Ремонтируем компрессор кондиционера автомобиля самостоятельно
Многие современные автомобили оснащены такой полезной опцией, как кондиционер, который становится спасением с приходом летнего зноя. Привыкнув к комфорту в салоне машины, печально будет обнаружить, в один из дней нажав кнопку кондиционера, что не наступает долгожданная прохлада. Причина очевидна – неисправна система кондиционирования, наиболее частым источником неприятностей, в этом случае становиться поломка компрессора кондиционера.
Учитывая цену нового агрегата и стоимость услуг автосервиса, встает закономерный вопрос, возможно ли произвести ремонт компрессора кондиционера автомобиля самому? Ответ прост, да! Но перед тем как приступить к ремонту, стоит разобраться в его конструкции и какие признаки указывают на выход из строя компрессора.
Принцип работы
В функцию этого агрегата входит сжатие, преобразование хладагента в жидкое состояние с последующей его циркуляцией в системе. В основном в современных автомобилях нашли применение поршневые компрессоры, где несколько поршней, приводимых в движение закрепленной на валу нагнетателя «качающей шайбой», двигающихся в осевом направлении, сжимают фреон до нужного состояния и способствуют его дальнейшему прохождению по системе.
Смазку движущихся рабочих частей компрессора обеспечивает специальное масло, добавляемое в хладагент. Для разных марок фреона добавляется соответствующее масло, к марке R12 добавляется минеральное масло, в R134а доливают (PAG) полиалкиленово-гликолевое.
Диагностика
Признаки, указывающие на неисправность компрессора, могут проявляться как при внешнем осмотре, так и с появлением шумов при работе автомобильных кондиционеров:
Утечка хладагента – причин здесь несколько, если отсутствует механическое повреждение компрессора, то подтекает из сальника или из прокладок в местах соединения агрегата. Определить место утечки фреона можно с помощью УФ лампы, перед этим добавив в хладагент флуоресцентную краску.
- Шум во время работы кондиционера и при его выключенном состоянии – показатель, по которому можно судить о выходе из строя подшипников вала или приводного шкива. Этот же шум свидетельствует о большем, чем требуется, натяжении ремня. Если при отключенной электромагнитной муфте и ослабленном ремне шкив компрессора, проворачиваемый своими руками, очень туго крутится или подклинивает, значит, проблема в подшипнике, когда же ролик вращается тихо и без усилий, возможно, гудит подшипник вала.
Электромагнитная муфта – о ее неисправности подскажет отсутствие щелчка при включении кондиционера. Это происходит когда между прижимной пластиной и шкивом появляется большой зазор вследствие выработки муфты или в случае плавления катушки от перегрева компрессора.
Ремонт основных неисправностей
Если выявлена возможная причина поломки компрессора автомобильного кондиционера, то можно начинать ремонт своими руками:
- При небольших механических повреждениях корпуса следует их заварить с помощью аргонно-дуговой сварки.
- Для замены сальника или прокладок своими руками нужно изначально слить хладагент и снять с машины компрессор. При протекающих прокладках подлежит разборке корпус нагнетателя, состоящий из нескольких частей, в зависимости от его типа, между которыми и устанавливаются эти составляющие. Замена сальника начинается со снятия съемником ступицы муфты, после чего, удалив стопорное кольцо, фиксирующее сальник, при помощи специального приспособления снимаем сальник и заменяем его новым с помощью оправки.
- Замена неисправного подшипника шкива своими руками производится также на снятом с машины компрессоре. Соответственно сняв приспособлением с вала саму муфту, выпрессовываем подшипник, заменяем его новым и производим сборку в обратном порядке.
- Замена подшипника вала своими руками более трудоемкий процесс, требующий разборки всего корпуса компрессора.
- Ремонт электромагнитной муфты состоит в снятии с нагнетателя и замене вышедших из строя на новые: прижимной пластины, сгоревшей катушки или шкива на котором появилась выработка.
- Считается, что при неисправности поршневой группы, долив масло в систему, можно отстрочить отказ в работе компрессора. Но не стоит забывать о мелких частицах, неизбежно появляющихся при выработке в металле, которые, попав в систему, могут забить терморегулирующий клапан и ресивер-осушитель, что в итоге приведет к промывке всей системы. При замене узлов поршневой группы своими руками или устранением проблем с клапанами требуется полная разборка компрессора.
После разборки и промывки следует выявить и заменить неисправную деталь и разобраться в причине, приведшей к такому результату.
Смотрите видео по теме:
Ремонт кондиционера своими руками
Ремонт кондиционера своими руками — дело не самое простое. Ведь далеко не каждый мастер знаком с устройством климатической техники. Однако сегодня многие из таких систем имеют особые индикаторы, которые указывают на характер поломки. Это помогает справиться с некоторыми распространенными проблемами своими силами. Неисправности кондиционеров делятся на самые распространенные, которые можно устранить самостоятельно, и те, которые требуют серьезного ремонта в сервисе. Ниже рассмотрены самые часто встречающиеся неполадки.
Кондиционер не включается
Причины неисправности кондиционера в этом случае могут быть до смешного простыми. Для начала надо поверить пульт. Он тоже может выходить из строя. В пульте могут элементарно сесть батарейки.
- Надо отключить кондиционер, а потом снова включить.
- То же самое надо повторить с пультом управления.
- В пульте можно попробовать заменить батарейки.
Если эти способы не помогли, то пора обращаться к специалисту. Потому что причин поломки может быть очень много. Не имея специальных знаний, починить устройство не получится.
Появление воды
Капает кондиционер
Если с кондиционера капает вода или на его стенках образуется конденсат, то причин у этой проблемы может быть несколько. Чаще всего это говорит о неправильной эксплуатации техники. Например, владелец мог запустить режим охлаждения в кондиционере в тот момент, когда были низкие температуры. Это вполне могло вызвать пробку в дренажном проводе.
- Перед тем как починить кондиционер, надо разобраться, появилась ли ледяная пробка в дренажном водопроводе. Если она еще не появилась, то водопровод надо прогреть. Оптимальная температура прогрева — около плюс 6 -7 градусов.
- Если пробка уже появилась, то придется ждать тепла, пока она сама не растает. Технику до этого периода запускать нельзя.
Засорение фильтров
Засорился фильтр
Засор фильтров блока — третья самая распространенная проблема. Для ее устранения надо сначала прочистить панель кондиционера. Часто там можно обнаружить ворс и пыль. Она может появляться от ковров и различных шерстяных изделий. Перед тем как отремонтировать кондиционер, надо убедиться, что виноваты именно фильтры.
Симптомами засоренных фильтров являются резкие сквозняки и похолодание в помещении. Если же вместе с этим была обнаружена вода и конденсат, то проблема может заключаться в неисправной дренажной системе.
При неисправной дренажной системе простой чисткой панели уже не обойтись.
Монтаж
Монтаж внутреннего блока сплит-системы
Установка сплит-систем вызывает не меньше вопросов, чем ремонт. Ведь от правильного монтажа кондиционера тоже очень многое зависит. Некоторые проблемы с кондиционирующими устройствами случаются именно из-за неправильной установки. Конечно, монтаж чаще всего производят профессионалы. Однако это можно сделать самостоятельно. Главное, разобраться, как сделать это правильно.
Уход за кондиционером Выбор места. Большинство кондиционеров современного образца — это сплит-системы. То есть устройство разделено на две части. Одна из них размещается на улице, где есть достаточно свежего воздуха, а вторая функционирует в квартире. Чтобы установить такой кондиционер, надо выбрать место и в комнате, и за ее пределами. При установке блока за пределами квартиры надо выбрать такое место, которое будет располагаться поближе. Длина трассы не должна превышать 4 метра. Максимальный размер — 5 метров. Иначе установка устройства обойдется слишком дорого.
- Когда место выбрано, можно приступать к работе. Монтаж начинается с внутреннего блока сплит-системы. Он устанавливается строго по уровню, и этому есть разумное объяснение. При малейших перекосах из устройства может потечь, потому что в нем расположена емкость для конденсата. Поэтому при монтаже консоли надо пользоваться только уровнем. Не следует ориентироваться по линии потолка.
- Когда консоль для внутреннего блока установлена, надо сделать отверстие, которое будет выводить вторую часть сплит-системы наружу. Через это отверстие будет проведен кабель, соединяющий обе части кондиционера. Для этого используют перфоратор (если отверстие пролегает в бетонной стене).
- Внутренний и внешний блоки объединяют при помощи медных трубок. Лучше, если эту работу проделает профессионал. Хотя с монтажом может справиться и владелец устройства.
- Когда система установлена, трубки можно спрятать в короб. Отмечено, что их часто повреждают различные пернатые, которые испытывают пристрастие к внешнему покрытию трассы.
- Заключительные работы. После установки системы надо проверить работу кондиционера во всех режимах. Также следует протестировать уровень шумности. Современные системы почти бесшумны, их не слышно на фоне уличного шума.
Монтаж наружного блока
Если возникли непредвиденные неполадки, то придется обращаться к специалистам. Кондиционеры от ведущих компаний обычно устанавливают монтажные бригады. Монтаж устройства — очень ответственная процедура. Часто причины поломки кондиционера кроются в неправильной установке. Дефекты, которые агрегат получил из-за неправильного монтажа, не поддаются гарантийному обслуживанию, и это следует помнить.
Классификация неисправностей
Проблемы с электроникой
Помимо трех основных проблем, которые могут возникнуть с подобными установками в бытовых условиях, неисправности у кондиционера могут быть иными. Все поломки можно разделить на две части:
- проблемы с электроникой;
- неполадки холодильного контура.
Чаще всего проблемы с холодильным контуром возникают из-за утечки фреона. Причина этого кроется в 90% случаев в неправильном монтаже конструкции. При регулярном сервисном обслуживании установки такие проблемы решаются дозаправкой. Однако в домашних условиях отсутствует постоянная проверка кондиционера. К тому же, утечка может быть довольно интенсивной.
Если кондиционер работает плохо, то его надо полностью продиагностировать.
Начинают диагностику с проверки состояния теплообменников. Они должны функционировать так, чтобы им ничто не мешало. Помехой может быть самая обычная грязь или пыль.
После этого надо приступить к проверке целостности контура. Если на всасывание давление в системе падает ниже нуля, то велика вероятность, что внутрь попал не только воздух, но и вода. Обнаружив такую проблему, надо немедленно приступать к ремонту системы, потому что эксплуатировать кондиционер в таком состоянии нельзя.
Замена фреона
При недостатке фреона опасность, в первую очередь, угрожает компрессору системы. Он может:
- перегреться;
- подвергнуться коррозии.
Нехватка фреона может стать смертельной для системы в целом. Поэтому такую неполадку надо устранять срочно. В некоторых случаях обойтись дозаправкой фреона уже не получится. Придется:
- убрать старый фреон полностью;
- устранить причину утечки хладагента;
- заменить антикислотный фильтр в системе;
- заменить фильтр-осушитель;
- вакуумировать контур;
- заправить контур фреоном.
Своевременно обнаружить утечку фреона помогут такие средства, как индикаторы утечек. Они добавляются в хладагент. Если происходит утечка, то она становится очевидной.
Другое средство — специальные электронные приборы для поиска утечек. Они высвечивают хладагент.
Проблемы с электроникой — еще одна головная боль владельца кондиционера. Чаще всего страдает либо компрессор, либо конденсатор. Починить эти устройства в домашних условиях крайне сложно.
Видео
В общих чертах эксплуатация кондиционера представлена в следующем видеоматериале: