Качественный ремонт двигателя продлит жизнь грузовику
В своё время считалось, что сердцем грузовика, впрочем, как и любого транспортного средства, является силовой агрегат – двигатель внутреннего сгорания. Но сегодня за бесперебойную работу «сердца» отвечает «нервная система» – электроника. В современных грузовиках электронная система играет едва ли не решающую роль. В том числе, от её состояния зависит и работа ДВС. Ремонт дизельного двигателя всегда является дорогостоящим. На это влияет множество факторов.
В сегменте бензиновых автомобилей инжектор стремительно вытесняет традиционные карбюраторы. То, что через несколько лет профессия карбюраторщика станет анахронизмом, вполне предсказуемо. Схожие процессы происходят и в дизельном машиностроении. Широкое распространение здесь получает электронная система подачи топлива Common Rail. Её сейчас устанавливают на подавляющее большинство моделей новых машин, включая грузовики и спецтехнику. Тем не менее, внедрение данной системы осуществляется гораздо менее, по сравнению с бензиновыми аналогами. Поэтому для современных сервисных центров проблема организации ремонта классической топливной системы остаётся по-прежнему актуальной.
Цена на ремонт двигателя определяется стоимостью сервисного оборудования
В России существует немало компаний, которые специализируются на ремонте дизельных двигателей. Соотношение техники, оснащённой традиционным ТНВД и новой топливной системой составляет приблизительно 75:25. Несмотря на очевидные преимущества современных грузовиков нового поколения, в целом по России эксплуатируется немалое число старого грузового транспорта. Именно дизельные двигатели данной категории техники составляют большую часть потенциальных клиентов сервисных центров.
- Аппаратура и инструменты. Обслуживание систем ТНВД и современных топливных систем имеет принципиальную разницу. Основное отличие заключается в оборудовании для ремонта. Аппаратура для ремонта ТНВД не годится при обслуживании системы Common Rаil. Кроме того, для ремонта дизельных двигателей требуется специальный инструмент. Это могут быть эксклюзивные ключи, которые выполняются строго по индивидуальному заказу и не поступают в свободную продажу. Отсюда соответствующая цена на оборудование сервисных центров, во многом определяющая стоимость ремонта дизельных двигателей грузовых автомобилей. Не менее проблематично для сервисного центра ситуация с оснащением собственной аппаратурой. Её также приходится заказывать. Срок выполнения заказа достаточно долгий. Поставки нередко срываются. А иногда полученное оборудование абсолютно не соответствует заявленным требованиям. Официальные дилеры не всегда возьмутся за мелкий ремонт дизельных двигателей. Соответственно, они не имеют того оборудования, которым оснащены специализированный дизельный сервис.
- Диагностические стенды. Ещё большие сложности возникают с приобретение оборудования для диагностики топливных систем. Как и в случае с бензиновыми аналогами, для ремонта модели грузовика, оснащённой системой Common Reil, сервисной мастерской приходится покупать новое диагностическое оборудование. В данном отношении организация ремонта традиционной топливной системы гораздо проще. И это несмотря на то, что производитель дизельных двигателей с системой ТНВД продолжать совершенствовать уже запущенные в эксплуатацию силовые агрегаты. Существующие в арсенале сервисов диагностические стенды способны охватить насосы старой модификации и усовершенствованный модельный ряд, причём вне зависимости от компании- производителя. На рынке автокомпонентов существует оборудование для диагностики ТНВД от официальных производителей, а также аналогичная по функциональности продукция, но существенно ниже по своей цене. Отправляя дизельный двигатель в ремонт, владелец грузовика не знает, на каком оборудовании будут диагностировать его ДВС. В сервисе не станут докучать такими подробностями, тем более, что по их мнению, на качестве диагностики это не отразится, а вот стоимость ремонта существенно увеличится. Цена оригинального оборудования, изготовленного производителем топливной аппаратуры, составляет около 500 тыс. евро. Российский аналог, уступающий зарубежному производителю по ряду технических параметров, обойдётся сервису в 50 тыс. евро.
Двигатель прослужит дольше, если.
Эксплуатация грузовиков, оснащённых дизельным двигателем на 30% дешевле, чем бензиновый автотранспорт. Но как только дело касается его ремонта, то тут можно сказать: «Открывай большой кошелёк!». Для систем ТНВД характерны типичные неисправности, связанные с использованием некачественного дизельного топлива. Дешёвая низкопробная солярка в короткие сроки выводит из строя дизельные двигатели самых надёжных производителей, разрушая топливный насос и форсунки. Защитить свой дизель можно лишь, заливая надёжное топливо. Не меньшее влияние оказывает на работу ДВС состояние основного рабочего элемента ТНВД – плунжерной пары. Самые страшные враги топливной аппаратуры – это грязь и вода. При попадании грязи в насос хороший плунжер со временем превращается в обломок. Пыль и грязь становятся причиной потери мощности дизельного двигателя, если они попали на датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) вследствие небрежного отношения к срокам замены воздушного фильтра.
Избежать проблем с дизельным ДВС поможет регулярная замена масла и обработка двигателя составами «Супратек». Составы восстанавливают износ трущихся деталей и увеличивают их ресурс. Главной особенностью дизельного двигателя является его критичность к качеству топлива. Вторым отличием – очень долгий прогрев зимой. В связи с этим температура в салоне до нужного уровня поднимается очень долго. И третье – очень дорогое техническое обслуживание. Здоровье дизельного мотора во многом определяется отношением к нему владельца транспортного средства. Быть внимательным к технике, соблюдать все рекомендации производителя в процессе эксплуатации, а также выполнять все рекомендации по техническому обслуживанию, — это и есть основные правила, выполнение которых станет залогом длительной бесперебойной работы транспортного средства, оснащённого дизельным двигателем.
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
Ремонт двигателей
Порядок проведения технического обслуживания и ремонта двигателей европейских грузовиков требует соблюдения технологических процедур, указанных в сервисных книжках, руководствах по эксплуатации и прочих регламентирующих документах.
Особенности двигателей
Высокая надежность агрегатов. С одной стороны, способствует большему интервалу между плановыми техническими осмотрами, снижению количества внеплановых ремонтов двигателя грузового автомобиля. С другой стороны, требует использования высококачественного антифриза и моторного масла установленной марки.
Усложнение ДВС грузовиков. Устанавливаются устройства и механизмы, обеспечивающие соблюдение европейских стандартов, норм экологичности, токсичности, экономичности и т. п.:
- электронное регулирование подачи топлива под высоким / сверхвысоким давлением в системе впрыска (Common Rail, XPI);
- система рециркуляции (EGR) отработанных газов;
- четырехклапанный механизм газораспределения;
- устройства, снижающие токсичность выхлопных газов до норм Euro 5, 6 (SCR).
Таким образом, своевременность проведения ТО и планового ремонта ДВС европейских машин позволяет обеспечить долговременную эксплуатацию автомобилей на полный ресурс:
При этом замену масла рекомендуется проводить, придерживаясь следующих параметров по классификации АСEA, API:
Особенности ТО и ремонта двигателей в техцентре «Инфорком»
Наш технический центр в Москве обладает диагностическим оборудованием, программным обеспечением, специальным инструментом и приспособлениями для проведения технического обслуживания и ремонта двигателей авто всех европейских марок. Техцентр стремится придерживаться европейской двух- и трехступенчатой системы планово-предупредительного обслуживания и ремонта (текущего и капитального). Она подразумевает периодическое плановое ТО через установленные интервалы пробега или времени, которые отражены в сервисной книжке грузовика. Цена ремонта дизельного двигателя и других агрегатов определяется в зависимости от необходимых и желательных технологических операций и запчастей.
Важные особенности ремонта дизельного двигателя
Статья о нюансах ремонта дизельного двигателя: мифы о дизеле, особенности, диагностика ГБЦ и другие важные моменты. В конце статьи — видео о ремонте дизельного агрегата.
Содержание статьи:
- Мифы о дизельном двигателе
- Особенности ремонта дизельного мотора
- Диагностика и ремонт головки
- Видео о ремонте дизельного мотора
Что самое важное при ремонте дизельных моторов? Чистота сборки, точная балансировка хода поршня, четкость при затяжке крепежа и использование сертифицированных деталей. Это первое, что отмечают все практикующие автомеханики, специализирующиеся на ремонте именно дизельных агрегатов.
Мифы о дизельном двигателе
Дизельные моторы окружены большим количеством выдумок, которые развеиваются всеми владельцами «солярного чуда» — вот некоторые из них
- Дизель имеет очень большой ресурс. Действительно, ресурс дизельного мотора на грузовике нельзя было сравнивать с бензиновым мотором. В то время, как бензиновый двигатель отправляли на второй капитальный ремонт или на переплавку, дизельный агрегат только заканчивал срок свой эксплуатации.
В легковых автомобилях ресурс дизельного двигателя и бензинового практически одинаков — здесь о преимуществе говорить не приходится.
Экономия на топливе нивелируется эксплуатационными затратами. И в этом случае преимущество дизелей перед бензином минимально.
Особенности ремонта дизельного мотора
С первой минуты появления дизельного двигателя, пришедшего как альтернатива бензиновому для легковых автомобилей, не прекращаются споры о том, какой силовой блок лучше. Мнение водителей-профессионалов с большим стажем работы, которые утверждают, что моторы, как дизель, так и бензин не должны сравниваться по техническим характеристикам, в расчет не берутся.
Ремонт дизельных моторов отличается от бензиновых тем, что всегда используется специальное оборудование и тестовые стенды от производителя. Если бензиновый мотор можно перебрать в гараже, то дизельный агрегат в домашних условиях можно только диагностировать.
Во время диагностики главное внимание уделяется измерению давления в цилиндре на такте сжатия и давлению моторного масла.
Разборка мотора происходит на стенде. После демонтажа с автомобиля сливаются все рабочие жидкости. Если силовой блок вынимается вместе с коробкой передач, отсоединяются: проводка, воздухоотводы, ГУР, топливные патрубки, воздушный и масляной фильтр, трос газа, гидротрансформатор.
Все демонтированные узлы с мотора моются или вручную или в пескоструйной машине и проверяются на степень износа.
Для дизельных двигателей главной особенностью остается ремонт головки блока цилиндра и правильный подбор прокладки ГБЦ.
Диагностика и ремонт головки
После разборки двигателя перед чисткой детали мастер осматривает ГБЦ на предмет трещин. Чаще всего, трещины в детали появляются в промежутке между клапанами. Далее ремонт двигателя происходит по этапам:
- Осмотр кромки клапана. В зависимости от марки авто, производитель устанавливает индивидуальные размеры для кромки клапана. Минимально допустимая — 0,5 мм. Если кромка отсутствует, клапан проваливается, происходит быстрое и неравномерное истирание фаски клапана.
При работе двигателя на холостом ходу будет заметно недостаточное уплотнение детали. Для устранения недостатка или перешлифовывается фаска, или меняется клапан.
Трещины в головках дизельных агрегатов чаще всего диагностируются у моторов серии Toyota 2L-T. При этом если седло клапана выпадает из головки, мастера рекомендуют не использовать старое седло, менять головку полностью.
Шлифовка ГБЦ. После шлифовки деталь проверяется на кривизну на специальном стенде. В некоторых СТО проводят измерение на кривизну перед шлифовкой — это прописано в правилах по ремонту, рекомендованных производителем дизельных моторов. Допустимое искажение — 0,1 мм.
Промывка головки и продувка сжатым воздухом.
Контроль клапана. Допустимый износ стержня по диаметру — не более 0,1 мм. Если износ клапана больше, деталь подлежит замене, в противном случае клапан прогорит.
Проверка фаски, контактного кольца.
Еще одной особенностью при ремонте дизельного двигателя называют замену прокладки ГБЦ. Если вовремя не заменить прокладку, водителю гарантированно понадобится ремонт всего силового блока. Прокладка используется как уплотнитель для:
- охлаждающей системы мотора;
- газораспределительного узла;
- системы подачи масла.
Замена прокладки необходима при любом ремонте двигателя и в случае, если наблюдаются:
- Следы подтекания моторного масла или охлаждающей жидкости на месте соединения головки и блока.
- Если на масляном щупе при проверке уровня масла заметны следы охлаждающей жидкости в масляном бачке.
- Белый дым при выхлопе (минуты прогрева авто зимой в расчет не берутся).
- В радиаторе заметны пятна масла или пузырьки газа.
Провести замену прокладки можно самостоятельно, если использовать сертифицированную деталь из ремкомплекта.
Ремонт дизельного двигателя, как и бензинового, требует аккуратности и тщательного соблюдения норм при затяжке креплений. В дизелях нельзя перекручивать болты или недостаточно их затягивать. Точность хода поршня, четкость затяжки крепежа — все это влияет на общее состояние мотора.
Сложность самостоятельного ремонта и диагностики очевидна, не у каждого водителя есть в наличии аппарат СОМАТ для ультразвуковой чистки деталей, стенд для разборки мотора (использовать подручные материалы не получится) и т. д. Поэтому для ремонта мотора следует искать профессионального автослесаря и надежное СТО.
Видео о ремонте дизельного мотора: