Меню

Ремонт отопительной системы для автомобилей

Ремонт радиатора автомобиля своими руками

В устройстве охлаждающей системы автомобильного мотора используют алюминиевый или медный теплообменник. Эти детали позволяют сдерживать температурный режим антифриза на высоком уровне. Владельцы автомобилей, возраст которых превышает 10 лет наверняка сталкивались с поломкой этого агрегата.

Стоимость такой запасной части составляет круглую сумму. Замена поврежденной детали в условиях автосалона также потребует больших финансовых вложений. Сэкономить на ремонтных работах можно путём самостоятельной замены теплообменника радиатора.

Для чего необходим радиатор?

Что представляет собой автомобильный радиатор? Данное устройство состоит из множества трубок мелкого диаметра и тонких пластин. Внутри этой системы постоянно циркулирует жидкость, которая передвигаясь через трубки постепенно остывает и продолжает свой дальнейший путь. В ходе этого движение жидкость удаляет излишки тепла, исходящие от автомобильного мотора.

Пройдя несколько кругов в устройстве двигателя горячая жидкость, которая приняла на себя большое количество тепла от двигателя постепенно начинает возвращаться в радиатор. Эта конструкция обдувается уличным воздухом или медным вентилятором. Последнюю деталь используют для быстрого и эффективного охлаждения.

Охлаждённая жидкость быстро забирает лишнее тепло и удаляет его принудительным обдувом. Такая циркуляция продолжается до того момента, пока автомобильный мотор продолжает функционировать.

Устройство охлаждающей системы

В устройстве рабочей зоны радиатора используют специальные плоские пластины из металла. Они пронизывают металлические трубки.друг с другом верхние и нижние бачки.

Жидкость постепенно циркулирует через металлические протоки. В процессе её передвижения увеличивается площадь и скорость охлаждения.

Патрубки в радиаторе разработаны для соединения бачков и водяной части двигателя. Заливать охлаждающую жидкость в замкнутую систему охлаждения необходимо через специальную горловину, которая расположена в верхней части конструкции бачка радиатора.

В чём заключен принцип работы жидкостной среды в радиаторе? В устройстве конструкции используются водяной насос. Он предназначен для беспрерывной циркуляции жидкости. Она омывает стенки цилиндра и головку блока. В процессе передвижения вода постепенно удаляет избыточное тепло.

Как работает радиатор?

Горячая жидкость передвигается по патрубкам в область радиатора. В этой области происходит рассеивание избыточного тепла в окружающую среду. После чего охлаждённая жидкостная среда возвращается в систему охлаждения мотора. Таким образом цикл движения регулярно повторяется, при этом предотвращая перегревание автомобильного мотора.

Для повышения эффективности системы охлаждения, используют дополнительный вентилятор. В процессе работы он притягивает уличный воздух на горячую поверхность, тем самым ускоряя процесс теплообмена. Наличие электропривода позволяет подавать автоматический сигнал для запуска охлаждающей установки.

Разновидности автомобильных радиаторов

Существует несколько видов и типов автомобильных радиаторов. В свою очередь, они различаются друг от друга по своему назначению:

  • Создание теплообмена. Они предусмотрены для циркуляции охлаждающей жидкости и поддержания оптимального температурного режима в области мотора;
  • Отопительные радиаторы. Они применяются для создания теплообмена между охлаждающей жидкостью и воздушными массами внутри автомобильного салона. Благодаря этому удается создать комфортные условия для перевозки пассажиров;
  • Радиаторы для кондиционера. Они предназначены для создания оптимальной температуры хладагента, который позволяет снизить температуру внутри автомобильного салона;
  • Модели радиаторов интеркулера. Они предназначены для обеспечения промежуточного охлаждения воздушных масс на турбо моторах. В процессе работы они повышают его плотность и скорость передвижения;
  • Радиатор на основе испарителя. Они необходимы для расширения охлаждающего компонента и выделения воздушных масс низкой температуры;
  • Радиаторы масла. Они предназначены для охлаждения масляных жидкостей. Благодаря этому удается понизить его текучесть. В свою очередь выделяют несколько моделей данных изделий. Они могут быть водо-масляными или воздушно-масляными.

Устройство радиатор по типу конструкции

Современные устройства радиаторов делятся на несколько категорий. Каждая модель имеет характерные отличия в своём строении. К ним относятся:

  • Алюминиевые с трубчато-пластинчатой основой. Конструкция состоит из множества круглых трубок, которые нанизаны на охлаждающие пластины. Бачки в этом случае изготавливается из плотного пластика;
  • Алюминиевые с трубчато – ленточным основанием. Основная часть конструкции состоит из множества трубок с плоско — овальным сечением. Бачки изготавливают из пластика или алюминиевого сплава;
  • Модели с медно-латунным, трубчато – ленточным основанием. Они отличаются от других видов тем, что бачки изготовлены из латуни или плотного пластика.
Читайте также:  Капитальный ремонт двигателя шкода фабия

Что лучше: медь или алюминий?

Перед осуществлением пайки неисправных областей в автомобильном радиаторе необходимо предварительно ознакомиться с материалами, из которых они сделаны. Современные модели радиаторов производят из алюминия, медного сплава или плотного пластика. Как понять, что за материал использовали в процессе создания радиатора?

Определить состав можно по нескольким признакам:

  1. Медный сплав имеет красно-коричневый оттенок;
  2. Алюминиевые детали имеют серый оттенок;
  3. Пластиковые модели изделий выполнены в черном оттенки.

Медные детали легко поддаются пайке. Устранить поломки на алюминиевых моделях радиаторов сложно в домашних условиях. Физико-химические особенности этого материала требуют правильного подхода и специального оборудования в процессе работы.

Признаки неисправности радиатора

Выделяют ряд характерных признаков, которые могут указывать на неисправность системы охлаждения. К ним относят:

  • Наличие постоянной протечки охлаждающей жидкости;
  • Нарушение циркуляции жидкости в результате появления засора в радиаторе. В результате система охлаждения перестает выполнять свою работу.

Некорректная работа системы охлаждения приводит к постоянному перегреванию мотора. Не своевременная диагностика и ремонт поломки провоцирует появление серьёзных проблем с устройством силового агрегата.

Основной причиной поломки корпус радиатора является механическое воздействие. Тонкие стенки изделия не способны выдержать наличие посторонних элементов внутри корпуса. Появление течи может привести к серьезным последствиям, которые потребуют больших финансовых затрат. Эксплуатация автомобиля с неисправным радиатором система охлаждения может спровоцировать серьезную поломку транспортного средства.

Почему радиатор охлаждения выходит из строя?

Выделяют ряд причин, по которым радиатор системы охлаждения могут выйти из строя. Они включают в себя:

  • Механическое воздействие и повреждение. Трубчатая часть устройства легко деформируется от внешнего воздействия. Если в полость радиатора попадёт камень или крупный мусор в процессе движения автомобиля, то велика вероятность появления деформации в устройстве конструкции;
  • Появление засоров. Отсутствие герметичности в местах соединения провоцирует проникновение частиц пыли и грязи в полость радиатора.

Охлаждающая жидкость низкого качества приводит к появлению большого количества накипи в полости радиаторных трубок. В дальнейшем антифриз не сможет полноценно циркулировать по замкнутой системе.

При наличии данных случаев автомобильный радиатор можно отремонтировать. Однако бывают случаи, по которым ремонт данной детали является нецелесообразным занятием. Например, лобовое столкновение транспорта в ходе ДТП. Поверхность и корпус радиатора быстро деформируется. Восстановить целостность изделия практически невозможно.

Признаки поломки

Как понять, что автомобильный радиатор выходит из строя? Существует ряд признаков, которые позволят определить неполадки в данном устройстве. Они включают в себя:

  • Появление провалов в мощности. Автомобильный мотор начинает плохо держать обороты. Подобное явление проявляется во время длительной поездки;
  • Антифриз начинает закипать внутри бачка. Основная причина заключается в том, что в замкнутой системе появились засоры. Они препятствуют передвижению хладагента;
  • Двигатель начинает заклинивать. В этом случае появляется посторонний звук, который сможет заметить даже начинающий автомобилист. При наличии подобных признаков отремонтировать радиатор самостоятельно практически невозможно.

Устраняем течь в радиаторе

Появление протечек в системе охлаждение считается частой проблемой. С подобной неприятностью сталкиваются водители, машины которых прошли большое расстояние. Как справиться с появлением протечки в ходе путешествия?

Устранить проблему самостоятельно можно при использовании специальных герметиков на жидкой основе. Принцип работы данных веществ основан на следующих изменениях. При заливании состава в расширительный бачок происходит перемешивание вещества с антифризом. Через мелкие и глубокие трещины он начинает вытекать за пределы емкости. При контакте с воздушными массами происходит химическая реакция, в ходе которой образуется плотная полимерная пленка.

Однако использование герметика считается не идеальным вариантом для осуществления ремонта повреждённого радиатора. Это вещество способно устранить мелкие повреждения, размер которых не превышает 3 мм. После проведения такой реставрации рекомендуется обратиться в специализированный центр для промывки всей системы. Дело в том, что герметик способен привести к появлению закупорки в полости трубок.

Читайте также:  Контроллер для бесщеточного двигателя схема

Если не осуществить промывку замкнутой системы своевременно, то увеличивается риск резкого повышения давления. Мотор быстро перегреется и выйдет из строя. Водитель при попытке выяснить основную причину неисправности попытается самостоятельно открыть капот.

Высокое давление вызовет появление гейзера из кипятка. При попадании на кожные покровы он приведет к сильным термическим ожогом.

Разновидности ремонта радиатора

При появлении различных поломок автомобиль должен быть отправлен на диагностику. Подобная манипуляция позволяет сократить в дальнейшей финансовые затраты на ремонт транспортного средства.

Существует несколько способов пайки радиатора. Перед началом ремонтных работ необходимо с точностью определить из какого материала сделана эта деталь. Выделяют три способа реставрации поврежденной области:

  1. Пайка. Этот метод применяют для восстановления пластиковых корпусов. Для работы можно использовать обычный паяльник. Важным требованием является мощность оборудования. Если она превышает 40 Вт, то манипуляция должна осуществляться с особой аккуратностью;
  2. Холодная сварка. Для реализации этого метода используют специальные пластичные смолы, металлические сплавы и химические добавки. Ремонт при помощи холодной сварки помогает быстро избавиться от повреждений на поверхности;
  3. Склеивание. Этот способ используют для удаления мелких трещин. При выборе клеящего состава необходимо выбирать вещество, которое будет подходить для материалов теплообменника. При работе с клеем необходимо соблюдать аккуратность. При контакте с воздушными массами он выделяет неприятный едкий запах.

Ремонт радиатора: видео

Ремонт отопительной системы автомобилей

В этой части схемы к электрическим узлам относятся, прежде всего, электродвигатели вентилятора радиатора и печки. Как раз, двигатель печки – наиболее слабое звено системы отопления. В половине случаев неисправность отопителя салона связана с отказом двигателя печки. Обычно мгновенно он не ломается. Первый позыв – появление дополнительных шумов при работе печки. Это может быть просто жужжание, свист, дребезг. При появлении шума следует проверить, не попали ли в систему обдува посторонние предметы (болтики, винтики, стружка и другие). Далее следует посмотреть состояние салонного воздушного фильтра, в случае необходимости его поменять, на худой случай продуть. Не лишним будет достать двигатель печки и смазать втулки либо подшипники.

Следующий этап умирания двигателя печки – отказ работы на пониженных скоростях. В этом случае уже надо начинать искать новый двигатель либо готовиться к его ремонту. В процессе регламентного ремонта двигателя печки обычно меняются подшипники либо втулки якоря (в зависимости от конструкции) и щетки. После этого обязательно протачивается изношенный коллектор якоря.

Если произошел внезапный отказ работы двигателя печки либо неисправность появляется периодически (то работает, то не работает), скорее всего, подгорело контактное соединение к двигателю. В зависимости от схемы оно может иметь от двух до пяти контактных зон. Через разъем протекают токи до 40 ампер, а это немало, контакты могут нагреваться и подгорать. Для того, чтобы проверить качество соединения разъема, надо включить привод печки, добраться до разъема и его пошевелить. Если вентилятор будет работать рывками – дело в разъеме.
Восстановление разъема подключения двигателя печки – дело хлопотное. Лучше найти аналогичный на разборке (вместе с проводами). Затем откусить старый и тщательно соединить провода. Если найти разъем не удается, то следует почистить и поджать контакты старого, можно в контактные зоны вставить какие-нибудь поджимающие платины, в крайнем случае, куски провода. Крайне нежелательно для чистки контактных зон использовать вэдэшку. Поначалу она даст эффект, но потом будет разъедать контакты далее, что приведет к еще худшим последствиям. Лучше использовать силиконовую смазку.

Во многих автомобилях, особенно французских, в конструкцию двигателя печки встроен электронный регулятор оборотов. Если он пришел в негодность, двигатель может работать только на максимальных оборотах либо не работать вообще. Лучше, конечно, его заменить на новый либо рабочий с разборки. Но стоит он немало. Многие радииовредители ремонтируют электронный регулятор. Там обычно выходят из строя транзисторы. Их, как правило, два, они чисто японского производства, и стоят минимум 500 руб. за штуку. Есть вариант замены на отечественный далеко не полный аналог КТ829М. По опыту служит такой ремонтируемый блок не более полугода, стоит задуматься.

Читайте также:  Как определить износ тормозных колодок автомобиля

При замене двигателя печки на новый либо рабочий бэушный следует проверить посадочные размеры двигателя и длину лопастей вентилятора.

Если они короче, еще не страшно, а вот если длиннее, то будут заклиниваться. Довольно частый случай – несовпадение направления нагнетания воздуха, то есть пластины направлены в другую сторону. В таком случае вместо того, чтобы нагнетать воздух в салон, печка будет работать, как пылесос. Если вы приобрели такой вариант, то придется переполюсовывать двигатель или перепрессовывать лопасти.

Следующее слабое звено – реостат, точнее набор мощных резисторов. Они служат для регулирования тока двигателя печки. В процессе работы через них протекают токи до 40 Ампер. Если их сопротивление около 0,1 Ома, то при падении напряжения 5 Вольт на них может рассеиваться мощность до 250 Ватт (это четверть электроплиты). Именно поэтому в большинстве автомобилей реостаты вставляются в воздуховоды и в процессе работы обдуваются воздухом. Поэтому в случае замены реостата необходимо приобретать родную деталь и устанавливать ее на штатное место.

Иногда реостат в экстренных случаях можно отремонтировать. Обычно к этой процедуре прибегают зимой, если в пути отказала печка, а доехать домой надо. В этом случае можно попробовать закоротить соседние ноги, особенно если зона реостата рядом с ними обуглена. Методом проб и ошибок можно подобрать положение закоротки, когда начинает работать двигатель печки.

Многие автолюбители отказ работы отопительной системы связывают с неисправностью переключателя скорости вращения вентилятора. Скажу сразу, происходит это крайне редко, хотя проверить на всякий случай стоит.

В автомобилях AUDI и Volkswagen (встречается и в других авто) есть одна болезнь: вентилятор перестает работать по причине отказа контактной группы замка зажигания. Дело в том, что питание на систему отопления подается через отдельные ламели контактной группы. Так как через них протекают большие токи, со временем контакты подгорают, пластмассовые ячейки подплавляются, и ток через них не проходит. Многие автовладельцы заменяют контактную группу замка зажигания на аналогичную китайского производства. Они вообще выполнены из легкоплавкой пластмассы, и через пару недель вновь выходят из строя, особенно, если двигатель печки уже «подгулял». Что делать? Можно использовать управление от контактной группы мощным реле, которое в свою очередь включает цепь печки.

Самая сложная неисправность системы отопления салона – неправильная работа электроники. Здесь без помощи специалиста никак не обойтись.
А что делать, если вылетела электроника, а ехать надо, за бортом мороз? В таком случае выход один:

  1. Проверить все предохранители, если исправны, найти двигатель печки. Обычно он находится под бардачком пассажира, в районе центральной консоли или со стороны лобового стекла.
  2. Обеспечить доступ к разъему двигателя печки.
  3. Зачистить выводы разъема двигателя, лучше вообще отрезать их от схемы, чтобы не повредить электронную часть.
  4. Присоединить один вывод двигателя на массу, второй – к положительной клемме аккумулятора. Соединения вести проводом сечением не менее 4 кв.мм. (чем толще, тем лучше). Если вентилятор начал дуть в другую сторону, необходимо изменить полярность.
  5. Следовать к месту стоянки или ремонта.

Чтобы элементы системы отопления салона прослужили дольше, надо:

  • периодически менять салонный фильтр, особенно, если вы часто ездите по пыльным дорогам;
  • один раз в два года производить профилактику системы отопления;
  • в случае увеличения шумов двигателя печки немедленно произвести регламентные работы.
Adblock
detector