Порядок ремонта пожарной и аварийно-спасательной техники
Для эффективной эксплуатации спецтехники, проведения спасательных работ, для продления сроков службы машин и техники служит корректная организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники.
Миссию по надлежащей подготовке к ТО и ремонту выполняют ответственные должностные лица, начальники пожарных команд. В зону их ответственности входит подготовка, проведение и контроль результатов запланированного сервисного обслуживания и ремонтных работ, снабжение служащих на эти цели необходимыми материалами и временем.
Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники
Действия по организации включают:
- принятие техники на баланс части;
- правильный учет ТС и систематический мониторинг их функционирования;
- регулярное ТО;
- осуществление запланированных и экстренных работ по устранению неполадок;
- проведение плановых занятий бойцов подразделения для проверки навыков по подготовке ТС к работе в разное время года;
- систематическая диагностика рабочего состояния ТС и агрегатных узлов.
Так как от готовности оперативной пожарной техники по экстренному выезду на пожар зависит быстрая ликвидация возгорания, необходимо придерживаться правил ее эксплуатации.
Оперативные транспортные средства применяют исключительно для устранения возгораний и осуществления спасательных действий.
Нормативы технических документов определяют правила и технический регламент по эксплуатации и уходу за ПТ. В частности, сервисный ремонтный отдел по восстановлению служебной техники руководствуется наставлением по эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники.
По сервисному мониторингу спецтехники и ее ремонту составляется предварительный план.
Подготовленность автопарка к осуществлению первоочередных задач определяется:
- рабочим состоянием оперативных машин;
- полной и постоянной заправкой транспорта водой, топливом, пенообразующими жидкостями;
- наличием комплекта пожарного инструмента для ликвидации возгорания.
Корректное содержание, регулярное устранение поломок и техосмотр автопарка определяет техническую готовность пожарных автомобилей.
Алгоритм обслуживания ПТ определяется указом руководящего должностного лица, начальника пожарной охраны в полном согласии с постановлениями правовых актов Российской Федерации.
Учет пожарных автомобилей и их работы
Учет оперативных спецсредств, стоящих на балансе ПЧ, ведется по документации:
- св-во о регистрации, техпаспорт ТС;
- формуляр на ТС о принадлежности к данной ПЧ;
- учетный журнал рабочих часов и передвижения автотехники;
- эксплуатационная карточка пожарного транспортного средства, в которой указан номерной знак машины, расход ГСМ и период использования;
- путевка;
- учетная карта выработанных часов автошин и эксплуатации аккумулятора автомобиля;
- журнал по учету техобслуживания;
- путевой листок дополнительной техники;
- журнал по регистрации выдачи, возврата путевок и учета работы вспомогательного спецтранспорта.
При пересменке караула все ТС сдаются чистыми, с полным комплектом инструмента, заправленными топливом и водой, произведены пометки в учетную документацию.
Сотрудник, принимающий машину, осматривает состояние ТС. При принятии смены и приемке машины работа включенного двигателя ограничена по времени. Оно не должно превышать для основных пожарных автомобилей общего назначения
- с карбюратором в пределах трех мин.;
- на дизеле пять мин.;
- спецмашины семь мин.;
- машины, оснащенные автолестницами, до десяти мин.
Порядок содержания, ТО и ремонта пожарной и аварийно-спасательной техники
Систематическое техобслуживание дает возможность содержать автопарк в безупречном рабочем, готовом к реализации первоочередных целей состоянии.
Виды ТО оперативных ТС и установленные периоды гарантируют:
- стопроцентную готовность;
- эффективное функционирование деталей ТС;
- своевременное устранение поломок.
Техобслуживание должно обеспечивать постоянную готовность техники, поэтому его осуществляют в оговоренные графиком периоды.
Соблюдение сроков и порядок ремонта контролирует сервисный отдел.
Работы по устранению неполадок могут быть:
Капремонт проводят по восстановлению функциональности ТС или его узла.
Под КР узлового элемента подразумевается полная разборка, проверка на поломки, переборка, смазка, обратная сборка и тестирование.
Неисправный агрегат снимается, ремонтируется и ставится на место.
Средний ремонт обеспечивает замену частей мотора, проверяется работа агрегатных узлов и производится покраска ТС.
Текущий мониторинг техсостояния производят для проверки крепежа, выявления и замены дефективных составляющих, для смены масла.
Соблюдение мер рабочей безопасности:
- Техобслуживание оперативной ПТ осуществляют в оборудованных помещениях (гаражах) с естественной или принудительной вентиляцией.
- Гараж для сервисного обслуживания должен быть оснащен осмотровыми ямами. Размер ямы достигает 110 см в ширину и 140 см в глубину. Ямы должны быть оборудованы ступеньками и металлическими ребордами, защищающими колеса машины от попадания в яму.
- Смотровая яма должна быть закрыта решетками или защитным покрытием, препятствующем падению работающих людей в нее.
- В ремонтном гараже предписано предусмотреть отведение выхлопных газов. При ремонте газоотведение подключается к выхлопным трубам ТС.
При выполнении ремонта и сервисных работ не допускается:
- наращивать балонные или гаечные ключи различными трубами;
- увеличивать усилие инструментов с помощью рычагов;
- использовать молоток или кувалду для выбивания дисков;
- обслуживать коробку передач ТС при включенном моторе;
- выполнять сервисное обслуживание или ремонтировать ТС в неправильно зафиксированном положении;
- подставлять под машину подручные предметы.
Виды, сроки и место проведения ТО пожарной техники
- техобслуживание на пожаре либо учениях осуществляет водитель или расчет для гарантии работоспособности при тушении возгорания;
- техобслуживание 1 – организуется один раз в месяц, осуществляет водитель в рабочем гараже части в служебное время, но не во время дежурства;
- техобслуживание 2 – осуществляется ежегодно, один раз за год, обслуживание осуществляется отделом сервиса на территории части;
- техническое обслуживание сезонное – дважды в год при смене сезонов;
Кроме этого, при пересмене дежурства производится ежесуточное ТО. Его проводит заступающий на смену водитель, он отмечает сведения в учетном документе, что машина принята в стопроцентной готовности к выезду по экстренному вызову;
Для резервной техники также ведется сервисное обслуживание, основанное на предварительно спланированном графике: по одному разу ежемесячно, в полгода, ежегодно и регламентированно.
Особенности эксплуатации в различное время года
Летним считается время, если температура воздуха держится на протяжении недели на положительных отметках в плюс пять градусов по Цельсию и выше, зимним, соответственно на минусовых отметках в минус пять градусов.
Спецтехника и аварийно-спасательное оснащение готовится:
- к теплому сезону в течении двух месяцев — с 15 марта по 15 мая;
- к холодному времени года также за двухмесячный интервал — с 15 сентября по 15 ноября;
Для служащих подразделения организуются и проводятся занятия, где повторяются:
- алгоритм подготовки ТС к определенному сезону;
- специфика сервиса и содержания;
- повторяются методы увеличения проходимости машин;
- повторяется специфика управления ТС в зимний период и алгоритм запуска мотора;
- оговариваются способы утепления двигателя;
- производится смена масла в зависимости от сезона.
В зимний сезон необходим прогрев двигателей ТС, не находящихся на дежурстве, проверка уровня электролита в аккумуляторах и уровень зарядки. В летний сезон проверяется защита двигателя от пыли и система дополнительного охлаждения.
Организация технического обслуживания спасательной техники.
Успех выполнения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ во многом будет зависеть от своевременного и правильного осуществления мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту средств механизации, направленных на повышение срока работоспособности машин.
В народном хозяйстве принята система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта строительных и дорожных машин. Основные положения этой системы в строительстве определены СНиП и рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин, содержащими виды и периодичность выполнения ТО и ремонтов, планирование и учет, данные по трудоемкости технических обслуживании и ремонтов строительных машин.
Детали, узлы, механизмы и агрегаты машины работают с разными режимами по нагрузке и времени, поэтому их износ, потеря работоспособности и сроки службы не одинаковы. Эксплуатационные качества машины ухудшаются непрерывно. Обеспечить нормальную работоспособность машины одним видом техобслуживания и ремонта нельзя; нужно выполнять несколько видов ТО и ремонтов, разных по содержанию и объему проводимых мероприятий. Плановой организации эксплуатации машинного парка наиболее соответствует планово-предупредительная система техобслуживания и ремонта (ППР) машин, под которой понимается комплекс организационно-технических мероприятий предупредительного и восстановительного характера, направленных на повышение работоспособности парка машин, улучшение качества, сокращение сроков и снижение стоимости обслуживания и ремонта машин.
Система планово-предупредительного обслуживания и ремонта предусматривает:
· обязательное составление годового и месячных планов и графиков техобслуживания и ремонта строительных и других машин и оборудования;
· проведение техобслуживания и текущего ремонта через точно установленное время, исчисляемое в машино-часах работы, или по объему выданной продукции, или по количеству израсходованного топлива;
· выполнение определенного объема работ для каждого вида техобслуживания и ремонта по каждой группе машин или отдельной машине;
· капитальные ремонты в зависимости от фактического состояния машин.
Капитальные ремонты планируют для определения производственных затрат материалов, запасных частей и рабочей силы. Возможны случаи, когда физический износ деталей не достигает предела к сроку, намеленному планом ремонта (неодинаковый режим работы в различных климатических условиях и работа с материалами, имеющими разные физико-механические свойства), поэтому нет необходимости его проводить.
Виды техобслуживания, ремонта и периодичность их проведения, а также состав и порядок выполнения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту указываются заводом-изготовителем в эксплуатационной документации на каждую модель машины.
Техническое обслуживание машин выполняют после каждой смены и через определенные периоды рабочего времени. Наработку или время между двумя последовательно проводимыми ТО одного вида называют периодичностью техобслуживания. В зависимости от периодичности и объема работ различают ежесменное, плановое и сезонное техобслуживание.
Ежесменноетехобслуживание (ЕО) должно обеспечивать работоспособность машины в течение всей смены и выполняется перед началом, в течение или после рабочей смены.
В состав ЕО входят: очистка машины от грязи и пыли; проверка и при необходимости подтягивание всех наружных креплений машины; проверка состояния ремней, канатов и цепей, а также мест крепления и натяжения; проверка смазочного материала и смазочных устройств; проверка пусковых и тормозных устройств машины; проверка состояния сцепного устройства.
Если на машине установлен двигатель внутреннего сгорания, обязательно проверяют уровень и качество масла в картере двигателя, уровень топлива в основном и пусковом баках, состояние соединений топливопроводов, уровень воды в радиаторе и плотность соединения шлангов, количество и качество масла в воздухоочистителе, исправность электрооборудования, рулевого управления и тормозной системы.
Ежесменное техобслуживание проводит машинист (водитель или механик-водитель), за которым закреплена данная машина.
Плановое техническое обслуживание призвано снизить интенсивность изнашивания деталей машин путем своевременной очистки от пыли и грунта, смазывания и регулирования. Чем выше номер техобслуживания, тем больше объем работ.
В состав ТО входят: все операции ежесменного техобслуживания; устранение выявленных неисправностей; частичная разборка отдельных сборочных единиц, их очистка и промывка; замена при необходимости изношенных звеньев втулочно-роликовых цепей, фрикционных колодок, тормозных лент, прокладок, смазочного материала; регулирование всех механизмов.
Полный перечень указывается в заводских инструкциях по эксплуатации и уточняется при ежедневном наблюдении машиниста.
Сезонное техобслуживание (СО) проводят 2 раза в год при подготовке машины к использованию в период последующего сезона (зимнего или летнего). Обычно СО приравнивают к очередному техобслуживанию. Необходимость в сезонном обслуживании объясняется тем, что эксплуатация машин в осенне-зимнее время усложняется и сопровождается ускоренным изнашиванием сопряженных деталей. Подготовка машины к осенне-зимней эксплуатации включает: проведение операций очередного техобслуживания, утепление кабины, двигателя и аккумуляторов, повышение плотности электролита и подзарядку аккумулятора, промывку системы охлаждения, отключение радиатора смазочной системы, замену масел и гидравлической жидкости на зимние сорта, заливку в систему охлаждения антифризов, а также подготовку систем и приборов для облегчения запуска двигателя.
Плановое и сезонное техобслуживание выполняется на месте работы строительных машин или на базах механизации специальной бригадой квалифицированных рабочих при обязательном участии машиниста. Специализированные бригады оснащают автомобилями «Техпомощь», агрегатами технического обслуживания, заправщиками топливо-смазочных материалов, специальным инвентарем и инструментами.
Для строительных машин на базе тракторов и с тракторными двигателями предусматриваются те же виды техобслуживания и та же периодичность их выполнения, что и у тракторов. Для машин на базе автомобилей принимаются те же виды техобслуживания, что и для автомобилей.
Виды техобслуживания, периодичность их выполнения и перечни работ для тракторов установлены ГОСТ. В зависимости от конкретных условий использования машин допускается отклонение по времени (±10%) от установленной периодичности выполнения техобслуживания.
При обслуживании машин, работающих с тракторами, следует пользоваться двумя перечнями работ по техобслуживанию: по трактору и по машине.
Техобслуживание и эксплуатационный ремонт машин, производящих АСДНР, будут выполняться на месте работ или на пункте сбора поврежденных машин (СППМ).
Выбор формы организации техобслуживания и ремонта зависит от сосредоточенности работ, числа и типа машин, режима работы, трудоемкости техобслуживания и ремонта, наличия подвижных средств техобслуживания и ремонта. В состав работ по ремонту входят: разборка машины на агрегаты и узлы, а агрегатов и узлов – на детали; замена изношенных деталей новыми или отремонтированными; восстановление деталей (сварка, слесарные и механические работы, нанесение металла разными способами); сборка узлов машин и восстановление посадок в сопряжениях; испытание узлов. Ремонт машин подразделяют на текущий (Т) и капитальный (К).
Текущий ремонт выполняют, как правило, на месте работы машины механик-водитель (машинист) и его помощник, а в отдельных случаях – ремонтники ремонтной мастерской. При текущем ремонте устраняют отдельные неисправности в узлах и агрегатах, возникшие в процессе работы машины и препятствующие ее нормальной эксплуатации. Во время этого вида ремонта заменяют или восстанавливают детали (кроме базисных), снимая или не снимая узлы с машины.
Капитальный ремонт должен обеспечивать исправность и полный (или близкий к полному) ресурс машины путем восстановления и замены сборочных единиц и деталей, включая базовые.
Различают необезличенный и обезличенный методы капитального ремонта машин.
При проведении АСДНР в целях быстрого восстановления и возвращения в строй максимально возможного количества машин при организации ремонта необходимо руководствоваться следующими основными принципами:
· в первую очередь ремонтируются те машины, которые имеют меньший объем работ по ремонту и наиболее необходимы в ближайший период;
· текущий ремонт машин небольшой трудоемкости производится, как правило, на местах выхода машин из строя, а ремонт значительной трудоемкости – на СППМ;
· основной метод ремонта – агрегатно-узловой.
Планирование средних и капитальных ремонтов производится согласно установленным нормам, а фактическая потребность в ремонте устанавливается в зависимости от технического состояния техники. Принятая система ремонта дает возможность:
· обеспечить плановость проведения ремонта, снабжение запасными частями и материалами;
· предупредить чрезмерный износ деталей машин, не допустить перерастание естественных износов деталей в аварийные;
· обеспечить увеличение сроков эксплуатации техники и оборудования при заданной надежности.
Ремонт обеспечивает регламентированное восстановление и поддержание работоспособности техники, оборудования и спасательных инструментов, устранение отказов и неисправностей, возникших при работе или выявленных в процессе технической диагностики или технического обслуживания.
На современных авторемонтных заводах автомобили, агрегаты, приборы и детали ремонтируют индустриальным методом. При индустриальном методе ремонта осуществляется полная и частичная взаимозаменяемость и обезличивание сборочных единиц и деталей. На небольших авторемонтных заводах применяют индивидуальный или агрегатный методы ремонта.
Особенности планово-предупредительной системы ТОиР в пожарной охране.
Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта предназначена для обеспечения высокой боевой готовности ПА, оперативной подвижности, безопасности их движения, сокращения расхода топлива, предотвращения отказов, уменьшения износов деталей механизмов.
Ежедневное техническое обслуживание производится при смене караула. При этом проверяется работа двигателя, насоса и других агрегатов и механизмов. Цель обслуживания – убедиться в готовности к немедленному выезду на пожар.
Техническое обслуживание на пожаре (учении) проводит боевой расчет. Цель обслуживания – обеспечение работоспособности механизмов и ПТВ при тушении пожара.
Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) – восстановить боевую способность ПА, заправить ГСМ и огнетушащими материалами, кроме того, устранить обнаруженные неисправности.
Техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 и СО проводится для восстановления работоспособности механизмов ПА, обеспечения безопасности движения, экономичного расходования ГСМ и продления срока службы ПА;
во-вторых, обслуживание и ремонт производятся в различных подразделениях МЧС;
в-третьих, наличие на ПА пожарно-технического вооружения потребовало изменения трудоемкости обслуживания машин и периодичности их проведения;
в-четвертых, при проведении ТО-1 и ТО-2, согласно утвержденному графику, начальник караула выводит ПА из боевого расчета;
в-пятых, проведение ТО-1 планируется в пожарных частях, а ТО-2 — в гарнизонах пожарной охраны.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.