Меню

Ремонт гелевого аккумулятора для автомобиля

Как восстановить гелевый автомобильный аккумулятор

Когда-то на рынке аккумуляторов безраздельно царствовали только кислотно-свинцовые батареи. Но прогресс движется вперёд, и сегодня постепенно предпочтения покупателей завоёвывают гелевые АКБ. Что это за чудо? Принципиальных изменений внутри таких изделий нет. Здесь тоже присутствуют пластины-электроды и раствор серной кислоты, играющей роль электролита. Но только он имеет не жидкую, а гелеобразную консистенцию. При этом образующиеся в ходе химических реакций газы остаются внутри корпуса и рекомбинируют, то есть снова участвуют в работе. Производители утверждают, что гелевые аккумуляторы в обслуживании не нуждаются и служат до 10 лет. Но в действительности их эксплуатационный срок лишь немного больше, чем у обычных кислотно-свинцовых. Поэтому периодическое восстановление гелевых аккумуляторов весьма актуально.

Целесообразно ли оживлять гелевую АКБ?

Если вы не знаете, как обслуживать гелевый аккумулятор, то сначала стоит определиться с его состоянием. Здесь все способы проверки ничем не отличаются от операций с кислотно-свинцовыми изделиями. Наиболее быстрый вариант – использование нагрузочной вилки. Измеряют напряжение на клеммах АКБ, затем на 5 секунд подсоединяют вилку и снова определяют вольтаж. Если он быстро восстановился, значит, всё в порядке и батарее требуется разве что подзарядка. Здесь можно косвенно определить исправность гелевой батареи. Если она заряжается быстро (к примеру, через час ток упал до 0,1 А или ниже), то очевидно, что АКБ осталось жить немного.

Подлежит ли гель восстановлению

Что касается восстановления, то оно вполне целесообразно: всё зависит от состояния батареи и срока её эксплуатации. Понятно, что возиться с аккумулятором, которому перевалило за 5 лет, вряд ли имеет смысл. Реанимации подлежат АКБ, где вся проблема заключается в испарении геля. Почему это происходит? Батарея постоянно подвергается процессу зарядки-разрядки. В ходе химических реакций формируются отдельные ионы водорода. В электролите они не могут найти места и поэтому через резиновые пробки выходят наружу. А без водорода, как составной части воды, её полное восстановление невозможно. Обычно усыхание происходит после 3–4 лет эксплуатации либо ранее, если при использовании ЗУ применялся чрезмерно большой ток. Но в этом случае, как восстановить гелевый аккумулятор, описывается далее. А когда невозможно сделать его снова работоспособным?

Когда нельзя восстановить аккумулятор

Если изделию менее 3-х лет, а оно уже частенько «не дышит», значит, обслуживание гелевого аккумулятора не проводилось вовсе. Отказаться от реанимации придётся в том случае, когда гелевый электролит отслаивается от электродов-пластин. Понять это можно по вздутию корпуса. Также невозможно восстановить АКБ, если электроды разрушаются. Определить это можно при встряхивании батареи: будет слышен характерный шум. И ещё одна ситуация – плохой контакт (или его отсутствие) выводов банок с электродами-пластинами. В этом случае восстановление гелевого аккумулятора не представляется возможным, и придётся задуматься о приобретении новой батареи. И лучше сделать это раньше, чем позже.

Восстановление и ремонт гелевого аккумулятора своими руками

Реанимировать батарею вполне можно и в бытовых условиях. Но сначала внимательно осмотрите АКБ: на ней не допускаются трещины. Чтобы осуществить процедуру, понадобятся:

  • дистиллят (покупайте его в аптечных пунктах, это гарантирует качество);
  • одноразовый медицинский шприц в пару «кубиков» с пинцетом;
  • плоская отвёртка;
  • зарядка.

Доливка дистиллированной воды в банки батареи

Несмотря на уверения производителей об отсутствии необходимости обслуживания таких АКБ, гель всё же со временем высыхает. Процесс ускорится, если при зарядке вы будете регулярно применять большой ток. Чтобы восстановить уровень геля, осторожно подденьте крышку и резиновые колпачки (иногда рядом наклеена полоска с предупреждением Don’t open, то есть «не открывать») с помощью плоской отвёртки либо пинцета. Теперь возьмите фонарик и посветите внутрь каждой из банок: нужно убедиться, что пластины-электроды не осыпались. Заодно и определите наличие сульфатации: если она есть, на пластинах будет виден белый налёт. Чем заправить гелевый аккумулятор? Дистиллятом. Воду лейте медленно, постепенно до тех пор, пока она не будет выше пластин на 3–4 мм.

Процесс впитывания дистиллята в гель проходит минут за 40. По истечении этого времени определите уровень электролита и, если нужно, ещё долейте воды. Если случайно её оказалось слишком много, обязательно шприцом удалите лишнее. Колпачки с крышками поставьте на место: рекомендуется использовать кислотоупорный клей или хотя бы двухсторонний скотч.

Читайте также:  Ремонт помпы 402 двигатель газель

Обычный способ зарядки

Если вы доливали дистиллят в гелевую батарею, то заряжать её можно спустя 3–4 часа. До начала процесса на верхнюю панель АКБ поставьте подходящий груз. Это нужно для того, чтобы крышку не сорвало из-за большого внутреннего давления, образующегося из-за формирования ионов водорода.

Отрегулируйте ЗУ, чтобы оно выдавало 14–15 В. Постепенно, примерно через 14 часов, гелевая АКБ начнёт потреблять ток – это покажет амперметр устройства. Если же подобного не случилось, увеличьте вольтаж до 20 В. Теперь желательно находиться рядом с батареей и зарядкой. Когда АКБ начнёт брать ток, уменьшите постепенно вольтаж до 14 В. Так, не торопясь, и заряжайте, не забывая, что ток не должен быть больше 0,1 от ёмкости. Попытки форсировать процесс ничем хорошим не кончатся: в лучшем случае вы наглухо испортите АКБ, в худшем – возможно задымление, а то и возгорание.

Экстремальный способ: циклическая прогонка гелевой батареи

Она проводится в случае, когда батарея полностью перестала быть работоспособной. Процедура подразумевает проведение нескольких (3–5) заряжающих и разряжающих аккумулятор циклов с определённой периодичностью.

Сначала для зарядки устанавливают U = 25–30 В, в следующих периодах, когда АКБ раскачается, напряжение постепенно нужно снижать в конечном итоге до 14 В. За процессом необходимо обязательно следить. Когда АКБ зарядится, её нужно разрядить до U = 10,5–11 В: для этого применяйте любую автомобильную лампочку мощностью не более 10 Вт. Но не используйте мощные лампы (в т. ч. из «автопереносок») на 50, 60 или 75 Вт – это чревато выходом аккумулятора из строя. Если «раскачка» закончилась удачно, то далее рекомендуется зарядить батарею традиционным способом, используя ток в 10 % от ёмкости.

Бывает и так, что даже многократная экстремальная циклическая зарядка не даёт положительного результата или батарея не заряжается на 100 %. Тут пара вариантов:

  • смириться с положением вещей и пользоваться АКБ, насколько хватит;
  • приобрести новую.

Выводы

В заключение стоит заметить: разряженные в ноль гелевые аккумуляторы, даже после реанимации, чаще всего долго уже не прослужат. Поэтому важно периодически проверять напряжение на клеммах, как под нагрузкой, так и без неё, то есть проводить регулярное обслуживание гелевого аккумулятора. Его восстановление возможно лишь при высыхании состава электролита. Во всех иных случаях придётся покупать новую АКБ. И ещё: зарядку аккумуляторов этого типа в обычном режиме лучше всего производить автоматическими зарядными устройствами или полуавтоматами.

Как восстановить гелевый аккумулятор

Понятие восстановления гелевого аккумулятора вызывает очень много дискуссий и споров среди пользователей. Одни говорят, что оживить умершую батарею невозможно. Другие уверяют, что при помощи нехитрых манипуляций им удалось сотворить чудо. Можно ли на самом деле восстановить гелевый аккумулятор и как это сделать грамотно – рассказано в рассматриваемой статье.

«Хитрый производитель» гелевого аккумулятора

Начать стоит с того, что абсолютно все производители гелевых аккумуляторов категорически запрещают пользователям восстанавливать их изделия. Более того, они делают все для того, чтобы выполнить это было невозможно.

Посмотрите на типовый гелевый аккумулятор. Хитрый производитель и пробки запечатал так, что их не отковыряешь, и корпус сделал неразборным, и даже отверстия для заправки аккумулятора оставил такие маленькие, что любопытному пользователю в них никак не заглянуть. В некоторых моделях даже пробок никаких нет – чисто герметичный корпус.

Но разве это останавливает нашего брата? Отечественный пользователь не сдается. Он убежден в том, что ушлый производитель специально делает свои гелевые аккумуляторы так, чтобы их было невозможно восстановить. Он хочет, чтобы пользователь выбросил отслужившую свое батарею, и купил у него новую.

Грамотное и безграмотное восстановление гелевого аккумулятора

Лирическое отступление выше написано не просто так. На нем будет базироваться ответ на вопрос: как восстановить гелевый аккумулятор. Пытаться сделать это можно двумя способами – грамотным и безграмотным.

Читайте также:  Марка масла для двигателя хендай солярис

Граница между этими двумя способами как раз-таки и находится в том месте, где производитель пытается всеми возможными методами ограничить любое вмешательство пользователя во «внутренний мир» гелевого аккумулятора.

Грамотный пользователь никогда не будет раскурочивать батарею, так как это запретил производитель. Он попытается восстановить ее правильно. А для того, чтобы восстановить гелевую АКБ правильно, необходимо, прежде всего, уметь видеть разницу между невосстанавливаемым и еще живым аккумулятором.

Признаки невосстанавливаемого гелевого аккумулятора

Таковых признаков всего три:

  1. Вздутие корпуса.
  2. Разрушение пластин.
  3. Аккумулятор при зарядке не потребляет ток.

Если гелевый аккумулятор раздуло, то его восстановление не только не даст ничего полезного, но также может привести к довольно неприятным и болезненным последствием. Поэтому – запоминаем: аккумулятор вздулся – выбрасываем его и точка.

Если конструкция батареи позволяет заглянуть внутрь, можно оценить состояние свинцовых пластин. В рабочем состоянии они четко видны. В нерабочем – картина размытая и непонятная. Во втором случае – аккумулятор только в утиль.

Способы восстановления «живого» гелевого аккумулятора

Собственно, таких способов аж целых два, и распространяются они только на те АКБ, которые не утратили способность потреблять ток. Речь ни в коем случае не идет о шприце и дистиллированной воде, которой народные умельцы пытаются «размочить» засохший гель. Поверьте, такие действия никакого полезного результата не дадут. Вода способна спасти только аккумулятор с жидким электролитом. В случае с гелем она выступит в роли диэлектрика, что еще сильнее усугубит и без того плачевное состояние АКБ.

Способ восстановления №1

Достаточно часто бывают случаи, когда гелевый аккумулятор отказывается работать потому, что он банально не восстанавливает потраченную энергию естественным путем – от генератора автомобиля или зарядной цепи устройства бесперебойного питания. В таких случаях восстановить аккумулятор поможет зарядка от стационарного устройства.

Заряжать надо током, равным 10 % от номинальной емкости АКБ и напряжением до 14.4 В. Процесс прекращать тогда, когда при указанном напряжении потребляемый ток снизится до одной десятой доли ампера.

Способ восстановления №2

Широко применяется владельцами традиционных аккумуляторов с жидким электролитом. Практика показывает, что для гелевых АКБ этот метод тоже актуален и вполне действенен. Речь о тренировке аккумулятора.

Суть простая. Аккумулятор заряжается до 100%, затем разряжается принудительно при помощи нагрузки. После цикл повторяется два-три раза.

Есть и другой алгоритм тренировки, часто заложенный в программируемых зарядных устройствах. Заключается он в том, что батарея заряжается малым током, и в процессе заряда периодически нагружается обычной лампочкой накаливания.

Все. Любые другие способы не то, чтобы недейственные. Как следует они опасные и бесполезные.

Вывод

В завершение остается сказать, что указанными выше способами можно восстановить только те гелевые аккумуляторы, которые потребляют ток при попытке их зарядить. Если показатели амперметра во время зарядки находятся на нулевой отметке – то вас ожидает покупка нового аккумулятора.

Порядок и особенности восстановления гелевого аккумулятора

Гелевые аккумуляторы на сегодняшний день уже довольно широко распространены в бытовой технике. Чаще всего их можно встретить в источниках бесперебойного питания (ИБП), скутерах, радиоприёмниках, различных портативных устройствах. Этот тип аккумуляторов служит 3–4 года, а затем начинаются проблемы с их эксплуатацией из-за сильной потери ёмкости. Гелевые аккумуляторы долго находятся в режиме заряд-ожидание и по этой причине их номинальная ёмкость уменьшается. Ещё одной проблемой является выкипание воды из электролита. Несмотря на то что в них нет электролита в жидком виде, стекловолокно на свинцовых пластинах должно находиться в увлажнённом состоянии. Гелевые АКБ в большинстве своём выполняются необслуживаемыми, но подобраться к банкам реально и не так уж и сложно. Поэтому, если с аккумулятором начались проблемы, то можно попробовать провести его восстановление.

В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно

Сразу нужно отметить, что в большинстве случаев вышедшие из строя гелевые аккумуляторы не подлежат восстановлению (вздутие, разрушение пластин и т. п.). В такой ситуации не стоит возиться с ними и проще купить новый.

  • Вздутие. Вздутие одной или нескольких банок говорит о том, что гель с электролитом отслоился от свинцовых пластин. Эта АКБ уже не подлежит восстановлению и ей прямой путь на свалку. Определить вздутие можно визуально;
  • Разрушение пластин. Часто такое происходит в результате длительной эксплуатации бесперебойников в плохо проветриваемом месте. В результате длительного воздействия повышенной температуры содержимое банок разрушается, включая стекловолокно, гелевый электролит и сами пластины. В особо запущенных ситуациях внутри остаётся одна угольная труха. Чтобы выявить данную проблему, потрясите гелевый аккумулятор и прислушайтесь. Если внутри что-то болтается, то батарее место на свалке. Восстанавливать её бесполезно. Можно также посветить и заглянуть внутрь отверстий банок. Если пластины визуально неразличимы, то АКБ отслужила своё.
Читайте также:  Схема системы охлаждения двигателя фольксваген бора

Не подлежащие восстановлению АКБ

Гелевый аккумулятор с разрушившимися пластинами

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи

Теперь непосредственно о том, как восстановить гелевый аккумулятор. В галерее ниже показан порядок действий. Сначала снимается верхняя пластиковая крышка. Затем удаляются резиновые колпачки со всех банок.

Снимаем пластиковую крышку

Снимаем резиновые колпачки

Аккумулятор готов к заливке воды

Есть также разновидности гелевых аккумуляторов с индивидуальными крышками над каждой банкой. Придётся снимать их все, а затем удалять резиновые колпачки.

Удаление пластиковых крышек

АКБ готова к восстановлению

После этого с помощью обычного медицинского шприца в каждую из банок добавьте по 2 «кубика» дистиллированной воды. Лучше приобретать в аптеке, поскольку в автомагазинах зачастую продают просто воду из-под крана.

Не стоит заливать много дистиллированной воды. И тем более пластины не должны в ней плавать. Вода требуется для того, чтобы вернуть в нормальное состояние гелевый электролит и восстановить аккумулятор. В процессе эксплуатации дистиллированная вода испаряется и в результате гель высыхает. Лучше залить немного воды 1–2 «кубика» и оставить АКБ на 2–3 часа.

Вода постепенно впитается. Потом дольёте ещё, если потребуется. Достаточно просто, чтобы стекловолокно с гелем было в увлажнённом состоянии. Но в воде ничего плавать не должно. Если в банке бултыхается вода, её нужно откачать тем же шприцем.

Дистиллированную воду проще всего отмерять и заливать шприцем

Дальнейшее восстановление подразумевает обычную зарядку аккумулятора. Не забывайте, что напряжение при этом не должно превышать 14,4–14,6 вольта, а ток составляет 0,1 от ёмкости батареи. Если аккумулятор из ИБП, то можете установить его обратно и зарядить в корпусе. Для того просто подключите его в сеть и включите без нагрузки.

Может получиться так, что в процессе зарядки аккумулятор будет очень плохо принимать ток. Если зарядка идёт уже несколько часов, а ток не воспринимается, нужно увеличить напряжение до 20 вольт.

Внимание! При этом вам нужно будет постоянно следить за процессом зарядки, пока не пойдёт ток. Это будет видно по падению напряжения. Важно не пропустить этот момент, иначе гелевый аккумулятор будет испорчен. Скажу больше, превышение тока в несколько раз от допустимого вызовет задымление и выгорание гелевого аккумулятора.

После того как АКБ начнёт принимать ток, установите напряжение около 14 вольт. При этом ток не должен превышать 0,1 от ёмкости батареи. Затем заряжайте в обычном порядке и аккумулятор будет восстановлен.

Если батарея сильно потеряла ёмкость

В таком случае нужно провести циклическую зарядку, чтобы «раскочегарить» аккумулятор. Батарея заряжается насколько можно, а затем разряжается. Для этого можно использовать автомобильную лампочку небольшой мощности. Так можно выполнить 3-5 циклов. Следите за тем, чтобы в процессе разрядки напряжение не падало ниже 10,5 Вольта.

Существуют особо тяжёлые случаи, когда гелевый аккумулятор не восстанавливает ёмкость после циклической зарядки. Тогда с большой долей вероятности можно утверждать, что часть свинцовых пластин отвалилась от вывода банки (банок). Восстановить такую АКБ не получиться. Здесь остаётся эксплуатировать его с меньшей ёмкостью или покупать новый.
Вернуться к содержанию

Так, восстанавливать или нет?

Как видите, в некоторых ситуациях гелевый аккумулятор можно восстановить. Однако это можно сделать только в случае простого высыхания гелевого слоя электролита. Можно залить дистиллированной воды и вернуть батарею к жизни.

Adblock
detector