В двигателе эмульсия: возможные причины и последствия. Диагностика и ремонт двигателя
Мастера, которые профессионально обслуживают автомобили, советуют менять масло каждые 10 тысяч километров пробега. Однако даже при соблюдении данных рекомендаций автовладельцы видят, что в двигателе эмульсия. По консистенции она похожа на майонез. Этот состав приводит и опытных автовладельцев, и начинающих в настоящий шок. Данная жижа может иметь разные цвета. Что это такое и чем опасна эмульсия? Ответы на эти вопросы рассмотрим в нашей сегодняшней статье.
Эмульсия – что это и откуда берется?
Смазочная продукция для автомобильных двигателей, которую можно приобрести в любых автомагазинах, изготавливается на основе углеводородов. В процессе горения горючей смеси образуются продукты сгорания. Бензины могут содержать воду, спирт, кислоту, перекись. Затем данные вещества в процессе эксплуатации мотора перемешиваются с маслом. Как результат – в двигателе эмульсия. Появляется она на крышке горловины для залива или на щупе для проверки уровня смазки.
Эмульсия в двигателе: причины
Опытные автовладельцы и люди, занимающиеся обслуживанием авто, заявляют, что существует масса причин для образования эмульсии. Зачастую данные белые смеси могут образовываться, когда в картер попадает охлаждающая жидкость. Такое можно наблюдать, если пробита прокладка головки блока цилиндра.
Также «майонез» в моторе может появляться, если отсутствует система вентиляции газов или она недостаточна. Температура картерных газов достаточно высокая. В их состав входит вода в большом количестве. Эта вода затем выпадает конденсатом вверху силового агрегата. И как результат — появляется эмульсия.
Но, как показывает практика, причина кроется в пробитой прокладке ГБЦ. Поэтому антифриз или тосол может беспрепятственно проникать в смазочные каналы. Там он будет перемешиваться с моторным маслом. Нужно сказать, что если охлаждающая жидкость попадет в смазочную систему, последняя сразу же потеряет все характеристики. Специалисты рекомендуют заменить и масло, и ОЖ. Это актуально для любых силовых агрегатов вне зависимости от вида топлива и конструкции.
«Майонез» возникает в двигателе любого автомобиля, если владелец пренебрегает регламентами и не обслуживает машину или если есть какие-либо серьезные повреждения. Часто с появлением эмульсии сталкиваются осенью и зимой – при первых заморозках и просто понижениях температуры. Но не стоит сразу же бить во все колокола – не каждый раз нужна диагностика двигателя. Цена на нее в разных городах России колеблется от 800 р. и выше. Зачастую причина всему – обыкновенный конденсат, который образовался из-за разницы температуры между горячим мотором и уличным воздухом.
Последствия
Когда в моторное масло попадают конденсат, вода, ОЖ, получается эмульсия в двигателе. Последствия — смазка очень быстро потеряет свои смазочные свойства и технические характеристики. В зимнее время масло иногда даже кристаллизуется, что не очень хорошо сказывается на работе силового агрегата. Слабая масляная пленка приводит к интенсивному износу практически каждой детали.
В подобных ситуациях мотор заклинит, и тогда владелец авто узнает, сколько стоит капремонт двигателя (от 20 тысяч рублей). Поэтому если удалось заметить эмульсию, следует найти причины и немедленно устранить их.
Конденсат
С этой проблемой сталкиваются владельцы автомобилей, которые хранят их в гараже. Также эмульсию видят те автолюбители, машина которых стоит во дворе. Если автомобиль каждый день ночует на улице, то в дождливые месяцы в картер регулярно будут попадать пары влаги. Они затем будут конденсироваться в трубках и масляных магистралях. За один раз в мотор может попадать до нескольких грамм конденсата. Этого достаточно, чтобы появилась в двигателе эмульсия.
Неполадки в системе картерных газов
Если вентиляционная система засорена и выполняет свои функции не полностью, то и газы, и пары вместе с ними будут стремиться выйти через щуп или любые другие места в моторе. Поэтому нет ничего удивительного, что в двигателе эмульсия выпадает именно на крышке горловины. Остается радоваться, ведь смазка в этом случае чистая. Если починить систему вентиляции картера, то и замена масла будет не нужна.
Охлаждающая жидкость
Это самый распространенный источник проблем.
Способы диагностики
Для проверки масло сливают из теплого мотора в емкость. В нагретом масле даже неопытный автовладелец сможет увидеть следы охлаждающей жидкости. Если тосол содержит много воды, то большая часть жидкости выпадет на дне картера. Затем эта жижа будет всасываться в маслоприемник. Если эмульсия желтая, то от эксплуатации машины лучше оказаться. Смесь забьет смазочные каналы. Это приведет к выходу из строя шатунных вкладышей, поршневых колец. Может выйти из строя клапан двигателя.
Трещины в ГБЦ и пробой прокладки
Если появилась эмульсия на крышке горловины, то зачастую причины данного явления в нарушении целостности прокладки головки блока цилиндров. Пробой случается по причине перегрева либо в результате износа. Но это можно увидеть только на старых моторах, за которыми не ухаживали. Главный признак того, что прокладка пробита – нестабильная работа двигателя. Можно заметить, что антифриз уходит из бачка.
Вода в картере
Данную проблему можно устранить, только если полностью заменить масло. Также лучше выполнить и промывку мотора специализированными жидкостями. Ситуация, когда вода просачивается в цилиндр, очень редкая. Это может случаться только на двигателях с неисправными кольцами. Возможно, виновен изношенный клапан двигателя.
Заключение
Итак, мы выяснили, откуда в моторе появляется эмульсия. Если автовладелец не хочет знать, сколько стоит капремонт двигателя (от 20 тыс. руб.), необходимо регулярно обслуживать мотор. Не игнорируйте данный симптом.
Эмульсия в двигателе
Калькулятор перевода давления в барах на МПа, кгс и psi
Онлайн конвертер чтоб перевести давление в мегапаскалях (мПа) на килограммы (кгс см2), бар, фунт силы (psi) и атмосферы
Эмульсия в двигателе, а также на крышке маслозаливной горловины может появиться по двум причинам. Самая безобидная, белая эмульсия может возникать при непрогретом двигателе, когда влага с него, испаряясь при прогреве, оседает на внутренней поверхности масляной крышки. А вот вторая причина эмульсии в масле двигателя, куда серьезнее — это значит антифриз попадает в масло. Почему так случилось, чем это грозит и как избавиться от эмульсии читайте ниже.
Эмульсия в масляной системе о которой не стоит беспокоится возникает только на крышке и горловине, редко на верхней части щупа, в межсезонье и прохладную погоду при коротких поездках. Если на улице жарко либо “майонез” образовался на клапанной крышке и заметен внутри ДВС либо контрольный щуп полностью в такой эмульсии стоит заняться поиском причин.
Заметить такое состояние масла не трудно, — достаточно часто проверять уровень масла, а не только когда загорается лампочка масленки! Другие признаки эмульсии в двигателе, на подобии повышенной температуры, будут не нужны.
Причины эмульсии в двигателе
Основная причина, почему образуется эмульсия в двигателе и на внутренней поверхности крышки маслозаливной горловины — попадание в масло влаги. Чем ее больше тем тяжелее последствия. Попасть он может туда по двум причинам:
- в виде испаряющего конденсата с внутренних стенок двигателя;
- по причине разгерметизации масляной системы или системы охлаждения.
Таблица причин появления эмульсии и методов ее устранения.
Почему образуется эмульсия | Причины поломки | Методы проверки и устранения |
---|---|---|
Испарение конденсата на горячем двигателе | Недостаточный прогрев мотора до рабочей температуры | После запуска, особенно зимой перед выездом прогреть двигатель до температуры +90°С |
Остановка еще слабо прогретого мотора при образовании эмульсии | Проехать на машине с прогретым двигателем от 10…15 километров и более | |
Попадание антифриза в масло | Пробитие прокладки ГБЦ | Замена прокладки, закручивание болтов в правильной последовательности и с нужным моментом |
Нарушение геометрии ГБЦ | Опрессовка, фрезерование, шлифовка ГБЦ | |
Прогар прокладки теплообменника | Замена прокладки маслоохладителя | |
Повреждение блока цилиндров | Ремонт либо замена блока | |
Коррозия гильз | Расточка гильз либо замена их на новые | |
Некорректное подключение системы охлаждения | Ревизия системы, подключение по схеме |
Конденсат из воздуха
Когда это всего лишь конденсат в двигателе, то эмульсия обычно образуется только на крышке и краям заливной горловины двигателя. В самом масле пенной массы бежевого цвета быть не должно. Образовывается такая эмульсия из-за перепада температуры, когда влага, испаряясь, оседает на крышке горловины, а при интенсивной работе двигателя смешивается с капельками масла. Если поездка короткая (до 10 мин.), то она не успеет исчезнуть. С конденсатом в двигателе можно ездить не боясь. Такой конденсат испаряется спустя 15 минут после прогрева до рабочей температуры двигателя. Если машина постоянно используется для коротких поездок, то эмульсия на крышке будет находиться практически постоянно.
Пошел антифриз в масло
Когда эмульсия желтого либо коричневого цвета не просто на масляной крышке или краях горловины, а видна внутри двигателя, то значит стоит разбирать мотор и искать причину, так быть не должно. Ездить на такой масляной смеси можно недолго!
Причины образования эмульсии в двигателе
Следы эмульсии на поверхности крышки маслозаливной горловины
- прогорание прокладки головки блока цилиндров;
- нарушение геометрии корпуса ГБЦ;
- поломка теплообменника, пробитие его прокладки;
- повреждение блока цилиндров двигателя (обычно какая-нибудь микротрещина);
- коррозия гильз в двигателе, либо их механическое повреждение (износ);
- некорректное подключение системы охлаждения к дроссельной заслонке.
У автомобилей ВАЗ «классических» моделей кроме всего прочего проблема может возникнуть из-за рассыпавшихся заглушек, расположенных на головке блока цилиндров. Например, на двигателе машины ВАЗ-2101 этих заглушек три — две на наружной поверхности головки, а одна снаружи.
Последствия эмульсии в двигателе
Образование пенной эмульсии в масле может привести к следующим последствиям:
- меняются характеристики масла;
- плохо смазываются детали двигателя (в частности, коренные и шатунные вкладыши, клапана, стенки цилиндров, поршневая группа), что приводит к снижению их ресурса и ресурса всего мотора;
- снижается мощность двигателя.
Если эмульсия в двигателе образуется не в масляной системе, а в системе охлаждения, то это может привести к следующим последствиям:
- частый перегрев мотора, закипание охлаждающей жидкости;
- эмульсия забивает патрубки и шланги вплоть до критического уровня, когда циркуляция антифриза невозможна;
- снижение ресурса двигателя и отдельных его частей.
Поэтому при образовании эмульсии в отдельных частях двигателя на это не нужно «закрывать глаза». Вместо этого нужно как можно быстрее выяснить, почему она образуется и выполнить ремонтные меры.
Что делать если эмульсия в двигателе
При появлении эмульсии на крышке двигателя или на контрольном щупе первое что нужно сделать — выполнить ряд простых проверок, что позволят выяснить серьезность причины. Сделать это просто. После запуска необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры около +80°С…+90°С и проехать на автомобиле в нормальном режиме (можно немного «дать гари») не менее 10…15 километров, а лучше чуть больше. И потом посмотреть на маслозаливную крышку и контрольный щуп снова.
Пенная эмульсия внутри двигателя, которую нужно удалить
Если в результате проверки выясниться, что эмульсия исчезла, значит не стоит переживать, и на машине можно и дальше ездить. Для того, чтобы зимой или в межсезонье эмульсия на образовывалась иногда используют специальные противоэмульсионные присадки (деэмульгаторы). Они работают по принципу образования химической реакции, результатом которой является избавление от пены. Другой хороший профилактический вариант — использовать утеплитель для двигателя.
Когда же эмульсия на крышке двигателя не исчезла, а может даже и прибавилась, то это означает, что нужно проверять масляную и охлаждающую системы двигателя на предмет разгерметизации. Заодно рекомендуется проверить уровень антифриза в расширительном бачке системы охлаждения. Если он регулярно понижается, то это прямо указывает, что он «уходит» в масло. В этом случае машиной пользоваться не рекомендуется до выполнения всех диагностических и ремонтных мер!
Чем промыть эмульсию в двигателе
Промывка двигателя от эмульсии необходимо только в случае, если она образуется в результате попадания антифриза в масло. Если же она появляется в результате нагрева, то мыть эмульсию не надо, достаточно просто хорошенько прогреть мотор.
Для того, чтобы промыть ДВС от эмульсии и прочего мусора (особенно, если масло уже старое) нужно воспользоваться специальными промывочными маслами. Либо можно воспользоваться «дедовским» методом. Заключается он в том, чтобы смешать солярку и минеральное масло (можно даже отработку) в объемных пропорциях один к трем. И далее выполнить два-три цикла промывки мотора на холостых оборотах. Если используется специальное промывочное масло, то обычно хватает одного цикла промывки продолжительностью 15…20 минут. После чего заливайте свежее моторное масло и меняйте масляный фильтр.
Заключение
Обычно эмульсия на крышке маслозаливной горловины образуется зимой либо в межсезонье. Эмульсия в двигателе в теплую летнюю погоду должна настораживать. Первое, что нужно сделать, — проверить уровень антифриза в расширительном бачке, наличие белого дыма из выхлопной трубы, а также вспомнить, в каких режимах обычно используется автомобиль. После этого хорошенько прогреть его и проехать 10…15 километров, после чего проверить крышку. Чаще всего причиной появления эмульсии является именно скопление конденсата на горячем двигателе, но может и возникать из-за неисправности двигателя, тогда придется проверять масляную и охлаждающую системы.