Меню

Ремонт грузового автомобиля справочник

Автомобильные узлы, агрегаты и детали

Подборка книг об автомобильных узлах и агрегатах: литература о рессорах и амортизаторах, коробках передач, сцеплениях, подвесках.

В данной книге освещены вопросы теории, конструкции, расчета и испытания рам грузовых автомобилей. Приводятся элементы теории стержневых систем, расчет рам на изгиб и кручение, приведены конструкции рам грузовых автомобилей, выпускаемых автомобильными заводами СССР. Книга предназначена для работников конструкторских и экспериментальных отделов автомобильных заводов и для научных работников, ведущих исследования в области прочности рам. Тираж 4000 экз.

Учебное пособие для проектирования ступенчатых коробок передач грузовых автомобилей. Книга описывает перечень требований, предъявляемых к современным коробкам передач, схемы и конструкции уже применяемых в автомобильной промышленности механизмов переключения передач, расчеты конструктивных параметров для них. Предназначена книга для инженеров и конструкторов автомобильной промышленности, конструкторских бюро и институтов.

Учебное пособие «МАШГИЗ» из серии «Проектирование автомобиля» под общей редакцией Липгарта А.А. Содержит сведения для проектирования фрикционных сцеплений (в основном с неавтоматическим приводом) грузовых автомобилей. В некотором объеме (в рамках тематики грузового автотранспорта) издание содержит сведения об автоматизации управления сцеплением. Предназначена книга для инженеров и конструкторов автомобильной промышленности.

Издание содержит детальное описание карбюраторов (передовых моделей МКЗ-К85, К-105, К-16, К-59 и др.), устанавливаемых на грузовые и легковые автомобили, мотоциклы и мотороллеры, спортивные машины, комбайны и электростанции производства СССР и некоторые виды иностранных марок. Книга предназначена для инженеров и техников, обслуживающих карбюраторные двигатели. Тираж 25000 экз.

Перевод издания автора Хельдт П.М. на русский язык осуществлен кандидатом техн. наук Родионовым В.Ф. и инженером Брейгиным Д.Б. В книге приводится описание и принцип действия сцеплений и коробок передач, устанавливаемых на американские автомобили. Даны их схемы и элементы расчета для проектирования. Издание предназначено для инженеров конструкторских бюро и экспериментальных отделов автомобильной промышленности. Тираж 4000 экз.

В издании в сжатом виде приводятся основные тенденции в области перспективного конструирования автомобилей, которые предъявляют повышенные требования к качеству пневматического подрессоривания, определяющего плавность хода, а в некоторых случаях, и безопасность вождения транспортного средства. В книге приводится расчет пневматических упругих элементов и передовые конструкции подвесок. Пособие предназначено для студентов автостроительных специальностей, преподавателей вузов и работников автомобильной промышленности. Тираж 4000 экз.

Данное узкотематическое здание посвящено одной из новых на то время областей автомобильной техники — пневматическим и гидропневматическим подвескам. Подробно объясняется принцип работы и механизм пневматических и гидропневматических подвесок, технические требования и указания по их теоретическому расчету и конструированию, а также обслуживанию и ремонту. Тираж 3800 экз.

Книга посвящена особенностям создания гидравлических трансмиссий с учетом существующих гидромашин. Узкотематическое издание, предназначенное, в первую очередь, инженерам и техникам, работающих в области проектирования автотракторных трансмиссий. Подробно рассматриваются принципы работы объемных гидропередач и гидроагрегатов различных типов, приводятся данные аналитических и экспериментальных исследований динамических качеств для колесного и гусеничного автотранспорта. Тираж 4 500 экз.

Узкоспециализированное издание о теории расчета шасси автомобилей разных назначений. Предназначено для конструкторов КБ и институтов, работающих в автостроительной отрасли. Книга содержит четыре раздела, в которых приведены базовые сведения по теоретическим выкладкам и практическим данным конструктивных особенностей шасси отечественных и зарубежных автомобилей. Тираж 8500 экз.

Шасси автомобиля. Конструкция и элементы расчета
Литвинов А.С., Ротенберг Р.В., Фрумкин А.К.

Книга раскрывает тонкости расчета, проектирования и испытаний различных конструкций алюминиевых радиаторов, в зависимости от их типа, назначения и способа изготовления. Приводятся обоснования технико-экономической эффективности установки алюминиевых радиаторов на автотракторные машины. Издание предназначено для конструкторов, инженеров и техников, работающих в сфере проектирования двигателей для тяжелой сельскохозяйственной техники, также может быть рекомендовано учащимся втузов автотракторной специальности. Тираж 2 400 экз.

Москва
«МАШИНОСТРОЕНИЕ» 200 стр. 1963 Скачать

В издании рассматриваются принципиальные схемы пневматических систем автомобилей, подробно описаны приборы пневматических тормозов и приборы централизованной системы регулирования давления в шинах, их устройство, принцип работы, эксплуатация, уход, контроль и регулировка, способы устранения неисправностей и ремонт. Даются также указания о правилах применения узлов и приборов новой конструкции взамен выпускавшихся ранее. Предназначена для водителей, механиков и в качестве учебного пособия для студентов автотранспортной и смежных специальностей.

Автомобильные пневматические приборы
Блейз Н.Г., Глейзер Л.А., Панфилов В.Т.
Москва
«ВОЕНИЗДАТ» МО СССР
150 стр. 1965 Скачать

Второе издание, улучшенное и дополненное. Как и в первой книге, здесь приведено описание карбюраторов автомобильных, мотоциклетных, специальных двигателей, двигателей иностранного производства, встречающихся в эксплуатации в СССР. Описаны также отдельные карбюраторы других иностранных марок, представляющих конструктивный интерес. Дано описание технического обслуживания карбюраторов. Тираж 25000 экз.

Москва
«МАШИНОСТРОЕНИЕ» 284 стр. 1966 Скачать

Пособие по проектированию и расчету различных типов гидравлических амортизаторов. В книге приводятся базовые знания по теории гашения колебаний, вызываемых неровностями дорожного покрытия, применительно к подвеске автомобиля, работа жидкостного трения и гидромеханика амортизаторов. Указаны требования, предъявляемые при проектировании гидравлических и телескопических амортизаторов и их испытаниям. Книга предназначена для конструкторов и работников автостроительной отрасли. Тираж 10500 экз.

Москва
«МАШИНОСТРОЕНИЕ» 236 стр. 1969 Скачать

Издание посвящено устройству гидравлических систем сельскохозяйственных машин. Приведены детальные сведения о вопросах правильной эксплуатации машин, их разборки и сборки, ремонта гидравлического оборудования. Предназначена книга для водителей, механиков и сельских механизаторов, обслуживающих комбайны, тракторы и прочую сельскохозяйственную технику, в которой используются узлы с гидравлическим оборудованием.

Издание предназначено для конструкторов и инженеров, занимающихся проектированием трансмиссий для автомобилей, автобусов, строительной и сельскохозяйственной техники. Содержит сведения о процессах, лежащих в основе работы гидротрансформаторов, приводятся рекомендации по выбору схем проектирования гидромеханических передач, учитывая опыт зарубежных производителей. Тираж 6600 экз.

Москва
«МАШИНОСТРОЕНИЕ» 291 стр. 1971 Скачать

Издание рассматривает вопросы, связанные с эксплуатацией на автомобильном транспорте радиаторов наиболее распространенных типов. Приводятся основные данные по характеристикам радиаторов, выпускающихся отечественной промышленностью, рекомендации по их техническому обслуживанию, диагностики, режимов эксплуатации в различных климатических условиях. Приводятся наиболее характерные неисправности радиаторов и способы их устранения. Тираж 20 000 экз.

Издание предназначено для инженеров автомобильной промышленности, конструкторов КБ и КОЭ, институтов, занимающихся разработкой подвесок для автомобилей. В книге приведены основные требования, предъявляемые к современным типам подвесок, описаны методы их расчета, а также регламент по получению их характеристик в ходе испытаний, как в стендовом режиме, так и в реальных полевых условиях.

Москва
«МАШИНОСТРОЕНИЕ» 168 стр. 1976 Скачать

В книге приводится конструкция и описание принципа работы гидромеханической передачи ЛАЗ-НАМИ «Львів» (как устройства в целом, так и отдельных узлов), разработка которой была начата конструкторами завода ЛАЗ и НАМИ ещё в конце 50-х годов. Передача предназначена для установки на городские автобусы ЛиАЗ-677, а впервые была протестирована в 1963 году на эталонном ЛАЗ-695Б, после чего серийно устанавливалась на автобусы модели ЛАЗ-695Ж. Представлены методики проведения стендовых испытаний, сборки и разборки передачи, устранения неисправностей. Тираж 20000 экз.

Гидромеханическая передача автобуса
Дзядык М.Н., Есеновский-Лашков Ю.К., Мазалов Н.Д.

Каталог деталей модернизированной гидромеханической передачи ЛАЗ-НАМИ «Львів» модели 22.17, подготовленный институтом «ВКЭИавтобуспром», содержит как полную техническую характеристику ГМП от Львовского автобусного завода, так и исчерпывающий перечень узлов и деталей и их спецификацию. Издание сопровождается качественными иллюстрациями, которые могут служить своеобразным пособием при разборке, ремонте и сборке ГМП. Книга предназначена для работников ремонтных автомастерских, механиков и специалистов снабженческих организаций. Тираж 5000 экз.

Москва
«МАШИНОСТРОЕНИЕ» 70 стр. 1982 Скачать

Есть возможность дополнить подборку тематической литературы об автомобильных узлах и агрегатах? Укажите в комментариях ссылку на файл в сети, который, по вашему мнению, должен здесь присутствовать или отправьте его на один из наших e-mail.

Текст книги «Грузовые автомобили. Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация»

Автор книги: Илья Мельников

Жанр: Автомобили и ПДД, Дом и Семья

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Грузовые автомобили
Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация

Общие сведения о техническом обслуживании автомобиля

При контрольном осмотре автомобиля перед выходом из парка проверяют: чистоту автомобиля и, если надо, удаляют пыль (снег, грязь) наличие топлива в баке, охлаждающей жидкости в радиаторе и уровень масла в картере двигателя; не подтекает ли топливо, масло, охлаждающая, амортизаторная жидкости; работу прогретого двигателя на различных оборотах коленчатого вала; действие приборов освещения, звукового сигнала, контрольно – измерительных приборов, стеклоочистителей, указателей поворотов, стоп – сигнала; величину люфта рулевого колеса, крепление и шплинтовку рулевых тяг; крепление заднего и габаритных фонарей; давление воздуха в шинах; наличие и укладку инструмента водителя, индивидуального комплекта запасных частей, шанцевого инструмента и принадлежностей; работу сцепления, коробки передач, тормозов на ходу автомобиля.

Устранив обнаруженные неисправности, автомобиль выпускают на линию.

Контрольный осмотр в пути заключается в проверке: степени нагрева ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки, промежуточной опоры карданного вала ведущих мостов; не подтекает ли топливо, масло, охлаждающая жидкость, тормозная и амортизационная жидкости; уровня масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе; затяжки гаек колес и давления воздуха в шинах; состояние буксирного прибора, ходовой части, ходовой части прицепа и крепления груза на платформе.

Перечень основных агрегатов автомобиля и их базовых и основных частей

Виды технического обслуживания автомобиля

Согласно положения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»

По состоянию на 5 декабря 2007 года

Техническое обслуживание подвижного состава в зависимости от периодичности и перечня работ подразделяется на следующие виды:

– ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

– первое техническое обслуживание (ТО-1);

– второе техническое обслуживание (ТО-2);

– сезонное техническое обслуживание (СО).

Изменение видов технического обслуживания допускается на основании рекомендаций сервисных документов заводов-изготовителей подвижного состава и особых условий эксплуатации.

Техническое обслуживание (ТО) автомобилей включает в себя комплекс мероприятий, на поддержание транспортного средства в техническом исправном состоянии. Обслуживание увеличивает срок службы автомобиля. Техническое обслуживание проводится в соответствии с указаниями завода – изготовителя, периодичность указывается в сервисной книжке каждого автомобиля. Техническое обслуживание подразделяют на: ежедневное, ТО-1, ТО-2, ТО-3 и т.д.

Обычно техническое обслуживание проводят на специализированных станциях. Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) предназначено для общего контроля, направленного на обеспечение безопасности движения, поддержание надлежащего внешнего вида транспортного средства, заправки топливом, маслом, охлаждающей жидкостью, и для некоторых автомобилей – санитарной обработки кузова.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) автомобиля проводится водителем и включает в себя:

– все работы контрольного осмотра автомобиля в пути (осмотреть автомобиль и прицеп (полуприцеп, проверить комплектность, состояние стекол, зеркал заднего вида, дверей кабины, а также состояние платформы, наличие противосолнечных козырьков, номерных знаков, работоспособность дверных механизмов и запорного механизма опрокидывающей кабины,запоров бортов, багажники, состояние шин, колес, буксировочного устройства, опорных катков,проверить надежность сцепки прицепного состава; проверить правильность опломбирования спидометра и таксометра, проверить действие приборов сигнализации и освещения, стеклоочистителей и омывателей, системы отопления и обогрева стекол, а также системы вентиляции; осмотреть гидроусилитель рулевого управления, проверить лифт рулевого колеса, состояние ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес; проверить осмотром герметичность гидроусилителя рулевого управления, привода тормозов и механизма включения сцепления, а также систем смазки и охлаждения, питания, гидросистемы механизма подъема и т.д);

– уборку и мойка автомобиля;

– проверку состояния аккумуляторной батареи, ее наружную очистку и при необходимости подтяжку клемм проводов;

– проверку уровня эксплуатационных жидкостей в расширительном бачке системы охлаждения, в бачке главного тормозного цилиндра, а также в бачке рулевого усилителя;

– проверку крепления дополнительного масляного бачка;

– контроль и при необходимости регулировка натяжения ремня вентилятора, генератора, компрессора;

– снятие и промывка воздушного фильтра;

– поворачивают несколько раз рукоятку фильтра грубой очистки масла;

– проверка величины люфта рулевого колеса;

– крепление и шплинтовку соединений рулевых тяг;

– спуск конденсата из воздушных баллонов пневматического привода тормозов;

– контроль состояния рессор, амортизаторов, реактивных штанг, покрышек и давление воздуха в них;

– смазка узлов и механизмов в соответствии с таблицей смазки;

– проверка уровня масла в двигателе. Лучше всего контролировать уровень моторного масла или на полностью прогретом двигателе спустя 5 минут после его включения, или перед пуском холодного двигателя после ночной стоянки автомобиля. Автомобиль перед проверкой масла должен находиться на ровной площадке, чтобы предотвратить ошибку в определении уровня масла. Уровень масла должен быть и не выше и не ниже нормы, так как любые отклонения могут вызвать выход из строя двигателя.

Ежедневное техническое обслуживание автобусов кроме перечисленного включает в себя:

– ежедневную уборку салона, очистку подушек и спинок сидений, а также при необходимости санитарную обработку салона;

– проверку герметичности пневматической подвески и действие механизмов открывания дверей;

– осмотр состояния подножек, пола, поручней, сидений, стекол окон и дверей, проверку исправности механизма открывания потолочных вентиляционных люков;

– проверку сигнализации из салона к водителю, проверить работоспособность приборов освещения в салоне и подножек, габаритных фонарей и маршрутных указателей;

– проверку частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, у автобусов с гидромеханической коробкой передач, при необходимости отрегулировать ее таким образом, чтобы незаторможенный автобус оставался неподвижным на ровной дороге при включенной передаче и отпущенном акселераторе;

– проверку исправности громкоговорящего устройства;

– проверку исправности системы вентиляции, а в холодное время года – системы отопления салона;

– проверку и состояния работоспособности компостеров;

– осмотр состояния кузова, пневматических баллонов подвески и рессор, состояние и крепление амортизаторов.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает внешний уход за подвижным составом в объеме ЕО, а также контрольные, крепежные, регулировочные и смазочные операции, выполняемые, как правило, без снятия с подвижного состава или путем частичной разборки (вскрытия) обслуживаемых приборов, узлов и механизмов и дополнительно:

– прослушивание работы двигателя на различных оборотах коленчатого вала;

– проверку крепления впускного и выпускного трубопроводов и глушителя;

– смену масла (по графику) в картере двигателя с заменой фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки масла;

– спуск отстоя из топливных фильтров;

– контроль уровня электролита в аккумуляторных батареях и состояние выводных штырей, состояние электропроводки;

– проверку и регулировку свободного хода педалей сцепления и тормозной, предохранительного клапана компрессора, регулятора давления, величины хода штоков тормозных камер;

– прочистку вентиляционных колпачков ведущих мостов;

– проверку уровня масла в картерах коробки передач; раздаточной коробки и ведущих мостов;

– контроль состояния карданных валов, фланцев и игольчатых подшипников карданов, крепление шаровых опор поворотных кулаков переднего ведущего моста, крепление коробки отбора мощности и лебедки;

– дозаправку тормозной жидкостью;

– проверку (и при необходимости регулировку) тормозов, крепления кузова, кабины и оперения;

– смазку автомобиля в соответствии с таблицей смазки;

– контроль работы механизмов и агрегатов на ходу автомобиля.

При втором техническом обслуживании(ТО-2) кроме работ первого технического обслуживания, необходимо:

– промыть топливные фильтры, проверить компрессию в цилиндрах двигателя, отрегулировать зазоры в клапанном механизме, подтянуть гайки и болты головки цилиндров;

– проконтролировать работу генератора и стартера, проверить и отрегулировать направление световых лучей фар;

– отрегулировать схождение передних колес, проверить затяжку подшипников ведущей шестерни главной передачи, отрегулировать подшипники ступиц колес, переставить колеса с шинами по схеме;

– дозаправить жидкостью амортизаторы;

– проконтролировать, исправен ли механизм включения лебедки;

– смазать автомобиль в соответствии с таблицей смазки.

При подготовке автомобиля к летней эксплуатации выполняют полный объем работ очередного планового технического обслуживания. кроме того, необходимо:

– установить заслонку подогрева горючей смеси в положение «Лето»;

очистить трубки и клапан вентилятора картера;

– промыть систему охлаждения двигателя;

– заменить тормозную жидкость;

– смазать листы рессор;

– заменить во всех агрегатах масло на летнее и смазать автомобиль согласно таблице смазки;

– на дизельных автомобилях промыть топливные баки.

Первое техническое обслуживание должно выполняться в межсменное время, а для выполнения второго технического обслуживания подвижной состав может сниматься с эксплуатации.

Сезонное техническое обслуживание (СО) производится 2 раза в год и предназначено для подготовки подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года.

При подготовке автомобиля к зимней эксплуатации, кроме очередного технического обслуживания, следует:

– снять и промыть карбюратор;

– проверить и отремонтировать(если надо) средства, облегчающие пуск двигателя, средства подогрева и утепления двигателя и аккумуляторных батарей;

– установить заслонку подогрева горючей смеси в положение «Зима»;

– очистить от нагара и проверить работу электрофакельного подогревателя дизеля;

– заправить систему охлаждения низкозамерзающей жидкостью;

– снять и промыть ступицы колес;

– заменить тормозную жидкость;

– очистить от смолистых отложений клапаны, днища поршней и головку цилиндров компрессора;

– заменить во всех агрегатах масло на зимнее и смазать автомобиль согласно таблице смазки.

Сезонное обслуживание автомобиля удобно совместить с очередным техническим обслуживанием.

При техническом обслуживании автомобиля строго соблюдайте меры безопасности и помните, что кузов – самая дорогостоящая часть автомобиля. Периодически осматривайте, очищайте и смазывайте замки дверей, петли и запоры капота.

Для различных автомобилей и при различных условиях эксплуатации периодичность технического обслуживания разная, наибольшая – для легковых автомобилей, затем автобусов и грузовых автомобилей, автобусов на базе грузовых автомобилей. Для грузовых автомобилей, связанных с эксплуатацией в тяжелых условиях труда, периодичность ТО определяется умножением пробега до очередного технического обслуживания базового автомобиля на коэффициент 0,8.

Периодичность проведения технического обслуживания для различных автобусов разная. Пример приведен в таблице.

Периодичность проведения первого и второго обслуживания для различных марок автобусов и автомобилей рассчитывают по специальным формулам, в которых учитывается пробег, прошедший автобусом (автомобилем до ТО-1 или ТО-2, а также среднесуточный пробег транспортного средства).

Выполняют техническое обслуживание в соответствии с планом – графиком, который составляют на месяц исходя из среднесуточного пробега и между техническими обслуживаниями для каждого автомобиля или прицепа. График утверждает главный инженер предприятия.

Обкатка грузового автомобиля и автобуса

У нового автомобиля или после капитального ремонта при пробеге в 1000 км происходит притирка новых деталей, уплотнение прокладок между ними, а следовательно и ослабление креплений их. В этот период водитель должен самым тщательным образом следить за работой всех деталей, узлов и агрегатов автомобиля, а также за выполнением работ по техническому обслуживанию.

Чтобы автомобиль работал без сбоя, во время обкатки водитель должен соблюдать основные правила:

– смазать автомобиль до начала обкатки полностью в соответствии с картой смазки;

– проверить и подтянуть все наружные крепления узлов, агрегатов и отдельных деталей;

– загружать автомобиль только на 70 – 80% от установленной грузоподъемности;

– не ездить по плохим дорогам с прицепом;

– не превышать скорость движения 45 км/ч;

– проверять степень нагрева тормозных барабанов, ступиц колес, заднего моста, коробки передач;

– следить за показаниями контрольно – измерительных приборов;

– через 500 км пробега промыть картер двигателя, заменить смазку в картере двигателя, промыть корпуса фильтров грубой и тонкой очистки масла, заменить фильтрующий элемент;

– через 1000 км пробега заменить смазку в картерах коробки передач, двигателя, заднего моста, рулевого управления и промыть их;

– через 1000 км пробега провести первое техническое обслуживание автомобиля в полном объеме;

– составить акт о техническом состоянии автомобиля.

Обкатка автобуса. То как эксплуатируется автобус в первое время, от приработки деталей и механизмов автобуса во многом зависит срок его службы. Перед обкаткой автобуса необходимо:

– проверить крепление основных узлов и агрегатов;

– проверить смазку агрегатов, их герметичность;

– давление воздуха в шинах;

Скорость движения во время обкатки не должна превышать 60 км и загрузка должна быть не более 75% от номинальной. В период обкатки автобуса нужно внимательно следить за уровнем масла, нагревом агрегатов автобуса, герметичностью соединений и стуками.

Через 500 км пробега нужно промыть картер двигателя и заменить масло. Через 1000 км пробега промыть картер и произвести смазку агрегатов автобуса и подтяжкой крепления. В этот период необходимо внимательно наблюдать за уровнем масла, нагревом агрегатов автобуса, герметичностью соединений, шумами и стуками.

Обо всех произошедших в пути неисправностях водитель должен сообщить дежурному механику.

Контроль за техническим состоянием при выпуске возлагается на механика ОТК, отвечающего за выпуск исправного автомобиля.

Учет расхода топлива, учет пробега шин, а также расход смазочных материалов и других эксплуатационных ведется по каждому водителю индивидуально, если за ним закреплена отдельная машина, так и при бригадном методе работы.

В заключении обкатки составляется акт о техническом состоянии.

Правила и меры безопасности при техническом обслуживании

Все операции по техническому обслуживанию нужно проводить в специально отведенных для этих целей местах, оборудованных и обозначенных.

Места должны соответствовать технике безопасности по обеспечению безопасных условий труда.

Рабочие места должны быть соответствующим образом ограждены.

На одного рабочего должно быть не менее 45 квадратных метром и объем помещения не менее 15 кубических метров.

Ворота, помещений для ремонта, должны открываться наружу, иметь тамбуры и тепловые завесы, фиксаторы.

Выезд из помещения должен быть оборудован с уклоном 5%,не должен иметь порогов, ступенек, выступов.

Территория предприятия, на котором производится ремонт должна быть освещена в ночное время, иметь ограждения не менее 1, 6 м высотой.

Помещения должны быть полностью обеспечены предупреждающими знаками.

Износ деталей автомобиля.

В процессе эксплуатации автомобиля возникают различные дефекты(неисправности) вследствие износа и повреждений деталей, действия внешних факторов окружающей среды.

Дефекты бывают: производственные, аварийные, конструктивные, эксплуатационные.

Производственные дефекты – отступление от размеров, допусков и техничеких условий при изготовлении деталей и механизмов, а также при нарушении техпроцесса сборки автомобиля.

Аварийные дефекты – результат некачественного технического обслуживания и ремонта автомобиля, несвоевременное обнаружение и замена деталей и агрегатов при их износе.

Конструктивные дефекты – неудачная конструкция деталей и агрегатов, неправильный выбор материала, термической обработки, способа смазки и неправильный расчет допусков между сопрягаемыми деталями.

Эксплуатационные дефекты – следствие естественного старения деталей, естественного износа. Естественный износ происходит в результате трения меду сопряженными поверхностями деталей, усталости поверхностного слоя металла и является основной причиной непригодности деталей для дальнейшей работы. Обычно различают несколько видов естественного износа: механический, абразивный, коррозионный, усталостный (питтинг).

Механический износ происходит в результате трения деталей.

Абразивный износ – происходит при попадании мелких металлических частиц или других твердых частиц, между поверхностями трущихся сопряженных деталей.

Коррозийный износ – износ, вызываемый действием кислот, образующихся при сгорании топлива с повышенным содержанием серы или содержащихся в некачественной смазке, а также действием газов и паров воды при высокой температуре.

Усталостный износ (питинг) возникает от периодически действующих на детали высоких давлений.

Виды ремонта

В результате работы автомобиля, детали и узлы постепенно изнашиваются, в результате чего меняются их технические характеристики: увеличиваются зазоры между сопряженными деталями, повышается расход эксплуатационных материалом (топлива, масла, воды и других), ухудшаются ходовые качества.

Техническим обслуживанием удается уменьшить интенсивность износов и значительно продлить срок службы узлов и агрегатов машины.

Но когда техническое обслуживание не может улучшить характеристики и устранить неисправности автомобиля, приходится ремонтировать – принудительно продлевать срок службы автомобиля, восстанавливать его эксплуатационные параметры.

Ремонт – это устранение неисправностей автомобиля и восстановление его работоспособности.

Для этого изношенные детали автомобиля заменяют новыми или отремонтированными.

Для этой цели детали или узлы снимают из автомобиля, разбирают, ремонтируют, а затем опять собирают и регулируют. Есть текущий ремонт автомобиля и капитальный ремонт.

Текущий ремонт производится для устранения отдельных неисправностей, возникающих при эксплуатации, при удовлетворительном общем состоянии автомобиля или агрегата и наличии у них достаточного для дальнейшей работы ресурса работоспособности.

Текущий ремонт выполняют путем проведения разборочно – сборочных и других работ с заменой у агрегатов отдельных изношенных или поврежденных деталей, кроме базовых, у автомобиля (прицепа, полуприцепа) – отдельных узлов и агрегатов, требующих текущего или капитального ремонта.

Список базовых деталей приведен в таблице.

Некоторые операции по ремонту, которые проводятся достаточно часто, могут включаться в объем технического обслуживания (ТО-2). Это так называемый ремонт, носящий профилактический характер.

Потребность в ремонте определяет водитель во время работы автомобиля и механик, во время технического обслуживания автомобиля.

Составляется заявка на ремонт, где указываются работы, которые необходимо выполнить для устранения неисправности. Заявку составляет водитель автомобиля или механик, обслуживающий автомобиль.

Текущий ремонт обычно производится силами самого автотранспортного предприятия. Для этого в производственных зонах предприятия должен быть выделен специальный участок для ремонта.

Капитальный ремонт выполняется после истечения ресурса работоспособности автомобиля (прицепа, полуприцепа) или агрегата, для обеспечения его ремонтопригодности и восстановления этого ресурса до величин, соответствующим установленным нормативам, до следующего капитального ремонта.

Автомобиль направляется в капитальный ремонт, если его кабина или рама и большинство механизмов нуждаются в капитальном ремонте.

Капитальный ремонт заключается в полной разборке автомобиля на детали, для выполнения слесарно – сборочных, электромеханических работ и других видов работ с заменой всех без исключения изношенных и поврежденных деталей на новые.

Потребность в капитальном ремонте устанавливают проверкой технического состояния автомобиля комиссией, после того, как он пройдет установленный нормами пробег (км) до капитального ремонта.

Комиссия назначается руководителем автотранспортного предприятия (организации). Агрегаты считаются требующими капитального ремонта при износе или повреждении базовой детали и общем ухудшении технического состояния в связи с износами большинства остальных деталей, а автомобили – при необходимости капитального ремонта большинства агрегатов, а также рамы и кабины (грузовые) или кузова (легковые и автобусы).

Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра — распространителя легального контента. Поддержите автора!

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также:  Автомобиль расходует много газа
Adblock
detector