Меню

Ремонт двигателя дизель 3 это

Важные особенности ремонта дизельного двигателя

Статья о нюансах ремонта дизельного двигателя: мифы о дизеле, особенности, диагностика ГБЦ и другие важные моменты. В конце статьи — видео о ремонте дизельного агрегата.

Содержание статьи:

  • Мифы о дизельном двигателе
  • Особенности ремонта дизельного мотора
  • Диагностика и ремонт головки
  • Видео о ремонте дизельного мотора

Что самое важное при ремонте дизельных моторов? Чистота сборки, точная балансировка хода поршня, четкость при затяжке крепежа и использование сертифицированных деталей. Это первое, что отмечают все практикующие автомеханики, специализирующиеся на ремонте именно дизельных агрегатов.

Мифы о дизельном двигателе

Дизельные моторы окружены большим количеством выдумок, которые развеиваются всеми владельцами «солярного чуда» — вот некоторые из них

    Дизель имеет очень большой ресурс. Действительно, ресурс дизельного мотора на грузовике нельзя было сравнивать с бензиновым мотором. В то время, как бензиновый двигатель отправляли на второй капитальный ремонт или на переплавку, дизельный агрегат только заканчивал срок свой эксплуатации.

В легковых автомобилях ресурс дизельного двигателя и бензинового практически одинаков — здесь о преимуществе говорить не приходится.

  • Большая экономичность. Если брать расход топлива, то дизельные моторы действительно потребляют меньше солярки на 100 км, стоимость дизтоплива на 20-50% дешевле, чем бензина. Расходы на ремонт и обслуживание дизельного мотора превышают в несколько раз расходы на обслуживание бензинового агрегата.
  • Экономия на топливе нивелируется эксплуатационными затратами. И в этом случае преимущество дизелей перед бензином минимально.

    Особенности ремонта дизельного мотора

    С первой минуты появления дизельного двигателя, пришедшего как альтернатива бензиновому для легковых автомобилей, не прекращаются споры о том, какой силовой блок лучше. Мнение водителей-профессионалов с большим стажем работы, которые утверждают, что моторы, как дизель, так и бензин не должны сравниваться по техническим характеристикам, в расчет не берутся.

    Ремонт дизельных моторов отличается от бензиновых тем, что всегда используется специальное оборудование и тестовые стенды от производителя. Если бензиновый мотор можно перебрать в гараже, то дизельный агрегат в домашних условиях можно только диагностировать.

    Во время диагностики главное внимание уделяется измерению давления в цилиндре на такте сжатия и давлению моторного масла.

    Разборка мотора происходит на стенде. После демонтажа с автомобиля сливаются все рабочие жидкости. Если силовой блок вынимается вместе с коробкой передач, отсоединяются: проводка, воздухоотводы, ГУР, топливные патрубки, воздушный и масляной фильтр, трос газа, гидротрансформатор.

    Все демонтированные узлы с мотора моются или вручную или в пескоструйной машине и проверяются на степень износа.

    Для дизельных двигателей главной особенностью остается ремонт головки блока цилиндра и правильный подбор прокладки ГБЦ.

    Диагностика и ремонт головки

    После разборки двигателя перед чисткой детали мастер осматривает ГБЦ на предмет трещин. Чаще всего, трещины в детали появляются в промежутке между клапанами. Далее ремонт двигателя происходит по этапам:

      Осмотр кромки клапана. В зависимости от марки авто, производитель устанавливает индивидуальные размеры для кромки клапана. Минимально допустимая — 0,5 мм. Если кромка отсутствует, клапан проваливается, происходит быстрое и неравномерное истирание фаски клапана.

    При работе двигателя на холостом ходу будет заметно недостаточное уплотнение детали. Для устранения недостатка или перешлифовывается фаска, или меняется клапан.

    Трещины в головках дизельных агрегатов чаще всего диагностируются у моторов серии Toyota 2L-T. При этом если седло клапана выпадает из головки, мастера рекомендуют не использовать старое седло, менять головку полностью.

    Шлифовка ГБЦ. После шлифовки деталь проверяется на кривизну на специальном стенде. В некоторых СТО проводят измерение на кривизну перед шлифовкой — это прописано в правилах по ремонту, рекомендованных производителем дизельных моторов. Допустимое искажение — 0,1 мм.

    Промывка головки и продувка сжатым воздухом.

    Контроль клапана. Допустимый износ стержня по диаметру — не более 0,1 мм. Если износ клапана больше, деталь подлежит замене, в противном случае клапан прогорит.

    Проверка фаски, контактного кольца.

  • Проверка пружины. При переборке двигателя особое внимание уделяется пружине. Проверяется ее высота и степень отклонения от вертикальной линии. Если высота пружины меньше нормы, поршень будет доходить до клапана на высоких скоростях. Если кривизна пружины больше допустимой, клапан будет подклинивать на любых оборотах дизельного мотора.
  • Читайте также:  Двигатель sqr481fc замена ремня грм

    Еще одной особенностью при ремонте дизельного двигателя называют замену прокладки ГБЦ. Если вовремя не заменить прокладку, водителю гарантированно понадобится ремонт всего силового блока. Прокладка используется как уплотнитель для:

    • охлаждающей системы мотора;
    • газораспределительного узла;
    • системы подачи масла.

    Замена прокладки необходима при любом ремонте двигателя и в случае, если наблюдаются:

    1. Следы подтекания моторного масла или охлаждающей жидкости на месте соединения головки и блока.
    2. Если на масляном щупе при проверке уровня масла заметны следы охлаждающей жидкости в масляном бачке.
    3. Белый дым при выхлопе (минуты прогрева авто зимой в расчет не берутся).
    4. В радиаторе заметны пятна масла или пузырьки газа.

    Провести замену прокладки можно самостоятельно, если использовать сертифицированную деталь из ремкомплекта.

    Ремонт дизельного двигателя, как и бензинового, требует аккуратности и тщательного соблюдения норм при затяжке креплений. В дизелях нельзя перекручивать болты или недостаточно их затягивать. Точность хода поршня, четкость затяжки крепежа — все это влияет на общее состояние мотора.

    Сложность самостоятельного ремонта и диагностики очевидна, не у каждого водителя есть в наличии аппарат СОМАТ для ультразвуковой чистки деталей, стенд для разборки мотора (использовать подручные материалы не получится) и т. д. Поэтому для ремонта мотора следует искать профессионального автослесаря и надежное СТО.

    Видео о ремонте дизельного мотора:

    Слабый мотор

    Обзор двигателей на авто, мото, водной и садовой технике в помощь при выборе, эксплуатации и ремонте моторов

    Слабые места и недостатки дизельного двигателя 3С

    Дизельный двигатель 3C, это третья модификация в серии С для Тойоты и по логике он должен иметь конструктивные отличия от двух предыдущих модификаций 1С и 2С. Но не всегда в новых модификациях моторов мы видим их отсутствие, так получилось и с 3С. Все недостатки и слабые места от первых двух модификаций двигателя остались. Хотя изъяны можно найти во всем, на как бы мы не говорили плохо про двигатели от «Тойоты» они намного лучше аналогичных движков большинства автомобилей европейских марок.

    С данными двигателями изготавливались следующие Тойоты:

    • Калдина СТ197/199, 1998-2002 гг.;
    • Королла СЕ101/102/105/107, 1998-2002 гг.;
    • Королла СЕ113/116, 1998-2000 гг.;
    • Королла СЕ121, 2000-2002 гг.;
    • Литайс/Таун Айс СМ70/75/80/85, 1999 гг.;
    • Литайс/Таун Айс CR42/52, 1998-2006 гг.;
    • Спринтер СЕ102/105/107, 1998-2002 гг.;
    • Спринтер СЕ113/116, 1998-2000 гг.

    С движком 3С-Т с турбонаддувом

    • Камри CV40/43 1994-1998 гг.;
    • Естима CXR10/11/20/21 1992-1993 гг.;
    • Литайс/Таун Айс CR22/29/31/38 1993-1996 гг.;
    • Литайс Ноах/Таун Айс Ноах CR40/50 1996-2001 гг.;
    • Виста CV40/43 1994-1998 гг.
    • Калдина СТ216 1998-2002 гг.;
    • Карина СТ211/216 1998-2001 гг.;
    • Корона СТ211/216 1997-2001 гг.;
    • Естима CXR10/11/20/21 1993-1999 гг.;
    • Гайя CXM10 CXM10 1998-2004 гг.;
    • Ипсум CXM10 1997-2001 гг.;
    • Пикник CXM10 1997-2001 гг.

    Слабые места двигателя 3C

    Все слабые места двигателя как болезнь передались от движков 1C и 2С и дополнительно для Тойота Эстима:

    Более детально о слабых местах…

    Выпускной коллектор (у Тойоты Эстима)

    Выпускной коллектор лопается или деформируется.

    Генератор закидывает водой и грязью при езде по мокрой и грязной дороге. Не редко по этой причине вода попадает внутрь генератора и он выходит из строя.

    Недостатки двигателя 3C

    Наследственные недостатки от двигателей 1C и 2С и дополнительно (для Тойоты Эстима):

    • Выпускной коллектор трескается;
    • Течи масла через сальники;

    Более детально о недостатках…

    Выпускной коллектор трескается (у Тойоты Эстима)

    Недостаток объясняется низким расположением двигателя в результате и плохого обдува при движении. Коллектор перегревается и при попадании воды или грязи он трескается. Происходит примерно тоже самое, что и с головкой в следствии нехватки тосола.

    Течи масла через сальники (у Тойоты Эстима)

    Низкое расположение двигателя усиливает перегрев мотора 3С, особенно при недостаточном уровне тосола в системе охлаждения, масло при высокой температуре разжижается и протекает через сальники.

    Двигатели Toyota 3C-E, 3C-T, 3C-TE

    Дизельные двигатели серии 3C-E, 3C-T, 3C-TE для модельного ряда автомобилей Тойота производятся непосредственно на японских заводах, выпускающих данные машины. Серия 3С пришла на смену сериям 1С и 2С. Мотор является классическим вихрекамерным дизелем. Блок цилиндров выполнен из чугуна. На каждый цилиндр предусмотрена установка двух клапанов. Привод ГРМ осуществляется с помощью ременной передачи. Для работы механизма использована схема SONS с толкателями.

    Читайте также:  Синхронный щеточный двигатель особенности

    Описание двигателя

    История дизельного двигателя начинается 17 февраля 1894 года. В этот день инженер из Парижа Рудольф Дизель создал первый в мире мотор на дизельном топливе. За 100 лет технического развития дизельный двигатель претерпел колоссальные технологические и конструктивные изменения. Современный дизель представляет собой высокотехнологичный агрегат и используется во всех сферах промышленности.

    Концерн Toyota устанавливал серию двигателей 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ в одноименные автомобили с января 1982 года по август 2004 года. Машины Тойота крайне различаются по сериям используемых силовых агрегатов. Даже внутри одной серии моторы имеют большой разброс данных и значительно различающиеся технические характеристики. Серия С представляет собой модельный ряд объемом 2,2 литра.

    Технические характеристики

    Двигатель 3С-Е

    Объем двигателя, см³ 2184
    Мощность max, л. с. 79
    Крутящий момент max, Н*м (кг*м) при об/мин 147 (15) / 2400
    Используемый вид горючего Дизельное топливо
    Расход, л/100 км 3,7 – 9,3
    Тип Четыре цилиндра, ОНС
    Сечение цилиндра, мм 86
    Мощность max 79 (58) / 4400
    Устройство изменения объема цилиндров Нет
    Система старт-стоп Нет
    Степень сжатия 23
    Ход поршня, мм 94

    Ресурс двигателя Toyota 3C-E 300 000 км.

    Номер двигателя выбит по ходу сзади на левой стенке блока цилиндров.

    Двигатель 3С-Т

    Объем двигателя, см³ 2184
    Мощность max, л. с. 88 – 100
    Крутящий момент max, Н*м (кг*м) при об/мин 188 (19) / 1800

    216 (22) / 2600

    Используемый вид горючего Дизельное топливо
    Расход, л/100 км 3,8 – 6,4
    Тип Четыре цилиндра, SONC
    Дополнительная информация о двигателе Система изменения газораспределительных фаз
    Сечение цилиндра, мм 86
    Мощность max 100 (74) / 4200

    91 (67) / 4000

    Устройство изменения объема цилиндров Нет
    Нагнетатель Турбина
    Система старт-стоп Нет
    Степень сжатия 22 – 23
    Ход поршня, мм 94

    Ресурс двигателя 3С-Т 300 000 км.

    Номер двигателя выбит по ходу сзади на левой стенке блока цилиндров.

    Двигатель 3С-ТЕ

    Объем двигателя, см³ 2184
    Мощность max, л. с. 90 – 105
    Крутящий момент max, Н*м (кг*м) при об/мин 181 (18) / 4400

    226 (23) / 2600

    Используемый вид горючего Дизельное топливо
    Расход, л/100 км 3,8 – 8,1
    Тип Четыре цилиндра, ОНС
    Дополнительная информация о двигателе Система изменения газораспределительных фаз
    Сечение цилиндра, мм 86
    Выброс СО2, г/км 183
    Количество клапанов каждого цилиндра, шт. 2
    Мощность max 100 (74) / 4200

    94 (69) / 5600

    Нагнетатель Турбина
    Степень сжатия 22,6 – 23
    Ход поршня, мм 94

    Ресурс двигателя 3С-ТЕ 300 000 км.

    Номер двигателя выбит по ходу сзади на левой стенке блока цилиндров.

    Надежность, слабые места, ремонтопригодность

    Отзывы о надежности двигателей 3С различаются. Серия 3С более надежная, чем предыдущие модификации 1С и 2С. Двигатели 3с имеют отличные показатели мощности в 94 лошадиные силы. Благодаря высокому крутящему моменту, машины с установленным мотором 3C отличаются великолепными динамическими характеристиками и обеспечивают отличное ускорение авто.

    В двигателях установлена система облегчения запуска, турбина, предусмотрена регулировка дроссельной заслонки.

    Однако, имеются свои слабые места. Двигатели 3С заслужили славу самых странных и нелогичных силовых агрегатов за всю историю автомобиля Toyota последних 20 лет. Бывалые пользователи машин Тойота отмечают следующие негативные моменты конструкции моторов:

    • отсутствие балансировочного вала;
    • ненадежный масляный насос;
    • невыполнение экологических норм;
    • разрушение ремня привода механизма газового распределения из-за невыполнения сроков замены.

    В результате разрыва ремня наступают катастрофические последствия для владельца автомобиля Toyota. Сгибаются клапана, ломается распределительный вал, возникают трещины в направляющих втулках клапанов. Ремонт после такого события очень длительный и дорогостоящий. Во избежание разрыва ремня владельцу следует тщательно следить за ременными передачами двигателя, соблюдая сроки их замены.


    Ремонтопригодность данных двигателей удовлетворительная. Последние версии моторов оснащены ТНВД с электронным управлением. Это позволило:

    • снизить расход горючего;
    • существенно уменьшить токсичность выхлопа;
    • обеспечить плавность, равномерность, тихую работу агрегата.

    Одновременно есть и недостатки. Подавляющее большинство отечественных сервисов не укомплектовано профессиональными специалистами для ремонта, наладки, обслуживания подобных ТНВД. Отсутствует оборудование для диагностики, необходимые комплектующие изделия, ремонтная база. Вследствие этого общая ремонтопригодность авто Тойота страдает.

    Список автомобилей Toyota, на которые устанавливаются данные двигатели

    Двигатель ЗС-Е устанавливался на модели:

    1. Caldina CT216 с августа 1997 года;
    2. Corolla СЕ101,102,107 с апреля 1998 года по август 2000 года;
    3. Corolla/Sprinter CE113,116 с апреля 1998 года по август 2000 года;
    4. Sprinter CE102,105,107 с апреля 1998 года;
    5. Lite/Town -Асе СМ70,75,85 с июня 1999 года;
    6. Lite/Town — Асе CR42.52 с декабря 1998 года.

    Двигатель ЗС-Т устанавливался на модели:

    1. Camry/Vista CV40 с июня 1994 года по июнь 1996 года;
    2. Lite/Town — Асе CR22,29,31,38 с сентября 1993 года по октябрь 1996 года;
    3. Lite/Town — Асе CR40;50 с октября 1996 года по декабрь 1998 года;
    4. Estima Emina/Lucida CXR10,11,20,21 с января 1992 года по август 1993 года.

    Двигатель ЗС-ТЕ устанавливался на модели:

    1. Caldina CT216 с августа 1997 года;
    2. Carina CT211,216,211 с августа 1998 года;
    3. Corona CT211,216 с декабря 1997 года;
    4. Gaia СХМ10 с мая 1998 годя;
    5. Estima Emina/Lucida CXR10,11,20,21 …. с августа 1993 года по август 1999 года;
    6. Lite/Town — Асе CR40,50 с декабря 1998 года;
    7. Ipsum СХМ10 с сентября 1997 года.

    Используемые марки масла

    Для дизельных двигателей Toyota серии 3С-Е, 3С-Е, 3С-ТЕ необходимо выбирать масла по классификации API для дизельных двигателей – СЕ, СF либо еще лучше. Замена масла осуществляется в сроки, указанные в таблице внизу.

    Таблица технического обслуживания двигателей Тойота серий 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ:

    Механизм Пробег или период в месяцах – что раньше наступит Рекомендации
    х1000 км 10 20 30 40 50 60 70 80 Мес.
    1 Ремень привода ГРМ Замена каждые 100 000 км
    2 Клапанные зазоры П П 24
    3 Ремни привода агрегатов П П З П 24
    4 Моторное масло З З З З З З З З 12 Примечание 2
    5 Масляный фильтр З З З З З З З З 12 Примечание 2
    6 Патрубки отопительной и охлаждающей систем П П 24 Примечание 1
    7 Жидкость системы охлаждения З З 24
    8 Крепеж приемной трубы выпускной системы П П П П 12
    9 АКБ П П П П П П П П 12
    10 Топливный фильтр З З З З 24 Примечание 2
    11 Водоотстойник П П П П П П П П 6 Примечание 2
    12 Воздушный фильтр П З П З 24/48 Примечание 2,3

    Расшифровка символов:

    П — проверка, регулировка, ремонт, замена по необходимости;

    МЗ — необходимый момент затяжки.

    1. По прошествии пробега длительностью 80 000 км, либо 48 месяцев, необходима проверка через каждые 20 000 км, либо 12 месяцев.

    2. Постоянно эксплуатируя двигатель в тяжелых условиях, техническое обслуживание осуществляется в 2 раза чаще.

    3. В условиях пыльных автодорог проверки осуществляются каждые 2500 км либо 3 месяца.

    Основные регулировки

    Правильная регулировка начинается с выставления метки ГРМ. Затяжка ГБЦ осуществляется по регулировочной схеме. Обвязка ЭБУ производится в соответствии с правилами, которые предусматривает электросхема, а также схема ЭСУ двигателя. Одновременно осуществляется расшифровка выходов и ремонт ЭБУ.

    Капиталим двигатель только после полной выработки ресурса, если он греется выше нормы. При этом очищаются каналы антифриза. При этом может наблюдаться затрудненный запуск, нет впрыска, в результате чего необходимо удалить ЕГР.

    Adblock
    detector