Крабовые Ручки ♋ Almois Jobbing Official
Журнал о технических устройствах и технологиях. Ковыряние в бытовой технике, электронике: что внутри, как это работает, опыт эксплуатации. Выбор лучшего товара — отзывы, достоинства и недостатки. ПоДЕЛОчная: ремонт (техники, электроники) своими руками, сделай сам, самоделки. Полезные советы, лайфхаки.
Мотор из кассетного магнитофона: устройство, питание, разновиды
Исследуем типичный для старой аудио-плёночно-кассетной техники [например, Sony CFS-B7S] мотор-привод-двигатель, который крутил кассету для её проигрывания, записи и перемотки.
Sankyo SHU Series
На задней (нижней) крышке конкретно этого мотора такие надписи:
Sankyo — очень популярный в Японии производитель моторов, серво-приводов, промышленных роботов и пр. Их, такие вот (Фото 1, Фото 2) моторчики можно встретить в технике таких японских брендов как Yamaha, Nakamichi, Teac, Sony, Hitachi и др.
Смысл маркировки SHU9L. Цифра 9 означает, что мотор нужно питать напряжением 9 вольт, буква L — вращение против часовой стрелки (или CCW — counterclockwise, если смотреть на мотор сверху-спереди, т. е. со стороны торчащего вала). Варианты маркировки: 6 — питание 6 вольт, 9 — 9 В, 2 (два) — 12 В, L — CCW, R — CW (clockwise). Все эти моторы 2-х скоростные: 1600/3200 RPM. Всё это узнаём из Service&Repair [стр. 1225].
«- + H L» Минус тут — это ноль, земля, чёрный провод; + — это красный провод с постоянным номинальным напряжением 9 В. Впрочем, внутри мотора имеется контроллер оборотов, который выдаёт фиксированный ток-напряжение на щётки, при любом входном напряжении от 5.5 до 9 вольт. Таким образом, гарантируются фиксированные обороты 3200 об/мин, что важно при проигрывании аудиокассет.
H и L — это выходы как бы тахометра. На холостом ходу при 9.0 вольтах питания имеем напряжение 0.12В на L и 8.34В на H. Если мотор начинает испытывать сопротивление (возрастает момент инерции; плёнку зажевало — обороты из-за этого снизились), тогда напряжение на L возрастает, а на H снижается. Магнитофон может это как-нибудь использовать (например, останавливать проигрывание, сигнализировать).
Контроллер оборотов
Теперь разберём моторчик, но не этот слишком хороший и рабочий, а другой, почему-то неработающий и более типичный (для дешёвой техники):
Заднюю крышечку (на Фото 3 справа) подцепляем отвёрткой через щель, из которой выглядывают контакты, и, стараясь не сломать этот кусок платы с контактами, вытаскиваем крышку-заглушку. Вместо планки с просто щётками и подшипником обнаруживаем целое электронное устройство:
Причём дорожки платы здесь изготовлены буквально заливкой припоя в лунки эбонитового (наверное) круга. В другом похожем моторчике (Mabuchi Motor, 9V, CW) плата более вменяемая:
Что это за плата, зачем микросхема? Это всё называется контроллером скорости (оборотов) низко-вольтного коллекторного мотора постоянного тока (Low-voltage DC motor speed controller). Согласно даташиту на LA5527, этот драйвер (контроллер оборотов) занимается тем, что выдаёт фиксированный ток (величина тока задаётся переменным резистором) на щётки-коллектор ротора, почти независимо от напряжения питания. На вход 1.8-10 вольт (максимум 12, номинал 9), ток мотора — 1А максимально, задаётся потенциометром (видим его, голубенького, на Фото 4).
Эта стабилизация выходного тока нужна для того, чтобы обороты мотора и скорость проигрывания музыки не зависели от входного напряжения, которое может просесть по мере посадки батареек (те магнитофоны любили работать от шести батареек 1.5В) или из-за близкой к максимальной громкости динамиков.
Кстати, этот драйвер-контроллер — как раз то, что нужно для питания светодиодов от батареек в фонарике: задаём переменным резистором номинальный ток светодиода (на который он рассчитан) и запитываем его батареей в 3, 4.5, 6, 9 или 12 вольт — без разницы. Далее, никак не реагируя на снижение напряжения батареи по мере её разряда, светодиод светит с одинаковой яркостью до упора, пока батарейки не сдохнут в ноль.
На Фото 4 видно, что микросхема LA5531 вспучилась и треснула:
Вот почему мотор не работает — микруха сгорела.
Лучшее описание технических характеристик подобных контроллеров для моторов — даташит TDA7274. Там внизу много полезных графиков зависимости оборотов от температуры, оборотов от напряжения питания и т. п.
В частности, при вращении переменного резистора обороты мотора линейно зависят от этого вращения. Поэтому китайцы продают такие «контроллеры коллекторного мотора с линейной регулировкой оборотов» отдельно (с большим переменным резистором с рукояткой) по 3 бакса: лоты на Ebay. Так что, при использовании для чего-нибудь этого моторчика (например, в качестве бормашинки или минидрели с цанговым патроном), если хочется регулировки оборотов, можно просто вынести переменный резистор наружу, заменив его на большой-удобный.
RL-фильтр
Кроме контроллера с щётками в исследуемом моторе есть ещё две запчасти:
Справа на Фото 6 корпус-статор с кольцевым магнитом (с двухполюсной намагниченностью) и бронзовым подшипником скольжения. Слева — ротор с какой-то отвалившейся шайбой. В роторе из работающего мотора шайба припаяна к трём контактам коллектора-обмоток:
Что это за шайба?
Материал шайбы похож на резистор. На шайбу нанесены три серебряных пятна (реально из серебра), к которым можно припаять контакты. Сопротивление между соседними контактами (фиолетовые стрелки на Фото 8) составляет примерно 250 кОм. На всякий случай припаиваем шайбу обратно:
Но что это? Три варистора для защиты от скачков напряжения? Три NTC-терморезистора для снижения тока на обмотки при нагревании мотора для стабилизации оборотов? (По даташитам все эти микросхемы типа LA5527, TDA7274 не стабилизируют обороты в зависимости от температуры окружающей среды — при росте температуры обороты растут; поэтому таким стабилизатором могло бы быть это кольцо.)
Оказывается, это обыкновенные резисторы [Permanent Magnet Motor: Maintenance (part 2)], которые подключены параллельно каждой обмотке для создания RL-фильтра (R — резистор, L — индуктивность) радио-частотных помех (radio frequency interference, RFI), . Эти помехи возникают от искрения между щётками и контактами коллектора, излучаются с мотора на неэкранированные проводники аудио-устройства и, в итоге, подмешиваются в виде шума в аудио-сигнал. Резисторы сами по себе эффективно тушат высокочастотные колебания, а в совокупности с индуктивностью обмоток — помехи радио-частоты.
Мотор ДЛ39-0,1-2 от магнитофона Электроника 323
Теперь отечественный (советский) производитель.
Вращение вала по часовой стрелке. Шкив на валу сделан из латуни (или бронзы?) и сейчас страшно прокручивается. Надписи сзади:
ДЛ — это, наверное, двигатель лентопротяжный. Знак ОТК СССР, сделан в январе 1986 года, напряж.9В. Драйвер-контроллер находится снаружи, на отдельной платке:
«Микросхема» КР198НТ1Б — это 5 транзисторов NPN 15В 30мА в одном копусе. КТ816В — кремниевые мезаэпитаксиально-планарные структуры p-n-p усилительные… [подробнее…]. Также есть переменный резистор для установки выходного тока-оборотов. В общем, смысл сего устройства такой же, что и у импортных, но оно большое и в корпус мотора не влезло.
Оказывается, внутри бочонка с мотором находится мотор поменьше, в своём копусе. А в большом бочонке — резиновые прокладки. Разбираем маленький бочонок:
Тут всё красиво: магниты покрашены в красный и синий цвета (чтоб как в учебнике), оба подшипника скольжения крутятся сферически в своих хитрых опорах, щётки с огромными ризинками, конденсатор… КМ5 (с кучей золота и платины внутри).
Комментарии (8):
Вечера доброго.
Что можете рассказать о таком электромоторе фирмы Sankyo d6nr0(или O), ниже написано (80126-A).
Стоит в старой караоке машине.
Не могу определить её год выпуска, пытаюсь найти хотя бы по названию электромотора.
С уважением.
Обыскал весь инет — нечего не нашёл 🙂 Как-то по старым деталям нет датащитов. Наверное потому, что тогда они были бумажные, а оцифровывать их сейчас у производителя желания 0.0%.
Koff, вам что-то конкретное надо узнать про него ? Если он аналогичен магнитофонным, то можно просто его заменить похожим.
Электроника 323. Мошете сказат номинал сопротивления находяшее с лева от микросхема КР198НТ1Б. У меня это сопротивление сломан…
Если слева по Фото 12, то 24К (килоОма).
Практически все стабилизаторы скорости вращения советского производства это было омно ещё то. Микросхема КР198НТ1Б перегревалась и дохла на ура отчего её название знал наизусть практически каждый кто разбирал те кассетники. А вот с той поры как в руки стали попадать пусть и китайские но кассетники с моторчиками-драйверами люди узнали нормальное качество и стабильность оборотов самого мотора.
Кстати, автор забыл упомянуть ещё и безколлекторные(импортные-отечественные) моторы и главное коллекторные с бронзовыми щётками моторы с прерывателями на якоре японского производства устанавливаемые в магнитолы Panasonic в 80-х годах прошлого века. Вот там качество было зашибись. Есть такой экземпляр могу скриншоты внутренностей моторчика выложить.
Форум сайта www.analog.pro
Данный форум в первую очередь предназначен для любителей аналогового звука. А так же для меломанов, коллекционеров, музыкантов, звукорежиссёров, самодельщиков и т. д.
Ремонт и настройка кассетных магнитофонов
Ремонт и настройка кассетных магнитофонов
Сообщение vbvb » 01 дек 2015, 17:12
Re: Ремонт и настройка кассетных магнитофонов
Сообщение Химик » 05 июн 2016, 18:18
Re: Ремонт и настройка кассетных магнитофонов
Сообщение Eats » 11 июн 2016, 15:16
Re: Ремонт и настройка кассетных магнитофонов
Сообщение Химик » 12 июн 2016, 11:26
Re: Ремонт и настройка кассетных магнитофонов
Сообщение Eats » 12 июн 2016, 14:57
Re: Ремонт и настройка кассетных магнитофонов
Сообщение vbvb » 12 июн 2016, 18:01
Re: Ремонт и настройка кассетных магнитофонов
Сообщение vbvb » 15 июн 2016, 18:33
Re: Ремонт и настройка кассетных магнитофонов
Сообщение vbvb » 20 июл 2017, 20:57
Re: Ремонт и настройка кассетных магнитофонов
Сообщение vbvb » 28 авг 2017, 17:05
Re: Ремонт и настройка кассетных магнитофонов
Сообщение vbvb » 23 май 2018, 19:44
Тема: Подтормаживание в кассетных деках
Опции темы
Подтормаживание в кассетных деках
У многих из нас остались и работают кассетные деки, у кого иногда, у кого частенько, у кого просто для красоты стоят.
В большинстве дек всегда беспокоили изнашивающиеся и изначально неправильно спроектированные узлы ЛПМ, и что обидно, что такие узлы присутствуют и в любимых аппаратах.
За последние пару лет через меня прошло около сотни различных дек, в основном двухтонвальных, и за редким исключением практически везде одна и та же беда — подтормаживание с фиксированным усилием организованное за счёт сил трения.
Такое подтормаживание постепенно ослабевает, сначала приводит к уходу азимута в начале кассет, и если вовремя не привести его в норму доходит до более плачевных последствий для ленты.
Конечно же, лучшим выходом будет установка двигателя прямо на вал подкассетника, со схемой регулировки усилия подтормаживания.
Покопав сеть на предмет подходящих моторчиков, в частности плоских BSL с датчиками Холла, нашёл несколько вариантов, но цены на новые изделия поражают, а выковырять из чего-то массового, не нашёл из чего.
Этот вопрос по любому открыт и интересен.
Но что очень понравилось в серийных моделях TEAC/Tascam — подтормаживание электромагнитной муфтой, с регулируемым тормозящим моментом от оборотов подкассетника.
Идея простая, а почему её никто более не реализовывал не понятно.
На шасси ЛПМ фиксированно установлена катушка с магнитопроводами выводящими магнитное поле наружу к циллиндрической поверхности, а в корпусе подкассетника установлено кольцо из магнитомягкого материала (материал требует уточнения, кто знает из чего оно, поправьте). При подаче напряжения на катушку, возникающее в полюсах сердечника магнитное поле затормаживает вращающееся магнитомягкое кольцо в подкассетнике. Вот и вся идея. Регулировка усилия подтормаживания уже дело электроники. Просто и со вкусом, и натяжение ленты с самого начала кассеты и до её конца равномерное а не нарастающее как в рядовых ЛПМ.
Такое подтормаживание реализовано в:
TEAC
R-888X — 2 узла
R-919X — 2 узла
V-970X — 1 узел
R-9000 — 2 узла
V-9000 — 1 узел
Tascam
238 — 2 узла
122MKII — 1 узел
122MKIII — 1 узел
122RMKII — 2 узла
Прилагаю скриншот из сервис мануала одной из реверсных дек TEAC, на котором хорошо видно подкассетные узлы с электрическими тормозами в разобранном виде.
Посмотрел в своём AKAI GX-F71 на подкассетники, там вполне хватит места чтобы вставить подобную тормозную систему.
Катушки намотать не проблема, электронику сделать тоже. Осталось подумать как сделать магнитопроводы и кольцо.
У кого под руками есть TEAC/Tascam из перечисленных выше, можете проверить магнитное кольцо или нет, этого я опасаюсь больше всего, т.к. магнитное кольцо такой толщины не представляю как изготовить.
Заодно интересны размеры такого Тиковского подкассетника, высота катушки с магнитопроводом и без, внешний диаметр по магнитопроводу, и внутренний диаметр кольца, ну и толщина провода и сопротивление обмотки.
В общем, вещь полезная для любого аппарата со стандартной системой подтормаживания, думаю многим будет интересно.
Последний раз редактировалось DjAndy; 05.11.2012 в 07:30 .