2.0 dCi (M9R): практически идеальный дизель от Renault, но с риском износа вкладышей.
Двигатели Renault, как дизельные, так и бензиновые, семейства M были созданы в сотрудничестве с компанией Nissan. Дизельный 2-литровый агрегат, известный под индексом M9R, появился в 2006 году на рестайлинговой Renault Laguna 2. Он заменил турбодизели объемом 1,9 (F9Q) и 2,2-литра (G9T).
Кстати, он выпускается до сих пор, но в 2018 году его обновили для соответствия самым строгим экологическим нормам. В ходе той модернизации немного изменился диаметр цилиндров и ход поршней.
Двигатель 2.0 dCi устанавливали практически на все модели Renault от Megane до Vel Satis, Koleos и Trafic. А также на кроссоверы Nissan Qashqai и X-Trail, и на фургон Primastar и его клон Opel Vivaro.
На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку двигателя 2.0 dCi (M9R 700), снятого с Renault Scenic 2.
Двигатель M9R развивает от 90 до 178 л.с., а его самый современный вариант выдает 200 л.с. От своих чисто французских предшественников он отличается наличием цепи в приводе ГРМ.
Интересная особенность двигателя M9R – при 2-литровом рабочем объеме заправочный объем масла составляет 7,4 литра. На первых версиях этого мотор для Renault Laguna мощностью менее 150 л.с. заправочный объем составляет 6,6 литра.
2-литровый дизель M9R очень надежен и способен пройти более 500 000 км. Главное, не экономить на моторном масле и расходниках, иначе этот двигатель может огорчить серьезной механической поломкой. Проблемы с работой этого мотора также возникают при неквалифицированном чип-тюнинге и перепрошивке для отключения EGR. В этом случае возможны самые непредсказуемые симптомы и неполадки, вплоть до «слетания» кривой прошивки, залитой в ЭБУ.
Двухмассовый маховик Почти все версии двигателя M9R оснащены двухмассовым маховиком. Он отнюдь не вечный и стоит очень дорого. Изношенный двухмассовый маховик быстро «убивает» сцепление: оно начинает срываться в пробуксовку на высоких передачах. Также при износе демпфера маховика ощущается биение на педали сцепления.
Для экономии на двухмассовом маховике владельцы ставят одномассовый, который шел на различные бусы Renault, Nissan и Opel с двигателем M9R. Вместе с простым маховиком нужно менять и весь комплект сцепления от тех же бусов.
Сальник коленвала Задний сальник коленвала вмонтирован в крышку и меняется вместе с ней. При установке крышку нужно герметизировать герметиком. Сам сальник современной конструкции – без пружинки.
Шкив коленвала Шкив коленвала (8200767762) с демпфером крутильных колебаний подлежит замене при каждой замене ремня привода вспомогательного оборудования и его роликов. При сильном разрушении резинового демпфера шкив начинает издавать скрипы при работающем двигателе. Характер скрипа, его частота и громкость может меняться при включении и отключении муфты компрессора кондиционера.
Выбрать и купить сальник коленвала для дизельного двигателя Renault 2.0 dCi вы можете в нашем каталоге контрактных запчастей.
Вентиляция картерных газов
Сепаратор картерных газов, призванный отсеивать пары масла от газов, не совсем справляется со своей работой. Пары масла отделяются плохо и могут долетать до воздушного фильтра, оставляя на нем характерное черное пятно. Это особенность двигателя M9R, наиболее очевидно проявляется на двигателе в исполнении для Nissan. Некоторые владельцы для устранения этого симптома устанавливают дополнительный маслоотделитель.
EGR Клапан EGR двигателя M9R идет в сборе с дозирующей (дроссельной) заслонкой. Привод клапана и заслонки электронный. Клапан создает привычные хлопоты. Если сам клапан подвисает в приоткрытом положении, то при высоких нагрузках двигателю не хватает кислорода. Следовательно, мощность падает. Также может наблюдаться троение на холостых оборотах. Клапан EGR оснащен обратной связью, его подклинивание сопровождается соответствующей ошибкой. Также есть редкие случаи перетирания токопроводящих дорожек в механизме определения положения заслонки.
Дозирующая заслонка оснащена датчиком ее положения, в ее приводе несколько пластиковых шестеренок. С этим механизмом обычно поломок не случается, если вокруг заслонки не собирается слишком много отложений сажи и масла. Если нарушается ход заслонки, то фиксируются соответствующие ошибки.
Обычно клапан EGR на двигателе M9R просто глушат и «отшивают». Правильная перепрошивка c корректировкой параметров топливо-воздушной смеси обязательна.
Если двигатель M9R эксплуатируется с EGR, его приходится снимать и чистить примерно каждые 80 000 км.
Топливная системаBosch
Двигатель M9R оснащен топливной системой Bosch c пьезоэлектрическими форсунками. Максимальное давление в топливной рампе и давление впрыска достигает 1600 бар. Высокое давление регулируется двумя регуляторами, один из которых установлен на топливной рампе, а второй – на ТНВД.
Регулятор на рампе отвечает за регулирование давления топлива в момент запуска двигателя, для прогрева топлива до температуры выше 15°С и на холостом ходу. Во всех остальных режимах регулирование осуществляется регулятором на ТНВД.
Обычно проблемы с запуском двигателя M9R связаны с выходом из строя клапана на топливной рейке. Если он выходит из строя и теряет герметичность, то стравливает топливо в обратку в момент прокручивания стартера. При такой неисправности в рампе не возникает нужного давления топлива. Также из-за неисправности одного из регуляторов могут плавать холостые обороты, разумеется, на фоне скачков и падений давления в топливной рампе.
На неисправность одного или другого регулятора указывают соответствующие ошибки. Кроме того, низкое давление в топливной рампе также может быть вызвано сливом форсунками в обратку или износом ТНВД, но это редкость.
Форсунки
Пьезофорсунки Bosch очень надежны и относительно просты. Но ремонтопригодность их низкая. При больших пробегах – порядка 300 000 км – одна или несколько форсунок могут потерять гидроплотность. Говоря простым языком, начнут сливать много топлива в обратку. При этом ТНВД и регуляторы с трудом будут поддерживать необходимое давление в рампе. Это будет сказываться на запуске двигателя.
При сильном износе пьезофорсунки Bosch может подклинивать ее распылитель.
При снятии шлангов обратки с форсунок и последующей установке нужно менять резиновые колечки в штуцерах обратки, иначе очень скоро они дадут течь – и тогда все под клапанной крышкой будет в солярке.
Пьезофорсунки на двигателе сливают топливо в отдельную рампу с механическим клапаном, поддерживающим в ней давление в 10 бар. Это особенность топливной системы с пьезофорсунками на двигателе M9R.
Также двигатель M9R известен тем, что форсунки могут намертво прикипеть к ГБЦ из-за влаги, попадающей на двигатель. Обычно такая неприятность случается на минивэнах.
ТНВД ТНВД Bosch CP3 очень надежный и служит не менее 300 000 км при заправке хорошим дизтопливом. Если в дизтопливе присутствует вода, то на плунжерах насоса может появиться ржавчина, а вслед за ней и задиры.
Турбина На двигатель M9R в зависимости от года выпуска и мощности установлена турбина Garrett, модели GT1749, GT1752 и GT1549 различных модификаций. В исполнении для легковых автомобилей все турбины с изменяемой геометрией, а на дефорсированных двигателях M9R для коммерческой техники применяется турбина с перепускным клапаном.
Турбины надежные и ходят несколько сотен тысяч километров, если владелец не экономит на обслуживании. Случаи выхода из строя турбины или ситуации, когда турбина гонит масло во впуск или выпуск довольно редкие. Опять же, ресурс турбины может сильно сократить некачественным маслом или проблемами с прожигом сажевого фильтра, когда некоторое количество дизтоплива попадает в масло.
Обычно какие-то проблемы с наддувом случаются из-за подклинивания лопаток геометрии или из-за негерметичности впускного тракта. В этом случает наддутый воздух может уходить по соединениям патрубков или трещинам в них.
Также может подвести вакуумная система, электровакуумный клапан или датчик наддува. Из-за внешних проблем турбина не выдает заданных показаний наддува, из-за чего по ощущениям двигатель сильно теряет в мощности. Если мотор не развивает более 3000 об/мин, то это говорит об аварийном режиме его работы из-за неисправности датчика наддува.
Цепь ГРМ О цепном приводе ГРМ ходят противоречивые слухи. Действительно, много двигателей 2.0 dCi с пробегами более 300 000 км все еще ходят с оригинальной цепью и намеков на ее износ и растяжение не подают.
В то же время, встречаются двигатели, у которых цепь начинала греметь на пробегах до 200 000 км. Тут либо имеет место скрученный пробег, либо сильная экономия на моторном масле.
Одним словом, есть случаи сильного растяжения цепи на двигателе M9R. Часто растяжение цепи соседствует с сильным износом ее звезд на валах и выработкой на успокоителях. В самых запущенных случаях цепь может перескочить.
Помимо постороннего лязгающего шума на растяжение цепи ГРМ также указывает рывок при запуске двигателя, ухудшившаяся из-за смещенных фаз газораспределения работа двигателя – появление тракторного тарахтения.
Замена цепи ГРМ на двигателе M9R довольно хлопотная: двигатель приходится вынимать из моторного отсека из-за плотной компоновки. Разве что на Renault Espace моторный отсек просторнее и там можно поменять цепь без демонтажа двигателя.
Вкладыши
Двигатель M9R также унаследовал проблему с проворотами вкладышей коленвала, присущую другим дизелям Renault (например, 1.5 dCi, 1.9 dCi). Но можно сказать, что проблема стоит не так остро. Опять же, у владельцев, не экономящих на обслуживании, вкладыши ходят более 300 000 км. Но известны случаи, когда вкладыши проворачивало при меньших пробегах и даже в гарантийный период на совсем свежих автомобилях при своевременном обслуживании.
Проблемы со вкладышами на больших пробегах могут быть вызваны разбавлением моторного масла дизтопливом. Бывает, что из-за частых прожигов сажевого фильтра уровень масла увеличивается на треть. Такая смесь не обеспечивает нормальной смазки вкладышей. Частая смена и использование правильного масла защищает вкладыши от сильного износа.
Здесь по ссылкам вы можете посмотреть наличие на авторазборке конкретных автомобилей Renault Laguna 2, Renault Laguna 3, Renault Scenic 2, Renault Espace 4, Renault Vel Satis и других моделей и заказать с них автозапчасти.
Сборка двигателя M9R
Детали, подлежащие обязательной замене при сборке двигателя (приведен перечень деталей, заменяемых при восстановительном ремонте двигателя в условиях ремонтного подразделения компании Renault):
Внимание: приваленные плоскости должны быть чистыми, сухими и незамасленными (не оставляйте следов от пальцев).
Внимание: нанесение слишком большого количества герметика может стать причиной его выжимания наружу при затяжке крепления деталей. Попадание герметика в охлаждающую жидкость может привести к повреждению некоторых узлов и агрегатов (двигателя, радиатора и т. д.).
3. Очистите рабочие поверхности крышек коренных подшипников коленчатого вала на блоке цилиндров.
4. Очистите рабочие поверхности крышек подшипников коленчатого вала на блоке цилиндров.
Просушите детали с использованием пневматический пистолет-распылитель.
Подготовка к установке при замене коленчатого вала
Замена должна выполняться таким образом, чтобы зазоры коренных шеек коленчатого вала не превышали допустимую величину. Данную проверку необходимо выполнить до установки коленчатого вала (см. «Проверка технического состоянияколенчатого вала»).
Примечание: превышающие допустимые пределы зазоры коренных шеек коленчатого вала могут привести к повреждению двигателя.
— Установите сигнальный диск датчика положения коленчатого вала таким образом, чтобы установочный выступ (6) коленчатого вала располагался напротив сигнального отверстия.
— Установите болты крепления сигнального диска датчика положения коленчатого вала.
— Затяните в указанном порядке болты крепления сигнального диска датчика положения коленчатого вала моментом 17Нм.
Примечание: если указанные ниже детали не заменяются, то необходимо вновь установить их, следуя сделанным во время снятия отметкам:
— вкладыши коренных подшипников коленчатого вала,
— упорные полукольца коленчатого вала,
— крышки коренных подшипников коленчатого вала.
При замене блока цилиндров, коленчатого вала или вкладышей коренных подшипников коленчатого вала обязательно определите класс толщины каждого вкладыша подшипника, устанавливаемого в подшипник коленчатого вала, для обеспечения допустимого зазора.
Примечание: если вкладыши подшипников и упорные полукольца не будут заменяться в процессе ремонта, то при их снятии следует отметить их местоположение.
8. Отцентрируйте вкладыш подшипника с канавкой на опоре №1 блока цилиндров. При этом необходимо совместить канавку вкладыша с канавкой опоры (15).
9. Установите вкладыш подшипника вровень с поверхностью (16).
10. С помощью глубиномера измерьте расстояние (XI) между опорной поверхностью (17) и краем вкладыша в точках (А), (В) и (С).
11. При необходимости подкорректируйте положение вкладыша по размеру (XI) = 182,71 ±0,1 мм
12. Повторите предыдущие операции для вкладышей подшипников №№2, 4 и 5 При необходимости подкорректируйте положение вкладышей:
— подшипников №2 и №4 по размеру (Х2) = 90,71 ±0,1 мм,
— подшипника №5 по размеру (XI) = 182,71 ±0,1 мм
13. Установите шлифованную подкладку (18) с опорой на посадочную поверхность упорного полукольца коленчатого вала на опоре №3.
14. Установите вкладыш подшипника с канавкой с опорой на шлифованную подкладку.
15. Установите вкладыш подшипника вровень с поверхностью (19).
16. С помощью глубиномера измерьте расстояние (ХЗ) между опорной поверхностью опорного полукольца и краем вкладыша.
17. Выровняйте вкладыш подшипника с канавкой на опоре, совместив вкладыш с канавкой опоры.
18. Подкорректируйте положение вкладыша в точках (А), (В) и (С) с помощью шлифованной подкладки (20) и набора щупов (толщина прокладки (21) = ХЗ: 2 + 0,1 мм).
19. Установите крышку коренного подшипника на поверочную плиту.
20. Установите вкладыш без канавки на поверочную плиту.
21. Установите вкладыш вровень с боковой поверхностью крышки коренного подшипника со стороны (22) и сдвиньте его к противоположной стороне до выравнивания с крышкой.
22. С помощью глубиномера измерьте расстояние (Х4) между краем вкладыша и боковой поверхностью крышки коренного подшипника в точках (А), (В) и (С).
23. Подкорректируйте положение вкладыша в точках (А), (В) и (С) с помощью набора щупов (толщина прокладки (23) = Х4: 2 + 0,1 мм).
24. Повторите предыдущие операции для остальных крышек коренных подшипников.
25. Установите упорные полукольца коленчатого вала в блок цилиндров. При этом выступ (24) полукольца вставляется в выемку блока цилиндров.
26. Смажьте моторным маслом вкладыши коренных подшипников и упорные полукольца коленчатого вала (только поверхности, контактирующие с коленчатым валом).
27. Установите коленчатый вал.
28. Установите крышки подшипников №№2, 3,4 и 5.
Примечание: при установке коленчатого вала и крышек подшипников убедитесь в том, что вкладыши подшипников и опорные полукольца не смещаются.
29. Установите новые винты крышек подшипников блока цилиндров №№2, 3,4 и 5.
30 Перед установкой крышки коренного подшипника №1 тщательно протрите поверхности (8).
31. Приготовьте смесь отвердителя и уплотнительной смолы с помощью комплекта для уплотнения подшипников.
32. Нанесите тонкий слой приготовленной смеси на внутренние поверхности (9).
35. Затяните в указанном порядке моментом 20 Нм и доверните на угол 70′ ± 6* винты крепления крышек коренных подшипников.
36. Проверьте свободное, без заеданий, вращение кривошипно-шатунного механизма.
37. С помощью шприца залейте 45 мл уплотнительной смеси в канавки крышки подшипника блока цилиндров №1.
38. Дайте смеси слегка вытечь по обеим сторонам канавки крышки подшипника №1, чтобы убедиться, что все канавки полностью заполнены смесью.
39. Протрите излишки смеси неворсистой ветошью с наружной и внутренней сторон блока цилиндров.
40. Дайте смеси немного подсохнуть и срежьте ее излишки с привалочных поверхностей масляного картера двигателя.
41. Установите новый подшипник первичного вала МКПП (если он извлекался из коленчатого вала), используя оправку диаметром 39 мм.
42. Установите поршневые кольца отметкой ТОР (ВЕРХ) в направлении головки поршня.
43. Ориентируйте стык верхнего компрессионного кольца (6) в противоположную сторону по отношению к стыку нижнего компрессионного кольца (7) (по оси поршневого пальца).
44. Ориентируйте стык маслосъемного кольца (8) в противоположную сторону по отношению к стыку нижнего компрессионного кольца (7) (по оси поршневого пальца).
Далее приступайте к соединению поршней с шатунами.
Примечание: при замене шатунов или поршней необходимо определить класс нового поршня. Поршень должен подходить для данной модели двигателя. Определение класса поршня происходит путем вычисления высоты (h) поршневого пальца, которая должна обеспечить попадание выступания поршня относительно блока цилиндров в пределы допуска.
Примечание: выход выступания поршня по отношению к верхней поверхности блока цилиндров за пределы допуска может привести к неправильной работе двигателя (плохому пуску, загрязнению, ухудшению рабочих характеристик), а также к повреждению двигателя (контакту поршня с головкой блока цилиндров или клапанами).
45. Смажьте моторным маслом поршневой палец.
46. Установите шатун в правильное положение по отношению к поршню (метка «V» (9) на поршне должна располагаться с противоположной стороны от бобышек (10) на нижней головке шатуна).
47. Вставьте палец в поршень и верхнюю головку шатуна.
Примечание: убедитесь в том, что поршневой палец свободно перемещается и вращается в поршне и верхней головке шатуна.
48. Установите стопорное кольцо поршневого пальца, используя отвертку с плоским лезвием (используя как опору выемку (11).
Примечание: разъем стопорного кольца должен быть обращен к головке поршня.
Далее производится установка вкладышей шатунных подшипников.
Примечание: во избежание разрушения шатуна не допускайте ударов и не используйте как опору привалочные поверхности крышки и тела шатуна.
51. Установите вкладыш вровень с поверхностью стыка на теле шатуна со стороны (14) и сдвиньте его к противоположной стороне до выравнивания с поверхностью стыка на теле шатуна.
52. Установите крышку шатуна на верстак.
53. Установите нижний вкладыш (ширина = 18,3 мм) шатуна на поверочную плиту.
54. Установите вкладыш вровень с поверхностью стыка на крышке шатуна со стороны (15) и сдвиньте его к противоположной стороне до выравнивания с поверхностью стыка на крышке шатуна.
55. Измерьте расстояние (X) между краем вкладыша и боковой поверхностью тела шатуна в точках (А), (В) и (С).
56. Отцентруйте вкладыш в посадочном месте шатуна.
57. Подкорректируйте положение вкладыша в точках (А), (В) и (С) с помощью набора щупов (толщина щупа = X: 2 ± 0,1 мм).
58. Повторите предыдущие операции для остальных тел и крышек шатунов.
Далее производится установка поршней
с шатунами в блок цилиндров
59. Нанесите моторное масло на стенки цилиндров, на поршневые кольца, на юбки поршней, на шатунные шейки коленчатого вала.
60. Установите поршневые кольца по оси поршневого пальца.
61. Убедитесь в том, что поршневые кольца правильно установлены в канавках поршня.
62. Установите поршень в установочную обойму для поршней (16) (с выступанием юбки поршня примерно на 1 см).
64. Проверьте соответствие поршней и цилиндров в блоке цилиндров (№1 со стороны привода ГРМ).
65. Установите поршень в сборе с шатуном в цилиндр до упора обоймы в верхнюю плоскость блока цилиндров.
Примечание: метка «V» (17) на поршне должна быть обращена в сторону маховика.
66. Плавно вставьте поршень в сборе с шатуном в цилиндр (не допускайте соприкосновения форсунки масляного охлаждения днища поршня с шатуном). Одновременно установите нижнюю головку шатуна на шейке коленчатого вала.
68. Заверните, не затягивая, новые винты крепления крышек шатунов.
Примечание: перед затяжкой винтов убедитесь в том, что крышки шатунных подшипников опираются на тела шатунов.
69. Затяните моментом 25 Нм и доверните на угол 55′ ± 6′ винты крепления крышек шатунных подшипников.
70. Проверьте свободное, без заеданий, вращение кривошипно-шатунного механизма.
71. Повторите предыдущие операции на оставшихся цилиндрах.
72. Окончательно проверьте реальную величину выступания поршней из блока цилиндров.
73. Нанесите валик (9) силиконового герметика-прокладки диаметром 5 ± 2 мм на блок цилиндров так, как показано на рисунке.
74. Установите усилитель блока цилиндров.
75. Установите винты крепления основания блока цилиндров.
76. Затяните в указанном порядке винты крепления основания блока цилиндров.
77. Удалите излишки силиконового герметика-прокладки с блока цилиндров со стороны привода ГРМ и со стороны стыка с коробкой передач пластмассовым шпателем.
78. Нанесите валик (10) силиконового герметика диаметром 5 ± 2 мм на новые заглушки усилителя блока цилиндров.
79. Вставьте заглушки (11) в отверстия усилителя с помощью бронзовой выколотки (на 3 мм от нижней кромки отверстий).
80. Удалите излишки силиконового герметика-прокладки с основания блока цилиндров.
81. Установите новую прокладку на маслоприемник масляного насоса.
87. Предварительно затяните в указанном порядке требуемым моментом винты крепления поддона масляного картера (предварительная затяжка) 5 Нм.
88 Затяните в указанном порядке требуемым моментом винты крепления поддона картера 16 Нм.
92. Снимите защитную втулку сальника (4).
93. Снимите установочные винты (5).
89. Установите новый сальник коленчатого вала с защитной втулкой (1) на коленчатый вал.
Внимание: категорически запрещается касаться рабочей кромки сальника, которая при этом деформируется, что приводит к утечке масла при эксплуатации.
90. Установите установочные винты (3) (Мб — длиной 90 мм) задней крышки блока цилиндров.
91. Равномерным нажатием руки прижмите заднюю крышку к блоку цилиндров.
94. Заверните, не затягивая, до контакта с корпусом винты крепления держателя заднего сальника.
95. Предварительно затяните винты крепления (1) и (5) задней крышки блока цилиндров моментом 5 Нм.
96. Окончательно затяните в указанном порядке винты крепления заднего сальника моментом 10 Нм.
97. Установите маховик.
98. Нанесите на резьбу новых винтов крепления маховика фиксатор резьбы.
99. Заверните новые винты крепления до соприкосновения.
100. Установите фиксатор маховика.
102. Затяните в указанном порядке винты крепления маховика моментом 25 Нм и доверните их на угол 45′ ± 6′.
Если устанавливается механизм сцепления, бывший в эксплуатации, то нужно выполнить следующие подготовительные работы. Целью является установка автоматического регулятора зазора в начальное положение.
При наличии системы автоматической регулировки зазора сожмите лепестки нажимной пружины кожуха сцепления с помощью приспособления для сжатия лепестков нажимной пружины механизма сцепления при регулировке устройства автоматической компенсации износа.
104. Заверните гайку до отказа.
102. Зажмите основание приспособления для сжатия лепестков нажимной пружины кожуха сцепления для регулировки устройства автоматической компенсации износа в тиски.
103. Установите на основание кожух сцепления, затем упорный шарикоподшипник (2) и гайку (3).
105. Установите щипцы для стопорных колец в место (4).
106. Сожмите пружины (5).
107. Полностью ослабьте затяжку гайки (3) при сжатых пружинах.
108. Снимите механизм сцепления с основания (при этом убедитесь в том, что пружины сжаты).
Внимание: очистите шлицы первичного вала коробки передач и установите сборку без применения смазки. Обезжирьте поверхность маховика под ведомый диск сцепления.
109. Установите ведомый диск сцепления (сторона ступицы с меньшим диаметром должна быть обращена к маховику (6).
110. Установите ведомый диск сцепления, предварительно отцентрировав ведомый диск с помощью оправки (2).
145. Установите прокладку между предварительным каталитическим нейтрализатором и турбокомпрессором.
146. Установите предварительный каталитический нейтрализатор на турбокомпрессор.
147. Установите подкос под предварительным каталитическим нейтрализатором.
148. Очистите распределительные валы, крышки подшипников распределительных валов, посадочные места для шеек подшипников распределительных валов в головке блока цилиндров.
149. В случае замены распределительного вала (если была снята шестерня привода ТНВД) установите шестерню, используя тиски с накладками мягкого металла на губках.
Для крепления шестерни к распределительному валу затяните винт крепления моментом 40 Нм и доверните его на угол 34′ ± 6′.
150. Установите крышку головки блока цилиндров на опору.
161. Очистите привалочную поверхность крышки головки блока цилиндров и привалочную поверхность головки блока цилиндров с помощью очистителя для привалочных поверхностей.
Примечание: перед установкой винтов убедитесь в том, что крышки подшипников распределительного вала опираются на крышку головки блока цилиндров.
159. Заверните, не затягивая, винты крепления крышек подшипников распределительных валов.
Внимание: не скоблите привалочные поверхности алюминиевых деталей, так как любое повреждение привалочной поверхности может привести к утечкам топлива.
Внимание: тщательно очистите головку блока цилиндров так, чтобы какие-либо частицы не попали в каналы отвода и подвода масла. При несоблюдении данного требования масляные каналы могут оказаться закупоренными, что приведет к быстрому выходу двигателя из строя.
Внимание: для обеспечения герметизации привалочные поверхности должны быть чистыми, сухими и без следов масла (не касайтесь их пальцами).
162. Удалите остатки загрязнений пластмассовым шпателем.
163. Нанесите валик силиконового герметика-прокладки диаметром 1,5 ± 1 мм на головку блока цилиндров в точках (4), (5), (6).
164. Вверните две шпильки (Мб — длина 60 мм) в отверстия (7) и (8) головки блока цилиндров для направления крышки головки блока цилиндров.
166. Установите паз распределительного вала (11) впускных клапанов в сторону бобышки (12) крышки головки блока цилиндров.
167. Убедитесь в том, что поршни 1-го и 4-го цилиндров находятся в ВМТ. используя фиксатор ВМТ.
168. Установите крышку головки блока цилиндров в сборе с распределительными валами.
169. Затяните в указанном порядке и последовательно винты (12), (15), (18) и (21) крепления крышки головки блока цилиндров, чтобы постепенно и правильно установить ее на головке блока цилиндров.
170. Снимите две направляющие шпильки крышки головки блока цилиндров.
171. Заверните, не затягивая, остальные винты крепления крышки головки блока цилиндров.
172.Ослабьте затяжку винтов (12), (15), (18) и (21).
173. Заверните, не затягивая, винты (12), (15), (18) и (21).
174. Заверните в указанном порядке винты крепления крышки головки цилиндров.
175. Удалите излишки силиконового герметика-прокладки со стороны привода ГРМ и со стороны стыка с коробкой передач пластмассовым шпателем.
176. Установите новую прокладку на каждую форсунку.
177. Установите прокладки и форсунки в сборе в соответствии с метками, нанесенными при их снятии.
Внимание: заглушки вынимайте непосредственно перед установкой детали на место.
Вынимайте детали из упаковки только непосредственно перед их установкой.
При замене форсунки запишите код IMA новой форсунки и номер соответствующего цилиндра. Код IMA читается отХ1 к XN.
После подключения аккумуляторной батареи введите в ЭБУ коды IMA форсунок с помощью диагностического прибора.
181. Удалите заглушки с топливопроводов высокого давления.
182. Установите наконечник топливопровода высокого давления в конус выходного отверстия ТКВД.
183. Установите наконечник топливопровода высокого давления в конус входного отверстия форсунки.
184. Заверните, не затягивая, гайки топливопровода высокого давления,начиная с гайки со стороны ТКВД.
185. Затяните в указанном порядке гайки крепления топливопровода высокого давления, соединяющего ТКВД и форсунки на форсунках и на ТКВД, моментом 32 Нм.
Внимание: перед установкой топливопровода высокого давления слегка смажьте резьбу гаек маслом из тюбика из комплекта запчастей.
Следите за тем, чтобы масло не попало в топливопроводы высокого давления.
Не смазывайте топливопроводы высокого давления, поставляемые без флакона с маслом, эти топливопроводы высокого давления уже смазаны.
Внимание: заглушки вынимайте непосредственно перед установкой детали на место.
Вынимайте детали из упаковки только непосредственно перед их установкой.
186.Установите коллектор слива топлива от форсунок.
187. Зафиксируйте штуцеры коллектора слива топлива от форсунок.
189. Заверните винт крепления коллектора отвода топлива от форсунок на крышке головки блока цилиндров.
190.Затяните винт крепления коллектора слива топлива от форсунок на крышке головки блока цилиндров моментом 10 Нм.
191. Установите новые прокладки в гнезда маслоотделителя.
192. Установите топливосборную прокладку на маслоотделитель.
193. Установите маслоотделитель.
194.Установите винты крепления маслоотделителя.
195. С помощью динамометрической отвертки с’ пределами измерения от 1 до 6,6 Нм затяните в указанном на рисунке порядке винты крепления маслоотделителя моментом 5 Нм (предварительная затяжка) и окончательно затяните эти винты моментом 10 Нм в том же порядке.
198. Присоедините шланг вентиляции картера к маслоотделителю.
Внимание: перед установкой топливопровода высокого давления слегка смажьте резьбу гаек маслом из тюбика из комплекта запчастей. Следите за тем, чтобы масло не попало в топливопроводы высокого давления. Не смазывайте топливопроводы высокого давления, поставляемые без флакона с маслом, эти топливопроводы высокого давления уже смазаны.
Внимание: заглушки вынимайте непосредственно перед установкой детали на место.
Вынимайте детали из упаковки только непосредственно перед их установкой.
199. Удалите заглушки.
200. Установите наконечник топливопровода высокого давления в конус отверстия ТКВД.
201.Вставьте наконечник топливопровода высокого давления в конус выходного отверстия на ТНВД.
202. Правильно установите подушку между топливопроводом высокого давления и крышкой головки блока цилиндров.
203. Заверните, не затягивая, гайки топливопровода высокого давления, начиная с гайки со стороны ТКВД.
204. Затяните в указанном порядке гайки крепления топливопровода высокого давления, соединяющего ТКВД и ТНВД моментом 32 Нм.
205. Затяните винт крепления топливопровода высокого давления, соединяющего ТНВД с ТКВД, к крышке головки блока цилиндров моментом 10 Нм.
206. Установите заглушку гайки крепления топливопровода высокого давления на ТНВД.
207. Установите трубопровод рециркуляции ОГ на впуске охладителя рециркуляции ОГ.
208. Очистите и обезжирьте привалочные поверхности блока заслонки впуска воздуха и электромагнитного клапана рециркуляции отработавших газов. Замените прокладку между блоком заслонки впуска воздуха и клапаном рециркуляции ОГ с электроприводом.
209. Заверните от руки до касания четыре винта со стороны блока заслонки впуска воздуха.
210. Заверните от руки до касания два винта со стороны впускного коллектора.
211. Затяните в указанном порядке винты крепления подкоса блока заслонки впуска воздуха моментом 12 Нм.
212. Затяните в указанном порядке винты крепления подкоса на впускном коллекторе 12 Нм.
213. Присоедините разъем проводов к блоку заслонки впуска воздуха.
214. Совместите метку на воздухопроводе с меткой на блоке заслонки впуска
215. Затяните с помощью динамометрической отвертки хомут крепления воздуховода на подводящем патрубке блока заслонки впуска воздуха моментом 5,5 Нм.
216. Затяните гайку крепления датчика давления наддува на подкосе блока заслонки впуска воздуха моментом 8 Нм.
Обязательно замените винт крепления шестерни распределительного вала со стороны впускных клапанов.
217. Очистите шестерни с помощью средства для очистки поверхностей.
218. Убедитесь в том, что зубья шестерен не сломаны, не сколоты и не поцарапаны.
219. Зажмите основание приспособления для регулировки шестерни выборки за-
220. Вставьте штифт шестерни распределительного вала впускных клапанов (8) в паз приспособления для предотвращения вращения ступицы шестерни.
221.Установите рычаг приспособления для регулировки шестерни выборки зазора на ось(9)основания.
222. Введите зубья рычага (10) в зацепление с нижними зубьями шестерни распределительного вала со стороны впускных клапанов.
223. Поверните рычаг (10) против часовой стрелки до совмещения обоих зубчатых венцов двойной шестерни.
224. Установите штифт (13) диаметром 4 мм в отверстие шестерни распределительного вала (11) со стороны впускных клапанов.
Примечание: в запасные части поставляется новая шестерня распределительного вала впускных клапанов со стопорным штифтом (12).
228. Заверните, не затягивая, новый винт (16) шестерни распределительного вала впускных клапанов.
229. Совместите метку положения шестерни с выступом (17) на крышки головки блока цилиндров.
230. Убедитесь в том, что паз распределительного вала со стороны выпускных клапанов (18) расположен горизонтально (большей дугой (19) вверх), то есть паз должен быть смещен относительно центра шестерни вниз.
237. Установите в поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ.
238. Установите фиксатор ВМТ
239. Убедитесь в том, что отметка (18) на шестерне выборки зазора располагается напротив бобышки (19) крышки головки блока цилиндров.
240. Убедитесь в том, что прорезь на торце распределительного вала выпускных клапанов расположена горизонтально (больший сегмент торца (20) обращен вверх).
241.Установите новый башмак (21) натяжного устройства цепи привода ГРМ.
244. Установите новый зубчатый шкив (23) на коленчатый вал.
Примечание: направление установки цепи привода ГРМ не определено.
245. Установите новую цепь привода ГРМ на звездочку коленчатого вала (23). При этом совместите метку звездочки со звеном цепи, имеющем медное покрытие.
246. Установите цепь на новую звездочку привода ГРМ (24). При этом совместите метку звездочки со звеном цепи, имеющей медное покрытие.
247. Установите звездочку ГРМ (24) на распределительный вал выпускных клапанов.
248. Установите новую шайбу (26) на звездочку привода ГРМ (25).
249. Затяните вручную винты (27) зубчатого шкива так, чтобы звездочка (25) могла свободно поворачиваться относительно шайбы (26).
250. Установите новый башмак натяжного устройства цепи привода ГРМ (28) (см. рис. RT2. 2. 245).
255. Вставьте выступ (34) приспособления для фиксации распределительных валов (33) в прорезь на торце распределительного вала. При этом не вставляйте штифты (37) (см. рис. RT 2. 2. 246 и RT 2. 2. 247) приспособления в отверстия шестерни выборки зазора.
256. Повернув приспособление, совместите оси проставки (35) и отверстия (36).
257. Выведите выступ (34) приспособления из прорези на торце распределительного вала.
258. Вставьте штифты (37) приспособления в отверстия внешней части двойной шестерни распределительного вала впускных клапанов. При этом не вставляйте шпонку (34) приспособления в паз распределительного вала выпускных клапанов.
259. Повернув приспособление, совместите оси проставки (35) и отверстия (36). После этого выступ (34) должен свободно, без особых усилий войти в прорезь на торце распределительного вала. Если это оказывается невозможным, то повторите предыдущие операции.
260.Закрепите приспособление винтом (38) (Мб х 50 мм).
261 Затяните винты крепления звездочки на распределительном валу выпускных клапанов моментом 10 Нм, затем доверните их на угол 40′ ± 6′.
262. Снимите винт (38).
263. Снимите приспособление для фиксации распределительных валов.
264. Снимите фиксатор ВМТ.
265. Нанесите две капли фиксатора резьбы на резьбу заглушки отверстия под фиксатор ВМТ
266. Затяните пробку отверстия под фиксатор ВМТ моментом 25 Нм.
267. Нанесите валик силиконового герметика диаметром 5 ± 2 мм на кожух привода ГРМ
268 Нанесите в точках (1-6) на кромку крышки головки блока цилиндров слой герметика шириной 11 ± 2 мм, длиной 10-15 мм и толщиной 3,511 мм.
269. Нанесите герметик по контуру (7).
270. Установите крышку привода ГРМ
271. Затяните вручную винты крепления крышки привода ГРМ в очередности (1-23) до полного контакта.
272 Предварительно затяните в указанном порядке (1-23) винты крепления крышки привода ГРМ моментом 5 Нм.
276. Затяните винты опоры двигателя вручную в порядке (1-6) до полного контакта.
277. Затяните в указанном порядке (1-5) винты крепления двигателя на головке блока цилиндров моментом 30 Нм и доверните их на угол 54° ± 6° в той же последовательности.
278. Затяните верхний винт (6) крепления двигателя на головке блока цилиндров моментом 25 Нм.
279 Установите усилитель крепления двигателя (39).
280. Закрутите винты усилителя крепления вручную в порядке (1-4) до полного контакта (см. рис. RT 2. 2. 252).
281.Затяните винты усилителя крепления двигателя в том же порядке моментом 25 Нм
282. Установите шкив коленчатого вала, надев его на лыски коленчатого вала.
283. Установите проставку шкива коленчатого вала, надев ее на лыски коленчатого вала.
Примечание: убедитесь в том, что шайба правильно установлена на лысках коленчатого вала.
284. Заверните, не затягивая, до соприкосновения со шкивом винт крепления шкива коленчатого вала.
285. Затяните моментом 50 Нм и доверните на угол 85° ± 6° винт крепления шкива коленчатого вала.
286. Установите насос ОЖ.
287. Перед затяжкой винтов крепления убедитесь в том, что насос ОЖ опирается на блок цилиндров.
288. Заверните винты крепления (6), (7) и (5) насоса ОЖ.
289. Затяните в указанном порядке винты крепления водяного насоса моментом 25 Нм
72. Установите блок пред- и послепускового подогрева.
73. Установите вал привода левого переднего колеса.
74. Установите вал привода правого переднего колеса.
Примечание: существуют два типа уплотнительных прокладок пробки сливного отверстия: завальцованные медные прокладки и плоские медные прокладки.
77. Установите новую уплотнительную прокладку на пробку сливного отверстия (завальцованная медная прокладка устанавливается канавкой (4) к пробке сливного отверстия).
78. Установите пробку сливного отверстия и затяните ее с помощью торцевого квадратного ключа размером 8 мм моментом 44 Нм, если применена завальцованная медная прокладка, или моментом 50 Нм, если применена плоская медная прокладка.
79. Установите защиту поддона картера двигателя.
Внимание: обязательно проверьте уровень масла по маслоизмерительному щупу.
Не допускайте превышения максимального уровня по маслоизмерительному щупу (это может привести к выходу двигателя из строя).
75. Залейте масло в МКПП.
76. Залейте моторное масло в двигатель (см. описание операции ниже)
80. С помощью воронки залейте в двигатель масло. При этом масло лучше не долить, чем перелить. Поэтому заливайте сразу заведомо меньшее количество масла, чем нужно, следя за уровнем по маслоизмерительному щупу. Следует также помнить, что для того, чтобы масло полностью стекло в поддон масляного картера, следует подождать не менее 10 минут
81. Установите пробку с маслоизмерительным щупом.
82. Установите пробку маслоналивного отверстия для масла.
После полной установки силового агрегата следует обнулить показания пробега до очередной замены масла на дисплее. Описание этой операции приведено в конце раздела «Снятие и установка силового агрегата».
83 Заправьте холодильный контур хладагентом.
84. Заправьте бачок насоса гидроусилителя рулевого управления.
85. Удалите воздух из гидропривода сцепления.
86 Установите правый и левый щитки.
87. Установите щитки передних колесных арок.
88. Установите передние колеса.
89. Установите защитный экран.
90. Установите жгут проводов аккумуляторной батареи в желоб.
91. Уложите жгут проводов аккумуляторной батареи на полке.
93. Установите кронштейн полки под аккумуляторную батарею.
94. Подключите аккумуляторную батарею.
95. Заполните жидкостью систему охлаждения и удалите из нее воздух.
После слива и заливки моторного масла выполните следующую процедуру, чтобы сбросить значение пробега до очередной замены масла.
Примечание: всегда следуйте процедуре сброса значения независимо от того, горит ли на дисплее пробега до замены масла символ необходимости замены масла в виде ключа (в случае промежуточной замены масла).
Не выключайте зажигание, пока символ ключа не погаснет (это означает конец процедуры сброса значения). Убедитесь в том, что ничто не препятствует перемещению педали акселератора.
Выполните следующие действия не позже, чем через минуту после включения зажигания, и не запуская двигатель:
— полностью нажмите и удерживайте нажатой педаль акселератора,
— три раза подряд нажмите педаль тормоза, не отпуская педаль акселератора,
— отпустите обе педали и посмотрите на центральный дисплей щитка приборов.
Если символ ключа горел до начала процедуры сброса значения: символ ключа должен погаснуть через 5 секунд, по меньшей мере.
Если символ ключа не горел до начала процедуры сброса значения: символ ключа должен загореться, подтверждая, что сброс произведен, а затем погаснуть через 5 секунд, по меньшей мере. В случае неудачного выполнения процедуры сброса значения выключите и снова включите зажигание (не оставляйте зажигание выключенным более 3 секунд), прежде чем повторить процедуру сброса значения пробега до очередной замены масла.
Примечание: в случае повторной неудачи процедуры сброса значения пробега до очередной замены масла обратитесь на СТО дилерской сети Renault.