Меню

Ремонт масляного насоса двигателя своими руками

Замена масляного насоса двигателя своими руками Инструкция + Видео

Масляный насос — главная часть системы двигателя, воздействующий на циркуляцию смазки по всем механизмам. Именно он создает нужное давление, работая от коленвала. Со временем устройство изнашивается, что вынуждает владельца заменить его. Узнайте, как это сделать своими руками.

В каких случаях нужна замена

Насос может выходить из строя частично либо полностью. Причины его повреждения:

  1. Разгерметизация. Неминуемо приводит к утечкам масла прямо из корпуса насоса. Заметить эту неисправность трудно, так как узел расположен на БЦ. Однако со временем появляются течи под машиной, увеличивается расход смазочного материала, ДВС быстро перегревается. «Виновницей» разгерметизации становится прокладка масляного насоса — некачественные изделия служат мало, быстро теряют изначальные свойства и пропускают.
  2. Поломка маслоприемника. Данный элемент перестает работать из-за засорения. Если в смазке много примесей и лишних фракций, то они со временем застопорят работу устройства. Еще одна причина — старый, грязный картер. Допустим, туда заливается свежее масло, но со стенок резервуара периодически падают отложения — они смешиваются с автолом и попадают в маслоприемник. Повреждение маслоприемника удается определить по опустившемуся давлению масла в системе и загоранию чека на приборном щитке.
  3. Износ шестеренок и других внутренних элементов. Со временем детали устаревают, что приводит к увеличению зазора между корпусом и шестернями. В итоге образуется люфт, насос начинает плохо работать, падает давление. Для примера: на новом изделии допустимый зазор составляет до 0,2 мм, а на старом — до 0,5 мм и более.

Также есть косвенные причины:

  • повреждение деталей, контролирующих давление в системе;
  • низкий уровень масла в картере;
  • отказ предохранительного клапана;
  • заправка в двигатель некачественного автола с большим количеством примесей;
  • грязный фильтр.

Диагностика неисправности

Проверка маслонасоса — это несколько грамотных действий:

  • подключить к системе смазки манометр;
  • наблюдать за шкалой во время вращения коленвала;
  • снять показатели давления.

Если они в норме, а также нет жалоб на повышение расхода автола — насос в порядке. Напротив, если давление скачет, то понижается или повышается, масляный насос двигателя надо чинить или заменять.

Ниже подробно о диагностике с помощью манометра:

  1. Поднимите капот машины.
  2. Соберите манометр по инструкции — соедините шкалу со шлангами.
  3. Найдите в подкапотном пространстве аварийный датчик масляного давления системы и открутите его.
  4. На место датчика вкрутите манометр.
  5. Запустите мотор автомобиля.
  6. Внимательно наблюдайте за шкалой манометра.

    на шкале показывается нормальное значение 2,4 кГс/см2
  7. Поднимите обороты двигателя, выжав педаль акселератора. Следите за шкалой — уровень давления обязан подскочить до 4,5 кГс/см2. Это и есть величина, когда срабатывает клапан.
  8. Дождитесь, когда двигатель основательно прогреется (до 90 градусов Цельсия). Некоторые современные моторы имеют более высокий порог прогрева — свыше 100°C.
  9. Заново проверьте давление. При неисправностях маслонасоса оно упадет. Аварийным является давление ниже 0,35-0,45 кГс/см2. В этом случае на приборке загорается соответствующий индикатор.

Дальнейшая инструкция касается машин, оснащенных трамблером. Проверяется шестерня привода маслонасоса, которая находится под трамблером.

Эту самую шестерню надо внимательно осмотреть на наличие сколов, задиров. Если они имеются, то возможно появились из-за мусора, попавшего в систему. В случае поврежденных шлицов, это укажет на регулярное подклинивание маслонасоса.

поврежденные шлицы на валу шестерни

Далее надо проверить работу привода, воздействуя на него сверху длинной отверткой. Пошевелите шток, наблюдая за люфтом. Большой зазор можно определить и на глаз, шток будет свободно болтаться — это и будет неопровержимым доказательством того, что замена масляного насоса необходима.

оптимальным считается люфт, который образуется между штоком и корпусом, не более 0,1 мм

Ремонт

Маслонасос в некоторых случаях удается отремонтировать. Например, если засорился маслоприемник. Надо слить отработку (масло), после чего снять устройство и разобрать. Затем, используя керосин или другое альтернативное средство, тщательно очистить детали. Обязательно проверить поддон, при необходимости — очистить также его.

Ниже инструкция, как грамотно разобрать маслонасос:

  • демонтировать устройство;
  • промыть его полностью в керосине или бензине;
  • закрепить в тисках;
  • отвернуть крепежи нижней части — это касается 2-секционных насосов;
  • вытащить болты, снять корпус вместе с уплотнительной манжетой;
  • снять шестерню и ось, используя специальный съемник и деревянный молоток (последним надо лишь слегка постукивать, облегчая процесс демонтажа);
  • вытащить редукционный клапан масляного насоса;
  • спрессовать муфту и сборный вал с остальными двумя шестернями, а также промежуточной крышкой;
  • теперь разобрать верхнюю часть насоса — освободить ее от прокладки, шестерни и оси;
  • выпрессовать остальные шестерни, шпонки.

Люфт, вызванный износом деталей, также устраняется некоторыми мастерами. Однако это крайне трудоемкая и сложная работа. Надо разобрать маслонасос и заменить шестерни, грамотно подогнав их. Куда легче будет установить новую деталь, тем более что, цена масляного насоса составляет около 1-1,5 тыс. рублей.

Читайте также:  Порты для диагностики всех автомобилей

Необходимый инструмент + расходные материалы

Вот какие инструменты и оборудование понадобятся:

  • емкости для слива отработанного автола и антифриза;
  • набор гаечных ключей и головок;
  • домкрат, лебедка;
  • карданчик, трещотка, удлинитель;
  • компрессор или баллончик со сжатым воздухом;
  • деревянный молоток;
  • мелкая абразивная бумага;
  • специальная притирочная паста и смазка для болтов;
  • свежее масло, тосол;
  • новый маслонасос, фильтр, прокладки.

Видео — Снятие и установка масляного насоса Ваз. Замена маслонасоса классика. МАСЛЯНЫЙ НАСОС.

В этом видео показано, как установить маслонасос в блок цилиндров. Правда, БЦ демонтирован, и работы проводятся не на машине. Но так лучше видно, как устанавливать устройство.

Процесс замены

Ниже представлена пошаговая инструкция, как и что делать.

  1. Загоните автомобиль на яму/эстакаду.
  2. Обесточьте АКБ. Лучше вообще целиком демонтировать аккумулятор.
  3. Слейте моторное масло и антифриз в специально подготовленные емкости.
  4. Открутите маслофильтр.
  5. Снимите приводные ремни навесного оборудования ДВС.
  6. Демонтируйте подушки силового агрегата вместе с кронштейном.
  7. Приподнимите двигатель, используя домкрат или лебедку. Механический подъемник надо поставить под колокол сцепления.
  8. Открутите и вытащите поддон. Обычно он держится на 19 болтах, которые легко выкрутить головкой или трубчатым ключом. Можно также использовать вот такое приспособление.
  9. Отсоедините шкив коленвала и натяжной ролик механизма ГРМ.
  10. Снимите ремень газораспределения.
  11. Скрутите зубчатый шкив с обратной стороны коленвала.
  12. Разберите блок цилиндров.
  13. Снимите маслонасос и помпу.
  14. Извлеките также втулку (привод масляного насоса) из блока цилиндров.

Перед тем, как установить новое устройство, рекомендуется проверить все его элементы. Возможно, что они с дефектом. Чтобы заново не пришлось разбирать автомобиль, лучше осмотреть внутренние детали заранее.

  1. Обязательно исследуйте шестерни. Для этого извлеките их.
  2. Промойте и продуйте воздухом из компрессора (баллончика) элементы насоса, каналы.
  3. Обработайте мелкой шкуркой посадочную зону и крышку корпуса маслонасоса, чтобы устранились борозды и задиры, а деталь плотно села на место.
  4. Протрите редукционный клапан небольшим количеством притирочной пасты.
  5. Соберите насос.

Также крайне рекомендуется измерить промежутки между шестеренками и корпусом.

Теперь подробнее про установку.

  1. Поставьте на место новую втулку привода, используя головку на 10 с удлинителем. Размер штока шестерни должен совпадать с масляным каналом в блоке цилиндров.
  2. Тщательно обработайте абразивной бумагой посадочное место на БЦ.
  3. Поставьте манжету.

    новаяпрокладка
  4. Установите на место маслонасос.
  5. Подготовьте поддон. Тщательно промойте его от грязи, отработки и скопившихся твердых частиц. Если на внутренней поверхности есть неровности, то подрихтуйте их молотком (используйте деревянный инструмент или брусок).
  6. Поставьте новую прокладку, закрутите поддон на картер.
  7. Отпустите домкрат, чтобы силовой агрегат сел на опоры.
  8. Закрепите подушки, нанеся перед этим на фиксаторы смазку.
  9. Вкрутите новый фильтр.

Остается проверить, как работает двигатель. Запустите его и дайте время прогреться. Исследуйте давление масла — если все было сделано правильно, то оно будет примерно в два раза больше, чем до замены.

Поддержание давления смазки крайне необходимо для беспроблемной работы автомобильного двигателя. При наличии удобного гаража со всем необходимым оборудованием и инструментами, процедура замены маслонасоса пройдет быстро и легко.

Диагностика неисправностей и замена масляного насоса на ВАЗ 2108/2109

Во время эксплуатации автомобиля возникают разные ситуации, при которых узел можно отремонтировать либо заменить. Такая необходимость возникает при поломке масляного насоса ВАЗ 2108/2109. Если продолжать эксплуатацию авто с поломанным механизмом, велика вероятность выхода из строя мотора. Для экономии средств узел можно не только заменить своими руками, но и отремонтировать.

Где находится масляный насос на ВАЗ 2108/2109, за что он отвечает

Маслонасос в конструкции двигателя каждого автомобиля является важным и неотъемлемым механизмом, который предназначен для создания определённого давления в системе смазки мотора. Конструкции узла бывают различные и в движение могут приводиться посредством распредвала или коленвала.

На таких распространённых моделях, как ВАЗ 2108/2109, устройство для циркуляции масла в системе располагается за шкивом коленчатого вала. Заглянув под капот, рассмотреть его так просто не получится: сделать это можно только после снятия шкива коленвала с мотора.

Крепление насоса к блоку цилиндров выполнено на шести болтовых соединениях, что обеспечивает надёжную фиксацию всей конструкции.

Масляный насос на ВАЗ 2108/2109 располагается за шкивом коленвала, поэтому рассмотреть этот элемент не так просто

Симптомы неисправности масляного насоса

Первое, что будет свидетельствовать о возникновении проблем с маслонасосом — это загоревшаяся лампочка давления масла. В этом случае элемент указывает на то, что в системе смазки мотора возникли неполадки. Насколько они серьёзны — предстоит выяснить автовладельцу. Помимо проверки давления, внимание следует уделить расходу масла. При снижении давления в системе смазки силового агрегата, эксплуатировать транспортное средство не следует до тех пор, пока не будет установлена причина и произведён ремонт. Основные симптомы возникновения проблем в системе — загоревшаяся лампочка или появление стука в моторе.

Читайте также:  Мульты про машины с большими колесами

Действия, которые следует предпринять в случае возникновения поломки:

  • остановиться и заглушить двигатель;
  • подождать некоторое время, чтобы масло стекло в картер двигателя, после чего проверить его уровень с помощью щупа. Если уровень минимальный, нужно долить до нормы;
  • завести мотор;
  • если лампа давления масла продолжает гореть, из двигателя все так же доносятся посторонние шумы, то это может указывать на возможные неполадки с маслонасосом.

Одной из причин загорания лампочки давления масла может быть низкий уровень смазки в моторе

Как проверить масляный насос

Для тестирования механизма необязательно проводить его демонтаж. В целях диагностики требуется измерить давление в системе смазки и сравнить с теми показаниями, которые соответствуют норме конкретного автомобиля. Исходя из полученных результатов, можно делать выводы: есть ли повод для беспокойства или нет. В случае необходимости замены масляного насоса на ВАЗ 2108/2109 рекомендуется использовать только оригинальные детали. Объясняется это тем, что комплектующие на машины отечественного автопрома на сегодняшний день производят многие. Однако их качество оставляет желать лучшего.

При замене маслонасоса рекомендуется приобретать оригинальную деталь, чтобы избежать проблем из-за низкого качества изготовления

Проверка маслонасоса на стенде

Если есть возможность, проверить работоспособность масляного насоса можно на специальном стенде. Суть такой проверки состоит в том, чтобы оценить производительность и создаваемое давление устройством, а также давление, при котором срабатывает редукционный клапан. При проведении испытаний насоса при помощи стенда применяют специальное масло с температурой +20 ˚С. Для маслонасоса на двигатель ВАЗ 2108/2109, производительность должна находиться в пределах 34 л/мин, противодавление — 5 кг/см². Редукционный клапан должен открываться при давлении 5,5–7,5 кг/см². Если проверка клапана осуществляется на моторе с помощью манометра, который установлен вместо датчика давления масла, клапан должен срабатывать при давлении не менее 4,5 кг/см².

Причины неисправности масляных насосов ВАЗ 2108/2109

Прежде чем принять решение о ремонте или замене маслонасоса, стоит разобраться в причинах, которые могут указывать на неполадки. К слову, проблемы возможны не только с самим механизмом, но и с другими элементами системы смазки:

  • снижение давления в картере мотора;
  • неполадки датчиков давления;
  • эксплуатация моторного масла низкого качества;
  • применение масла, неподходящего для этого автомобиля;
  • неполадки смазочного или предохранительного клапана;
  • засорение масляного фильтра;
  • загрязнение маслоприемника или корпуса насоса.

Загрязнение маслоприемника приводит к снижению давления в системе и загоранию лампочки

Засор может возникнуть из-за загрязнения самого картера мотора. Проблема решается путём снятия и очищения поддона. Работа масляного насоса может быть нарушена и другими проблемами, которые выявляются в процессе диагностики. К таковым относятся:

  • повреждение прокладки;
  • ненадёжное крепление фильтра;
  • большой износ деталей механизма;
  • поломка редукционного клапана.

Масляный насос относится к довольно надёжным узлам с длительным сроком эксплуатации. Поломки, как правило, возникают из-за неграмотного ремонта или смазки плохого качества.

Как произвести замену масляного насоса своими руками

Выяснив, что маслонасос нуждается в замене или ремонте, необходимо снять механизм с двигателя.

Инструменты для работы

Для того чтобы демонтировать узел, потребуется стандартный набор автомобилиста, состоящий из такого перечня:

  • ключей на «10» и «13»;
  • торцовых головок;
  • удлинителя;
  • карданных шарниров.

Как снять маслонасос

Если работы будут проводиться на инжекторном моторе, а не на карбюраторном, то с двигателя потребуется снять датчик положения коленвала. В остальном демонтаж механизма выполняют в одинаковой последовательности:

  1. Обесточиваем бортовую сеть автомобиля путём снятия «—» провода с аккумулятора.
  2. Ослабляем крепёж генератора и снимаем ремень.

Одной из первых процедур по демонтажу маслонасоса является снятие ремня генератора

После слива масла демонтируют защиту двигателя и поддон картера

Чтобы демонтировать шкив коленвала, потребуется снять ремень ГРМ

Одним из шагов по демонтажу масляного насоса является снятие шкива коленвала

Маслоприёмник крепится к крышке коренного подшипника двумя болтами и одним болтом — к масляному насосу

Насос крепится шестью болтами, откручиваем их

Отвернув все крепёжные элементы, сдвигаем насос от крышки коренного подшипника и демонтируем с двигателя

Видео: демонтаж масляного насоса на ВАЗ 2108/2109

Установка насоса

Чтобы выполнить обратную сборку, следуют таким пошаговым инструкциям:

    Прежде чем выполнить монтаж узла, ведущую шестерню устанавливают соответствующим образом.

Перед установкой масляного насоса на место ведущую шестерню следует выставить в определённом положении

Ведущая шестерня должна совпадать с лысками на коленчатом валу

Перед тем как установить насос, рабочую кромку сальника промазывают моторным маслом

После смазки сальника моторным маслом и установки его на своё посадочное место, производят монтаж насоса

Видео: как установить масляный насос на ВАЗ с передним приводом

Как отремонтировать масляный насос ВАЗ 2108/2109

Торопиться с заменой маслонасоса на новый не стоит, ведь механизм можно отремонтировать своими руками. Для качественного проведения процедуры понадобится специальный инструмент:

  • штангенциркуль;
  • микрометр (0–25 мм);
  • плоские щупы;
  • металлическая линейка.

Если же такого перечня инструментов нет, то ремонтом лучше не заниматься и попросту купить новый насос.

Основными инструментами при ремонте масляного насоса являются микрометр, штангенциркуль, щупы и металлическая линейка

Как разобрать маслонасос

Демонтировав механизм с автомобиля, для проведения ремонта потребуется его разборка. Процедура предполагает выявление износившихся элементов и их последующую замену. В результате дефектовки может выясниться, что насос проще выбросить, чем отремонтировать. Поэтому такой поворот событий исключать не стоит.

Детали масляного насоса: 1 — передний сальник коленчатого вала; 2 — крышка насоса; 3 — резиновое уплотнительное кольцо; 4 — маслоприемник; 5 — корпус насоса; 6 — ведомая шестерня; 7 — ведущая шестерня; 8 — редукционный клапан; 9 — пружина клапана; 10 — пробка; 11 — уплотнительное кольцо масляного насоса

Разборку производим следующим образом:

    Для разделения насоса на две части, откручиваем болты, которыми крепится крышка к корпусу, после чего убираем её в сторону.

Крышка к корпусу крепится на шести болтах, которые необходимо открутить

Масляная помпа имеет ведомую и ведущую шестерни

Чтобы демонтировать редукционный клапан, потребуется открутить пробку

Оцениваем состояние крышки и корпуса масляного насоса, проверяем на предмет трещин, задиров и т. п

Замена сальника, крышки, прокладки и других деталей насоса

Одним из элементов, который нуждается в обязательной замене, даже при отсутствии видимых повреждений, является сальник. Помимо того, что со временем резина уплотнителя грубеет, рабочая часть также изнашивается. В результате сальник может попросту пропускать масло, что приводит к появлению течи. И также обязательной замене подлежит прокладка. Стоят эти комплектующие недорого, и экономия в этом случае попросту неуместна.

При ремонтных работах с масляным насосом рекомендуется заменить также передний сальник коленвала

Более ответственная работа предстоит с проверкой корпуса, крышки и шестерён. Для начала нужно измерить зазор между шестерёнчатыми элементами и плоскостью корпуса. Для этого прикладываем металлическую линейку к плоскости корпуса и с помощью щупа производим замер между шестерней и линейкой. В этом случае зазор между ведущей шестерней должен составлять 0,12 мм, для ведомой — 0,15 мм.

При измерении зазора между плоскостью корпуса и ведущей шестернёй, показатель должен составлять 0,12 мм, между ведомой и корпусом — 0,15 мм

После этого производим замеры толщины самих шестерён: для ведущей номинальный параметр равен 7,45–7,47 мм, предельный составляет 7,42 мм. Ведомая шестерёнка имеет такую же номинальную толщину, а предельная равна 7,35 мм.

При проведении ремонтных работ с масляным насомом выполняют измерение толщины ведущей и ведомой шестерён

Затем приступаем к замерам посадочного места ведомой шестерни и толщины сегмента, который располагается между двумя шестернями механизма в корпусе. В первом случае показатель не должен быть более 75,1 мм, во втором — не менее 3,4 мм.

Замер посадочного отверстия ведомой шестерни и толщины сегмента в корпусе масляного насоса

Нелишним будет также проверить возможную деформацию крышки. Для этого её укладывают на ровную поверхность и покачивают: зазор должен отсутствовать. В случае обнаружения деформации её устраняют путём шлифовки.

Внимание стоит обратить и на отверстие под редукционный клапан, диаметр которого должен составлять 12,03 мм. Пружина без нагрузки должна иметь размер 44,72 мм, под нагрузкой в 4±0,24 кг/с — 31,7 мм.

В случае деформации может потребоваться шлифовка плоскости крышки масляного насоса

После дефектовки производим замену износившихся деталей на новые, проводим повторно замеры, смазываем все элементы моторным маслом и устанавливаем механизм на двигатель. Перед монтажом рекомендуется выполнить чистку маслоприемника.

Видео: ремонт маслонасоса на ВАЗ 2108/2109

Замена масляной помпы на ВАЗ 2108/2109 не является сложной процедурой. Следуя пошаговой инструкции и используя стандартный набор инструментов, каждому автолюбителю по силам самостоятельно выполнить такую работу. С ремонтом маслонасоса ситуация несколько иная: для починки понадобится измерительный инструмент, позволяющий выявить и заменить проблемную деталь.

Adblock
detector