Как разобрать электродвигатель вентилятора печки ВАЗ 2110, 2111, 2112
Фото и видео инструкция по самостоятельному ремонту двигателя вентилятора печки на автомобилях ВАЗ 2110, 2111, 2112.
- Снимаем вентилятор с машины.
При помощи отвертки поддеваем 2 пружинные скобы крепления опоры вентилятора.
Снимаем опору с двигателя.
Откручиваем 2 винта крепления щеткодержателя.
Отверткой поддеваем и достаем 2 закладные гайки.
Снимаем щеткодержатель.
Проверяем коллектор на предмет царапин, подгорелостей, грязи. Если они есть, то можно зачистить его мелкой шкуркой.
Вставляем 2 закладные гайки.
Одеваем на вал изоляционную шайбу.
Перед сборкой нужно вынуть пружины из направляющих щеток.
Осторожно отгинаем края направляющих.
Вставляем щетки до упора в направляющие.
Устанавливаем щеткодержатель на двигатель, вставляем пружины щеток в направляющие и загинаем края направляющих.
Устанавливаем опору вентилятора на двигатель.
Видео по ремонту электродвигателя:
Добавить комментарий Отменить ответ
Related Post
Как снять и установить стартер на ВАЗ 2110, 11, 12 Как снять и установить стартер на ВАЗ 2110, 11, 12
Инструкция для тех, кто хочет самостоятельно заменить стартер на автомобилях ваз 2110, 2111, 2112 Процедура снятия Первым делом, перед началом работ, нужно снять минусовую клемму с аккумулятора. Затем снимаем защиту
Как снять и установить замок зажигания на ВАЗ 2110 Как снять и установить замок зажигания на ВАЗ 2110
Первым делом необходимо снять минусовой провод с аккумулятора. Снимаем рулевое колесо. Снимаем подрулевые переключатели. Разъединяем колодку с проводами. Срубаем или высверливаем 4 болта. Снимаем замок зажигания. Устанавливаем замок зажигания на
Как поменять регулятор холостого хода на ВАЗ 2110 Как поменять регулятор холостого хода на ВАЗ 2110
Отсоединяем минусовой провод от аккумулятора. Отсоединяем колодку с проводами от РХХ. Откручиваем два винта крепления и снимаем регулятор холостого хода с машины. Если уплотнительное кольцо потеряло эластичность или порвалось -замените
Как узнать неисправность и отремонтировать вентилятор печки ВАЗ-2110
На ВАЗ «десятого» семейства, к которым относится модель ВАЗ-2110, в систему отопления салона конструкторы внедрили систему автоматического управления отопителем (САУО), повышающую удобство использования печки.
Конструкция отопителя ВАЗ-2110
САУО пришло на смену ручному управлению отопителем, но в остальном печка конструктивно осталась прежней. Как и в более ранних моделях система обогрева салона представляет собой корпус с установленными внутри радиатором, подключенным к системе охлаждения силового агрегата – источник тепла, заслонками, перенаправляющими воздушный поток в нужные зоны, и вентилятором с приводом от электродвигателя, которым поток воздуха и создается.
САУО — контроллер, который в зависимости от установленных параметров отслеживает температуру в салоне и регулирует положение заслонок, поддерживая заданный режим.
Видео: Отопитель ВАЗ 2110; 11; 12. Устройство и принцип работы.
Эффективность отопителя салона ВАЗ-2110 была бы низкой без принудительного создания потока воздуха, и эта задача лежит на вентиляторе печки.
Вентилятор печки
Конструктивно вентилятор состоит из электродвигателя постоянного тока с коллекторно-щеточным узлом и крыльчатки, посаженной на ротор эл. мотора. Питание электромоторчика осуществляется от бортовой сети авто. Предусмотрено несколько режимов работы вентилятора, разница между которыми сводится только к скорости вращения ротора, а реализовано это путем врезки резистора в цепь питания электромотора.
Установка режима работы вентилятора осуществляется рукояткой, размещенной в блоке управления печкой на центральной консоли. Изначально на ВАЗ-2110 эта рукоятка входила в конструкцию контроллера САУО, но функционировала отдельно от самого контроллера. Позже в САУО добавили функцию автоматического управления вентилятором (положение «А» на рукоятке), задействовав которую контроллер регулирует скорость вращения электромотора, чтобы поддерживать заданный температурный режим.
Электродвигатель, используемый в конструкции вентилятора ВАЗ-2110, прост, но у него есть «слабые места» — коллекторно-щеточный узел и подшипники. Износ этих элементов становится причиной некорректного функционирования и полной неработоспособности вентилятора. Короткие замыкания и обрывы обмотки в приводе печки встречается редко, но об этих поломках тоже не забывайте.
Симптомы поломки. Составляющие отопителя, влияющие на работу вентилятора
Признаки неисправности вентилятора печки достаточно явно проявляются и не заметить их невозможно. Распространенные симптомами поломки:
- Повышенная шумность, скрежет при работе.
- Сильное снижение эффективности нагнетания воздуха.
- Вентилятор не включается в работу.
- Самопроизвольное изменение скорости вращения электродвигателя.
- На слух определяется, что электромотор работает под сильной нагрузкой.
В ряде случаев такие последствия дают неисправности в цепи питания и управления вентилятором, поэтому следует сначала проверить их. Это касается:
- предохранителя (перегорание – причина полного отказа работы электромотора);
- резистора (если он не исправен, перестают работать некоторые скоростные режимы электродвигателя);
- контроллера (рукоятка переключения режимов вентилятора и входит в его конструкцию, поэтому неисправности САУО сказываются на функционировании эл. двигателя);
- клемм проводки цепи питания и управления (окисление, повреждения проводов – одна из причин неправильно работающего электровентилятора).
Если диагностика указанных элементов показала, что они исправны, необходимо демонтировать и ремонтировать сам вентилятор. Но предварительно можно и его диагностировать.
Проверка вентилятора
Делается проверка путем прямой запитки электродвигателя от АКБ (от клемм аккумулятора прокладываем провода и подключаем к выводам питания моторчика) – работа под нагрузкой, затрудненный набор скорости вращения, визги и писки указывают на износ составных элементов привода и необходимость их замены. А вот если даже при прямой подаче напряжения электродвигатель не заработал, вероятнее, он перегорел или произошел обрыв обмоток. Такие неисправности – трудноустранимы и проще заменить узел целиком.
Особенности конструкции печки старого и нового образцов
Конструкция электродвигателя печки на ВАЗ-2110 идентична, а вот вентиляторы и место их расположения отличается. На моделях первых годов выпуска электровентилятор установлен в корпусе печки перед радиатором и расположен он горизонтально (печки старого образца). После конструкцию пересмотрели – вентилятор уже разместили в корпусе салонного фильтра и установили вертикально (отопители нового образца).
Несмотря на конструктивные особенности, демонтаж вентилятора – операция несложная и не требует полной разборки печки.
На ВАЗ-2110 с отопителем старого образца, чтобы снять электровентилятор, нужно:
- Демонтировать «жабо».
- Снять переднюю стенку ниши, в которой размещен отопитель.
- Демонтировать заднюю крышку корпуса вентилятора, предварительно выкрутив саморезы и сняв фиксаторы.
- Отсоединить от вентилятора проводку и извлечь его.
Что касается моделей с печкой нового образца, то технология снятия электровентилятора печки на таких авто отличается:
- демонтируем «жабо» и переднюю стенку;
- извлекаем воздушный фильтр;
- откручиваем крепление корпуса фильтра к корпусу печки и разъединяем их;
- отсоединяем проводку;
- извлекаем корпус фильтра вместе с вентилятором;
- демонтируем электровентилятор.
После снятия электродвигателя с крыльчаткой, разбираем его, выполняем дефектовку, заменяем изношенные элементы и собираем обратно.
Видео: Замена моторчика печки (вентилятора отопителя) ВАЗ 2110, 2111 и 2112
Ремонт вентилятора (по шагам)
Технология разборки очень проста, но действуйте аккуратно. Поскольку поломка электродвигателя кроется в износе подшипников и графитных щеток, рассмотрим, как заменить эти элементы:
- Разбираем электродвигатель. Для этого сначала снимаем крыльчатку, а затем два пружинных фиксатора опоры моторчика.
- Снимаем опору.
- Выкручиваем винты крепления щеточного узла и снимаем его.
- Аккуратно выбиваем ротор.
- Очищаем элементы от пыли и грязи.
- С внутренней стороны статора аккуратно отгибаем края пластины, удерживающей подшипник.
- Выбиваем подшипник и на его место устанавливаем новый (для замены нужен подшипник №609).
- Загибаем обратно края пластины.
- Осматриваем состояние пластин коллектора на роторе, при необходимости их шлифуем наждачной бумагой (мелкозернистой).
- Заменяем изношенные щетки на новые (провода изношенных выпаиваем, а на их место припаиваем провода новых элементов).
- Отгибаем упоры пружин щеток (это позволит без проблем установить щеточный узел на место).
- Ставим на место ротор.
- Устанавливаем и фиксируем щеточный узел, предварительно посадив щетки в посадочные места.
- В отверстия, которые закрывали упоры, устанавливаем пружины щетки и загибаем обратно упоры.
- Устанавливаем опору вентилятора и крыльчатку.
- Отремонтированный вентилятор устанавливаем на авто.
Как видно, отремонтировать вентилятор печки ВАЗ-2110 несложно, и с этой задачей вполне можно управиться в гаражных условиях, даже не имея особых навыков в ремонте авто.
Ремонт моторчика печки
Сколько служит моторчик отопителя – зависит от интенсивности его использования и условий. Если активно нагружать климатические системы и не менять салонный фильтр – проблема может появиться уже через 20-30 тысяч километров. Самая частая неисправность моторчика печки это писк и визжание. Чтобы такого не происходило нужен регулярный уход за печкой, ее моторчиком, и за всей климат системой в целом.
При щадящем режиме работы и периодическом обслуживании ремонт вентилятора печки может потребоваться лишь через 100-200 тыс. км пробега и более. Основные признаки по которым можно будет определить такую необходимость – шумная работа (треск, свист, вой и т.п.) или вибрация. Если признаки работы вовсе отсутствуют или снизилась интенсивность потока воздушного напора из воздуховодов при включении климатического оборудования, скорее всего придется разбирать печку, проверять и проводить более сложный ремонт.
Большинство автомобилей оснащены вентиляторами центробежного типа (бочкообразными) с коллекторным двигателем, поэтому проверка моторчика печки и его восстановление во многих случаях аналогичны. Осевые вентиляторы (пропеллеры) используются только на старых авто, вроде Жигулей и Москвичей, а бесщеточные моторы редки даже среди дорогих иномарок. Поэтому данная статья посвящена именно коллекторным моторчикам печки с центробежным вентилятором.
Признаки и причины выхода из строя моторчика печки
Если моторчик шумит или печка слабо дует – дело не обязательно в его поломке. Для выявления причины неисправности и получения комфортного микроклимата в салоне нужно проанализировать симптомы, указывающие на неправильную работу моторчика.
Приступать к ремонту нужно если трещит/скрипит/воет/свистит моторчик печки. При этом можно отделаться как простой чисткой крыльчатки вентилятора, так и смазкой подшипников, а может и придется разбирать его для диагностики. В таблице вы найдете основные признаки и где искать причину неисправности, а ниже будет информация как и что нужно делать дабы отремонтировать моторчик отопителя своими руками.
Признаки поломки | Вероятные причины неисправности | Как ремонтировать |
---|---|---|
Шелест | Засор крыльчатки | Очистка от загрязнений, замена салонного фильтра |
Громко шумит | Износ щеток | Замена щеток коллектора моторчика |
Люфт крыльчатки | Смазка или замена подшипников либо втулок моторчика | |
Не поступает воздух через дефлекторы | Засорение фильтра | Очистка корпуса и замена салонного фильтра |
Обрыв электрической цепи вентилятора | Поиск обрыва и его устранение | |
Выход из строя моторчика | Проверка моторчика мультиметром (щетки, обмотки, якорь) и ремонт или замена поврежденных деталей | |
Перегорает предохранитель печки | Короткое замыкание в питающей линии | Прозвонка цепи питания и управления моторчика, поиск КЗ, его устранение и замена предохранителя |
КЗ в моторчике | Прозвонка и дефектовка моторчика, поиск замыкания, его устранение или замена моторчика | |
Заменил моторчик печки, выбивает предохранитель | КЗ или неправильное подключение | Прозвонка цепей печки (желательно, с замерами тока), поиск источника повышенного тока и устранение проблемы |
Пищит или свистит моторчик на холодную | Дефицит смазки | Разобрать и смазать вращающиеся узлы |
Слабо дует печка, а моторчик крутится медленно | Засорение фильтра | Очистка корпуса и замена салонного фильтра |
Износ щеток моторчика | Замена щеток моторчика | |
Неисправность управляющего реле мотора | Замена реле мотора печки в монтажном блоке | |
Слабый контакт с массой в цепи вентилятора | Прозвонка цепи питания и управления вентилятора с замером сопротивления, поиск слабого контакта и его восстановление | |
Неисправность токоограничивающего резистора | Проверка резистора и его замена | |
Обрыв обмоток якоря | Проверка обмоток ротора и моторчика, замена поврежденного якоря или электромотора в сборе | |
Не регулируются обороты вентилятора | Неисправен реостат (резистор) в цепи управления мотора | Ремонт или замена резистора управления |
Неисправна ручка управления печкой | Проверка ручки печки мультиметром, замена на исправную деталь | |
Вибрация моторчика печки | Износ подшипников и/или втулок | Замена и смазка подшипников или втулок, обслуживание моторчика печки |
Моторчик печки не работает | Обрыв или КЗ цепи питания | Поиск обрыва или КЗ и его устранение |
Сгорел моторчик | Реставрация моторчика печки или его замена | |
Неисправен переключатель вентилятора | Ремонт или замена переключателя |
Во многих случаях ремонт может и не потребоваться, достаточно обслуживания моторчика печки. Например, если вентилятор еле дует, после замены фильтра проблема очень часто уходит. Если даже с новым фильтром напор остался слабым – варианта два: или неисправен сам электродвигатель, или банально фильтр установлен неверно (не той стороной или с перекосом).
Если уже конкретно засвистел моторчик печки, начал реветь или просто заглох – важно сразу обнаружить причину и оперативно ее устранить, так как на ранних этапах большинство неполадок можно ликвидировать «малой кровью». В таком случае подбираемся к электромотору, дефектуем его, ремонтируем, а если ремонт невозможен или нецелесообразен – просто меняем.
Как проверить исправность моторчика
После снятия электровентилятора, перво-наперво, осмотрите крыльчатку и подшипники на наличие загрязнений. Проверка выработки моторчика отопителя без его разборки доступна пальцами.
Надо пошевелить крыльчатку и определить величину люфтов, как в продольном направлении (взад-вперед), так и в поперечном. Ощутимого хода быть не должно, а если он есть присутствует выработка. Если она небольшая (маленький люфт почти без стука) – нужно смазывать подшипники и втулки, а если большая (болтается ощутимо, иногда до того, что крыльчатка цепляет другие части) – заменить их.
Разборка и проверка моторчика печки (определение неисправности)
Схема подключения моторчика печки
Если моторчик печки не работает совсем, его следует разобрать (вынуть из кожуха) и проверить мультиметром. Нужно понять, где проблема: в самом электродвигателе или в цепи его питания. Самый простой способ, как проверить, работает ли моторчик печки – подать на него 12 вольт напрямую.
На некоторых машинах моторчик не имеет дополнительной электроники и подключается двумя проводами «+» и «-» (как на ВАЗ и большинстве других авто). В таком случае достаточно подключить эти контакты напрямую к АКБ (обычно красный, синий или желтый на плюс, черный на массу). Если контактов больше – понадобится схема подключения моторчика печки конкретно вашего авто.
Если при прямой подаче питания мотор крутится плохо или стоит на месте – дело в самом электродвигателе, а когда хорошо крутится – проверяйте электрические цепи.
Как проверить мультиметром моторчик печки
Мультиметром нужно проверить сопротивление обмоток якоря и прозвонить провода идущие к щеткам. Отдельно проверяется и резистор печки (если электромотор крутится на прямую, а с резистором нет). Возможные причины неисправности чаще всего кроются в:
Как прозвонить моторчик печки
- Закис разъем. Если контакт пропал из-за окислов – нужно осмотреть клеммы фишки разъема и, при необходимости, зачистить их.
- Износ щеток. Нужно разобрать щеточный (коллекторный) узел и осмотреть щетки на величину износа.
- Выработка на якоре. Можно увидеть даже без разборки. Весь ремонт – это полная замена моторчика.
- Обрыв или замыкании обмоток. Обмотки статора и ротора (якоря) проверяются в режиме замеров сопротивления на малом пределе (до 20 или 200 Ом) или в режиме прозвонки. Как проверить моторчик печки на предмет обрыва обмоток, показано на видео.
Ремонт моторчика печки своими руками
После того, как определен характер поломки и конкретный ее виновник, начинаем разбор моторчика печки и его ремонт. Можно обратиться на СТО к специалистам, что проще, но иногда накладно. Официальные дилерские сервисы, как правило, меняют всю деталь, что при негарантийном случае может быть очень накладно (до 10 тысяч рублей и более за оригинальный электромотор). Небольшие и специализированные СТО могут взяться за обслуживание и ремонт моторчика печки, цена работ стартует примерно от 1000 рублей.
Ремонт моторчика печки своими руками обойдется дешевле. Это не очень сложно, но не всегда возможно. К осуществимым в гараже и восстанавливающим работоспособность электродвигателя процедурам относятся:
Процесс разборки и очистки компонентов моторчика печки
- чистка и смазка подшипников и втулок (затраты на смазку);
- зачистка ламелей на коллекторе якоря (затраты на абразив и смазку);
- замена подшипников (50-300 рублей);
- замены крыльчатки (100-500 рублей);
- замена щеток (50-300 рублей);
- замена якоря (до нескольких тысяч рублей)
- замена токоограничивающих резисторов (200 рублей на ВАЗе и от 1 до 5 на иномарках).
Ремонт моторчика вентилятора печки нецелесообразен, если обнаружены повреждения (обрыв, КЗ, выгорание) обмоток статора. Повреждения ротора (обмоток или ламелей коллектора) можно устранить только если есть новый ротор в сборе, который найти непросто. Поэтому в таких случаях ремонт моторчика печки автомобиля не имеет смысла. Все проблемы, без больших временных затрат, полная замена точно решит, а часто даже дешевле обходится.
Разборка
Разбор моторчика печки в большинстве случаев проходит однотипно, с использованием стандартного набора инструментов:
- плоская и крестовая отвертки;
- набор небольших гаечных ключей или головок (обычно от 6 до 13);
- пассатижи или плоскогубцы.
Конкретный набор и номера ключей/головок зависит от конструкции мотора климатической системы на вашем автомобиле.
Чтобы добраться к коллектору нужно высверлить заклепки, на примере Volswagen
Развальцевать загибы — чтоб составные части разъединились, на примере Volswagen
Разборка электродвигателя отопителя проводится по такой схеме:
- Извлечение моторчика из корпуса. Нужно только на авто, на которых он снимается вместе с кожухом «улитки».
- Снятие крыльчатки электродвигателя с его ротора. Крыльчатка вентилятора обычно крепится на валу болтом или металлическим фиксатором. Если она туго сидит в натяг – снимать нужно, аккуратно поддевая ее вверх двумя плоскими отвертками, стараясь не повредить деталь.
- Снятие крышки с коллекторного узла или разделение половинок. Если со стороны коллектора есть отдельная крышка – ее надо снять. На моторах состоящих из половинок – они разделяются. Для крепления обычно используются винты под отвертку или небольшой ключ на 6-10 (зависит от мотора).
- Снятие щеток. Чтобы вынуть щетки достаточно сверху над ними разогнуть фиксирующую планку.
- Извлечение ротора. Ротор извлекается из корпуса в сторону, с которой установлена крыльчатка. Обычно при его извлечении с валом снимается и передний подшипник, а задний (если есть) или бронзовая втулка – остается в крышке коллектора или другой части электромотора.
Перед тем, как разобрать вентилятор печки, найдите схему разборки (а лучше – видео) конкретно для вашей модели. Ниже приложено несколько видео разборки разных моторов, но хоть общие принципы едины, тонкости могут отличаться (особенно на тойотах).
Разборка и ремонт осевого моторчика печки автомобиля
Снятие и разборка моторчика печки на Приору и ВАЗ 2110-2112
Восстановление работоспособности
Переборка моторчика печки подразумевает визуальный осмотр детали на предмет износа и неисправностей, выявление дефектных деталей и восстановлении их работы в результате ремонта либо замены. Во многих случаях все проблемы решаются очисткой от грязи либо окислов и смазкой. Однако при износе деталей, без их замены, восстановить работоспособность электромотора отопителя салона не получится.
Если не крутит моторчик печки – возможные причины кроются в щетках, ламелях коллектора или обмотках. Первые две проблемы относительно легко устранимы. А вот если не вращается крыльчатка электродвигателя из-за обмоток, то нужна их перемотка. Это сложно и нецелесообразно, поэтому надо менять якорь или электродвигатель полностью.
Если слабо крутит моторчик печки – дело может быть как в щетках или в подшипниках, так и во втулках либо обмотках. Замена щеток и подшипников или втулок – задача несложная, а вот если неисправны обмотки якоря – мотор, скорее всего, под замену.
В некоторых случаях проблема слабо дующего моторчика может заключаться не в нем. Если токоограничивающий резистор управления оборотами закреплен на корпусе, то причиной, почему моторчик печки крутит медленно, может быть поломка этого самого резистора. Такой мотор можно отличить по многоконтактной фишке разъема, наличию большого резистора где-то сзади или по радиатору там же.
Плата управления моторчиком с резистором на печке, на примере Toyota
Расположение токо-ограничивающего резистора отдельно от печки, на примере Опеля
Если засвистел или затрещал моторчик печки – дело в подшипниках или втулках. В легких случаях звук устраняется путем чистки и смазки, в тяжелых (большой износ, сильный люфт) – заменой вентиляторов или втулок.
В тех случаях когда электромотор выполнен неразборным, а вместо подшипников в нем используются втулки редких типоразмеров (полимерные, бронзовые или латунные), которые не найти в продаже – реставрация вентилятора отопителя реальна лишь при наличии доступа к токарному станку чтобы можно было выточить нужную втулку из бронзы. Нет такой возможности – мотор придется менять на новый.
Очистка моторчика печки
Если скрипит моторчик печки – иногда достаточно его чистки и смазки, чтобы устранить звуки и продлить срок службы. Но, вообще, чистка моторчика печки будет полезна при любом вмешательстве во время ремонта, вне зависимости от вида неисправности. Для очистки вам понадобятся:
Очистка крыльчатки используя пену для уборки салона авто
- кисточка;
- ацетон или обезжириватель;
- плотная ветошь.
При разборке электродвигателя отопителя необходимо очистить от отложений пыли, грязи и окислов его узлы:
- крыльчатку;
- вал ротора (якоря);
- корпус и крышки.
Чистка производится аккуратно кисточкой, смоченной в ацетоне. Можно использовать также аэрозольные очистители и очистители контактов, такие как спей для карбюраторов и дроссельных заслонок. Плотные отложения, которые не удаляются кисточкой или струей из баллончика, нужно вытереть плотной ветошью, не оставляющей ниток и ворса.
Прежде чем смазать моторчик печки, еще раз проверьте его на износ после чистки. Иногда загрязнения играют роль дополнительного уплотнителя и не позволяют оценить степень износа, уменьшая люфты.
Смазка и обслуживание
Устранение скрипа и визга печки Volkswagen на 1-й и второй скоростях. Обслуживание мотора печки (чистка и смазывание)
Если гудит моторчик печки, но при этом дефектовка не выявила большого износа и люфта, для удаления шумов достаточно нормально смазать его. Наносить смазку нужно на подшипники и втулки, в которых крутится вал. Мазать внутренние детали (якорь, ламели) нельзя, так как статор и ротор при работе не образуют трения, а ламели коллектора должны иметь плотный контакт со щетками! Именно металлографитовые щетки и играют роль смазки в этой паре трения.
Чем смазать моторчик печки и какие смазки использовать нельзя
При обслуживании вентилятора возникает вопрос, чем смазать, чтобы не свистел моторчик печки, и при этом долго служил. Чтобы смазывающий слой долго оставался на трущихся узлах, смазка должна быть достаточно густой и не текучей. Самая подходящая смазка для моторика печки, вне зависимости от его конструкции – это Total Altis SH2, Mobil Polyrex EM, Сhevron SRI, Mannol Grease Lc2. Состав такой смазки достаточно густой, выдерживает перепады температур, долго держится и хорошо отталкивает влагу.
Если очень часто возникает вопрос, почему свистит или воет моторчик печки, несмотря на периодическое обслуживание, здесь три вероятных варианта ответа:
- Износ. Если электромотор изрядно уставший, то смазка помогает лишь на непродолжительное время, а потом вой возвращается.
- Втулочная конструкция. Если вместо подшипников качения в моторе используются подшипники скольжения (простые втулки из медного сплава или пластика), то смазка быстро из них вымывается и возникает шум.
- Неправильная смазка. Если обслуживание моторчика печки уже производилось – возможно, была выбрана неподходящая смазка, которая не справляется с задачами или просто уже вытекла либо высохла.
Чтобы моторчик печки долго ходил, не стоит использовать:
Для того, чтобы масло не попало на щеточный узел — используется шприц
- Графитовую смазку. Графитовая смазка противопоказана для электрооборудовнаия, так как графит хорошо проводит ток.
- Сухие смазки. Они не очень хорошо распределяются, быстро уходят и от того не справляются с задачей.
- Солидол. Солидол на морозе быстро застывает, а при нагреве становится довольно жидким, поэтому слабо подходит.
- ШРУС. Смазки для приводов в моторчик печки не подходят, так как условия работы шарниров и электромоторов очень отличаются.
Не подходят по своим свойствам также смазки ЦИАТИМ и Литол-24, но при этом довольно часто применяются автовладельцами. Повторная ситуация шумной работы печки после использования таких смазок для моторчика гарантирована.
Реставрация отдельных деталей
Реставрация моторчика печки имеет смысл, если изношенные детали можно заменить, а ее конструкция разборная. К устранимым в гаражных условиях поломкам относятся:
- поломка крыльчатки;
- изношенные щетки;
- поврежденный коллектор;
- изношенные подшипники или втулки;
- вышедший из строя резистор.
В случае неразборной и необслуживаемой конструкции ремонт моторчика заслонки печки невозможен (или возможен с большими трудозатратами), поэтому лучше заменить его на новый.
Замена крыльчатки
Это легкая неисправность, так как заменить крыльчатку моторчика печки можно и без его полной разборки. Чтобы поменять купленную б/у крыльчатку достаточно снять ее со штока, вынув предварительно стопорную шайбу (если таковая имеется), в основном она просто плотно сидит на валу. Но обычно просто так вентилятор не ломается, поэтому моторчик все же надо обследовать на предмет люфтов и перекосов. Ведь часто крыльчатку ломает из-за заклинивания.
Замена щеток
Если металлографитовые щетки стерлись и плохо контактируют с коллектором, их можно заменить. Для этого необходимо измерить размеры щеток и подобрать аналогичные. Иногда щетки припаяны к выводам, поэтому для замены может потребоваться паяльник. Но в большинстве случаев они придавлены пружинками и чтобы их поменять достаточно просто отогнуть фиксаторы.
Ремонт коллектора
Окислившиеся ламели на якоре можно зачистить, используя мягкую шкурку или грубую ткань с абразивной пастой. Для ускорения процесса и равномерной зачистки якорь можно вставить в патрон дрели или станка. Если ламели сильно повреждены окислением, подгоревшие, истертые – можно починить якорь, поменяв сам коллектор.
Ремонт якоря моторчика печки заключается в отсоединении старого коллектора от обмоток, его выпрессовке с вала, установке и соединении нового коллектора. Нужно выбирать деталь, которая имеет такой же размер и количество ламелей. Для надежности фиксации на валу можно посадить новый коллектор на эпоксидку или клей. При этом важно ровно посадить новую деталь, чтобы щетки нормально скользили.
Выгоревший ламель моторчика, с такой неисправностью нужно либо менять коллектор либо весь электромоторчик
Новый и старый коллектор после ремонта якоря моторчика печки Audi
Замена втулок или подшипников
При сильном износе втулок или подшипников ротора они меняются на новые. Втулку надо подбирать по маркировке мотора или по ручным замерам штангенциркулем (но учитывайте при этом износ внутреннего отверстия). Подшипники обычно имеют маркировку, по которой и нужно выбирать новые.
Чтобы заменить подшипник моторчика печки, его нужно спрессовать с вала или выпрессовать из корпуса, используя съемник. Выпрессовывать подшипники можно, используя тиски или обрезок трубки (больше наружного диаметра подшипника) и болт с шайбой и гайкой. Болт вставляется в подшипник, трубка надевается на него, затем надевается шайба и гайка. При стягивании болта с гайкой подшипник выскочит в трубку.
Замена подшипников моторчика печки
Ремонт резистора
Перепайка сгоревшего резистора, на новый
В большинстве случаев резистор целесообразней заменить на новый, подобрав его по модели авто или по номиналу. Когда же такой возможности нет или нужно временное решение, то его можно попытаться отремонтировать. В крайнем случае можно перемкнуть на прямую подачу тока и тогда моторчик будет крутится постоянно только на самых высоких оборотах.
Более сложная задача – собственноручная сборка блока резисторов, вместо сгоревшего. Для этого надо найти схему родного резистора (на печках с несколькими скоростями он обычно состоит из ступеней), подобрать в радиодеталях сопротивления, аналогичные родным, и спаять их по схеме.
Рекомендации и советы по ремонту вентилятора печки
Чтобы ремонт моторчика печки автомобиля был успешным, следует заранее подготовиться и взять на вооружение несколько полезных советов:
- При наличии в продаже ремкомплектов для вашего моторчика лучше купить все заменяемые детали (подшипники, втулки, щетки) одновременно. Во-первых, так дешевле, чем брать по-отдельности, а во-вторых, лучше поменять все сразу, чтобы надолго забыть о проблемах с шумом или неправильной работой печки.
- В некоторых авто (например, BMW, Mercedes) блок управления климатом располагается непосредственно в зоне обдува вентилятора печки. При слабом потоке он перегревается, поэтому если моторчик работает с перебоями или не дует – не стоит оттягивать ремонт. Блок климата может сгореть от перегрева, в результате ремонт мотора печки авто и климатической системы выйдет значительно дороже.
- Чтобы не менять изношенный коллектор якоря, его можно проточить, зажав ротор в патроне токарного станка. Но после этого, из-за уменьшения диаметра, понадобятся более длинные щетки якоря либо чуть длиннее пружины ставьте.
- Если шейка вала под подшипник износилась и внутреннее его кольцо не сидит на валу плотно – можно зачистить вал и нарастить слой металла цинкованием (это можно делать батарейкой, как при устранении рыжиков на кузове).
- Чтобы продлить срок службы моторчика, желательно обслуживать и смазывать подшипник или втулку вентилятора при каждой замене салонного фильтра, раз в 30000 км.
После того, как ремонт моторчика печки автомобиля завершен, нужно проверить его, сначала ручным вращением, а потом подключением к источнику питания на 12 вольт (АКБ). Если электродвигатель нормально работает, не воет и нигде ничего не цепляет – можно приступать к его установке на место. Чтобы потом не пришлось опять разбирать панель, ведь зачастую снимать вентилятор печки довольно сложно.