Ремонт двигателя 1E41QMB («цепной китаец») скутера Forsage
Перед окончательной сборкой двигателя, все детали должны быть очищены и вымыты, разъемы картера должны быть очищены от остатков старых прокладок и герметика, также следует проверить резьбу под крепежные болты и в случае необходимости «прогнать» ее. Все ответы по ремонту картера вы найдете в статье: Ремонт картера двигателя скутера
К сожалению, все этапы сборки двигателя в одной статье разместить не удастся, поэтому я проставлю ссылки которые приведут вас на страницу где сборка, установка, отдельного узла или механизма будет описана более детально.
После разборки двигателя и тщательной диагностики его деталей выяснилось, что придется менять приводную цепь, все подшипники, сальники и сцепление, поршневую. В принципе, не так уж и много, если учитывать что ремонт будет капитальный. Остальные детали замены не просили.
Основные правила разборки данного двигателя, подробно изложены в статье: Поэтапная разборка двигателя 1E41QMB («цепной китаец») скутера Forsage
При помощи оправки устанавливаем новые коренные подшипники коленчатого вала в половинки картера, оправку легко изготовить из наружной обоймы, точно такого же ненужного подшипника, затем сверху «приварить» шайбу подходящего диаметра и после снаружи проточить обойму на 1-2 ММ.
[stextbox запрессовке подшипника внимательно следите чтобы он заходил в отверстие без перекоса![/stextbox]
Продеваем любую подходящею шпильку через отверстие в оправке, с другой стороны картера устанавливаем кусок трубы подходящего диаметра (в нашем случае это труба на 2 дюйма) и при помощи гайки аккуратно задавливаем подшипник в отверстие.
Точно также, вставляем подшипник в другую половину картера.
Устанавливаем сальник, сальники заходят легко-достаточно будет просто задавить их пальцами. После установки сальников, в обязательном порядке смажьте ихние рабочие кромки чистым моторным маслом.
Вставляем коленчатый вал в любую половину картера (лучше всего в левую).
С другой стороны надеваем на цапфу проставку, потом приспособление состоящие из двух «сваренных» между собой шайб, закручиваем гайку на цапфе, потом вставляем в приспособление шпильку продеваем ее через трубу с помощью которой мы устанавливали подшипники и точно также при помощи гайки задавливаем коленчатый вал.
[stextbox время установки коленчатого внимательно следите чтобы шатун не покидал свою рабочею зону, иначе можете погнуть его![/stextbox]
Работа по правильной установке коленчатого вала в двухтактный двигатель, подробно изложена в статье: Ремонт двигателя мотоцикла «Восход-3М»
Контролируем наличие направляющих втулок (отмечены стрелками).
Обезжириваем плоскости разъема и наносим на них герметик.
Надеваем половину картера на другую половину так, чтобы направляющие втулки зашли в отверстие, затем с помощью трубы и шпильки точно также «прессуем» коленчатый вал в другую половинку картера.
[stextbox коленчатый вал до тех пор, пока половинки не дойдут друг до друга примерно на 0.5 ММ. Как только герметик начнет чуть-чуть «вылазить»-снимайте приспособление и окончательно стягивайте половинки картера при помощи штатных болтов.[/stextbox]
[stextbox крепежные болты надо равномерно, сначала подтяните немного один болт потом точно также противоположный болт, в общем старайтесь затягивать болты крест на крест. И сразу не затягивайте болты до упора, лучше затягивайте их по «кругу» постепенно увеличивая усилие затяжки.[/stextbox]
После окончательной затяжки болтов, нанесите шприцем масло на подшипник коленчатого вала и при помощи оправки вставьте сальник (лучше конечно вставить сальник до установки коленчатого вала).
[stextbox всего проделанного, желательно сразу же установить поршневую, чтобы исключить возможность попадания посторонних деталей в кривошипную камеру. Перед установкой поршневой не забудьте шприцем закачать масло в нижнею головку шатуна. Подробную информацию об установке поршневой вы найдете в статье: Основные этапы установки поршневой двухтактного скутера[/stextbox]
При помощи оправки вставляем сальник и подшипник оси заднего колеса.
Устанавливаем стопорную скобу.
Устанавливаем вместе с болтом подшипник оси звездочки и прикручиваем стопорную скобу.
Переворачиваем двигатель и вставляем на свое место ось заднего колеса.
Одеваем на ось кусок трубы подходящего диаметра и легкими ударами молотка «загоняем» ось на место.
Вставляем шпонку в цапфу коленчатого вала.
Одеваем на цапфу новую площадку сцепления, проворачиваем ее так чтобы шпонка зашла в свой паз.
Устанавливаем новые направляющие для приводной цепи.
При помощи оправки и молотка (с ролью оправки здесь хорошо справляется старый поршневой палец) «загоняем» ось до упора.
Устанавливаем опорную шайбу на цапфу коленчатого вала.
Берем новую приводную цепь, одеваем ее на звездочку, затем на барабан сцепления и после одеваем барабан на цапфу коленчатого вала.
Устанавливаем втулку барабана.
Устанавливаем вторую шайбу.
Одеваем шестерню кикстартера.
Одеваем на шестерню гровер и накручиваем гайку. Фиксируем площадку от проворачивания при помощи отвертки вставленной под зубья и затягиваем гайку на цапфе.
Одеваем новую прокладку, на крышку главной передачи и устанавливаем ее на место, механизм кикстартера который находится в крышке, требовал ремонта, более подробную информацию о ремонте кикстартера вы найдете в статье: Ремонт кикстартера на двухтактном скутере
Вставляем стартер на место и прикручиваем его болтами, более подробную информацию о ремонте стартера вы найдете в статье: Ремонт и устройство стартера скутера Honda
Тщательно отмываем-продуваем маслопроводы системы смазки двигателя и укладываем их на свое место, закрываем их крышкой.
Одеваем маслопровод на штуцер .
Устанавливаем лепестковый клапан и карбюратор.
Разворачиваем привод масляного насоса так, чтобы он зашел в паз и устанавливаем его на место.
Устанавливаем статор генератора и шпонку в цапфу.
Одеваем ротор на цапфу и проворачиваем его так чтобы шпонка зашла в паз, затем фиксируем с помощью съемника ротор от проворачивания и затягиваем гайку на цапфе.
Ну вот, кажется все. Хотя нет, осталось установить новые сайлентблоки, как это сделать подробно написано в статье: Как поменять сайлентблоки скутера
Обслуживание и ремонт трансмиссии цепных скутеров на примере BM
Обслуживание и ремонт трансмиссии цепных скутеров на примере BM Mint
Многие владельцы и не подозревают, что в «ноге» их скутера может статься не классический клиноременный вариатор, а цепная передача. В инструкции по эксплуатации написано мало, а о ремонте и вовсе ни слова. Постараемся восполнить пробел.
Пара слов о конструкции. Передача состоит из двух звездочек (ведущей и ведомой), роликовой цепи и двух успокоителей. Ведущая звездочка закреплена на барабане центробежного сцепления. Когда двигатель заглушён или работает на холостом ходу, барабан не связан с цапфой коленчатого вала. Когда вы повысите обороты коленчатого вала двигателя, колодки сцепления, расположенные на цапфе, разойдутся и благодаря силе трения передадут крутящий момент на барабан сцепления и ведущую звездочку цепной передачи. Ведомая звездочка жестко закреплена на валу редуктора заднего колеса. Цепь, соединяющая звездочки, втулочно-роликовая.
Чтобы мотор не впал в бессрочный транс и цепь служила дольше, трансмиссия закрыта герметичным кожухом, а он частично заполнен маслом. Ваша миссия — периодически проводить техобслу-
живание, а оно сводится: первое, к контролю за уровнем масла, и второе — вовремя его менять.
Проверять уровень масла нужно после длительной стоянки или если обнаружите потеки на кожухе. Но первый раз загляните в него сразу после покупки скутера.
Когда вы открутите болт — из контрольного отверстия, оттуда должно потечь масло. | Чтобы слить масло, открутите сливную пробку в задней части кожуха трансмиссии. | Заливная горловина закрыта пластмассовой резьбовой пробкой. Рядом выбиты цифры — приблизительная вместимость кожуха. |
Установите «табуретку» на центральную подставку на горизонтальной площадке. Выкрутите винт из контрольного отверстия — оно расположено чуть ниже середины крышки кожуха. Если уровень в норме, масло из него должно потечь тонкой струйкой. Не течет? Чуть наклоните скутер на себя. Опять «сухо»? Значит, долейте масло — оно должно быть той же марки, что уже залито. Если же масло меняете,
можно использовать любое моторное. Единственное, что оговаривает изготовитель, его вязкость — 10W40. Выкрутите пробку в задней верхней части кожуха. На его отливке обычно указано, сколько масла нужно залить, но приблизительно. В нашем случае — 450 мл. Но если по уму, — заполняйте кожух до момента, пока масло не намнет переливаться из контрольного отверстия.
Перед разборкой трансмиссии масло слейте. Открутите пробку, расположенную в низу его задней части. К сожалению, это не самая низшая точка кожуха. Немного масла (около 70 мл) останется в приливе передней части и вытечет, как только вы открутите винты крепления
крышки. Будьте наготове: переставьте емкость, в которую сливали масло, к этому месту и заранее запаситесь тряпками или ветошью, чтобы вытереть лужицы.
Масляный насос системы раздельной смазки расположен в задней части «ноги» под отдельной крышкой. Снимите эту крышку. Не трогая масляные шланги, открутите болты крепления насоса, выньте его из посадочного места и отведите вверх. Затем снимите крышку корпуса трансмиссии. Рычаг кикстартера, в принципе, можно не трогать, но мы его демонтировали -без него удобнее откручивать винты крышки. Эти винты разные по длине -при сборке не перепутаете.
Снимите крышку полости, в которой расположен масляный насос. | Демонтирование насоса. |
Крышка редуктора с механизмом кикстартера (на него показывает стрелка). Без надоности не разбирайте: не соберете. |
Открутив винты крышки кожуха, обстучите ее киянкой или деревянным бруском — легче отделится. Под ней установлена картонная прокладка — постарайтесь ее не повредить. Когда крышку снимете, увидите механизм кикстартера: обследуйте его. Если не заметили ничего, вызывающего настороженность, отложите узел в сторону.
Осмотрите цепной привод — цепь, два ее успокоителя и зубья звездочек. Эти детали не должны быть поврежденными. Определите величину люфта цепи. Если ее можно оттянуть больше чем на 10 мм от условной прямой линии, замените — ремонтировать ее нельзя (многие по невежеству укорачивают на пару звеньев). Снять цепь можно двумя способами: демонтировав ведомую или же ведущую звездочки вместе с центробежным сцеплением.
Свободный ход новой цепи. |
Чтобы снять ведомую, удерживая при этом выступающий конец болта пассатижами, открутите (ключом «на 10») гайку.
Демонтировать ведущую звездочку нужно в случае, если хотите осмотреть или заменить детали центробежного сцепления. Для этого заклиньте жалом отвертки зубчатый венец шестерни пускового механизма и открутите гайку ключом «на 17». Под гай-
кой — храповая шестерня кикстартера и еще несколько деталей. Запомните, как они расположены, чтобы не перепутать при сборке последовательность их установки.
Чтобы открутить гайку крепления барабанного центробежного сцепления, нужно заклинить барабан отверткой.. | Успокоители цепи свободно надеты на приливы картера |
Открутив гайки, снимите блок ведомой звездочки и ведущей шестерни.. |
Снимите с шейки коленчатого вала ведущую звездочку, выполненную одним
целым с барабаном сцепления, а затем основание сцепления с грузиками. Осмотрите детали, чтобы убедиться, что:
— грузики не болтаются на осях;
— рабочая поверхность грузиков не изношена и без повреждений;
— пружины с усилием сжимают грузики;
— на рабочей поверхности барабана сцепления нет трещин или выработки;
— зубья звездочки не изношены, без заусенцев или других повреждений.
Детали с перечисленными дефектами замените.
Сборка — в обратной последовательности. Перед установкой крышки протрите прокладку от масла, осмотрите ее. Обнаружите повреждения — замените. Винты крепления крышки затяните «по кругу» в несколько приемов, не прикладывая чрезмерных
усилий. Как залить масло, — описано выше.
Перед установкой масляного насоса на место осмотрите шланги — не перетерлись ли они в местах перегиба об острый угол? Для себя отметьте: при такой конструкции привода маслонасос подает масло в двигатель только на ходу, когда крутится заднее колесо. Работающий двигатель при остановке скутера смазывается остатками масла, но их надолго не хватит. Поэтому не давайте мотору долго работать, когда скутер недвижим — сразу после остановки заглушите.
Вообще-то, цепная трансмиссия надежна и долговечна. Если ее не «насиловать» перевозкой чрезмерных грузов и не «козлить» на каждом светофоре, не забывать проверить уровень масла, то «радости», связанные с ее ремонтом, обойдут вас стороной.