Меню

Развал машины где делают

Открываем услугу сход/развал в вашем городе. Бизнес идея с расчетами.

Углы установки автомобильных колёс, или как их еще называют «развал-схождение», влияют на устойчивость автомобиля, его управляемость и износ шин. Как следствие неправильная регулировка колес может повлечь за собой повышений расход топлива и интенсивный износ шин, что ударит по кошельку владельца автомобиля. Второй момент – это то, что теряется управляемость автомобиля, заложенная производителем, а это уже безопасность с которой не стоит шутить. Все эти моменты приводят к тому, что при ремонте подвески (замена пружин, амортизаторов и прочих узлов) или же установке новых колес нужно обязательно ехать в сервис на процедуру развал/сход, чтобы отрегулировать углы колес и обезопасить свою езду, и денежные средства.

В этой статье мы рассмотрим то, как открыть пункт развал/схождения в вашем городе, и опишем не только организационные моменты, но и сложности, которые могут ждать начинающего предпринимателя в этой нише.

Несколько слов об услуге

Чаще всего мастера работают с двумя типами оборудования: оптическими, либо компьютерными стендами. Но как показывает практика, наличие дорогих инструментов не гарантирует высокого качества работ, ведь все будет зависеть от квалификации и опытности мастера. Вопрос персонала стает очень остро, ведь человек должен быть «в теме», и четко решать все задачи по диагностике и исправление углов установки автомобильных колес. Лучшим решением будет, если вы сами научитесь выполнять эту работу. Для обретения навыков есть два основных пути. Первый – это пойти на курсы, пройти обучение и найти работу в сервисе, для обретения навыков. Второй – это сразу искать работу и обучаться по факту, изучая теорию и применяя ее на практике под руководством опытного мастера. Этот этап вам нужно будет пройти, таким образом, вы обезопасите свой бизнес сервиса сход/развал, от ситуации, когда обученный работник уйдет, и работа встанет.

Давайте рассмотрим основные термины этой услуги.

Развал – это угол наклона колес автомобиля относительно дорожного покрытия. Если колесо завалено в центр автомобиля, то это отрицательный развал, если же наоборот, то положительный.

Схождение – это сумма углов между продольной осью машины и плоскостью, которая проходит через центр правого и левого колёс. Если говорить о передних колесах, то в зависимости от отклонений будет наблюдаться различные признаки управления и износа узлов авто. При положительном схождении будет повышена стабильность на дороге при повышенных скоростях, но есть и минус – это проблемы с маневренностью авто. Если схождение отрицательное, то будет наблюдаться повышенная отзывчивость колес при поворотах руля, но из минусов – это износ шин и биение руля. Если говорить о задней оси, то в случае отрицательного схождения увеличиться вероятность заноса автомобиля.

Основные факторы, которые являются основанием для проведения процедуры развал/сход.

  1. Повышенный и неравномерный износ шин.
  2. Ведение автомобиля в левую или в правую сторону.
  3. Если вы проводили ремонт рулевой рейки.
  4. Если был ремонт ходовой автомобиля.

Специалисты рекомендуют делать развал схождение 1 – 2 раза в год.

Поиск помещения

Переходим к организационным вопросам бизнеса на услуги развал/схождение. И первое о чем нужно будет позаботиться – это помещение. Локация вашего бокса будет влиять на количество клиентов, особенно, если вы планируете работать в крупном городе. Лучше всего выбирать места возле дороги, либо же в гаражных зонах спального района. Если же вы будете работать в небольшом городе, то место работы не играет столь весомую роль, вас и так будут находить клиенты.

Площадь помещения можно рассматривать от 35 кв.м., с гаражной ямой.

К гаражу или боксу должны быть подведены: электричество, отопление и вентиляция, чтобы обеспечить комфортные условия труда.

Выбор оборудования

Основным рабочим инструментом для сервиса, предоставляющего услугу развал/сход, является стенд, на котором собственно и происходит диагностика и последующая балансировка углов колес. На рынке есть несколько видов стендов.

  1. Оптические
  2. Лазерные
  3. Компьютерные
  4. Кордовые
  5. Инфракрасные
  6. Радиоканальные
  7. Бесконтактные

В наших мастерских наибольшую популярность получили компьютерные 3D стенды.

3D стенды включают в свою комплектацию следующие приспособления:

  • Стенд компьютерного 3D развал-схождения
  • Подъёмник или смотровую яму.
  • Контрастные «мишени», закрепляемые на колёсах ремонтируемого автомобиля.
  • Цифровые камеры высокого разрешения, следящие за положением мишеней в пространстве.
  • Компьютер для анализа полученных данных и вывода информации о величине, соответствии углов установки колес для данной марки автомобиля, а также инструкции по регулировке.

Стоимость 3D стендов начинается от $7500за самый простой вариант. Хорошие варианты для автосервисов будут стоить $17000 — $25000. Это цены на модели европейских брендов по типу: Hofmann и John Bean. Есть и более дешевые решения китайского производства, но их качество нужно тестировать и нужно смотреть, чтобы не потратить деньги напарсно.

Продавцы такого оборудования обычно помогают с его монтажом и обучают сотрудников как этим пользоваться.

Помимо стенда вам нужны будут ручные инструменты (ключи, отвертки, молотки, и прочее), несколько стеллажей для хранения инструмента, а также стол и стул для мастера.

Где брать клиентов?

Есть несколько рабочих методик привлечения клиентов, если вы решите предоставлять услуги развал/схождение.

  1. Сотрудничество с СТО и частными мастерами по ремонту авто.
  2. Удачное расположение вашего сервиса.
  3. Реклама на вашем личном авто с телефоном.
  4. Реклама на досках объявлений в интернете.
  5. Расклейка листовок в гаражных зонах.
  6. Собственный сайт + контекстная реклама.
Читайте также:  Лучшие тест драйвы мотоциклов

Ваша задача – это высокое качество услуг, что повлечет за собой работу «сарафанного радио».

Документация

Вопрос оформления вашего бизнеса также важен, для этого вам нужно будет собрать целый список бумаг.

  • открыть ИП.
  • указать ОКВЭД на деятельность. Для России это – код 45.20. Для Украины – 45.20.
  • оформить на работу персонал.
  • подписать договор аренды на помещение.
  • получить разрешение от СЭС и пожарной службы.
  • наличие сертификатов на используемое оборудование.

Если вам трудно решать все эти вопросы, то можете обратиться за помощью к хорошему юристу в вашем городе, которые поможет составить правильный пакет документов.

Сколько нужно денег для старта?

Теперь поговорим о стартовом капитале, который вам потребуется для открытия сервиса развал/сход. Мы укажем примерные суммы, в каждом отдельном случае они будут разными. Ваша задача пройтись по списку и записать свои значения аренды или же покупки помещения, оборудования и прочего.

  • косметический ремонт помещения – $1000
  • покупка оборудования – от $15000
  • рекламные материалы (визитки, листовки, логотип, сайт) – $450
  • оформление документов – $150
  • аренда помещения – от $10 за 1 кв.м. + коммунальные платежи.
  • налоги – $150
  • реклама – от $100

Финальная сумма во многом будет зависеть от уровня оборудования, которое вы планируете покупать, и будете ли вы арендовать помещение и нанимать персонал. Все эти факторы напрямую будут влиять на рентабельность вашего бизнеса.

Сколько можно заработать?

Уровень заработка сервиса по развалу/схождения будет зависеть от многих факторов, опытности мастера, удачного расположения, хорошей рекламы и прочего. Но мы можем рассмотреть средний прайс-лист такого сервиса.

  • Легковые автомобили: $16.
  • Внедорожники минивены/автобусы: от $18.
  • Проверка (без регулировки) легковые автомобили: $12.
  • Проверка (без регулировки) внедорожники, минивены/автобусы: $16.

Проведем небольшие расчеты.

  • В сезон(апрель-октябрь): 24 машин в неделю
  • В несезон(ноябрь-март): 6 — 7 машины в неделю

Итого в год: 7 месяцев по 96 машин, 5 месяцев по 24 машин. Всего: 792 машин в год. Средний чек — $15. В год — это $11880, или по $990 в месяц. Вычитаем расходы $600 и получаем чистыми $390. Окупаемость оборудования в таком случае будет очень долгой. К тому же, чтобы обеспечить такой поток клиентов нужно поработать, набрать базу постоянных клиентов, а вначале будет работа в даже минус. Что желать в таком случае? Открывать сход/развал на базе еще какого-то сервиса, например шиномонтажа, или же мастерской по ремонту ходовой, в таком случае доход будет идти с нескольких источников, и вы сможете скорее отбить вложения, увеличив прибыль. Также, можно купить б/у оборудование, или же купить более дешевый стенд, с которым тоже можно работать.

Выводы. Открытие сервиса сход/развал — как отдельный бизнес — это не очень хорошая идея, но как одна из услуг на базе уже действующего СТО или ремонтного сервиса, то это может стать неплохим источником дополнительного дохода.

Развал-схождение: что это, как выставить правильно, и что будет, если его не делать

Наверняка вы сталкивались с тем, что автомобиль при отпущенном руле едет в сторону или кто-то из знакомых жаловался, что «пора бы мне уже съездить проверить развал», хотя при это был категорически не прав. То, что в народе привычно называют “развал-схождение” — это замер и выставление углов установки колёс. Причём помимо собственно угла развала и угла схождений есть ещё и третий угол, ничуть не менее важный.

Что такое углы установки колес?

Каждый автопроизводитель для улучшения устойчивости и управляемости предусматривает для конкретной модели автомобиля определённое положение передних (и задних) колёс относительно друг друга и плоскости дороги. Параметры развала, схождения и кастера принято называть углами установки колес.

Под развалом понимают угол наклона колес по отношению к перпендикулярной плоскости (в обычном случае — к дороге). При отрицательном развале колёса визуально становятся будто «домиком», при положительном угле развала верхняя часть колеса наклоняется наружу относительно нижней.

При отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»

При отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»

Схождение — это сумма углов между плоскостью, которая проходит через центры колес и продольной осью автомобиля. Звучит немного непонятно, но на деле всё просто: если оно положительное, то плоскости вращения колёс пересекаются впереди автомобиля словно «сходясь навстречу» друг другу, при отрицательном — где-то сзади (расхождение).

Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля

Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля

Кастер (иногда говорят кастор) от англ. Caster angle (угол продольного наклона) это угол, образованный вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. При положительном кастере ось поворота колеса наклонена назад относительно направления движения, а при отрицательном — наоборот, «смотрит вперёд».

Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд

Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд

Почему на разных машинах углы бывают разными?

Начнём с развала. При его околонулевых значениях автомобиль наиболее стабилен до тех пор, пока едет по прямой. И только в том случае, если подвеска достаточно жесткая: не просто так на старых автомобилях колёса имели положительный развал, то есть «домиком наоборот», что в некоторой степени компенсировало мягкость амортизаторов и нестабильность углов под нагрузкой.

Читайте также:  Ремонт газовых устройств автомобилей

На автомобилях с мягкой подвеской углы установки колёс в поворотах откровенно «уходят»

Однако со временем от положительного развала конструкторы начали уходить в сторону отрицательных значений (правда, всё равно не заваливая колёса на несколько градусов, как это делают в автоспорте). Это позволило улучшить устойчивость автомобиля в поворотах, поскольку колесо «не подламывается» и цепляется за дорогу лучше из-за большего пятна контакта.

Развал «домиком» улучшает устойчивость автомобиля при скоростном прохождении поворотов

Stance, baby: ярко выраженный отрицательный развал колёс является неотъемлемым атрибутом некоторых автомобильных субкультур

Поэтому околонулевые настройки в теории положительно влияют на устойчивость, а «минусовой развал» позволяет «вваливать» в повороты еще лучше, но уже способен привести к ускоренному износу внутренних дорожек шин. Именно поэтому, в отличие от спортсменов, и конструкторы автомобилей, и обычные «развальщики» предпочитают околонулевые значения.

Однако в зависимости от конструкции и кинематики подвески, жесткости упругих элементов, ширины колеи, вылета колёс и многих других факторов углы установки колёс на разных машинах заметно отличаются. Более того, они могут изменяться даже в пределах одной модели в зависимости от типа подвески (обычная или спортивная) и размерности шин.

Как регулируются углы установки колес?

На многих современных переднеприводных автомобилях углы развала передних колёс заданы конструктивно, да и кастер (угол продольного наклона стойки) не регулируется, поэтому вся настройка сводится к проверке и регулировке схождения.

Однако так было не всегда — на той же «восьмерке», с которой выросли все остальные автомобили этой платформы , регулировались не только схождение с развалом, но и кастер. Интересно, что допуски при этом были довольно большими, а ремонтники при регулировке далеко не всегда меняли все углы, предпочитая во многих случаях не трогать кастер — дескать, возни много и толку особо никакого.

Заводские параметры углов Самары выглядят так: развал передних колёс = 0°±30′, схождение = 0°15′ ± 10′ и кастер = 0°20±30’0. Как видно, допуски действительно довольно большие — развал по заводским нормативам может «гулять» в пределах одного градуса, а кастер из пятидесяти «плюсовых» минут имеет законное право «уходить в минус».

Передняя подвеска ВАЗ-2108 – классический Мак-Ферсон без подрамникабез подрамника

Допуски производителя на Самаре довольно большие, поэтому «среднестатистический» результат посещения стенда выглядит примерно так. Как видно, все параметры укладываются в «зелёный» диапазон

Некоторые автомобилисты утверждают, что отклонения в минуты (!) они способы заметить безо всякого стенда – просто внимательно взглянув на авто спереди…

На что влияет кастер?

С кастером ситуация обстоит не менее интересно. Чуть выше мы вспомнили, что при нулевом угле наклона стойка стоит строго вертикально – то есть, колесо со ступицей никуда не смещается относительно вертикали. При отрицательном кастере стойка в верхней части словно наклоняется вперёд, а колесо, соответственно, уходит назад. При положительном – наоборот.

На переднеприводных ВАЗах, например, параметр кастера изменяется с помощью регулировочных шайб, которые подкладываются под элементы передней подвески – кронштейны продольных рычагов (растяжек).

Кастер на Самаре задаётся с помощью нескольких шайб

Убрав шайбы, стойку можно «завалить» назад в пределах градуса, а колесо – наоборот, сместить относительно центра арки в сторону переднего бампера. В реальности, правда, наблюдается обычно обратная картина – на многих «пожилых» Самарах, «десятках», Приорах и Калинах колесо «уезжает» в сторону передней двери из-за ударов и усталости металла, причем вернуть его на место получается далеко не всегда, даже если убрать все шайбы.

Так выглядит нулевой кастер: колесо стоит в колесной арке симметрично по отношению к бамперу и крылу

Это уже не кастер, а приговор передней подвеске и даже кузову. Вернуть колесо на место «малой кровью» не выйдет

Чем больше угол наклона стойки, тем переднеприводный (и не только) автомобиль стабильнее ведёт себя на высоких скоростях. Положительный кастер способствует меньшему «вилянию» машины, которая становится не такой чувствительной к колеям и неровностям.

Кастер важен не только своим прямым воздействием на скоростные качества автомобиля, но и тем, что он влияет на углы схождения и развала, которые меняются в зависимости от наклона стойки. Поэтому начинать регулировку углов передних колёс нужно именно с кастера. Затем следует регулировка развала, а в самую последнюю очередь необходимо настраивать схождение, помня о взаимосвязанности этих параметров между собой.

При изменении кастера нужно раскручивать продольные растяжки подвески. Это требует времени и сил – особенно, если автомобиль старый

Какие выбрать углы?

Обычно выбор углов установки колес из допустимого диапазона является прерогативой самого «развальщика». И это не всегда хорошо, поскольку многие из них, годами занимаясь своей работой, руководствуются какими-то внутренними стереотипами, которые нередко противоречат теории, а на практике приводят к ухудшению ходовых качеств автомобиля и преждевременному износу шин. Поэтому к итоговым цифрам распечатки нужно относиться с большим вниманием, а в отдельных случаях – не стесняться давать рекомендации.

Какой же ставить угол наклона стойки, если он регулируется? На стандартной подвеске и при «обычной» манере вождения – максимально допустимый положительный, то есть 0°50′ для переднеприводной Самары, да и на других переднеприводниках кастер лучше ставить «побольше в плюс» — в пределах допусков, и если этот параметр настраивается, конечно. Это обеспечит автомобилю лучшую курсовую устойчивость на высоких скоростях и приведёт к «самостабилизации» руля в околонулевом положении. Допустимо и небольшое отклонение от заводских допусков – например, увеличение кастера до одного градуса (60-65′).

Читайте также:  Инструмент для диагностики машин

Свои углы» могут выглядеть примерно так

Удивительно, но современный стенд «знает» даже о том, что Самара выпускалась в двух поколениях!

Правда, за «чёткий ноль» придется расплатиться тем, что в поворотах руль несколько потяжелеет (усилителя-то нет!) и будет пытаться резче вернуться в прежнее положение. Однако к такой новой особенности машины можно привыкнуть буквально за несколько минут.

Что касается развала, то иные «городские гонщики» нередко «разваливают в минус» передние колёса до одного градуса и более. Однако при этом автомобиль станет более «нервным» и чувствительным к уклону дорогу, из-за которого руль может буквально «рваться из рук» (особенно – на больших и широких колёсах!). Еще одна плата за «спортивные амбиции» — преждевременный износ внутренних дорожек – шины-то стоят «домиком»!

Развал передних колёс на Самаре регулируется с помощью эксцентрикового болта (позиция 3 на рисунке) на корпусах передних амортизаторов

Лучше всего, если развал передних колёс после регулировки будет иметь «лёгкий намёк на минус» — то есть, в пределах -0°5-10′ на сторону. Правда, выставлять этот параметр с такой ювелирной точностью на советско-российской машине не так уж просто, да и далеко не все мастера согласны тратить своё рабочее время на подобные забавы.

Настройка всех углов установки передних колёс на ВАЗе занимает больше времени, чем на автомобилях вроде Renault Logan

При настройке схождения на переднеприводных ВАЗах также лучше всего сильно не отклоняться от околонулевых значений, помня о том, что даже при небольшой загрузке автомобиля (водитель и пассажир) оно начинает изменяться примерно на 5-7 минут, причём в какую именно сторону (в «плюс» или в «минус») зависит от положения «усов» рулевой рейки на конкретном автомобиле.

Обратите внимание, как изменяются углы схождения и развала при частичной загрузке! (первое фото – на пустом автомобиле, второе – с водителем весом 65 кг)

Что будет, если их не делать?

В большинстве случаев проверку углов установки колес рекомендуют выполнять не реже одного раза в 30 000 км и сразу же после того, если автомобиль угодил колесом в крупную яму или стал участником даже небольшого ДТП. Ведь и первое, и второе может привести к смещению элементов подвески, что нарушит параметры схождения, кастера или развала.

А что будет, если их не делать вообще? Ничего хорошего, разумеется. Как минимум, автомобиль будет хуже вести себя и на прямой, и в поворотах, ведь отклонение любого из параметров влияет и на устойчивость машины, и на её управляемость. Во-вторых, сбитые углы приведут к тому, что машину начнет уводить в сторону, поэтому водителю придется удерживать руль с большей силой для того, чтобы сохранить прямолинейное движение.

При настолько сбитом схождении левого колеса (параметр, выделенный красным), машина едет «как-то странно», постоянно рыская по дороге, а руль просто не возвращается обратно! Если всё оставить как есть, то протектора хватит буквально на пару тысяч километров.

Бывает, что машину не просто тянет влево или вправо, а она при движении все время «рыскает», отклоняясь туда-сюда от прямолинейной траектории. Кроме того, что ехать на таком автомобиле будет не слишком приятно, очень быстро владелец обнаружит, что колеса на той оси, где нарушены углы установки колёс, изнашиваются очень неравномерно и весьма преждевременно.

Износ внутренних дорожек — результат большого отрицательного развала

Известны случаи, когда из-за неправильного «схода-развала» проектор почти новой шины буквально «таял на глазах», исчезая всего за 10-15 тысяч километров!

Когда регулировка углов установки колес не помогает?

Далеко не всегда даже квалифицированный специалист на правильно отъюстированном стенде (а это очень важно!) сможет выставить углы установки колес в заданных производителем допусках. Обычно этому мешают изношенные детали подвески, в которых возникли заметные люфты. Ловить минуты там, где во время движения детали «гуляют» на целые градусы – занятие довольно бессмысленное. Поэтому опытный «развальщик» обычно начинает с первичной (то есть «грубой») диагностики ходовой части, внимательно осматривая резино-металлические элементы и проверяя их на взаимное перемещение. Во многих случаях прежде, чем заезжать на стенд «схода-развала», необходимо посетить пост общеремонтных работ для замены изношенных деталей подвески. И лишь «перетряхнув ходовку» можно пробовать добиться требуемых углов установки колес.

Бывает, что подвеска в порядке, но выставить схождение, развал или кастер все равно не получается. Причина – необратимая деформация кузова, что бывает после сильной аварии или вследствие коррозии силовых элементов. И если в первом случае еще хотя бы теоретически может помочь стапель, то на сильной «гнилой» машине малой кровью проблему не решить, а большой – не имеет смысла.

Иногда даже после того, как углы выставлены правильно, автомобиль всё равно уводит в сторону. В этом случае нужно попробовать переставить колёса местами (а лучше – сменить подозрительную пару), поскольку часто из-за деформации каркаса или неоднородности слоёв брекера шина становится «кривой»

Adblock
detector