Руководство по ремонту двигателя Renault F3-R
Ремонт в дорожных условиях 3
Двигатель проворачивается стартером, но не заводится 3
Запуск двигателя с помощью вспомогательной аккумуляторной батареи 3
Периодические (еженедельные) проверки 4
Уровень масла в двигателе 4
Уровень охлаждающей жидкости 5
Аккумуляторная батарея 5
Рекомендуемые смазки и охлаждающая жидкость 6
Операции по техническому обслуживанию двигателя 6
Технические данные 6
Периодичность технического обслуживания двигателя 6
Интенсивное («большое») обслуживание 7
Замена масла и масляного фильтра 7
Проверка и замена приводного ремня 7
Проверка оборотов холостого хода и состава смеси 8
Проверка выпускной системы 8
Замена элемента воздушного фильтра 9
Замена свечей зажигания и проверка системы зажигания 9
Проверка шлангов и поиск утечек 10
Замена топливного фильтра 10
Замена охлаждающей жидкости 10
Технические данные 12
Описание двигателя 13
Ремонтные операции, возможные без снятия двигателя с автомобиля 13
Измерение компрессии 13
Определение верхней мертвой точки для поршня первого цилиндра 14
Клапанные зазоры — регулировка 15
Зубчатый ремень — снятие и установка 17
Звездочки и натяжители зубчатого ремня — снятие, проверка и установка 19
Сальники распределительного вала — замена 20
Сальник вспомогательного вала — замена 21
Распределительный вал и толкатели — снятие, проверка и установка 21
Головка блока цилиндров — снятие, проверка и установка 23
Масляный поддон — снятие и установка 24
Масляный насос — снятие, проверка и установка 24
Сальники коленчатого вала — замена 26
Маховик/пластина привода — снятие и установка 26
Опоры двигателя — проверка и замена 27
Технические данные 28
Ремонт двигателя — общая информация 28
Снятие двигателя — методы и предостережения 29
Двигатель и механическая КПП — снятие, разделение и установка 29
Двигатель и автоматическая КПП — снятие, разделение и установка 30
Ремонт двигателя — последовательность разборки 31
Головка блока цилиндров — разборка 32
Головка блока цилиндров и клапаны — очистка и проверка 32
Головка блока цилиндров — сборка 33
Вспомогательный вал — снятие, проверка и установка 34
Поршни и шатуны — снятие 36
Коленчатый вал — снятие 36
Блок цилиндров — очистка и проверка 37
Поршни/шатуны — проверка 37
Коленчатый вал — проверка 39
Вкладыши коренных и шатунных подшипников — проверка 40
Ремонт двигателя — последовательность сборки 40
Поршневые кольца -установка 41
Коленчатый вал — установка и проверка зазора в коренных подшипниках 41
Поршни и шатуны — установка и проверка зазора в шатунных подшипниках 44
Двигатель — первый запуск после ремонта 45
Система охлаждения 46
Технические данные 46
Общая информация и предостережения 46
Предостережения 46
Шланги системы охлаждения — отсоединение и замена 47
Радиатор — снятие, проверка и установка 48
Вентилятор — проверка, снятие и установка 51
Электрические выключатели системы охлаждения — проверка, снятие и установка 52
Водяной насос — снятие и установка 53
Топливная и выпускная системы 54
Технические данные 54
Общая информация и предупреждения 55
Воздушный фильтр и впускные воздуховоды — снятие и установка 55
Воздушный фильтр системы управления температурой воздуха (модели с одноточечным впрыском топлива) — общие данные 55
Трос акселератора — снятие и установка 55
Педаль акселератора — снятие и установка 56
Система впрыска топлива — общая информация 57
Топливный насос — снятие и установка 58
Топливный бак — снятие и установка 59
Корпус дроссельной заслонки — снятие и установка 59
Система впрыска топлива — проверка и регулировка 60
Детали системы одноточечного впрыска топлива — снятие и установка 60
Детали системы многоточечного впрыска топлива — снятие и установка 63
Коллекторы — снятие и установка 64
Выпускная система — общая информация, снятие и установка 65
Системы контроля токсичности выхлопных газов 67
Технические данные 67
Общая информация 67
Системы контроля выбросов токсичных веществ — проверка и замена деталей 67
Катализатор — Общая информация и предупреждения 68
Аккумуляторная батарея — проверка и зарядка 69 Аккумуляторная батарея — снятие и установка. 70
Система зарядки — проверка 70
Ремень привода генератора — снятие, установка и натяжение 71
Генератор — снятие и установка 71
Генератор — проверка и ремонт 71
Система запуска — проверка 71
Стартер — снятие и установка 71
Стартер — проверка и ремонт 72
Выключатель зажигания — снятие и установка 72
Выключатель контрольной лампы давления масла — снятие и установка 72
Датчик уровня масла — снятие и установка 72
Система зажигания 73
Технические данные 73
Система зажигания — Общая информация и предупреждения 73
Система зажигания — проверка 73
Катушка зажигания — снятие, проверка и установка 74
Распределитель — снятие и установка 74
Коммутатор (модели с распределителем) — снятие и установка 75
Двигатель Renault F3R
2.0-литровый 8-клапанный двигатель Рено F3R производился концерном с 1986 по 2001 годы и устанавливался на такие популярные модели как Лагуна, Меган, а также Вольво 440, 460 и 480. Версия этого силового агрегата с продольным расположением ставилась на Москвич Святогор.
- Характеристики
- Описание
- Расход
- Применение
- Отзывы
- Сервис
- Поломки
- Цены
Технические характеристики двигателя Renault F3R 2.0 литра
Тип | рядный |
Кол-во цилиндров | 4 |
Кол-во клапанов | 8 |
Точный объем | 1998 см³ |
Диаметр цилиндра | 82.7 мм |
Ход поршня | 93 мм |
Система питания | инжектор |
Мощность | 109 — 114 л.с. |
Крутящий момент | 165 — 168 Нм |
Степень сжатия | 9.5 — 9.8 |
Тип топлива | АИ-92 |
Экологические нормы | ЕВРО 2 |
Тип | рядный |
Кол-во цилиндров | 4 |
Кол-во клапанов | 8 |
Точный объем | 1965 см³ |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Ход поршня | 93 мм |
Система питания | инжектор |
Мощность | 95 л.с. |
Крутящий момент | 145 Нм |
Степень сжатия | 9.4 |
Тип топлива | АИ-92 |
Экологические нормы | ЕВРО 1 |
Описание устройства мотора F3R 2.0 литра 8v
Первая модификация двигателя Ф3Р появилась в 1986 году на модели Альянс для рынка США. Этот силовой агрегат мощностью 95 л.с. по сути являлся версией мотора Ф2Р с моновпрыском вместо карбюратора и продержался на конвейере всего год. У нас такой мотор не встречается.
Европейская версия двигателя дебютировала в 1993 году на первом поколении модели Лагуна. Это был вполне типичный для того времени агрегат с рядным чугунным блоком на 4 цилиндра, алюминиевой 8-клапанной головкой без гидрокомпенсаторов, а еще ременным приводом ГРМ. В отличии от американской модификации, мотор для Европы был с распределенным впрыском.
Кроме некоторых моделей Рено этот мотор ставился на автомобили Вольво под индексом B20F и наш Москвич Святогор. Для него разработали версию F3R 272 с продольным расположением.
Онлайн-руководство для этого агрегата выложено здесь
Мануал для Москвич Святогор с мотором Ф3Р ищите тут
Неубиваемая легенда от Renault: 2-литровый F3R. Что его может испортить?
Двигатель Renault F3R появился еще в 1986 году, но та версия предназначалась для нескольких заряженных автомобилей Renault. Более широко этот двигатель начали применять в 1990-х. В 1994 году этот двигатель нашел применение на Renault Laguna 1, Espace 3 и Megane 1. Но еще раньше, с 1992 года, его закупала компания Volvo для установки на модели 440, 460 и 480 под обозначением B20F. В эксклюзивном порядке этот двигатель продольно устанавливали в России на «Москвич Святогор» 214145. Мы будем разбирать двигатель, снятый с Renault Espace 2000 года выпуска.
Мотор F3R – это рядная «четверка» с чугунным блоком, в котором непосредственно расточены цилиндры. В легкосплавной ГБЦ один распредвал, приводящий 8 клапанов, гидрокомпенсаторы в их приводе отсутствуют. В приводе ГРМ используется зубчатый ремень.
На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку двигателя ES9J4 / L7X, снятого с Renault Laguna 2000 года выпуска. На автомобилях Renault этот мотор обозначен как L7X.
Надежность двигателя F3R
Двигатель F3R считается очень надежным. Во времена своей молодости он радовал владельцев. На протяжении первых 200 000 км на этом двигателе требовали ремонта или замены стартер, также мог подвести топливный насос. Но с годами эксплуатации эти двигатели обрастают совершенно разными проблемами, многие из которых появляются из-за жесточайшей экономии на обслуживании.
Лямбда-зонд
Многие владельцы автомобилей с двигателем F3R столкнулись с неисправностью лямбда-зонда. Если зонд совсем выходит из строя или возникает обрыв в его цепи, то появляется соответствующая ошибка.
Если лямбда-зонд изношен, то он влияет на состав топливо-воздушной смеси. Двигатель может работать нестабильно, может глохнуть, а расход топлива увеличивается на 1,5-2 литра. Точно определить неисправность лямбда-зонда можно диагностическим сканером. В норме показания с зонда должны постоянно меняться в пределах от 50 до 900 милливольт. Если показания меняются медленно или скачут в меньших пределах, то лямбда-зонд нужно менять.
Топливный насос
Бензонасос на автомобилях с двигателем F3R не выходит из строя одномоментно, как правило его производительность заметно снижается. При этом двигатель хорошо запускается, но «задыхается» при разгоне. То есть, вообще не разгоняется. Для точной диагностики состояния бензонасоса нужно проверить давление подачи топливо: в норме должно быть более 3 бар.
MAP-сенсор
Расход воздуха на двигателе F3R определяется блоком управления по датчикам температуры впускаемого воздуха и датчику абсолютного давления (MAP-сенсор, ДАД).
Датчик абсолютного давления расположен не на впускном коллекторе, а справа на моторном щите или брызковике, соединен с коллектором трубкой.
Выход из строя этого датчика ничем плохим двигателю не грозит – появится ошибка, ЭБУ будет управлять двигателем по аварийной программе.
А вот если этот датчик передает неверные показания, то двигатель будет вяло реагировать на педаль акселератора или дергаться при разгоне. Проще всего определиться с глюками MAP-сенсора по фактическим параметрам работы двигателя или измерением сопротивления: между центральным и крайними пинами сопротивление должно быть 360-370 кОм.
Дроссельная заслонка
Дроссельная заслонка двигателя F3R некапризная и как правило не требует внимания. Можно сказать, что единственное хлопотное место в ней – датчик положения заслонки. Из-за его неисправности двигатель может очень плохо или с рывками разгоняться при резком открытии заслонки. При плавном нажатии педали до упора мотор будет обеспечивать нормальный разгон. При серьезной неисправности потенциометра появляется соответствующая ошибка.
Также замены могут потребовать обе прокладки дроссельной заслонки – по ним возникает подсос воздуха, из-за чего двигатель будет держать повышенные обороты, а при диагностике будет обнаружено недостаточное разряжение во впуске на холостом ходу.
Регулятор холостого хода
Клапан холостого хода двигателя F3R требует внимания, если обороты холостого хода живут своей жизнью, а также если двигатель не запускается без «подгазовки» и работает, пока нажата педаль акселератора. Такие симптомы появляются при заклинивании штока клапана из-за сажевого налета.
Этот клапан достаточно легко разбирается и в большинстве случаев помогает его очистка и растягивание возвратной пружины.
Электрические проблемы этого клапана возникают очень редко. При этом появляется соответствующая ошибка, загорается check engine, а двигатель может запускаться и работать при нажатой педали акселератора. Сопротивление исправной обмотки регулятора – 8-10 Ом.
Датчик температуры
Датчик температуры охлаждающей жизни при выходе из строя или при некорректной индикации температуры является виновником неуверенного запуска двигателя и даже остановки двигателя на ходу. То есть, если двигатель F3R запускается после нескольких попыток и захлебывается при нажатии акселератора, датчик нужно проверить. Неисправный датчик температуры или обрыв его провода не «зажигает» никаких ошибок.
В диагностическом ПО нужно убедиться, что показания о температуре антифриза соответствуют реальным. Также можно оценить адекватность датчика мультиметром, но проверка будет неточная. При температуре в 20 градусов сопротивление между пинами датчика должно составлять 3-4 Ом, а при 90 градусах – 0,2-0,3 Ома.
Топливная рампа
На топливной рампе находится регулятор давления топлива с обратным клапаном. Задача регулятора состоит в том, чтобы поддерживать в рампе давление топлива, соответствующее нагрузке на двигатель. На холостом ходу в рампе давление должно быть порядка 2,5 бар (минимум 2,3 бара). Если давление меньше, то нужно проверять регулятор или обратный клапан. Обратный клапан не должен сливать топливо, пока давление в рампе не подскочит до 3 бар.
Из-за недостаточного давления топлива в рампе двигатель плохо тянет под нагрузкой.
А вот если регулятор поддерживает более высокое давление топлива в рампе, из-за чего увеличивается дозировка впрыскиваемого топлива, то увеличивается расход топлива, выхлопные газы пахнут бензином.
Форсунки
Со временем форсунки на двигателе F3R могут выйти из строя по причине сгорания их обмотки. На исправных форсунках сопротивление между пинами в разъеме должно быть 13-16 Ом.
Характер распыла этих форсунок можно проверить на снятой, но подключенной к двигателю топливной рампе. Под форсунки нужно подставить какие-то емкости, затем ключ на старт и наблюдение за распылом форсунок. Нередко обнаруживается пара льющих форсунок.
Катушки зажигания
Двигатель F3R оснащен парой сдвоенных катушек зажигания и высоковольтными проводами. При возникновении пропусков зажигания, нестабильной работе двигателя, провалах и рывках при разгоне, особенно если эти симптомы проявляются в сырую погоду, нужно проверять эти детали. Катушки можно просто поменять местами или подключить к другой паре цилиндров – если пропуски зажигания переместятся, то таким образом можно определить неисправную катушку.
Ремень ГРМ
Ремень ГРМ на двигателе F3R подлежит замене каждые 60 000 км. При обрыве ремня происходит удар поршней по клапанам. Клапаны загибаются.
Тепловые зазоры клапанов
Двигатель F3R не имеет гидрокомпенсаторов, поэтому нуждается в проверке и регулировке тепловых зазоров клапанов с интервалом в 50 000 км. В зависимости от версии двигателя F3R, регулировка производится подбором шайб либо толкателей. Предварительно нужно промерить существующие зазоры и определить размеры регулировочных шайб. Как правило со временем зазоры уменьшаются, поэтому нужны шайбы или толкатели меньшей толщины. Многие мастера не заказывают новые шайбы, а шлифуют старые до нужной толщины. Номинальные зазоры впускных клапанов – 0,2 мм, выпускных – 0,4 мм.
Регулировочные шайбы можно поменять, не снимая распредвала. Даже документация Renault предусматривает такой вариант, когда клапаны поочередно блокируются в открытом состоянии специальным приспособлением, которое через свечное отверстие засовывают в цилиндры и вставляют между открытым клапаном и его седлом. Далее, повернув распредвал соответствующим кулачком вверх, можно без проблем перекинуть шайбы.
Этот фокус не сработает на поздних моторах F3R, в частности на версиях с индексом 768 и выше. Здесь используются толкатели тарированной толщины, для замены которых нужно поднимать распредвал. Некоторые владельцы меняют такие толкатели на комбинированные, т.е. старого образца с шайбами. Чтобы регулировка клапанов производилась легко, дешево и быстро.
При неправильных, как правило уменьшенных, тепловых зазорах нарушается газообмен в цилиндрах.
Двигатель нормально заводится, но работает очень неровно, пытается заглохнуть до прогрева, очень плохо тянет. Если зазоры на каких-то выпускных клапанах ушли в минус, то в соответствующих цилиндрах снижается компрессия, раздаются хлопки в выпускной системе.
Если выпускные клапаны не закрываются, то довольно быстро они прогорают. По наблюдениям, быстрее всего уменьшается тепловой зазор на выпускном клапане 4-го цилиндра (ближайший выпускной клапан к приводу ГРМ).
В редких случаях зазоры клапанов увеличиваются, на что указывает характерный металлический цокот холодного двигателя.
Прокладка ГБЦ
Иногда на моторах F3R с большим пробегом возникает течь масла наружу по прокладке ГБЦ. Кроме того, этот двигатель очень чувствителен к перегреву – головка блока охотно деформируется, после чего антифриз просачивается в цилиндры, а газы попадают в систему охлаждения.
В обоих случаях головку надо снимать, проверять геометрию. Просто заменой прокладки не обойтись.
Жор масла
Обычно двигателю F3R не грозит расход масла на угар. Возрастные моторы могут расходовать масло через маслосъемные колпачки. Неухоженные двигатели запросто могут расходовать масло и через цилиндропоршневую группу. В таком случае при вынимании поршней для замены колец будет обнаружен и износ цилиндров. Но этот двигатель можно точить, есть ремонтные поршни к нему.
Стук поршней
При использовании некачественного моторного масла двигатель F3R может застучать поршнями. Стук будет слышен на холодном двигателе до прогрева. Этого стука можно и не заметить, он не выделяется на фоне шума работы двигателя.
Стук возникает при сильном износе поршневых юбок – из-за этого холодные поршни буквально болтаются в верхних мертвых точках при перекладке.
Масляный насос
На двигателях F3R можно встретить масляные насосы двух типов. Первоначальный старый образец имеет привод от промежуточного вала из передней крышки двигателя. В более позднем варианте масляный насос приводится цепью от коленвала.
Здесь по ссылкам вы можете посмотреть наличие на авторазборке конкретных автомобилей Citroёn, Peugeot и Renault заказать с них автозапчасти.