Меню

Ремонт блок двигателя ямз

Ремонт блок двигателя ямз

Ремонт блока цилиндров двигателя ЯМЗ-238 автомобилей КрАЗ-256, КрАЗ-256Б, КрАЗ-257, КрАЗ-258

Блок цилиндров подлежит замене при наличии следующих дефектов:

пробоин и трещин на перемычках между цилиндрами, на перегородках картера, на перемычках опор и гнездах коренных подшипников, на стенках гнезд блока цилиндров под гильзу, на гнездах подшипников привода топливного насоса высокого давления;

трещин, проходящих через отверстия под втулки распределительного вала и осей толкателей;

трещин и пробоин в каналах масляной системы.

В условиях автотранспортных предприятий возможны следующие основные работы по ремонту блока цилиндров двигателя:

заделка пробоин и трещин на наружных стенках рубашки охлаждения;

устранение ослабления посадки шпилек в отверстиях крепления головок цилиндров;

восстановление резьбы в отверстиях под болты крепления коренных подшипников;

замена изношенных втулок распределительного вала и осей толкателей;

замена сальника привода топливного насоса высокого давления.

Пробоины и трещины ремонтируют заваркой, штифтовкой, постановкой заплат или заделкой эпоксидной пастой. Штифтовкой ремонтируют, как правило, при длине трещин не более 30 мм. Заварку трещин в стенках рубашки охлаждения выполняют без предварительного подогрева электродами Э-50А с качественной обмазкой УОНИ-13/15 или железо-медными, медно-никелевыми или железо-никелевыми электродами.

При ремонте пробоины постановкой заплаты последнюю изготавливают из мягкой листовой стали или латуни толщиной
1,5—2,0 мм. Размеры заплаты должны быть такими, чтобы пробоина по периметру перекрывалась заплатой на 15—20 мм. На расстоянии 6—8 мм от края заплаты по периметру через 15 — 20 мм просверлить отверстия диаметром 6,5 мм. Наложить заплату на пробоину и через отверстия в ней разметить и накернить стенку рубашки охлаждения. Просверлить в блоке цилиндров но разметке отверстия 4,9 мм и нарезать в них резьбу М6. Изготовить картонную прокладку, смазать ее с обеих сторон суриком и вместе с заплатой установить на пробоину. Привернуть заплату винтами, смазывая их резьбу суриком. Обрубить картонную прокладку по контуру и зачеканить кромки заплаты.

В настоящее время при ремонте трещин и пробоин в рубашке охлаждения блока цилиндров успешно применяют эпоксидные пасты, основным компонентом которых является эпоксидная смола ЭД-6. Для заделки пробоин и трещин в стенках рубашки охлаждения блока двигателя ЯМЗ-238 можно рекомендовать пасту следующего состава:

Порядок приготовления пасты: сосуд с эпоксидной смолой нагревают до 60—80°С в ванне с горячей водой, после этого в смолу при тщательном перемешивании вводят дибутилфталат, а затем добавляют чугунный порошок. Смесь в течение 5 мин тщательно перемешивают, после чего охлаждают до комнатной температуры и закупоривают. Полиэтиленполиамин или гексамегил-диамин, выполняющий роль отвердителя, вводят непосредственно г.еред применением пасты.

Паста без отвердителя может храниться неограниченное время в закупоренном состоянии. После введения отвердителя паста должна быть использована в течение 20 мин при температуре 15— 20°С, а при температуре + 1 или —2°С — в течение 8 ч.

Рекомендуется следующий технологический процесс заделывания трещин эпоксидной пастой.

Подготовка дефектной поверхности блока, для чего: поверхность вокруг трещины на расстоянии 10—15 мм по периметру зачистить до металлического блеска;

концы трещины засверлить сверлом диаметром 2—3 мм, разделать трещину по всей длине под углом 90° на глубину 4/5 толщины стенки блока цилиндров и по всей длине поверхности паза сделать насечку;

подготовленную поверхность обезжирить ацетоном, уайт-спиритом или бензином Б-70 и дать ей просохнуть 3—5 мин до полного испарения обезжиривающего состава.

Читайте также:  Луаз замена двигателя ваз 2106

Заделка трещины эпоксидной пастой, для чего: нанести на поврежденное место предварительно приготовленную пасту и тщательно втереть ее шпателем. Для лучшего сцепления пасты с металлом рекомендуется предварительно подогреть дефектное место блока цилиндров до температуры 60—80°С при помощи отражательной печи или нагревателя инфракрасного излучения;

нанести второй слой пасты с перекрытием основного металла на 10 мм вокруг трещины и толщиной 2—3 мм над поверхностью блока цилиндров;

после нанесения пасты выдержать в течение 48 ч при температуре 15—20°С для полного затвердевания пасты. Время выдержки может быть сокращено до 3 ч при нагреве блока цилиндров до 70—80°С и до 1 ч, при нагреве до 100°С.

После затвердевания пасты зачистить поверхность от наплывов и подтеков заподлицо с поверхностью блока цилиндров. Для этого можно рекомендовать шабер, напильник или абразивный круг.

Пробоины в стенке рубашки охлаждения заделывают также путем наложения заплат из стеклоткани на предварительно зачищенные и обезжиренные края пробоины, покрытые пастой. Общее число слоев стеклоткани в заплате может быть от одного до 5—8 в зависимости от толщины стеклоткани и размеров пробоины. Рекомендуется стеклоткань толщиной 0,3—0,5 мм. Первый слой стеклоткани должен перекрывать пробоину на 15—20 мм по периметру, а последующие слои перекрывать предыдущий на 10— 15 мм. Место наложения каждого слоя заплаты покрывать пастой. Все слои заплаты прикатать роликом. Последний слой заплаты после прикатки роликом покрыть пастой для защиты от повреждения. Наложенную на пробоину заплату выдержать до затвердевания, как описано выше.

Работать с эпоксидной пастой необходимо в резиновых перчатках, защитных очках и быть предельно осторожным, не допуская попадания ее компонентов на тело. Категорически запрещается наносить пасту незащищенной рукой. Паст у составлять в вытяжном шкафу.

После ремонта блок цилиндров вместе с гильзами подвергнуть гидравлическому испытанию под давлением 4 кГ/см2 в течение 2 мин для проверки герметичности рубашки охлаждения.

Ослабление посадки шпилек головок цилиндров в отверстиях блока устраняют заменой шпилек или нарезанием резьбы ремонтного размера М18Х2 тугой посадки. Износ резьбы в отверстиях под болты крепления крышек коренных подшипников ремонтируют нарезанием резьбы ремонтного размера М20Х2,5 кл. 2 с рассверливанием отверстий в крышках.

Втулки осей толкателей заменяют в том случае, если величина диаметрального зазора между осью и втулкой превышает 0,14 мм. При этом должны соблюдаться следующие условия: отверстие

в передней втулке после запрессовки должно совпадать с масляным каналом в блоке цилиндров, торец втулки утоплен на 7,5мм от наружного торца блока, а передняя втулка запрессована с натягом не менее 0,007 мм.

При износе сальника вала привода топливного насоса высокого давления, новый сальник запрессовывают при помощи оправки

на глубину 69 мм от торца гнезда блока цилиндров пол передний подшипник привода.

Перед сборкой блока цилиндров проверить все обработанные поверхности на отсутствие забоин и царапин и при их обнаружении зачистить шабером заподлицо с плоскостью. Проверить непло-скостность поверхности блока под головки цилиндров, которая допускается не более 0,08 мм на длине поверхности.

Ремонт трещин и пробоин блока цилиндров

При устранении трещин на блоке цилиндров наибольшее распространение получил метод заварки без предварительного нагрева и ремонт с использованием паст на основе эпоксидных смол.

Читайте также:  Как собрать двигатель yamaha

Конструктивные особенности блоков цилиндров двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 заставляют отказаться от заварки трещин методом общего предварительного нагрева, так как этот метод вызывает большие деформации в блоке.

Независимо от принятого метода ремонта концы трещины засверливают сверлом диаметром 4 мм, предварительно накренив место сверления, а трещину по длине разделывают слесарным зубилом под углом 120° на глубину 0,7-0,8 мм толщины стенки. Затем зачищают трещину шлифовальным кругом при помощи электрической шлифовальной машины с гибким валом.

Трещины заваривают постоянным током при обратной полярности электродом ОЗЧ-1 или медно-стальным электродом с обмазкой УОНИ-13. Диаметр электрода выбирают в зависимости от толщины свариваемых стенок в пределах 3-5 мм. Сварку производят с легкой проковкой шва в горячем состоянии по мере наложения отдельных участков шва.

При наличии обломов на плоскости крепления поддона картера зубилом и шлифовальным кругом производят зачистку места облома и снимают фаску 4х45° на кромке облома под приварку вставки.

В качестве вставки может быть использована аналогичная часть из утильного блока или чугунная вставка, подогнанная по месту, с последующей приваркой и наплавкой места облома до первоначального контура с припуском 1,5-2 мм на обработку.

Приварку и наплавку производят газовой горелкой ГС-53 с наконечниками №2 или №3. Присадочным материалом служит пруток из серого чугуна диаметром 8-10 мм или пруток из серого чугуна с содержанием 2,5% кремния. В качестве флюса служит бура. Затем шлифовальным кругом или напильником зачищают сварочный шов и место наплавки заподлицо с основным металлом.

Если трещина или облом захватывают отверстие, то после заварки и зачистки размечают отверстие по шаблону, накернивают центр и сверлят отверстие с последующей нарезкой резьбы до номинального размера.

При заделке трещин и пробоин на поверхности рубашки охлаждения и картера блока цилиндров наибольшее распространение получили эпоксидные пасты следующего состава:

Паста 1 Паста 2
Смола 100 100
Дибутилфталат 20 20
Железный порошок 160 80
Полиэтиленполиамин 10 15
Газовая сажа 40
Слюдяной порошок 40

Перед заполнением трещины пастой, кроме снятия фасок, шлифовальным кругом зачищают поверхность вдоль трещины по обе стороны на расстоянии 15-20 мм до металлического блеска. Зачищенную поверхность обезжиривают уайт-спиритом и зону трещины подогревают инфракрасной лампой до температуры 70—80 «С. Затем подготовленную трещину заполняют пастой, тщательно втирая ее на 3-5 мм выше поверхности детали, и уплотняют шпателем. После заделки трещины блок цилиндров выдерживают при температуре 20 °С в течение 24 ч или устанавливают в сушильный шкаф с температурой 100 °С на 1 ч.

После сушки поверхность склеенного участка зачищают и выравнивают шлифовальным кругом от подтеков и неровностей пасты после отвердения.

Пробоины в стенке рубашки охлаждения и в картере блока цилиндров ремонтируют постановкой заплаты, приклеиваемой пастой на основе эпоксидных смол. На зачищенные и обезжиренные края пробоины наносят слой пасты. Из стеклоткани толщиной 0,3 мм вырезают заплату по размеру пробоины с перекрытием на 15-20 мм, накладывают ее на пробоину и прикатывают роликом. Затем на заплату и поверхность блока вокруг заплаты наносят второй слой пасты и накладывают вторую заплату так, чтобы она, перекрывала первую на 10-15 мм со всех сторон. В такой же последовательности накладывают третью и последующие заплаты, каждый слой стеклоткани прокатывают роликами. Перед очередным нанесением клея необходимо выдержка. Общее число слоев стеклоткани может доходить до шести в зависимости от размера пробоины. Последний слой покрывают пастой для защиты наружного слоя заплаты.

Читайте также:  Причины стука двигателя g4kd

Блок цилиндров сушат в шкафу с температурой 150 °С в течение 4 ч. Затем шлифовальным кругом зачищают и выравнивают отремонтированную поверхность.

Во всех случаях, независимо от принятого метода ремонта трещин и пробоин, необходимо произвести гидравлическое испытание отремонтированного блока цилиндров на герметичность вышеуказанным способом. Потение в месте ремонта не допускается.

Ремонт трещин на ГБЦ двигателя

Рассмотрим ремонт трещин на ГБЦ двигателей ЯМЗ-238 с помощью применения Димета. На приведенных ниже изображениях показан полный цикл ремонта. Данная ГБЦ выполнена из чугуна. Поврежденная поверхность (в данном случае участок с трещиной) в обязательном порядке обрабатывается абразивом К-00-04-16. На изображении 1 показан дефект поверхности ГБЦ двигателя ЯМЗ-238 — трещина. Производится разделка трещины. Результат представлен на изображении 2. Точно такие же манипуляции производятся, если трещины идут в обе стороны от форкамеры к седлам клапанов. Напыление производится порошковой смесью А-20-11 на втором режиме ДИМЕТ-403. Седла клапанов необходимо закрыть заглушками. Форсунку также следует заглушить. С приходом опыта в формировании новой поверхности Диметом, отверстие под форсунку получается само собой. После того, как необходимый слой металла нанесен нужно обработать поверхность с помощью фрезерования. Результат этого процесса можно увидеть на изображении 4. Аппарат ДИМЕТ 405 используют авторемонтные предприятия, которые специализируются на ремонте ГБЦ автомобилей различных марок, и в особенности грузовых, но при наличии участка разборки можно также применять и 412-ю модель.

Изображение 1. Трещина на поверхности ГБЦ двигателя ЯМЗ-238.

Изображение 2. Выборка трещины.

Изображение 3. Поверхность, после напыления составом А-20-11.

Ремонт блока цилиндров ЯМЗ-650

Разборка блока цилиндров.

1. Извлечь гильзы (650.1002021), используя приспособления 1230 + 2334 (см. Рис. 1)

2. Извлечь кольца уплотнительные (650.1002031).

3. Извлечь кольца уплотнительные гильз цилиндров (1002023, 1002024).

4. Вывернуть штуцер под датчик давления масла (650.1002600).

Промывка блока цилиндров

1. При необходимости снять заглушку (1) (см. Рис. 2).

2. Тщательно прочистить все каналы блока цилиндров

Контроль блока цилиндров

1. Проверить опорную поверхность под прокладку головки блока цилиндров.

2. Проверить овальность, конусность и размеры гильз (см. рис. 3).

Сборка блока цилиндров

1. Установить кольца уплотнительные гильз цилиндров в канавки нижнего посадочного пояса блока (кольцо-масло (650.1002024) — зеленое, кольцо-вода (650.1002023) — черное).

При каждом демонтаже гильз цилиндров уплотнительные кольца подлежат замене.

2. Установить уплотнительные кольца под бурт гильзы.

3. Установить гильзы цилиндров и закрепить их, используя приспособления 1462 (см. Рис. 4).

4. Проверить выступ гильз (см. Рис. 5).

Соблюсти размер “А” (см. рис. 6).

5. Нанести на посадочную поверхность заглушки герметик “Локтайт 542”.

6. Установить заглушку (1) (см. Рис. 7), используя приспособление 3016 + 2363 Ø55 мм (см. рис 9).

7. Проверить наличие отступа (“А” = 2 ± 0,5 мм) (см. Рис. 8).

8. Установить штуцер датчика давления масла вместе с прокладкой и затянуть Мкр = 40 ± 4 Нм.

9. Нанести герметик “Локтайт 542” на резьбу датчика давления масла (650.1130552) и завернуть его в штуцер Мкр = 20 ± 4 Нм

Adblock
detector