уменьшается по многим причинам. При нормальном уровне масла в картере и исправном манометре пониженное давление масла на всех оборотах коленчатого вала двигателя может быть следствием разжижения масла в картере перегретого двигателя, снижения пропускной способности маслоприемника (засорен), износа пружины редукционного клапана, увеличения зазора в подшипниках распределительного, коленчатого валов.

Масляный насос ремонтируют, если его сопряжения предельно изношены. Величины предельных износов в сопряжениях насоса следующие, мм:

Раскомплектование шестерен масляного насоса не допускается. При необходимости замены одной из шестерен подбор производят по пятну касания зуба. Пятно касания у шестерен масляного насоса двигателя ЯМЗ должно быть не менее 60% длины и 40% высоты зуба. При этом оно должно располагаться по середине длины зуба и на расстоянии от вершины зуба не более 0,5 мм . Проверку герметичности корпуса масляного насоса, промежуточной крышки и крышки нижней секции проверяют у двигателя ЗИЛ-130 водой под давлением 4 кгс/см2.

При сборке клапанов системы смазки двигателей ЯМЗ все детали протирают, клапан смазывают дизельным маслом, вставляют в корпус с зазором 0,050,10 мм. Предохранительный клапан (рис. 48) радиаторной секции должен открываться при давлении масла в полости А 0,81,2 кгс/см2, а сливной клапан системы смазки при 55,5 кгс/см2. Редукционный клапан нагнетательной сек-

ции открывается при 7,58,0 кгс/см2. Давление открытия сливного и редукционного клапанов корректируют регулировочными шайбами в колпачке, под пружиной. Если при регулировании потребуется более четырех шайб, то пружину заменяют.

При сборке масляного насоса двигателя ЯМЗ боковой зазор в зацеплении зубьев шестерен должен быть в пределах 0,04 0,40 мм (измеряют щупом). Данные по зазорам, мм, в сопряжениях нового масляного насоса двигателя ЗИЛ-130 несколько другие:

При сборке насоса двигателя ЗИЛ-130 зазор между торцами шестерен и крышкой регулируют прокладками. Ведущий вал насоса после затяжки должен легко проворачиваться от руки.

Испытание масляного насоса производят на вазелиновом масле Т при температуре масла 1820° С через выпускное отверстие длиной 4,0 мм 6-миллиметрового нагрузочного жиклера. У хорошо работающего масляного насоса двигателя ЗИЛ-130 при 400 об/мин давление при этом должно быть не менее 2,4 кгс/см2 в верхней секции и 0,6 кгс/см2 в нижней. Редукционный клапан верхней секции открывается при давлении 2,753,0 кгс/см2, а перепускной клапан нижней секции при 1,21,5 кгс/см2 при соответствующем увеличении числа об/мин вала насоса.

0,1 кгс/см2 не менее 23 л/мин. Проверку производят на дизельном масле Дп-11 при 3100 об/мин валика насоса, температуре масла 7585° С и разрежении на всасывании 130150 мм рт. ст.

Ремонт масляного радиатора и фильтров очистки масла. В процессе эксплуатации пластины фильтра грубой очистки масла ежедневно очищают тремя-четырьмя поворотами рукоятки при полностью прогретом двигателе. Если рукоятку трудно провернуть, следует снять фильтр и промыть в керосине. Фильтры грубой очистки масла некоторых двигателей оборудованы сигнализаторами засоренности элементов (рис. 49). Засоренный фильтр грубой очистки разбирают, все его детали тщательно промывают в керосине, а затем в моечной машине с 5%-ным раствором кальцинированной соды, нагретым до температуры 8085° С. При этом удаляются все отложения из ячеек фильтрующей сетки и сетки жесткости фильтра грубой очистки масла.

Работоспособность фильтра центробежной очистки масла (центрифуги) проверяют на слух. После остановки двигателя ЗИЛ-130, например, ротор еще вращается 1 1,5 мин. При этом слышится своеобразный звук. Центрифугу очищают одновременно с заменой масла в двигателе. Слой отложений на крышке ротора должен быть менее 810 мм . После снятия отложений крышку ротора и сетки промывают в бензине (керосине). Центрифуга плохо вращается при загрязнении оси, втулок и жиклеров. Снимают центрифугу после 30 мин стоянки выключенного двигателя (чтобы стекло масло из центрифуги).

Детали центрифуги перед сборкой тщательно моют, разбухшие резиновые уплотнительные кольца крышки центрифуги и кожуха заменяют. Все детали ротора продувают сжатым воздухом и протирают. Ротор фильтра после сборки должен вращаться легко, без заеданий и заметного люфта.

В собранном фильтре грубой очистки масла при нормально затянутом сальнике оси рукоятка фильтра грубой очистки должна легко проворачиваться от руки. Собранный с перепускным клапаном корпус фильтра грубой очистки масла двигателя ЯМЗ проверяют на стенде на начало открытия клапана. Клапан должен начать открываться при давлении в полости 1,82,3 кгс/см2. Регулируют момент открытия изменением толщины регулировочных шайб 9 (см. рис. 49). Герметичность фильтра грубой очистки масла проверяют под давлением воздуха 5 кгс/см2 в воде при температуре 4050° С. Пропуск воздуха не допускается.

Читайте также:  Как поменять права управление автомобилем

Перепускной клапан фильтра грубой очистки масла двигателя ЗИЛ-130 должен открываться при давлении масла 1 кгс/см2. При работе на вазелиновом масле Т и давлении масла 2,5 кгс/см2 частота вращения центрифуги должна быть более 5000 об/мин.

Снятый с автомобиля ЗИЛ-130 масляный радиатор промывают обезжиривающим раствором и горячей водой, затем проверяют на герметичность воздухом под давлением 4 кгс/см2 в водяной ванне. Неисправные трубки запаивают мягким припоем, небольшие разрушения каркаса радиатора заваривают.

Ремонт смазочной системы

Из-за износа шеек коленчатого вала и вкладышей подшипников увеличивается радиальный зазор вала, поэтому через сальники вала течет масло. Под сальником неравномерно изнашивается поверхность колен вала. Течь масла в этом случае не устраняется, и сальник меняется на новый. Под сальником восстанавливается геометрическая конфигурация шейки. Под сальник на шейку коленвала наносят микрорельеф винтовой линии, он и направляет масло, попавшее на вал, обратно в картер.

Нужно взять наждачную бумагу, чтобы у нее была средняя зернистость и прижимают ее к шейке пальцем. В направлении вращения проворачивают вал и наждачную бумагу в это же время передвигают в направлении картера, за оборот вала на 1 мм. На шейке появляются микрорельефы винтовой линии. Потом поверхность полируется войлоком, предварительно смоченным маслом. Установлено, что от этого у сальника увеличивается работоспособность и уплотняется узел. Если подтекает самоподвижный сальник и не повреждена уплотняющая кромка, то на несколько витков укорачивается спиральная пружина сальника.

Если течет масло, то передний сальник коленвала двигателя меняют на новый, без специальных приспособлений и без разборки двигателя. Снимается центробежный масляный фильтр и из крышки распределительных шестерен вынимают изношенный сальник. Потом надевают масляный фильтр на хвостовик корпуса, и новый сальник становится в рабочем положении. После чего заворачивают болт, запрессовывают сальник в гнездо и снимают старый сальник с хвостовика.

Часто из-под уплотнителей кожухов штанг двигателя появляется течь. Если для замены нет новых уплотнителей, то делают лопатку с вырезом 160. При помощи ее от резинового уплотнителя отжимают шайбу. Наматывают на кожух четыре витка капронового шпагата толщиной 1,5 мм. Шпагат деформируется под действием пружины, так устраняется течь масла.

Изготавливают металлические шайбы 161 и поверх их устанавливают резиновые уплотнители, предварительно с них срезаются армирующие кольца. После чего металлическая шайба разжимает резину и тем самым уплотняется соединение.

На уплотняющие прокладки наносят герметизирующую мастику. Чтобы ее изготовить в нитроэмаль добавляют 10% касторового масла. Через несколько суток из смеси испаряется растворитель. Чтобы ускорить испарения, посуда помещается в ванну с горячей водой. Нельзя применять открытый огонь.

Когда внезапно исчезает давление масла, то, скорее всего, сломался привод масляного насоса. Если пуск двигателя произошел в холодное время года, то причина — густое масло либо в масле находится замерзшая капля воды, находящаяся между шестернями насоса. Если лампочка горит, то она сигнализирует о том, что отсутствует давление масла, двигатель останавливают.

У двигателя снимают распределитель и двумя отвертками через отверстие вынимают приводную шестерню. Часто изнашиваются шлицы, которые соединяют насос с шестерней. Чтобы водителю добраться до масляного насоса, снимают поддон картера. Для этого следует отвернуть 2 гайки крепления на левой опоре двигателя. С помощью домкрата поднять эту сторону авто и подвести подходящую опору под картер сцепления. Опускают авто и над поперечиной подвески поднимается поддон картера. Нужно отвернуть винты крепления поддона и отрыть от картера, при этом стараются, чтобы уплотнительная прокладка была не сорвана.

Коленвал проворачивают в положение, когда противовесы располагают горизонтально. При необходимости поднимают монтажной лопаткой переднюю часть двигателя. Потом поддон картера убирают.

Привод насоса ремонтируют несколькими способами. В 1-м случае на шлицованных поверхностях шестерни и валика делают пропилы и туда устанавливается сухарик из прочной стали. Он должен быть 17Х17Х2 мм.

Читайте также:  Насос для надувания шин автомобиля

Во 2-м случае нарезают резьбу в износившемся отверстии хвостовика шестерни, куда заворачивают стальную вставку, внутри которой сделано шестигранное или квадратное отверстие. Под это отверстие обрабатывают конец валика насоса.

Когда насос долго находится в работе, снижается его производительность и давление, тогда проверяется износ деталей. Прежде чем снять шестерни насоса, размечают, чтобы соединить их потом в прежнем положении. В зацеплении замеряют зазор, он должен быть не более 0,25 мм. Изношенные шестерни меняют на новые. При необходимости корпус восстанавливают эпоксидным клеем, зазор между плоскостью разъема и торцами шестерен должен быть не больше 0,15 мм. Подлежат замене изношенные детали.

Со стороны шестерен на крышке образовываются круговые углубления. Их устраняют при помощи шлифовки на абразивном круге или на абразивной бумаге, которую кладут на стекло. При сборке детали насоса тщательно очищают от абразива и грязи.

Ремонт и техническое обслуживание смазочной системы

Основными неисправностями смазочной системы являются:
1) подтекание масла в соединениях;
2) повышенное или пониженное давление масла в смазочной системе либо полное его отсутствие;
3) повышенный расход масла;
4) нарушение работы вентиляции картера двигателя.

Подтекание масла можно обнаружить при внешнем осмотре двигателя, а также по масленым пятнам на месте стоянки автомобиля. Эта неисправность устраняется подтягиванием крепежных элементов соединений.
Повышенное давление масла может быть следствием применения несоответствующего масла, которое имеет большую вязкость. Кроме того повышенное давление может возникнуть вследствие загрязнения маслопровода и заедания редукционного клапана в закрытом положении. Нормальное давление масла в прогретом двигателе должно составлять примерно 0,35-0,45 МПа. Давление контролируется при помощи указателя и контрольной красной лампы, расположенных на щитке приборов.

Пониженное давление масла может быть следствием разжижения масла. Кроме этого пониженное давление может быть вызвано износом коренных и шатунных подшипников коленчатого вала и шестерен насоса, а также неплотным закрытием редукционного клапана или его заеданием в открытом положении. При появлении пониженного давления масла необходимо сразу определить его причину и произвести ее устранение.
Отсутствие давления масла может быть вызвано неисправностью масляного насоса или его привода. В некоторых случаях причиной прекращения работы масляного насоса является нарушение шлицевого соединения вала привода насоса и шестерни привода по причине их изнашивания.

При резком снижении давления масла до полного его отсутствия необходимо немедленно заглушить двигатель и проверить уровень масла. Если уровень масла соответствует норме, то нужно извлечь датчик давления масла и прокрутить стартером коленчатый вал двигателя. Если при вращении происходит выбивание наружу масляной струи, то это значит, что датчик давления масла неисправен, и его необходимо заменить. Если струя масла отсутствует, то это говорит о неисправности масляного насоса или его привода.

При отсутствии давления масла или при горящей контрольной лампе давления масла допускается продолжать движение автомобиля только в том случае, если точно установлено, что такие показания контрольно-измерительных приборов вызваны их неисправностью. Если причину понижения давления масла не удается выявить, то необходимо прекратить движение автомобиля и отбуксировать его на станцию технического обслуживания для устранения неисправности. Необходимо учитывать, что даже кратковременное движение автомобиля при отсутствии давления масла может привести к серьезным поломкам двигателя.

Повышенный расход масла может быть следствием его подтекания в соединениях. Кроме этого повышенный расход масла может быть вызван его попаданием в камеры сгорания из-за изнашивания маслоотражательных колпачков клапанов, износом деталей цилиндропоршневой группы, а также результатом повышенного уровня масла в результате его перелива. Кроме того, повышенный расход масла наблюдается в период обкатки нового автомобиля в первые 5000 км пробега.

Нарушение работы системы вентиляции картера двигателя происходит в результате попадания грязи в нее. Наиболее опасным является загрязнение маслоотражателя, трубок откоса картерных узлов, золотникового устройства карбюратора. Нарушение работы системы вентиляции проявляется в повышенном расходе масла, в повышении давления масла, а также в попадании масла в воздушный фильтр и карбюратор. Для того чтобы устранить нарушение системы вентиляции картера, необходимо прочистить, промыть и продуть сжатым воздухом маслоотделитель, золотниковое устройство карбюратора, трубки отсоса картерных газов.

Читайте также:  Тест драйв mitsubishi pajero sport 2014

  • Организация технического обслуживания

§56. Ремонт приборов систем смазки и охлаждения

Детали масляного насоса изнашиваются медленнее в сравнении с деталями двигателя. Поэтому при ремонте нет необходимости пол­ностью разбирать насосы, а достаточно прове­сти контрольное вскрытие, чистку редукцион­ного клапана и проверку параметров насоса на испытательном стенде.

Наиболее распространенными дефектами деталей масляного насоса являются: износ по­верхностей крышек насоса, гнезд под шестер­ни, шестерен, ведущего вала насоса, трещины и обломы, износ или повреждения резьбы в от­верстиях.

Поверхность крышки насоса восстанавливают шлифованием на плоскошлифовальном станке. Изношенные в корпусе гнезда под шес­терни устраняют обработкой в специальном приспособлении на токарном станке. Вначале „ обрабатывают внутреннюю поверхность на глубину не более 2 мм, а затем подрезают тор­цовую поверхность, обеспечивая заданную по техническим условиям глубину гнезда. Про­верка точности обработки производится инди­каторным устройством.

Изношенные шестерни заменяют новыми. Изношенный ведущий валик восстанавливают шлифованием под ремонтный размер втулки или хромированием под номинальный размер. Изношенные отверстия обрабатывают раз­верткой под увеличенный ремонтный размер или восстанавливают запрессовкой втулок. После запрессовки внутренний диаметр втулок обрабатывают разверткой до номинального размера.

Трещины и обломы устраняют сваркой с последующей механической обработкой. Реко­мендуется горячая сварка ацетилено-кислородным нейтральным пламенем. Сварку ведут чугунно-медными присадочными прутками с флюсом. После сварки корпус медленно ох­лаждают в термокамере или в томильной яме.

Отверстия с изношенной или поврежденной резьбой восстанавливают нарезанием резьбы ремонтного размера или заваркой с последую­щим нарезанием резьбы номинального раз­мера.

После ремонта и сборки масляный насос подвергают испытанию. Он должен создавать давление 6 кгс/см 2 при 600—800 об/мин вала насоса.

При ремонте двигателя осуществляют про­мывку масляных фильтров и если нужно, то заменяют фильтрующие элементы и негодные детали. Промывку производят в керосине с по­следующей обдувкой сжатым воздухом.

Трещины и обломы корпуса и крышки филь­тра устраняют заваркой с последующей зачи­сткой мест сварки. Изношенную или повреж­денную резьбу в отверстиях восстанавливают нарезанием резьбы ремонтного размера или заваркой с последующим нарезанием резьбы номинального размера.

Маслопроводы промывают керосином или горячим раствором каустической соды, а затем горячей водой и продувают сжатым воздухом. Трещины в трубках запаивают твердым припо­ем. Негодные соединительные ниппели заменя­ют новыми. После ремонта маслопроводы ис­пытывают в течение 2 мин на герметичность сжатым воздухом под давлением 4 кгс/см 2 .

Радиаторы системы охлаждения могут иметь следующие основные дефекты: загрязне­ние сердцевины, отложение накипи и течь тру­бок. Загрязнение и накипь удаляют в установ­ках, обеспечивающих подогрев раствора до 60—80°С, его циркуляцию и последующую промывку радиатора водой. Герметичность ра­диатора проверяют сжатым воздухом под из­быточным давлением 0,3—0,5 кгс/см 2 , погру­зив его в ванну с водой. Отверстия закрывают резиновыми пробками, через одну из которых поступает по шлангу воздух от воздушного на­соса. Выходящие пузырьки воздуха укажут на наличие дефектов. Когда радиаторы ремонти­руют без разборки (не снимая бачков), то ис­пытание на герметичность осуществляют пос­ле удаления накипи.

Течь трубок устраняют пайкой. Заменяют на новые заглушенные трубки и трубки, имею­щие большие вмятины. Для замены трубок от­паивают бачки радиатора от сердцевины. За­тем нагретыми стальными стержнями, имею­щими форму трубок, отпаивают дефектные трубки и плоскогубцами вынимают их из серд­цевины. После этого устанавливают новую или запаянную трубку вместе со вставленным в нее стержнем. Затем вынимают стержень и концы установленной трубки развальцовывают. Да­лее припаивают концы трубок к опорным пла­стинам сердцевины, а также верхний и нижний бачки.

Отремонтированный радиатор проверяют в ванне, предварительно накачав в него воздух.

Основными неисправностями деталей во­дяного насоса являются: сколы и трещи­ны на корпусе насоса, изгиб и износ валика, износ шпоночной канавки. Сколы на фланце и трещины на корпусе устраняют сваркой. Де­таль предварительно нагревают. Рекомендует­ся заварку производить ацетилено-кислородным нейтральном пламенем. Трещины можно заделывать эпоксидной смолой. Погнутый ва­лик правят под прессом, а изношенный менее допустимого восстанавливают хромированием и последующим шлифованием до номинально­го размера. Изношенную шпоночную канавку на валу заваривают, а затем фрезеруют новую канавку под углом 90—180° к старой.

Adblock
detector