Ремонт двигателя яаз 204
ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206. НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ ДВИГАТЕЛЕЙ
1. Зазор между юбкой поршня и гильзой (в холодном состоянии) у двигателей ЯАЗ-М204А, ЯАЗ-М204Г, ЯАЗ-М206А и ЯАЗ-206И должен быть равен 0,150—0,175 мм, а у двигателей ЯАЗ-М204В, ЯАЗ-М204К и ЯАЗ-М206Б —0,175—0,205 мм.
Для обеспечения указанных зазоров поршни и гильзы разбиты на размерные группы: поршни — по наибольшему диаметру юбки, гильзы — по наименьшему внутреннему диаметру. Обозначение группы проставлено на верхнем торце поршня и гильзы.
При замене деталей необходимо гильзу и поршень подбирать одной размерной группы.
На двигатели ЯАЗ-М204В, ЯАЗ-М204К и ЯАЗ-М206Б установлены специальные поршни с уменьшенным диаметром головки, обозначаемые клеймами АВ, ААВ, АААВ, ААААВ.
2. Для увеличения срока службы двигателей до первого капитального ремонта одновременно с первой заменой цилиндро-поршневой группы рекомендуется устанавливать на двигатель вкладыши коленчатого вала доремонтного размера, уменьшенные по внутреннему диаметру относительно стандартного размера на 0,03 мм.
Указанные вкладыши следует устанавливать без перешлифовки шеек коленчатого вала.
ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206. Размеры поршней и гильз двигателей ЯАЗ-М204А, ЯАЗ-М204Г, ЯАЗ-М206А и ЯАЗ-206И
ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206. Размеры поршней и гильз двигателей ЯАЗ-М204В, ЯАЗ-М204К. и ЯАЗ-М206Б
3. Для возможности ремонта коленчатого вала выпускаются шесть ремонтных размеров вкладышей. Клеймо ремонтного размера наносится на тыльной стороне вкладыша.
Верхние и нижние вкладыши как коренных, так и шатунных подшипников, невзаимозаменяемы между собой.
4. При замене поршневых колец необходимо одновременно менять гильзу.
Маслосъемные кольца нужно устанавливать так, чтобы острые кромки были направлены вниз, как показано на рис. 24.
5. При сборке приводного механизма двигателя шестерни следует совмещать по меткам, как показано на рис. 25.
ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206. Размеры шеек коленчатого вала и вкладышей
Ремонт двигателя яаз 204
ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206. ПОРЯДОК регулировки ДВИГАТЕЛЯ
1. Отрегулировать установку плунжеров насос-форсунок по высоте (момент начала впрыска). При этом коленчатый вал надо проворачивать за болт переднего конца ключом с зевом 32 мм.
При полностью открытых выпускных клапанах каждого цилиндра калибр высотой 37,7 мм (рис. 89), упирающийся в корпус насос-форсунки, должен касаться нижним торцом головки толкателя плунжера насос-форсунки (рис. 90); при этом ножка калибра должна входить в отверстие, имеющееся на корпусе насос-форсунки.
Регулировать нужно ввертыванием или вывертыванием штанги коромысла насос-форсунки. При ввертывании штанги в вилку вы-
сота установки плунжера увеличивается, при вывертывании — уменьшается.
При регулировке необходимо отвернуть ключом с зевом 14 мм контргайку штанги и ввертывать или вывертывать штангу за квадратный конец, пользуясь ключом с зевом 8 мм. Когда калибр будет правильно установлен, следует затянуть контргайку, после чего вновь проверить положение торца тарелки толкателя насос-форсунки. Точно так же нужно отрегулировать все насос-форсунки двигателя.
2. Отрегулировать зазор между торцами клапанов и коромыслами.
Рис. 89. Калибр для проверки установки плунжеров насос-форсунок по высоте
Рис. 90. Установка положения плунжера насос-форсунки по высоте:
1 — коромысло насос-форсунки; 2— калибр; 3 — толкатель плунжера насос-форсунки; 4— головка калибра; 5 — ножка калибра; 6 — ключ
Рис. 91. Установка зазора между клапаном и носком коромысла:
1 — ключ с зевом 8 мм; 2—контргайка штанги коромысла; 3 — штанга коромысла; 4 — пластинчатый щуп
Зазор следует проверять пластинчатым щупом при температуре охлаждающей жидкости около 70° С и при положении поршня у
в. м. т., т. е. когда плунжер насос-форсунки опустится примерно на 6 мм. Щуп 0,25 мм должен проходить легко, щуп 0,3 мм — с легким усилием (рис. 91). Зазор нужно регулировать ввертыванием штанг в вилки коромысел или вывертыванием. Для регулировки применять ключи с зевом 8 и 14 мм.
После регулировки зазора поворотом штанги необходимо тщательно затянуть контргайку и вновь проверить зазор.
3. Отрегулировать соединения реек насос-форсунок с регулятором.
Когда тяга регулятора максимально выдвинута, все рейки насос-форсунок должны быть вдвинуты в корпусы насос-форсунок.
После замены насос-форсунки регулировку производить в такой последовательности:
1. Вывернуть буферный винт так, чтобы он выступал иа 16 мм из корпуса регулятора.
2. Отвернуть на 3—4 оборота все регулировочные винты, фиксирующие положение рычага управления рейками насос-форсуиок.
3. Проверить, свободно ли перемещаются все рейки насос-форсунок; перемещение должно быть свободным по всей длине хода под легким нажимом руки.
4. Удерживая рычаг управления в положении, соответствующем полной подаче (рис. 92), плавно ввертывать внутренний регу-лировочный винт 1 (рис. 93) в рычаг управления рейкой насос-фор-сунки первого цилиндра до тех пор, пока не почувствуется резкого увеличения усилия.
5. Завернуть наружный регулировочный винт рычага управления рейки насос-форсунки первого цилиндра до упора.
6. Проверить правильность установки рычага управления насос-форсункой первого цилиндра, установив рычаг управления регулятором в положение, соответствующее холостому ходу, и перемещая его в положение, при котором происходит полная подача, При приближении к положению, соответствующему максимальной подаче, не должно быть значительного увеличения сопротивления передвижению. Даже при незначительном увеличении сопротивления (при этом выдвигается гильза пружины из корпуса регулятора, что можно обнаружить, сняв колпак пружины), нужно слегка вывернуть внутренний регулировочный винт 1 и вновь затянуть до упора наружный. При установке рычага управления подачей топлива в положение, соответствующее полной подаче, следует убедиться, что рейка насос-форсунки выдвигается из корпуса не больше, чем на 0,5 мм, при нажиме руки на рычаг валика реек насос-форсунок в направлении уменьшения подачи; если эта рейка выдвигается больше, чем на 0,5 мм, слегка вывернуть наружный винт 2 и ввернуть до упора внутренний 1.
7. Отсоединить тягу регулятора от рычага валика реек насос-форсунок, вынув шплинт 4 и палец 5.
8. Нажимая рукой на рычаг валика в направлении, соответствующем положению, при котором рейка вдвинута, ввертывать
внутренний регулировочный винт 1 в рычаг управления рейкой насос-форсунки следующего цилиндра, пока не будет увеличения усилия на отвертке или перемещения рычага управления валиком. После этого завернуть до упора наружный регулировочный винт 2.
9. Поочередно установить рычаги управления рейками насос-форсунок всех последующих цилиндров, как указано выше.
10. Соединить тягу регулятора с рычагом валика реек насос-форсунок, вставить в отверстие пальца и зашплинтовать его.
11. Вновь проверить правильность соединения реек насос-форсунок с регулятором, как указано в п. 6.
При замене всего комплекта насос-форсунок производится полная регулировка соединения реек насос-форсунок с регулятором, как указано выше.
Если заменяется лишь часть насос-форсунок, регулировку соединения всех насос-форсунок производить необязательно.
В этом случае вновь установленные насос-форсунки регулируются в соответствии с насос-форсунками, которые не снимались с двигателя.
Рис. 92. Положение рычага регулятора, соответствующее:
а — максимальной подаче; 6 —1 холостому ходу; в — остановке двигателя; 1 — тяга от рукоятки прекращения подачи топлива;
2 — тяга от педали подачи топлива
Рис. 93. Установка положения реек насос-форсунок:
1 — внутренний регулировочный винт; 2 — наружный регулировочный винт; 3 — рычаг управления рейкой насос-форсунки; 4 — шплинт; 5—палец; 6 — тяга регулятора; 7 — кулиса регулятора; 8 — рычаг управления регулятором; 9 — корпус регулятора
Ремонт двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-М204А, ЯАЗ-М204В, ЯАЗ-М204Г, ЯАЗ-М204К, ЯАЗ-М206А, ЯАЗ-М206Б, ЯАЗ-М206И. Запасные части
Навигация:
Двигатель двухтактный рядный четырёхцилиндровый
Диаметрцилиндра: 108 мм
Ход поршня: 127 мм
Степень сжатия: 16
Рабочий объём: 4654 см³
Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2
Масса двигателя: 800 кг
Крутящий момент: 461 Н/м (47 кгс/м) (ЯАЗ-204)
Крутящий момент: 471 Н/м (48 кгс/м) (ЯАЗ-204А)
Крутящий момент: 500 Н/м (51 кгс/м) (ЯАЗ-204В)
Мощность: 110 л.с при 2000 об/мин (ЯАЗ-204)
Мощность: 120 л.с при 2000 об/мин (ЯАЗ-204А)
Мощность: 135 л.с при 2000 об/мин (ЯАЗ-204В)
Обороты максимального крутящего момента: 1300 об/мин
Наименование детали | Каталожный номер | Фото | Наименование детали | Каталожный номер | Фото |
Стартер СТ-26 | 210-3708020 | Масляный насос | 204А-1011010 | ||
Насос-форсунка | АР20А4 | Термостат ТС-6А | ТС-6А | ||
Насос-форсунка | АР21А3 | Трубка насос-форсунки топливная в сборе | 201-1003148-А3 | ||
Насос-форсунка | АР23А3 | Сальник коленвала задний | |||
Головка блока цилиндров | 204А-1003013 | Сальник коленвала передний | 201-1005031-Б | ||
Блок цилиндров в сборе | 204А-1002015 | Клапан выпускной | 201-1007015-А3 | ||
Гильза блока цилиндров | 201-1002021-А3 | Седло клапана | 201-1003110 | ||
Поршень | 201-1004013-А | Штанга толкателя | 201-1007176-А | ||
Коленчатый вал | 204А-1005012 | Расширитель поршневых колец | 201-1004000А | ||
Вал распределительный | 204-1006012-5 | Пружина клапана | 201-1007020-А | ||
Коллектор выпускной | 204-1008025 | Элемент фильтрующий топливного фильтра предварительной очистки | 201-1103540 | ||
Коллектор впускной | 204-1115020Г | Элемент фильтрующий топливного фильтра тонкой очистки | 201-1117038-А | ||
Прокладка головки блока цилиндров внутренняя в сборе | 204-1003210 | 201-1017035-А | |||
Прокладка головки блока цилиндров наружная короткая | 201-1003240 | Плунжер насос-форсунки с втулкой в сборе | |||
Прокладка головки блока цилиндров наружная длинная | 204-1003242 | Распылитель насос форсунки | |||
Штуцер отводной топливной магистрали дроссельный | 201-1003134 | Фильтр насос-форсунки | АР20-1112145 | ||
Вкладыши шатунные комплект на двигатель | 204-1000104 | Щетка генератора | ЭГ-13 | ||
Вкладыши коренные комплект на двигатель | 204-1000102 | Щетка стартера | МГС-5 | ||
Катушка зажигания | Б17 | Реле-регулятор | РР-107 | ||
Шатун | 201-1004048 | Включатель стартера | ВК-50 | ||
Нагнетатель | 204-1113010-В | Трос тахометра | ГВ-16-А2Н | ||
Топливный насос | 204А-1106710-Б2 | Подшипник крышки генератора | 202 | ||
Насос топливо-закачивающий | 204А-1108710-52 | Подшипник ротора двигателя | 205 | ||
Регулятор числа оборотов | 204А-1110010 | Подшипник крышки генератора со стороны привода | 303 | ||
Водяной насос | 201-1307010 | Подшипник шкива вентилятора | 304 | ||
Коромысло форсунки в сборе | 201-1007150 | Ремень вентилятора (Ремень 1735 (21х14) зуб.) | 204-1308020 | ||
Коромысло клапана правое в сборе | 201-1007110 | Генератор | СК-Г107-3701000 | ||
Коромысло клапана левое в сборе | 201-1007140 | Ремень генератора (8,5*8*850 ) | 210-3701032 | ||
Масляный радиатор | 201-1013380 | Патрубок всасывающий масляного насоса с заборником в сборе | 204А-1011280 | ||
Фильтр тонкой очистки масляный в сборе | 201-1017010 | Патрубок всасывающий масляного насоса | 204-1011324 | ||
Фильтр воздушный в сборе |