Развал колес автомобиля зил
РЕГУЛИРОВКА СХОЖДЕНИЯ КОЛЕС И УГЛОВ ПОВОРОТА ПЕРЕДНИХ КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131
Схождение колес автомобилей ЗИЛ-130, 131
Схождение передних колес автомобиля ЗИЛ-130 регулируют изменением длины поперечной рулевой тяги. Для проверки схождения колес надо установить автомобиль
на осмотровую канаву или на ровную горизонтальную площадку, поставить передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению, проверить давление воздуха в шинах и при необходимости довести его до нормального, затем линейкой (рис. 48, а) замерить расстояние между двумя точками на ободе колес спереди и сзади (расстояние Б и А на рис.
48, б) на уровне оси; высота уровня линейки 1 определяется длиной контрольной цепочки 2, закрепленной на линейке.
Для более точного замера схождения колес рекомендуется сначала установить измерительную линейку на ободе колес на уровне оси спереди, а затем, не снимая линейки, продвинуть ав-томобиль вперед настолько, чтобы линейка оказалась сзади на ободе колес и на уровне оси, после чего отсчитать показания линейки.
На рис. 48 показан отсчет на линейке: I — отсчет 0 мм при измерении расстояния Б, II — отсчет 8 мм при измерении расстояния А. Это значит, что отсчет на линейке соответствует верхнему пределу нормальной величины схождения передних колес автомобиля ЗИЛ-130. В этом случае регулировки не требуется.
Если схождение колес не соответствует нормальной величине, следует его отрегулировать и установить рекомендуемые размеры (А—Б = 5-^-8 мм), для чего надо освободить стяжные болты 6 головки 4 поперечной рулевой тяги 7 и, вращая поперечную рулевую тягу, установить нормальное схождение колес. Узел поперечной рулевой тяги показан на рис. 43, а, где
2 — тяга, 3 — стяжной болт, 4 — головка тяги. Закрепив стяжные болты наконечников, надо еще раз проверить схождение колес и убедиться в правильности регулировки.
Схождение передних колес автомобиля ЗИЛ-131 проверяют и регулируют так же, как автомобиля ЗИЛ-130. Величина схождения колес находится в пределах 2 — 5 мм.
Углы поворота передних колес. При эксплуатации автомобиля, особенно в тяжелых дорожных условиях, могут изменяться углы ос и р (см. рис. 48, б) поворота колес вследствие износа упоров или ослабления регулировочных болтов. Нарушение нормальных углов поворота колес ведет к ухудшению маневренности и к затруднению управления автомобилем, поэтому периодически следует проверять и регулировать углы поворота.
Для проверки максимальных углов поворота управляемых колес надо поднять домкратом передний мост и подложить под колеса специальные круги, которые имеют разметку в градусах и могут поворачиваться в своем основании вместе с колесами. Подложив круги, следует опустить на них колеса и убрать домкрат. Колеса должны быть установлены в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля, а круги должны быть застопорены и установлены на нулевую метку с направлением нулевого положения на внешнюю сторону колес. Закончив подготовку, вынуть стопоры из кругов и повернуть колеса (вращая рулевое колесо), сначала в одну сторону до упора, затем в другую, при этом надо проверить углы поворота по шкале основания кругов.
Углы поворота колес автомобиля ЗИЛ-130 регулируют регулировочными упорными болтами, ввернутыми в нижние поворотные рычаги, которые упираются своими головками в приливы балки переднего моста. Для этого следует отпустить контргайку 3 (см. рис. 48, б) и вращением болта 5 установить необходимый угол поворота, то же самое проделать для другого колеса, затем контргайки затянуть и убрать круги из-под колес.
Максимальные углы поворота передних колес на автомобиле ЗИЛ-131 не регулируют, так как регулировочные упорные болты после заводской регулировки приваривают к корпусу поворотных цапф. Нарушать заводскую регулировку углов поворота для уменьшения радиуса поворота автомобиля не рекомендуется, так как это приводит к поломке шарниров постоянной угловой скорости переднего ведущего моста. При поломке упорные регулировочные болты могут быть заменены новыми с последующей регулировкой углов аналогично регулировке углов поворота колес автомобиля ЗИЛ-130.
Рис. 48. Регулировка схождения колес и углов поворота передних колес автомобиля: а — пользование измерительной линейкой; б — схема установки
углов поворота; а — угол поворота вправо; В — угол поворота влево
Проверка углов установки передних колес автомобиля ЗИЛ-5301
Перед проведением проверки установки передних колес следует проверить и, при необходимости, отрегулировать осевые зазоры в подшипниках ступиц и довести до нормы давление в шинах колес
Развал колес, поперечный и продольный наклон шкворней и углы поворота колес проверяют на специальных стендах диагностики или прибором мод. 2183, показанным на рисунке 1.
Прибор состоит из алюминиевого корпуса, в который вмонтированы два установочных уровня (без шкал) и два уровня для замера (со шкалами).
Посредством головки прибор крепят к кронштейну, который устанавливают на колеса автомобиля.
Все шкалы градуированы в градусах: на шкалах развала и продольного наклона шкворня положительные углы обозначены знаком плюс, а отрицательные знаком минус.
Для изменения углов поворота колес используются два ящика 7 со шкалами 1 на дне и указателями 3 с удлинителями 4.
Ящики служат для хранения и транспортирования прибора.
В комплект входят два плоских 5 и два сферических 6 диска для облегчения поворота колес проверяемого автомобиля.
Проверка и регулировка схождения передних колес
Для регулировки схождения передних колес следует выполнить следующее:
— поставить автомобиль на горизонтальную площадку и установить передние колеса в положение для движения по прямой;
— между ободьями колес перед передней осью надо вставить раздвижную линейку параллельно площадке на высоте, соответствующей центру колеса (рис. 2).
— произвести измерение, а место установки линейки пометить;
— перекатить автомобиль вперед на половину оборота, колеса и, установив линейку по меткам позади передней оси, произвести измерение.
При необходимости регулировки надо ослабить крепление стяжных хомутов поперечной тяги и, вращая трубу тяги в ту или другую сторону, добиться необходимой величины схождения колес. После этого надо затянуть болты стяжных хомутов.
Одновременно с проверкой и регулировкой схождения колес рекомендуется проверить и при необходимости отрегулировать углы поворота колес с помощью упоров 9 (рис. 3).
Проверка развала колес
Для поверки развала колес автомобиль устанавливают на ровной горизонтальной площадке так, чтобы передние колеса стояли в положении, соответствующем прямолинейному движению. При этом подшипники ступиц колес должны быть отрегулированы, давление в шинах должно быть приведено в норму.
Корпус прибора 8 (рис. 1б), закрепляют струбциной на одной из гаек крепления колеса тыльной стороной вверх. При помощи пузырьков двух взаимноперпендикулярных установочных уровней корпус устанавливают горизонтально. После этого колесо перекатывают на 180° так, чтобы пузырек уровня шкалы поперечного наклона остановился против нуля, и по шкале определяют угол развала.
Угол развала колес не регулируют. Он изменяется только из-за износа и деформации деталей передней оси и может быть восстановлен только при его ремонте.
Проверка и регулировка максимальных углов поворота
Для измерения максимальных углов поворота передние колеса устанавливают на поворотные диски 5 и 6 (рис. 1а), соединяют удлинители 4 со стержнями скоб указателей 3 поворотных ящиков. У каждого колеса устанавливают ящики 7 так, чтобы удлинители указателей плотно прилегали к шинам ниже ступиц, а стрелки 2 указателей стали против нулевых делений шкал.
Колеса должны быть установлены для прямолинейного движения и заторможены. После этого колеса поворачивают до упора вправо и влево и определяют углы поворота. При необходимости производят регулировку углов, осуществляемую упорами 9 (рис. 3), которые упираются своими головками в приливы балки передней оси.
Для регулировки следует отпустить контргайку и вращением упоров установить необходимый угол поворота. То же самое следует проделать для другого колеса автомобиля. По окончании регулировки контргайку затянуть и убрать круги из-под колес.
Проверка углов поперечного и продольного наклона шкворня
Эти углы определяют одновременно с измерением максимальных углов поворота колес. Колесо поворачивают сначала вправо на 20° по указателю шкалы левого колеса, затем колеса поворачивают влево на 20° от нулевого деления шкалы, каждый раз устанавливая пузырьки уровней прибора 8 (рис. 1а) на нулевые деления, и определяют по соответствующим шкалам углы наклона шкворня данного колеса.
После проверки установки углов одного колеса прибор устанавливают на другом колесе и выполняют те же операции.
Углы поперечного и продольного наклонов шкворня не регулируют, а восстанавливают при ремонте передней оси.
ЗИЛ-5301. Особенности передней оси автомобиля
Устройство передней оси автомобиля и автобуса показано на рисунке.
Техническая характеристика передней оси
Балка штампованная, двутаврового сечения
Поворотные кулаки кованые, вильчатого типа
Габаритные размеры, мм:
Масса передней оси без колес — 80,5
Угол развала колес — 1° 30′
Продольный наклон шкворня (назад) для автомобиля и автобуса с полной массой — 3°
Поперечный наклон шкворня 8° 15′
Максимальный угол поворота внутреннего (относительно центра поворота) колеса.
При повороте правого (левого) колеса на угол 45°поворот левого (правого) колеса должен быть равным 33° — 45°
(разность расстояния между ободами колес сзади и спереди на уровне оси колес), мм (град) 1,76±0,8 (0°14’±6′)
ЗИЛ-5301. Проверка углов установки передних колес автомобиля
Перед проведением проверки установки передних колес следует проверить и, при необходимости, отрегулировать осевые зазоры в подшипниках ступиц и довести до нормы давление в шинах колес.
Развал колес, поперечный и продольный наклон шкворней и углы поворота колес проверяют на специальных стендах диагностики или прибором мод. 2183, показанным на рисунке 1.
Прибор состоит из алюминиевого корпуса, в который вмонтированы два установочных уровня (без шкал) и два уровня для замера (со шкалами).
Посредством головки прибор крепят к кронштейну, который устанавливают на колеса автомобиля.
Все шкалы градуированы в градусах: на шкалах развала и продольного наклона шкворня положительные углы обозначены знаком плюс, а отрицательные знаком минус.
Для изменения углов поворота колес используются два ящика 7 со шкалами 1 на дне и указателями 3 с удлинителями 4.
Ящики служат для хранения и транспортирования прибора.
В комплект входят два плоских 5 и два сферических 6 диска для облегчения поворота колес проверяемого автомобиля.
Проверка и регулировка схождения передних колес
Для регулировки схождения передних колес следует выполнить следующее:
• поставить автомобиль на горизонтальную площадку и установить передние колеса в положение для движения по прямой;
• между ободьями колес перед передней осью надо вставить раздвижную линейку параллельно площадке на высоте, соответствующей центру колеса (рис. 2).
• произвести измерение, а место установки линейки пометить;
• перекатить автомобиль вперед на половину оборота, колеса и, установив линейку по меткам позади передней оси, произвести измерение.
При необходимости регулировки надо ослабить крепление стяжных хомутов поперечной тяги и, вращая трубу тяги в ту или другую сторону, добиться необходимой величины схождения колес. После этого надо затянуть болты стяжных хомутов.
Одновременно с проверкой и регулировкой схождения колес рекомендуется проверить и при необходимости отрегулировать углы поворота колес с помощью упоров 9 (рис. 3).
Проверка развала колес
Для поверки развала колес автомобиль устанавливают на ровной горизонтальной площадке так, чтобы передние колеса стояли в положении, соответствующем прямолинейному движению. При этом подшипники ступиц колес должны быть отрегулированы, давление в шинах должно быть приведено в норму.
Корпус прибора 8 (рис. 1б), закрепляют струбциной на одной из гаек крепления колеса тыльной стороной вверх. При помощи пузырьков двух взаимноперпендикулярных установочных уровней корпус устанавливают горизонтально. После этого колесо перекатывают на 180° так, чтобы пузырек уровня шкалы поперечного наклона остановился против нуля, и по шкале определяют угол развала.
Угол развала колес не регулируют. Он изменяется только из-за износа и деформации деталей передней оси и может быть восстановлен только при его ремонте.
Проверка и регулировка максимальных углов поворота
Для измерения максимальных углов поворота передние колеса устанавливают на поворотные диски 5 и 6 (рис. 1а), соединяют удлинители 4 со стержнями скоб указателей 3 поворотных ящиков. У каждого колеса устанавливают ящики 7 так, чтобы удлинители указателей плотно прилегали к шинам ниже ступиц, а стрелки 2 указателей стали против нулевых делений шкал.
Колеса должны быть установлены для прямолинейного движения и заторможены. После этого колеса поворачивают до упора вправо и влево и определяют углы поворота. При необходимости производят регулировку углов, осуществляемую упорами 9 (рис. 3), которые упираются своими головками в приливы балки передней оси.
Для регулировки следует отпустить контргайку и вращением упоров установить необходимый угол поворота. То же самое следует проделать для другого колеса автомобиля. По окончании регулировки контргайку затянуть и убрать круги из-под колес.
Проверка углов поперечного и продольного наклона шкворня
Эти углы определяют одновременно с измерением максимальных углов поворота колес. Колесо поворачивают сначала вправо на 20° по указателю шкалы левого колеса, затем колеса поворачивают влево на 20° от нулевого деления шкалы, каждый раз устанавливая пузырьки уровней прибора 8 (рис. 1а) на нулевые деления, и определяют по соответствующим шкалам углы наклона шкворня данного колеса.
После проверки установки углов одного колеса прибор устанавливают на другом колесе и выполняют те же операции.
Углы поперечного и продольного наклонов шкворня не регулируют, а восстанавливают при ремонте передней оси.
ЗИЛ-5301. Проверка состояния шарниров рулевых тяг
Для проверки состояния шарниров рулевых тяг автомобиль устанавливают на ровной горизонтальной площадке так, чтобы передние колеса стояли в положении прямо
Индикатор с помощью струбцины закрепляют на рулевой тяге так, чтобы измерительный стержень упирался в головку рычага поворотного кулака, а ось стержня была бы параллельна оси тяги (рис.1).
Плавно поворачивая рулевое колесо влево и вправо, до полного выбора свободного хода рулевого колеса, по шкале индикатора определяют величину зазора. Если зазор в шарнире превышает 1 мм, то его следует отрегулировать.
Для этого вынимают шплинт и ввертывают пробку в наконечник до упора, а затем вывертывают до первого положения для шплинтовки, но не менее чем на 1/8 оборота, проверяют зазор и если он в пределах нормы — шплинтуют.
После регулировки зазоров необходимо вывесить передние колеса автомобиля и автобуса и при неработающем двигателе убедиться, что нет заметного нарастания усилия на рулевом колесе при его повороте из одного крайнего положения в другое. В том случае, если регулировкой не удается установить допустимый зазор, то следует заменить палец и вкладыши.
После сборки и регулировки шарнира надо проверить моменты, необходимые для вращения и качания шарового пальца. Эти моменты должны быть не более 50 Нм. Эксплуатация шарниров, у которых момент вращения и качания (из одного крайнего положения в другое) шаровых пальцев более указанного, может привести к поломке пальцев.
Для измерения момента на резьбовом конце шарового пальца навинчивается специальная насадка, имеющая места по захвату динамометрического ключа в горизонтальной и вертикальной плоскостях.