Меню

Ремонт автомобиля утилизация отходов

Экология автосервиса

Охрана окружающей среды на автосервисе — тема этой статьи.

Вид деятельности СТО – 45.20 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.

Выбросы от деятельности автосервиса

Выбросы в атмосферный воздух осуществляются как от основной деятельности автосервиса, так и от вспомогательной (например, от отопления помещений).

Отопительный котел бенз(а)пирен (3,4-бензпирен)
углерод оксид
азота диоксид (азота (IV) оксид)
азот (II) оксид (азота оксид)
Мойка автотранспорта – как правило организованный, точечный источник. углерод (сажа)
бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод)
углерод оксид
керосин
серы диоксид (ангидрид сернистый)
азота диоксид (азот (IV) оксид)
азот (II) оксид (азота оксид)
Открытые стоянки автотранспорта — неорганизованный, площадной источник. углерод (сажа)
бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод)
углерод оксид
серы диоксид (ангидрид сернистый)
азота диоксид (азот (IV) оксид)
азот (II) оксид (азота оксид)
Участок ТО и ТР – техническое обслуживание и ремонт автомобилей. углерод (сажа)
бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод)
углерод оксид
керосин
серы диоксид (ангидрид сернистый)
азота диоксид (азот (IV) оксид)
азот (II) оксид (азота оксид)
Участок кузовного ремонта – шпаклевочные работы. диметилбензол (ксилол) (смесь изомеров о-,м-, п-)
бутилацетат
этилбензол
сольвент нафта
Участок кузовного ремонта – обработка деталей шлифовальной машиной. пыль абразивная (корунд белый, монокорунд)
дижелезо триоксид (железа оксид) (в пересчете на железо)
Участок кузовного ремонта – сварочные работы. углерод (сажа)
бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод)
марганец и его соединения (в пересчете на марганца (IV) оксид)
дижелезо триоксид (железа оксид) ( в пересчете на железо)
углерод оксид
керосин
серы диоксид (ангидрид сернистый)
азота диоксид (азот (IV) оксид)
азот (II) оксид (азота оксид)
Малярный участок – покрасочная камера. этилацетат
уайт-спирит
метилбензол (толуол)
диметилбензол (ксилол) (смесь изомеров о-,м-, п-)
пропан-2-он (ацетон)
бутан-1-ол (спирт н-бутиловый)
бутилацетат
пропан-2-ол (изопропиловый спирт)
1,2,4 – триметилбензол (псевдокумол)
циклагексанон
этилбензол
сольвент нафта
(хлорметил)оксиран (эпихлоргидрин)
Колерная этилацетат
уайт-спирит
метилбензол (толуол)
диметилбензол (ксилол) (смесь изомеров о-,м-, п-)
пропан-2-он (ацетон)
2-этоксиэтанол (этилцеллозольв, этиловый спирт этиленгликоля)
бутан-1-ол (спирт н-бутиловый)
этанол (спирт этиловый)
бутилацетат
пропан-2-ол (изопропиловый спирт)
1,2,4 – триметилбензол (псевдокумол)
циклагексанон
этилбензол
сольвент нафта
(хлорметил)оксиран (эпихлоргидрин)

Соответственно, деятельность СТО на объекте неразрывно связана с осуществлением выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником выброса вредных веществ ( в зависимости от виды деятельности- в том числе веществ 1,2 класса опасности).

Следовательно, СТО (автосервис):

— оказывают негативное воздействие на окружающую среду, выраженное в осуществлении выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

— в зависимости от осуществляемых видов работ могут относиться к III категории или IV категории.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.

Автотранспортные средства относятся к передвижным источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, технические нормативы выбросов загрязняющих веществ для которых согласно пункту 6 статьи 12 Закона № 96-ФЗ устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Читайте также:  Разборка машин киа спектра

Согласно разъяснениям Минприроды Российской Федерации от 02.04.2018 № 01-20-27/8793 при отсутствии в здании (строении, помещении и ином объекте) хозяйственной деятельности, приводящей к выбросам загрязняющих веществ в рабочую зону помещения, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не будет. Выбросы от автотранспортных средств на открытых стоянках учитываются при расчете нормативов выбросов в качестве фонового загрязнения атмосферного воздуха.

Таким образом, открытые стоянки, а также гаражные боксы и иные помещения, используемые только для стоянки, въезда и выезда автотранспорта, в случае отсутствия выбросов загрязняющих веществ в рабочую зону в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности не подлежат постановке на государственный учет в качестве объектов НВОС.

Действия автосервиса по экологии

1 этап. Инвентаризация.

2 этап. Постановка на учет, как объекта негативного воздействия на окружающую среду.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее – Критерии) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398.

Согласно пункта 7 раздела IV Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее-Постановление) одним из критерием отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории является наличие одновременно следующих критериев:

1) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 и 9 настоящего документа);

2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Согласно подпункта 5 пункта 6 раздела III Постановления критерием отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV Постановления и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV Постановления.

Согласно пункта 8 раздела IV Постановления осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 7 настоящего документа.

Кратенько:

— если используются для отопления отопительные котлы, попадающие под пункт 8 Критериев, и при этом в выбросах (не от отопительного котла, а от других работ) отсутствуют ЗВ 1,2 класса опасности – 4 категория ОНВОС;

Читайте также:  Двигатель ока устройство ремонт

— если используются для отопления отопительные котлы, попадающие под пункт 8 Критериев, и при этом в выбросах (не от отопительного котла, а от других работ) имеются ЗВ 1,2 класса опасности – 3 категория ОНВОС;

— если в выбросах присутствуют ЗВ 1,2 класса опасности – 3 категория ОНВОС;

— если количество выбросов ЗВ в атмосферный воздух равно или более 10,0 тонн в год – 3 категория ОНВОС;

— если в выбросах отсутствуют вещества 1,2 класса опасности, если количество выбросов менее 10,0 тонн в год, если нет выбросов вообще – 4 категория ОНВОС.

3 этап. Если присваивается в ПТО УОНВОС 3 категория необходим расчет нормативов допустимых выбросов для веществ 1,2 класса опасности, для 4 категории такого требования нет.

4 этап. Если присваивается в ПТО УОНВОС 3 категория необходима разработка программы производственного экологического контроля.

5 этап. Для ОНВОС 3 категории – в течении года соблюдение требований программы производственного экологического контроля в части осуществления производственного контроля.

6 этап. Для ОНВОС 3 категории – до 25 марта года, следующего за отчетным необходима сдача отчета по ПЭК.

7 этап. Инвентаризация отходов ( по отходам вне зависимости от присвоенной категории ОНВОС).

Ориентировочный перечень отходов, образующихся от деятельности автосервиса:

8 этап: Составление паспортов на отходы 1- 4 класса опасности.

9 этап: Ведение журнала учета отходов.

10 этап: Своевременная передача отходов.

11 этап. Сдача ежегодной статистической отчетности: 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух).

Экологические требования при эксплуатации автосервиса можно применить к любым автотранспортным предприятиям.

Порядок утилизации отхода при обслуживания и ремонта автомобильного транспорта

В соответствии со статьёй 58 Конституцией Российской Федерации и статьёй 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, сообщает Прокуратура Томской области

В развитие указанных положений Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также в целях вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Названным Федеральным законом к основным направлениям государственной политики в области обращения с отходами отнесены предотвращение образования отходов, утилизация и обезвреживание отходов.

Отходы обслуживания и ремонта автомобильного транспорта могут быть использованы путём утилизации, то есть повторного применения отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврата в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 утверждён федеральный классификационный каталог отходов, в соответствии с которым к названным отходам относятся вода от мойки узлов, деталей автомобильного транспорта, загрязнённая нефтепродуктами, отходы автомобильных антифризов и тормозных жидкостей, отходы минеральных масел моторных, остатки дизельного топлива, утратившего потребительские свойства, отходы фильтров автомобильных, свечи зажигания автомобильные отработанные и другие.

Читайте также:  Как снять воздушный фильтр газель 405 двигатель

Кроме того, статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено обязательное требование к сбору, накоплению и размещению отходов производства и потребления – безопасность для здоровья населения и среды обитания. Для размещения отходов вне стационарных объектов санитарными правилами предусмотрена необходимость обустройства специальных площадок, оборудованных искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием и обеспечивающих предотвращение воздействия на отходы атмосферных осадков и ветров.

При этом статьёй 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещён сброс отходов производства и потребления на почву, водосборные площади, в поверхностные и подземные водные объекты.

Таким образом, замена автолюбителями масла и других жидкостей, сливая отработанные прямо на землю, запрещена законом.

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления статьёй 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, размер которого составляет для граждан от 1 до 2 тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей.

Кому принадлежат отходы, появившиеся в результате эксплуатации и ремонта транспортного средства?

Отходы, появившиеся в результате эксплуатации автотранспортного средства и его ремонта, включающие аккумуляторы, отработанные смазочные материалы, расходные материалы (фильтры, поврежденные детали, шины) являются собственностью сервисной организации, оказывающей услуги по ремонту данного транспортного средства.

Согласно Федеральному Закону 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: отходы, появившиеся как результат эксплуатации того или иного товара (сырья, материала и т.д.) считаются собственностью организации, которая владеет этими товарами, сырьем и материалами.

Необходимость разработки документа «Паспорт опасного отхода», которым владеет организация, закреплена в Федеральном Законе 89-ФЗ в статье 18. А в статье 19 этого же нормативного акта указывается на необходимость ведения учета по всем видам отходов, появляющихся в результате осуществления хозяйственной деятельности организации.

Статья 14 Закона регламентирует процедуру отнесения отходов к тому или иному классу опасности. Таким образом, Федеральный Закон 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» описывает – в статьях 18, 19 и 14 – ситуацию, возникающую в случае, когда непонятно, чьей собственностью являются отходы, получившиеся в результате оказания услуг по ремонту автомобиля.

Начиная с аккумуляторов, при условии, что после демонтажа они остались неповрежденными, и заканчивая смазочными материалами, деталями, пришедшими в негодность, отходы являются собственностью сервисной организации, оказывающей услуги по ремонту автотранспортного средства и замене деталей, поскольку отходами все перечисленное стало в результате ремонта – услуги (хозяйственной деятельности).

Договор на оказание этих услуг должен содержать пункт о том, что заказчик услуг ремонта не предъявляет прав на отработанные смазочные материалы, детали и аккумуляторы, оставляя их, таким образом, собственностью сервиса.

Adblock
detector