Меню

Ремонт двигателя иж планета спорт своими руками

Тюнинг и ремонт мотоцикла ИЖ Планета Спорт

К сожалению, жизнь этих «Планет» оказалась скоротечной — их выпуск прекратили в 1985 году. Однако и сейчас «Псовый» мотор — придел мечтаний эндуростроителя. Найти его несложно, другое дело — грамотно затюнинговать.

Двигатель Иж Планета Спорт

Тот, кто поездил на дорожном «Псе» и прочувствовал его взрывной характер, со временем все равно захочет его форсировать. Мощи-то ему хватает, но от увеличения ресурса мотора еще никто не отказывался. По этому чтобы ремонт двигателя Иж Планета Спорт не стал постоянным явлением, необходимо все делать грамотно.

Полировка щек коленвала и придание телу шатуна обтекаемой формы (рис. 1) — это, скажем так, правило хорошего тона. Однако от подобной доработки многого ждать не приходится — это вам не уменьшение объема кривошипной камеры, когда мощность может возрасти на 20-30%. Тогда ее пик сместится в область высоких оборотов, то есть взрывная динамика гарантирована.

Погодите радоваться: чтобы выполнить задуманное, придется выточить из стали ЗОХМА или ЗОХГСА новые щеки (рис. 2) с внешним диаметром 133 мм. Уменьшите также балансировочную выборку под нижнюю головку шатуна до 54,5 мм. Компенсируйте дисбаланс отверстием диаметром 28 х 20 мм снизу щеки на расстоянии 38,5 мм от центра, «прикрыв» его крышкой из дюраля.

Чтобы мотор «укрутился», коленвал Иж Планета Спорт облегчают за счет выфрезеровок с лицевой стороны щек (поз. 20). Каждая из них «худеет» примерно на 300 г. Отверстия также закройте дюралевыми крышками, зачеканьте их и заполируйте «заподлицо» к поверхности щек. «Перелицованный» вал отбалансируйте: эта процедура хорошо известна опытным механикам из мастерских.

Такие переделки делают мотор Иж Планета Спорт крайне резвым, что хорошо для кроссовых покатушек. Но он теряет плавность хода и тяговитость, и не всем это по нраву. Есть еще один вариант того как можно произвести тюнинг Иж Планета Спорт — оставьте щеки коленвала в покое и принимайтесь за коренные подшипники. Это известная «слабина» мотора. Из-за нарушения центровки вала также быстро изнашивается и поршневая. А поршень Иж Планета Спорт это достаточно дефицитный компонент в этом двигателе, и желательно что бы они ходили как можно дольше!

Почему подшипники коленвала быстро «кончаются»? Серийные внутренние «ролики» 2505К чаще всего бывают низкого качества: с увеличенными зазорами или с пластиковым сепаратором они тут же рассыпаются. (Вообще на отечественные мотоциклы и на Иж Планета Спорт 350 запчасти хорошего качества найти очень проблематично) Но не в том беда. Эти подшипники смазываются смесью (с каплями масла) из кривошипной камеры. Залетевшие туда частички нагара и смолистые отложения со временем забьют смазочные каналы, и тогда подшипники «разрушатся». Вот если бы они смазывались маслом из коробки передач, как левый внешний подшипник!

Для левой стороны это организовать несложно — достаточно попутно заменить ненадежный 2505К на два сошлифованных до толщины 9 мм шарикоподшипника 6205 (поз. 4 рис. 3): сначала установите их в картер, затем нагрейте до 80-100 °С и вставьте коленвал. Для смазки этих подшипников в картере прорежьте канавку глубиной и шириной 1 мм на расстоянии 17 мм от стопорного кольца штатного наружного подшипника (поз. 3). Для герметизации кривошипной камеры с левой стороны используйте доработанный сальник от «Явы-638» (поз. 6). Под сальник придется выточить отполированное снаружи кольцо на коленвал (поз. 1) из стали 45 (НRс 35-40).

С правой стороны организовать «правильную» смазку сложнее — места там мало, а подшипник надо герметизировать с двух сторон. Выход: со стороны кривошипной камеры установите тот же «явский» сальник (с втулкой), что и слева. Запрессуйте в картер сошлифованный до толщины 10 мм роликовый подшипник 42205, а затем установите штатную крышку с сальником от «Иж-Ю сб. 1-19» (поз. 10). Заглушите маслоподводящие каналы из кривошипной камеры, а для смазки подшипника из коробки передач разместите две пластиковые трубки диаметром 4-5 мм (поз. 7). После подобной переделки ресурс мотора возрастает примерно вдвое. Конечно, здесь описаны далеко не все варианты тюнинга Иж Планета Спорт. Но и в таком виде «Пес» еще как сможет «тряхнуть стариной».

Рис. 1:Доработка шатуна.

Читайте также:  Практические задания по устройству автомобиля

Рис. 2:Облегченные щеки коленвала: 1 — щека; 2 — дюралевая заглушка; 3 — отверстие шатунного пальца. У штатных щек L=52 мм, самодельных L=40,5 мм.

Рис. 3:Модернизированная система смазки коренных подшипников: 1 — кольцо 30х25х11; 2 — стопорное кольцо; 3 — шарикоподшипник 304; 4 — доработанный шарикоподшипник 6205; 5 — коленвал; 6 — сальник от «Явы-638» 30 х 52 х 8; 7 — маслоподводящая трубка; 8 — штуцер; 9 — доработанный роликоподшипник 42205; 10 — сальник «Иж-Ю сб. 1-19»; 11 — кольцо 30х25х8.
Помните чем сильнее тюнинг двигателя, чем больше вы его форсируете, тем сильнее будет его износ, а следовательно чаще будете делать на своем Иж Планета Спорт ремонт!

Карбюратор Иж Планета Спорт

Помимо доработки коленвала, есть и другие проблемы с мотором «Иж-ПС«.
Карбюратор совсем необязательно ставить «родной»!
Карбюратор Иж Планета Спорт, в стоке — это «Микуни» или «К-62Д». Спектр возможных замен очень широк. Если не пугает «прожорливость» мотора, поищите карбюраторы от «ЧЗ-250», «500» — они практически вечные, имеют два независимых поплавка (подспорье при движении по пересеченке) и отлично «стимулируют» двигатель. Одна беда — новых приборов не найти, а от былых времен остался лишь металлолом, впрочем, и его при желании можно реанимировать. Если же ваш эндуро, как вы считаете, не нуждается в большей мощности, есть смысл использовать карбюратор от «Явы-638».

Зажигание ИЖ Планета Спорт

Зажигание в заводском исполнении совсем ненадежно. Буквально все кроссовики ставили «Мотоплат» с «ЧЗ», но этот вариант страдает изъяном — на мотоцикле не будет света. Многодневщики раньше хитрили: свет делали чисто «формальным» — от аккумулятора. Для «серьезных» эндуро прибегнуть к подобному трюку — себе дороже.

На «Иж-М15» конца 80-х уже стояла бесконтактная электроника. От обычной она отличалась датчиком, так как у «ПС» из-за шестеренки моторной передачи вращение коленвала происходит в обратную сторону. КЭТы — не идеальный вариант из-за отсутствия заливки деталей и сильной вибрации мотора. Наш совет: используйте современные мопедные или «совиные» генераторы с БКС. Если же вы хотите повысить мощность за счет увеличения оборотов (выше 6000), спаяйте сами другой электронный коммутатор или обратитесь за помощью к специалисту.

motoizh.ru

Все о мотоциклах ИЖ

Ремонт двигателя ПС

Ремонт двигателя ПС

Сообщение admin » 19 ноя 2006, 04:23

Трудности с которыми пришлось столкнуться при ремонте двигателя ПС.

Планета Спорт
Можно сказать случайно мне подвернулась удача, я приобрёл кроссовый ПС. Радости моей не было предела. Я давно искал
мотоцикл которому было бы не важно: есть дорога или нет.

Вот такой он был.
Аппарат мне достался с неработающим двигателем. По словам бывшего владельца у мотоцикла было бурное прошлое — о чём
свидетельствовала мёртвая поршневая, треснутый картер, убитые шестерни коробки передач. Все необходимые запчасти можно было
приобрести на ближайшем мотто рынке. Составив список необходимого двинул на рынок (ближайшим оказался мотто рынок в городе
Краснодаре). Радость моя закончилась когда продавец сказал цену необходимых мне деталей. Аргумент простой: «Детали вышли из
производства, из-за этого высокая цена». Ремонт грозил затянуться на неопределённый срок… но обо всём по порядку.
Попытка найти необходимый мне поршень не увенчалась успехом: «самопальные» поршня меня не устраивали, а достать оригинальный
заводской не представлялось возможным, причём цена таких самопалов колебалась около 1000 рублей. Но кто ищет, тот всегда найдёт.
Мне попался цилиндр второго ремонта вместе с поршнем. Кольца поставил жигулёвские, предварительно переточив стыки. В сборе всё
выглядело довольно прилично. Необходимые зазоры, плотность посадки всё было соблюдено.
Двигатель собран. Проводим обкатку. Всё вроде нормально, если бы не какой то стук. Так и есть — застучал коленвал, застучал, а через
некоторое время просто заклинил двигатель. Процессе разборки выясняем что рассыпался подшипник нижней головки шатуна. Искать новый
коленвал бесполезно, взять б/у — нет гарантии что он проработает дольше. Пришлось искать способ восстановления, и способ был найден.
Дело в том что коленвал ПСа и обычной планеты схожи. В нижнюю головку планетовского шатуна запрессована обойма в которой
располагается подшипник, на шатуне ПСа такого нет. Теперь всё просто: покупаем ремкомплек на планету (мне обошлось 300 рублей),
берём ПСовский шатун и растачиваем нижнюю головку под обойму, далее собираем коленвал с новым подшипником, производим центровку.
Ещё один важный момент: необходимо сделать прорези для смазки, иначе подшипник снова заклинит.
С коробкой проблем не возникало если только не считать те две недели которые я её настраивал. Шестерни аналогичные как в коробках
Планеты и Юпитера. Кстати для регулировки советую запастись специальными шайбами.
Параллельно с ремонтом движка поправляем и внешний вид мотоцикла. Советчиков было много и вот что получилось.
Родных обтекателей и бака найти не смог. Бак поставил от старого «Восхода».

Читайте также:  Регулятор для двигателя постоянного тока 220в схема

Переднее крыло как уже наверное догадались — это обрезанное от старого ИЖа. Пластиковое к сожалению достать не смог, да и после
нескольких поездок по лесу понял что железное надёжнее. Заднее крыло делал сам при помощи стеклоткани и бокситки.

За счёт оборотов двигателя напряжения «Восходовского» генератора вполне хватает для нормального свечения галогеновой фары.

Тракторная магнета временно заменяет электронное зажигание. Карбюратор поставил от ЯВЫ с расширенными жиклёрами. Родной карб
кушал много, поэтому для дальних поездок он не годится.

Аппарат получился боевой. Мне некоторое время пришлось привыкать к нему, стоило переборщить с ручкой газа, мотоцикл
поднимаеться на дыбы, поэтому трогаться приходиться со второй передачи. Этому ещё способствует большая задняя звёздочка.
У нас в городе гаишники любят погонять мотоциклистов, за этим ПСом гоняться они не решались.

Форсировка двигателя ИЖ ПЛАНЕТА

Делаем тюнинг двигателя Иж Планета

Часто можно услышать: «Иж Планета не поддается форсировке».
Это не так!
Планета, хоть и туго, но все же форсируется. Главное, чтобы руки росли из нужного места, и в голове было немного смекалки. И все получится.

Рассмотрим изменение мощности одноцилиндровых двигателей объемом 350 см3 Ижевского производства. Взять, к примеру, ИЖ-49 (та же Планета): мощность двигателя составляет примерно 12 л.с. У Иж Планеты 3 мощность уже 20 л.с. Дальше (Например, П5) ещё больше. Основные преимущества Планеты это простота и надежность конструкции, простота ремонта, хорошая тяга на низких оборотах.
Конечно, такого результата как при тюнинге Юпитера не добиться, но все же…

Перед тем как осуществить форсирование двигателя Иж Планета, необходимо помнить что двигатель должен быть полностью исправным. Основное, что может дать прирост мощности, конечно же, цилиндропоршневая группа и выпускная система.

Цилиндр должен быть без царапин, забоин и прочих повреждений. Резьбы также должны быть без повреждений. Поврежденные шпильки заменить, резьбу в головке под свечу и декомпрессор прочистить свечей с разрезанной вдоль резьбовой частью. Перепускные каналы в картере и цилиндре должны полностью совпадать, прокладки не должны перекрывать сечения каналов. Неровности на перепускных каналах нужно убрать, в случае необходимости заделать МС-2000. Каналы заполировать до блеска. Внутреннюю часть заглушки также заполировать. После полировки под заглушки перепускных каналов установить паронитовые прокладки и сильно затянуть винты крепления заглушки (6 штук). Использовать герметик не рекомендуется. Окна (как впускные, так и выпускные) так же заполировать, предварительно удалив неровности.

Теперь о механизме газораспределения. Как известно, в двухтактном двигателе поршень является его частью. Именно его мы будем переделывать и дорабатывать. Ширину и высоту впускного окна можно рассчитать по формуле: Hокна =42% от хода поршня; Lокна =62% от диаметра цилиндра. Для увеличения фазы впуска можно выпилить выемку высотой 4-5 мм и шириной равной ширине впускного окна. Это улучшит наполняемость цилиндра топливной смесью. Конечно, можно расширить впускное окно, но во избежание поломки колец придется вваривать перегородку. Если мы не ошибаемся в цилиндре ИЖ Планеты — Спорт впускное окно как раз с перегородкой.

Для увеличения мощности за счет увеличения частоты вращения коленчатого вала можно поднять кромку выпускного окна на пару миллиметров. Для уменьшения нагарообразования нужно отполировать до блеска дно поршень, а во внутренней части убрать огрехи литья, которые создают сопротивление свежей смеси.

Когда происходит форсировка двигателя Иж Планета более серьезно, можно попробовать сделать облегчение поршня, но только в том случае, если руки растут из нужного места. Это позволит легче раскручиваться двигателю и уменьшит потери мощности двигателя. Необходимы расчеты, так как изменение массы может привести к уменьшению жесткости поршня. Ни в коем случае нельзя удалять ребра жесткости.

Читайте также:  Ремонт грузового автомобиля газон некст

Поршневой палец можно облегчить, сточив металл на концах пальца.

Также возможно изготовление игольчатого подшипника.

Также для улучшения характеристик двигателя Планеты нужно немного переделать коленчатый вал. На стандартной Иж Планете шатун имеет форму двутавра. Для уменьшения сопротивления топливной смеси, для облегчения шатуна, а также для улучшения смазки нужно удалить ребра, доведя форму до саблевидной.

После этого шатун необходимо заполировать. Не стоит опасаться деформаций шатуна, так как останется запас прочности. Но поломка шатуна возможна, если двигатель заклинит на больших оборотах. Но у хорошего хозяина с не кривыми руками двигатель никогда не заклинит. Необходимо отполировать и стенки камеры КШМ и щеки коленвала.

Возможно улучшение динамики за счет уменьшения массы коленвала, но опять же только после расчетов. Но после уменьшения массы коленчатого вала ухудшится тяга на низах, увеличатся обороты холостого хода. Это же относится и к поднятию верхней кромки выпускного окна. Коренные подшипники коленчатого вала должны вращаться легко, без заеданий, не должны иметь практически никакого люфта. Это относится и к остальным подшипникам, так как тугие подшипники затрачивают энергию двигателя. Найти хорошие подшипники сейчас не очень легко. Желательного использовать высокоточные. После переделок коленвал необходимо отбалансировать.

Не стоит преуменьшать значение уменьшения объема кривошипной камеры. Вследствие уменьшения объема увеличится давление топливной смеси, что позволит улучшить наполнение цилиндров и увеличит мощность. Правда, это уже не легко, потребуется переделка кривошипной камеры и коленвала, а это уже много работы.

Головка цилиндра не должна иметь повреждений. Резьба под свечу и декомпрессор также не должна иметь повреждений. В случае наличия повреждений в месте стыка, его нужно немного сточить на абразивном круге. При необходимости также поступить и с цилиндром, предварительно выкрутив шпильки. Медные или алюминиевые прокладки использовать не нужно, так как в месте соприкосновения прокладки и цилиндра или головки возможна негерметичность соединения. Если прокладка на Планете стоит заводская, значит, это попытка скрыть брак.

Головку можно поджать, доведя степень сжатия до 9-9,3. После увеличения степени сжатия допускается использование только 2Т масел (обычно используют МГД-14М). Свечи желательно использовать импортные (главное не нарваться на левак типа VOSH или BOCH).

Внутреннюю поверхность головки заполировать до блеска, что уменьшит нагарообразование. Во избежание перекоса крепеж головки затягивать крест – накрест.

Дальнейшая форсировка Иж Планета это установка «правильного» карбюратора.

Карбюратор рекомендуется установить К-68И. Отполировать внутреннюю поверхность канала. Дроссель и иглу также заполировать. Можно поэкспериментировать с диаметром жиклеров и добиться лучших результатов. Всю информацию об этом можно найти на этом сайте.

Воздушный фильтр нужно установить бумажный, так как масляный не обеспечивает нужную степень очистки воздуха. Можно использовать фильтр от ИЖ-Планеты Спорт.

Впускной патрубок должен быть без раковин и забоин, при наличии таких патрубок заменить или заделать повреждения смазкой МС-2000 и заполировать. Возможно изменение длины патрубков. Более длинный патрубок улучшает работу двигателя на низких оборотах, а более короткий — на высоких. Оптимальная длина подбирается экспериментальным путем.

Также нужно уделить внимание герметичности стыков патрубка с цилиндром и с карбюратором. Для этого применяются мягкие паронитовые прокладки или термо- бензостойкий герметик. После установки патрубка нужно убедиться, что прокладка не выступает вовнутрь впускного канала (а в случае использования герметика нужно удалить его излишки из канала).

Для увеличения мощности нужно рассчитать резонатор. Делается это для определенных оборотов. Рассчитать выпускную систему можно по формулам, которые также можно найти в интернете.

Для улучшения охлаждения двигателя цилиндр и головку цилиндра можно покрасить в черный цвет термостойкой краской (покраска улучшит не только охлаждение, но и внешний вид двигателя). Но правильно отрегулированный двигатель не должен перегреваться даже после тюнинга.

Краткий обзор тюнинга Иж Планеты.
Кому-то может показаться все изложенное выше слишком сложным. Но это не так. Конечно, можно тюнинговать Юпитер и получить большую прибавку мощности, но для тех, кому часто приходиться ездить по бездорожью, Планета – лучший выбор.

Adblock
detector