Открытый урок по предмету «Техническое обслуживание автомобилей». Тема: «Основные операции при техническом обслуживании двигателя внутреннего сгорания»Презентация
Презентация к открытому уроку. Тема:основные операции при ТО ДВС
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по предмету «Техническое обслуживание автомобилей». Тема: «Основные операции при техническом обслуживании двигателя внутреннего сгорания»Презентация»
Техническое обслуживание двигателя внутреннего сгорания
Техническое обслуживание двигателя
1. Контрольный осмотр двигателя –
крепления к раме,
подтекания масла, топлива и охлаждающей жидкости.
2. Опробование двигателя пуском –
дымления на выпуске,
резкие шумы и стуки.
3. Проверка работы на всех режимах .
Прогретый двигатель должен работать устойчиво, без перебоев, а показания контрольных приборов должны соответствовать требованиям инструкции завода-изготовителя.
ТО и ремонт КШМ и ГРМ
В процессе работы происходит изнашивание деталей КШМ двигателя (поршневых колец, поршней и гильз), что приводит:
— к снижению его мощности,
— увеличению расхода масла,
Снижение мощности из-за уменьшения компрессии двигателя:
Причинами относительно низкой компрессии могут быть
— нарушения уплотнения головок цилиндров ;
— сильный износ, поломка или закоксовывание компрессионных колец,
— из-за изнашивания стенок цилиндров.
относительно высокой — поломка маслосъемного кольца.
Повышенный расход масла , перерасход топлива и дымный выпуск отработавших газов обычно происходят при залегании поршневых колец или их изнашивании.
Стуки и шумы в двигателе возникают в результате повышенного износа его основных деталей и увеличения зазоров между сопряженными деталями.
Герметичность цилиндров карбюраторных двигателей определяется компрессиметром
со шкалой до 1,5 МПа,
а дизельных — со шкалой до 10 Мпа.
бензиновых и газовых двигателей (а),
и компрессограф (в):
Для устранения указанных дефектов при ТО проводят регламентные контрольно-регулировочные работы.
Проверяют и при необходимости подтягивают гайки крепления головок.
Чугунные головки подтягивают на прогретом двигателе ,
а головки из алюминиевого сплава только в холодном состоянии .
Схемы последовательности затяжки гаек крепления головок блока цилиндров:
а — двигателя ЗИЛ-5301 и его модификаций;
б — двигателей ЗИЛ-433Г4, ЗИЛ-433420, ЗИЛ-433100;
в — двигателя Д-160Б
Проверка крепления поддона картера во избежание его деформации и нарушения герметичности также производится поочередным подтягиванием диаметрально противоположных болтов.
Техническое обслуживание ГРМ состоит:
— в проверке и регулировке теплового зазора между клапанами и бойками коромысел,
— проверке и восстановлении герметичности клапанов,
- проверке и регулировке осевого перемещения распределительного вала .
На многих двигателях производят регулировку осевого перемещения распределительного вала регулировочным винтом, для чего, отпустив контргайку, винт сначала закручивают до упора, а затем отпускают на 1 / 4 или 1 / 8 оборота.
Зазоры в клапанном механизме проверяют щупами или устройством КИ-9918 ГОСНИТИ.
— проверить затяжку гаек и шпилек головок цилиндров и стоек клапанных коромысел и при необходимости подтянуть их,
— поршень первого цилиндра установить в верхнюю мертвую точку (ВМТ) на такте сжатия,
- щупом проверить зазоры у впускного и выпускного клапанов .
Регулировку клапанов других цилиндров проводят в порядке работы цилиндров двигателя.
В тракторных двигателях, кроме того, необходимо проводить регулировку декомпрессионного механизма.
Проворачивают коленчатый вал двигателя и устанавливают поршень цилиндра регулируемых клапанов в ВМТ соответственно концу такта сжатия, а рычаг декомпрессора — в рабочее положение .
Регулировать зазор в клапанном механизме следует на прогретом двигателе .
ТО системы охлаждения
Температура охлаждающей жидкости в открытых системах охлаждения должна быть 8О. 95°С, а в закрытых 100. 105°С.
В процессе эксплуатации машины может возникнуть перегрев или переохлаждение двигателя.
— уменьшается наполнение цилиндров,
— повышается их износ,
— возникает детонация и калильное зажигание,
— повышается угар масла.
Основная задача технического обслуживания системы охлаждения – обеспечить поддержание оптимального теплового режима двигателя.
При ТО системы охлаждения:
— проверяют уровень охлаждающей жидкости,
— нет ли подтекания,
— также состояние и натяжение приводных ремней,
— при необходимости производят регулировку,
- смазывание подшипников вентилятора и натяжного ролика.
При СО производят промывку системы охлаждения.
Герметичность СО проверяют внешним осмотром и опрессовкой.
Неплотности в соединениях патрубков со шлангами устраняют затягиванием хомутов.
О течи сальников водяного насоса свидетельствует подтекание воды через контрольное отверстие в нижней части корпуса насоса.
Попадание в картер двигателя воды происходит при износе уплотнителей водяного насоса, т.е. необходимо их заменить.
Натяжение ремня вентилятора
Проверяют с помощью специального приспособления.
При слабом натяжении ремни будут бить о шкивы, а значит, быстро изнашиваться. Буксование, снижая частоту оборотов вентилятора, вызывает перегрев двигателя.
Слишком сильное натяжение
вызывает высокие напряжения
в подшипниках и ремнях.
ЗИЛ-645 регулирование натяжения ремней производится перемещением:
- натяжного ролика 2,
- шкива генератора 13
- шкива насоса гидроусилителя 15 .
Регулировка натяжения ремней вентилятора и генератора двигателей Д-160Б
Д-160Б натяжение ремней регулируют:
- натяжным роликом 2 и винтом 9.
- ремень генератора натягивают, поворачивая генератор 5, отпустив предварительно болт крепления планки 7.
Эффективность действия радиатора оценивают по перепаду температур в верхнем и нижнем бачках , (8. 12 °С).
Также определяется засорение трубок радиатора и образование накипи .
Накипь образуется вследствие отложения на поверхности нагретого масла солей кальция, магния и других соединений.
Поэтому жесткую воду, применяемую для охлаждения двигателя, необходимо смягчать (удалять соли кальция и магния).
Накипь из системы охлаждения удаляют при ТО, а также при обнаружении в воде значительного количества продуктов коррозии (окиси железа и алюминия).
В систему охлаждения заливают раствор:
на 1 л воды 20 г технического трилона.
В течение 4. 5 дней этот раствор ежедневно меняют.
После окончания промывки систему заливают раствором:
2 г трилона на 1 л воды.
ТО смазочной системы
Основные показатели — давление масла и его температура .
Зависят эти показатели от:
— степени изношенности КШМ,
— состояния системы охлаждения,
— режимов работы двигателя,
— качества и сорта применяемого масла.
Качество картерного масла ухудшается в результате попадания в него механических примесей (допустимо наличие не более 2 % примесей)
и срабатывания присадок .
Основными причинами снижения давления масла:
— большой износ сопряжений КШМ,
— разжижение масла топливом,
— износ шестерен масляного насоса,
— заедание редукционного клапана в открытом положении.
Повышенный расход масла :
— износ поршневых колец,
— засорением системы вентиляции.
Основные операции ТО смазочной системы :
— проверка качества и уровня масла в картере,
— замена фильтрующих элементов и промывка фильтров,
— проверка работоспособности центрифуги,
— замена картерного масла и промывка всей системы.
Работу центробежного фильтра проверяют на прогретом двигателе, т.е. после его остановки ротор должен вращаться в течение 2. 3 мин.
При замене масла в двигателях КамАЗ-740-10 и ЗИЛ-645 меняют и фильтрующие элементы, а в двигателе Д-160Б промывают набивки сапуна и, смочив дизельным маслом , промывают фильтр центробежной очистки .
Масло меняют при ТО-2, но периодичность может изменяться в зависимости от условий эксплуатации.
Смена масла производится при нагретом двигателе .
При загрязнение системы смазки, необходимо промыть ее. Для чего в поддон картера заливают промывочные жидкости ), запускают двигатель и при малой частоте вращения коленчатого вала дают ему поработать 4…5 мин, затем промывочную жидкость сливают и заливают свежее масло.
ТО системы питания карбюраторного двигателя
Основные признаки неисправности системы питания :
— двигатель не запускается,
— неустойчиво работает на х/х,
- не развивает полной мощности,
- повышенный расход топлива.
При ТО-1 проверяют:
- герметичность топливного бака, топливопроводов, топливоподкачивающего насоса, карбюратора, игольчатого клапана поплавковой камеры и клапана экономайзера.
— сливают отстой из топливных баков (около 3 л) и корпусов фильтров (1,15 л) через отверстия сливных пробок.
— снимают фильтры очистки топлива и сетку топливного бака,
- разбирают и промывают внутренние поверхности корпусов и сетку чистым бензином или дизельным топливом ,
- заменяют фильтрующие элементы новыми,
- проводят очистку карбюратора от грязи и смолистых образований.
- выполняют регулировочные работы по карбюратору:
— на минимальную частоту вращения в режиме х.х,
— проверку уровня топлив а в поплавковой камере и
герметичность игольчатого клапана ,
Уровень топлива в поплавковой камере
Проверяют его следующим образом.
Через контрольную пробку, при работе двигателя на холостом ходу
Через смотровое окно .
Резиновым шлангом и стеклянной трубкой, замеряют расстояние от плоскости разъема поплавковой камеры карбюратора до уровня топлива в самой трубке.
Измерением расстояния от поплавка до плоскости разъема.
Изменение уровня топлива достигается:
- изменением числа прокладок под корпусом игольчатого клапана,
- подгибанием язычка на рычажке поплавка.
Герметичность поплавка – погрузить на 1 мин в воду температурой 60 – 80 С, не должно быть пузырьков воздуха.
Проверка топливного насоса .
Периодически (5 – 10 тыс. км пробега):
— очистка отстойника и фильтровальной сетки,
— проверка максимального давления и разрежения , создаваемого насосом,
— проверка производительности (через 12 – 20 тыс. км),
— проверка герметичности клапанов .
Проверка на автомобиле (или после снятия).
ТО системы питания дизельных двигателе
Неисправности и отказы вызваны повреждениями приборов и топливопроводов магистралей низкого и высокого давления.
Основные признаки неисправности системы питания :
— затрудненный пуск двигателя,
— его неустойчивая жесткая со стуками работа,
— дымность отработавших газов,
— неизменность частоты вращения коленчатого вала,
ТО системы питания дизельных двигателей включает в себя:
- проверочные и контрольно-регулировочные работы,
- устранение неисправностей по заявкаммашинистов (водителей).