Регулировка подшипников ступиц передних колес автомобиля зил 130
РЕГУЛИРОВКА ПОДШИПНИКОВ КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131
Подшипники колес автомобиля 3ИЛ-130
Порядок регулировки предварительного натяга подшипников передних колес должен быть следующий. Поднять переднее колесо домкратом; поставить разжимный кулак 18 (см. рис. 43) тормоза в положение, при котором образуется максимальный зазор между рабочей поверхностью барабана 8 и поверхностью трения тормозных колодок 27. Снять крышку 15 наружного подшипника и проверить легкость вращения колеса и наличие осевого зазора в подшипниках (тугое вращение колеса или вращение с задеванием может быть вызвано только разрушением подшипников или их загрязнением; если колесо вращается свободно, но имеется осевой зазор, следует отрегулировать подшипники). Отогнуть замочную шайбу 12, отвернуть контргайку 13, снять замочную шайбу и замочное кольцо 11, затем затянуть гайку-шайбу 14 ключом от руки до начала торможения ступицы 16 колеса подшипниками 9 и 10. После этого провернуть ступицы колеса несколько раз в обоих направлениях, для того чтобы правильно установились ролики подшипников, затем отпустить гайку-шайбу примерно на */б оборота до совпадения ближайшего отверстия со штифтом замочного кольца, при этом ступица должна вращаться свободно и не иметь заметной качки. Собрать детали узла в обратной последовательности, законтрить соединение, затянув ключом длиной 400 мм до отказа контргайку 13, и отогнуть на грань гайки замочную шайбу 12.
При правильно отрегулированных подшипниках колесо должно вращаться свободно, его ступица не должна иметь ощутимого осевого люфта.
При регулировке предварительного натяга подшипников передних колес необходимо проверить осевой зазор между поворотной цапфой 17 и проушиной балки / и при необходимости отрегулировать его. Зазор регулируют шайбами 19, для чего поднимают домкратом балку оси, отсоединяют продольную и попереч-ную рулевые тяги, снимают тормозной барабан со ступицей в сборе, нижнюю и верхнюю крышки 25 шкворня 20, выбивают че-ку 26 шкворня, затем сверху вниз осаживают шкворень так, чтобы можно было подкладывать регулировочные шайбы на верхний торец балки. Нормальный осевой зазор после регулировки должен быть не более 0,25 мм. При регулировке следует убедиться в исправности опорного подшипника 5.
Закончив регулировку, надо шкворень поставить на место, закрепить его чекой и закрыть верхнюю и нижнюю крышки шкворня. Затем собрать остальные детали узла на место и закрепить их.
Регулировку предварительного натяга подшипников задних колес автомобиля необходимо проводить в следующем порядке. Отвернуть гайки 12 (рис. 44) крепления фланца полуоси к ступице 13 и, ввернув в резьбовые отверстия фланца два болта, вынуть полуось 11. Затем поднять домкратом задний мост, проверить осевой зазор в подшипниках 5 и 6 и вращение колеса; если колесо вращается очень туго или имеется осевой зазор, надо отрегулировать подшипники. Для этого необходимо отвернуть контргайку 10, снять замочную шайбу 9 и сальник 7. Слегка отпустить гайку 8 и убедиться в свободном вращении ступицы колеса, при этом разжимный кулак 4 должен находиться в положении, при котором образуется максимальный зазор между рабочей поверхностью тормозного барабана 1 и фрикционными накладками тормозных колодок. Закончив проверку, затянуть гайку 8 так, чтобы ступица колеса притормаживалась подшипниками и вращалась туГо (при затягивании гайки колесо надо поворачивать в обоих направлениях для правильной установки роликов в кольцах подшипников). Затем отпустить гайку 8 примерно на 1/5 оборота.
После окончания регулировки подшипников установить на место сальник, замочную шайбу, затянуть контргайку до отказа ключом длиной 400 мм и установить полуось, прикрепив ее гайками на шпильках к ступице колеса.
Рис. 44. Тормозной механизм задних колес автомобиля ЗИЛ-130:
1 — тормозной барабан; 2 — тормозной диск; 3 — суппорт; 4 — разжимный кулак; б и 6 — подшипники; 7 — сальник; 8 — регулировочная гайка подшипника; 9 — замочная шайба; 10 — контргайка; 11 — полуось; 12 — гайка; 13 — ступица
Регулировка подшипников ступиц передних колес автомобиля зил 130
РЕГУЛИРОВКА ПОДШИПНИКОВ КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131
Подшипники колес автомобиля ЗИЛ-131
Способ регулировки предварительного натяга подшипников ступиц колес переднего, среднего и заднего мостов одинаков. При регулировке подшипников вынимают полуоси у среднего и
заднего моста. У переднего моста снимают шлицевой фланец.
Порядок регулировки предварительного натяга подшипников ступиц колес следующий. Перекрыть магистраль, подводящую воздух в шины колес, установив рукоятку привода крана в нейтральное положение на щитке кабины. Снять защитный кожух 39 (рис. 45), вывернуть из гнезда наружной полуоси 29 запорный кран 30 и снять его вместе с трубкой 38, разъединив ее с вентилем камеры, при этом в вентиль надо поставить запасной золотник. Отвернуть колесные гайки 24, поднять домкратом мост со стороны регулируемого колеса и снять колесо. Отвернуть гайки 27 крепления шлицевого фланца 28 полуоси. Ослабить контргайки болтов-съемников и, ввертывая их, снять шлицевой фланец полуоси (у среднего и заднего мостов вынимают полуось). Отвернуть контргайку 33 и снять замочную шайбу 34, затем ослабив гайку 32 подшипника, проверить вращение ступицы 35 на подшипниках 25 и 26. При этом разжимный кулак 40 должен находиться в таком положении, при котором образуется максимальный зазор между рабочей поверхностью тормозного барабана 21 и тормозными колодками. Закончив проверку, затянуть гайку 32 до начала торможения ступицы подшипниками, при этом необходимо поворачивать ступицу в обоих направлениях для того, чтобы ролики подшипников правильно разместились в кольцах. Отпустить гайку 32 примерно на 1/5 оборота, после чего ступица колеса должна вращаться свободно и не иметь ощутимого осевого зазора.
После окончания регулировки подшипников установить на место замочную шайбу 34, при этом стопорный штифт гайки 32 должен войти в одно из отверстий замочной шайбы, после чего затянуть контргайку 33 до отказа ключом длиной 400 мм и, повернув ступицу колеса в обоих направлениях несколько раз, еще раз убедиться в правильности регулировки подшипников.
Закончив проверку и регулировки, надо установить на место детали и узлы и закрепить их болтами и гайками. Установить колесо и закрепить его гайками на ступице. Окончательно можно убедиться в правильности регулировки подшипников при небольшом пробеге автомобиля, после которого не должно быть нагрева ступиц колес.
Рис. 45. Привод к ведущим колесам переднего моста автомобиля ЗИЛ-131:
1, 15, 18 и 27 — гайки; 2 — конус; 3 в 16 — крышки; 4 и 17 — шкворни; 5 и 14 — подшипники шкворня; 6 — регулировочный рычаг; 7 и 18 — регулировочные прокладки; 8—поворотный рычаг; 9, 10 н 28 —’ сальники; 11 — полуось; 12—шаровая опора; 19 — ось колодки; 20 — опорный диск; 21 — тормозной барабан; 22 — тормозная колодка; 24 — гайка колеса; 25 и 26 — подшипники ступицы; 28 — фланец полуоси; 29 — наружная полуось; 30 — запорный кран; 31 — канал подвода воздуха шину; 32 — регулировочная гайка подшипника; 33 — контргайка; 34 — замочная шайба; 35 — ступица; 36 — цапфа;
37 — головка подвода воздуха;
38 — трубка; 39 — защитный кожух; 40 — разжимный кулак
Порядок регулировки подшипников ступиц колес автомобиля ЗИЛ
Характерные дефекты клапанов ГРМ, способы их выявления и устранения
Нарушение регулировок и износ деталей механизма газораспределения сопровождаются повышенной шумностыо и стуками при работе двигателя, потерей им мощности, а также повышенным дымлением и расходом масла (при износе маслоотражательных колпачков, когда масло начинает просачиваться в камеры сгорания цилиндров через клапаны). Необходимость ремонта или регулировки механизма газораспределения определяется по результата проверки его технического состояния на автомобиле.
· нарушение тепловых зазоров клапанов (на двигателях с регулируемым зазором)
· износ маслоотражающих колпачков, стержней клапанов, направляющих втулок;
· нагар на клапанах
Самой серьезной неисправностью газораспределительного механизма является зависание клапанов, которое может привести к серьезным поломкам двигателя. Причин у неисправности две. Применение некачественного бензина, сопровождающееся отложением смол на стержнях клапана. Другой причиной является резонанс, ослабление или поломка пружин клапанов. В этом случае при достижении поршнем верхней мертвой точки клапан не успевает сесть в «седло». К счастью, данная неисправность на современных автомобилях встречается достаточно редко.
Нарушение теплового зазора на двигателях с регулируемым зазором может произойти по причине износа подшипников и кулачков распределительного вала, износа зубчатого шкива привода распределительного вала, а также вследствие неправильной регулировки.
Осевой зазор в подшипниках ступицы переднего колеса проверяют покачиванием в поперечной плоскости вывешенного колеса. При сильном покачивании колеса не должно быть ощутимого люфта.
Для регулировки подшипников необходимо расшплинтовать регулировочную гайку (отвернуть контргайку, снять упорную шайбу и замочное кольцо на автомобиле ЗИЛ-130) и, отвернув ее на полоборота, проверить свободно ли вращается колесо от толчка рукой. При тугом вращении колеса устраняют причины неисправности (задевание барабана за колодки и т. п.). Затем плавно затягивают регулировочную гайку до тугого вращения колеса, одновременно поворачивая колесо для правильного размещения роликов в подшипниках. После этого гайку отвертывают на 1 /8 — 1 /4 оборота до совпадения отверстия под шплинт с прорезью гайки и шплинтуют (отвертывают гайку до совпадения ее штифта с отверстием замочного кольца, надвинутого по лыске шипа цапфы поворотного колеса, устанавливают упорную шайбу и затягивают контргайку).
Правильность регулировки подшипников скончательно проверяют по нагреву ступиц колес при контрольном пробеге автомобиля. Ощутимый нагрев после пробега 8-10 км указывает на чрезмерную затяжку подшипников, в связи с чем следует отвернуть гайку на одну прорезь. При контрольном пробеге нельзя пользоваться кожными тормозами, так как в этом случае ступица нагревается от тормозных барабанов.
Регулировка подшипников ступиц передних колес автомобиля зил 130
Глава V ХОДОВАЯ ЧАСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131
РЕГУЛИРОВКА ПОДШИПНИКОВ КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131
Неудовлетворительная регулировка предварительного натяга подшипников колес значительно сокращает срок их службы, увеличивает износ шин и в значительной степени влияет на увеличение расхода топлива.
О работе подшипников во время движения судят по степени нагрева ступицы 16 (рис. 43, а) колеса. Нагрев ступицы, явно ощутимый рукой, свидетельствует о сильной затяжке подшипников на поворотной цапфе 17 и о необходимости их регулировки.
Чтобы убедиться в необходимости регулировки подшипников, колеса вывешивают и покачивают в вертикальной плоскости, а у ведущих колес, кроме того, отсоединяют полуось от ступицы.
Подшипники колес регулируют при повторном ТО-2 в зависимости от необходимости.
Рис. 43. Передняя ось и тормозной механизм передних колес автомобиля ЗИЛ-130: а — разрез механизма; б — регулировка тормозного механизма: t — балка передней оси; 2 — поперечная рулевая тяга; 3—болт; 4 — головка; 5— опорный подшипник; б— гайка; 7-— ось кол один; 8 — тормозной барабан; .9 и 10 — подшипники ступицы; 11—замочное кольцо; 12 — замочная шайба; 13—контргайка; 14 — гайка-шайба; 15 и 25—крышки; 16 — ступица; 17 — поворотная цапфа: 18 — разжимный кулак; 19 — регулировочная шайба; 20 — шкворень;
21 — регулировочный рычаг; 22 — ось червяка; 23 — червяк; 24—шестерня; 26 — чека; 27 — тормозная колодка; 28—вилка; 29 — контр-гайка; 30— шток; 31 — тормозная камера
Инструкционно-технологическая карта «Снятие, установка ступиц передних колес и регулировка подшипников ступиц колес автомобиля ЗИЛ-130»
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Снятие, установка ступиц передних колес и регулировка подшипников
ступиц колес автомобиля ЗИЛ-130
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2017
Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»
План занятия П/О
Группа 11 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Тема: Разборка и сборка автомобиля с целью изучения устройства автомобиля.
Тема занятия: Разборочно-сборочные работы с изучением деталей ходовой части.
Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.
Вид занятия: Комбинированное.
Обучение практическим приемам разборочно-сборочных работ с изучением деталей ходовой части.
Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ ходовой части.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ ходовой части.
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением деталей ходовой части .
В ходе занятия у студентов формируются
П рофессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования /Ф.И. Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр«Академия», 2013. — 224 с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Цель задания — практически изучить устройства сборочных единиц ходовой части, приобрести первоначальные навыки в их разборке-сборке, смазке и регулировке.
Иллюстративный материал — учебные плакаты, рис. 1.
Монтажное оборудование, приспособления, инструменты — монтажные передние и задние балки в сборе с рессорами и амортизаторами для автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, стенд, тиски, комплект инструментов, приспособление для разборки-сборки рессор, специальный ключ с двумя штифтами для разборки амортизатора, ступичные ключи для гаек, насос для накачки шин, оправка, манометр, монтировки из набора инструмента, съемник для снятия ступицы колеса, коловорот, разрезы амортизаторов,
ступицы переднего колеса автомобиля ГАЗ-53А.
1. Изучить устройство колес, шин , регулировку подшипников ступицы колес автомобиля ЗИЛ-130.
2. Снять переднее колесо ЗИЛ-130 в следующем порядке:
• установить автомобиль на стояночный тормоз, включить передачу (любую);
• ослабить гайки крепления колеса и ступицы при помощи специального ключа;
• установить домкрат и поднять переднюю балку на столько, чтобы колесо не касалось площадки (подстраховать поднятую балку козелком);
• отвернуть ослабленные гайки, снять колесо и положить его замочным кольцом вверх;
• выпустить воздух из камеры, вывернуть золотник для осмотра;
• снять замочное (разрезное) и бортовое (сплошное) кольца следующим образом:
Рис. 1. Демонтаж шины с обода колеса автомобиля ЗИЛ-130:
а — приемы ( I — VIII ) демонтажа монтажными лопатками II (с прямым плоским
концом) и К (с кривым захватом); б — диск колеса с установленной монтажной
лопаткой; в — фрагмент колеса: 1 — 8- последовательность затягивания гаек
а) ввести лопатку с прямым концом в зазор между бортовым кольцом и покрышкой и отжать борт покрышки вниз (см.рис. 1, а, позиция I);
б) в образовавшийся зазор вставить лопатку с кривым захватом (позиция II) и еще больше надавить на покрышку вниз(позиция III);
в) передвигая последовательно обе лопатки по окружности покрышки и отжимая борт покрышки вниз, снять ее с конической полки замочного кольца;
г) ввести лопатку с прямым концом в прорезь на замочном кольце и отжать его из канавки обода колеса (позиция IV);
д) лопаткой с кривым захватом приподнять замочное кольцо (позиция V) и, удерживая его в таком положении, завести лопатку с прямым концом под замочное кольцо (позиция VI);
е) поддерживая замочное кольцо рукой и лопаткой с прямым концом, выжимать его до полного выхода из канавки обода колеса (позиция VII);
ж) снять бортовое кольцо;
• перевернуть колесо и с помощью обеих монтажных лопаток снять борт покрышки с конической полки обода (позиция VIII),передвигая лопатки последовательно по окружности покрышки;
• поставить колесо в сборе с шиной вертикально и вытащить
его из шины, а из покрышки ободную ленту и камеру;
3. Порядок сборки колеса следующий:
• присыпать тальком внутреннюю поверхность покрышки и наружную поверхность камеры. Вложить камеру в покрышку, накачать немного воздуха в камеру для принятия ей своей формы;
• установить между камерой и покрышкой ободную ленту, надеть собранную шину на обод колеса, вводя вентиль в прорезь обода;
• надеть на обод бортовое кольцо;
• нажать на борт покрышки в месте, расположенном на расстоянии 1/4 окружности от вентиля, и ввести в канавку обода колеса один конец замочного кольца, далее, нажимая последовательно ногами на кольцо, ввести его в канавку обода колеса, при необходимости
помогая лопаткой вставить второй конец кольца в канавку обода колеса;
• накачать шину воздухом до небольшого давления 0,06 МПа (0,6 кгс/см2), поправить при необходимости замочное кольцо постукиванием деревянным молотком по наружному скосу замочного кольца;
• накачать шину воздухом до нормального давления, соблюдая меры безопасности: вставить в отверстия диска колеса монтажную лопатку с прямым концом или поставить собранное колесо с шиной под предохранительную решетку, или замочным кольцом к стене.
4. Отрегулировать подшипники ступицы колеса автомобиля ЗИЛ-130 и выполнить их смазку следующим образом:
• снять колпак со ступицы и прокладку, расконтрить замочную шайбу, отвернуть контргайку, снять замочную шайбу, стопорное кольцо и отвернуть внутреннюю гайку;
• съемником снять ступицу с оси поворотной цапфы с наружным подшипником и наружным кольцом внутреннего подшипникаи тормозным барабаном;
• продефектовать снятые детали и ось поворотной цапфы, промыть их керосином и заложить новую смазку Литол-24— 500 г;
• установить на поворотную цапфу снятые детали, завернуть регулировочную
гайку подшипников до тугого вращения ступицы, а затем отпустить на 1/8— 1/6 оборота и закрепить контргайкой;
• установить колесо на ступицу, затянуть гайки, соблюдая определенный порядок при затягивании («крест-накрест»);
• при правильно отрегулированных подшипниках колесо от сильного толчка (по касательной) рукой в шину должно сделать6 — 8 оборотов;
1. Как проверяется необходимость регулировки подшипников ступицы переднего колеса?
2. Какие существуют способы предотвращения травмирования людей выскочившим замочным кольцом при накачивании шины?
3. Как проверить правильность регулировки подшипников колеса?
«Снятие, установка ступиц передних колес и регулировка подшипников