Ремонт автоматики откатных ворот самостоятельно
Автоматики, которая бы не ломалась, не существует. С этим надо смириться
- Главная
- Ворота
- Ремонт автоматики откатных ворот самостоятельно
Хотя автоматика для ворот достаточно надежна (на практике ломается около 1% нормальной автоматики в год), изложенные ниже принципы помогут Вам отыскать причину отказа электропривода, а также устранить ее.
Тестер — мультиметр
Мы надеемся, что каждый отдает себе отчет в том, что автоматики, которая бы не ломалась, не существует. С этим надо смириться. Более того, чем дороже и сложнее автоматика с технической точки зрения, тем выше шанс того, что что-то придется регулировать или что погибнет плата во время скачка напряжения. Если у Вас перестал работать привод для ворот, или при установке что-то не работает, не унывайте – мы сейчас разберем основные проблемы, возникающие при работе автоматики для ворот. Для этого необходимо вооружиться тестером — мультиметром – без него провести качественно диагностику и ремонт ворот очень сложно, а иногда и невозможно.
Но многие люди безосновательно боятся мультиметра как огня. А это очень простая штука. Сектор DCV отвечает за постоянный ток, ACV — переменный ток, звуковой сигнал — прозвонка, а подкова — меряем сопротивление.
Напряжение
Как ни парадоксально, самая распространенная проблема — отсутствие входного напряжения. Для этого достаточно перевести тестер в режим ACV 600V и замерить напряжение на входе в двигатель. Если напряжения нет, проверяем всю цепочку от начала и до конца (автоматы, кабеля, дифференцированную защиту и т.п.). Здесь автоматика ни при чем, устраняем проблему до появления питания на входе в привод.
Другая, не менее распространенная проблема – низкое напряжение на входе. Если оно меньше 200В, будьте готовы к тому, что автоматика для ворот может работать через раз (и к предстоящему ремонту). Особенно ярко проявляется вечером или в пятницу, когда люди возвращаются домой или съезжаются на дачу. Не игнорируйте этот параметр! Также проверьте напряжение во время движения ворот – оно, как правило, на 5-10В ниже. Качество напряжения – очень важный параметр, так как большинство поломок связанно именно с прыжками или заниженным напряжением. Низкое напряжение в сети выводит из строя трансформаторы, двигателя, а высокие- трансформаторы и платы управления. Формально любой сервис- центр может отказать в гарантийном ремонте, если есть признаки сгорания от низкого или высокого напряжения. Поверьте, эти признаки как на ладони для специалиста – достаточно глянуть на плату. Помните, что стабилизатор напряжения обойдется дешевле замены платы! Стабилизатор желательно покупать с мощностью, не менее чем в два раза превышающей мощность электропривода для ворот, так как при пуске двигателя потребляемый ток возрастает в несколько раз.
Итак, напряжение на входе есть, но плата управления не подает признаков жизни. Первым делом проверяем предохранители, их можно осмотреть визуально и проверить тестером (переключив на звуковой сигнал). Если предохранители целы, а на плате не светится ни один индикатор или диод – дело пахнет керосином. Если новый (установленный предохранитель взамен сгоревшего) сгорает практически сразу после включения привода в розетку – дело скорее всего в коротком замыкании или внутри платы, или ошибки при подключении периферийных устройств (фотоэлементов, ламп и т.п.). Для проверки можете отключить все потребители (двигатель, концевики, лампу, фотоэлементы) и включить привод еще раз. Если предохранитель сгорит – ремонтируем или меняем плату управления. Если не сгорит – причина скорее всего в подключении или замыкании какого-то из потребителей или периферийных устройств. Бывало такое, что новый кабель для подключения фотоэлементов попадался с браком — был закороченный внутри. Кабеля также желательно проверить тестером на наличие короткого замыкания, отсоединив перед этим все приборы.
Двигатель
Если у вас есть подозрения на сгоревший двигатель, то его несложно проверить при помощи тестера. Переводим тестер на «200Ом» и замеряем сопротивление между обмотками двигателя. Если двигатель 220В, то необходимо проверить сопротивление между первым и вторым, вторым и третьим, первым и третьим контактами двигателя. Если двигатель исправный, мы получим два одинаковых значения, а третье значение будет в два раза больше. Но двигателя горят крайне редко.
На фото сгоревший двигатель привода Nice Robus 350
Конденсатор
Если двигатель привода гудит, но не крутится — очень похоже на поломку конденсатора или обрыв провода, ведущего к конденсатору. Конденсаторы выходят из строя крайне редко, чаще всего причиной выступает сломанный провод.
Трансформатор
Более распространенной проблемой является сгоревший трансформатор (а горит он, как правило, от пониженного напряжения), особенно это касается систем, где применяются двигатели на 24В. Проверяем напряжение на входе и выходе, прозваниваем обмотки и меняем трансформатор на подходящий при потребности.
Приемники и пульты
Если диоды на плате управления светятся, причиной отказа может быть сгоревший приемник. Лечится заменой приемника или установкой внешнего приемника. Возможно, Вам поможет простое перепрограммирование приемника и пультов.
Также стоит проверить все подключения, перемычки, настройки и регулировки платы и т.п. – очень часто причиной отказа может служить выпавший из разъема провод или плохой контакт в разъеме.
В некоторых приводах (например, откатных приводах «Came») установлен концевик, блокирующих работу привода, если крышка разблокировки двигателя не закрыта на ключ. Тщательно все проверьте.
Фотоэлементы
Еще одной очень распространенной проблемой является тот факт, что ворота движутся только в одну сторону (как правило, только открываются). Проблема чаще всего заключается в неработающих фотоэлементах (из-за поломки, инея, снега, грязи, плохой направленности друг на друга). Нормально работающие фотоэлементы должны тихонько щелкать, если между ними поставить препятствие (например, руку). Если щелчков не наблюдается, проверьте наличие загрязненности, направленность, прозвоните провода, подключение, наличие на входе фотоэлементов напряжения. Если у Вас есть подозрение относительно работоспособности фотоэлементов, то можете их отключить, установив на блоке управления соответствующую перемычку, блокирующую их влияние. Если при отключении фотоэлементов двигатель работает без проблем — ищите причину там. Если же продолжает двигаться только в одну сторону (при условии установки перемычки) – причина может быть в сгоревшем реле управления двигателя, глюков блока управления или неправильных настройках (например, чувствительности датчика обнаружения препятствий). Больше о фотоэлементах смотрите в разделе монтаж фотоэлементов.
Концевые выключатели
Одной из проблем откатных ворот является заклинивание полотна из-за того, что не сработали концевые выключатели. Такое может произойти, если замерзнет механический концевой выключатель, а также по причине неправильной регулировки выключателей – неправильно задана высота, расстояние, угол атаки. Еще один вариант – концевой выключатель был плохо закреплен на зубчатой рейке и просто отвалился. Паниковать не надо – просто открутите зубчатую рейку, разблокируйте привод и передвиньте ворота в нужное положение. Но чаще всего человек пытается разблокировать привод (не откручивая рейку) при помощи силы. Улыбаетесь? Правильно, ключик не выдержал. Сила есть – ума не надо..
Механические поломки
Механические поломки случаются нечасто, чаще всего в недорогих европейских приводах для ворот с силуминово — пластиковыми шестернями. Здесь без замены износившейся детали не обойдешься.
На фото шестерня привода Nice Robus 350 со слизанными пластиковыми зубами.
Не волнуйтесь
Практически любой привод можно отремонтировать. Самое плохое, если сломалась механика, а модель не выпускается или не ввозятся на нее запчасти. Но любую шестерню, втулку или вал можно выточить под заказ. Что касается электроники, то здесь все еще проще – платы делятся для движков на 220В и 24В – так что всегда можно поставить плату от аналогичной модели другого производителя, но при этом придется заменить пульты или поставить внешний приемник. Неразрешимых проблем не бывает – иногда ремонт просто может быть дороже нового. Но это в редких случаях, например, попадание молнии в привод с порчей всех электрических частей (включая двигатель), или же полный износ механических частей (работа на предприятии при очень высокой интенсивности эксплуатации на протяжении 5-10 лет). В таких случаях проще и дешевле приобрести новый привод, а старый оставить на запчасти. Ремонт автоматики ворот, которая полностью износилась, экономически неоправдан.
Удачи Вам! Не ломайтесь! И помните, ремонт ворот не так страшен, как кажется.
Ремонт и обслуживание откатных ворот
Строитель 4 разряда
Откатные ворота пользуются огромной популярностью благодаря их экономической целесообразности и функциональным особенностям. Такие конструкции служат долгое время, так как не имеют хрупких деталей. На первый взгляд кажется, что сломаться они практически не могут. Единый элементом, который может сломаться, — система автоматического открытия, если таковая имеется. В этом случае понадобится ремонт откатных ворот.
Откатные ворота – наиболее дешевый и качественный выбор для ограждения вашей территории
Работа системы
Автоматика откатных ворот не имеет сложной конструкции, как бы не казалось с первого взгляда.
В основном подобные конструкции работают следующим образом:
- Сперва сигнал с пульта управления посылается в систему, и электромотор начинает крутиться. Приводная передача на шестернях придаёт вращательный момент зубчатой рейке. Она, в свою очередь, жёстко скреплена с воротами. Таким образом, ворота открываются.
- После достижения крайней точки срабатывают концевые выключатели, которые передают системе сигнал о необходимости прекратить вращение.
- Закрываются ворота, но срабатывает уже датчик на другой стороне. Современные системы снабжены фотоэлементом. Он останавливает движение конструкции, если на пути есть какие-либо препятствия.
Основной и частой поломкой являются сбои в работе фотоэлементов (концевых выключателей, а также датчика защиты).
Если есть в этих деталях неполадки, то ворота могут попросту не открываться или закрываться, работать непредсказуемо, рывками.
Возможные неисправности
Есть несколько видов неисправностей, которые могут случиться с автоматической системой без регулярного обслуживания откатных ворот.
Ремонт раздвижных ворот может понадобиться в таких случаях:
- Первый вариант — створки вовсе не открываются после подачи сигнала. Здесь может быть две причины поломки. Отказ в работе одного или нескольких элементов передачи сигнала от пульта к остовному блоку или поломка запирающего фотоэлемента. Система не получает сигнала, что ворота заперты, и работа полностью блокируется. В этом случае необходимо убедиться, что сломан именно запирающий фотоэлемент и заменить его.
- Неисправность датчика системы управления. Понять, что именно он сломан, можно по отсутствию щелчка в реле фотоэлемента во время передачи сигнала.
- Неисправность концевых выключателей. Створка в этом случае может не открываться или останавливаться на полпути. Особенно часто из строя выходят механические датчики, так как они изнашиваются со временем из-за большой чувствительности к атмосферным явлениям, большого количества влаги и тому подобного. Отремонтировать конструкцию в этом случае можно только заменой датчика. Лучше покупать магнитный, так как он более надёжен и не настолько «боится» влаги.
- Большинство электрических комплектующих откатных ворот находятся на открытом пространстве. Хотя они и имеют хорошую защиту, вода со временем попадает внутрь и образовывает конденсат. Признаками такой неполадки является неправильная работа двигателя, открывание створки рывками или только в одну сторону. Для ремонта необходимо понять, какой контакт замкнуло, хорошо высушить плату и при необходимости перепаять.
- Ложный сигнал от конечного фотоэлемента. Причиной неправильной работы конечного датчика, как правило, являются загрязнения. В этом случае ремонтировать нечего. Просто необходимо протереть фотоэлементы спиртом. Даже если ворота работают, проводить такую профилактику рекомендуется один раз в 4−5 месяцев.
Ремонт раздвижных ворот можно выполнить самому или обратиться за помощью к специалисту
- Перепады напряжения. Из-за сбоев, резкого увеличения или уменьшения электрического тока настройки системы могут сбиться. В этом случае нужно обновлять настройки и перезагружать систему.
- Кроме неполадок электрического характера, случаются и поломки сугубо механические. Как правило, проблемы возникают из-за перекосов несущей конструкции. Такие повреждения могут возникнуть сразу при установке ворот, а могут появиться со временем в связи с выработкой механизмов или влажными погодными условиями, больших перепадов температуры и тому подобного. Быстрая выработка и износ конструкции может быть последствием неправильной установки и заливки фундамента. В итоге могут слышаться посторонние шумы, ворота будут работать рывками и с вибрациями. Ворота неточно фиксируются ловушкой при закрытом состоянии. Необходимо прикладывать большие усилия для открытия створки. К тому же подобный перекос может привести к аварийному отключению самого двигателя, так как он работает в усиленном режиме из-за большой нагрузки.
- Ещё одной распространённой механической поломкой является износ шестерней редуктора, которые передают крутящий момент зубчатой рейке. Эта часть механизма выходит из строя в большинстве случаев после длительного использования. Отремонтировать шестерню самостоятельно сложно, поэтому лучше сразу заменить деталь.
- Нарушение положения шестерни редуктора относительно зубчатой рейки. Эта проблема решается регулировкой шестерни. Если на рейке возникли деформации, то заменить нужно и её.
- Неправильная центровка ворот. Если конструкция утратила правильную геометрию, то она подлежит центровке. Иногда достаточно нескольких небольших движений для того, чтобы поставить ворота на своё место. Но если наблюдаются деформации определённых участков, то начать надо с их замены или ремонта.
- Также часто изнашиваются зубцы на шестерне редуктора или на зубчатой рейке. Такая поломка устраняется заменой сломавшихся частей. Важно также проводить постоянно профилактику во избежание поломок, постоянно смазывать элементы механизма (зубчатую рейку, шестерню редуктора и так далее).
- Поломка двигателя. Происходит это из-за постоянных перегрузок мотора в связи с нарушением центровки конструкции или несоответствия веса створок мощности двигателя. Во избежание такой поломки при установке ворот сразу необходимо правильно рассчитать все технические моменты. А если уже мотор сгорел, то остаётся менять его на более мощную модель или делать ремонт привода откатных ворот.
Профилактика поломок
Важно на постоянной основе содержать в чистом виде все механизмы конструкции.
Особенно много внимания нужно уделять уходу за нижними опорными роликами.
Рекомендации по эксплуатации:
- При появлении скрипов необходимо тщательно смазать все движущиеся элементы.
- Фотоэлементы должны постоянно протираться тряпкой, а посторонние предметы должны удаляться. Желательно протирать их спиртом или ацетоном.
- При любых загрязнениях зубчатой рейки, шестерни редуктора или других движущихся элементов сразу же очищать. Это может быть снег, грязь или другого рода загрязнения.
- Следует смотреть за искажениями фундамента. Даже если он был изначально правильно залит, это не обезопасит от возможных деформаций.
- Балансировку лучше доверить опытным специалистам в случае необходимости.
Самостоятельный ремонт — сложная задача, и большинству владельцев таких конструкций он не под силу по причине наличия множества электротехнических элементов.
Поэтому лучше сразу обратиться в фирму, которая и устанавливала их. Хотя при достаточном опыте ремонт делается самостоятельно.