Ремонт лакокрасочного покрытия автомобиля своими руками
Повреждения автомобиля — вещь неизбежная. Возраст и состояние здесь не играют главной роли. Часто страдает лакокрасочное покрытие. Такое случается, например, при поездках по грунтовым дорогам на большой скорости. Камешки, ветки деревьев царапают крылья, бампер и прочее.
Частичная (локальная, точечная, переходом) покраска машины — обычная процедура. Она нужна для восстановления покрытия, устранения небольших сколов. Внимательный владелец авто не затягивает с этим делом. Если опоздать, площадь повреждения быстро растет. Сырость дополнительно приводит к коррозии. Особенно опасна для лакокрасочного покрытия езда в дождь и холод. Коррозия начинается на поврежденных участках и быстро идет дальше.
Точечную покраску выполняют правильно. Можно отдать на СТО или сделать все своими руками. Ремонт не требует много сил, навыков или денег.
Технология точечного окрашивания
Справиться с работой можно даже без опыта. Для точечной покраски детали нередко снимают. Перед работой изучают схемы снятия, демонтажа. Лучше найти для тренировки старые части кузова, которые не жалко. После освоения новых навыков красят рабочие детали.
Ремонт лакокрасочного покрытия в каждом случае имеет особенности.
Влияет здесь следующее:
- Вид дефекта.
- Глубина, площадь повреждения.
- Форма детали.
- Место расположения дефекта. Например, если повреждена центральная часть кузова, всю деталь обязательно полируют. Иногда дефект (скол, углубление) находится в труднодоступном месте. Здесь полировка не нужна, поэтому работа упрощается.
Ретушь деталей
По степени тяжести царапины, сколы делятся на несколько видов:
- повреждающие только наружный слой — лак;
- достающие до краски;
- проникающие до грунтовки;
- самые глубокие: до металла.
Проверяют при хорошем свете. Подойдет даже яркий фонарик.
Если повреждение имеет незначительную глубину или площадь, применяют ретушь деталей. Этот способ отличается простотой. Особые навыки не нужны. Можно использовать специальный карандаш. Его цвет — такой же, как у покрытия автомобиля.
Работа состоит из нескольких шагов:
- Сначала хорошо моют, чистят поврежденную поверхность.
- Сушат и обезжиривают.
- Наносят слой краски.
- Ждут полного высыхания.
- Наносят второй слой краски.
- Смотрят результат. Иногда нужен третий слой.
Локальное повторное окрашивание
В других случаях не обойтись без более сложного ремонта. При серьезных дефектах покрытия используют другой способ — локальное повторное окрашивание.
Для восстановления берут специальное оборудование, средства. Это краскопульт, компрессор, иногда — краска в баллончиках.
Ремонт проходит в несколько этапов:
- Тщательно готовят поврежденные детали кузова.
- Шпаклюют поврежденный участок.
- Наносят грунтовку.
- Красят, покрывают лаком, полируют.
Важные советы
В любой работе есть хитрости. Опытные мастера обычно делают ремонт быстрее и правильнее.
Чтобы покраска прошла успешно, лучше воспользоваться несколькими советами:
- Шпатель берут особый, резиновый. Работают в определенном направлении. Сначала проходят поперек дефекта, потом — вдоль. В конце выравнивают весь поврежденный участок.
- Выбор шпатлевки зависит от характера царапины, скола. Если повреждение — неглубокое, подходят жидкие средства. Для более серьезных дефектов берут стекловолоконный материал.
- Тщательно выбирают цвет грунтовки. Оттенок должен быть таким же, как у лакокрасочного покрытия авто. Цвет грунтовки заметно влияет на тон эмали.
- Желательно не жадничать, и красить в три слоя. После каждого покрытия ждут 5–10 минут. Это время нужно для высыхания краски.
- Новичку важно не ошибиться с эмалью. Для работы нужна определенная вязкость. Первый слой выполняют густой эмалью. Остальные два наносят более жидкой.
Этапы точечной покраски
Частичный ремонт нужно проводить правильно. Только так удается качественно восстановить вид, и спасти автомобиль от коррозии. Для каждого из этапов работы есть свои правила.
Подготовка машины
Сразу красить авто нельзя. Подготовка включает несколько важных работ:
- Иногда кроме мелких повреждений вроде царапин, сколов есть и серьезные. Первое, что делают в таких случаях — рихтовка. Деталям придают нормальный вид, выпрямляют вмятины.
- Готовят помещение, где будет проходить ремонт авто. Оно должно быть чистым. Пыль, грязь из мастерской, гаража попадает на окрашенные детали. Помещение, все углы обдувают, чистят.
- Переходят к машине. Ее тоже хорошо чистят. Лучше взять специальные автомобильные шампуни. Моют мягкими губками. Чистят кузов полностью, а не только поврежденный участок.
- Подбирают краску, специальный карандаш, грунтовку. Они должны как можно лучше совпадать по цвету, оттенку с покрытием авто. При ошибке восстановленный участок будет заметен. Это ответственная работа. Иногда ее поручают специалисту.
- Готовят оборудование и прочее.
Зачистка поверхности
Дальше поверхность обезжиривают. После процедуры исчезают оставшиеся пылинки, мельчайшие остатки технического масла. Это нужно, чтобы избежать новых дефектов. Для обезжиривания берут, например, уайт-спирит или автомобильный растворитель.
Качественная покраска невозможна на грубой, необработанной поверхности. Под поврежденной эмалью скапливается влага, и быстро появляется ржавчина. Все это обязательно удаляют. Снимают небольшой слой эмали. Получается ровно, красиво и безопасно.
Для зачистки поверхности используют наждачку с разным размером зерна. Иногда берут шлифовальную машинку. Некоторые автолюбители приспосабливают для зачистки обыкновенную дрель. В нее просто вставляют подходящие насадки.
Качественная зачистка нередко занимает много времени. Иногда приходится снимать слой краски до металла. Зачистка — важный этап, от которого зависит успех всего ремонта. В конце поверхность опять обезжиривают.
Шпатлевание
После рихтовки, зачистки небольшие вмятины иногда все равно заметны. Полностью выравнивают поврежденные участки с помощью шпатлевки.
Результат здесь также зависит не только от знаний и умений мастера, но и от выбора средства. Состав шпатлевки тщательно изучают. Выясняют качество, ищут добавки для дополнительной прочности, термостойкости.
В работе придерживаются нескольких правил:
- Важно, чтобы средство легло ровно. Этого добиваются, в том числе с помощью специального резинового шпателя.
- Для небольших дефектов средство разводят жидко. Идеально, если слой получается толщиной 2 мм. Учитывают то, что после нанесения, высыхания шпатлевка слегка усаживается. В остальных случаях берут стекловолоконный материал.
- Делают несколькими слоями. Первый наносят поперек повреждения. Ждут, когда шпатлевка полностью высохнет. Следующий слой идет уже вдоль дефекта, по длине. Добиваются того, чтобы поверхность стала гладкой, ровной.
Грунтование
После проделанной работы неизбежно появляются мелкие царапины, образуются поры. Справляются с этим с помощью грунтовки. Если все сделать правильно, краска потом ложится ровно. Грунтовка также влияет на оттенок эмали. К выбору средства относятся ответственно. Иногда применяют грунтовку в виде аэрозоля, из баллончиков.
Если деталь не снималась, все соседние участки кузова закрывают, чтобы не испачкать. Для защиты подходят, например, полиэтиленовая пленка, малярный скотч, просто газета.
Поврежденную деталь покрывают 2–3 слоями. После каждого подхода ждут, когда грунтовка полностью высохнет.
Когда финишный слой застывает, обязательно делают следующее:
- Поверхность детали еще раз обрабатывают наждачной бумагой. Подходит шкурка с маленьким размером зерна.
- В очередной раз обезжиривают, чтобы избавиться от пыли и других частиц. Много средства не наносят. Излишки могут размягчить грунтовку и испортить работу.
Нанесение краски
Дальше все зависит от размера детали. Если участок крупный, иногда берут краскопульт. Для деталей небольших размеров удобно использовать специальные карандаши. Они встречаются разных видов:
- Корректоры. Самые простые в работе. Часто ненадежны. Помогают только при повреждении первых двух слоев покрытия: лака и краски. Выбор цветов, как правило, меньше.
- Восковые карандаши. Красят повреждения до грунта. Надежнее корректоров. Защищают от влаги. Вблизи восстановленный участок, как правило, заметен.
- Краска-карандаши. Это емкости с кисточками. Самые эффективные. Отлично скрывают дефекты, хотя многое зависит от мастерства. Такие карандаши маскируют даже самые глубокие повреждения — на поверхности металла.
При покраске важно следующее:
- Ждут, пока слой эмали высохнет, и только затем наносят следующий. Покрывают деталь краской 2–3 раза. Это нужно и для надежности, и чтобы место не выделялось.
- Слои делают с маленьким запасом, внахлест. Так переход получается плавным, а место — незаметным.
- Выбирают качественную эмаль.
- Читают и соблюдают инструкцию. Там бывают особенности, важные для качества работы: правила разведения, лучшая температура для сушки и прочее.
- Не забывают защищать соседние участки пленкой, газетой и пр.
- Работают аккуратно, следят, чтобы не было подтеков.
- Есть стандарты автомобильных красок. Для подбора обычно достаточно знать правильное название цвета авто. Можно воспользоваться компьютерной программой.
- Большинство специальных карандашей скрывают дефект некачественно, особенно дешевые. Нередко состав вреден для покрытия авто. Как правило, используют при неглубоких повреждениях: дефектах лака, краски. Автомобильные карандаши все равно популярны благодаря удобству.
Лакировка и полировка
После покраски остается нанести верхний слой. Выбирают лак, который быстро сохнет. Последний этап восстановления покрытия авто — полировка. Лак должен легко поддаваться этой обработке. Иногда он идет в наборе с краской.
В некоторых случаях восстанавливают только самый верхний слой покрытия. Для проверки, например, смачивают участок спиртом или водой. Царапина должна стать незаметной. Здесь для ремонта нужен только лак. Накладывают иногда обычной зубочисткой. Немного заходят на «родное» покрытие.
Полируют восстановленный участок не сразу. После нанесения краски, лака должно пройти двое суток или больше. Потом деталь шлифуют, полируют. Используют, как правило, антицарапин.
Качественный ремонт лакокрасочного покрытия возвращает авто прежний вид. Правильно обработанный участок защищен от непогоды, коррозии и других неприятностей. Ремонт обычно не занимает много времени даже у новичка.
Ремонт ЛКП: видео
Лайфхак: локальная покраска автомобиля без снятия деталей — технология, тонкости
За не всем понятным термином «локальная покраска автомобиля», строго говоря, скрывается закрашивание поврежденных участков. Желательно при этом придерживаться первоначального колера, в противном случае закрашенное место некрасиво выделится на общем фоне. Существует специальная техника покраски переходом, для того, чтобы не было видно совмещения старого покрытия и нового. К процедуре прибегают не только с эстетической целью — царапины и вмятины не только портят вид, но и становятся источником коррозии. Можно справиться с проблемой самостоятельно, купив нужные инструменты, составы в автомобильном магазине или же передать задачу мастерам СТО. Техники устранят неприятность так, что никому в голову не придет, что на этом участке красовалась вмятина.
Что касается стоимости: например, локальная покраска двери автомобиля обойдется недорого. Цена на такой ремонт начинается от 3 т.р.
Как оценивается локальная покраска
К сожалению, такая работа выручит только в случае, если повреждено не более тридцати процентов от поверхности авто. Если машина понесла более значительный урон, например, при столкновении с несколькими, встает вопрос уже о полной реставрации кузова. Всю поверхность зачищают, лакируют, окрашивают заново. При этом требуется, чтобы не было разницы по цветам. Многое зависит от того, где образовалась вмятина — часто приходится разбирать авто.
Широкие царапины устраняют просто закрашиванием. Если вокруг образовалась неровность, накладывают слой шпаклевки, а уже потом переходят непосредственно к окраске.
Важно: при окраске авто следует пользоваться только автомобильными составами, лаками и красками. Обычная строительная шпаклевка для этих целей совсем не подходит.
Технология покраски — возможна ли локальная покраска авто своими руками
При небольшом повреждении, например, если водитель, выезжая со стоянки, помял чужую дверь, можно справиться самому. Важно при этом обеспечить дополнительную защиту поврежденному участку, отсутствие засорений и сцепление слоев наносимых составов. С осторожностью лучше относиться к использованию карандашей, вопреки рекламе, они не всегда незаметно закрашивают дефект. Локальная покраска автомобиля может производиться без снятия деталей, использовать можно краску из баллончика, процедура включает этапы:
- Подготовку детали к зачистке, окраске. Зону с содранной краской зачищают, обезжиривают. Ее отмывают мыльным раствором, затем обезжиривают уайт-спиритом. Обязательно устраняются все пятна, жирные потеки, соли, мусор.
- Нанесение шпаклевочного слоя. После обезжиривания поврежденную зону шлифуют наждачной бумагой — крупно и мелкозернистой. Затем проходятся уайт-спиритом еще раз, в процессе шлифовки на поверхности могли остаться частички металла, мусора. Шпаклевку обычно наносят в несколько слоев, чтобы выровнять поврежденный участок, особенно это важно после столкновений с другими машинами.
- Выравнивание. Участок обсушивают, обрабатывают абразивным материалом, снова шлифуют, обдувают.
- Подгонку.
- Нанесение слоев грунтовки. Перед нанесением грунтовки участок снова обезжиривают. Нет единого критерия, сколько наносить слоев. Обычно достаточно трех или четырех.
- Итоговое обезжиривание.
Только после этого можно переходить непосредственно к нанесению краски. Ее наносят в два-три слоя, затем просушивают. Если краска подобрана правильно, следов ремонта не останется.
Техника и инструменты
В сервис-центрах для локальной покраски используют следующую технику:
- Пост для подготовки машины. Здесь устраняют старый слой краски, выравнивают неровности, покрывают грунтовкой.
- Камеры окраски, сушильные боксы.
- Промышленные фены.
- Устройство инфракрасной сушки, благодаря ей краска высохнет уже за несколько часов.
Помимо этого используется другая техника, например, экстракторы, подъемники, стапельные рамы.
Инструменты
Локальная покраска авто может проводиться своими руками. Для этого понадобятся следующие инструменты и материалы:
- аэрозольный баллончик с базовой эмалью;
- красящий пигмент (также в аэрозоле);
- лак полимерный прозрачный;
- наждачная бумага мелко и крупнозернистая;
- шпаклевка;
- антисиликон;
- рубанок;
- автомобильная грунтовка;
- антистатические салфетки;
- скотч;
- пленка или старые газеты для защиты остальной поверхности авто.
Работу проводят в рабочей одежде, резиновых перчатках, респираторе. Лучше всего заниматься ремонтом в сухом закрытом гараже, в крайнем случае — в закутке под навесом в тени, но не на открытой площадке, чтобы на работу не попадала грязь и пыль.
Покраска
Часто ситуация осложнена тем, что скотчем нетронутые поверхности не защитить или до вмятины не добраться, например, пока дверь висит на месте. Тогда не обойтись без разбора авто. Например, машину стукнул некто бампером в дверцу, оставив вмятину на дверной ручке. Или отметина осталась рядом с молдингом, эмблемой или надписью.
После разбора деталь выравнивают. Перед каждым последующим слоем шпаклевки важно дождаться, пока предыдущий засохнет, а на это потребуется не менее часа. При особо заметных вмятинах лучше не жалеть времени и грунтовки для выравнивания.
Краску наносят посредством аэрозольного распылителя. Часто применяются баллончики с нитроэмалями.
Важно: при подборе нитроэмали важно свериться с номером оттенка. Код краски есть на кузове авто. Лак не требует такой строгости при выборе, важно, чтобы он был предназначен именно для кузова авто и не имел других оттенков.
Когда покраска закончена, поверхность полируют. Нужно дождаться, пока слой полностью высохнет. У нитрокраски на это обычно уходит час, акриловым краскам нужно от трех до четырех часов. Затем наносят слой полироли, чтобы нивелировать переход покрытия.
Плюсы и минусы такой покраски
Казалось бы, негативных сторон у локальной покраски нет, если соблюдать досконально технологию. Она предпочтительнее полной перекраски, по ряду причин:
- Экономия времени, финансов: с локальной покраской можно справиться своими силами, причем даже не имея большого опыта. Почти все инструменты и лакокрасочные составы стоят сравнительно недорого и есть во всех автомобильных магазинах. Полную перекраску доверяют СТО.
- Быстрый результат: краска застывает за несколько часов.
Тем не менее, отмечают и минусы:
- Отсутствие инструкции у большинства баллончиков (особенно у китайских).
- Риск, что попадется некачественный состав. Если в руках баллончик от непроверенного производителя, пользоваться им можно только после теста на какой-нибудь другой поверхности.
- Велика вероятность того, что полученный цвет будет отличаться от заявленного.
При любом сомнении стоит проконсультироваться с профессионалами.
В интернете и на телевидении часто можно встретить рекламу специальных карандашей, которыми достаточно закрасить царапину, протереть тряпкой — и неровности как не бывало. Однако такой способ годится только для самых мелких повреждений, к тому же качество у всех этих карандашей разное — они могут оставлять на поверхности некрасивые шероховатые, грубые участки. Поэтому стоит все-таки опробовать такой карандаш на ненужной поверхности прежде чем исправлять им дефекты на машине.
Полировка
После того, как краска просохнет, до конца еще далеко. Осталось отполировать поверхность. Здесь действуют по следующему алгоритму:
- Работать только в закрытом пространстве. Худшее, что тут можно посоветовать — выйти на улицу в тень. Достаточно одного дуновения ветерка, чтобы на поверхность попали пылинки или песок, а это сведет к нулю всю работу.
- Оксидные слои краски зашкуривают, затем наносят абразивную пасту.
- Подобрать заранее шкурку для зачистки. С темной краской работать сложнее. Для нее подходит шкурка Р2500. Для нанесения абразивной пасты обязательно увлажняют поверхность и полирующий диск. Сначала запускают его на малые обороты, затем их увеличивают до 1500 в мин. Полировочную машинку двигают вверх-вниз и по сторонам, без нажатия. Важно следить, чтобы диск и поверхность не перегревались, не пересыхали. Если паста подсыхает, можно добавить воды, но чтобы она не попала на краску. После нанесения абразивного состава «вылеченный» участок полируют мягким кругом, наносят защитную полироль.
Для светлых покрытий используют жесткие диски и обычную пасту.
Защитная полировка
Это самый простой этап. Защитную полироль наносят на закрашенный участок и затем быстро втирают в покрытие круговыми движениями.
Важно: защитные составы имеют разные свойства. Восковые самые слабые — их действие сохраняется на шесть посещений мойки максимум, тогда как тефлоновых хватит на 12-15 моек. Нанесенные на сколотый участок, они по качеству ничуть не уступают заводским лакокрасочным составам.
Как все же лучше — красить локально или облить полностью
При небольших повреждениях лучше красить локально под молдинг. Не стоит переживать, что будет заметный переход, что он отпугнет покупателя при продаже. Даже если такое случится и разница будет различима, она быстро нивелируется после нескольких моек. Особенно хороша в этом плане окраска типа металлик. Пусть даже покупатель, осматривая машину, что-то заметит, у него не возникнет сомнений, что машина не была в серьезных авариях, после которых ситуацию спасет только полная перекраска.
Перекрашивают авто полностью только при серьезных повреждениях. Или при сомнениях, что собственных умений и опыта достаточно, чтобы справиться с неприятностью. Дело здесь еще в том, что даже при подробных инструкциях автолюбителям далеко не всегда удается соблюсти все требования покраски. Многие из них начинают наносить толстенный слой покрытия, думая, что этим лучше защитят поверхность. На самом деле это далеко не так. Представители одного из немецких автозаводов доказали это, сопоставив толстое в 100 мкм покрытие с обычным заводским. Выяснилось, что множество наложенных слоев краски абсолютно бессильны перед вибрациями. То же самое с нанесением шпаклевки. Многие автовладельцы неправильно подбирают защитные, грунтующие составы, не просушивают до конца. В итоге достаточно даже небольшого повышения температуры, чтобы краска и грунт отслоились.
В СТО такой проблемы не возникнет. Равномерные слои правильно сцепятся друг с другом и с поверхностью и между ними гарантированно не попадет пыль или мусор, что очень вероятно в обычном гараже.
Как правильно подобрать краску
Не всегда удается найти нужный оттенок с первого раза. Современным автовладельцам на помощь приходят специальные программы по подбору колера для окраски. Иногда приходится готовить сложный состав, чтобы добиться правильного оттенка. Неиспользованную краску после процедуры лучше сохранять — если инцидент повторится и придется снова ремонтировать, не потребуется искать тон заново. Лучше всего краска сохраняется в герметичных банках или контейнерах.