Экология автосервиса
Охрана окружающей среды на автосервисе — тема этой статьи.
Вид деятельности СТО – 45.20 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Выбросы от деятельности автосервиса
Выбросы в атмосферный воздух осуществляются как от основной деятельности автосервиса, так и от вспомогательной (например, от отопления помещений).
Отопительный котел | бенз(а)пирен (3,4-бензпирен) |
углерод оксид | |
азота диоксид (азота (IV) оксид) | |
азот (II) оксид (азота оксид) | |
Мойка автотранспорта – как правило организованный, точечный источник. | углерод (сажа) |
бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод) | |
углерод оксид | |
керосин | |
серы диоксид (ангидрид сернистый) | |
азота диоксид (азот (IV) оксид) | |
азот (II) оксид (азота оксид) | |
Открытые стоянки автотранспорта — неорганизованный, площадной источник. | углерод (сажа) |
бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод) | |
углерод оксид | |
серы диоксид (ангидрид сернистый) | |
азота диоксид (азот (IV) оксид) | |
азот (II) оксид (азота оксид) | |
Участок ТО и ТР – техническое обслуживание и ремонт автомобилей. | углерод (сажа) |
бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод) | |
углерод оксид | |
керосин | |
серы диоксид (ангидрид сернистый) | |
азота диоксид (азот (IV) оксид) | |
азот (II) оксид (азота оксид) | |
Участок кузовного ремонта – шпаклевочные работы. | диметилбензол (ксилол) (смесь изомеров о-,м-, п-) |
бутилацетат | |
этилбензол | |
сольвент нафта | |
Участок кузовного ремонта – обработка деталей шлифовальной машиной. | пыль абразивная (корунд белый, монокорунд) |
дижелезо триоксид (железа оксид) (в пересчете на железо) | |
Участок кузовного ремонта – сварочные работы. | углерод (сажа) |
бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод) | |
марганец и его соединения (в пересчете на марганца (IV) оксид) | |
дижелезо триоксид (железа оксид) ( в пересчете на железо) | |
углерод оксид | |
керосин | |
серы диоксид (ангидрид сернистый) | |
азота диоксид (азот (IV) оксид) | |
азот (II) оксид (азота оксид) | |
Малярный участок – покрасочная камера. | этилацетат |
уайт-спирит | |
метилбензол (толуол) | |
диметилбензол (ксилол) (смесь изомеров о-,м-, п-) | |
пропан-2-он (ацетон) | |
бутан-1-ол (спирт н-бутиловый) | |
бутилацетат | |
пропан-2-ол (изопропиловый спирт) | |
1,2,4 – триметилбензол (псевдокумол) | |
циклагексанон | |
этилбензол | |
сольвент нафта | |
(хлорметил)оксиран (эпихлоргидрин) | |
Колерная | этилацетат |
уайт-спирит | |
метилбензол (толуол) | |
диметилбензол (ксилол) (смесь изомеров о-,м-, п-) | |
пропан-2-он (ацетон) | |
2-этоксиэтанол (этилцеллозольв, этиловый спирт этиленгликоля) | |
бутан-1-ол (спирт н-бутиловый) | |
этанол (спирт этиловый) | |
бутилацетат | |
пропан-2-ол (изопропиловый спирт) | |
1,2,4 – триметилбензол (псевдокумол) | |
циклагексанон | |
этилбензол | |
сольвент нафта | |
(хлорметил)оксиран (эпихлоргидрин) |
Соответственно, деятельность СТО на объекте неразрывно связана с осуществлением выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником выброса вредных веществ ( в зависимости от виды деятельности- в том числе веществ 1,2 класса опасности).
Следовательно, СТО (автосервис):
— оказывают негативное воздействие на окружающую среду, выраженное в осуществлении выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
— в зависимости от осуществляемых видов работ могут относиться к III категории или IV категории.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.
Автотранспортные средства относятся к передвижным источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, технические нормативы выбросов загрязняющих веществ для которых согласно пункту 6 статьи 12 Закона № 96-ФЗ устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно разъяснениям Минприроды Российской Федерации от 02.04.2018 № 01-20-27/8793 при отсутствии в здании (строении, помещении и ином объекте) хозяйственной деятельности, приводящей к выбросам загрязняющих веществ в рабочую зону помещения, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не будет. Выбросы от автотранспортных средств на открытых стоянках учитываются при расчете нормативов выбросов в качестве фонового загрязнения атмосферного воздуха.
Таким образом, открытые стоянки, а также гаражные боксы и иные помещения, используемые только для стоянки, въезда и выезда автотранспорта, в случае отсутствия выбросов загрязняющих веществ в рабочую зону в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности не подлежат постановке на государственный учет в качестве объектов НВОС.
Действия автосервиса по экологии
1 этап. Инвентаризация.
2 этап. Постановка на учет, как объекта негативного воздействия на окружающую среду.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее – Критерии) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398.
Согласно пункта 7 раздела IV Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее-Постановление) одним из критерием отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории является наличие одновременно следующих критериев:
1) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 и 9 настоящего документа);
2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Согласно подпункта 5 пункта 6 раздела III Постановления критерием отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV Постановления и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV Постановления.
Согласно пункта 8 раздела IV Постановления осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 7 настоящего документа.
Кратенько:
— если используются для отопления отопительные котлы, попадающие под пункт 8 Критериев, и при этом в выбросах (не от отопительного котла, а от других работ) отсутствуют ЗВ 1,2 класса опасности – 4 категория ОНВОС;
— если используются для отопления отопительные котлы, попадающие под пункт 8 Критериев, и при этом в выбросах (не от отопительного котла, а от других работ) имеются ЗВ 1,2 класса опасности – 3 категория ОНВОС;
— если в выбросах присутствуют ЗВ 1,2 класса опасности – 3 категория ОНВОС;
— если количество выбросов ЗВ в атмосферный воздух равно или более 10,0 тонн в год – 3 категория ОНВОС;
— если в выбросах отсутствуют вещества 1,2 класса опасности, если количество выбросов менее 10,0 тонн в год, если нет выбросов вообще – 4 категория ОНВОС.
3 этап. Если присваивается в ПТО УОНВОС 3 категория необходим расчет нормативов допустимых выбросов для веществ 1,2 класса опасности, для 4 категории такого требования нет.
4 этап. Если присваивается в ПТО УОНВОС 3 категория необходима разработка программы производственного экологического контроля.
5 этап. Для ОНВОС 3 категории – в течении года соблюдение требований программы производственного экологического контроля в части осуществления производственного контроля.
6 этап. Для ОНВОС 3 категории – до 25 марта года, следующего за отчетным необходима сдача отчета по ПЭК.
7 этап. Инвентаризация отходов ( по отходам вне зависимости от присвоенной категории ОНВОС).
Ориентировочный перечень отходов, образующихся от деятельности автосервиса:
8 этап: Составление паспортов на отходы 1- 4 класса опасности.
9 этап: Ведение журнала учета отходов.
10 этап: Своевременная передача отходов.
11 этап. Сдача ежегодной статистической отчетности: 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух).
Экологические требования при эксплуатации автосервиса можно применить к любым автотранспортным предприятиям.
Порядок утилизации отхода при обслуживания и ремонта автомобильного транспорта
В соответствии со статьёй 58 Конституцией Российской Федерации и статьёй 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, сообщает Прокуратура Томской области
В развитие указанных положений Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также в целях вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Названным Федеральным законом к основным направлениям государственной политики в области обращения с отходами отнесены предотвращение образования отходов, утилизация и обезвреживание отходов.
Отходы обслуживания и ремонта автомобильного транспорта могут быть использованы путём утилизации, то есть повторного применения отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврата в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 утверждён федеральный классификационный каталог отходов, в соответствии с которым к названным отходам относятся вода от мойки узлов, деталей автомобильного транспорта, загрязнённая нефтепродуктами, отходы автомобильных антифризов и тормозных жидкостей, отходы минеральных масел моторных, остатки дизельного топлива, утратившего потребительские свойства, отходы фильтров автомобильных, свечи зажигания автомобильные отработанные и другие.
Кроме того, статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено обязательное требование к сбору, накоплению и размещению отходов производства и потребления – безопасность для здоровья населения и среды обитания. Для размещения отходов вне стационарных объектов санитарными правилами предусмотрена необходимость обустройства специальных площадок, оборудованных искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием и обеспечивающих предотвращение воздействия на отходы атмосферных осадков и ветров.
При этом статьёй 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещён сброс отходов производства и потребления на почву, водосборные площади, в поверхностные и подземные водные объекты.
Таким образом, замена автолюбителями масла и других жидкостей, сливая отработанные прямо на землю, запрещена законом.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления статьёй 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, размер которого составляет для граждан от 1 до 2 тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей.
Кому принадлежат отходы, появившиеся в результате эксплуатации и ремонта транспортного средства?
Отходы, появившиеся в результате эксплуатации автотранспортного средства и его ремонта, включающие аккумуляторы, отработанные смазочные материалы, расходные материалы (фильтры, поврежденные детали, шины) являются собственностью сервисной организации, оказывающей услуги по ремонту данного транспортного средства.
Согласно Федеральному Закону 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: отходы, появившиеся как результат эксплуатации того или иного товара (сырья, материала и т.д.) считаются собственностью организации, которая владеет этими товарами, сырьем и материалами.
Необходимость разработки документа «Паспорт опасного отхода», которым владеет организация, закреплена в Федеральном Законе 89-ФЗ в статье 18. А в статье 19 этого же нормативного акта указывается на необходимость ведения учета по всем видам отходов, появляющихся в результате осуществления хозяйственной деятельности организации.
Статья 14 Закона регламентирует процедуру отнесения отходов к тому или иному классу опасности. Таким образом, Федеральный Закон 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» описывает – в статьях 18, 19 и 14 – ситуацию, возникающую в случае, когда непонятно, чьей собственностью являются отходы, получившиеся в результате оказания услуг по ремонту автомобиля.
Начиная с аккумуляторов, при условии, что после демонтажа они остались неповрежденными, и заканчивая смазочными материалами, деталями, пришедшими в негодность, отходы являются собственностью сервисной организации, оказывающей услуги по ремонту автотранспортного средства и замене деталей, поскольку отходами все перечисленное стало в результате ремонта – услуги (хозяйственной деятельности).
Договор на оказание этих услуг должен содержать пункт о том, что заказчик услуг ремонта не предъявляет прав на отработанные смазочные материалы, детали и аккумуляторы, оставляя их, таким образом, собственностью сервиса.