Меню

Ремонт арендованного автомобиля договор

Ремонт арендованного автомобиля

Полезная информация на тему: «ремонт арендованного автомобиля». Мы постарались описать основные нюансы и порядок произведения необходимых действий.

Аренда транспортного средства может предоставляться в двух вариантах: с экипажем и без. От этих двух факторов зависит учет, как у арендатора, так и у арендодателя, если последний является юридическим лицом. Чаще всего транспорт во временное пользование предоставляют сотрудники фирмы.

Предоставление транспортного средства в аренду с экипажем – это передача транспорта во временное пользование, при котором обязанности по управлению и содержанию в исправном состоянии (на ходу, не требующем ремонта) возлагаются на владельца.

При аренде без экипажа транспортное средство предается арендодателю, он несет полную ответственность за его сохранность и несет затраты по его эксплуатации.

Аренда – учет у арендатора

Когда организация арендует транспортное средство, плату за его временное использование начисляет:

  • по дебету счета 20 (26,44 …) и кредиту 60 (73, 76).

Организация арендовала автомобиль (стоимость 370 000 руб.) у своего сотрудника. Размер оплаты за пользование транспортным средством составляет 7 000 руб. С работником заключен договор аренды без экипажа. Автомобиль используется руководством фирмы. Затраты на ГСМ составили 63 522 руб. (НДС 9690 руб.).

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
001 Принят к учету автомобиль 370 000 Акт приемки/передачи Договор аренды
26 73 Начислена арендная плата 7000 Бухгалтерская справка
73 68 НДФЛ Начислен НДФЛ по доходам сотрудника, полученным в качестве арендной платы 910 Бухгалтерская справка
73 50 Выдана из кассы сумма оплаты аренды ТС 6090 Расходный кассовый ордер
10 60 Принят к учету ГСМ 53 832 Товарная накладная
19 60 Учтен НДС по ГСМ 9560 Товарная накладная
68 НДС 19 НДС принят к вычету 9560 Счет-фактура
26 10 Списан ГСМ 53 832 Путевой лист
90 26 Учтены в расходах затраты на аренду автомобиля и ГСМ 60 832 Бухгалтерская справка
001 По окончании срока аренды автомобиль возвращен владельцу 370 000 Акт приемки-передачи

Аренда – учет у арендодателя

Если для организации предоставление в аренду транспортного средства основной вид деятельности, то такая операция отражается, как реализация:

В остальных случаях деньги, полученные от аренды транспорта учитываются в составе внереализационных доходов:

Предприятие осуществляет ремонт арендованного автомобиля. Как учитывать стоимость ремонта в бухгалтерском и налоговом учете? Каков будет учет при проведении переоборудования (улучшения) арендованного авто? Компенсация от арендодателя за проведенные работы не предусматривается.

Бухгалтерский учет ремонта арендованного автомобиля

Для бухгалтерского учета важно, какие виды работ проводятся: ремонты или улучшения с ростом будущих экономических выгод.

В бухгалтерском учете сумма ремонта арендованных основных средств учитывается в расходах предприятия (П(С)БУ 16 «Расходы»). А вот стоимость улучшений, которые приводят к росту будущих экономвыгод (переоборудование, модернизация, реконструкция и т.п. ), подлежат амортизации в составе прочих необоротных активов (п. 6 П(С)БУ 14 «Аренда»). Учитывают улучшения арендованных объектов на субсчете 117 «Прочие необоротные активы».

Таким образом, для бухгалтерского учета следует четко разграничивать: проводились ремонты или улучшения арендованного автомобиля. Решение о характере работ принимает руководство предприятия (п.п. 29–32 Методических рекомендаций о бухгалтерском учете основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561). При этом необходимо учесть и Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.1998 г. № 102, которое регламентирует перечень работ, относящихся к ремонту и техобслуживанию автомобиля.

• счет 23, 91 — если автомобиль связан с предоставлением услуг, производством продукции и, соответственно, с формированием их себестоимости;

• счет 92 — если автомобиль используется для админцелей;

• счет 93 — если автомобиль используется для сбытовых нужд;

• счет 94 — если автомобиль используется для прочих операционных целей.

Налог на прибыль

С 2015 года в налоговом учете уже нет таких понятий, как налоговые расходы и доходы. Налог определяют по совершенно новым правилам.

Читайте также:  Как отремонтировать треснутый бампер автомобиля

Налог на прибыль исчисляется исходя из бухгалтерского финрезультата (согласно П(С)БУ или МСФО), откорректированного на разницы, предусмотренные НКУ. Разницы, которые будут корректировать финрезультат, — это амортизационные разницы, разницы, возникающие при формировании резервов (обеспечений), разницы, возникающие при осуществлении финансовых операций (пп. 134.1.1 НКУ). Эти разницы будут корректировать бухгалтерский финрезультат как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения базы.

Без корректировок (кроме убытка прошлых периодов) можно будет определять прибыль до налогообложения, если годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухучета, за последний годовой отчетный период не превышает 20 млн грн. При этом принять данное решение плательщик может только раз в течение непрерывной совокупности лет, в которых доход не превышает 20 млн грн. О принятом решении необходимо указать в декларации, которая подается за первый год в этой непрерывной совокупности лет. В последующие годы данная совокупность корректировок финансового результата также не применяется (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых лет). Как только доход за налоговый год составит свыше 20 млн грн, придется, начиная с такого года, при определении объекта налогообложения применять корректировки.

Отметим: в НКУ уже нет специальных правил учета ремонта арендованных основных средств. И среди разниц, прописанных в НКУ, нет таких, которые были бы связаны с ремонтом арендованных объектов. Единственное, если автомобиль не используется в хоздеятельности, в НКУ прописан прямой запрет на амортизацию его ремонта и улучшений. Дословно: не подлежат амортизации «расходы на приобретение/самостоятельное изготовление и ремонт, а также на реконструкцию, модернизацию либо другие улучшения непроизводственных основных средств» (пп. 138.3.2 НКУ).

Стало быть, как операция ремонта арендованного объекта отразилась в бухгалтерском учете, повлияла на бухгалтерский финансовый результат, так она отразится и на базе обложения налогом на прибыль.[1]

А теперь касательно улучшений, которые капитализируются (попадают на субсчет 117) и амортизируются. Обратим внимание, что в налоговом учете для предприятий, которые обязаны использовать разницы, предусмотрена амортизационная разница. Вот только вопрос: к какой группе в налоговом учете отнести улучшения арендованных объектов? В пп. 138.3.3 НКУ нет группы «прочие необоротные активы». Ранее, до 01.01.2015 г., ремонты и улучшения арендованных объектов, превышающие 10-процентный лимит и подлежащие амортизации, создавали отдельный объект группы, к которой бы относился сам арендованный объект, то есть в случае автомобиля — группы 5. Но сейчас в НКУ нет этих предписаний. Следовательно, теперь нужно решить: учитывать в налоговом учете улучшения в составе той группы, к которой относился бы сам арендованный объект (будь он собственным), или же в составе прочих основных средств (группа 9). Разница будет заключаться в минимально допустимом сроке амортизации. Так, к примеру, если улучшения арендованного автомобиля учитывать в составе группы 5 — минимально допустимый срок — 5 лет, а если в группе 9 — 12 лет (пп. 138.3.3 НКУ). Надеемся, налоговики поделятся своим виденьем по данному вопросу. А пока лучше всего обратиться к ним за индивидуальной налоговой консультацией (ст.ст. 52, 53 НКУ).

В случае если ремонтные работы или улучшения на арендованном автомобиле связаны с облагаемыми операциями в пределах хоздеятельности, входной НДС по ним имеет право попасть в налоговый кредит. Конечно, при наличии надлежаще оформленной налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН.

И в заключение — пример.

Предприятие провело ремонт (заменило разбитое стекло) арендованного автомобиля, используемого в административных целях, на сумму 2400 грн (в т.ч. НДС — 400 грн). Далее установило на автомобиле газобалонное оборудование (с разрешения арендодателя, без компенсации им стоимости работ), израсходовав 12000 грн (в т.ч. НДС — 2000 грн).

Учет ремонта и улучшений арендованного автомобиля

Затраты на ремонт арендуемого автомобиля: налоговый учет

Организация арендует у физического лица, не являющегося ИП, автомобиль. Данный автомобиль используется в основной деятельности организации. В связи с выходом двигателя из строя организацией произведена его замена. Характеристики нового двигателя идентичны характеристикам старого. Стоимость двигателя — более 100 000 руб. Арендодатель затраты на замену двигателя не возмещает. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на замену двигателя в составе расходов на ремонт?

Читайте также:  Пуско зарядное устройство для автомобиля портативное что это

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации затраты, связанные с заменой двигателя, могут быть учтены в налоговом учете арендатора в составе расходов на ремонт.

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом в общем случае, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды, текущий ремонт осуществляется за счет арендатора, а капитальный — за счет арендодателя (п.п. 1, 2 ст. 616 ГК РФ).

В то же время специальная норма ст. 644 ГК РФ предусматривает, что по договору аренды транспортного средства без экипажа поддержание арендованного имущества в исправном состоянии и его ремонт (текущий и капитальный) возложены на арендатора. Данное правило носит императивный характер, то есть не может быть изменено соглашением сторон (смотрите постановление ФАС Поволжского округа от 28.12.2010 по делу N А55-2576/2010).

Таким образом, в силу закона арендатор транспортного средства без экипажа обязан за свой счет производить текущий и капитальный ремонт арендованного транспортного средства.

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными, в частности, в соответствии с законодательством РФ. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании п. 1 ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (вне зависимости от их оплаты), в размере фактических затрат. Положения ст. 260 НК РФ применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено (п. 2 ст. 260 НК РФ).

По мнению Минфина России, высказанному в письме от 16.04.2007 N 03-03-06/1/240, ст. 260 НК РФ, определяющая порядок налогового учета расходов на ремонт, позволяет учесть расходы на ремонт арендованных амортизируемых основных средств, то есть амортизируемыми они должны быть у собственника (арендодателя). При этом основные средства, принадлежащие физическим лицам, не относятся к амортизируемым основным средствам (смотрите также письмо Минфина России от 12.08.2008 N 03-03-06/1/462).

В то же время в пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ указано, что расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии. Следовательно, расходы, связанные с ремонтом основных средств, предоставленных в аренду физическим лицом, которые не относятся к амортизируемым основным средствам и по условиям договора аренды не возмещаются арендодателем, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 01.02.2011 N 03-03-06/1/51, от 13.12.2010 N 03-03-06/1/773, от 15.07.2009 N 03-03-06/1/470).

Аналогичные выводы изложены в постановлениях ФАС Поволжского округа от 08.08.2013 N А65-24102/2012, ФАС Уральского округа от 18.07.2012 N Ф09-2618/12 по делу N А47-12122/2011.

Таким образом, затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на ремонт автомобиля, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что арендованный автомобиль используется организацией-арендатором в деятельности, связанной с получением доходов, а произведенные расходы соответствуют критериям, изложенным в п. 1 ст. 252 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 15.10.2010 N 03-03-06/1/649).

Читайте также:  Диагностика дизельных двигателей toyota

Поскольку понятие «капитальный ремонт» налоговое законодательство не содержит, суды, с учетом ст. 11 НК РФ, в целях налогообложения признали необходимым руководствоваться понятием указанного термина в том значении, в каком оно используется в соответствующей отрасли законодательства (смотрите постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2013 по делу N А19-3291/2013).

Так, п. 1.16 Руководящего документа РД 37.009.026-92 «Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, минитрактора)», утвержденного приказом по Департаменту автомобильной промышленности Минпрома России от 01.11.1992 N 43 (далее — Положение), определено: ремонт — это комплекс работ (операций) по устранению возникших отказов (неисправностей) и восстановлению полной работоспособности автотранспортного средства (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем.

Ремонт может быть как текущим, так и капитальным (п. 1.26 Положения).

Минфин России предлагает считать ремонтными работы, не влекущие изменений функций объекта и его эксплуатационных характеристик и осуществляемые с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии (письма Минфина России от 05.12.2012 N 03-03-06/1/628, от 13.12.2010 N 03-03-06/1/772, от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29, от 18.04.2006 N 03-03-04/1/358).

Согласно вопросу характеристики нового двигателя идентичны характеристикам старого. Следовательно, такие работы были осуществлены именно с целью поддержания автомобиля в рабочем состоянии.

Следует также отметить, что налоговое законодательство при определении налоговой базы не ставит расходы, связанные с ремонтом, в зависимость от вида произведенного ремонта (текущего или капитального) или способа его осуществления (хозяйственный или подрядный) (письма Минфина России от 03.11.2006 N 03-03-04/1/718, от 02.06.2010 N 03-03-06/1/365).

Стоимость проведения работ, в соответствии с главой 25 НК РФ, также не является критерием для их отнесения к ремонту (письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29).

Аналогичный подход содержится и в арбитражной практике. Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 22.08.2013 N Ф09-7461/13 по делу N А47-13822/2012 указал, что налоговое законодательство разделяет только понятие «ремонт», который может быть как текущим, так и капитальным, и понятие «капитальные вложения».

В постановлении ФАС Уральского округа от 08.12.2008 N Ф09-9111/08-С3 суд счел необоснованной позицию налогового органа, указав, что налогоплательщик, в соответствии с законодательством, отнес к расходам на ремонт затраты по установке кузова и стоимость кузова. При этом было принято во внимание, что целью и итогом выполненных работ явилось приведение автомашины в надлежащее рабочее состояние, а не изменение ее технологического или служебного назначения, а именно не изменились грузоподъемность автомашины и иные технические характеристики, также основное средство не приобрело новых качеств. Если выполненные работы не привели к изменению технологического или служебного назначения объектов, не повысили технико-экономические показатели, то данные работы произведены в целях поддержания основных фондов в рабочем состоянии и являются ремонтом (постановление ФАС Уральского округа от 13.11.2008 N Ф09-8219/08-С3).

В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2007 N 09АП-5008/2007 также сказано, что: «…работы по замене двигателя автокрана на двигатель с техническими параметрами, идентичными первоначальным, которые к моменту замены выработали свой ресурс, не относятся к реконструкции, достройке, дооборудованию, модернизации или техническому перевооружению. Произведенная операция по замене двигателя правильно квалифицирована как капитальный ремонт».

Таким образом, учитывая, что в рассматриваемой ситуации замена двигателя не приводит к изменению технических характеристик арендованного автомобиля, а обязанность по его ремонту законом возложена на арендатора, расходы на такой ремонт могут учитываться арендатором для целей налогообложения (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 06.11.2007 N 20-12/105716).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Гусихин Дмитрий

Adblock
detector