Устройство и работа карданной передачи автомобиля ЗИЛ-431410
Карданная передача состоит из валов и шарниров и предназначена для передачи крутящего момента между агрегатами.
Карданная передача автомобиля ЗИЛ-431410 состоит из двух карданных валов, промежуточной опоры и трех карданных шарниров, шарниры обеспечиваю одинаковое вращение валов расположенных в разных плоскостях. Также шлицы обеспечиваю свободное удлинение карданной передачи при перекосах рамы на неровностях дороги. Подушка опоры 11 нужна для уменьшения биения вала при езде.
Ведущий мост автомобиля ГАЗ-3102. Устройство и работа.
Ведущий мост разборный и состоит из 2-х частей скрепляемых болтами. Работа заключается в передаче крутящего момента с карданной передачи на ведущую шестерню главной передачи 23,а с нее на ведомую шестерню 30 главной передачи которая прикреплена болтами к коробке дифференциалов. Крутящий момент с ведомой шестерни главной передачи передается на коробку дифференциалов , а с нее на крестовину с сателлитами, и уже с сателлитов на полуоси и дальше на колеса. При одинаковом сопротивлении дороги на оба колеса, сателлиты не вращаются. При разных нагрузках на оси сателлиты проворачиваются вокруг своей оси, тем самым обеспечивают разные скорости на полуоси.
Ведущий мост автомобиля ГАЗ-53-12. Устройство и работа.
Работа заключается в передаче крутящего момента с карданной передачи на вал ведущей шестерни главной передачи 9,а с него, через ведущую шестерню на ведомую шестерню 26 главной передачи которая прикреплена болтами к коробке дифференциалов. Крутящий момент с ведомой шестерни главной передачи передается на коробку дифференциалов , а с нее на крестовину с сателлитами, и уже с сателлитов на полуоси и дальше на колеса. При одинаковом сопротивлении дороги на оба колеса, сателлиты не вращаются. При разных нагрузках на оси сателлиты проворачиваются вокруг своей оси, тем самым обеспечивают разные скорости на полуоси. Так же главная передача – гипоидная, т.е. ведущая шестерня смещена вниз относительно ведомой на 32 мм, что понижает центр тяжести автомобиля.
Ведущий мост автомобиля ЗИЛ-431410. Устройство и работа.
Работа заключается в передаче крутящего момента с карданной передачи на ведущую коническую шестерню главной передачи 25,а с нее на ведомую коническую шестерню 17 главной передачи ,с которой крутящий момент передается на ведущую цилиндрическую шестерню, выполненную за одно целое с ведомой конической шестерней 17, а с нее не на ведомую цилиндрическую шестерню 15,которая болтами прикреплена к коробке дифференциалов. Крутящий момент с ведомой цилиндрической шестерни 15 главной передачи передается на коробку дифференциалов , а с нее на крестовину с сателлитами, и уже с сателлитов на полуоси и дальше на колеса. При одинаковом сопротивлении дороги на оба колеса, сателлиты не вращаются. При разных нагрузках на оси сателлиты проворачиваются вокруг своей оси, тем самым обеспечивают разные скорости на полуоси. Двойная главная передача применяется для увеличения крутящего момента на большегрузных автомобилях.
Ведущий мост автомобиля МАЗ-5335. Устройство и работа.
Двойная разнесенная главная передача автомобиля МАЗ-5335. Работа заключается в передаче крутящего момента с карданной передачи на ведущую коническую шестерню главной передачи 25,а с нее на ведомую коническую шестерню 17 главной передачи ,с которой крутящий момент передается на коробку дифференциалов, а с нее ,через сателлиты на полуоси, с полуосей момент передается на колесные редуктора а с них на ступицы колес и на сами колеса. Колесный редуктор состоит из солнечной шестерни 6,сателлитов 2 , водила 3 и коронной шестерни 7. На автомобиле МАЗ-5335 водило неподвижное и крутящий момент предается с солнечной шестерни через сателлиты на коронную шестерню а с нее на ступицу колеса. Двойная разнесенная главная передача позволяет передавать больший крутящий момент не сильно нагружая при этом полуоси.
Ремонт карданной передачи
В процессе эксплуатации в карданной передаче появляются следующие дефекты:
- износ шеек крестовины;
- износ подшипников и сальников крестовины;
- разработка отверстий вилок;
- износ шлицев на валах и в вилках;
- прогиб или скручивание валов;
- износ опорного подшипника промежуточного вала.
Признаками указанных дефектов являются биение валов, увеличенный зазор в соединениях, стуки при движении и рывки при трогании с места.
Для устранения дефектов в карданной передаче ее разбирают в следующем порядке:
- Отвертывают болты фланцев, соединяющие карданные шарниры с ведущей шестерней главной передачи и с ведомым валом коробки передач, и снимают карданную передачу. При закрытой карданной передаче сначала отъединяют карданную трубу, откатывают задний мост, а затем отъединяют валы. При наличии промежуточного вала (автомобиль ГАЗ-51) прежде отвертывают фланец от ведущей шестерни главной передачи и удаляют основной вал, затем отвертывают от рамы подушку с опорой промежуточного вала и фланец промежуточного вала от ведомого вала коробки передач.
- После снятия карданной передачи разбирают карданные шарниры. При разборке карданного шарнира, имеющего игольчатые подшипники, отвертывают болты, снимают стопорные пластинки и крышки и вынимают игольчатые подшипники. После удаления всех подшипников вынимают крестовину и разъединяют вилки. С шеек крестовины снимают держатели с пробковыми сальниками.
- При разборке карданного шарнира, имеющего скользящие подшипники (автомобили ЗИС-5 и ГАЗ-MM), вынимают замочные кольца, стальные втулки и разъединяют вилки. Прогиб карданного вала определяют в центрах индикатором. Если величина прогиба в средней части вала превышает 0,5 мм, вал правят в холодном состоянии под прессом. Валы, шлицы которых скручены, изношены или смяты, заменяют новыми.
Изношенные шейки крестовин можно восстановить до нормального размера хромированием или напрессовкой стальных втулок с последующей механической обработкой.
Рис. Детали универсального карданного шарнира ЗИС-150:
1 — ведущая вилка; 2 — крестовина; 3— клапан; 4 и 16 — пробковые сальники; 5 — корпус опорной шайбы; 6 — опорная шайба подшипника; 7 — игольчатый подшипник; 8 — стакан подшипника; 9 — держатель сальника; 10 — заглушка шлицевого соединения; 11 — стопорная пластина; 12 — крышка подшипника; 13 — масленки; 14 — скользящаявилка; 15 — шлицованный конец карданного вала; 17 — опорная шайба сальника; 18 — крышка сальника; 19 — карданный вал.
Сборка карданной передачи
При сборке карданной передачи необходимо:
- напрессовать на шейки крестовины 2 держатели сальников 9 игольчатых подшипников с натягом 0,02—0,03 мм, ввернуть клапан и масленку;
- пропитать цилиндровым маслом пробковые сальники 4 и установить их в держатели;
- вставить крестовину в вилку 1 (при сборке скользящей вилки, прежде чем устанавливать крестовину, вставить заглушку 10 шлицевого соединения вилки), надеть на шейки опорные шайбы 6, стаканы 8 с игольчатыми подшипниками 7, крышки подшипников 12 и привинтить винтами стопорные пластины 11; в такой же последовательности соединить крестовину со второй вилкой; если карданный шарнир имеет стальные втулки, установить их на шейки крестовины с зазором 0,07—0,15 мм, а в гнезде вилки — с натягом 0,04—0,08 мм;
- ввернуть в крестовину масленку 13 и предохранительный клапан 3;
- надеть на шлицованный конец 15 карданного вала крышку 18 сальника и его опорную шайбу 17, а также сальник 16, предварительно пропитанный маслом;
- вставить шлицованный конец вала в вилку и завернуть от руки крышку сальника 18 при установке скользящей вилки проследить, чтобы оси обеих крестовин лежали в одной плоскости (у автомобиля ГАЗ-51 на вилке и валу имеются указательные стрелки, которые при сборке должны быть расположены на одной прямой);
- установить в шлицевую вилку масленку 13.
Ремонт карданной передачи автомобиля ЗиЛ-431410
Севастопольский Национальный Технический университет
Кафедра: Автомобильного транспорта
Курсовой проект по дисциплине «Основы технического ремонта автомобилей»
На тему: «Технологический ремонт карданной передачи автомобиля ЗиЛ — 431410»
Севастополь 2007
Ремонт карданной передачи автомобиля ЗиЛ-431410
1 Анализ технологичности конструкции, назначения и ремонтопригодности узла 3
1.1 Анализ технологичности конструкции. 3
1.2 Определение годового объёма работ по капитальному ремонту. 5
1.3 Требования к демонтажу и ремонту. 6
1.4 Требования на дефектацию узла 7
2 Разработка технологического процесса восстановления детали 8
2.1 Обоснование метода восстановления 8
2.1.Расчет припуска под наружный роликовый подшипник 10
2.2Расчет припуска под внутренний роликовый подшипник 12
3.Проектирование маршрута технологического процесса 15
3.1Порядок выбора оборудования 16
3.2.Режущий инструмент 17
3.3.Измерительный инструмент 17
4. Расчёт режимов выполнения технологических операций 17
4.1 Расчет режимов наплавки 17
4.2. Режимы резания при шлифовании 21
5. Нормирование технологического процесса 22
3 Разработка технологического процесса сборки 24
Карданная передача служит для передачи крутящего момента к агрегатам трансмиссии, валы которых при движении автомо¬биля расположены несоосно. Карданная передача (Рисунок 10.1) состоит из карданных шарниров, валов и промежуточных опор. Условия работы карданных передач определяются в первую очередь углами наклона их валов; чем больше углы, тем условия эксплуатации карданной передачи тяжелее.
Состав: Карта дефиктации, технологическая наладка на вилку, преспособление (съемник). ремонтный чертеж вилки кардана, схема сборки карданной передачи
Обслуживание и ремонт, диагностирования, контрольно-регулеровочных работ карданной передачи автомобиля ЗИЛ 431410
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:19, курсовая работа
Описание
Основной целью письменной квалификационной работы является обслуживание (ТО) и ремонт, диагностирования, контрольно-регулеровочных работ карданной передачи автомобиля ЗИЛ 431410.
Задача — провести техническое обслуживание (ТО) и ремонта, выполнить графическую часть и значимость подвижного состава.
Основной целью технического облуживания (ТО) является предупреждения отказов и неисправности, предотвращенного износа своевременного устранения дефектов препятствующие нормальной работе автомобиля. Таким образом, техническое обслуживание (ТО) является профилактическим мероприятием.
Работа состоит из 1 файл
Основные сведения по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля.docx
Основной целью письменной квалификационной работы является обслуживание (ТО) и ремонт, диагностирования, контрольно-регулеровочных работ карданной передачи автомобиля ЗИЛ 431410.
Задача — провести техническое обслуживание (ТО) и ремонта, выполнить графическую часть и значимость подвижного состава.
Основной целью технического облуживания (ТО) является предупреждения отказов и неисправности, предотвращенного износа своевременного устранения дефектов препятствующие нормальной работе автомобиля. Таким образом, техническое обслуживание (ТО) является профилактическим мероприятием.
Данный вид технического обслуживания ЕТО направлен на обеспечение безопасности движения, поддержание внешнего вида автомобиля и наличие заправки его водой, маслом, топливом и заключается в контрольном осмотре транспортного средства перед выездом и при возвращении. Контрольный осмотр выполняется перед выходом автомобиля из парка и на остановках. В парке контрольный осмотр проводят с целью проверки технической готовности машины. Контрольный осмотр в пути предназначен для проверки состояния агрегатов, механизмов и крепления груза. При контрольном осмотре перед выездом проверяют следующее:
- укомплектованность автомобиля инструментом и принадлежностями;
- уровень масла в картере двигателя;
- наличие жидкости в системе охлаждения и в бачке устройства для обмыва ветрового стекла;
- наличие топлива в баке;
- давление воздуха в шинах;
- герметичность системы гидропривода управления тормозами, а также систем питания, смазочной и охлаждения (по отсутствию подтеков);
- работу двигателя на слух (по устойчивой работе на холостом ходу и стукам);
- работоспособность стояночной тормозной системы. Приплав-ном трогании с места на второй передаче с включенным тормозом двигатель должен заглохнуть;
- свободный поворот рулевого колеса;
- действие приборов освещения, сигнализации, стеклоочистителя и омывателя.
При возвращении в парк уход за автомобилем включает в себя его очистку от грязи и пыли, осмотр состояния шин и слив воды в холодное время при безгаражном хранении. Воду сливают при открытых кране отопителя кабины и пробке радиатора через три краника у У-образных двигателей. После слива воды краники отопителя закрывают.
Техническое обслуживание ТО-1 проводится периодически в межсменное время, через установленные интервалы по пробегу. При выполнении работ по ТО-1 дополнительно к ЕТО необходимо проверить следующее:
- действие системы вентиляции кабины;
- состояние и натяжение ремня привода вентилятора;
- свободный ход педали сцепления;
- свободный ход рулевого колеса;
• уровень электролита во всех банках аккумуляторной батареи. В случае необходимости устранить обнаруженные неисправности или отрегулировать соответствующие механизмы.
Затем следует проверить и подтянуть ослабленные крепления, в частности следующие:
- гаек шпилек головок блока цилиндров (в течение первых трех ТО-1, а затем через одно ТО-2);
- двигателя коробки передач и кабины к раме;
- картера рулевого механизма, сошки рулевого управления и рулевой колонки;
- гаек поворотных рычагов, шарнирных соединений рулевого привода;
- карбюратора, впускных и выпускных коллекторов;
- фланцев карданных валов и кронштейна промежуточной опоры;
гаек колес и гаек шпилек полуосей;
аккумуляторной батареи и наконечников проводов к ее выводам.
Проверить сапуны коробки передач и заднего моста, вывернув и продув их воздухом.
Провести следующие смазочные работы:
- смазать через пресс-масленку солидолом или смазкой Литол-24 подшипники муфты выключения сцепления, валик педалей сцепления и тормоза, пальцы рессор передней и задней подвесок, валы разжимных кулаков пневматических колесных тормозов, подшипник опоры промежуточного вала, стержень, оси собачки и защелки буксирного устройства (при работе с прицепом) шкворни поворотных кулаков;
долить тормозную жидкость в бачок главного цилиндра гидравлического привода тормозов (на 20. 25 мм ниже верхней кромки заливной горловины); долить масло для гидравлических систем в бачок насоса рулевого усилителя.
Перечень операций, выполняемых при втором техническом обслуживании (ТО-2) включает все операции ТО-1 и ЕТО, а дополнительно необходимо проверить следующее:
•состояние кабины, платформы, оперения, капота и номерных знаков;
•крепление главного тормозного цилиндра, гидровакуумных усилителей, трубопроводов, компрессора и других агрегатов;
•состояние рабочих поверхностей барабанов и тормозных колодок. При необходимости заменить тормозные колодки с последующей регулировкой тормозных механизмов;
•состояние буксирного устройства и его крепление к раме (при работе с прицепом);
•крепление стремянок передних и задних рессор, амортизаторов;
крепление и действие фар. При необходимости отрегулировать направление светового потока фар;
•зазоры рулевого механизма, шарниров рулевых тяг;
•степень заряженности аккумуляторных батарей;
•легкость пуска двигателя и содержание оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах.
•Кроме того, необходимо проверить и в случае необходимости отрегулировать:
•конические подшипники ступиц передних колес;
•схождение передних колес;
•углы установки колес;
•зазоры между клапанами и коромыслами (через одно ТО-2);
•свободный ход педали сцепления. Далее необходимы •следующие операции:
•снять и промыть фильтрующие элементы фильтров грубой и тонкой очистки топлива;
•вывернуть свечи зажигания, проверить их состояние, очистить от нагара и •отрегулировать зазор между электродами или заменить свечи.
Наконец необходимо провести смазочные работы:
- сменить масло в картере двигателя и заменить фильтрующий элемент или промыть (центробежный);
- заменить масло в воздушном фильтре двигателя;
- проверить уровень масла и, если требуется, долить до уровня контрольного отверстия в картерах коробки передач и заднего моста;
- смазать через пресс-масленку подшипники водяного насоса, натяжного ролика ремня вентилятора;
- смазать 4- 5 каплями моторного масла втулку ротора датчика-распределителя зажигания и валик привода распределителя (повернув крышку масленки на 1 оборот);
- заложить (через два ТО-2) свежую смазку Литол-24 в подшипники ступиц передних колес и натяжной ролик ремня вентилятора;
- сменить масло (через два ТО-2) в картерах коробки передач и заднего моста.
Данный вид технического обслуживания (кратко СТО) проводится два раза в год с целью подготовить автомобиль к эксплуатации в холодное и теплое время года.
СТО совмещают с очередным ТО-2 при установившейся температуре окружающего воздуха ниже + 5 °С (осенью) или выше + 5 °С (весной).
При переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации автомобиля дополнительно к ТО-2 необходимо выполнить следующее:
- промыть систему охлаждения двигателя и радиатор отопителя;
- заполнить систему низкозамерзающей жидкостью;
- установить предпусковой подогреватель и проверить его работу;
- заполнить топливный бак топливом зимнего сорта (у дизеля);
- промыть фильтр бензонасоса;
- проверить исправность системы обогрева кабины;
- заменить тормозную жидкость (один раз в год);
- утеплить двигатель.
При сезонном обслуживании промывают картеры двигателя, коробки передач, раздаточной коробки, заднего и среднего ведущих мостов, а также картер рулевого управления и бачок насоса рулевого усилителя. Затем заполняют их свежим маслом.
При переходе к весенне-летнему сезону эксплуатации снимают и сдают на хранение утеплительные чехлы двигателя, заменяют масло в соответствующих емкостях автомобиля летними сортами, отключают от системы охлаждения предпусковой подогреватель, изменяют плотность электролита в аккумуляторах на летнюю норму (в районах с континентальным климатом).
Зачищают и подкрашивают места коррозии поверхностей кузова.
Своевременное выполнение ТО автомобиля предупреждает повышенный износ деталей и агрегатов, способствует сокращению затрат на ремонт, снижению простоев по неисправностям, обеспечивает безотказную и безопасную работу автомобиля.
Текущий ремонт (TP) машин заключается в устранении отказов, обнаруженных в процессе эксплуатации или ТО, с использованием частичной или полной разборки агрегатов и узлов ДМ, посредством замены или восстановления поврежденных деталей и последующей проверки работоспособности отремонтированной машины или агрегата. TP автомобилей и ДМ выполняют по потребности и в плановом порядке. Удельная трудоемкость TP автомобилей грузоподъемностью 4… 12 т в условиях первой категории эксплуатации составляет 4… 7 чел.-ч на 1000 км пробега. Удельная трудоемкость TP большинства ДМ составляет 0,24… 0,56 чел. — ч/мото-ч, из которых 60 % приходится на плановый ремонт, а 40 % на случайный. На объем, стоимость и характер работ TP влияют условия эксплуатации машин, их наработка с начала эксплуатации, квалификация персонала, оснащенность производственной базы ЭП, качество работ ТО и ремонта и другие факторы. Трудоемкость TP машин с наработкой, близкой к капитальному ремонту (грузовых автомобилей с пробегом с начала эксплуатации 250… 300 тыс. км или ДМ с наработкой 5 … 6 тыс. мото-ч), более чем в три раза превышает трудоемкость TP машин с наработкой, составляющей 15… 25 % от наработки до капитального ремонта (т. е. 50… 70 тыс. км или 1… 1,5 тыс. мото-ч).
Как показывают исследования, число TP уменьшается почти в два раза при использовании более квалифицированных операторов машин. Потребность в TP может быть снижена более чем в два раза за счет улучшения качества ТО. Высокая техническая оснащенность производственной базы ЭП позволяет в 1,3… 1,4 раза сократить трудоемкость ТР. Работы TP по характеру и месту производства подразделяются на постовые (выполняемые непосредственно на машине) и цеховые (выполняемые вне машины в отделениях и на участках производственной базы). К постовым обычно относят разборочно-сбо — рочные, регулировочные и крепежные работы, которые составляют от 38 до 46% общего объема работ ТР. С учетом того, что на постах могут выполняться также работы по устранению неисправностей агрегатов и механизмов (рабочего оборудования, двигателей, кабин и т. п.), доля постовых работ может достигать 50… 60 % от общего объема работ. Плановый TP ДМ предусматривает углубленный контроль технического состояния агрегатов и узлов с их частичной разборкой, заменой изношенных деталей и последующей сборкой. Такие работы иногда называют переборкой.
TP в зависимости от наличия регламентных работ выполняют по наработке или по техническому состоянию. В последнем случае в перечень обязательных включают только работы по диагностированию и некоторые вспомогательные. Основные работы TP полностью определяются по результатам оценки технического состояния машины. Выполнение лишних разборочно-сборочных работ может ухудшить техническое состояние машины вследствие нарушения положения приработанных поверхностей, дефектов, вносимых исполнителями и т. п. Схема технологического процесса ремонта машины приведена на рис. 8.1. Частичная разборка на составные части для каждого объекта обычно регламентирована и проводится до уровня, позволяющего выполнить обязательные работы, предусмотренные нормативной документацией. Обязательные работы и доработку конструкции выполняют по действующей документации. Дефектовку и комплектовку деталей проводят обычно при сложном ремонте. При сборке по возможности устанавливают детали на прежние места. Поэтому при разборке узла детали помечают и укладывают соответствующим образом, например в специальную ячеистую тару. На некоторых объектах выполняются технологические испытания с целью выявления дефектов и обеспечения приработки замененных деталей. Качество выполненных ремонтных работ контролируют в соответствии с ТУ на ремонт. Заключительные работы предусматривают оформление необходимой документации (в том числе протоколов испытаний), работы по консервации, упаковке объекта.
Разборочно-сборочные работы являются начальной и конечной операциями ТР. Выполняют их на постах TP, где снимают с машин неисправные и устанавливают новые или восстановленные агрегаты, узлы и детали. Здесь же могут выполняться работы по частичной разборке и устранению неисправностей агрегатов, не снимаемых с машины. На постах TP применяют различные подъемные устройства, смотровые канавы, передвижные стенды, тележки, комплекты универсальных и специальных инструментов и др.