Ремонт автомобилей — Бухгалтерский учет ремонта автомобиля
Страховки: проводки при ремонте машины
В бухгалтерском учете затраты организации на ремонт основных средств, в том числе автомобилей, включаются в состав ее расходов по обычным видам деятельности на дату осуществления ремонта машины собственными силами либо приемки у подрядчика выполненных работ. Именно такой вывод можно сделать из положений пунктов 5, 7 и 16 ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина от 6 мая 1999 года N 33н).
Сумма страхового возмещения, причитающегося фирме-собственнику автомобиля, включается в состав ее прочих доходов на дату принятия страховой компанией решения о выплате страхового возмещения. Аналогичным образом учитываются и удержания с работника предприятия или взыскание с третьего лица, виновного в ДТП. Об этом говорится в пунктах 7, 10.2 и 16 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 года N 32н.
Пример проводки с вычетом с работника предприятия.
9 августа 2011 года по вине водителя фирмы произошло ДТП, в результате которого пострадал только автомобиль этой организации. Стоимость его ремонта в автосервисе составила 21 240 рублей (в том числе НДС — 3240 рублей). Поскольку машина был застрахована только по ОСАГО, ущерб от ДТП взыскивается с виновного работника. Отметим, что его оклад за последние 12 месяцев составляет 28 000. Так как сумма причиненного ущерба не превышает среднего месячного заработка, то компенсация происходит путем удержания суммы ущерба из зарплаты сотрудника на основании приказа генерального директора фирмы. Согласно статье 138 Трудового кодекса общий размер удержаний составляет 20 процентов от выплачиваемой на руки заработной платы.
В августе 2011 года в бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Дебет 20 Кредит 60
— 18 000 руб. = (21 240 руб. — 3240 руб.) — отражена стоимость ремонта, выполненного автосервисом;
Дебет 19 Кредит 60
— 3240 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная автосервисом http://www.voltag.ru за ремонт стартеров и генераторов;
Дебет 60 Кредит 51
— 21 240 руб. — оплачен ремонт автомобиля на СТОА;
Дебет 73-1 «Расчеты по возмещению ущерба» Кредит 91-1
— 21 240 руб. — на виновное лицо отнесена общая сумма ущерба;
Дебет 91-2 Кредит 19
— 3240 руб. — отнесена за счет полученного возмещения сумма «входного» НДС;
Дебет 20 Кредит 70
— 28 000 руб. — начислена зарплата водителю за август 2009 г.;
Дебет 70 Кредит 68-1 «Расчеты по НДФЛ»
— 3640 руб. (28 000 руб. х 13%) — удержан НДФЛ;
Дебет 70 Кредит 73-1
— 4872 руб. ((28 000 руб. — 3640 руб.) х 20%) — удержана из зарплаты виновника ДТП часть суммы ущерба.
В сентябре 2011 года и в последующие месяцы (вплоть до погашения всей суммы ущерба) в учете будут сделаны следующие проводки:
Дебет 20 Кредит 70
— 28 000 руб. — начислена зарплата водителю за сентябрь 2011 года;
Дебет 70 Кредит 68-1 «Расчеты по НДФЛ»
— 3640 руб. (28 000 руб. х 13%) — удержан НДФЛ;
Дебет 70 Кредит 73-1
— 4872 руб. ((28 000 руб. — 3640 руб.) х 20%) — удержана из зарплаты виновника ДТП часть суммы ущерба.
Пример учета ремонта застрахованного автомобиля.
В июле 2011 года фирма застраховала автомобиль по ОСАГО сроком на один год. В результате ДТП, произошедшего 12 августа 2011 года, авто было повреждено. Виновником было признано третье лицо (не водитель организации). Решение о выплате страхового возмещения принято страховой компанией 22 августа 2011 года. Страховщик на основании результатов независимой экспертизы машины выплатил 35 000 рублей. Ремонт автомобиля был произведен в автосервисе, акт приемки-сдачи выполненных работ подписан организацией 10 сентября 2011 года. Стоимость ремонта и запчастей составила 49 560 рублей, в том числе НДС — 7560 рублей. Страховое возмещение получено 2 сентября 2011 года.
23 августа 2011 года в бухучете будет сделана следующая проводка:
Дебет 76-1 («Расчеты по имущественному и личному страхованию») Кредит 91-1
— 35 000 руб. — страховая выплата признана в составе прочих доходов.
10 апреля 2009 года в учете будут сделаны следующие проводки:
Дебет 20 Кредит 60
— 42 000 руб. = (49 560 руб. — 7560 руб.) — отражена стоимость ремонта, выполненного автосервисом;
Дебет 19 Кредит 60
— 7560 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная автосервисом;
Дебет 60 Кредит 51
— 49 560 руб. — оплачен ремонт автомобиля;
Дебет 91-2 Кредит 19
— 5338,98 руб. ((7560 руб.: 49 560 руб.) х 35 000 руб.) — списана за счет страхового возмещения сумма НДС, предъявленная автосервисом;
Дебет 68 Кредит 19
— 2221,02 руб. (7560 руб. — 5338,98 руб.) — предъявлен к вычету НДС по услугам, оплаченным за счет собственных средств организации.
3 сентября 2011 года в бухгалтерском учете будет сделана следующая проводка:
Дебет 51 Кредит 76-1
— 35 000 руб. — получено страховое возмещение от страховой компании.
Расходы на ремонт автомобиля
«Советник бухгалтера», 2006, N 8
Любой автомобиль рано или поздно ломается. И тогда хозяевам автотранспорта приходится тратиться на ремонт. От вида ремонтных работ зависит способ их отражения в учете организации.
Ремонт текущий, средний, капитальный
В зависимости от объема и периодичности выполняемых работ различают три вида ремонта: текущий, средний и капитальный.
Основная задача текущего ремонта — профилактическая. Его проводят, чтобы предохранить транспортные средства от преждевременного физического износа. Обычно такие ремонты производят систематически, например раз в квартал.
Средний ремонт нужен, чтобы автотранспортные средства не вышли из строя раньше времени. Отличие среднего ремонта от текущего состоит в том, что он производится реже, например раз в год. При этом в ремонтируемом автомобиле заменяют часть основных деталей.
Если же разбирают двигатель, ремонтируют базовые и корпусные детали либо заменяют их на новые, то такой ремонт считается капитальным. Насколько часто нужно делать капитальный ремонт, зависит от того, как интенсивно эксплуатируют транспортное средство. Как правило, такой ремонт производят не чаще одного раза в несколько лет либо в связи с выходом из строя узлов или деталей.
Ремонт автомобиля нужно проводить в соответствии с планом, который заранее разрабатывают с учетом технических характеристик машины, условий ее эксплуатации и других причин. В план записывают, что именно подлежит ремонту, какие запчасти будут заменены, и указывают общую сумму расходов. Надо учитывать, что план составляют исходя из системы планово-предупредительного ремонта, утвержденной приказом или распоряжением руководителя организации. Эта система должна определять порядок обслуживания транспортных средств, проведение их текущих или средних ремонтов, а также капитального и особо сложного ремонта отдельных объектов. План ремонта утверждает приказом или распоряжением руководитель организации.
Когда машину ставят на капитальный ремонт, ее инвентарную карточку в картотеке нужно переложить в группу «Основные средства в ремонте».
Принимая автотранспортное средство из ремонтной мастерской, необходимо составить Акт приемки-передачи по форме N ОС-3 . В нем нужно указать все детали и узлы, которые были восстановлены или заменены.
Форма N ОС-3 утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.
Любой ремонт делают с одной целью: поддержать основные средства в рабочем состоянии. При этом ни текущий, ни средний, ни даже капитальный ремонты никак не улучшают технических характеристик, не изменяют назначения и не придают новых качеств отремонтированным транспортным средствам. Если же это все-таки происходит, то речь идет уже не о ремонте, а о достройке, дооборудовании, модернизации и реконструкции объекта. Например, замена в «Волге» отечественного двигателя на импортный — это уже не капитальный ремонт, а модернизация со всеми вытекающими отсюда налоговыми последствиями.
Это очень важно помнить, ведь затраты на проведение модернизации автомобиля следует включать в первоначальную стоимость улучшенных объектов. Такое правило действует и в бухгалтерском (п. 14 ПБУ 06/01), и в налоговом учете (п. 2 ст. 257 НК РФ). Расходы же на ремонт первоначальную стоимость автотранспортных средств не изменяют.
Отражение расходов на ремонт в бухгалтерском и налоговом учете
Затраты на ремонт транспортных средств отражаются в том отчетном периоде, когда они произведены. Как учитывать расходы на проведение ремонта, зависит от того, каким образом проводится ремонт. Ведь предприятие может отремонтировать автотранспортное средство своими силами или же привлечь для проведения работ специализированную организацию.
Ремонтируем транспорт в автосервисе
В этом случае основанием для проводок в бухгалтерском учете будут:
- акт выполненных работ или заказ-наряд от автосервиса, подтверждающий факт проведения ремонта;
- счет-фактура от автосервиса, в котором указана сумма НДС, что позволяет обоснованно возместить ее из бюджета;
- платежные документы (платежное поручение, квитанция к приходному кассовому ордеру, расходный кассовый ордер, авансовый отчет, чек ККМ), подтверждающие оплату услуг автосервиса и стоимости запасных частей.
Пример 1. В июне 2006 г. ООО «Салют» решило отремонтировать грузовой автомобиль. Для этого оно обратилось в автосервис. Стоимость работ составила 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Салют» были сделаны следующие проводки:
Дебет 25 Кредит 60
10 000 руб. (11 800 — 1800) — отражена стоимость выполненных ремонтных работ;
Дебет 19 Кредит 60
1800 руб. — учтена сумма НДС по ремонтным работам;
Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС»
1800 руб. — сумма НДС предъявлена к налоговому вычету;
Дебет 60 Кредит 51
11 800 руб. — погашена задолженность перед автосервисом;
Дебет 20 Кредит 25
10 000 руб. — затраты на ремонт автомобиля включены в расходы отчетного периода.
Организация имеет право на вычет суммы НДС по ремонту автотранспортного средства, выполненному сторонней организацией. Но только в том случае, если она использует этот автомобиль в деятельности, облагаемой НДС, и при условии, что:
- имеется счет-фактура, выставленный организацией, которая осуществляла ремонт;
- подписан двусторонний Акт выполненных ремонтных работ.
В противном случае сумма НДС по ремонтным работам к вычету не принимается, а учитывается в стоимости ремонта.
Существует еще один случай, когда сумма «входного» НДС по ремонтным работам не может быть предъявлена к налоговому вычету: когда расходы по ремонту автомобиля возмещаются страховой компанией (см. Письмо УМНС по г. Москве от 12.02.2004 N 24-11/8704).
Чиним автомобиль самостоятельно
Если же ремонт проводят хозяйственным способом, то есть силами самой организации, то первичными документами, на основании которых делают учетные записи, будут:
- накладная от поставщика запасных частей;
- смета ремонтных работ;
- дефектная ведомость ремонта автомобиля;
- акт приема выполненных работ;
- акт о списании израсходованных запчастей и т.д.
Эти документы необходимы для экономического обоснования расходов на ремонт.
Вычет НДС по запчастям и агрегатам, которые используют для ремонта автотранспортного средства, производят по мере их оприходования независимо от того, когда фактически будет выполняться ремонт, при условии, что выполнены все требования, установленные ст. 171 НК РФ.
Пример 2. В 2006 г. ООО «Кузнец» отремонтировало легковой автомобиль собственными силами. Для этого со склада были выданы запчасти стоимостью 5480 руб. (без НДС).
Заработная плата работников за проведение ремонта составила 2000 руб. Сумма начисленного ЕСН равна 520 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Кузнец» сделаны следующие проводки:
Кредит 10, субсчет «Запасные части»
5480 руб. — списаны запчасти на проведение ремонта;
Дебет 25 Кредит 70
2000 руб. — начислена заработная плата за проведение ремонта;
Дебет 25 Кредит 68, 69
520 руб. — начислена сумма ЕСН;
Дебет 20 Кредит 25
8000 руб. (5480 + 2000 + 520) — затраты на ремонт легкового автомобиля включены в расходы.
Налоговый учет расходов
Расходы на ремонт основных средств в налоговом учете относятся к прочим расходам и уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме в том отчетном периоде, в котором они осуществлены (п. 1 ст. 260 НК РФ).
Причем в регистрах налогового учета предприятие должно сгруппировать расходы на ремонт автотранспортного средства по отдельным элементам, например стоимость запасных частей и материалов, расходы на оплату труда рабочих-ремонтников, услуги сторонних организаций (ст. 324 НК РФ).
При налогообложении прибыли можно учесть и расходы по арендованным автомобилям. Но здесь необходимо соблюсти два условия. Во-первых, в договоре с арендодателем должно быть указано, что он не будет возмещать арендатору средства, истраченные на ремонтные работы. А во-вторых, в налоговом учете у арендодателя отремонтированные автотранспортные средства должны числиться в составе амортизируемого имущества.
При расчете налогооблагаемой прибыли можно взять данные о расходах по ремонту транспортных средств из бухгалтерского учета. Однако нужно иметь в виду, что использовать данные бухучета о расходах по ремонту имеет смысл только тем организациям, которые принимают материалы к бухгалтерскому учету по той же стоимости, что и для целей налогообложения.
Все это касается лишь тех случаев, когда автомобиль используют в производственной деятельности предприятия. А если автомобиль работает в обслуживающих производствах и хозяйствах (ОПХ)?
Налоговая база по деятельности обслуживающих производств и хозяйств формируется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности (ст. 275 НК РФ). Следовательно, расходы на ремонт автотранспортных средств ОПХ должны учитываться отдельно. Об этом говорится в Письме Минфина России от 07.10.2003 N 04-02-05/3/75.
Если автотранспортные средства ремонтируют неравномерно в течение года, то можно сначала учитывать расходы на ремонт на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем равномерно списывать на текущие расходы. Порядок списания расходов будущих периодов организация должна установить самостоятельно и закрепить в своей учетной политике.
На наш взгляд, этот способ учета расходов на ремонт только усложнит работу бухгалтера, так как в налоговом учете расходы на ремонт в полном объеме включают в расходы текущего отчетного периода. Различный порядок учета приведет к тому, что в бухгалтерском учете образуются налогооблагаемые временные разницы, на основании которых необходимо формировать отложенное налоговое обязательство в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль».