Основой технического обслуживания и ремонта автомобилей является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с принудительным выполнением технического обслуживания в плановом порядке и выполнением ремонта по потребности.
Предусматриваются следующие виды технического обслуживания автомобилей:
ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
первое техническое обслуживание (ТО-1)
второе техническое обслуживание (ТО-2)
ремонты — текущий (TP) и капитальный (КР)
Текущие ремонты подразделяются на текущий ремонт автомобиля и текущий ремонт агрегатов, узлов и механизмов.
Капитальные ремонты подразделяются на капитальный ремонт автомобиля (прицепа) в целом и капитальный ремонт агрегатов, узлов и механизмов.
Периодичность технического обслуживания нормируется в зависимости от категории условий эксплуатации.
При среднемесячном пробеге подвижного состава, меньшем периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже двух раз в год.
Краткая характеристика каждого вида технического обслуживания и ремонта приводится ниже.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) имеет своим назначением контроль технического состояния подвижного состава с целью обеспечения безопасности движения на дорогах, заправку эксплуатационными материалами и поддержание надлежащего внешнего вида подвижного состава.
Ежедневное техническое обслуживание, выполняемое в межсменное время, включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения, кузову, кабине, а также уборочно-моечные и обтирочно-сушильные операции и заправку топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью.
Первое и второе технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2) имеют своим назначением снизить интенсивность изнашивания агрегатов и механизмов автомобиля путем своевременного выявления неисправностей и их предупреждения.
Категория условий эксплуатации
Характеристика условий эксплуатации
ТО-1
ТО-2
Периодичность, км
1 (легкие)
Загородные дороги преимущественно с асфальтобетонным и другими усовершенствованными твердыми покрытиями, находящимися в хорошем состоянии
1600-1800
8000-9000
2 (средние)
Загородные дороги преимущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряженного городского движения
1300-1500
6500-7500
3 (тяжелые)
Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другими твердыми покрытиями. Работа в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках)
1000-1200
5000-6000
Примечаиие. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принимается для легковых автомобилей и автобусов, средняя между наибольшей и наименьшей — для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая — для автопоездов и автомобилей-самосвалов
Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время периодически через установленные в зависимости от условий эксплуатации пробеги.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает более углубленную проверку состояния всех механизмов и приборов автомобиля (со снятием приборов питания и электрооборудования для контроля и регулировки в цехах), выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку агрегатов, механизмов и приборов на ходу автомобиля.
Текущий ремонт автомобиля имеет своим назначением устранение неисправностей путем мелкого ремонта или замены деталей, узлов и агрегатов и выполняется по потребности в межсменное время без нарушения нормального режима работы автомобиля. При текущем ремонте устраняют повреждения и мелкие неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля по возвращении с линии, при техническом обслуживании или по заявкам водителей.
Текущий ремонт агрегата состоит в устранении его неисправностей заменой или ремонтом поврежденных деталей, кроме базовых.
Агрегаты
Базовая деталь
Двигатель (со сцеплением)
Блок цилиндров
Задний мост
Картер заднего моста
Передний мост
Балка передней оси или поперечина независимой подвески
Коробка передач
Картер коробки передач
Рулевой механизм
Картер рулевого механизма
Подъемный механизм
Головка цилиндров подъемного механизма и картер коробки отбора
Мощности
Кузов
Корпус кузова
Рама
Продольные балки
Базовой называется деталь, износ и повреждение которой оказывает основное влияние на работоспособность сопряженных с ней деталей и узлов или агрегата в целом. Если время, потребное для ремонта агрегата непосредственно на автомобиле, превышает время, необходимое для его замены, автомобиль ремонтируют в этом случае заменой неисправного агрегата исправным.
Текущий ремонт включает разборочно-сборочные, слесарномеханические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы.
Капитальный ремонт автомобиля производится по потребности, выявленной в результате технического осмотра, и имеет целью полное восстановление его технического состояния в соответствии с техническими условиями. При этом ремонте большинство агрегатов автомобиля, в том числе двигатель, а для пассажирских автомобилей также и кузов, одновременно подвергаются капитальному ремонту. При капитальном ремонте полностью разбирают автомобиль на отдельные агрегаты, а агрегаты — на узлы и детали. Детали разобранного агрегата контролируют и сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Негодные детали заменяют новыми, а детали, требующие ремонта, восстанавливают. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и регулируют. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов и подвергают испытанию пробегом. Автомобиль направляют в капитальный ремонт в том случае, когда большинство основных его агрегатов, в том числе кабина и рама для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей, требуют капитального ремонта. За весь свой срок службы автомобиль, как правило, должен быть подвергнут не более чем двум капитальным ремонтам. В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей для тяжелых условий эксплуатации В этом случае средний ремонт имеет своим назначением замену двигателя (требующего капитального ремонта), углубленный контроль технического состояния автомобиля и устранение неисправностей агрегатов и узлов с заменой или ремонтом деталей, а также окраску кузова и другие восстановительные работы.
Капитальный ремонт основных агрегатов имеет целью восстановление их технического состояния; этот ремонт производят по потребности в том случае, когда техническое состояние агрегата в связи со значительными износами деталей сильно ухудшилось, не обеспечивает нормальной его работы и не может быть восстановлено текущим ремонтом, а также когда базовая деталь по своему состоянию нуждается в ремонте или замене.
Организация ремонта транспортного средства
В зависимости от периодичности, перечня и трудоемкости выполняемых операций ремонт ТС подразделяется на следующие виды:
текущий ремонт (ТР)
регламентированный ремонт (РР)
планово-предупредительный ремонт (ППР)
капитальный ремонт (КР)
восстановительный ремонт (ВР)
Текущий ремонт
При текущем ремонте (ТР) устраняются отдельные неисправности ТС, в процессе проведения разборочно-сборочных, слесарно-подгоночных и других работ с возможной заменой:
у агрегата — отдельных изношенных или поврежденных деталей
у ТС — отдельных деталей, узлов или агрегатов
ТР транспортных средств выполняется по потребности (по заявкам водителей или при обнаружении неисправности при проверке на контрольно-техническом пункте (КТП), а также при проведении ЕО, ТО-1, ТО-2).
В состав работ ТР входят:
уборочно-моечные, очистные работы
техническое диагностирование
ремонтные работы
контроль технического состояния и правильности регулировки узлов и систем транспортных средств
При ТР могут выполняться работы по модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудованию аппаратов, узлов и агрегатов транспортных средств.
Регламентированный ремонт
Регламентированный ремонт (РР) — это ремонт ТС, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными настоящим техническим кодексом, независимо от технического состояния ТС в момент начала ремонта.
РР выполняется для ТС категории М3 белорусского производства, применяемых при перевозке пассажиров в регулярном сообщении.
РР транспортных средств проводится в специализированных ремонтных организациях. РР включает обязательную замену деталей и узлов, выработавших свой ресурс или утративших работоспособность, влияющих на безопасность движения и перевозку пассажиров. РР выполняется на пробеге не более 2/3 нормативного ресурса, но не реже 1 раза в 5 лет. Перечни узлов и деталей транспортных средств, техническое состояние которых влияет на безопасность движения, приведены в приложении Ж. Примерный перечень работ РР транспортных средств приведен в приложении К.
Планово-предупредительный ремонт
Планово-предупредительный ремонт (ППР) — это ремонт ТС, выполняемый с установленной периодичностью и в объеме, определяемым по результатам технического диагностирования.
Восстановительный ремонт
Восстановительный ремонт (ВР) — это ремонт ТС, выполняемый для восстановления функциональной исправности ТС и его составных частей, не подлежащих капитальному ремонту (КР) из-за физического износа или аварии.
К специализированным ремонтным организациям относятся организации, имеющие в наличии ТИПА и ТД, технологическое оборудование и оснастку, в том числе испытательное оборудование, метрологическое обеспечение производства, аттестованную систему контроля качества, квалифицированный персонал.
Допускается применение ППР транспортных средств категории Мз, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах. ППР проводится в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности автобусов в течение всего срока их службы.
Капитальный ремонт
Капитальный ремонт (КР) транспортных средств не является обязательным техническим воздействием в системе ТО и ремонта. При достижении 100 % нормативного ресурса по пробегу производится списание либо КР транспортного средства. Для ТС категории М3 белорусского производства, применяемых при перевозке пассажиров в регулярном сообщении, допускается проведение не более одного КР.
КР транспортных средств и (или) их агрегатов проводится в специализированных ремонтных организациях в соответствии с СТБ 928, СТБ 929, СТБ 930.
Перед постановкой транспортного средства на КР в сроки, предусмотренные ТД, техническое состояние его проверяется комиссией, возглавляемой главным инженером эксплуатирующей организации. Результаты работы комиссии и ее предложения оформляются актом.
Регламентированный ремонт
17. Регламентированный ремонт
D. Reglementieste Reparatur
E. Reglemented repair
F. Réparation réglementée
Примечание. Периодичность и объем регламентированного ремонта судна и его элементов устанавливаются эксплуатационной и (или) ремонтной документацией
3.8.34 регламентированный ремонт : Плановый ремонт энергетического оборудования или энергетических сооружений на объектах ОАО «Газпром», выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационных документах, независимо от технического состояния энергетического оборудования или сооружений в момент начала ремонта.
41 . Регламентированный ремонт
Плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта
Смотри также родственные термины:
243 регламентированный ремонт средства [сооружения] железнодорожной электросвязи: Плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния средства [сооружения] железнодорожной электросвязи в момент начала ремонта.
Смотреть что такое «Регламентированный ремонт» в других словарях:
регламентированный ремонт — Плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта. [ГОСТ 18322 78] Тематики система техн. обслуж. и ремонта техники … Справочник технического переводчика
регламентированный ремонт средства [сооружения] железнодорожной электросвязи — Плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния средства [сооружения] железнодорожной электросвязи в момент начала ремонта. [ГОСТ Р 53953 2010]… … Справочник технического переводчика
регламентированный ремонт средства — 243 регламентированный ремонт средства [сооружения] железнодорожной электросвязи: Плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния средства [сооружения] … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Ремонт регламентированный — – плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта. [ГОСТ 18322 78] Рубрика термина: Прочие, оборудование Рубрики… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
ГОСТ 24166-80: Система технического обслуживания и ремонта судов. Ремонт судов. Термины и определения — Терминология ГОСТ 24166 80: Система технического обслуживания и ремонта судов. Ремонт судов. Термины и определения оригинал документа: 15. Аварийный ремонт судна D. Havarie Reparatur des Schiffs E. Damage ship repair F. Réparation (du navire)… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 18322-78: Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения — Терминология ГОСТ 18322 78: Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения оригинал документа: 45 . Агрегатный метод ремонта Обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТО Газпром 2-2.3-141-2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения — Терминология СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения: 3.1.31 абонент энергоснабжающей организации : Потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 53953-2010: Электросвязь железнодорожная. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53953 2010: Электросвязь железнодорожная. Термины и определения оригинал документа: 39 (железнодорожная) телеграфная сеть: Сеть железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность коммутационных станций и узлов,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
систематизация видов и методов ремонта судов — систематизация видов и методов ремонта судов … Справочник технического переводчика
Локомотивное хозяйство Одесской железной дороги — Первые сведения о создании паровозной службы относятся к 1 января 1917 года, когда Одесское линейное отделение начало функционировать как самостоятельное, выйдя из состава Юго западных железных дорог. В состав паровозной службы на тот момент … Википедия