Особенности бухгалтерского учета ремонта автомобиля
Текущий и капитальный ремонт, прохождение периодических техосмотров автомобилей – насущная необходимость, позволяющая поддерживать имущество в состоянии, пригодном для эксплуатации, с целью извлечения прибыли. В ходе этих мероприятий возникают расходы, которые необходимо отражать в налоговом и бухгалтерском учете. К таким расходам можно отнести приобретение запчастей, ремонтные работы технических специалистов СТОА, ремонтных мастерских, профилактические осмотры техники.
Вопрос: Как отразить в учете организации-арендатора расходы на текущий ремонт автомобиля, полученного по договору аренды без экипажа, произведенный вспомогательным производством организации?
Затраты на текущий ремонт автомобиля составили 40 000 руб. (в том числе материалы, заработная плата работников, страховые взносы). В месяце завершения ремонтных работ использованные материалы стоимостью 24 000 руб. полностью оплачены, а заработная плата и страховые взносы оплачены в следующем месяце. Автомобиль используется в основном производстве организации. Резерв на ремонт основных средств (ОС) для целей налогообложения прибыли организацией не создавался. Организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на последнее число каждого календарного месяца.
Посмотреть ответ
Возникновение расходов на автомобиль и их текущий учет
Организация, эксплуатирующая автомобиль, может производить ремонт самостоятельно, а может поручить техническое обслуживание и ремонтные работы специалистам на стороне. В налоговом учете такие расходы относят к прочим согласно п. 1 ст. 260 НК РФ. Их следует признать в том периоде, когда они осуществлялись. Бухгалтерский учет производится на основе первичных документов, подтверждающих понесенные расходы.
Рассмотрим учет ремонтов на примере ОСНО.
Вопрос: Организация на ОСН приобрела в лизинг автомобиль. В январе произошло ДТП не по вине лизингополучателя, в результате которого автомобиль не подлежит ремонту. Можно ли учесть лизинговые платежи с января по июль до окончания срока лизинга в составе расходов по налогу на прибыль?
Посмотреть ответ
Ремонт и техобслуживание сторонней организацией
Исчерпывающего перечня документов законодательством не предусмотрено. Практикой выработан следующий порядок оформления работ:
- заключение договора со СТОА, сервисным центром, как правило, на год;
- составление заявки на ремонт с перечнем работ и необходимых запчастей;
- акт приема-передачи авто в ремонт с описанием дефектов и проблемных зон;
- составление заказа-наряда с подробным описанием работ и их стоимостью;
- акт приема-сдачи работ после их окончания;
- счет-фактура (при необходимости);
- акт приема-передачи автомобиля в натуре.
Вопрос: Как отразить в учете организации-дилера проведение гарантийного ремонта проданных автомобилей (приобретенных у дистрибьютора), если затраты на ремонт возмещаются дистрибьютором в размере понесенных расходов? Организация признает оценочное обязательство в связи с необходимостью проведения гарантийного ремонта в бухгалтерском учете, но оно уже полностью использовано ранее, и произведенные расходы им не покрываются. В налоговом учете резерв на гарантийный ремонт не создается.
Стоимость проведенного гарантийного ремонта составила 52 000 руб. (в том числе стоимость запчастей — 20 000 руб. (без НДС), сумма НДС, ранее принятого к вычету при их приобретении, — 4 000 руб.). Отчет о стоимости выполненных работ и использованных запчастей направлен дистрибьютору. Возмещение получено на расчетный счет в том отчетном периоде, в котором произведен гарантийный ремонт.
Посмотреть ответ
Пусть ООО «Звездочка» приняло решение, обратившись в стороннюю организацию, отремонтировать автомобиль КамАЗ. Стоимость работ, согласно счету на оплату, составила 175000 рублей, включая НДС.
Проводки будут выглядеть следующим образом:
- Дт 25 Кт60 — 175000,00 руб. Задолженность СТОА;
- Дт 19 Кт 60 — 26694,92 руб. Отражен НДС;
- Дт 60 Кт 51 — 175000,00 руб. Уплачено СТОА за работу;
- Дт 68 Кт 19 — 26694,92 руб. Предъявлен к вычету НДС.
В каком размере организация-арендодатель может учесть для целей налога на прибыль расходы на ремонт застрахованного автомобиля, переданного в аренду (п. 1 ст. 260 НК РФ)?
Ремонт и техобслуживание внутри организации
Как правило, внутри организации используются следующие документы, учитывающие и подтверждающие ремонт:
- план ремонтов;
- дефектные ведомости;
- заявки ответственных за состояние парка лиц на покупку запчастей, первичные накладные, счета-фактуры и другие документы;
- требования-накладные на выдачу запчастей;
- акты на списание запчастей и материалов на ремонт;
- инвентарные карточки и книги с отметками о ремонтах.
Пусть ООО «Звездочка» отремонтировало КамАЗ своими силами. Стоимость запчастей составила 75000 рублей, а заработная плата работников мастерской, занятых ремонтом – 25000 рублей.
Проводки будут такими:
- Дт 25 Кт 10/5 — 75000,00 руб. Списаны запасные части на ремонт;
- Дт 25 Кт 70 — 25000,00 руб. Начислена заработная плата;
- Дт 25 Кт 68,69 — 7500 руб. Отчисления в фонды с заработной платы.
Создание резерва на проведение ремонтов
Резервирование средств для будущих ремонтов – право организации, а не ее обязанность. Необходимо прописать необходимость такого резерва в учетной политике. Расчет отчислений в резерв базируется на данных дефектных ведомостей, стоимости автомобиля, сроках его службы и технических характеристиках. Составляется годовая смета ремонта и обслуживания автомобиля.
Пусть расчетная сметная стоимость на год — 360000,00 рублей, на месяц — 30000,00 рублей.
Проводки и расчеты используются такие: Дт 25 Кт 96 30000,00 руб.
ООО «Звездочка» произвело ремонт КамАЗа в СТОА в январе на сумму 75000, руб., включая НДС 11440,68 руб. Резерв составил 30000,00 руб. Сумма без НДС 63559,32 руб.:
- Дт 60 Кт 51 — 75000, 00 руб. Оплачен ремонт СТОА;
- Дт 96 Кт 60 — 30000, 00 руб. Ремонт за счет фонда.
63779,32 — 30000,00 = 33779, 32
- Дт 97 Кт 60 — 33779,32 руб. Оставшаяся сумма включена в расходы будущих периодов;
- Дт 19 Кт 60 — 11440,68 руб. Учтен НДС;
- Дт 68 Кт 19 — 11440,68 руб. НДС предъявлен к вычету.
Следует сказать об особенностях учета ремонтов в случаях, когда автомобиль арендуется или берется по договору лизинга.
Автомобиль в аренде
Существуют два вида договора аренды автомобиля:
- без экипажа;
- с экипажем (временное фрахтование).
В первом случае, согласно ст. 642 ГК РФ, арендатор получает право временно пользоваться автомобилем, в том числе и управлять им, содержать в надлежащем виде. Арендодатель получает плату за пользование своим авто. Далее, согласно положениям ст. 644 ГК РФ, текущий и капитальный ремонт автомобиля обязан осуществлять арендатор. Он же и поддерживает надлежащее техническое состояние автомобиля, признавая затраты по закону.
Статья 264 (п. 11-1) позволяет сделать это организациям, применяющим ОСНО, а статья 346.16 (п. 12) – применяющим УСН. Все расходы должны иметь документальное подтверждение, на основании должным образом оформленных первичных документов.
Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей признаются без проблем для организаций, применяющих ОСНО:
- если автомобиль является амортизируемым – на основании ст. 260 НК РФ вне зависимости, прописано это в договоре или нет;
- если авто амортизации не подлежит (например, арендовано у частного лица или организации на спецрежиме) – на основании ст. 264 НК РФ (п. 1-49).
Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей у организации на УСН признаются однозначно, только если эти автомобили амортизируются. Об этом сказано в ст. 346.16 (п. 4) НК РФ: в перечень ОС включаются те основные средства, которые признаны амортизируемыми (исходя из положений гл. 25 НК РФ). Следовательно, в расходах можно учитывать затраты только амортизируемых автомобилей. Указаний на возможность включать в расходы ремонт и техобслуживание арендуемых у частных лиц автомобилей, которые не подлежат амортизации, у упрощенцев нет. Может возникнуть ситуация, которую налоговые органы вправе трактовать не в пользу арендодателя.
Во втором случае автомобиль арендуется с экипажем. Арендодатель предоставляет за плату, помимо самого автомобиля, и услуги водителя. Здесь, согласно 634 ГК РФ, арендодатель самостоятельно производит ремонты как текущие, так и капитальные.
Внимание! Затраты на приобретение запчастей организацией невозможно будет признать в расходах, поскольку их приобретение является по законодательству обязанностью арендодателя и входит в понятие ремонта автомобиля.
Автомобиль в лизинге
Согласно Закону №164-ФЗ от 29-10-98 г., рассматривающему вопросы лизинга (финансовой аренды), лизингополучатель обязан ремонтировать, производить техобслуживание, охранять принятое им по договору имущество. Если в договоре не прописано иное, положения ст. 17-1 ФЗ 164 являются основанием для включения указанных затрат в расчеты для целей налогообложения. Подтверждается это правило и указаниями ст. 260 НК РФ (п. 1,2). При этом не играет существенной роли, стоит ли автомобиль на балансе лизингодателя либо лизингополучателя – по общему правилу расходы по нему лежат на организации, получившей имущество.
Внимание! Первичные документы и учетные данные должны не только подтверждать факт расходов на автомобиль, но и содержать указание на использование этого автомобиля в производственных целях, для получения организацией дохода, подтверждать экономическую обоснованность расходов.
Расходы на автомобиль: при покупке, на содержание и обслуживание
Расходы на автомобиль: при покупке, на содержание и обслуживание
Расходы на автомобиль – сложный составной показатель. Настоящий информационный материал содержит подробный обзор того, какие расходы на автомобиль возможны, показывает, как правильно выбрать транспортное средство «по карману» и раскрывает основные направления того, как снизить расходы на автомобиль.
Материал может быть практически полезен:
- лицам, впервые задумывающимся о приобретении машины;
- опытным автовладельцам;
- профессионалам (экономистам, инженерно-техническим работникам автотранспортных подразделений и др.), занимающимся вопросами учета и планирования расходов на транспорт компании.
Расходы на автомобиль определяются многими составляющими, сгруппировать которые можно в три основных направления:
- расходы, связанные с покупкой и продажей автомобиля;
- расходы на содержание автомобиля, условно не зависящие от эксплуатации;
- эксплуатационные расходы автомобиля (расходы на обслуживание автомобилей), зависящие от интенсивности использования.
Кроме того, рассмотрим так же и то, как величина расходов зависит от класса автомобиля, позиционирования бренда, конструктивных особенностей и условий эксплуатации.
Расходы, связанные с покупкой и продажей автомобиля .
Этот раздел мы посвятим сопутствующим расходам на автомобиль, связанным с его покупкой и продажей, которые возникнут сверх стоимости самого транспортного средства. Укрупненный состав расходов выглядит следующим образом:
- сопутствующие расходы на покупку автомобиля;
- потеря стоимости за время эксплуатации автомобиля;
- единовременные расходы на комплектацию и дополнительное оборудование автомобиля;
- расходы на проценты при приобретении за счет заемных средств;
- расходы на продажу автомобиля или его утилизацию.
Сопутствующие расходы на покупку автомобиля в свою очередь структурируются следующим образом:
- расходы на подбор автомобиля;
- расходы на осмотр автомобиля и его диагностику (актуально прежде всего для автомобилей с пробегом);
- расходы на оформление договора купли-продажи транспортного средства;
- расходы на оплату по договору купли-продажи транспортного средства (банковский процент за перечисление и т.п.);
- расходы на постановку на учет транспортного средства в установленном порядке;
- первичные расходы на топливо;
- расходы на доставку к месту хранения и эксплуатации.
Расходы на подбор автомобиля состоят для частных лиц, как правило, из личных расходов на поездки с целью осмотра вариантов для покупки, телефонные звонки и на услуги профессиональных консультантов, специализирующихся на подборе подходящего экземпляра (чаще — автомобиля с пробегом). У компаний состав расходов на служебный автомобиль на этапе покупки шире: его можно описать как дополнительную сумму расходов на оплату труда персонала за то время, которое потрачено ими на подбор и окончательное утверждение варианта покупки, расходы на связанные с этим деловые поездки, расходы на проведение тендера.
Расходы на осмотр автомобиля и диагностику в сервисе перед покупкой являются дополнительной затратной составляющей, как правило при подборе автомобиля с пробегом. Это существенно снижает риск приобретения проблемного экземпляра, последующее приведение которого в надлежащее состояние и ремонт выйдет за грань приемлемого уровня расходов. Иногда проверке на возможное устранение последствий транспортных повреждений подвергают и новые автомобили при покупке их у дилеров – для этого так же за отдельную плату может быть привлечен специалист с прибором измерения толщины лакокрасочного покрытия.
Оформление договора купли-продажи транспортного средства , его почтовая пересылка, изготовление необходимых копий так же в ряде случаев могут принести расходы. Услуги оформления договора не велики по сумме, но позволяют оформить сделку на юридически выверенных условиях, отвечающим по объему содержащихся сведений запросам регистрирующего органа.
Расходы на оплату в виде сопутствующих затрат при некоторых формах расчета может понести покупатель – комиссия банку за перечисление на расчетный счет продавца или за снятие наличных в банке и т.п.
Расходы на постановку на учет транспортного средства установлены государством и неизбежны (в отличие от перечисленных выше расходов, которые в ряде случаев покупатели могут миновать). В итоге, понеся эти расходы, владелец получит свидетельство о регистрации (документ) и номерные знаки.
Помимо этого, для спецтехники и в иных особых случаях, установленных действующим законодательством, владельцу необходимо совершить дополнительные действия – поставить транспортное средство на учет в органах технического надзора, военном комиссариате и др.
Первичные расходы на топливо надо запланировать заранее и иметь средства к выезду за приобретаемым автомобилем. В большинстве случаев выезд приобретенного автомобиля от продавца происходит с самым минимальным остатком топлива в баке, до ближайшей АЗС. Поездки на постановку на учет в установленном порядке, а так же следование к месту постоянного нахождения требуют расходов на топливо.
Расходы на доставку к месту хранения и эксплуатации как правило определяется расходами на проезд за автомобилем к удаленному продавцу, а иногда и доставку приобретенной техники другими видами транспорта.
Потеря стоимости автомобиля за все время владения как правило составляет весьма внушительную сумму. Это ощутимо увеличивает расходы на автомобиль. Разница в стоимости покупки и продажи зависит:
- от этапа в жизненном цикле автомобиля (приобретается новый или автомобиль с пробегом, эксплуатируется до перепродажи остаточным ресурсом или до полного износа и утилизации);
- от времени владения: в абсолютном большинстве случаев чем дольше автомобиль во владении, тем больше разница в абсолютном выражении, но меньше значение за единицу времени;
- от индивидуальной динамики стоимости в зависимости от бренда и модели.
Здесь надо заметить, что в первые годы от цены нового автомобиля потеря стоимости максимальна, потом динамика падения снижается. В связи с этим есть категория владельцев, предпочитающих покупать автомобили текущего поколения не новыми, а в возрасте 2-3 года – по состоянию они почти соответствуют новым и в актуальном кузове, но при этом они уже потеряли до 30-40% от первоначальной цены.
Как правило, в премиальном сегменте темп падения стоимости опережает аналогичный показатель для автомобиля массового сегмента. Например, когда машина премиум класса потеряет, 40-50% стоимости, за тот же период популярный автомобиль «народной» марки утратит только 25-30%.
Получить представление о потере стоимости за период обладания тем или иным автомобилем можно наглядно, сравнив цены на эту модель на вторичном рынке по объявлениям, выбирая года выпуска как переменный параметр отбора. Поможет получить информацию в этом вопросе и изучение профессиональной аналитики, которая периодически публикуется. При расчете от цены нового автомобиля не забудьте прибавить к ней стоимость планируемого дополнительного оборудования, т.к. в объявлениях о продаже подержанных машин оно уже в абсолютном большинстве случаев учтено в назначенной цене.
Единовременные расходы на комплектацию и дополнительное оборудование автомобиля условно единовременные. Например, установив защиту картера двигателя, брызговики или предпусковой подогреватель, мы исходим из того, что они являются неотъемлемой частью автомобиля, прослужат все время и не останутся у владельца после продажи или утилизации машины. Состав дополнительной комплектации и стоимость индивидуальны по выбору покупателя, за редким исключением: владелец может приобрести только самый минимум, но расходы на аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки и некоторые другие вещи придется нести независимо от желания, поскольку это требование законодательства.
Расходы на проценты при приобретении автомобиля за счет заемных средств так же не стоит забывать. Переплата сверх суммы основного долга (выплата процентов) по кредитному договору и сопутствующие дополнительные платежи существенно увеличивают совокупные расходы на автомобиль.
Расходы на продажу автомобиля или его утилизацию определяются расходами на размещения объявления о продаже, расходами на подготовку автомобиля к показу потенциальным покупателям (как минимум – на комплексную мойку машины).
В большинстве случаев экономически целесообразно перед продажей провести диагностику и предпродажную подготовку, устранить некоторые дефекты – так можно продать машину быстрее и дороже, с запасом покрыв дополнительные расходы.
Для полного понимания затрат компании — владельца целесообразно дополнительно учесть расходы на оплату труда сотрудника или специализированной компании за все оплачиваемое время поиска покупателя, расходы на проведение тендера, оформление договора-купли-продажи транспортного средства, почтовые и канцелярские расходы.
Если техника используется до полного использования ресурса, то в конце подлежит утилизации. Это так же сопряжено с некоторыми расходами на автомобиль, хотя в ряде случаев они могут быть с запасом покрыты компенсацией государства по спецпрограмме или доходом от продажи металлолома и отдельных запчастей на вторичном рынке.
Расходы на содержание автомобиля
Здесь мы прежде всего предлагаем считать условно-постоянные расходы на автомобиль, которые не зависят от факта эксплуатации и ее интенсивности. К ним относятся:
- транспортный налог;
- иные расходы на налоги и обязательные сборы;
- расходы на технический осмотр;
- расходы на обязательное страхование автомобиля;
- расходы на стоянку, охрану и т.п.
Некоторые виды расходов в этой группе очень сильно могут зависеть от параметров приобретенного автомобиля и места регистрации. Так, транспортный налог может отличаться в разы в зависимости от ключевых параметров автомобиля, достигая весьма внушительных сумм за мощные дорогие автомобили класса «люкс», при том что какая-то категория автомобилей (например, с малой мощностью двигателя или с экологически чистой силовой установкой) может быть вообще освобождена от уплаты транспортного налога.
Иногда даже несколько дополнительных лошадиных сил мощности (по сравнению с моделью – альтернативой) приводят к переходу транспортного средства в другую категорию с повышенными ставками налога.
Регистрация в соседнем регионе, если есть такая возможность, может дать существенную экономию с учетом региональных различий ставок налогообложения на один и тот же автомобиль, дать экономию при расчете оплаты за страхование.
Эксплуатационные расходы автомобиля
В расходах на автомобиль эксплуатационные затраты занимают важное место. По характеру такие расходы состоят из регулярных (например, на топливо), периодических (например, на ТО, шины), случайных (за проезд по платному участку дорог, на устранение последствий ДТП и др.).
Эксплуатационные расходы автомобиля зависят от следующих основных факторов:
- класс автомобиля: чем больше размер по принятой классификации (А, В, С, D, E и др.), тем выше затраты;
- сегмент, в котором позиционируется бренд: машина массового сегмента дешевле в содержании чем автомобиль премиального сегмента того же класса;
- интенсивность и условия использования: чем активнее используется машина и чем сложнее дорожные и климатические условия, тем выше расходы;
- конструктивные особенности модели и ценовая политика производителя на запчасти и ТО;
- объем обслуживания;
- обслуживание и ремонт в условиях сервиса или собственными силами;
- случайные события (ДТП и пр.).
Автомобили одного класса одного сегмента близки по этому параметру между собой, но различие уровня расходов между классами велико, как велика и разница между сегментами (например, массовым и премиальным). Приведем для иллюстрации один из вариантов сегментации рынка легковых автомобилей:
- low: нижний ценовой сегмент;
- middle: средний ценовой сегмент, который в свою очередь органично делится на low-middle, middle-middle и hi-middle;
- premium;
- lux.
Компактная бюджетная модель автомобиля от бренда, позиционирующего себя в сегменте hi-middle (например, VW Polo), в содержании практически гарантированно будет дороже ее прямого конкурента от бренда из более бюджетного сегмента (например, RENAULT Logan). Разумеется, речь идет о совокупности расходов на автомобиль за весь период использования – более дорогой бренд «найдет», как взять свою доплату, даже если машины приобретаются практически за одну первоначальную цену.
Эксплуатационные расходы автомобиля являются ключевым параметром при выборе автомобиля для покупки. Их недооценка может привести к обременительному положению владельца (эксплуатанта), к вынужденному снижению интенсивности использования или к перерывам эксплуатации из-за невозможности вовремя понести расходы на ремонт и обслуживание. Машина «по карману» принесет полное удовлетворение потребностей и ожиданий, а излишне дорогостоящий в содержании автомобиль станет источником регулярных затруднений и негатива.
Для понимания уровня предстоящих эксплуатационных расходов автомобиля необходимо провести ориентировочный расчет с учетом интенсивности эксплуатации. Выбрать годовой пробег как отправную точку расчета эксплуатационных расходов лучше на фактических данных за прошлый период. Если машина приобретается впервые, то для малой интенсивности частного использования можно взять 15 тыс. км, для средней – 25 тыс. км в год, в компаниях годовой пробег машин чаще находится в диапазоне 50-100 тыс. км в год, а тяжелой коммерческой техники на региональных и междугородних перевозках – 150 тыс. км и более.
Состав эксплуатационных расходов автомобиля:
- расходы на топливо;
- расходы на шины;
- расходы на тормозные компоненты;
- расходы на моторное масло;
- расходы на мойку автомобиля;
- расходы на техническое обслуживание;
- прочие текущие и периодические эксплуатационные расходы;
- расходы на ремонт автомобиля;
- расходы на безопасность автомобиля;
- расходы на право проезда.
Расходы на топливо могут различаться весьма существенно, в силу конструктивных особенностей автомобилей и вносят существенный вклад в совокупные расходы на автомобиль. Накладывает свой отпечаток индивидуальная манера управления водителя, условия движения и другие факторы повышенного расхода топлива, которым посвящен отдельный материал в разделе «Полезное» на ЗиСинфо.рф. В результате, например:
- легковой моноприводый автомобиль класса «В» с ДВС рабочим объемом 1,4-1,6 литра мощностью до 125 л.с. может иметь средний реальный расход (с учетом города) порядка 9 л/100 км;
- легковой автомобиль класса «С» с двигателем 1,8 литра мощностью около 140 л.с., при прочих равных, будет потреблять уже 11 л/100 км;
- полноприводный кроссовер класса «С» с двигателем 2,0 мощностью 150 л.с., равно как и седан класса «D» с двигателем 2,4-2,5 л, расходует топлива ориентировочно 13-15 л/100 км;
- для среднеразмерного полноприводного кроссовера этот показатель составит уже около 15-17 л/100 км;
- для мощного многоцилиндрового седана представительского класса или полноразмерного внедорожника не стоит удивляться показателю 25 л/100 км и более.
На текущем этапе указываемые производителями паспортные данные по расходу топлива существенно ниже средних фактических, поэтому для предварительного расчета можно к паспортным данным среднего расхода топлива прибавить 30% для расчета ориентировочного реального расхода и предстоящих затрат.
Расходы на служебный автомобиль по топливу следует проводить на основе расчета индивидуальных норм расхода в соответствие с нормами и методикой, утвержденных Министерством транспорта.
Расходы на шины так же требуют внимательного учета для оценки затрат на эксплуатацию автомобиля, если пробег предстоящей эксплуатации превышает ориентировочный ресурс шин до замены, а сезонные различия и законодательство требуют применения разных комплектов шин для лета и для зимних условий. Состав расходов на шины следующий:
- стоимость комплекта летних шин (при длительной эксплуатации, из расчета 50 тыс. км пробега для легковых автомобилей);
- стоимость комплекта зимних шин (при длительной эксплуатации, из расчета 50 тыс. км пробега);
- стоимость сезонной замены шин и их балансировки (смена 2 раза в год, весна и осень).
В зависимости от планов по использованию автомобиля расчет эксплуатационных расходов на шины будет отличаться. Так, если приобретается новый легковой автомобиль на короткий срок (например, 2 года), при том что общий ориентировочный пробег не превысит 50 тыс. км. (из которых чуть более половины на летней резине), то считать расходы на приобретение комплекта зимних шин имеет смысл полностью, а приобретение второго комплекта летних шин в составе предстоящих эксплуатационных расходов не учитывать. Если же планируется длительная эксплуатация (например, 5 лет и около 125 тыс. км пробега), то в расходы на автомобиль так же стоит включить и стоимость комплекта летних шин.
Для грузовых шин, приспособленных к восстановлению наваркой протектора, имеет смысл учесть затраты на соответствующие услуги. Восстановление даст экономию за полный жизненный цикл шины.
Значимым в расходах на шины так же является экономическая целесообразность приобретения второго комплекта дисков под зимние шины. Так, если автомобиль приобретается на короткий срок, например, на 2 года, то стоимость 4 операций шиномонтажа (весна и осень каждый год) будет меньше, чем стоимость комплекта недорогих стальных штампованных дисков и декоративных колесных колпаков к ним. Если же автомобиль приобретается на длительный срок, то приобретение дополнительного комплекта дисков на зимнюю резину может быть экономически выгоднее, даже если речь идет о моделях из алюминиевого сплава. С учетом цен на услуги шиномонтажа в зависимости от диаметра и цены предпочитаемых дисков можно сделать несложный расчет, который покажет более выгодное решение и совокупные расходы на автомобиль по этому направлению за весь период предстоящей эксплуатации машины.
При планировании затрат на шиномонтаж нужно узнать диаметр колес у выбираемой модели, что оказывает существенное влияние на уровень расходов на автомобиль. Например, шиномонтаж колес диаметром 15 дюймов дешевле ориентировочно в 2 раза, чем шиномонтаж колес 18 дюймов. Существенно с ростом диаметра растет и цена самих шин — в приведенных для примера диаметрах разница может быть уже в 4 раза. Это же относится и к цене колесных дисков. Поэтому если минимизация расходов являются значимым или даже ключевым фактором, то выбирать для приобретения автомобиль лучше на колесах с меньшим диаметром, даже если эта разница всего в 1 дюйм.
Расходы на тормозные компоненты рабочей тормозной системы иногда могут быть ощутимыми по сумме и регулярными по периодичности. При этом расходы на запчасти и работу по их замене традиционно не учитываются в сумме ТО (технического обслуживания) — в ТО входит только проверка (но не работы по замене), поскольку необходимость замены зависит от множества переменных факторов и определяется индивидуально по фактическому состоянию в ходе осмотра.
Расходы на автомобиль по части рабочих тормозных компонентов определяются следующим составом:
- тормозные колодки;
- тормозные диски (или барабаны в старых моделях);
- противоскрипная смазка для тормозных систем (или медная смазка);
- специальная смазка для направляющих (если необходимо по конструкции);
- пыльники направляющих (замена при разрыве или ином дефекте, позволяющем грязи проникать к направляющим);
- датчик износа (если предусмотрен конструкцией).
Если на большинстве массовых моделей легковых машин при неагрессивной манере управления тормозные колодки могут служить до 50-70 тыс. км пробега, а тормозные диски вдвое дольше, то на некоторых моделях автомобилей они являются «расходником» – даже передние тормозные диски требуют замены при 25 тыс. км. пробега или чуть больше. В этом случае расходы на автомобиль повышаются ощутимо.
Необходимость замены тормозных колодок определяется по итогам замера остаточной толщины фрикционной накладки, а замена тормозного диска производится если его остаточная толщина между рабочих плоскостей близка к минимально допустимой толщине (указанной в руководстве по эксплуатации на данный автомобиль) или диск деформирован и имеет биение при вращении.
Расходы на моторное масло определяется конструкцией двигателя внутреннего сгорания и особенностями применяемого масла. Некоторые двигатели, даже будучи новыми и полностью исправными, потребляют моторное масло так, что требуется его доливка между плановыми заменами.
Как правило, предельное значение расхода для исправного двигателя указано в руководстве по эксплуатации: например, на некоторые модели BMW расход до 700 мл масла на 1000 км пробега не является признаком неисправности двигателя.
При определении расхода моторного масла следует ориентироваться на временные нормы расхода масел и смазок, утвержденных Министерством транспорта, которые в настоящее время действуют в следующих значениях (на 100 литров общего нормируемого расхода топлива):
- для легковых, грузовых автомобилей и автобусов, работающих на бензине, сжатом и сжиженном газе – не более 2,4 л;
- для грузовых автомобилей и автобусов, работающих на дизельном топливе – не более 3,2 л;
- внедорожных автомобилей-самосвалов, работающих на дизельном топливе — не более 4,5 л.
На практике для легкового автомобиля доливка между ТО может составлять от нескольких сотен граммов до объема, сопоставимого с полным заправочным объемом двигателя. Если двигатель моторное масло «ест», то расходы на автомобиль нужно планировать в увеличенном размере. Встречаются и машины, двигатели которых не требуют доливки масла между ТО.
Расходы на мойку автомобиля так же отличаются регулярностью и вносят свой вклад в расходы на автомобиль. Как правило, в моечных сервисах на автомобили больше классом предусмотрены и большие расценки на услуги мойки: разница расценки на мойку автомобиля класса А и полноразмерного внедорожника или минивэна может достигать 1,5-2 раз.
Автомойки предлагают как услугу «Комплексная мойка», которая учитывает наружную мойку кузова автомобиля и уборку в салоне, так и раздельно услуги «Наружная мойка кузова» и целый ряд отдельных позиций – мойка днища, мойка ковриков, пылесос в салоне, протирка стекол изнутри и др. Это востребовано владельцами машин, т.к. позволяет получить в данный момент услуги мойки в том объеме, который в настоящее время актуален, и, при этом, несколько снизить расходы.
Так, для нечасто используемого личного легкового автомобиля как правило достаточно:
- 1 раз в месяц выполнять комплексную мойку в сервисе,
- 2-3 раза в месяц между комплексными мойками выполнять наружную мойку кузова и ковриков в сервисе (каждое посещение обойдется по стоимости услуг примерно в 2 раза дешевле «комплекса»);
- самостоятельно по мере необходимости протирать переднюю панель в салоне от пыли.
В части мойки, расходы на служебный автомобиль, используемый ежедневно, особенно в представительских целях, требуют планирования, поскольку совокупные затраты на эти цели могут достигать значительных сумм и носят регулярный характер.
Даже если частный владелец или водитель компании моет машину самостоятельно, и тем более часто, то необходимо планировать затраты на расходники:
- губка для мойки машины;
- протирочные салфетки и полотенца для кузова, стекол и пластиковых деталей;
- автошампунь для кузова;
- средства для удаления следов насекомых и битума;
- автомобильный стеклоочиститель;
- очистители для пластиковых деталей и обивки сидений.
Для более тщательного ухода дополнительно потребуются:
- чернитель шин;
- полироль для хромированных деталей.
Если планируется использовать моечный аппарат высокого давления и пылесос, то нужно брать в расчет еще расходы на их приобретение и обслуживание.
Расходы на техническое обслуживание несложно оценить наперед, ориентируясь на сетку технического обслуживания выбранного официального дилера. Периодичность ТО, состав работ и используемых расходных материалов установлены производителем на данную конкретную модель. У некоторых брендов стоимость по сетке ТО внедрена централизованно и является рекомендованной, учитывает расходники. Расценки выбранного официального сервиса могут иметь отличия. Обратившись к дилеру можно получить исчерпывающую информацию о предстоящих расходах на автомобиль по ТО за весь период предстоящей эксплуатации выбранного автомобиля. Стоимость ближайшего ТО совсем не показательна, т.к. состав работ и расходников между ТО на разном пробеге может сильно различаться, что определяет и ощутимую разницу в цене.
Для фиксации стоимости на несколько предстоящих ТО некоторые бренды предлагают заключить сервисный контракт с официальным дилером. Автопроизводители при этом заявляют просчитанную ими экономию для владельцев до 25-30%, предлагают дополнительные мотивирующие опции (бесплатная техпомощь и т.п.). Это позволит точно зафиксировать расходы на служебный автомобиль в объеме нескольких ТО, да и для частного владельца это может быть привлекательно.
Вопреки распространенному заблуждению ТО — это не только замена моторного масла и расходников (фильтров и некоторых других). В составе ТО целый комплекс проверочных и контрольных работ, в том числе выполняемых на специальных дорогостоящих стендах и с применением современного диагностического оборудования.
Важно так же помнить, что расходы на автомобиль в части его обслуживания не определяются только стоимостью ТО, как выше было показано на примере расходов на тормозные компоненты. Получить необходимую информацию о составе работ ТО можно из руководства по эксплуатации или обратившись к официальному дилеру.
Прочие текущие и периодические эксплуатационные расходы крайне важны для безопасной эксплуатации, текущего контроля состояния и профилактике неисправностей. Расходы на автомобиль по этому блоку предлагаем считать в следующем составе:
- расходы на регулярный контроль и выравнивание давления в шинах;
- жидкость в бачок омывателя лобового стекла;
- замена щеток стеклоочистителя, ламп освещения;
- периодическая проверка и регулировка углов установки колес (сход-развал);
- периодическая диагностика и зарядка аккумуляторной батареи (особенно в преддверии зимнего сезона);
- заправка кондиционера;
- очистка испарителя кондиционера;
- сезонная подготовка автомобиля к зиме и к лету (помимо смены шин);
- уход за резиновыми уплотнителями путем их очистки и нанесения силиконовой смазки;
- расходы на некоторые виды специальных средств (медную смазку, смазку «жидкий ключ» и др.);
- долив антифриза, тормозной жидкости и др. по мере необходимости между ТО;
- замена батарей в ключе зажигания и в пульте дистанционного управления сигнализации;
- периодическое прохождение технического осмотра;
- для спецтехники — периодическое прохождение ультразвуковой дефектоскопии, освидетельствования и т.п.;
- другие.
Расходы на ремонт автомобиля практически невозможно спрогнозировать на длительный срок. Если в период действия заводской гарантии расходы на автомобиль для владельца по статье «ремонт» скорее всего связаны с рисками устранения последствий ДТП, не покрываемых страхованием, то расходы на ремонт автомобиля в постгарантийный период связаны со множеством факторов, носящих как систематический, так и случайный характер.
Машины одной и тоже модели, выпущенные в один день с конвейера, выходят из строя в ходе эксплуатации или требуют ремонта из-за ДТП в разной мере. Весьма велики различия между разными моделями автомобилей: например, в подвеске одной достаточно менять шаровые опоры, а конструктивное исполнение в другой модели требует гораздо более дорогой замены рычага подвески в сборе ввиду неразборной конструкции. Разная фактическая «живучесть» узлов и агрегатов, а так же разная манера управления и условия эксплуатации делают детальное планирование расходов на ремонт автомобиля практически нереальным без накопленной фактической статистики эксплуатации именно этой модели.
Выбирая же технику «с чистого листа» на длительный срок, либо с большим пробегом или для сравнения разных моделей с целью понимания уровня предстоящих расходов на автомобиль стоит ориентироваться на стоимость основных узлов, которые с наибольшей вероятностью потребуют замены:
- амортизаторы подвески колес (передние и задние);
- пружины подвески колес;
- рычаги подвески;
- ступичные подшипники;
- приводы колес;
- сцепление МКПП;
- стартер;
- генератор;
- термостат;
- высоковольтные провода (комплект);
- топливный насос;
- топливные форсунки.
В дополнение к стоимости запчастей надо узнать и стоимость работ по их замене. Некоторые модели машин в силу индивидуальных компоновочных решений отличаются уникально высокой стоимостью отдельных работ. Расходы на автомобиль по части замены указанных запчастей практически неизбежны при пробеге после 100 тыс. км.
На случай ДТП или попадания камня на дороге от встречной машины предусмотрительно прицениться по следующим позициям:
- лобовое стекло;
- наружные зеркала заднего вида;
- передний бампер;
- передняя фара;
- переднее крыло кузова;
- облицовка радиатора.
Планируя расходы на автомобиль важно помнить, что по статистике в среднем легковой автомобиль попадает в кузовной ремонт 1 раз в 2 года с небольшими региональными различиями этого показателя.
Таблица расходов на автомобиль с суммированием информации о стоимости указанного набора запчастей и стоимости услуг по их замене поможет увидеть значительную разницу между разными моделями автомобилей. Имея более детальную информацию о периодичности замены указанных запчастей для данной конкретной модели можно уточнить сумму затрат в пересчете на время планируемой эксплуатации автомобиля. Это даст предварительный ориентир по расходам на автомобиль по статье «ремонт», но, разумеется, не исчерпывающий – в современных автомобилях много систем, узлов и отдельных деталей, которые со временем могут выйти из строя. В свое время потребуют капитального ремонта или замены крупные и весьма дорогостоящие двигатель, КПП, выпускная система.
Расходы на безопасность автомобиля чаще всего определяются регулярными платежами в связи с эксплуатацией спутниковых охранных систем и некоторых отдельных платных услуг охранно-телематических комплексов. Расходы на автомобиль в части приобретения и установку таких систем, без периодических платежей за поддержание работоспособности сервисов, мы уже упоминали в составе единовременных расходов на дополнительное оборудование и комплектацию.
Расходы на право проезда либо возможность проезда, для многих автолюбителей не актуальны, только если не живут в каком-то особенном месте. Такие расходы на автомобиль возможны в следующих случаях:
- проезд по платным участкам дорог;
- проезд по платным понтонным или паромным переправам;
- платный въезд в центр мегаполиса;
- сезонный сбор с большегрузов весной;
- расходы в связи с эксплуатацией и проездом негабаритного транспорта и / или провозом негабаритного груза.
Заключение
Расходы на автомобиль – комплексный показатель, зависящий от множества факторов. Ориентирование в этом вопросе и предварительный расчет поможет выбрать машину по средствам и достойно ее содержать, не испытывая затруднений.
Таблица расходов на автомобиль, составленная на основе индивидуального расчета по указанным выше факторам, окажет неоценимую помощь для принятия решения о покупке, планирования и контроля затрат приобретенного автомобиля.
Часть расходов приобретенного автомобиля поддается оптимизации. Как снизить расходы на автомобиль мы рассмотрели в материале «Большой расход и экономия топлива», которая размещена в разделе «Полезное» на ЗиСинфо.рф. Полезная информация для автомобилистов по части снижения расходов так же в других материалах нашего интернет-портала.